Содержание
Введение. 3
Глава 1. Безработица как социальная проблема. 5
1.1. Безработица: понятие, виды, причины безработицы.. 5
1.2. Необходимость решения проблем безработицы.. 13
Глава 2. Основные направления решения проблем безработицы в современной России 30
2.1 Переподготовка и создание новых рабочих мест. 30
2.2 Биржа труда, общефедеративная программа безработицы. Целевые программы центров занятности. Решение проблем безработицы среди молодежи(статистика) 34
Заключение. 45
Список источников и литературы.. 47
Введение
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. При сокращении внутреннего валового продукта в 1990 - 1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента.
Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики - временная незанятость экономически активного населения. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей.
Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.
Объект исследования: безработица
Предмет исследования: Безработица, ее типы, проблема безработицы в России.
Цель работы: определить сущность безработицы, причины, формы и государственную политику занятости.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих задач:
1. дать понятие безработицы;
2. описать измерение и формы безработицы;
3. выявить причины безработицы;
4. проанализировать динамику и структуру безработицы в России;
5. выявить методы борьбы с безработицей;
6. дать характеристику государственному регулированию безработицы;
7. дать предположение будущей российской политики в области занятости.
Глава 1. Безработица как социальная проблема
1.1. Безработица: понятие, виды, причины безработицы
Безработица – экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.
Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. Но это не так. Определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.
Уровень безработицы – процентное отношение незанятых к рабочей силе, к которой не относятся студенты, пенсионеры, заключенные, а также юноши и девушки до 16 лет.
Общий уровень безработицы – процентное отношение безработных к общей рабочей силе, включающей лиц, занятых на действительной военной службе.
Уровень занятости населения – процентное отношение занятых к взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т. п.
В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве.
Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.
Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную.
Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т. к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.
Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т. к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.
Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы т. к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.
Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т. е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения.
Таким образом безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Например, в 60-ых годах в США естественной безработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей силы и институциональными изменениями[1].
Понятие «естественный уровень безработицы» требует уточнение в двух аспектах.
Во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал. Уровень безработицы часто превышает естественный уровень. С другой стороны, в редких случаях в экономике может возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже естественного уровня. С другой стороны, в редких случаях в экономике может возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже естественного уровня. Например, во время второй мировой войны, когда естественный уровень был порядка 3-4 %, потребности военного производства привели к почти неограниченному спросу на рабочую силу. Обычным явлением стала сверхурочная работ, а также совместительство. Более того, правительство не разрешало увольняться работникам «важнейших» отраслей промышленности, искусственно сокращая фрикционную безработицу. Фактический уровень безработицы в течение всего периода с 1943 по 1945 г. составил менее 2%, а в 1944 г. упал до 1. 2%. Экономика превышала свои производственные возможности, но оказывала существенное инфляционное давление на производство.
Во-вторых, естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений (изменений в законах и обычаях общества). Например, в 60-х годах многие считали, что этот неизбежный минимум фрикционной и структурной безработицы составляет 4% рабочей силы. Другими словами, признавалось, что полная занятость достигнута в том случае, когда занято 96% рабочей силы. А в настоящее время экономисты считают, что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%.
Почему сегодня естественный уровень безработицы выше, чем в 60-е годы? Во-первых, изменился демографический состав рабочей силы. В частности, женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы. Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это важно потому, что компенсации по безработице, ослабляя ее влияние на экономику, позволяют безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают фрикционную безработицу и общий уровень безработицы.
Естественный уровень безработицы- совокупность фрикционной и структурной безработицы или уровень безработицы, связанный со стабильной экономикой, когда реальный национальный продукт находится на естественном уроне, и отсутствуют как замедляющаяся, так и ускоряющаяся инфляции или, когда ожидаемый уровень инфляции равен действительному уровню инфляции.
Сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз, что создает дополнительную тревогу и без того нестабильной экономике России.
Здесь самое время ознакомиться с методикой, разработанной международной организацией труда (МОТ), и в частности с опытом, накопленным в этой области США.
Для расчета показателей безработицы производится сбор данных на основании ежемесячных опросов около 50 тысяч случайно выбранных семейных хозяйств. Вопросы касаются следующих проблем: имел ли тот или иной индивид работу на прошлой неделе; пытался ли он найти работу; сколько времени он уже потратил на трудоустройство; какие действия он предпринимал с этой целью. Исходя из ответов на вопросы, к безработным относят лиц старше 16 лет, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались активными поисками работы; были готовы приступить к работе.
Не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу лиц не учитывают при определении численности рабочей силы (то есть экономически активного населения). Многие люди из этой категории могут трудиться, но не делают этого в силу тех или иных причин. Это студенты дневных отделений, пенсионеры, домохозяйки. Автоматически исключаются из категории экономически активного населения дети в возрасте до 16 лет и заключенные, отбывающие наказание в тюрьме.
Особую категорию представляют военнослужащие. Число лиц, состоящих на действительной воинской службе, входит в величину совокупной рабочей силы, а при определении численности рабочей силы, занятой в гражданском секторе экономики, эта категория экономически активного населения не учитывается, что сказывается в расчете общей нормы безработицы и нормы безработицы для гражданского сектора. Эти показатели отражают удельный вес безработных в численности совокупной рабочей силы и численности рабочей силы данного сектора соответственно. Расхождение между величинами составляет около десятой доли процента, и в публикациях чаще встречается последний показатель.
Тем не менее методология Международной организации труда не может преодолеть некоторых неточностей, связанных с измерением уровня безработицы, в связи с чем официальное определение нормы безработицы можно критиковать как за уменьшение истинного числа безработных, так и за его преувеличение. Одним из способов избежания неясностей является сопоставление официального определения безработного с понятиями "неработающий" и "неспособный найти работу".
"Безработный и "неработающий". На практике определения безработного и занятого существенно отличаются от понятий "работающий" и "неработающий". С одной стороны, многие работающие не попадают в категорию занятых, например, домохозяйки. Они учитываются в качестве занятых только тогда, когда они за свой труд получают денежное вознаграждение. Кроме того, в число занятых не включаются работающие дети до 16 лет, независимо от того, получают ли они заработную плату за труд или работают бесплатно.
С другой стороны, совсем не каждый "неработающий" попадает в категорию безработных. К ним можно отнести много людей, не делающих ничего, чтобы найти себе новую работу. Безработными не считаются те, кто отсутствует в данный момент на рабочем месте из-за болезни или плохой погоды, а также так называемые "частично занятые" (работающие неполный рабочий день и т. д.).
"Безработный" и "неспособный найти работу". Эти сходные понятия на самом деле также лишь приблизительны. Например, в число безработных попадают люди, временно уволенные с места службы, а также нашедшие место работы и предполагающие начать работать в течение месяца. Вряд ли можно также говорить о "неспособности найти работу" у тех, кто оставил прежнее место в поисках лучшего варианта.
Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.
Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т. к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то что рост капитала происходит еще более высокими темпами.
Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.
Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице[2].
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.
1.2. Необходимость решения проблем безработицы
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы.[11]
При сокращении внутреннего валового продукта в 1990-1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента.
Наибольшее сокращение произошло в промышленности, где численность работников сократилась на 8,6 млн. человек, а доля работающих в общей численности занятых в экономике снизилась с 30,3 до 22,2 процента.
При этом структурные процессы в промышленности в 90-е годы привели к значительному снижению численности занятых в наиболее приоритетных наукоемких отраслях.
Предложение рабочей силы на рынке труда в 1990 - 2000 годах оставалось относительно высоким и определялось экономическими, демографическими, миграционными, образовательными, социально-психологическими и другими факторами.
Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов (зарегистрированный в 1993 году минимум составил 83,7 млн. человек), увеличилась к началу 2001 года до 87,3 млн. человек. Выход на пенсию относительно малочисленного поколения "детей войны" и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы, предопределили увеличение численности населения трудоспособного возраста. Эта тенденция сохранится и в 2003 - 2005 годах, которые станут последними годами увеличения численности населения трудоспособного возраста. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.[15, c.39-48]
Определенное влияние на рынок труда в России оказывает миграция населения. Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения России. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции (в 1998-2001 годах миграционный прирост составил около 0,1 процента).
Более существенно присутствие на рынке труда нелегальных мигрантов (около 1,5 млн.человек). Сфера приложения труда нелегальных мигрантов - в основном строительство, торговля и сельское хозяйство.
Составляющие значительный объем экономически активного населения нелегальные мигранты оказывают на рынок труда неоднозначное действие: с одной стороны, заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у российских граждан, а также создание дополнительных рабочих мест в малом бизнесе, с другой стороны, уход в теневую сферу и криминализация деятельности. Эти обстоятельства требуют комплексного решения проблемы использования иностранной рабочей силы с учетом интересов национального рынка труда.
Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы.
В 90-е годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения. Доля в экономически активном населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 1992-го по 2001 год возросла с 17,6 до 25,2 процента.[15, c.51-59]
С 1999 года в экономике начался подъем, вызванный адаптацией организаций к новым условиям, возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции и благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом этих процессов стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу.
За 10 лет реформ большинство организаций практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации рабочих кадров.
Между тем российская экономика подошла вплотную к неизбежному этапу развития, когда для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня.
Однако рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на локальных рынках труда.
Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).
Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии.
Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн.человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза.[15, c.62-64]
Несмотря на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, количество организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. По статистическим данным, организации малого бизнеса в России дают 11 процентов суммарного внутреннего валового продукта, что крайне недостаточно для рыночной конкурентной среды.
Развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места.
Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, слабое развитие агропромышленного комплекса, недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости сельского населения.
Развитие самозанятости и различных форм малого предпринимательства, стимулирующих создание новых рабочих мест как в аграрном секторе, так и в смежных отраслях экономики, способствует также снижению социальной напряженности.
Растет сельская общая и регистрируемая безработица. В 2000 -2002 годах общая численность безработных возросла с 1,86 до 1,94 млн. человек, или на 4,3 процента, а численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, - с 325,3 до 455,9 тыс. человек, или на 40,1 процента.[4]
Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест, с другой стороны, возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали уходу людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйства.
Вместе с тем после периода резкого сокращения численности занятого сельского населения наметилась тенденция его роста. Так, если в 1992 - 1999 годах численность занятых уменьшилась на 3,1 млн. человек, то в 1999 - 2001 годах произошло увеличение на 1,5 млн. человек.
В последние годы снижается интенсивность миграционного движения сельского населения. Отток жителей из села снизился в 2001 году более чем в 2 раза по сравнению с 1991 годом, однако сохраняется значительный отток молодежи в возрасте до 30 лет (более 46 процентов выбывшего сельского населения). Растет заболеваемость и смертность сельского населения, что может вызвать серьезные негативные демографические последствия и проблемы в восполнении трудовых ресурсов в агропромышленном комплексе.
Существенную долю российского рынка труда составляет неформальный сектор экономики. Во второй половине 90-х годов численность граждан в России, для которых неформальная занятость являлась единственной, составляла 7 млн. человек, а общие масштабы неформальной занятости оцениваются в размере 10 - 12 млн. человек.[15, c.70]
Наиболее важная социально-экономическая функция неформального сектора экономики состоит в том, что он в 1990-е годы компенсировал последствия сокращения занятости в формальном секторе, а в настоящее время дает части россиян возможность иметь дополнительный заработок, смягчая тем самым социальное напряжение в обществе.
В то же время неформальный сектор экономики оказывает отрицательное воздействие на собираемость налогов и другие экономические показатели.[3, C.91]
Сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня безработицы в субъектах Российской Федерации вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В 2002 году 9 субъектов Российской Федерации отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Требует кардинального улучшения состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России в 1,5 - 3 раза.
Остается острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими организациями, в которых в настоящее время проживает свыше 24 млн.человек.[10, c.32]
Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает массовый отток населения трудоспособного возраста из северных, восточных и дальневосточных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других регионах.
Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы вызвали рост общей безработицы, которая достигла максимума в феврале 1999 г. (после финансового кризиса 1998 года) - 10,4 млн. человек, или 15 процентов экономически активного населения.
Максимальный показатель регистрируемой безработицы отмечался в апреле 1996 г. - 2,8 млн. человек, или 3,8 процента экономически активного населения.[16, C.8]
Экономический рост привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по методике Международной организации труда, с 7,5 млн. человек в 2000 году до 5,7 млн. человек в 2002 году, или с 10,5 до 8,1 процента экономически активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в 2000-2001 годах - 1,1 млн. человек (без учета данных по Чеченской Республике), или 1,5 процента экономически активного населения, и незначительному росту в 2002 году (1,3 млн. человек (с учетом данных по Чеченской Республике), или 1,8 процента).
Таблица 2.1
Динамика уровня безработицы в 2000-2005 г.г.
Уровень безработицы в % к экономически активному населению (среднегодовой) |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Общая |
10,5 |
9,0 |
8,0 |
8,3 |
8,4-8,0 |
8,2-7,9 |
Официально зарегистрированная |
1,5 |
1,5 |
1,7 |
2,2 |
2,5-2,4 |
2,4-2,2 |
Таким образом, на основании таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная тенденция снижения общей безработицы и роста официально зарегистрированной.
Факторы, влияющие на развитие рынка труда в Российской Федерации в 2003 - 2005 годах.
На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что на развитие рынка труда в 2003-2005 годах окажут воздействие следующие факторы:
1) увеличение в 2003-2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 млн. человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы. В 2003 году будет отмечаться максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста - на 674 тыс. человек, после чего он будет постоянно снижаться: в 2004 году составит 542 тыс. человек, в 2005 году - 258 тыс. человек, а после 2006 года начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста [5, c.19];
2) сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом. Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики;
3) профессиональный уровень значительной части работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;
4) недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;
5) сохранение высокого уровня неэффективной занятости;
6) недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса;
7) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы, недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;
8) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях;
9) наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока;
10) сохранение негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами;
11) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей.[1]
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также экономических последствий безработицы. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
I. Социальные последствия безработицы
Отрицательные
1. Обострение криминогенной ситуации.
2. Усиление социальной напряженности.
3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
4. Увеличение социальной дифференциации.
5. Снижение трудовой активности.
Положительные
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.
II. Экономические последствия безработицы
Отрицательные
1. Обесценивание последствий обучения.
2. Сокращение производства.
3. Затраты на помощь безработным.
4. Утрата квалификации.
5. Снижение жизненного уровня.
6. Недопроизводство национального дохода.
7. Снижение налоговых поступлений.
Положительные
1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.[20, c.32-35]
Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от того, на сколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в области профессиональной карьеры. Наконец, особо важна стадия экономического развития. Одно дело, когда народное хозяйство функционирует в рамках устоявшейся экономической системы, и совсем другое, когда осуществляется переход, как это происходит сейчас в России, к принципиальной иной системе. Аналогично разнится ситуация в зависимости от того, наблюдаются ли в экономике застой, некоторый спад и тем более кризис или на лицо подъем производства.
Таким образом, безработица – это объективно существующий спутник наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных.
Непропорционально высокий уровень средней заработной платы по отношению к производительности труда является лишь одной из причин возникновения безработицы. Существуют и другие причины, некоторые из которых имеют прямое отношение к России. Прежде всего следует отметить, что в условиях рыночной экономики рынок труда прибывает в постоянном движении. Одни предприятия сокращают штаты, другие – увеличивают. Люди уходят на пенсию или покидают работу по иным причинам (Например, женщины уходят в декретный отпуск). На их место приходят новые работники, скажем, выпускники учебных заведений. Движение рынка труда по-разному влияет на уровень безработицы.[8, c.91]
Даже в нормальные времена многие люди временно не трудоустроены (потому что ушли с одной работы и занимаются поисками другой) или же впервые ищут работу. В рыночных условиях, когда уровень зарплаты и льгот сильно зависит от предприятия, люди не торопятся, подыскивая себе достойную работу, и не всегда соглашаются на первое попавшееся предложение трудоустройства. Незанятость такого рода может достигать 2-3 % общего уровня безработицы.
Количество временно неработающих или ищущих работу людей зависит и от других экономических факторов. Например, фрикционная незанятость будет гораздо выше, если государство обеспечивает крупные выплаты по безработице. Получая большое пособие, можно не спешить с поиском работы, дожидаясь наилучшего варианта трудоустройства. В США и Европе многие сознательно остаются безработными до тех пор, пока не истекает срок их пособия, после чего немедленно устраиваются на работу. Уровень временной безработицы заметно повышается и в тот период, когда экономика проходит структурного корректирования. Как только высвобождаются цены, сокращаются государственные субсидии, определенные виды занятости становятся невыгодными, в то время как другие, наоборот приобретают важное значение.
Еще одной важной причиной безработицы является несоответствие спроса на рабочую силу и ее предложение. Поскольку в России все новые места создаются в европейской части страны в то время как большинство безработных находятся в Сибири, может пройти долгое время, прежде чем рынок труда придет в равновесие. Если рост безработицы и появление новых рабочих мест происходит в одном и том же регионе, дисбаланс будет не таким сильным, и занятость станет увеличиваться более быстрыми темпами. В общем же дисбаланс может быть вызван не только географическими факторами. Например, если компаниям требуются высококвалифицированные кадры, но очень немногие безработные имеют необходимую квалификацию, снижение уровня безработицы займет больше времени. Этот дисбаланс может быть ослаблен с помощью программ профессиональной переподготовки, однако они зачастую стоят недешево и, поэтому не всегда способствуют увеличению занятости (как выяснила на своем горьком опыте Швеция).
В арсенале правительства имеют три вида политики в отношении безработицы: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики – облегчить тяжелые последствия потери рабочего места для безработных и из семей. В каждой демократической высокоразвитой стране существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы. Но это не всегда осуществимо. Цель политики в области занятости – снизить уровень безработицы, вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путем использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т. д. В этой области тоже не существует единого мнения о том, на сколько эффективными могут быть правительственные программы такого типа.
Сначала рассмотрим макроэкономическую политику. Согласно учению одной влиятельной экономической школы правительство с помощью денежной и бюджетно-налоговой политики может снизить общий уровень безработицы в стране. Эту школу часть называют кейнсианской экономикой исходя из работ британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.[14, C.60]
Безработица в России растет по двум причинам: ввиду почти полного ее отсутствия в настоящий момент и ввиду того, что в ближайшие несколько лет России необходимо провести множество структурных преобразований. Эти проблемы невозможно решить за счет повышения цен посредством девальвации рубля, увеличения правительственных расходов и выделения дешевых кредитов Центрального банка. Безусловно, подобные меры могут вызвать повышение цен относительно зарплаты, а следовательно, и повышение занятости, однако вместе с тем они могут лишь еще сильнее раскрутить спираль инфляции, не сокращая при этом уровня безработицы.
На практике высокая инфляция может создать такое неопределенное положение в экономике, что предприятия станут опасаться нанимать рабочих, и таким образом, безработица может даже вырасти.
Следует упомянуть еще об одном виде макроэкономической политики – целевых кредитах и субсидиях государственной промышленности. Эта мера поможет предприятиям продолжать выплату зарплаты, и определенная часть рабочих сможет избежать увольнения. Однако главная проблема заключается в том, что субсидии предприятиям и без того привели к чрезвычайно высокой инфляции. Дотации могут спасти некоторое количество рабочих мест, но при этом наверняка повлекут сокращение занятости в других секторах экономики.
В то время, как резкое сокращение реальных доходов сделало заработную плату женщин необходимой для выживания семьи, рабочие места сократились, а конкуренция за них стала более напряженной. В первом квартале 2003 г. численность лиц, зарегистрированных в службах занятости в качестве безработных, составила 118,2 тыс. человек, из них 66,6 % женщин. Женщин первыми увольняют, последними нанимают на работу, у них более продолжительные сроки безработицы. При последующем трудоустройстве у них зачастую понижается социальный статус. Расширяется круг категорий женщин, в отношении которых повышается вероятность нарушения прав в сфере занятости. К ним относятся: женщины предпенсионного возраста, беременные, инвалиды, одинокие и многодетные матери, женщины, длительное время не имеющие работы, а также женщины, освобожденные из мест лишения свободы или проходящие принудительное лечение по решению суда.[12, c.25]
Дискриминация женщин в трудовой сфере проявляется повсеместно, независимо от форм собственности. Различия проявляются лишь в том, что на частных предприятиях и в фирмах, которые отличаются более закрытым характером деятельности, немногочисленным персоналом, контрактной формой занятости с четко оговоренными условиями, ограниченными сведениями об условиях труда, факты нарушения законодательства не получают широкой огласки даже внутри коллектива. Проявляются эти факты в самой разнообразной форме: от невыплаты семейных пособий до вынужденного подписания обязательств в течение определенного времени не выходить замуж, не рожать детей и т. д.
К сожалению, практически ни один случай нарушения прав женщин в трудовой сфере не стал предметом судебного разбирательства. В сознании большей части населения, особенно женщин, слово «суд» до сих пор ассоциируется с местом, где определяется мера наказания за противоправные действия, а не с местом, где защищаются нарушенные права.
В целях обеспечения трудоустройства и социальной защиты от безработицы в стране ежегодно разрабатываются программы занятости населения, включающие ряд мер по улучшению положения женщин на рынке труда. Эти программы предусматривают проведение ярмарок вакансий, направление женщин на обучение новым профессиям, создание дополнительных рабочих мест для женщин, содействие развитию предпринимательства, расширение масштабов профессионально-технической подготовки женских кадров, в том числе для сельской местности и др. Предусмотрены и мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о труде и занятости женщин на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.
Наиболее действенной мерой смягчения социальных последствий безработицы является профессиональное обучение, которое все активнее используется службами занятости в восстановлении профессиональной мобильности и повышении профессиональной конкурентоспособности женщин. В программу занятости на 2004 год включен комплекс мероприятий по профессиональному обучению безработных женщин. Среди них разработка перечня профессий и специальностей, пользующихся спросом на рынке труда; организация бесплатного обучения основам предпринимательства и помощи в оформлении документов; организация многопрофильного обучения женщин для работы в крестьянских (фермерских) хозяйствах; проведение социологических исследований среди безработных женщин по изучению вопросов организации их профессионального обучения.
Определенная работа осуществляется и в направлении расширения занятости безработных женщин и развитию их предпринимательства. За 9 месяцев 2003 г. органами Государственной службы занятости содействие в организации предпринимательской деятельности оказано 412 женщинам. В результате их выполнения в сфере торговли и услуг было создано около 1300 новых рабочих мест для женщин. Через средства массовой информации осуществляется пропагандистская поддержка женского предпринимательства.
Глава 2. Основные направления решения проблем безработицы в современной России
2.1 Переподготовка и создание новых рабочих мест
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации (далее - профессиональное обучение) безработных граждан являются формой реализации их конституционных прав на труд, защиты от безработицы и активной политики занятости населения.
Право безработных граждан на бесплатное профессиональное обучение по направлению органов службы занятости закреплено в Законе Российской Федерации от 19.04.91 г. (в ред. от 20.04.96 г. N 36-ФЗ) "О занятости населения в Российской Федерации" (ст. 9, 12).
В настоящее время действует и постоянно развивается система профессионального обучения безработных граждан. Она включает:
формирование сети образовательных учреждений и организаций, имеющих учебно-производственную базу для профессионального обучения безработных граждан;
формирование и систематическое обновление территориальных банков данных по профессиям, специальностям, роду занятий, по которым осуществляются либо могут осуществляться профессиональная подготовка, профессиональный отбор безработных граждан с учетом их права на выбор рода деятельности и профессии;
методическое обеспечение профессионального обучения безработных граждан;
формирование учебных групп из числа безработных граждан, а также направление на обучение в индивидуальном порядке;
материальная поддержка безработных граждан в течение периода обучения;
гарантии трудоустройства по окончании обучения.
Совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2000 г. N 3/1 было утверждено Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (далее - Положение).
Следует отметить, что профессиональное обучение по направлению органов службы занятости могут пройти далеко не все безработные граждане, а только те из них, которые отвечают одному из условий, приведенных в ст. 23 Закона "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с указанной статьей профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Вместе с тем некоторые категории граждан имеют приоритетное право на профессиональное обучение. В первую очередь на обучение направляются:
безработные инвалиды;
безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
граждане, уволенные с военной службы;
жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
выпускники общеобразовательных учреждений;
граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Итак, каким образом гражданин может реализовать свое право на профессиональное обучение по направлению органов службы занятости?
Прежде всего следует обратиться в орган службы занятости по месту своего жительства. После регистрации гражданина в качестве безработного в установленном законом порядке он вправе получить полную информацию о возможностях профессионального обучения, профессиональное консультирование с целью выбора профессии (специальности), по которой будет осуществляться обучение, а также материальную поддержку в виде стипендии на период обучения.
Профессиональное обучение проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. Вместе с тем не исключается возможность профессионального обучения по профессии (специальности), не пользующейся спросом на рынке труда, но под конкретное рабочее место, предоставляемое работодателем по окончании обучения в соответствии с заключаемым с ним органом службы занятости договором. Органы службы занятости могут предлагать безработным с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности.
Профессиональное обучение безработных граждан по направлению органов службы занятости носит, как правило, краткосрочный характер и не может превышать 12 месяцев. При этом образовательным учреждениям и организациям, проводящим обучение, предоставляется право, по согласованию с органами службы занятости, изменять продолжительность обучения, предусмотренную учебными программами.[3]
Положением предусмотрены различные виды профессионального обучения:
профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий;
обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям;
повышение квалификации рабочих;
профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков;
повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний;
стажировка специалистов.
Получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования по направлению органов службы занятости не допускается.
Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения и может включать теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и при необходимости стажировку. Заочная форма обучения не предусмотрена.
Направлению безработных граждан на профессиональное обучение предшествует профориентационная работа, включающая профессиональное консультирование и профессиональный отбор, психологическую поддержку, осуществляемые соответствующими подразделениями (работниками) органов службы занятости, службами профориентации образовательных учреждений.
Учебные группы комплектуются, как правило, из лиц, направляемых на обучение по одноименным или родственным профессиям, специальностям, близким по уровню получаемой квалификации, с учетом их образовательной подготовки, практического опыта.
При курсовой (групповой) форме обучения безработных граждан учебные группы комплектуются, как правило, численностью не менее 10 человек, при индивидуальной - за одним преподавателем (консультантом), инструктором производственного обучения закрепляется одновременно не более 2 человек.
Органы службы занятости на конкурсной основе определяют образовательные учреждения, а также организации, осуществляющие профессиональное обучение безработных граждан, и заключают с ними в установленном порядке договоры.
После проведенного отбора органы службы занятости заключают с безработными гражданами договоры, на основании которых им выдаются направления на обучение по установленной форме. Направление безработных граждан на профессиональное обучение осуществляется круглогодично.
Безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, государством гарантируются бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование, бесплатное обучение, выплата стипендии, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного гражданина, устанавливаемая в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" безработным гражданам в период обучения выплачивается стипендия, размер которой дифференцирован для различных категорий.
2.2 Биржа труда, общефедеративная программа безработицы. Целевые программы центров занятности. Решение проблем безработицы среди молодежи(статистика)
Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.
В среднем в возрасте от 16 до 29 лет молодежь приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.
Согласно утверждённой программе содействия занятости молодёжи в 2001г. было заключено 62 договора на организацию временной занятости несовершеннолетних. Создано 4177 временных дополнительных рабочих места, трудоустроены на эти места 5058 подростков, в том числе:
Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего – это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом" секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. "Макдональдс" и "Русское бистро", естественно, не могут предоставить возможности заработка всем желающим. Поэтому если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе. Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения и его структура.
Правда, такая статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке груда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40%, около четверти которой составляет работающая молодёжь.
Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.
Как показывают исследования, более 50% молодёжи занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25% - подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25-30- летнего возраста. Собственное дело имеют 2.5-3.5% общей численности молодёжи.
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время, в 2001г. она достигла самой высокой отметки по сравнению с предыдущими годами. По некоторым прогнозам, в перспективе тенденция роста предложений молодежи, в том числе учащейся, на рынке труда сохранится.
Возрастает количество предложений рабочей силы за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьезных проблем. За 2001г. было устроено на работу 60% от обратившихся в бюро. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. "Деньги - любым путем'' - такова формула времени для многих молодых людей. Проявляется четкая тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общества со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики, как нашего города, так и всей страны.
Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы. Повсеместно увеличивается высвобождение работников.
Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый третий из них - молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свидетельствуют о значительном резерве рабочей силы, т.е. потенциале безработицы, в том числе молодежной, который коррелируется с показателем напряженности на рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.
В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. В 2001г. средняя ее продолжительность составляла 5,6 месяца. Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.
Особенности российской безработицы определяются структурно–регрессивным спадом производства при разрушении прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.
В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей.
Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в "свободной" экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной перестройки. И тем не менее рынок трансформирует отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались.
Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и, прежде всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.
В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.
По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.
Доклад «Мировые тенденции занятости среди молодежи в 2004 году» показывает, что рост безработицы в мире негативно сказался на положении молодых людей, особенно молодых женщин. Те, кому удается найти работу, зачастую вынуждены трудиться сверхурочно, на основе краткосрочных или неофициальных контрактов, низкой заработной платы, в условиях недостаточной социальной защиты (социального страхования и других социальных выплат) или полного ее отсутствия.
По данным доклада, глобальный уровень безработицы среди молодежи составил в 2003 году 14,7 процента, при этом за последнее десятилетие общее число молодых безработных в мире возросло на 26,8 процента. Наиболее высокий уровень молодежной безработицы зарегистрирован в странах Ближнего Востока и Северной Африки (25,6 процента), за ними следуют государства Африки южнее Сахары (21 процент), страны с переходной экономикой (18,6 процента), государства Латинской Америки и Карибского бассейна (16,6 процента), Юго-Восточной Азии (16,4 процента), Южной Азии (7 процентов). Сокращение безработицы среди молодежи с - 15,4 процента в 1993 году до 13,4 процента в 2003 году - отмечено лишь в группе стран с развитой экономикой.
Доклад показывает, что рост численности молодых людей все более опережает возможности стран обеспечить их работой. В то время как общая численность молодежи за последние десять лет выросла на 10,5 процента (до 1,1 млрд. в 2003 году), занятость в этой группе населения увеличилась лишь на 0,2 процента (526 миллионов новых рабочих мест). Такой разрыв можно лишь отчасти объяснить желанием молодых людей продолжить свое образование.
Кроме того, молодым людям найти работу труднее, чем взрослым: по данным доклада, безработица среди молодежи в мире в 2003 году была в 3,5 выше, чем среди взрослого населения. Между уровнем молодежной и взрослой безработицы существует корреляция, однако, как отмечают авторы доклада, в период экономического спада молодежная безработица, как правило, растет более высокими темпами.
Сложное по сравнению с социальными группами положение молодежи еще более наглядно проявляется в развивающихся странах, где молодые люди составляют намного большую долю в общей численности рабочей силы, чем в промышленно развитых странах. 85 процентов молодых людей в мире живут в развивающихся странах, где шанс стать безработными у них в 3,8 раза выше, чем у взрослых (в развитых странах – в 2,3 раза).
Авторы доклада отмечают, что за последнее десятилетие экономическая активность молодежи сократилась почти на 4 процента. Отчасти это происходит из-за желания молодых людей продолжить образование, но причина и в том, что многие юноши и девушки настолько разочаровываются в поисках работы, что просто выходят из состава рабочей силы. Наиболее высокий уровень экономической активности был зарегистрирован в Восточной Азии (73,2 процента), государствах Африки южнее Сахары (65,4 процента), а наиболее низкий – в странах Ближнего Востока и Северной Африки (39,7 процента).
Помимо более низких шансов найти работу, молодые люди сталкиваются с дискриминацией по возрасту, полу и социально-экономическому положению. В большинстве стран представители доминирующих этнических групп занимают более выгодное положение на рынке труда, а молодые люди из семей с более низким уровнем дохода в большей степени рискуют стать безработными, говорится в докладе.
По мнению авторов доклада, в развивающихся регионах, где молодежь составляет самую большую долю населения работоспособного возраста, судьба юношей и девушек, вступающих на рынок труда, будет зависеть от темпов экономического роста и от развития сферы занятости. В развитых странах, где, по прогнозам, доля молодого населения будет сокращаться, такая демографическая тенденция, по всей видимости, приведет к сокращению молодежной безработицы.
В то же время авторы предупреждают: все эти изменения не будут происходить автоматически. Чтобы помочь молодым людям преодолеть естественное неравенство по сравнению с более старшими и опытными работниками, необходимо успешно сочетать целевые и комплексные программы в сфере молодежной занятости.
Такая политика сформулирована в рамках провозглашенной Генеральным секретарем ООН Сети занятости молодежи - СЗН (Youth Employment Network - YEN). СЗН – это партнерство ООН, Всемирного банка и Международной организации труда (в МОТ расположен секретариат Сети). Сеть занятости молодежи, созданная в развитие идей Саммита тысячелетия, призвана способствовать решению проблемы молодежной занятости путем привлечения опыта и знаний различных партнеров на глобальном, национальном и местном уровне.
СЗН содействует разработке так называемыми «ведущими странами» национальных планов действий в сфере занятости молодежи. Сегодня таких ведущих стран десять , и они взяли на себя обязательство стать примером для остальных и первыми разработать национальную политику, призванную решать проблемы молодежной занятости.
МОТ предоставляет техническое содействие и политические консультации странам – членам СЗН. Один из примеров – недавно изданное руководство «Расширение возможностей для юношей и девушек в мире труда» , которое разъясняет основные положения, описывает возникающие трудности и опыт, накопленный в процессе разработки и осуществления политики, в том числе национальных планов действий в сфере занятости молодежи.[4]
Заключение
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и ответственности окружных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом.
Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его - в прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе (мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий).
Необходимо отметить, что Федеральный закон «О занятости населения в РФ» не устанавливает обязанности безработных. Однако Постановление Правительства РФ«О порядке регистрации безработных граждан» от 22 апреля 1997 года, содержит ряд обязанностей , возложенных на безработных. По моему мнению данный пробел должен быть восполнен в Законе. Одновременно с этим, необходимо закрепить, какие правовые последствия наступают при её не выполнении.
В целом Федеральный закон «О занятости населения в РФ» является неплохой попыткой урегулировать общественные отношения в столь специфической области, хотя законодателю предстоит еще большая работа для того, чтобы данный закон соответствовал реальной жизни.
Список источников и литературы
1. Конвенция Международной Организации Труда N 44 о пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам (Женева, 4 июня 1934 г.). Конвенция не ратифицирована Российской Федерацией // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева, Международное бюро труда, 1991.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря
4. Федеральный закон от 17 иёюля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3702.
5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Собрании законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3686.
6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563.
7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (Часть I). Ст. 4920
8. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 18. Ст. 2208
9. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. N 18. Ст. 566.
10. Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2003.–№2. С.17-25
11. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). – М.: ДИС, 1996. - 380 с.
12. Васильев А.В. Безработица // Человек и труд. 2001. № 5. С.18-17
13. Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун 21 века. Основные тенденции // Труд за рубежом.2001.№2.С.3-27.
14. Долан Э.Дж. Рынок. Микроэкономическая модель. – М. 1996г.
15. Завьялов Ю.А. Макроэкономика: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 1998. 372 с.
16. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 309 с.
17. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: БЕК, 1993. - 531 с.
18. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой..–М, 2003
19. Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)
20. Коровкин А.Г. Оценка сбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования.–2003.–№7
21. Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2001.-236с
22. Курс экономической теории. /Под ред. проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - М.: МГИМО, 1998. 480 с.
23. Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2002.№5.С.39-84
24. Пчелинцев О.С. Двенадцать лет преобразований экономики России: правильно ли был поставлен диагноз? // Проблемы прогнозирования.2003.№3.С.6-22.
25. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: Инфра-М, 1997. – С.169.
[1] Долан Э.Дж. Рынок. Микроэкономическая модель. М. 1996г. с 40-45.
[2] Кейнс Дж Общая теория занятости, процента и денег -М, 1993 с. 23-27.
[3] Шкловец И.И. Новые программы сотрудничества работодателей и службы занятости // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002. N 13, 14.
[4] Доклад МОТ о проблеме безработицы среди молодежи от 31.08.2004 //