Содержание

Задание № 1. 3

Задание № 2. 8

Задание № 3. 10

Список литературы.. 21

Задание № 1

Дайте понятие следующим терминам:

«Непосредственное применение норм международного права»- "непосредственное применение" норм международного права не означает их применения помимо национальной правовой системы. Поскольку международные источники включаются Конституцией в правовую систему страны, постольку они и применяются как часть этой системы в соответствии с ее целями и принципами, а также в установленном ею процессуальном порядке.

«Приоритетное применение норм международного права» - Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации не составляют исключения, поскольку согласно ст. 7 Конституции России они являются частью ее правовой системы. Применение норм международного права приоритетно по сравнению с нормами российского законодательства.

«Приоритетное применение норм международных договоров» - приоритетное применение договорных обязательств всегда связано с использованием норм национального права, при этом прямым действием обладают лишь те договорные постановления, которые обязательны для всех лиц, т. е. являются частью права страны

«Самостоятельное применение норм международных договоров» - без прямого участия норм национального законодательства.

«Совместное применение норм международных договоров» - Совместное применение норм международного права и родственных норм национального законодательства.

Найдите в российском законодательстве по 2-3 примера различных вариантов непосредственного применения норм международного права (самостоятельный, приоритетный, совместный) с указанием конкретных статей нормативно-правовых актов.

Ответ:

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой систем, при этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора РФ (ч.4 ст.15 Конституции РФ). Принцип автоматической включенности норм международного права в национальную правовую систему зафиксирован также в конституциях ряда иностранных государств, в частности, Германии, Греции, Болгарии, Испании, Украины.

Конституция РФ закрепляет право каждого, в соответствии с международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3 ст.46). В настоящее время существует возможность обращения россиян, в частности, в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге (Франция).

Конституция РФ предусматривает возможность наличия у гражданина России двойного гражданства, в соответствии с международным договором РФ (ч.1 ст.62 Конституции РФ). В соответствии с нормами международного права, по общему правилу за иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися в России, признаются равные с россиянами права и обязанности (ч.3 ст.62 Конституции РФ).

В соответствии с общепризнанными нормами международного права Россия вправе предоставить политическое убежище иностранным гражданами и лицам без гражданства (ч.1 ст.63 Конституции РФ). Исходя из этого, не допускается выдача другим государства лиц, преследуемых за политические убеждения (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Конституция РФ предусматривает возможность выдачи лиц, кроме российских граждан, обвиняемых в совершении преступления, криминализированных также и в России, а также передачи осужденных для отбывания наказания в других государствах, в соответствии с нормами международного права (ч.1 ст.61, ч.2 ст.63 Конституции РФ).

В соответствии с нормами международного права, Конституция РФ устанавливает, что территория России включает в себя внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними, кроме того, Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (чч.1,2 ст.67)

Помимо прочего, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст.69 Конституции РФ).

О порядке применения в последнем случае внутригосударственного акта сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»: «... судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.

Перечислите законы РФ, в которых отсутствуют нормативные формулировки о применении международных договоров для регулирования соответствующих правоотношений. Как быть в таких случаях: ограничиться Законом или применить международный договор РФ?

Ответ:

Статья 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) - Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон.

Как, по вашему мнению, может быть решена проблема применения международного договора в связи с более благоприятным регулированием тех или иных вопросов в законе по сравнению с договором? Ответ обоснуйте со ссылками на международно-правовые акты.

Ответ:

Если международным договором Российской Федерации установлены более благоприятные для работников правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашениями, коллективными договорами, то применяются правила международного договора.

Правила международных договоров Российской Федерации применяются непосредственно и в тех случаях, когда те или иные отношения не урегулированы законами или иными нормативными правовыми актами.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила регулирования оплаты труда и предпринимательского дохода, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, применяются правила международного договора, если установленные им правила более благоприятны для работников.

Задание № 2

Г. обратился в суд с иском к авиакомпании «Сахалинские авиатрассы» о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. При этом он сослался на то, что приобретая в кассах авиакомпании билеты, он с семьей 22 июня 1999 г. Вылетел в г. Пусан, а 29 июня 1999г., прибыв в аэропорт для обратного вылета в Южно-Сахалинск, узнал, что его рейс отменен. Вылететь в г.Южно-Сахалинск он смог лишь 2 июля 1999г., но уже из г. Сеула, куда ему пришлось добираться на такси.

По мнению Г, ему причинен материальный ущерб, состоящий из стоимости не исполненной авиакомпанией услуги, неустойки, стоимости дороги от г. Пусана до г.Сеула и др. транспортных расходов. Причиненный ему моральный вред истец оценил в 20 тыс. руб.

Будут ли удовлетворены судом исковые требования Г.? Ответ обоснуйте со ссылками на положения ГК РФ. Закона «О Защите прав потребителей» и Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок.

Ответ:

На основании ст. 1212 ГК РФ выбор права, подлежащего применению к договору, стороной которого является физическое лицо, использующее, приобретающее или заказывающее либо имеющее намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может повлечь за собой лишение такого физического лица (потребителя) защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если имело место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) заключению договора предшествовала в этой стране оферта, адресованная потребителю, или реклама и потребитель совершил в этой же стране действия, необходимые для заключения договора;

2) контрагент потребителя или представитель контрагента получил заказ потребителя в этой стране;

3) заказ на приобретение движимых вещей, выполнение работ или оказание услуг сделан потребителем в другой стране, посещение которой было инициировано контрагентом потребителя в целях побуждения потребителя к заключению договора.

При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве и при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 ст. 1212 ГК РФ, к договору с участием потребителя применяется право страны места жительства потребителя.

В соответствии со ст. 1221 ГК РФ к требованию о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги, по выбору потерпевшего применяется:

1) право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности продавец или изготовитель товара либо иной причинитель вреда;

2) право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности потерпевший;

3) право страны, где была выполнена работа, оказана услуга, или право страны, где был приобретен товар.

Следовательно, в данном случае исковые требования будут удовлетворены.

Задание № 3

Подберите и проанализируйте основные (не менее 3) международные договоры по теме «Международное право окружающей среды», действующие для РФ. В качестве приложений представьте использованные международно-правовые акты с указанием официальных источников их опубликования.

Ответ:

Россия является участницей всемирного процесса в рамках решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Принят Национальный план действий по окружающей среде (18 июля 1994 г.), разработанный в соответствии с решениями Конференции по окружающей среде и развитию и во исполнение Программы действий по защите окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, принятой в апреле 1993 г. в Люцерне (Швейцария) на конференции «Окружающая среда для Европы»[1].

Россия активно участвует в реализации международных конвенций о биологическом разнообразии, о климатических изменениях, о защите озонового слоя, о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения и др.

Современное международное экологическое право — формирующаяся отрасль общего (публичного) международного права. Она представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование межгосударственных и иных международных отношений в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных природных условий жизни людей на Земле в интересах современного и будущих поколений.

Цель международного экологического права — служить юридическим инструментом регулирования человеческого поведения через установление взаимных прав и обязанностей государств и других субъектов международных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей его природной средой.

Предметом регулирования международного экологического права являются международные экологические отношения, то есть отношения, прямо или косвенно связанные с природной средой.

Зарождение и развитие международного экологического права имеет сравнительно недолгую историю. Но в современный период дальнейшее формирование этой отрасли международного права происходит весьма интенсивно.

В начальной стадии правовое регулирование международных отношений по использованию и охране природных ресурсов развивалось на основе двусторонних межгосударственных договоров. Одной из первых была Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839г.

Одной из первых многосторонних конвенций была Конвенция о судоходстве на Рейне, заключенная в 1868 г. и содержащая требования об охране вод этой реки от загрязнения.

Россия впервые приняла участие в разработке норм международного экологического права, став участницей Соглашения об охране морских котиков от 6 ноября 1897 г. (наряду с Японией и США).

К настоящему времени в мире насчитывается свыше 1600 многосторонних универсальных (глобальных) и региональных международных конвенций и свыше 3 тысяч двусторонних договоров полностью или частично посвященных охране окружающей природной среды и регулированию использования природных ресурсов. Возрастание числа международно-правовых актов экологического направления продолжается, хотя уже вполне обоснованно поставлен вопрос об обеспечении в первую очередь выполнения требований международного экологического права[2]. На этом вопросе все более концентрируется внимание в процессе международного сотрудничества.

Первым крупным многосторонним мероприятием в этой области следует считать Конференцию по международной охране природы, которая состоялась 17—19 ноября 1913 г. в Берне (Швейцария) и в которой принимала участие Россия. На Конференции было подписано Соглашение об учреждении Консультативной комиссии по международной охране природы.

В октябре 1948 г. создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), который в октябре 1996 г. проводил свою 20-ю Генеральную ассамблею, получившую название «Всемирный конгресс по охране природы».

18 декабря 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН на своей XVII сессии приняла резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы», в которой отмечается, что охрана природы должна проводиться заблаговременно и, во всяком случае, одновременно с экономическим развитием на основе эффективного внутреннего законодательства и международного права. Рекомендуется всемерно поддерживать Международный союз охраны природы и природных ресурсов и другие международные организации с аналогичными целями, а также широко привлекать общественность к решению задач охраны природной среды.

Вопросы охраны природы и рационального использования природных ресурсов оказались в программах деятельности ряда органов и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, таких, как ЭКОСОС, ЕЭК, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ, а также многих международных правительственных и неправительственных организаций., В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по окружающей человека среде, которая приняла Декларацию принципов и План действий, положивших начало широкой и многолетней природоохранной деятельности Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Двадцать лет спустя, в июне 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, продолжая традиции Стокгольмской конференции, рассмотрела положение дел с охраной окружающей среды в мире и определила дальнейшие шаги человечества в достижении целей устойчивого развития. Принятые Конференцией Декларации и  Повестка дня на XXI век » (долгосрочная программа) стали основополагающими документами современного международного экологического сотрудничества и развития международного экологического права. В целях обеспечения неуклонного соблюдения государствами требований международного экологического права на международном уровне проводится большая аналитическая работа по оценке состояния международного экологического права, его исполнимости и определение мер стимулирования государств к исполнению права[3].

Другим впечатляющим примером соединения в одних и тех же и довольно схожих правовых документах разнородных международно-правовых по своей целевой ориентации норм могут служить международные конвенции (и создаваемые на их основе международные учреждения) по рыболовству и по сохранению и использованию морских живых ресурсов, как на универсальном, так и на региональном уровнях. В такого рода правовых актах имманентно сочетаются нормы и экологического характера (относимые, с очевидностью, к международному экологическому праву), и нормы экономического значения, входящие в состав международного имущественного права.

Можно утверждать, что именно в целях сохранения и оптимального использования живых ресурсов Мирового океана, но при этом обычно и с задачами рационального обеспечения экономических интересов пользователей живыми ресурсами, - был заключен ряд универсальных и региональных соглашений, в том числе (иллюстративный перечень):

Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., в рамках которой создана Международная китобойная комиссия;

Международная конвенция по рыболовству в северной части Тихого океана 1953 г. и соответствующая Международная комиссия;

Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г. и соответствующая Международная комиссия;

Конвенция 1958 г. о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Провозглашен был принцип свободы рыболовства для любого государства в открытом море. Однако Конвенцию, очевидно, нельзя было бы рассматривать в качестве нормотворческого акта универсального характера, учитывая ограниченный состав ее участников;

Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г. и Межправительственная комиссия по сохранению атлантических тунцов;

Конвенция о порядке ведения промысловых операций в Северной Атлантике 1967 г.;

Конвенция по сохранению живых ресурсов юго-восточной Атлантики 1969 г. и создание на ее основе Межправительственной региональной комиссии по рыболовству в юго-восточной Атлантике;

Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г.;

Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г. и создание на ее основе Межправительственной региональной комиссии по рыболовству в Балтийском море;

Конвенция о многостороннем сотрудничестве в области рыболовства в северо-западной части Атлантического океана 1977 г.;

Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 г;

Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.;

Конвенция о рыболовстве в Северном море 1882 г. Одно из наиболее ранних соглашений такого рода;

Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана 1983 г. и др.

Соглашение

между Правительством Федерации и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

(Москва, 29 июня 1999 г.)

Правительство Российской Федерации и Правительство Литовской Республики, далее именуемые Сторонами,

руководствуясь принципами сотрудничества, установленными Договором об основах межгосударственных отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Литовской Республикой от 29 июля 1991 года,

Соглашением между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Литовской Республикой о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области РСФСР от 29 июля 1991 года,

придавая большое значение решению проблем охраны окружающей среды и желая путем осуществления сотрудничества способствовать достижению практических результатов в этой области,

осознавая ответственность за экологическую безопасность своих граждан,

руководствуясь законодательством своих государств и общепризнанными нормами международного права,

основываясь на положениях международных конвенций и соглашений в области охраны окружающей среды, участниками которых Стороны являются,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны будут развивать сотрудничество в области охраны окружающей среды на основе равноправия и взаимной выгоды, руководствуясь целями и принципами устойчивого развития.

Сотрудничество будет направлено на улучшение состояния окружающей среды и повышение экологической безопасности в обоих государствах, в бассейне Балтийского моря и на трансграничных (пограничных) водных объектах.

Статья 2

Сотрудничество будет осуществляться по следующим направлениям:

нормативно-правовое и методологическое обеспечение природоохранной деятельности;

использование экономических методов в области государственного регулирования природопользования;

промышленная экология и ресурсосберегающие технологии;

экологический мониторинг и оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

государственный экологический контроль;

методологические подходы к организации и проведению оценки воздействия на окружающую среду;

усовершенствование государственной экологической экспертизы;

охрана атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, включая трансграничные (пограничные) водные объекты, и их природных ресурсов с учетом положений Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 года;

обоюдное соблюдение Сторонами требований природоохранительного законодательства Сторон при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности и установление контроля за соблюдением режимов использования этих земель;

охрана недр и рациональное недропользование;

охрана и восстановление ландшафтов и экосистем;

сохранение, воспроизводство и разведение лесов;

охрана и развитие особо охраняемых природных территорий;

охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов флоры и фауны, в том числе животных, обитающих на территории обоих государств и мигрирующих между ними;

экологически обоснованное использование отходов;

охрана окружающей среды при трансграничном перемещении опасных химических и радиоактивных веществ, опасных и других отходов;

сокращение трансграничных потоков загрязняющих окружающую среду веществ;

охрана и улучшение состояния окружающей среды в городах и населенных пунктах;

развитие и использование информационных систем в области охраны окружающей среды;

экологическое воспитание, образование и просвещение населения;

другие направления сотрудничества, которые будут признаны Сторонами целесообразными.

Статья 3

Сотрудничество будет осуществляться в следующих формах:

разработка и реализация совместных программ сотрудничества и проектов по направлениям, указанным в статье 2 настоящего Соглашения;

проведение совещаний, конференций, симпозиумов, семинаров и консультаций;

публикация совместных докладов, статей и монографий;

обмен учеными и специалистами, а также делегациями в ознакомительных, научных и учебных целях;

участие российских и литовских специалистов в международных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и Литовской Республике;

обмен научно-технической и юридической документацией, методиками, результатами экологического мониторинга, а также информационный обмен в области охраны окружающей среды;

создание совместных рабочих групп;

проведение работ на основе договоров и контрактов.

Сотрудничество также может осуществляться в иных согласованных в ходе реализации настоящего Соглашения формах.

Статья 4

Государственными органами, ответственными за реализацию настоящего Соглашения, являются:

от Российской Стороны - Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды;

от Литовской Стороны - Министерство охраны окружающей среды Литовской Республики.

Статья 5

Для координации деятельности по реализации настоящего Соглашения Стороны создают Смешанную Российско-Литовскую комиссию по сотрудничеству в области охраны окружающей среды (далее именуется - Комиссия).

После вступления в силу настоящего Соглашения Стороны в течение одного месяца уведомят друг друга о назначении сопредседателей Комиссии. Сопредседатели Комиссии в течение двух месяцев сформируют ее состав.

Комиссия будет действовать на основе положения, утвержденного на ее первом заседании.

Комиссия разрабатывает и утверждает программы сотрудничества по направлениям, указанным в статье 2 настоящего Соглашения, контролирует их выполнение, дает необходимые рекомендации и принимает совместные решения по развитию сотрудничества.

Комиссия проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в год, поочередно в Российской Федерации и Литовской Республике.

Статья 6

При командировании представителей Сторон для участия в заседаниях Комиссии, созданных ею рабочих групп и совещаниях в рамках программ сотрудничества по направлениям, указанным в статье 2 настоящего Соглашения, транспортные расходы несет направляющая Сторона.

Принимающая Сторона несет расходы, связанные с пребыванием делегации направляющей Стороны, а также расходы, связанные с организацией и проведением заседаний Комиссии, рабочих групп и других встреч, вытекающих из плана работы Комиссии, а также расходы, связанные с поездками в пределах территории ее государства в целях осуществления совместных мероприятий.

Другие мероприятия, проводимые в рамках Соглашения, финансируются на основе взаимной договоренности между Сторонами.

Статья 7

Стороны в соответствии с законодательством своих государств будут способствовать установлению и развитию прямых связей и непосредственных контактов между юридическими лицами обоих государств, деятельность которых связана с охраной окружающей среды.

На основе настоящего Соглашения указанные юридические лица могут заключать договоры и контракты, которые будут определять условия сотрудничества.

Стороны не несут ответственности по обязательствам хозяйствующих субъектов в рамках договоров и контрактов, заключенных на основе настоящего Соглашения.

Статья 8

Результаты, полученные вследствие осуществления совместной деятельности в рамках настоящего Соглашения, не подлежат передаче или продаже юридическим и физическим лицам третьих государств, если нет иной договоренности между Сторонами.

Статья 9

Разногласия, возникающие между Сторонами при реализации настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций между Сторонами.

Статья 10

Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из международных соглашений, участниками которых они являются.

Статья 11

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления, подтверждающего выполнение Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу*.

Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и остается в силе по истечении 6 месяцев со дня, когда одна из Сторон уведомит в письменной форме другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.

Договоры и контракты, заключенные на основе настоящего Соглашения, остаются в силе до истечения срока их действия.

Совершено в Москве 29 июня 1999 года в двух экземплярах, каждый на русском и литовском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

         (Подписи)

______________________________

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2.     Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ, 1998.

3.     Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989.

4.     Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. – проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. М.: 2001.


[1] Панов В.П. Международное право: Учебное пособие. - М., 1997. - с. 112.

[2] Бирюков П.Н. Международное право. - Воронеж, 1995. - с. 93.

[3] Международное право. Под ред. Г.В. Игнатенко и др. - М., 1995. - с. 148.