СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1.       СВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ

         АКТОВ ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЧЕЛОВЕКА……….5

2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И

 ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ………………………………………………11

3.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ,

СОЦИАЛЬНЫХ И  КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ……………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..25

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей, маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы, страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции,  политология, информатика. Помощь при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год.  Качественно, быстро, 50% скидки на готовые (обмен).

Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54

http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать работы по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 году, а можно выгодно обменять свои работы на наши)

http://economica-eco.narod.ru (Здесь можно ознакомится с содержанием всех готовых работ)

ВВЕДЕНИЕ

Права человека приобрели сегодня поистине мировое значение. В своих проявлениях они стали показателем цивилизованности государств и уровня благосостояния их граждан, источником решения важнейших общесоциальных и личностных проблем.

Главная идея представленная в работе – концентрация важнейших знаний о правах человека в их историческом, теоретическом и практическом аспектах. Концептуальную основу составляют современные демократические взгляды на проблематику прав человека и гражданина, заложенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и получившее свое дальнейшее политико-правовое развитие. Всеобщая Декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций в 1948 году стала одним из первых основополагающих документов Международного Билля о правах человека, также Билль включает в себя Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах которые были приняты Генеральной Ассамблеей в 1966 году и вступили в силу в 1976 году. Ко второму пакту был принят Факультативный протокол, предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц.

В них закреплены наиболее важные нормы, на основе которых было разработано более 50 конвенций, деклараций, сводов, правил и принципов ООН по принципиальным вопросам прав человека, в частности о самоопределении народов, о предупреждении дискриминации, геноцида, о свободе информации, о правах детей и молодежи и т.д.

Ратифицировав эти документы наша республика отдала предпочтение нормам Всеобщей Декларации по правам человека как источнику развития внутригосударственного права о правах человека.

Общеизвестно, количество международно-правовых актов касающихся прав человека и гражданина на сегодняшний день более чем предостаточно. Уже действуют на практике около сотни специализированных актов, регулирующие особые виды отношений.  Только белорусские суды сегодня применяют в своей практике для разрешения всех видов судебных споров около десятка подобного рода документов. Для чего нужен этот «каркас» нормативных правил, общепризнанных принципов мы подробно рассмотрим ниже, сейчас отмечу только, что эти международные договоры в целом должны пресекать такие виды преступлений, как апартеид, геноцид, расовая дискриминация, физические истязания и т.д.

Целый ряд международных конвенций призван защищать права детей, женщин, нормы трудового права, устанавливают и закрепляют статус беженцев, права заключенных и т.д. События последнего десятилетия на Балканах, война в Чечне, вторжение американских сил в Афганистан (под видом борьбы с международным терроризмом) и другие военные конфликты показывают необходимость усовершенствования правил международного гуманитарного права, недопущения вмешательства «сильных» держав во внутренние дела «слабых» государств.  С другой стороны, с биологической точки зрения, человек на разных континентах – человек, а значит, как существо биосоциальное, создан для существования в Обществе и рано или поздно возникнут ситуации, когда потребуется восстановление ущемленных прав, или защита от разного вида произвола. Международно-правовые акты, как система юридических норм, регулирующих помимо межгосударственных отношений, права и свободы граждан этих государств, как раз призваны обеспечить это и многое другое. Их действие распространено как на Англию, так и на Венесуэлу, везде, где государство присоединилось к международно-правовым нормам в установленном процедурном порядке. И следствием этих действий является правовая защищенность личности, подлинный интерес к проблемам человека в разных сферах взаимоотношений государства и человека, независимо от местонахождения последнего.

Общепризнанно, права и свободы человека и гражданина перестали быть чисто внутренним делом государства, одним из условий существования правового государства является плюрализм и открытость всех явлений жизни.

1. СВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЧЕЛОВЕКА

Впервые положения о международных договорах были включены в нормативно-правовые акты в США. Оно и понятно, это государство всегда по составу было разнообразным формационным явлением.  Так, Конституция США от 1787 г. определяет, что все международные договоры, принятые наравне с указанной Конституцией и законами США и договоры, которые были и будут заключены от имени США, являются высшим правом страны. А судьи, независимо от их местонахождения, подчинены и обязаны неукоснительно следовать им, даже если эти нормы противоречат законам штата [19, с.112].

Так же в Основном законе Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. довольно ясно сформулирован статус международных  договоров. Договор, касающийся сферы деятельности федерального законодательства, должен быть ратифицирован в форме федерального закона, вследствие чего, международные договоры интегрируются в федеральную правовую систему Германии, становится непосредственно применимым, обладая статусом равноправного федерального закона, и имеет приоритет перед национальными нормативно-правовыми актами[19, с.274]

Примерно такое же особое место нашлось для норм международного права в правовой системе Голландии, где предусмотрено противоречие международно-правовых актов с национальной Конституцией. В этом случае, при одобрении парламентом договора, положения оного опубликовываются, применение его становится всеобщеобязательным, а противоречащие ему статьи конституционной нормы отменяются [11, с.19].

Начнем с анализа нормативно-правовых актов универсального характера. Это, прежде всего, Всеобщая Декларация прав человека. (Не буду останавливаться на истории возникновения и принятия этого эпохального документа.)

Данная международно-правовая норма классифицируется как декларативная (что следует из названия документа), то есть несет исключительно информационное назначение, содержит нормы-принципы и имеет императивный (категоричный) характер. По субъекту правотворчества данную Декларацию можно отнести как договорную правоустанавливающую норму, исходящую от сообщества государств.

По объекту правотворчества Всеобщая Декларация воздействует на отношения, касающихся прав человека и его социальной защиты. Декларация прав человека есть постоянно норма постоянного действия до тех пор, пока государство-участник письменно не уведомит

членов Организации Объединенных Наций о выходе из действия правового поля указанной Декларации. Сфера действия Всеобщей Декларации – территории всех государств, официально признавших правовые положения Декларации частью своей правовой системы [6, с.311].

В преамбуле Декларации прописаны мотивы создания этого международно-правового акта. Кратко опишу их.

Сей нормативный акт создавался, принимая во внимание, высокие стремления цивилизованных людей разных стран жить в мире, где реально существует власть закона, где люди будут свободно излагать свои убеждения и не будут при этом подвергнуты гонениям со стороны, где не будет презрения к правам человека и гражданина. А последнее всегда ведет к варварским актам и порождает, как правило, уродливые проявления недемократических идеологий, таких как угнетение и тирания.

Декларация прав человека принималась, учитывая стремления всей человеческой семьи жить в Обществе, где люди будут иметь реально равные неотъемлемые права и возможности их реализовать, что является непременным условием свободы, всеобщего мира и справедливости. Так же страны-участники подтверждают стремления к  развитию социального прогресса, к установлению равноправия мужчин и женщин и т.д. (В нижеследующем постараюсь не повторять тех общих, сводных прав и свобод, о которых упоминалось в первой части курсовой работы, а также постараюсь воздержаться от собственных комментариев и максимально уделить внимание юридической стороне дела.)

Далее Декларация объявляет всех людей свободными и равными от рождения в достоинствах и правах (Ст.1), независимо от пола, расы, цвета кожи, политических или иных убеждений, имущественного, социального, национального или сословного происхождения. Причем, это признание равных прав и свобод не зависит от статуса государства или страны, на территории которой индивид проживает (Ст.2).

Рабство, работорговля и любое подневольное состояние запрещено (Ст.4). Признается правосубъектность любого человека независимо от его местонахождения (Ст.6). Подтверждается принцип презумпции невиновности, а также право на гласное судебное разбирательство (Ст.11). Статья 13 провозглашает право любого на гражданство, свободу передвижения и выбора местожительства. Также человек волен покидать и возвращаться в свою страну, искать убежище от преследования. Устанавливается право на образование, на  культурную жизнь, участвовать в научном прогрессе, пользоваться его благами.

Статья 18 объявляет право на свободу мыслей, совести, религии. Следующая статья Декларации утверждает право на свободу убеждений, а также их выражение. Статья 21 предоставляет право на принятие участия в управлении страной лично, либо через представителей. Установлено право равного доступа к государственной службе в собственной стране, право на труд и на свободный выбор работы и равную за нее оплату (Ст.23), право на вхождение в профсоюз. Статья 25 декларирует право каждого на достойный жизненный уровень, ряд социальных благ, устанавливает равноправие для всех детей, родившихся в браке и вне такового.

Дополнительно прописаны обязанности человека перед Обществом (Ст.29). Тогда непременно возникнет ряд ограничений, которые регламентируются только в законодательном порядке и исключительно только в целях обеспечения личных прав и свобод окружающих, а также для сохранения требований общественного порядка и морали. Естественно предположить, что полное развитие

личности возможно только тогда, когда личность не только имеет права и свободы, но и несет ответственность за свои деяния.

Итак, Всеобщая Декларация прав человека заявляет основные права человека и устанавливает всеобщность и всеобязательность их действия на территории всех признавших ее государств. Большинство ее положений легли в основу Конституций большинства демократических государств [11, с.225].

Теперь рассмотрим какие же конкретно права и свободы устанавливает большинство международно-правовых актов по правам и свободам человека и гражданина? Это:

Признание человеческой жизни, права и свободы личности высшим достоянием, соблюдение, признание, защита которых является обязанностью любого демократического государства. А само право на жизнь следует признать неотъемлемым правом.

Устанавливается право любого человека, в случае нарушения его прав и свобод, на судебную защиту с полным, всесторонним, объективным исследованием обстоятельств дела и на справедливое, компетентное, беспристрастное судебное разбирательство. (При работе с малолетними правонарушителями надлежит, согласно Минимальным стандартным правилам ООН, придерживаться максимальной конфиденциальности). Примечательно, в основных законодательствах я обнаружил, что право на судебную защиту предоставляется не только физическим, но и частным юридическим лицам.

Каждому человеку предоставляется право на защиту гражданских прав: право на жизнь (см. п.1), на свободу и личную неприкосновенность, право на имущество, на собственность и их защиту, право на свободное передвижение, право на определение национальной принадлежности, право на защиту частной информации о личности и на защиту от вмешательства в   семейную и личную жизнь (здесь не будем останавливаться).

 Так же декларируется право всех индивидов на защиту трудовых прав (некоторые специализированные международные акты целиком посвящены этой статье).

Объявляется защита культурных прав и на свободное творчество.

Гарантируется человеку право на чистую, «здоровую» окружающую среду.

Предоставление всем гражданам основных общепризнанных политических свобод.

Также вменение в обязанность всех государств, присоединившихся к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содействие жертвам преступлений.

Иные права, согласно специфическому направлению деятельности документа.

Итак, мы рассмотрели наиболее общие права и свободы (детализируем эти положения в следующих главах), предоставляемые человеку и гражданину, действующих на территориях стран, присоединившихся к Европейской Конвенции и признавших Декларацию основными принципами правосудия собственной правовой системы.

Какие еще общие характерные черты можно кратко отметить у всех международно-правовых актов?

Функции их я уже определил – воздействие на внутригосударственную и межгосударственную среду.

 Форма также понятна – юридические нормы, содержащие формально определенные правила поведения, многократного применения, устанавливающие права и обязанности, результат правотворчества международных организаций.

Субъект воздействия – государства и межгосударственные организации.

 Объект воздействия – то, на что оно направлено, то есть то, что призвано регулировать. Это, прежде всего, внутрисоциальные явления - сфера прав человека и гражданина.

Система – комплекс непротиворечивых норм, многократного применения, обладающих высшей юридической силой, основанной на принципах общепризнанных норм права.

Цель – модель «идеального» правового состояния в любом государстве. А именно:

 - мир во всем мире;

 -   безопасность, социальная защищенность человека и гражданина;

разрешение насущных проблем гуманитарного, экономического, социального и др. характера. Другие цели.

Сфера действия международно-правовых актов и договоров: непосредственная область применения. Это объектная и субъектная (о них я уже упоминал) сторона, а так же пространственный аспект, конкретная территория, на которой действуют выше обозначенные нормы.

Кроме этого, изложенного добавлю, что в большинстве своем международно-правовые акты и соглашения являются открытыми для подписания другими сторонами документами.

Теоретический анализ положений Конституции РБ позволяет сделать вывод о том, что большинство из заявленных международно-признанных прав и свобод человека и гражданина декларативно закреплены в ней.

Детально на положениях международно-правовых актов и договоров мы становимся в следующих главах.

2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И

 ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Вслед за принятием Всеобщей Декларации прав человека была начата разработка международных пактов о правах человека: одного – о гражданских и политических правах и другого об экономических, социальных и культурных правах, чтобы придать обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к Международному пакте о гражданских и политических правах были единогласно приняты Генеральной Ассамблеей 16 декабря 1966 года [13]. Эти документы вместе с самой Декларацией и вторым  Факультативным протоколом, принятым в 1989 году, получили широкую известность под названием Международного билля о правах человека.

Хотя Пакты основываются на  Всеобщей декларации прав человека, охватываемые ими права не идентичны.

Самое важное право, зафиксированное в обоих Пактах и не включенное в Декларацию – это право народов на самоопределение, включая право свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами.

Этот документ также несет правоустанавливающий декларативный характер, содержит нормы-принципы обязательные к исполнения всеми государствами, признавших пакт, постоянного действия. По методу правового регулирования данный пакт является императивным, иными словами несет строгий и обязательный характер. Субъект издания – международное сообщество и Организация Объединенных Наций. Объект регулирования – область реализации политических прав человека и гражданина.

В преамбуле пакта изложены основные мотивы, подвинувшие государства к принятию обозначенного пакта.

В ней говорится о том, что равные и неотъемлемые права вытекают из присущего человеческой личности достоинства и являются

основой справедливости, равноправия, свободы и всеобщего мира. Также подчеркивается, что нормы пакта о гражданских и политических правах развивают положения Всеобщей Декларации прав человека, и признают идеалом свободы – личность, которая реализует все гражданские и политические свободы без каких-либо препятствий и для которой созданы все социальные, экономические, культурные условия в государстве. А личность, как таковая, обязана добиваться признания прав и для других, так как имеет обязанности в отношении окружающего Общества.

Обратимся к тексту пакта. Отмечу только, некоторые его статьи дублируют, или развивают положения Всеобщей Декларации прав человека. На таких положениях я постараюсь не останавливаться ввиду ограниченных рамок курсовой работы. Однако, некоторые моменты опишу достаточно подробно, так как они составляют правовую и политическую основу правового государства.

Далее непосредственно в статьях документа объявляется всеобщее право народов на самоопределение (Ст.1) и как следствие вышеназванного свободный выбор политического статуса народа, определение социального, экономического и культурного развития. Для достижения названных целей декларируется свободное распоряжение народа своими природными ресурсами и естественными богатствами. Подчеркивается, что ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему указанных средств к существованию.

В статье №2 подтверждается приверженность стран - участников уважению к правам и свободам личности независимо от пола, языка, расы, религиозных мировоззрений, или иных убеждений, сословного или имущественного положения. И как следствие сказанного положения настоящего пакта обязывают всех принявших правовые принципы этого документа принимать все меры к правовой защите компетентными органами лиц, ограниченных в перечисленных правах или свободах.

В статье 2. Международного пакта о гражданских и политических правах говорится:

Каждое участвующее в настоящем  Пакте государстве обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национальности или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.

Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется:

Обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

Обеспечивать, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

Обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

Часть III пакта подтверждает общепринятые право человека на жизнь, устанавливает применение исключительной меры наказания в виде смертной казни как экстраординарное явление. Объявляется, что каждый приговоренный к казни имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Запрещено выносить приговор о смертной казни в отношении несовершеннолетних и приводить в исполнение в отношении беременных женщин (Ст.6). Также запрещены пытки, иные физические истязания, или действия, унижающие человеческое достоинство.

Статья №8 запрещает рабство, любой подневольный труд или подневольное состояние, но указывает те случаи, когда указанный труд не является мотивом для отказа совершать какие-либо деяния, обязательно установленные местным законодательством, или по приговору компетентного суда.

Следующая по счету статья устанавливает процессуальные принципы в отношении арестованных, отдельно оговаривается «разумность» сроков содержания под стражей, и судебного рассмотрения его дела. Устанавливается право на компенсацию в случае незаконного ареста. При аресте обязательно гуманное отношение к арестованным, уважение чести и достоинства со стороны органов, совершивших арест.

Для исправительной (пенитенциарной) системы обязательно установление соответствующего режима, способствующего социальному перевоспитанию и исправлению заключенных, при этом несовершеннолетние должны содержаться отдельно от совершеннолетних (Ст10). Запрещено лишение свободы на основании невыполнения лицом каких-либо договорных обязательств (Ст.11).

Статья 14 устанавливает всеобщее равенство перед судами и трибуналами и оговаривает минимальные процессуальные требования к осуществлению правосудия вышеназванными судебными органами (Большинство из них вошли в белорусские принципы правосудия).

А вот новое, о чем я еще не упоминал. Положения статьи №19 декларируют право человека на собственное мнение и беспрепятственное его выражение. Иными словами, каждый волен находить, получать, распространять разного рода информацию, вплоть до средств массовой информации, кроме отдельно оговоренных случаев.

Следующая статья запрещает все формы пропаганды войны, любые виды проявления расовой, религиозной, национальной ненависти, подстрекательство к дискриминации, насилию, вражде, к розни и т.п. [11, с.249] 

Очередная статья признает право на мирные собрания без ограничений, кроме специально оговоренных ситуаций. Также признается право на вступление в любые негосударственные союзы, ассоциации, профсоюзы (Ст.22).

Положения статьи №24 оговаривают всеобщее равенство детей, их право на гражданство, гарантируют им защиту со стороны государства. Устанавливается обязательность регистрации новорожденных, присвоение им имени.

Следующая статья объявляет основные политические права без необоснованных ограничений и дискриминации. К ним относятся следующие положения:

голосовать и быть избранным на основе всеобщего и равного голосования, когда обеспечено свободное волеизъявление сограждан;

быть допущенным в своей стране к государственной службе;

участвовать в введении государственных дел, как самолично, так и через представителей. Иное.

Содержание статьи №28 объявляет о создании Комитета по правам человека (далее – Комитет, о нем я тоже упоминал), регламентирует его состав, функции этого органа. Итак, в состав Комитета входят граждане, признавших и участвующих в пакте, государств, обладающие определенным юридическим опытом и компетентностью, помимо высоких морально-нравственных качеств.

Избираются члены Комитета тайно и работают в личном качестве, выдвигается не более не более двух лиц от государства-участника, но избирается в последствии только один (Ст.29). Представление кандидатов в будущие члены проходит Комитета на заседании Организации Объединенных Наций (ООН) под председательством Генерального секретаря ООН в Центральном учреждении указанной организации. Срок пребывания в этой должности четыре года, член Комитета имеет право на повторное переизбрание в установленном порядке. Каждый член Комитета до вступления в должность на открытом заседании делает торжественное заявление о том, что впредь обязуется исполнять свои обязанности беспристрастно и добросовестно (Ст.38).

У Комитета имеется собственный штат должностных лиц, избираемых на два года, материальные средства и необходимый для функционирования персонал предоставляется Генеральным секретарем ООН (Ст.36 – 39).

Ежегодно государства-участники предоставляют Генеральному секретарю ООН доклады о прогрессе, достигнутом в области прав человека и о принятых мерах по исправлению возможных несоответствий в этой сфере действий участников пакта. Затем доклад попадает непосредственно в Комитет для рассмотрения.

Любое государство-участник, заявившее о признании компетенции Комитета, имеет право сообщить последнему о нарушении положений пакта другим государством (Ст.41). В этом случае в особом процедурном порядке Комитетом рассматривается заявление на закрытом заседании. Далее Комитет оказывает миролюбивые услуги, содействуя полюбовному разрешению вопроса на основе уважения основных свобод и прав, устанавливаемых настоящим пактом. В этом случае Комитет пишет и направляет государству-нарушителю соответствующий доклад-рекомендацию.

В случае неудовлетворительного разрешения проблемы, или бездействия со стороны нарушителя, Комитет с предварительного согласия заинтересованных участников, формирует специальную Согласительную комиссию (далее – Комиссия), которая оказывает добрые услуги заинтересованным государствам-участникам. Она состоит из пяти лиц, разбирающих суть вопроса в личном качестве (во главе Комиссии – выборный Председатель). Причем, они не должны являться гражданами заинтересованных государств (Ст.42). Комиссия рассматривает в течение двенадцати месяцев предоставленную Комитетом любую информацию и имеет право отправлять запросы на любые сведения от государств, участвующих в разрешении спорного вопроса. Спустя указанный срок, Комиссия направляет председателю Комитета доклад для отправления заинтересованным сторонам.

Один раз в год Комиссия по правам человека направляет Генеральной Ассамблее ООН отчет о проделанной работе (Ст.45).

Статья №48 объявляет настоящий пакт открытым документом для подписания любым государством – членом ООН, или участника Статута Международного Суда, либо для приглашенного Генеральной Ассамблеей ООН государства к участию в Международном пакте о гражданских и политических правах. Статья №50 устанавливает действие пакта на всей части федеративных государств без любых видов ограничений.

Следующая статья декларирует право любого участника вносить предложения о поправках в настоящий пакт, высказываться за созыв конференции государств-участников под эгидой ООН. Принимаются поправки большинством голосов и становятся обязательными для участников, которые их приняли [11, с.259].

Одновременно с пактом о гражданских и политических правах был принят Факультативный протокол к нему, который предусмотрел признание компетенции рассматривать, принимать информацию от находящихся под его юрисдикцией лиц, или организаций, полагающих, что стали жертвами каких-либо нарушений в сфере прав человека и гражданина.

Статьи Факультативного протокола (далее – Протокола) развивают положения Международного пакта о гражданских и политических правах и призваны претворять его (пакта) постановления в мировую юридическую практику. Это, собственно, является целью документа. Содержит нормы-принципы, императивного свойства для государств-участников пакта, признавших компетенцию Комитета по правам человека и ратифицировавших пакт, или присоединившиеся к нему.

Согласно статьям Протокола, вышеуказанные государства наделены правом обращаться в вышеназванный Комитет, если, по их мнению, они стали жертвами какого-либо нарушения (Ст.1). В этом случае обращения не рассматривают только в двух случаях:

если обратившееся лицо не исчерпало все внутренние средства защиты;

если данная проблема уже не рассматривается другим международным разбирательством (Ст.5).

Рассматриваются заявления на закрытых заседаниях Комитета. Каждый год Комитет представляет ежегодный доклад для Генеральной Ассамблеи ООН в соответствии с действующим Протоколом.

Протокол является открытым документом для любого государства, подписавшего пакт и ратифицировавшего его положения. Любой участник Протокола имеет право вносить предложения о поправках, представляя их Генеральному секретарю ООН, а также ходатайствовать о созыве конференции под эгидой ООН [11, C.263].

Общеизвестно, одним из условий существования правового государства является реальное обеспечение прав личности, как и свобода ее всестороннего развития. Иными словами, человеку и гражданину гарантированны со стороны государства некоторые положительные действия, а именно следующие минимальные положения, правовые начала:

1.  право на неприкосновенность;

2.  право на судебную защиту и справедливое разбирательство;

3.  право на образование, культурное развитие;

4.  право на социальное обеспечение;

5.  другие права[20, с.82].

Таким образом, Международный пакт о гражданских и политических правах, созданный в соответствии с провозглашенными Уставом ООН принципами и в соответствии с положениями Всеобщей Декларации прав человека, устанавливает равные свободы и права для любого народа. Статьями пакта вменено государствам-участникам создание таких внутренних условий, когда каждому реально обеспечено право пользоваться социальными, экономическими, культурными, а также, политическими и гражданскими правами. В связи с положениями Конституции РБ правовые нормы обозначенного пакта стали непосредственно действующими в Беларуси и поставлены на уровень конституционных и применяются государством.

3.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ,

СОЦИАЛЬНЫХ И  КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ

Международный  пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу 3 января 1976 года. К 31 декабря  1994 года к нему присоединилось 131 государство.

Пакт предусматривает содействие осуществлению и защиту следующих прав:

право на труд в справедливых и благоприятных условиях;

право на социальную защиту, на адекватные условия жизни и наиболее высокие, насколько это достижимо, условия физического и умственного благополучия;

право на образование и пользование благами культурной свободы и научного прогресса [14].

Пакт предусматривает осуществление этих прав без какой то ни было дискриминации. Данный  нормативно-правовой акт детализирует права человека и гражданина в указанных сферах правовых отношений государство – общество - личность, тем самым, развивая правовые принципы, установленные Всеобщей декларацией прав человека. Также обладает высшей юридической силой, в странах присоединившихся к пакту, является стабильным правовым актом постоянного действия и многократного применения.

Что документально указывается в преамбуле Международного пакта. А именно: права и свободы вытекают из присущей человеческой личности сущности, ими (правами) в равной степени наделяются все члены Великой семьи человеческой, свобода развития индивида невозможна без активного положительного участия со стороны государства, которым вменено в обязанность настоящим пактом, поощрять всеобщее соблюдение и уважение прав человека.

В статье №1 пакта еще раз подтверждается право народов на самоопределение, на свободу установления собственного статуса (что является непреложным условием социального, экономического, культурного развития), на свободное пользование собственными природными ресурсами и естественными богатствами. Соответственно, государствам вменено в обязанность в порядке международной помощи и сотрудничества, а также в индивидуальном порядке, максимально использовать все имеющиеся возможности, принимать все возможные меры, вплоть до законодательных, к полному осуществлению, признаваемых рассматриваемого пакта, прав (Ст.2, п.1).

Устанавливается право каждого на свободный труд, который признается возможностью зарабатывать себе на жизнь (Ст.6). И как следствие указанного признается право каждого трудящегося на благоприятные условия трудовой деятельности. В них включены:

Вознаграждение за труд должно обеспечивать как минимум удовлетворительное существование для работников и их семей (подробно это положение регламентировано статьей №11 настоящего пакта), справедливую зарплату для мужчин и женщин. (За равный труд – равную зарплату.)

Одинаковую для всех возможность продвижения по службе исключительно на основании квалификации и трудового стажа.

Создание условий работы, отвечающим требованиям гигиены и безопасности.

Предоставление оплачиваемого периодического отпуска, разумное ограничение рабочего дня, вознаграждение за работу в праздники. Предоставление отдыха, досуга для трудящегося (Ст.7).

Государствам надлежит обеспечить человеку права на свободное вступление в профессиональный союз для защиты своих интересов, или на образование такового (Ст.8, п.1). Профессиональные союзы (профсоюзы), в свою очередь, могут образовывать конфедерации, или национальные федерации, основанных на международном праве. Этой же статьей обеспечивается право на забастовки, в соответствии с законодательством этой страны. Признается право каждого на социальное обеспечение, в том числе на социальное страхование (Ст.9).

Семья признана основной и естественной ячейкой общества, ей предоставляется самая широкая защита, охрана и помощь (Ст.9). Гарантируется право детей и подростков от каких-либо видов дискриминации. Применение их труда во вредных (по физическому или нравственному воздействию) производствах объявляется уголовно наказуемым деянием (Ст.10).

Положениями Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывается каждое принявшее его государство принять все возможные меры индивидуального характера, или в порядке мирового сотрудничества, включающих разработку и проведение конкретных программ в целях недопущения голода, вплоть до реформы аграрной системы. Также обеспечить распределение мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и с учетом проблем стран, как импортируемых, так и экспортируемых пищевых продуктов (Ст.11).

Признается право каждого на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (Ст.12), на образование, направленное на всестороннее и полное развитие личности (Ст.13, п.1), на свободу родителей (опекунов) выбирать для своих детей образовательные учреждения, отвечающие минимальным требованиям

образования, утвержденного государством (Ст.13, п.3). Начальное образование должно быть бесплатным.

Далее (Ст.15) участвующие в пакте государства признают право личности на:

пользование защитой материальных и моральных интересов, возникающих, в связи с любой интеллектуальной деятельностью указанной личности, автором которой она является;

участие в культурной жизни;

практически применять, использовать результаты научно-технического прогресса [11, c.240].

В связи с этим, положения пакта обязывают государств-участников уважать свободу, необходимую для творческих исследований и для научных изысканий. А также призывают поощрять все виды сотрудничества и международные контакты, в культурной и научной областях. Результатом этих действий должны стать, предоставляемые Генеральному секретарю ООН доклады о достигнутых в этой области успехах, для последующего рассмотрения их (докладов) на заседаниях Социального и Экономического Совета ООН (Ст.16).

ЧастьV настоящего пакта объявляет его открытым для подписания документом (Ст.28), устанавливает его обязательную ратификацию. Также устанавливается право каждого участника пакта вносить поправки, высказываться за созыв конференции государств-участников. Поправки вступают в силу на территориях государств, принявших их в соответствии с конституционными процедурами этих стран (Ст.29).

Это наиболее общие положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Я постарался не останавливаться на нормах пакта, дублирующего характера, о которых уже речь шла в других документах международного законодательства в области прав гражданина и человека. Кратко добавлю только то, что в указанном пакте устанавливаются и регламентируются двусторонние связи нехитрой юридической формулы:

Государство   ↔   Личность   ↔   Общество.

Причем, Личность находится строго в центре обозначенных связей, является центром отношений.

Итак, я описал и дал краткую оценку некоторым международным актам универсального характера (1966 г.) , совокупности правовых норм, сущность которых выражена в общепризнанных правах человека, то есть отношения, сопровождающие человека на протяжении всей жизни.

Но кроме всеобщих, универсальных правовых норм существуют еще международные договоры юридического свойства, направленно регулирующие специфические области правовых отношений.

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас наше общество приходит к пониманию того, что права человека – это привлекательный лозунг, прокладывающий путь к власти и придающий благородный облик правящей элите, а реальный показатель цивилизованности, гуманности общества. Мы все понимаем, что между декларированием этих прав и свобод и реальным их торжеством лежит долгий путь борьбы. Ведь права человека не реализуются даже при благоприятных условиях: существуют нарушения прав человека даже в странах развитой демократии. При всем нашем стремлении сделать Декларацию прав человека документом прямого действия, она всегда должна конкретизироваться и подкрепляться еще национальным законодательством, не искажающим ее сути, но направленным на реализацию и претворение ее основополагающих норм в жизни.

Деятельность этих международных деклараций, соглашений адресована на безусловное установление приоритета социальных и личных прав, свобод и обязанностей индивида над политическими и общегражданскими. И трактовка, и применение в жизнь указанных прав должны складываться не из государственных соображений, или их временных интересов общества, а из универсальных принципов гуманизма, из самой человеческой природы, сущности, если хотите. Признание перечисленных прав и свобод, а также создание всех возможных условий для их полной и всесторонней реализации есть обязанность, долг государства. В противном случае невозможно всестороннее совершенствование личности и, следовательно, ее участие в развитии страны, в делах государства.

Проведенное изучение данной тематики позволяет сделать вывод о том, что главное не привести нормы белорусского законодательства сообразно зарубежным правовым канонам, не установить абсолютный приоритет иноземных правил над отечественными, а создать «живую», взаимодействующую систему мирового, общеприменительного и общепризнанного права, основанного исключительно на гуманных принципах.

Кроме этого, анализ международно-правовых актов о правах человека и гражданина позволяет сделать вывод о том, что они несут двоякую функцию:

являют собой единый «скелет» нормативных правил для любого государства, имеющего демократическую сущность;

представляют собой связующие звенья для правовых систем мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Абдулаев М. И. Международно-правовая ответственность за нарушение прав и свобод человека// Право и образование. - 2004. - № 4. - С. 54-63.

2.       Акименко, К.В. Становление и развитие концепции прав и свобод человека// Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь. - 2002. - №3.-С.35-41.

3.       Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

4.       Голованов В.Г. О некоторых вопросах защиты прав человека в Беларуси// Право Беларуси. - 2003. - №20.-C.53-57.

5.       Евменов Л.Ф. Международная идеология прав человека: к вопросу о праве на развитие// Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2000. - №2.-С.3-12.

6.       Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1999. – 448 с.

7.       Котляр И.И. Права человека : учебное пособие для студ. вузов. - 2-е изд. - Минск: Тесей, 2005. - 287 с.

8.       Куклина И. Права человека:политическое и гуманитарное измерение // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №11.-С.21-30.

9.       Международное частное право: Сборник нормативных документов: Учебное пособие студента. - М.: ПРИОР: ПРИОРИТЕТ, 2000. - 364 с.

10.  Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М, 1999. - 784 с.

11.  Международные нормы о правах человека и применение их судами (практическое пособие)/Под ред. Жуйкова В.М.  – М.: «Права человека», 1996. – 432 с.

12.  Международные стандарты прав человека и свободы объединения в сфере труда// Труд и право. - 2000. - №1-2.-С.6-174.

13.  Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г)

14.  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)

15.  Права человека : учебно-практическое пособие / [Л.М. Рябцев и др.] ; под ред. Л.М. Рябцева. - Минск : БГЭУ, 2005. - 99 с.

16.  Права человека: Учебное пособие для студентов вузов / Под общ. ред. А.Д. Гусева, Я.С. Яскевич. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. - 303 с.

17.  Тихиня В.Г. Основы международного права : учебное пособие для учащихся спец. "Правоведение" сред. спец. учеб. завед. – Мн. : Книжный Дом, 2006. - 319 с.

18.  Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г)

19.  Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время)/Под ред. Крашенинникова Н.А. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. – 496 с.

20.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. проф. Стрекозова В.Г. – М.: Издательство «Интерстиль», 2001. – 378 с.

21.  Якушев А.В. Теория государства и права. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 192 с.