Статистика государственных финансов
По программе курса «Статистика» тема идет на самостоятельное изучение.
План лекции:
1. Статистика бюджетной системы, как составная часть статистики государственных финансов.
2. Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета.
3. Статистика внебюджетных фондов.
4. Статистика налогообложения и анализ ее показателей.
1. Статистика бюджетной системы как составная часть статистики государственных финансов.
Государственные финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, валового национального дохода и части национального богатства, которые связаны с формированием финансовых ресурсов и их использованием. Статистика своими показателями и методами характеризует финансовую систему, одним из основных звеньев которой являются государственные финансы.
Государственный бюджет - важнейшая составляющая государственных финансов, основной финансовый план образования и использования бюджетного фонда. (приложение №1 – Схема основных составляющих государственных финансов)
Бюджетная система России имеет три уровня бюджетов:
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. бюджеты субъектов РФ или региональные бюджеты и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. бюджеты муниципальных образований или местные бюджеты.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ являются самостоятельными и не включаются друг в друга. Бюджеты всех уровней сводятся в консолидированный бюджет РФ.
Консолидированный бюджет представляет собой статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их расходования на территории федерации и отдельным ее субъектам. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ или территориальные бюджеты включают в себя региональные и местные бюджеты.
Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и приведением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней , объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетов, источников доходов и основных направлений их расходования. В задачи статистики входит сбор и обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизация данных для их разработки. Наличие внутреннего и внешних долгов государства , влияющих на расходную часть бюджета, делают необходимым определять их объем, динамику и структуру.
Источниками информации о государственном бюджете являются показатели федерального бюджета, устанавливаемые Законом о федеральном бюджете на каждый год, показатели региональных и местных бюджетов, принятые соответствующими законодательными органами, отчетность Главного управления федерального казначейства и его подразделений, отчетность Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных инспекций, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России и его территориальных управлений, а также статистическая отчетность предприятий и организаций: №1- бухгалтерский баланс,№2- отчет о финансовых результатах, №5 – приложение к бухгалтерскому балансу, №3 - отчет о движении капитала, №4 – отчет о движении денежных средств и другие, а также аналогичная информация по страховым, кредитным и другим организациям.
2. Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета.
Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Среди них наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.
Бюджетная классификация является основным методологическим документом, по которому планируются, прогнозируются и исполняются доходная и расходная части государственного бюджета. Она представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы, составления по ней отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов разных уровней.
Бюджетная классификация является единой, она закреплена в «Бюджетном кодексе Российской Федерации», принятом в 1998 году и вступившим в действие с 1 января 2000 года. В Бюджетный кодекс вносились изменения более чем 20 федеральными законами, последний из которых был принят 26 апреля 2007 года. В этом законе уточнено определение и состав «Бюджетной классификации Российской Федерации». Она разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций с учетом специфики России и начиная с 1 января 2008 года включает только четыре классификации вместо действовавших - восьми.
Бюджетная классификация используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. На уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления бюджетные классификации при утверждении могут детализировать объекты бюджетных классификаций, но при этом не должны нарушать общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Современная бюджетная классификация РФ с 1 января 2008 года включает:
- классификацию доходов бюджета
- классификация расходов бюджета
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
- классификация операций публично-правовых образований.
Бюджетная классификация РФ включает две группировки доходов: «Налоговые доходы и неналоговые доходы» и “Безвозмездные перечисления» и не сгруппированные данные по «Доходам от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности».
000 1 00 00000 00 0000 000 Налоговые доходы и неналоговые доходы включают Налоги на прибыль (доход), на товары и услуги, на совокупный доход, на имущество, на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, прочие налоги, сборы и пошлины, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности, находящейся в государственной и муниципальной собственности, от продажи земли и нематериальных, доходы активов от внешнеэкономической деятельности, прочие и другие неналоговые доходы.
0002 00 00000 00 0000 000 Безвозмездные перечисления включают следующие перечисления:
- От нерезидентов.
- От бюджетов других уровней.
- От государственных внебюджетных фондов.
- От государственных организаций.
- От наднациональных организаций.
- Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Бюджетная классификация РФ включает следующие группировки расходов:
0100 Общегосударственные вопросы
0200 Национальная оборона.
0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
0400 Национальная экономика.
0500. Жилищно-коммунальное хозяйство
0600 Охрана окружающей среды
0700 Образование.
0800 Культура, кинематография. Средства массовой информации.
0900 Здравоохранение и физическая культура и спорт
1000. Социальная политика.
1100. Межбюджетные трансферты
Основные параметры федерального и региональных бюджетов определяются следующими показателями :
- валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой региональный продукт (ВРП)
- темпы роста ВВП или ВРП
- индекс потребительских цен
средний обменный курс рубля по отношению к доллару и евро.
Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально – экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок - это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.
Результат финансовой деятельности государства (применительно к России – в лице органов государственного управления и органов самоуправления) выражается в бюджетном профиците или дефиците. Показатель превышения доходов над расходами называется профицитом, а превышение расходов над доходами - дефицитом
Рассмотрим динамику доходов и расходов Консолидированного бюджета Российской Федерации ( приложение №2). Данные приложения №2 свидетельствуют о том, что до 1991 года консолидированный бюджет РФ был бездефицитным, а начиная с 1991 по 2000 годы бюджет имел дефицит. С 2000 года консолидированный бюджет имеет профицит .
Относительными показателями профицита и дефицита является их процентное отношение к валовому внутреннему продукту (ВВП). При наличии бюджетного дефицита к ВВП не превышающим 3% финансовое положение страны считается нормальным.
Относительная характеристика дефицита консолидированного бюджета представлена в приложении №3, а профицита – в приложении №4.
Наличие дефицита требует его покрытия, т.е. его финансирования.
Классификация источников финансирования дефицитов
Бюджетов – является единой как для внешних, так и для внутренних источников финансирования бюджетов
000 01 00 00 00 00 0000 000 Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
- Государственные (муниципальные) ценные бумаги:
- Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации
- Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ
- Кредиты международных финансовых организаций п валюте РФ
- Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета
- Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
- Бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри
страны за счет средств целевых иностранных кредитов
- Прочие предоставленные федеральным бюджетом внутри страны
000 02 00 00 00 00 0000 000 Источник внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
- Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана
в иностранной валюте
- Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты
в иностранной валюте
- Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте
- Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов
Одними из основных в статистике бюджета являются показатели исполнения федерального бюджета, субъектов РФ и местных бюджетов. Анализ статей бюджета по результатам расчетов производится сравнением абсолютной величины расходов по каждой статье утвержденного и фактически исполненного бюджетов и сопоставлением изменения их удельного веса в соответствующих расходах. Анализ исполнения бюджета дополняется показателями структуры доходов и расходов бюджетов разных уровней.
Среди относительных используются показатели доли доходов и расходов федерального бюджета в доходах и расходах консолидированного бюджета. Важными показателями являются исполнение Федерального и региональных бюджетов по статьям в процентном отношении соответственно к ВВП и ВРП (валовому региональному продукту) и процентное отношение доходов и расходов консолидированного бюджета и его статей к ВВП.
Обеспечение государственных расходов возможно при поступлении доходов. Для них характерны сезонные колебания. Поступление доходов изучается с использованием индекса сезонных колебаний. Этот метод был рассмотрен в лекции по теме: «Ряды динамики».
Для анализа бюджетов разных уровней используются аналитические показатели ряда динамики доходов, расходов и их составляющих, а так же дефицита (профицита) бюджета; показатели структуры доходов и расходов; структура финансирования бюджета и соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита; структура консолидированного бюджета по уровням государственного управления, индексный и другие методы.
Индексный метод позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение доходной части консолидированного бюджета
3.Статистика государственных внебюджетных фондов.
Вопросы образования государственных внебюджетных фондов находятся в компетенции Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов федерации и местного самоуправления. Наибольшая часть внебюджетных фондов находится в собственности государства и муниципальных образований.
Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования некоторых общественных потребностей не включаемых в бюджет. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, который установлен федеральным законом или в порядке предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Эти фонды комплексно расходуются на основе оперативной самостоятельности и строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях. Средства государственных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, они не входят в состав бюджетов других уровней и не подлежат изъятию. В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ, взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Поэтому с введением в действие второй части Кодекса правоотношения по сбору страховых взносов осуществляются не по отдельным нормативным актам самих фондов, а законодательством о налогах и сборах.
В задачи статистики государственных внебюджетных фондов входит разработка классификаций и системы показателей, характеризующие работу этих фондов, статистическое наблюдение за поступлением и расходованием средств этих фондов.
Источниками информации по государственным внебюджетным фондам является квартальная статистическая отчетность по форме № 9-ф (Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов). Статистическое наблюдение по большинству государственных внебюджетных фондов начало проводиться с 1992 года.
Для изучения внебюджетных фондов используется метод группировки, которые производятся по ряду признаков.
В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на федеральные и региональные.
По целям, которые решают внебюджетные фонды, различают : социальные, экономические, научно-технические, внешнеэкономические, культурно-просветительские, экологические и другие.
К экономическим фондам относятся финансовые фонды поддержки отраслей, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды, дорожные и другие. К научно-техническим фондам следует отнести Российский фонд технологического развития, Государственный фонд конверсии, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР.
К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонды обязательного медицинского страхования и другие.
По периоду функционирования программ или сроку реализации конкретных целей внебюджетные фонды подразделяются на краткосрочного, долгосрочного и бессрочного функционирования. Примером фонда краткосрочного функционирования может быть фонд помощи переселенцам и беженцам; долгосрочного - фонды регионального развития, НИОКР; бессрочного - пенсионные, экологический, социального страхования.
По охвату проблем, которые решают внебюджетные фонды их можно подразделить на фонды решающие комплекс проблем и отдельные проблемы Примером первых являются региональные фонды, а вторых - дорожные, медицинского страхования и другие.
По отраслям экономики - внебюджетные фонды образованы в составе ряда министерств РФ и ведомств, таких как министерство связи, путей сообщения, строительства, комитетов РФ по металлургии, машиностроению, рыболовству и другие.
Дадим характеристику социальным государственным внебюджетным фондам. Наиболее крупные государственные внебюджетные фонды - это социальные фонды. Экономическое содержание государственных внебюджетных фондов социальной направленности определяется основным их назначением, которое заключается в страховании таких рисков как потеря работы или трудоспособности, болезни и других. Страхование таких рисков представляет собой систему правовых, организационных и экономических мер создаваемых государством и направленных на минимизацию или компенсацию последствий изменения социального и материального положения населения и наступления социальных страховых рисков. Страховые платежи в государственные социальные фонды имеют характер налоговых платежей.
Статистика государственных внебюджетных фондов собирает и обобщает информацию о субъектах обязательного социального страхования, об источниках поступления денежных средств в фонды обязательного социального страхования и направлениях их использования. Рассмотрим статистику отдельных социальных государственных внебюджетных фондов.
Пенсионный фонд РФ - это наибольший по объему средств из социальных фондов. На него приходится почти 75% всех средств социальных фондов. Он представляет собой централизованную систему аккумулирования и перераспределения денежных средств. Его задачами являются:
- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы РФ,
- выплаты трудовых, военных, социальных пенсий и других видов пенсий и пособий в установленные сроки и в полном объеме,
- повышение размера пенсий с изменением уровня инфляции и экономической ситуации в стране
Аккумулирование и перераспределение средств Пенсионного фонда характеризуется системой показателей. Среди них следующие абсолютные показатели:
Остаток средств на начало года
Общий объем поступлений в фонд за год - всего
в том числе:
- страховые взносы, налоговые платежи
- поступления из федерального фонда
- поступления из Государственного фонда занятости РФ
- кредиты, ссуды
- прочие поступления
Общий объем расходования фонда за год – всего
в том числе:
- финансирование выплат населению пенсий, пособий
- возврат кредитов, ссуд
- прочие расходы.
Показатели поступления средств по источникам и их расходование по направлениям изучается в динамике. Остаток средств на начало года определяется балансовым методом.
Среди относительных показателей можно выделить :
- относительные величины структуры поступлений в Пенсионный фонд
- относительные величины структуры расходования средств Пенсионного фонда
- удельный вес остатка средств Пенсионного фонда на начало года в общем объеме поступлений за год.
Сравнение удельного веса средств израсходованных на финансирование выплат населению пенсий и пособий в динамике характеризует эффективность функционирования Пенсионного фонда.
Система пенсионного обеспечения тесно связана с демографической ситуацией в стране и занятостью населения. В связи с этим важное значение имеют следующие показатели:
- число пенсионеров – всего и по видам получаемых пенсий и пособий
- коэффициент общей нагрузки, определяемый отношением числа лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста
- коэффициент пенсионной нагрузки, рассчитываемый отношением числа лиц пенсионного возраста на 1000 человек трудоспособного населения
- уровень безработицы, который определяется процентным соотношением числа безработных к численности экономически активного населения.
Фонд социального страхования РФ. Этот фонд является вторым по величине аккумулируемых средств социальными фондами. Он является специализированной финансово-кредитной организацией при Правительстве РФ и строго целевым. Основными его задачами являются:
- обеспечение гарантированных государством различного рода пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровление работников и членов их семей
- участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья
- частичное содержание санаториев – профилакториев, санаторно- оздоровительных лагерей для детей и юношей
- разработка мероприятий по совершенствованию социального страхования и другие.
Аккумулирование и перераспределение средств Фонда социального страхования характеризуется системой показателей. К абсолютным показателям относятся:
Остаток средств на начало периода
Поступления за год - всего,
в том числе:
- страховые взносы, налоговые платежи
- из Федерального бюджета
- от реализации путевок
- от вклада на депозит и прочих финансовых вложений
- из Пенсионного фонда РФ
- прочие поступления
Расходование за год - всего,
в том числе на финансирование:
- выплат населению пенсий , пособий
- отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию
- выплаты пособий сверх установленных норм на санаторно- курортное лечение и оздоровление за счет средств федерального бюджета
- исполнительной дирекции Фонда
- перечислено в Пенсионный фонд РФ
- прочие расходы
К относительным показателям, характеризующим поступление и расходование средств Фонда социального страхования, относятся :
- показатели структуры поступлений в фонд с выделением доли страховых взносов и налоговых платежей в общем объеме поступлений
- показатели структуры расходования средств фонда с выделением доли пенсий и пособий в общем объеме израсходованных средств фондом.
Государственный фонд занятости населения. Он создан в 1991 году для реализации государственной политики занятости населения. В его задачи входит :
- профессиональное переобучение и переподготовка кадров,
- материальная поддержка безработного населения,
- организации и содержании служб занятости населения,
- разработка программ занятости,
- разработка мероприятий по социальной защищенности разных категорий населения и другие.
Средства этого фонда являются собственностью государства и имеют строго целевой характер расходования.
Аккумулирование и расходование средств Государственного фонда занятости населения характеризуется следующими абсолютными показателями:
Остаток средств на начало года
Поступление средств – всего,
в том числе:
- страховые взносы, налоговые платежи
- из федерального бюджета
- из бюджетов субъектов РФ
- добровольные поступления
- прочие поступления
Расходование – всего,
в том числе на финансирование:
- выплат населению пенсий и пособий
- отдельных мероприятий по социальному обеспечению
- расходов по образованию
- по науке и научному обслуживанию
- исполнительной дирекции фонда
- общественных работ
- поддержку предприятий
- прочие расходы.
К относительным показателям, характеризующим аккумулирование и расходование средств Государственного фонда занятости населения относятся :
- показатели структуры поступлений средств в фонд с выделением доли страховых взносов и налоговых платежей в общем объеме поступивших средств,
- показатели структуры израсходованных средств фонда с выделением доли финансирования выплат населению пенсий и пособий.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Этот фонд обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Средства Федерального фонда находятся в государственной собственности РФ и являются целевыми. Основными его задачами являются :
- участие в разработке и реализации государственной финансовой политики в обязательном медицинском страховании
- обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования
- реализация комплекса мероприятий , способствующих финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и другие.
Аккумулирование и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) характеризуется следующими абсолютными показателями:
Остаток средств на начало года
Поступление средств в фонд за год - всего,
в том числе :
- страховые взносы, налоговые платежи
- от вклада в депозит и прочих финансовых вложений
- возврат ранее размещенных средств
- штрафы, пени, прочие санкции
- прочие поступления
Расходование средств фонда за год - всего,
в том числе на финансирование :
- целевых программ обязательного медицинского страхования и отдельных мероприятий по здравоохранению
- расходов по науке и научному обслуживанию
- расходов по образованию
- исполнительной дирекции Фонда
- расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда
- субвенции территориальным фондам
- финансовые вложения
- прочие расходы
Среди относительных показателей, характеризующих поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования выделяют :
- показатели структуры поступления средств в фонд с выделением доли страховых взносов и налоговых платежей
- показатели структуры расходования средств фонда с выделением доли субвенций территориальным фонда. Субвенции – это средства, передаваемые из Федерального фонда ОМС - территориальным фондам ОМС с целью выравнивания объема и качества предоставляемой населению медицинской помощи в объеме базовой программы ОМС граждан России.
Движение средств государственных социальных внебюджетных фондов в течении года определяется балансовым методом :
Он.г. = Ок.г. + П - Р, где Он.г. и Ок.г. - соответственно остаток средств на начало и конец года, П - поступление средств в фонд,
Р - расходование средств фонда
4. Статистика налогообложения и анализ ее показателей.
Налоговые поступления формируют основную часть доходов бюджетов разных уровней.
Налоговая система - это совокупность налогов, пошлин и сборов, которые взимаются на территории государства в соответствии с «Налоговым кодексом» и нормативными документами в пользу общества.
Налоги – это часть дохода, которая взимается безвозвратно, безэквивалентно в форме принудительного платежа преимущественно в денежной форме.
Пошлины - это обязательные плата за совершение действий в интересах заявителя государственными и другими органами в соответствии с действующим законодательством.
Сбор – это платеж, который устанавливается в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления.
Налоги выполняют распределительную, контрольную и воспроизводственные функции. Налоги являются частью финансовых отношений связанных с формированием доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Источником налогов является валовой внутренний продукт (ВВП). Налоги формируют финансы государства и составляют значительную часть доходов бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.
Объектом налогообложения является предмет, на который начисляется налог или его использование. Это может быть имущество, доходы юридических и физических лиц, капитал пользование природными ресурсами и др.
Масштаб обложения – это единицы, которые являются основой для измерения налогов. Площадь земли, например, для исчисления земельного налога, размер прибыли ОАО – для исчисления налога на прибыль.
Единица обложения - это часть объекта обложения, по которой взимается налог.
Налоговая ставка – размер налога удерживаемого с единицы обложения исчисляемый в процентах.
Налоговое событие – это ситуация требующая уплаты налога, пошлины или сбора.
Источниками информации о налогах и налогоплательщиках, налогооблагаемой базе служат статистическая отчетность, формы отчетности используемые Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ. Среди них важное значение имеют формы бухгалтерской и статистической отчетности предприятий, указанные в первом вопросе. Среди отчетности Министерства РФ по налогам и сборам следует выделить формы : №1 –НМ - отчет о поступлении налоговых и других доходов в бюджетную систему РФ, №4 –НМ – отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ и уплате налоговых санкций и пеней, №5-НБН – отчет о базе налогообложения по основным видам налогов, №7 –НП –отчет по крупнейшим предприятиям – юридическим лицам, №1-ДДК – отчет о декларировании доходов физических лиц, № 1 –ККМ – отчет о контрольной работе по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, №8 –МА – отчет об использовании специальных марок для маркировки алкогольной продукции, №8 –МТ – отчет об использовании специальных марок для маркировки табачной продукции, № 8–0 – сводный отчет об оптовом обороте этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов, №1 –УЧ – отчет о работе по учету налогоплательщиков и другие.
Статистика изучает налоги с использованием различных статистических методов. Наиболее широкое применение имеет метод группировок (классификаций). Они способствуют рациональной организации и эффективному управлению налогообложением.
Классификаторы, используемые в налоговых органах, согласуются с «Единой системой классификации и кодирования информации» - общероссийскими, а также ведомственными и системными классификаторами.
В основу классификаций налогов положены различные группировочные признаки. Они являются объективными критериями разграничения и систематизации налогов и сборов позволяющими делать сопоставления с международными стандартами. Рассмотрим основные их них.
По уровню взимания и распоряжения налогами или статусная классификация выделяет федеральные, региональные и местные налоги и сборы. В соответствии с «Налоговым кодексом РФ» (НК РФ) к федеральным налогам и сборам относятся следующие : НДС (налог на добавленную стоимость); акцизы ; налог на прибыль (доход) предприятий и организаций ; таможенные пошлины и сборы; экологический налог; налоги на пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы; подоходный налог с физических лиц; налог на доходы от капитала ; государственная пошлина; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. С введением с января 2001 года новых глав НК РФ подоходный налог с физических лиц почти полностью идет в региональные бюджеты.
Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и вводятся законами субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов. К ним относятся налоги: лесной, водный, дорожный, на недвижимость, с продаж, на игорный бизнес, транспортный, на имущество организаций, федеральные лицензионные сборы, на дополнительный доход от добычи углеводородов и сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
Местные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся нормативными актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на конкретной территории. К ним относятся налоги: на имущество физических лиц, на наследование и дарение, на рекламу, земельный налог, а также региональные и местные лицензионные сборы.
По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества, а косвенные – устанавливаются на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу.
По объекту налогообложения применяются налоги имущественные физических и юридических лиц (на недвижимость, ее продажу, дарение или наследование), ресурсные, налоги взимаемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг или дохода (прибыли), по операциям с ценными бумагами, по отдельным видам деятельности и другим объектам.
По субъекту уплаты налогов выделяют: физические и юридические лица.
По характеру использования различают общие и специальные налоги.
По способу обложения или по построению налоговых ставок выделяют кадастровые, декларационные, налично –денежные и безналичные ставки.
По методу исчисления или технике расчета различают налоги регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые в абсолютных суммах и кратных суммах по отношению к законодательно установленной месячной минимальной оплате труда.
По учетно-экономической целесообразности налоги группируют на налоги включаемые в себестоимость продукции, работ или услуг; включаемые в цену реализации продукции, работ и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы); налоги на прибыль и за счет прибыли, которая остается в распоряжении юридического лица; налоги, которые относятся на финансовые результаты до налогообложения прибыли, налоги удерживаемые из дохода физических лиц.
По полноте прав пользования налоговых платежей и сборов разграничивают собственные или закрепленные налоги и регулирующие налоги.
Налоговые доходы группируют так же по секторам экономики и отраслям промышленности.
Для характеристики налогообложения используется система показателей. Рассмотрим абсолютные показатели в натуральных единицах измерения.
Статистический показатель, характеризующий число налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц и физических, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, а также физическими лицами уплачивающими подоходный налог по месту работы, т.е. по месту получения оплаты труда. Источником этой информации служат реестры налогоплательщиков, которые ведут органы Министерства РФ по налогам и сборам.
Ввиду того, что предприятия и организации, физические лица, состоящие на учете в налоговых органах, платят разные налоги, ведется соответствующий учет, который определяет количество юридических и физических лиц по каждому виду налогов, а также число малых предприятий.
По физическим лицам учитывается количество поданных деклараций.
Налоговые органы контролируют полноту и своевременность уплаты налогов сборов и других обязательных платежей. Для этого проводятся камеральные и документальные проверки. При камеральных проверках налоговый инспектор проверяет наличие, правильность заполнения документов, налоговых расчетов при их приемке, а документальные проверки осуществляются с выездом на предприятие. Контрольные функции налоговых служб характеризуются следующими абсолютными натуральными показателями:
- количество проверенных плательщиков – всего, из них:
количество плательщиков, по которым установлены нарушения налогового законодательства,
- количество случаев приостановления операций по счетам плательщиков,
- количество материалов, переданных в правоохранительные и судебные органы,
- количество должностных лиц и граждан, на которых наложен административный штраф.
К абсолютным стоимостным показателям налогообложения относят:
- налоговые доходы, которые включают все обязательные платежи, поступающие в определенных размерах и в сроки установленные законодательством,
- налоговые поступления, включающие все виды прямых и косвенных налогов. Налоговые поступления определяются показателем в номинальном выражении согласно Закону о федеральном бюджете на каждый год и дается его фактическое исполнение
- общую сумму налоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней,
- сумму авансовых налоговых платежей,
- суммы отдельных видов налогов в соответствии с бюджетными классификациями,
- суммы налоговых поступлений по отдельным секторам экономики и отраслям промышленности,
- объем общей налоговой задолженности перед консолидированным бюджетом - всего, в том числе по налогам:
а) федеральным
из них: НДС и налог на прибыль
б) региональным
в) местным
объем налоговой задолженности показывается на дату за определенный период или накопленным итогом.
- объем налоговой задолженности по заблокированным счетам
- чистая налоговая задолженность перед консолидированным бюджетом, которая определяется разницей между общей налоговой задолженностью и авансовыми налоговыми платежами
- дополнительно начисленная сумма налогов и финансовых санкций по результатам проверок налоговых органов
- сумма поступивших налогов и финансовых санкций, дополнительно начисленная по результатам проверок
- суммы, возвращенные плательщикам по излишне уплаченным налогам
- суммы начисленных административных штрафов
- суммы отсрочки и рассрочки по налоговым платежам
- налогооблагаемая база по каждому из следующих налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, ресурсный, подоходный налог с физических лиц.
- суммы возврата по поданным декларациям физических лиц
- суммы доплаты налогов по поданным декларациям физических лиц.
Все объемные показатели исследуются в динамике и по ним рассчитываются аналитические показатели ряда динамики.
Большое значение в налоговой статистике имеют следующие относительные показатели:
- доля налогов консолидированного бюджета в ВВП,
- доля налогов консолидированного бюджета субъектов федерации в валовом региональном продукте,
- удельный вес налогов в доходах консолидированного бюджета,
- доля всех налогов в общей сумме доходов бюджетов разных уровней,
- удельные веса прямых и косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений.
- удельные веса подоходного налога с физических лиц и налогов с юридических лиц в консолидированном бюджете
- удельные веса подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль, НДС, импортных и экспортных пошлин, акцизов в налоговых поступлениях федерального и консолидированного бюджетов
- удельные веса НДС и налога на прибыль в федеральном бюджете
Сопоставление налогов с ВВП или валовым региональным продуктом позволяет судить о том насколько оптимально и эффективно налогообложение.
Статистика изучает динамику удельного веса налоговых поступлений в доходах бюджета.
Кроме перечисленных относительных показателей для анализа используются показатели структуры региональных и местных налогов в динамике. Так, например, рассчитывается структура налоговых доходов консолидированного бюджета по секторам экономики и отраслям промышленности.
Большое значение имеет рассмотрение структуры налоговой задолженности по видам налогов перед бюджетами.
В условиях рыночных отношений при выборе территории инвестирования большое значение имеет налоговый климат, количественную оценку которого можно определить уровнем налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Территориальные различия в налогообложении связаны с трехуровневой системой налогообложения и кругом полномочий, которые предоставлены региональным и местным органам власти действующим законодательством. Эти полномочия распространяются на введение региональных и местных налогов, определение налоговых льгот, ставок налогов, порядка и сроков уплаты налогов. Модель оценки налоговой нагрузки в регионах и на ее основе определение налоговой привлекательности различных регионов России была предложена Е.А.Кусковым ( МГУ им. Ломоносова ). Основным подходом по этой методике является сравнение налоговой нагрузки на среднестатистическое промышленное предприятие, зарегистрированное в определенном субъекте Федерации.
Для оценки налоговой нагрузки используется упрощенную модель, по которой рассчитывается суммарная налоговая нагрузка гипотетического
предприятия, зарегистрированного в 81 субъекте Федерации, и его сотрудников. Для проведения расчетов из перечня всех возможных федеральных, региональных и местных налогов, сборов, а также взносов в государственные внебюджетные фонды взяты те, которые формируют наибольшую долю налоговой нагрузки. Ставки этих налогов для расчетов берутся в соответствии с действующим налоговым законодательством. Далее рассчитывается суммарное налоговое бремя - это сумма всех рассматриваемых в модели налогов. Налоговая нагрузка определяется процентным отношением суммарного налогового бремени к объему реализации продукции, работ и услуг.
В задачи статистики государственного бюджета входит сбор и разработка показателей, которые характеризуют сеть, штаты и контингенты бюджетных учреждений и необходимы для составления государственного бюджета. Сбор и разработка показателей осуществляется :
- по детским дошкольным организациям
- общеобразовательным школам
- по учреждениям, осуществляющим подготовку кадров в профессионально- технических лицеях, средних и высших учебных заведениях, переподготовку кадров
- учреждениям культуры, искусства и средств массовой информации
- учреждениям здравоохранения и физической культуры
- учреждениям государственного управления и местного самоуправления
- учреждениям, обеспечивающим правоохранительную деятельность и безопасность государства
- учреждениям сельского хозяйства и другим.
Одним из основных показателей, на основе которого по большинству перечисленных учреждений определяются штаты, сеть и расходы по ним, является контингент детей, учащихся школ, студентов. Для здравоохранения, органов государственного и местного управления, учреждений, обеспечивающих правоохранительную деятельность – это численность населения и другие. Так, например, расходы на общеобразовательные школы определяются в первую очередь контингентом учащихся, затем такими показателями как количество классов, педагогических ставок и другими. Перечисленные показатели рассчитываются в среднем за год, для этого используют средневзвешенную арифметическую или среднюю хронологическую моментного ряда динамики. Особенностью расчетов этих средних для образовательных учреждений является не совпадение бюджетного и учебного года, поскольку бюджетный год включает 8 месяцев одного учебного года (январь – август) и 4 месяца следующего за ним учебного года (сентябрь- декабрь ).
Пример 1.
Рассчитать среднегодовую численность учащихся средних образовательных школ города «К» и «М», если известно, что на 01.01. 2008 года численность учащихся в городе «К» составит 100 тысяч, а на 01.09.2008 года - 106 тысяч. Численность учащихся в городе «М» на 2008 бюджетный год будет характеризоваться следующими показателями:
Месяцы |
Численность учащихся, тысяч. |
Январь |
300 |
Февраль |
300 |
Март |
301 |
Апрель |
301 |
Май |
301 |
Июнь |
301 |
Июль |
301 |
Август |
301 |
Сентябрь |
305 |
Октябрь |
305 |
Ноябрь |
304 |
Декабрь |
304 |
Определить среднюю численность учащихся на 2008 бюджетный год по каждому городу.
Решение.
1. Число учащихся на 2008 бюджетный год в городе «К»:
Т ср. = [ (100 х 8) + (106 х 4 ) ] : 12 = 102 тыс.
2. Число учащихся на 2008 бюджетный год в городе «М» :
Т ср. = (0,5х300+301+301+301+301+301+301+305+305+304+0,5х304) : (12-10) = 302 тыс.
Количество классов школ устанавливается в зависимости от плотности населения и численности учащихся, числа учащихся в одном классе ( наполняемости классов). Максимальная наполняемость 1 – 9 классов должна составлять 30 человек, а 10 - 11 классов – 25 человек, за исключением районов с низкой плотностью населения, где невозможно укомплектовать классы по указанным нормативам и для этого классы объединяются.
Среднее количество классов для расчета фонда заработной платы учителям рассчитывается с учетом того, что зарплата за вторую половину декабря отчетного года выплачивается в январе нового бюджетного года, поэтому в новом учебном году учителя получают зарплату за 3,5 месяца, а за январь – август зарплата выплачивается за 8,5 месяцев.
Пример 2.
Количество классов среднеобразовательных школ города «К» на начало бюджетного года составит 3500, а на 01 сентября – 3600. Определить среднее количество классов для расчета фонда заработной платы учителей в бюджетном году.
Решение.
Среднее количество классов ( Тср) для расчета фонда зарплаты составит:
Тср. = [ (3500х8,5) + ( 3603х3,5) ] : 12 = 3530 классов
Контингент студентов на бюджетный год определяется с учетом их выпуска и приема в Вузы. Их среднегодовое число (Тср.) будет определяться по формуле:
Тср. = Тн.г. – 0,5 х Тв + 0,33 х Тп, где
Тн.г. – численность студентов на начало бюджетного года
Тв - численность выпуска студентов, как правило, с 01 .07.
Тп – численность принятых студентов, как правило, с 01.09.
Фонд зарплаты учителей, профессорско-преподавательского состава определяется исходя из среднего количества педагогических ставок
( должностей ) и средней ставки заработной платы.
Для расчетов расходов на здравоохранение используются показатели среднегодового числа коек, койко- мест и их занятости, оборачиваемости койко-дней, среднее число посещений врача за год одним жителем региона и число посещений врачом одного больного на дому и другие .Фонд заработной платы по стационарным медицинским учреждениям определяется в зависимости от среднего количества коек и средней зарплаты на одну койку. Для расчета расходов на медикаменты в стационарах используются показатели койко-мест и нормы расхода на одно койко-место.
Разработка показателей на бюджетный год по большинству учреждений проводится в разрезе городской и сельской местности, а также в территориальном разрезе. Для анализа сети, штатов, контингента, расходов бюджетных учреждений используются ряды динамики и аналитические показатели этих рядов. Для прогнозирования расходов учреждений образования, здравоохранения, культуры можно использовать многофакторные линейные модели.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Бюджетный Кодекс Российской Федерации», № 145-ФЗ,1998г.
2. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», №63- ФЗ, 2007г.
3. «Налоговый Кодекс Российской Федерации». Части 1 и 11
4. Бюджетная классификация Российской Федерации в 2008 году, Д.В. Новиков ж-л «Финансовый вестник» №15,2007
5. Гусаров В.М. Статистика. Учеб. пособие для вузов. Изд. ЮНИТИ-ДАНА,2001.
6. .Курс социально-экономической статистики: Учебник/ Под ред. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, ЮНИТИ- ДАНА, 2000 г.
7. Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов. Под ред. В.М. Симчеры. М. Изд. Финстатинформ, 1999
8. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ, 2006.
9. Салин В.Н., Медведев В.А.,Кудряшова С.И.,Шпаковская Е.П. Макроэкономическая статистика.Учеб. пособие, М. Дело,2000.
10. Модель оценки налоговой нагрузки в регионах Е.А.Кусков .ж-л «Вопросы статистики», №9, 2001
11. Салин В.Н.,Родионова Н.С. Статистика финансов предприятий.Учеб. пособие.М. Финансовая академия при Правительстве РФ,1998.
12. Статистика финансов. Учебник 2 издание, Под ред. проф. В.Н.Салина. М.: Финансы и статистика, 2003
13. Статистика финансов: Учебник, под ред. М.Г. Назарова, М. Изд. Омега-Л,2005
14. Статистика Под ред. В.М. Симчеры,,М. Финансы и статистика, 2005
15. Социально-экономическая статистика. Практикум, под ред. С.А.Орехова, ООО Изд. «Эксмо»,2007
16. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Л.А. Дробозиной. -М. ЮНИТИ, 1999.
17. Финансовая статистика. Учеб. Пособие под ред. Теймуровой Т.Ю.,ИД «Эйдос»,г.Калуга,2003г.
18. Финансовая статистика. Учеб. Пособие под ред.Тимофеевой Т.В.,М.,Финансы и статистика, 2006
19. Экономическая статистика: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Н. Иванова; М.: ИНФРА-М, 1998.
Интернет-ресурсы :
http://www.stat. ru – информационный сайт статистических данных по субъектам РФ.
http://www.gov. ru – официальный информационный сайт государственный органов РФ
http://www.fom. ru – информационный сайт фонда по изучению общественного мнения в РФ.
http://www.minfin. ru- официальный информационный сайт Министерства финансов России.
http://www.kaluga. ru- официальный информационный сайт Калужского областного комитета Государственной статистики
http://www.gks ru- Банк готовых документов «Россия в цифрах»
http://www.banks-rate
Приложение №1.
(для темы «Статистика государственных финансов)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ |
Консолидированный бюджет Российской федерации |
Финансовые ресурсы Центрального Банка России |
|
Государственные целевые внебюджетные фонды |
|
Поступления от источников, находящихся за рубежом |
|
Финансы государственных предприятий и организаций |
Приложение №2
(для темы «Статистика государственных финансов)
Консолидированный бюджет Российской Федерации
( миллиардов рублей, c 1996- трлн. рублей )
Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ,
2006, с. 615.
Годы |
Доходы |
Расходы |
Профицит(+), дефицит ( - ) |
1940 |
2,6 |
2,5 |
+0,1 |
1950 |
5,5 |
5,4 |
+0,1 |
1960 |
26,6 |
26,2 |
+0,4 |
1970 |
41,1 |
40,4 |
+0,7 |
1980 |
78,2 |
76,1 |
+2,1 |
1990 |
159,5 |
151,1 |
+8,5 |
1991 |
310,0 |
347,6 |
-37,6 |
1992 |
5327,6 |
5969,5 |
-641,9 |
1993 |
49730,4 |
57674,0 |
-7943,6 |
1994 |
72379,6 |
230385,0 |
-65494,0 |
1995 |
37006,6 |
486111,8 |
-49105,2 |
1996 |
558,5 |
652,7 |
- 94,2 |
1997 |
711,6 |
839,5 |
-127,9 |
1998 |
686,8 |
842,1 |
-155,3 |
1999 |
1213,6 |
1258,0 |
- 44,4 |
2000 |
2097,7 |
1960,1 |
+137,6 |
2001 |
2683,7 |
2419,4 |
+264,3 |
2002 |
3519,2 |
3422,3 |
+96,9 |
2003 |
4138,7 |
3964,9 |
+173,8 |
2004 |
5429,9 |
4669,7 |
+760,2 |
2005 |
8579,6 |
6820,6 |
+1759,0 |
Приложение №3
(для темы «Статистика государственных финансов)
Дефицит консолидированного бюджета РФ в процентах к ВВП
График выполнен по источнику: Российский статистический ежегодник.
М.: Госкомстат РФ, 2006, с. 612
.
Приложение №4
(для темы «Статистика государственных финансов)
Профицит консолидированного бюджета РФ в процентах к ВВП
График выполнен по источнику: Российский статистический ежегодник.
М.: Госкомстат РФ, 2006, с. 612