Содержание

Введение. 3

Глава 1. Анализ финансового состояния. 5

1.1. Понятие финансового состояния. 5

1.2 Понятие анализа финансового состояния. 9

Глава 2. Анализ прибыли. 16

2.2.Анализ динамики и состава прибыли предприятия. 16

2.3.Факторный анализ прибыли от реализации продукции. 20

Глава 3. Анализ рентабельности. 25

2.4.Анализ показателей рентабельности. 25

2.5.Определение факторов и резервов улучшения финансовых результатов деятельности предприятия. 27

Заключение. 33

Список литературы.. 35

Введение

Прибыль, известная с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий.

В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового положения предприятия. К примеру, если темпы продаж предприятия падают, то уменьшится ли соответственно этому производство товаров или предприятие должно придержи­ваться прежних темпов развития, делая запас на будущее? Или если спрос на продукцию сильно и неожиданно увели­чивается, то можно ли с существующих мощностей снять больше продукции? Должно ли предприятие развивать новые технологии, требующие значительных капиталовложений, или ограничиться интенсификацией труда? Все это в конеч­ном итоге связано с оценкой использования ресурсов пред­приятия.

Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятия. Основной принцип деятельности предприятия состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставля­ется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.

Цель работы - рассмотреть анализ прибыли и рентабельности предприятия ЗАО "Котел".

В данной работе мы рассмотрим такие понятия как прибыль, ее распределение и использование, норма рентабельности, показатели рентабельности: рентабельность производства и рентабельность продукции, рассмотрим новые показатели и финансово-экономическое содержание прибыли и рентабельности.

Глава 1. Анализ финансового состояния

1.1. Понятие финансового состояния

Финансовое состояние является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации, в зависимости от цели анализа, имеющейся информации и т.д.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности; если он основан на данных только бухгалтерской отчетности - внешний анализ; внутрихозяйственный анализ может быть дополнен и другими аспектами: анализом эффективности авансирования капитала, анализом взаимосвязи издержек, оборота и прибыли и т.п.

Финансовый анализ позволяет получить объективную информацию о финансовом состоянии организации, прибыльности и эффективности ее работы.

Теоретической задачей финансового анализа является построение целостной, логичной, практически применимой методики аналитических исследований и формализованных вычислительных алгоритмов ее реализации на основе закономерностей, выявляемых теорией финансовой деятельности предприятия.

К практическим задачам финансового анализа, и, в частности, анализа финансового состояния предприятия можно отнести следующие: исследование текущего состояния предприятия, получение его качественной характеристики; изучение изменения ключевых показателей деятельности предприятия во времени; выделение «проблемных» показателей деятельности предприятия, диагностика предкризисного состояния, близости предприятия к банкротству; определение степени устойчивости финансового состояния предприятия; определение степени инерции финансовых тенденций и параметров, управление которыми позволяет предотвратить ухудшение финансовых ситуаций; исследование специфических закономерностей хозяйственных процессов, зависящих от отраслевых, конъюнктурных и прочих особенностей кругооборота; определение оптимальных структур имущества предприятия и источников его формирования.

Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами). Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов.

Существуют различные классификации методов финансового анализа (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1 Классификация методов финансового анализа

Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов.

Среди можно выделить основные: горизонтальный анализ (временной) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; вертикальный анализ (структурный) – определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. Основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со средне отраслевыми и средними хозяйственными данными.

Комплексный экономический анализ представляет собой всесторонний анализ хозяйственной деятельности предприятия или какой-либо отдельной, наиболее существенной стороны его деятельности на основе системного подхода.

Системный подход к проведению комплексного экономического анализа предполагает наличие определенной последовательности с целью всестороннего охвата взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей.

Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Целью предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания.

Системный подход позволяет глубже изучить исследуемое предприятие, получить более полное представление.

Системный подход в экономическом анализе направлен на разработку научно обоснованных вариантов решения определенных задач, а также позволяет выбрать наиболее целесообразные управленческие решения для достижения поставленных целей.

 

Рис. 1.2. Этапы комплексного анализа

При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода: первый подход – когда результаты хозяйственной деятельности анализируемого предприятия можно представить в виде системы показателей; второй подход – когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним сводным комплексным показателем.

На практике при проведении комплексного анализа чаще всего используются оба подхода одновременно.

Как правило, комплексный анализ производится поэтапно на основе правильно разработанной программе рис. 1.2.

Комплексный экономический анализ деятельности торгового предприятия может включать различное сочетание используемых показателей в зависимости от поставленных целей.

Таким образом, основной целью анализа финансового состояния, по мнению ряда авторов, является получение небольшого числа ключевых, т.е., наиболее информативных, параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, изменений в структуре активов и пассивов, в расчётах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и менеджера может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдалённую перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

1.2 Понятие анализа финансового состояния

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Оценка финансового состояния проводится различными субъектами анализа. В первую очередь информация, полученная в ходе анализа, интересует собственников предприятия и потенциальных инвесторов, а также организации, вступающие в различные отношения с данным предприятием. Финансовое положение выражает обобщающие показатели, полученные в ходе производства и реализации продукции, использование всех видов ресурсов, получении финансовых результатов и достижения определённого уровня оборачиваемости средств предприятия.

Финансовое состояние является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности.

Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей представлен на рис. 1.3.

 

Рис. 1.3. Цели финансового состояния предприятия

Основными показателями, характеризующими финансовое состояние предприятия, являются: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность; состояние нормируемых запасов материальных ценностей; эффективность использования банковского кредита и его материальное обеспечение; оценка устойчивости платежеспособности предприятия. Анализ факторов, определяющих финансовое состояние, способствует выявлению резервов и росту эффективности производства.

Финансовое состояние зависит от всех сторон деятельности объединений (предприятий): от выполнения производственных планов, снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли, роста эффективности производства, а также от факторов, действующих в сфере обращения и связанных с организацией оборота товарных и денежных фондов - улучшения взаимосвязей с поставщиками сырья и материалов, покупателями продукции, совершенствования процессов реализации и расчетов. При анализе необходимо выявить причины неустойчивого состояния предприятия и наметить пути его улучшения (устранения). Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.

Цели финансового анализа:

-         выявление изменений показателей финансового состояния;

-         выявление факторов, влияющих на изменение финансового состояния предприятия;

-         оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;

-         определение тенденций изменения финансового состояния предприятия.

Для проведения анализа финансового состояния предприятия используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод – сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующих метод – группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проверки аналитических расчетов, выявления тенденций развития  отдельных явлений и их взаимосвязи, выявления факторов. Влияющих на изменение показателей.

Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод дает возможность определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты. Это относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим.

Финансовые коэффициенты используются:

-         для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий;

-         для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия;

-         для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.

В финансовом анализе предприятия используются определенные алгоритмы и формулы. Информационной базой для проведения анализа финансового состояния является главным образом финансовая документация - бухгалтерский баланс и приложения к балансу.

Таблица 1.1. – Показатели финансового состояния предприятия

Наименование

Рекомендуемое значение

Показатели платежеспособности

Коэффициент текущей ликвидности (покрытия)

1 – 2

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,25 – 0,3

Коэффициент промежуточной  ликвидности

0,3 – 1

Показатели финансовой устойчивости

Соотношение заемного и собственного средств

 Не более 0,7

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Не менее 0,1

Коэффициент автономии

Не более 0,5

Коэффициент маневренности

0,2 – 0,5

Показатели рентабельности

Рентабельность активов

Рентабельность реализации

Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой кратности оборотные активы превышают краткосрочные долговые обязательства предприятия зависит от срока превращения ликвидных активов в наличные деньги. Норма этого коэффициента – не менее 2,0.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какую часть своих краткосрочных долговых обязательств предприятие может оплатить располагаемыми средствами (на дату составления баланса) немедленно или через небольшой промежуток времени. Рекомендуемое значение 0,2-0,3.

Коэффициент маневренности отражает долю собственного капитала, вложенного в оборотные средства и степень мобильности использования собственного капитала.

Следующим этапом оценки финансового состояния торгового предприятия является оценка ликвидности.

Ликвидность предприятия – это способность возвратить в срок полученные в кредит денежные средства, или способность оборотных средств превращаться в денежную наличность, необходимую для нормальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следует использовать общий показатель ликвидности. С помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точке зрения ликвидности.

Различные показатели ликвидности не только дают характеристику устойчивости финансового состояния организации при разной степени учёта ликвидности средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации.

Оценка финансовой устойчивости. Количественно финансовая устойчивость может оцениваться двояко: во-первых, с позиции структуры источников средств, во-вторых, с позиции расходов, связанных с обслуживанием внешних источников. Соответственно выделяют две группы показателей, называемые условно коэффициентами капитализации и коэффициентами покрытия. В группе коэффициентов капитализации выделяют прежде всего соотношение собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей. В частности, это: соотношение капитализированных (т.е. направленных на капитальные вложения и долгосрочные финансовые вложения) и собственных оборотных средств, темпы накопления собственных средств, соотношение краткосрочных и долгосрочных обязательств. Коэффициенты капитализации, характеризующие структуру долгосрочных пассивов, логично дополняются показателями второй группы, называемыми коэффициентами покрытия и позволяющими сделать оценку того, в состоянии ли компания поддерживать сложившуюся структуру источников средств. Как известно, любой источник средств имеет свою цену, основное различие между собственным и заемным капиталом в этом смысле состоит в том, что выплата дивидендов, как цены за пользование собственным капиталом может быть не обязательной, тогда как выплата процентов, являющихся ценой, уплачиваемой коммерческой организацией за привлечение заемного капитала, обязательна. Иными словами, в отличие от невыплаты дивидендов невыплата процентов может привести к катастрофическим последствиям. Таким образом, привлечение заемных средств связано с бременем постоянных финансовых расходов, которые должны по крайней мере покрываться текущим доходом.

Оценка деловой активности. Деловая активность проявляется в динамичности развития коммерческой организации, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данной коммерческой организации и родственных по сфере приложения капитала компаний. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта, наличие продукции, поставляемой на экспорт и др.

Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по двум направлениям: степени выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечению заданных темпов их роста; уровню эффективности использования ресурсов коммерческой организации. Деятельность любой коммерческой организации может быть охарактеризована с различных сторон. Обычно основные оценочные показатели – объем реализации и прибыль. Помимо их в анализе применяют показатели, отражающие специфику производственной деятельности коммерческой организации. Оценивая динамику основных показателей, необходимо сопоставлять темпы их изменения.

Анализ рентабельности и доходности. Результативность и экономическая целесообразность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности. К показателям экономического эффекта относят показатели, характеризующие результат деятельности. Это абсолютные показатели объема; их можно суммировать в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег).

В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.

Основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов. Экономическая эффективность характеризуется относительными показателями, соизмеряющими полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этих показателей уже нельзя суммировать в пространстве и времени.

Глава 2. Анализ прибыли

2.2.Анализ динамики и состава прибыли предприятия

Для оценки уровня и динамики показателей прибыли составим таблицу (табл. 1), в которой приведены данные бухгалтерской отчетности ЗАО «Котел» (форма №2).

Данные этой аналитической таблицы показывают, что если в предыдущем году прибыль от продаж составляла 168% от нераспределенной прибыли, а в сравнении с чистой прибылью — 240%, то в отчетном году — соответственно 166,2% (18 658: 11 226) и 231% (18 658 : 8080), т.е. нераспределенная прибыль и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины.

В отчетном году по сравнению с предыдущим годом выручка от продаж увеличилась в 4,2 раза; себестоимость продукции, работ и услуг — в 4,5 раза. При этом валовая прибыль, или еще ее можно назвать «маржинальный доход», возросла в 3,7 раза; расходы по продажам — в 5,5 раза; прибыль от продаж — в 1,16 раза; прибыль от обычной деятельности — в 1,17 раза; а чистая (нераспределенная) прибыль — в 1,21 раза.

Таблица 1

Финансовые результаты ЗАО «Котел» за 2003-2004 гг.

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

Изменения

Темп роста, %

2003

2004

2003

2004

Тыс. руб.

%

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

112706

473754

100,0

100,0

361048

  420,34  

Себестоимость проданной продукции, товаров работ, услуг

68894

312771

66,02

61,13

243877

-4,89

453,99

Валовая прибыль

43812

160983

33,98

38,87

117171

4,89

367,44

Продолжение таблицы 1

Коммерческие расходы

25251

138927

29,32

22,40

113676

-6,92

550,18

 

Управленческие расходы

2444

3398

0,72

2,17

954

1,45

139,03

 

Прибыль (убыток) от продаж

16117

18658

3,94

14,30

2541

10,36

115,77

 

Проценты к получению

67

250

0,05

0,06

183

0,01

373,13

 

Операционные доходы

115

499

0,11

0,10

384

0,00

433,91

 

Операционные расходы

5305

7601

1,60

4,71

2296

3,10

143,28

 

Внереализационные доходы

3092

2709

0,57

2,74

-383

2,17

87,61

 

Внереализационные расходы

4498

3289

0,69

3,99

-1209

3,30

73,12

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

9588

11226

2,37

8,51

1638

6,14

117,08

 

 

Налог на прибыль и другие аналогичные платежи

2876

3199

0,68

2,552

323

1,88

111,23

 

Прибыль от обычных видов деятельности

6712

8027

1,69

5,96

-1315

4,26

119,59

Характеризуя изменение абсолютных показателей прибыли, следует отметить, что если чистая прибыль на 1 руб. прибыли от продаж в прошлом году составляла 41,6%, то в отчетном году — уже 43,3%. Если учесть тот факт, что более 30% прибыли от продаж идет на уплату налогов, то остальная ее часть (28–29%) была «утеряна» в операционных, внереализационных и других расходах.

Следует обратить внимание на тот факт, что чистая прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим уменьшилась в основном за счет увеличения себестоимости проданных товаров, продукции, услуг на 4,9 % и роста коммерческих расходов на 6,9 %[1].

Таблица 2

Структурно-динамический анализ основных элементов формирования конечных финансовых результатов деятельности ЗАО «Котел»

Наименование показателя

Структура элементов формирования чистой прибыли в выручке от продаж, %

Изменения структуры

2003 год

2004 год

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

100

100

0

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

66,02

61,13

-4,89

Валовая прибыль (МД)

33,98

38,87

4,89

Коммерческие расходы

29,32

22,4

-6,92

Управленческие расходы

0,72

2,17

1,45

Прибыль (убыток) от продаж

3,94

14,3

10,36

Операционные доходы

0,05

0,06

0,01

Операционные расходы

0,11

0,1

-0,01

Внереализационные доходы

1,6

4,71

3,11

Внереализационные расходы

0,57

2,74

2,17

Прибыль до налогообложения

0,69

3,99

3,3

 

Налог на прибыль и другие аналогичные платежи

2,37

8,51

6,14

 

Прибыль от обычной деятельности

0,68

2,552

1,872

 

Чистая прибыль

1,69

5,96

4,27

Структурно-динамический анализ, по данным таблицы 2, в целом показал, что несмотря на весьма благополучное положение с темпами роста и абсолютным приростом основных показателей характеризующих финансовые результаты деятельности ЗАО «Котел» (таблица 1), имеет место отрицательно складывающиеся в отчетном году по сравнению с предыдущим годом тенденции, выразившиеся в ухудшении финансовых результатов почти по всем позициям: увеличился удельный вес затрат и коммерческих расходов соответственно на 4,9 и 6,9 %; снизился удельный вес всех видов прибыли на 1 руб. выручки от продаж, в частности валовой прибыли — на 4,9 %; прибыли от продаж — на 10,4 %; прибыли до налогообложения — на 6,14 %; чистой прибыли — на 4,24 % и по другим элементам. Все это заставляет организацию изыскивать возможности и усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых ее средств и повышения эффективного их использования. Следует обратить внимание на тот факт, что согласно данным таблицы 2 чистая прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим уменьшилась в основном за счет увеличения себестоимости проданных товаров, продукции, услуг на 4,9 % и роста коммерческих расходов на 6,9 %.

Таблица 3

Анализ состава структуры и динамики доходов ЗАО «Котел»

Показатели

2003 год

2004 год

Изменения

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

112706

97,10

473754

99,26

+361048

+2,16

Проценты к получению

67

0,06

250

0,05

+183

-0,01

Доходы от участия в других организациях

Прочие операционные доходы

115

0,10

499

0,10

+384

Внереализационные доходы

3092

2,74

2709

0,59

-3,83

-2,13

Всего доходов организации

116037

100,0

477291

100,0

+361254

Проведем анализ доходов ЗАО «Котел» за отчетный и прошлый годы по данным таблицы 3. Как свидетельствуют эти данные, доходы организации в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом увеличились на 361 254 тыс. руб., что составляет 311%, то есть более чем в четыре раза возросли доходы организации, а уменьшились они главным образом на 2,13 %а за счет только внереализационных доходов.

Наибольший удельный вес в доходах организации занимает выручка от продаж (97,1% в 2003 году и 99,3% в 2004 году). Остальные доходы составляют менее 5% по каждой статье доходов. Как показывают данные таблицы 3, на все другие статьи доходов в общей сумме за 2004 год находится лишь 0,7%. В целом доходы в связи с выручкой от продаж увеличились в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 361 048 тыс. руб., или на 2,16 пункта.

Следует заметить, что в составе доходов организации (кроме доходов от продаж) имеются и доходы, полученные от операционной и внереализационной деятельности. Так, организация в отчетном году получила банковский процент по расчетно-кассовому обслуживанию в сумме 250 тыс. руб., а прочие операционные доходы и внереализационные доходы составили соответственно 49 и 2709 тыс. руб.

2.2.Факторный анализ прибыли от реализации продукции

В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения (Δ) прибыли от продаж под влиянием следующих факторов:

– объема выручки (нетто) от реализации строительных работ и услуг;

– структуры реализации;

– себестоимости проданных работ и услуг;

– коммерческих расходов;

– управленческих расходов;

– цен на реализацию строительных работ и услуг.

Для проведения факторного анализа используем необходимую информацию табл. 1, исходные данные которой позволяют рассчитать влияние вышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж работ, услуг.

Исходя из данных табл. 4 рассчитаем влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж, который составил +2541 тыс. руб.

Таблица 4

Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж

п/п

Показатель

(и его условное

обозначение)

2003

год

Реализация 2004 года в ценах

2003 года

2004

год

1

Выручка от продаж продукции, работ, услуг, тыс. руб. (N)

112706

349 388

473 754

2

Себестоимость проданной продукции, работ, услуг, тыс. руб. (Sпер.)

68894

252 034

312771

3

Коммерческие расходы, тыс. руб. (КР)

25251

77594

138 927

4

Управленческие расходы, тыс. руб. (УР)

2444

2820

3398

5

Прибыль (убыток) от продаж, (Р)

16 117

16940

18658

6

Темп роста выручки от продаж, рассчитанный в ценах

2003 года, %

112706

349 388

310

Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж.

Расчет прироста прибыли от продаж (ΔР):

18 658 - 16 117 = +2541 тыс. руб.

Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах:

349388 / 112706 * 100 = 310%, тогда темп прироста объема продаж составил 210%.

Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема продаж на 210% (310 — 100):

ΔР(N) =  тыс. руб.

Итак, влияние первого фактора — изменения объема продаж на прирост прибыли от продаж составил  +33845,7 тыс. руб.

Расчет изменения себестоимости реализованной продукции, работ, услуг:

312 771 – 252 034 = + 60 737 тыс. руб.

Это означает, что прибыль от продаж уменьшится на эту сумму в связи с увеличением себестоимости продукции, работ, услуг, т.е. ΔР(S) составит -60 737 тыс. руб., т.е. второй фактор оказал влияние на 60737 тыс.руб. Расчет изменения коммерческих расходов при неизмененном объеме продаж: 138 927 – 77 594 = +61 333 тыс. руб. Этот фактор (третий) также уменьшил прибыль от продаж на 61 333 тыс. руб., т.е. ΔР(КР) составил (– 61333) тыс. руб. Расчет изменения управленческих расходов (четвертый фактор) при неизменном объеме продаж: 3398 – 2820 = +578 тыс. руб. За счет увеличения управленческих расходов прибыль от продаж уменьшилась на 578 тыс. руб., т.е. ΔР(УР) составил (- 578) тыс. руб. Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен на строительство (пятый фактор). Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов: 473 754 — 349 388 =  124 366 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что строительство производилось по более высоким ценам и получили в связи с этим прибыль ΔР(Ц) на сумму  + 124366 тыс. руб.

Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции, работ и услуг (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных работ) на изменение прибыли от продаж (шестой фактор). Для этого выполним расчет по предлагаемой методике:

16 940 - (16 117 х 3,10) = 16 940 - 49 962,7 = -33 022,7 тыс. руб.

Расчеты показывают, что в организации уменьшилась прибыль от продаж на 33 022,7 тыс. руб. в связи с изменением структуры продаж, в частности, за счет увеличения объема продаж нерентабельной продукции ΔР(стр) на сумму (-33022,7) тыс. руб[2].

Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом: 2541 тыс. руб. = +33 845,7 + (-60 737) + (-61 333) + + (-578) + (+124 366) + (-33 022,7) = +2541 тыс. руб[3].

Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась только за счет влияния двух факторов: изменения объема продаж (+33 845,7 тыс. руб.) и роста цен на продукцию (+124 366 тыс. руб.). Остальные факторы — увеличение себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, а также изменение структуры продаж — привели к понижению прибыли от продаж на общую сумму 155 670,7 тыс. руб. [-60 737 + (-61 333) + (-578) + (-33 022,7)]. Обобщим результаты факторного анализа прибыли от продаж в табличной форме (табл. 5).

Таблица 5

Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж

Факторы изменения прибыли от продаж

Результаты расчета, тыс. руб.

Оценка влияния фактора на изменение прибыли от продаж, тыс. руб.

Общее изменение прибыли от продаж, в т.ч. за счет факторов:

18658 – 16117 = +2541

1. Изменение объема продаж

+33845,7

2. Изменение себестоимости проданных работ и услуг

312771 – 2502034 = +60737

- 60737

3. Изменение коммерческих расходов

138927 – 77594 = 61333

- 61333

4. Изменение управленческих расходов

3398 – 2820 = +578

- 578

5. Изменение цен на оказанные услуги и выполненные работы

473754 – 349388 = +124366

+124366

6. Изменение структурных сдвигов в объеме продаж

- 33022,7

Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж

+33845,7 +(- 60737) +(- 61333) +(- 578)+

+124366 +(- 33022,7)=

=+2541 тыс. руб.

Приведенные расчеты наглядно показывают, что ЗАО «Котел» располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции, работ и услуг и, прежде всего, за счет снижения производственной себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных видов услуг по теплоснабжению.

Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» позволяет раскрыть влияние факторов не только на прибыль от продаж и запас финансовой прочности, но и на другие виды прибыли, показанные в ф. № 2, и, прежде всего, на такие, как прибыль до налогообложения и чистая прибыль или нераспределенная прибыль.

Глава 3. Анализ рентабельности

3.1..Анализ показателей рентабельности

Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» позволяет раскрыть влияние факторов не только на прибыль от продаж и запас финансовой прочности, но и на другие виды прибыли, показанные в ф. № 2, и, прежде всего, на такие, как прибыль до налогообложения и чистая прибыль или нераспределенная прибыль.

Создавшееся положение требует, прежде всего, проведения углубленного анализа рентабельности активов и выявления влияния факторов на ее изменение (снижение). Для начала проанализируем рентабельность активов, продаж (табл. 6).

Таблица 6

Динамика использования доходов

Показатели

2003 год

2004 год

Изменение

Темп роста, %

1. Доходы (Дох), тыс.руб.

115980

477212

361232

411,46

2. Расходы (Расх), тыс.руб.

106392

465986

359594

437,99

3. Прибыль (убыток) до налогообложения (Р), тыс.руб.

13649

14767

1118

108,19

4. Выручка от продаж (N), тыс.руб

112706

473754

361048

420,34

5. Рентабельность расходов, %

13,3

3,19

-10,11

23,985

7. Рентабельность продаж, % (Рп)

12,1

3,1

-9

25,62

8. Рентабельность всего капитала, %

3,09

17,11

14,02

553,72

9. Рентабельность собственного капитала, %

46,4

55,56

9,16

119,74

10. Рентабельность внеоборотных активов, %

2,59

13,79

11,2

532,43

11. Доля выручки от продаж на 1 руб. доходов

0,972

0,993

0,021

102,16

12. Доходы на 1 руб. расходов, коэф.

1,090

1,024

-0,066

93,943

Несмотря на практическую значимость анализа состава и структуры доходов и расходов организации следует все-таки углубить его проведение, используя коэффициентные методы финансового анализа, характеризующие степень эффективности использования (расходования) этих средств.

Данные таблицы показывают, что доходы, расходы и выручка от продаж увеличивались в отчетном году по сравнению с предыдущим годом одинаковыми темпами — более чем в четыре раза, а вот рентабельность продаж упала с 12,1 до 3,1%; рентабельность активов - с 10,6 до 8,9%, в то время как доходы на 1 руб. активов увеличились с 90,2 коп. до 2,88 руб., т.е. в 3,2 раза. Повышение рентабельности всего капитала говорит о повышении спроса на продукцию фирмы. Повышение рентабельности внеоборотных активов положительно характеризует финансовый результат, так как он показывает величину прибыли, приходящуюся на единицу стоимости внеоборотных средств. Эффективность использования собственного капитала на предприятии увеличилась, о чем говорит повышение коэффициента рентабельности собственного капитала.

Составим детерминированную модель зависимости рентабельности активов от факторов, воздействующих на ее изменение. Используя данные табл. 8, рассчитаем влияние факторов (х, у, z) на изменение рентабельности активов (-1,7%):

Δƒ(х)= –9 * 0,9713 * 0,902 = - 7,9%;

Δƒ(у)= 0,021*,31*0,902 = +0,1%;

Δƒ(z)= +1,978*3,1*0,9923 = +6,085% = +6,1%;

Итого = -1,7%

Расчеты показывают, что рентабельность активов уменьшилась на 1,7% главным образом за счет снижения рентабельности продаж (-7,9%), а увеличилась за счет роста доходов на 1 руб. активов (+6,1%). Анализ и оценку показателей расходов организации проведем по данным табл. 7.

Таблица 7

Динамика показателей расходов что ЗАО «Котел»

Показатели

2003 год

2004 год

Изменение

Темп роста, %

1. Доходы (Дох)

116037

477291

361254

411,3

2. Расходы (Расх)

102388

462524

360136

451,7

3. Прибыль (убыток) до налогообложения (Р)

13649

14767

1118

108,2

4. Выручка от продаж (N)

112706

473754

361048

420,3

Продолжение таблицы 7

5. Рентабельность расходов, %

13,3

3,19

-10,11

24,0

6. Рентабельность продаж, % (Рп)

12,1

3,1

-9

25,6

7. Доля выручки от продаж на 1 руб. доходов

0,9713

0,9923

0,021

102,2

8. Доходы на 1 руб. расходов, коэф.

1,133

1,032

-0,101

91,1

Расчеты по данным табл. 9 показывают, что качественные показатели расходов (затрат) резко уменьшились: рентабельность расходов — с 13,3 в предыдущем году до 3,19% в отчетном году; темп роста расходов в 451,7% больше темпов роста доходов — 411,3%; доходы на 1 руб. расходов снизились с 1,133 руб. до 1,032 руб. и составили 91,1% от их значения в предыдущем году.

Отмеченные выше факты неадекватности расходования средств относительно полученных доходов подчеркивают необходимость проведения факторного анализа расходов с целью выявления конкретных факторов, оказавших воздействие на изменение обобщающего показателя – рентабельности произведенных расходов (-10,11%). Расчет влияния факторов выполним способом цепных подстановок.

Δƒ = 3,19 – 13,3 = - 10,1%

Δƒ(х)= –9 * 0,9713 * 1,133 = - 9,9%;

Δƒ(у)= 0,021*,31*0,9713 = +0,063%;

Δƒ(z)= –0,101*3,1*0,9923 = - 0,310%;

Δƒ = - 9,9 + 0,1 – = - 10,1%

Выполненные расчеты дают основание утверждать, что на снижение рентабельности расходов на 10,11 % в отчетном году существенное влияние оказали падение темпов роста рентабельности продаж (-9,9%) и уменьшение доходов на 1 руб. расходов (-0,3%).

3.2.Определение факторов и резервов улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.

Финансовому менеджеру предприятия совместно с главным бухгалтером ЗАО "Котел" следует разработать программу включения выявленных резервов в производственно-хозяйственную деятельность на следующий год, предварительно определив причины их возникновения и возможности предприятия по мобилизации таких резервов в производство. Для этого необходимо провести анализ себестоимости работ, услуг. Прежде всего нужно оценить структуру и динамику затрат по экономическим элементам (табл. 8)[4].

Таблица 8

Оценка структуры и динамики затрат по экономическим элементам

Показатель

Структура, %

Изменение

(+,-)

2003 год

2004 год

Затраты на производство продукции (работ, услуг) – всего

100,0

100,0

-

В том числе по экономическим элементам:

Материальные затраты

56,8

58,8

+2,0

из них:

сырье и материалы

34,4

40,1

+5,7

Покупные комплектующие изделия

15,6

12,9

-2,7

Работы и услуги производственного характера

1,1

1,8

+0,7

Топливо

2,3

1,9

-0,4

Энергия

3,4

2,1

-1,3

Затраты на оплату труда

22,6

16,2

-6,4

Отчисления на социальные нужды

8,4

7,2

-1,2

Амортизация основных средств

5,2

4,9

-0,3

Прочие затраты

7,0

12,9

+5,9

из них:

Проценты по кредитам банков

2,2

4,5

+2,3

Суточные и подъемные

0,3

0,2

Налоги, включаемые в себестоимость

0,7

2,5

+ 1,8

Отчисления во внебюджетные фонды

3,0

4,3

+ 1,3

Вознаграждения за изобретения и рациональные предложения

0,1

0,1

Оплата нематериальных услуг сторонних организаций

0,4

0,8

+0,4

Другие затраты

0,3

0,5

+0,2

В отчетном году наибольший удельный вес в структуре затрат занимают материальные затраты (58,8%), заработная плата (16,2%) и прочие затраты (12,9%). В сравнении с 2003 годом возросли затраты на сырье и материалы на 5,7 пункта, прочие затраты — на 5,9 пункта преимущественно за счет налогов, включаемых в затраты.

Оценка структуры и динамики производственной себестоимости реализации по статьям калькуляции рекомендуется провести по данным табл. 9.

Таблица 9

Оценка структуры и динамики производственной себестоимости реализации по статьям калькуляции

Показатель

Структура, %

Изменение (+,-)

2003 год

2004 год

Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг)

100,0

100,0

-

Всего

В том числе по отраслям:

Сырье и материалы

32,2

32,5

+0,3

Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты

10,7

9,0

-1,7

Топливо и энергия на технологические цели

5,8

4,2

-1,6

Потери от брака

0,2

0,1

-0,1

Заработная плата

6,3

5,2

-1,1

Отчисления на социальные нужды

2,5

2,0

-0,5

Отчисления в резерв отпускных производственным рабочим

3,2

1,9

-1,3

Общепроизводственные расходы

13,1

15,5

+2,4

Общехозяйственные (управленческие) расходы

17,7

20,4

+2,7

Произведенная (заводская) себестоимость

91,7

90,8

-0,9

Коммерческие расходы

8,3

9,2

0,9

Полная себестоимость

100,0

100,0

-

Расчеты, приведенные в табл. 9 показывают, что структура себестоимости изменилась в сторону увеличения удельного веса таких затрат, как сырье и материалы (0,3 пункта), общепроизводственные расходы (2,4 пункта) и общехозяйственные (управленческие) расходы (2,7 пункта).

В связи с этим, исходя из данных табл. 9 следует сделать вывод, что ведущим звеном в поиске резервов снижения себестоимости реализации на данном предприятии является целенаправленное и эффективное использование сырья и материалов, общепроизводственных, управленческих и коммерческих расходов.

Используя данные ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», можно рассчитать ряд показателей оценки качественного уровня достижения определенных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких, как:

– маржинальный доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли (МД), тыс. руб.;

– точка критического объема продаж (r), тыс. руб.;

– запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб. Оптимальное значение этого показателя – свыше 60% от объема продаж.

Порядок исчисления названных показателей представлен в таблице 10.

Таблица 10

Исходные данные для расчета показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Изменение

2003 год

2004 год

1. Выручка от продаж, (N), тыс.руб.

112706

473754

361048

2.Переменные затраты, (Sпер) , тыс.руб.

27558

125108

97551

3. Валовая прибыль маржинальный доход), МД (п.1-п.2) , тыс.руб.

85148

348646

263497

4. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, d (п.3:п.1) , тыс.руб.

0,76

0,74

-0,02

5. Постоянные и условно-постоянные затраты, Sпост, тыс.руб.

41336

187663

146326

6. Критическая точка объема продаж (порог рентабельности) (п.5:п.4), r , тыс.руб.

54715

255004

200289

7. Запас финансовой прочности (п.1-п.6) , тыс.руб.

57991

218750

160759

8. Запас финансовой прочности в % к объему продаж (п.7:п.1)

51,45

46,17

-5,28

9. Прибыль от продаж, тыс.руб.

16117

18658

2541

10. Прибыль от продаж, в % к ЗФП (п.9: п.7)

27,79

8,53

-19,26

Данные табл. 10 свидетельствуют, что валовая прибыль (маржинальный доход) в отчетном году по сравнению с 2003 годом возросла в 4,09 раза (348646 / 85148 х 100), а выручка от продаж — в 4,2 раза. Критическая точка объема продаж, или, как еще ее называют, «точка безубыточности» (порог рентабельности) в 2003 году составляла 54715 тыс. руб., в отчетном году - 255004 тыс. руб. Значит, объем продаж, превышающий этот порог, был безубыточен и рентабелен.

Следующей рекомендации по совершенствованию организации учета ЗАО "Котел" является вариант учета затрат, как переменных так и постоянных, так как рыночные процессы, определяющие усложнение ориентации исследуемого предприятия, влияют на колебания объемов производства, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме. Это существенно сказывается на поведении себестоимости продукции, а значит, и на ЗАО "Котел". По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность исследуемого предприятия в информации о затратах на производство и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на произведенную продукцию при любом объеме выпуска. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) – дает подсистема управленческого учета «директ-костинг».

В условиях постоянно развивающегося рынка руководство и менеджеры ЗАО "Котел" должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что в действительности обходится предприятию производство вне зависимости от того, каков на сегодняшний день размер оклада у директора или главного бухгалтера, каковы затраты на содержание помещений или другие подобные управленческие расходы. Поэтому рекомендуется применять следующий принцип оценки точности калькуляции: самая точная калькуляция продукции не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выполнением данной работы.

Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.

За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.

Ведущую роль в повышении качества прибыли ЗАО "Котел" играет снижение себестоимости продукции, работ и услуг. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путь использования собственных внутренних резервов.

На «качество» прибыли, кроме изменения издержек, влияют:

• процентная ставка по кредитам — чем она ниже, тем выше «качество» прибыли;

• состояние расчетов с кредиторами, которое характеризуется отношением просроченной кредиторской задолженности к общей величине этой задолженности. Чем меньше это отношение, тем выше «качество» прибыли;

• уровень рентабельности продаж — повышение рентабельности продаж свидетельствует о высоком «качестве» прибыли;

• коэффициент достаточности прибыли — если организация имеет рентабельность выше отраслевой, то «качество» прибыли высокое;

• структура рентабельности по видам продукции — повышение доли высокорентабельных изделий свидетельствует о высоком «качестве» прибыли.

Заключение

Как было рассмотрено в данной работе, в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции ( работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым  для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы); изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы); повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.(интенсивные); снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и другие внепроизводственные факторы.

В работе анализируется: состав и структура балансовой прибыли, анализ факторов формирования балансовой прибыли предприятия и анализ оценки ее динамики; факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и от прочей реализации; анализ прибыли (убытки) от внереализационных операций, анализ факторов формирования прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, анализ состава и структуры налогооблагаемой прибыли.

Используя данные ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», можно рассчитать ряд показателей оценки качественного уровня достижения определенных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких, как:

– маржинальный доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли (МД), тыс. руб.;

– точка критического объема продаж (r), тыс. руб.;

– запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб. Оптимальное значение этого показателя – свыше 60% от объема продаж.

Ведущую роль в повышении качества прибыли ЗАО "Котел" играет снижение себестоимости продукции, работ и услуг. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путь использования собственных внутренних резервов.

На «качество» прибыли, кроме изменения издержек, влияют:

• процентная ставка по кредитам — чем она ниже, тем выше «качество» прибыли;

• состояние расчетов с кредиторами, которое характеризуется отношением просроченной кредиторской задолженности к общей величине этой задолженности. Чем меньше это отношение, тем выше «качество» прибыли;

• уровень рентабельности продаж — повышение рентабельности продаж свидетельствует о высоком «качестве» прибыли;

• коэффициент достаточности прибыли — если организация имеет рентабельность выше отраслевой, то «качество» прибыли высокое;

• структура рентабельности по видам продукции — повышение доли высокорентабельных изделий свидетельствует о высоком «качестве» прибыли.

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ, часть 2, гл. 25

2.     Закон РФ от 27.12.91 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями).

3.     Приказ Минфина РФ от 6 мая 99г. № 34н  «Доходы организации» ПБУ №9/99 (с изм. и доп.)

4.     Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Н. В. Колчина, З. М. Смирнова. Финансы предприятий. Москва 2002.

5.     Введение в бизнес. Под общей редакцией Б. И. Домненко, В. Д. Камаева. Ижевск 2001.

6.     Волков О.И. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2004. -416с.

7.     Ворст Й, Ревентлоу П. Экономика фирмы. Москва 2005

8.     Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа М.: “Финансы и статистика”, 2003. – 341 с.

9.     Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь. / Под ред. О.Г. Румянцева М.: “Бек”, 2005., -  336 с.

10.           Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2004. - 527.

11.           Бланк И.А. Управление прибылью: Учеб. курс. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2002. - 752.

12.           Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1986. –  234.

13.           Ван Хорн Дж. К.  Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 2004. - 321 с.

14.           Балабонов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 345 с.

15.           Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 253 с.

16.           Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: Пер. с англ./гл.ред.серии Соколов Я.В – М.: Финансы и статистика, 2004. – 215.

17.           Глухов В.В. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – С.Пб., 2005. – 364.

18.           Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2004.- 285.

19.           Джон Ф. Маршалл, викул К. Бансал Финансовая инженерия.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 706.

20.           Донцова А.В., Никифорова И.А. Анализ бухгалтерской отчетности – М.: Издательство “Дис”, 2004. – 294.

21.           Жандаров А.М., Петров А.А. Экономическая безопасность России: определения, гипотезы, расчеты // Безопасность. 2004. № 3.

22.           Калашников С.С. Как повысить рентабельность. – М.: Политиздат, 2005. – 116.

23.           Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности – М.: Финансы и статистика, 2003.-815.

24.           Ковалев И.А., Привалов В.П. Анализ финансов предприятия – М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. – 480.

25.           Крейнина М.И. Финансовое состояние предприятия. Методы и оценки – М.: ИКЦ “Дис”, 2005. – 306.

26.           Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. – СПб.: “Лань”, 2006. -  544.


[1] В.В. Журавлев, Н.Т. Савруков. Анализ хозяйственно – финансовой деятельности предприятий. ЧИЭМ СП6ГТУ. Чебоксары, 1999г. с. 99-105 с.

[2] Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Грузинов В.П. и др.; /под ред. проф. Грузинова В.П. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. - с 202

[3] Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия // Бухгалтерский учет.– 2001. - N 13. – с. 47.

[4] Шаламов Н.В., Черевко А.С. Финансовая устойчивость и эффективность предприятия. Челябинск, 2003. С 203