Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общие понятия демографии и динамики населения мира…………...5

1.1. Воспроизводство населения…………………………………………………5

1.2. Демографическая политика стран мира…………………………………..10

Глава 2. Основные тенденции современного демографического развития

мира………………………………………………………………………………18

2.1. Анализ воспроизводства в современном мире……………………………18

2.2. Оценка демографической политики в мире……………………………….27

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованной литературы…………………………………………...38

Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества необходимо научное осмысление новых демографических реалий, их всесторонний анализ в целях стабилизации воспроизводственных процессов как в стране в целом, так и в каждом регионе. Обострение демографических проблем в период перехода к новым политико-экономическим параметрам жизни общества требует выработки научного подхода к их изучению и анализу степени влияния на региональный экономический процесс.

Депопуляция – свершившийся факт демографического развития большинства регионов России. В этих условиях исследование кризисных явлений позволяет ответить на вопрос – в какой мере современная трансформация параметров воспроизводства стала продолжением сложившихся в предыдущий период демографических тенденций и закономерностей, а в какой – следствием перехода к новым условиям социально-экономического развития.

Изучение демографических процессов и возможности управления ими, понимание характера происходящих в них изменений на территориальном уровне, факторов и перспектив их развития представляют актуальную задачу, как с теоретических, так и с практических позиций.

Объект исследования - население мира, его структурные и динамические характеристики.

Предмет исследования - социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства населения региона.

Цель исследования - изучение типов и особенностей воспроизводства населения в различных странах.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть воспроизводство населения.

2. Определить демографическую политику стран мира.

3. Провести анализ воспроизводства в современном мире.

4. Дать оценку демографической политики в мире.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Басовский Л.Е., Бражников Г.В., Бутов В.И., Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М., Делен С.А. и других.

Глава 1. Общие понятие демографии и динамики населения мира

1.1. Воспроизводство населения

Воспроизводство населения - смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью, а также миграцией.

Переходы людей из одних социальных групп в другие. Этот вид движения определяет воспроизводство социальных структур населения. И именно эта взаимосвязь воспроизводства населения и изменений в социальной структуре изучается демографией[1].

«Естественная» или «биологическая» сущность народонаселения проявляется в его способности к постоянному самовозобновлению в процессе смены поколений в результате рождений и смертей. И этот непрерывный процесс называется воспроизводством населения.

Воспроизводство населения это целостный социально детерминированный, обладающий качественной спецификой и внутренними количественными закономерностями, процесс возобновления поколений людей, один из главных процессов воспроизводства общества.

Динамику численности населения определяет процесс воспроизводства населения. Это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость и смертность — это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей.

Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом. Таким образом, «формулу воспроизводства» можно записать как:

Р-С = ЕП,

где Р - рождаемость, С - смертность, ЕП - естественный прирост.

Естественный прирост может быть положительным и отрицательным. Он изменяется из года в год.

Естественный прирост зависит от ряда факторов. К ним можно отнести:

·         уровень жизни, в том числе материальные условия жизни людей, уровень здравоохранения, питания, условия труда и быта людей и т.п.;

·         структуру населения (половая, возрастная, брачная);

·         образ жизни (городской и сельский);

·         занятость женщин в общественном производстве;

·         национальные и религиозные традиции.

Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, которые приводят к людским потерям, а также распространение голода и болезней[2].

Среднемировой показатель естественного прироста составляет 17 чел. на 1000 чел. населения (17%). Однако в регионах и странах мира он существенно различен. (Табл. №1)

Таблица №1

Среднемировой показатель естественного прироста в регионах и странах мира

Очень высокий естественный прирост

Высокий естественный прирост

Средний естественный прирост

Низкий естественный прирост

Очень низкий естественный прирост

Более 30%

20—30 %

10-20%

2—10%

Менее 2%

Африка

Африка Зарубежная Азия

Зарубежная Азия Латинская Америка

Зарубежная Европа Северная Америка

Зарубежная Европа СНГ

Нигер Кения Зимбабве Ливия Нигерия

Монголия Филиппины Бангладеш Эфиопия Египет

Китай Индия Турция Куба Бразилия

Польша Франция Чехия Великобритания США

Венгрия Германия Болгария Австрия Италия Россия

перейти на интерактивную карту естественного прироста мира

Рис. 1. Естественный прирост населения (%)

Таким образом, можно выделить два основных типа воспроизводства населения, имеющих свои характерные особенности (Табл. №2)

Таблица №2

Основные типы воспроизводства населения

Первый тип воспроизводства населения

Второй тип воспроизводства населения

Низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста Стабилизация численности населения «Старение» населения (т.е. увеличение доли пожилых людей в общей численности населения)

Высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкие показатели смертности Постоянное увеличение численности населения Большая доля людей молодого возраста в общей численности населения

«Формула воспроизводства» населения 13 - 9 = 4

«Формула воспроизводства» населения 29 - 9 = 20

Характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и Японии

Характерен для стран Африки, Латинской Америки и Зарубежной Азии

перейти на интерактивную карту рождаемости мира

Рис. 2. Рождаемость (%)

перейти на интерактивную карту смертности мира

Рис. 3. Смертность (%)

В современной демографии исторически обусловленная смена типов воспроизводства населения объясняется концепцией демографического перехода.

Выделяются четыре фазы демографического перехода (Табл. №3):

Таблица №3

Фазы демографического перехода

I фаза

Высокая рождаемость при резком сокращении смертности

Очень высокий естественный прирост

II фаза

Дальнейшее снижение смертности при большем снижении рождаемости (вследствие перехода от многодетной к малодетной семье)

Замедление естественного прироста

III фаза

Некоторое повышение уровня смертности (вследствие «старения» населения) при замедленном снижении рождаемости

Слабо расширенное воспроизводство

IV фаза

Показатели рождаемости и смертности выравниваются

Прекращение роста населения

Впервые демографический переход начался в Европе в XVIII веке. В настоящее время большинство стран этого региона находятся в третьей фазе. В большинстве развивающихся стран Африки демографическая ситуация соответствует первой фазе перехода, а в Азии и Латинской Америке — второй. Именно поэтому развивающиеся страны оказывали и в ближайшее время будут оказывать решающее воздействие на динамику численности населения мира.[3]

1.2. Демографическая политика стран мира

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом, рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но, тем не менее, имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения[4].

Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи - по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей. Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др.

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А.Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.[5]

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине ХХ в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения - во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965г. (Белград), в 1974г. (Бухарест), в 1984г. (Мехико), в 1994г. (Каир). В 1967г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем на конференциях в Мехико и в особенности в Каире он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений[6].

Однако для того чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50-х и 60-х годов, когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция. Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что «контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания».

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся - 50%. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн. до 400 млн.), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн., в Южной Азии - 100 млн., в Латинской Америке - 75 млн. семей. Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах.[7]

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.[8]

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Особенно активную демографическую политику проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.[9]

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако «реабилитация» секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещались, то разрешались - в зависимости от соотношения сил либералов и консерваторов.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась довольно быстрая убыль населения.[10]

Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5-4 млн. в год в первой половине, 2,5 млн. во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) она также входит в число первых стран. России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Именно такая Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов. Эта концепция рассчитана на срок до 2015г.[11]

Глава 2. Основные тенденции современного демографического развития мира

2.1. Анализ воспроизводства в современном мире

Демографическое развитие мира оказывает на мировое экономическое сообщество самое серьезное влияние. Численность населения всей планеты, его полновозрастная структура, продолжительность и качество жизни, квалификация рабочей силы, миграция населения, ее социально-экономические последствия - все это в значительной мере определяет тенденции развития современного мира и его экономики.

Под демографическим развитием понимается взаимодействие процессов длительной эволюции народонаселения и качественных сдвигов в его воспроизводстве за относительно короткие сроки.      Воспроизводство населения — это процесс его непрерывного обновления в результате смертности и рождаемости поколений. Следовательно, постоянно происходит взаимодействие двух процессов: смены поколений и естественного прироста населения.

На рубеже XX и XXI вв. в окружающем нас мире стали проявляться пять основных тенденций.

1. Быстрый рост народонаселения. В течение второй половины XX в. численность населения Земли выросла на 1 млрд. человек (это невзирая на человеческие потери за Первую и Вторую мировые войны). В течение второй половины XX в. численность населения выросла в 2,3 раза. К началу XXI в. она достигла 6 млрд. человек.

2. Темпы роста народонаселения Земли происходят неравномерно. Население США, Западной Европы, бывших постсоциалистических стран растет медленнее, чем среднемировые показатели. В то же время в развивающихся странах Африки, Латинской Америки, Азии численность населения растет быстро - более 2% и выше в год.

Такой демографический «взрыв» связан со сменой самого типа воспроизводства населения. Традиционный тип воспроизводства означает высокую смертность и высокую рождаемость, быструю смену поколений и незначительный прирост населения, непродолжительный срок жизни. Современный тип воспроизводства отличается от традиционного следующим: низкий уровень рождаемости, высокая смертность, низкий темп прироста населения и значительный рост продолжительности жизни. Причина такой ситуации - в улучшении благосостояния населения развитых стран с рыночной экономикой, высокий уровень развития культуры производства, жилищных и коммунальных условий, среды обитания, достижений науки и техники, образования и медицины.

Смена типов воспроизводства населения называется демографическим переходом.

В развивающихся странах мира мы наблюдаем переходный этап к современному типу воспроизводства. Его отличия — высокая рождаемость при значительной смертности, господство традиций (моральных, религиозных, культурных, национальных и т.д.), не воспринимающих планирование семьи, разумную демографическую политику.

3. Снижение темпов ежегодного прироста населения — с 60-х гг. XXI в. в развитых странах, с 70-х гг. XX в. - в развивающихся странах. В некоторых странах происходит так называемый депопуляционный тип воспроизводства населения, когда смертность превышает рождаемость. Такая ситуация сейчас характерна для России и Беларуси. Чаще всего причинами называют развал СССР, экономический спад, вызванный им, трудности этапа реформирования и др. Но в таких благополучных странах, как Австрия, Германия, Дания также наблюдается абсолютное сокращение населения. Значит, причина намного глубже.

Поэтому такая ситуация очень серьезно изучается мировой наукой и общественностью. В развитом мире происходит снижение рождаемости, а в планетарном масштабе ожидается рост народонаселения. По прогнозам ООН к 2015г. численность населения Земли вырастет до 7,5 млрд. человек. Но основная масса населения мира будет сконцентрирована в развивающихся странах. А к концу XXI в. население Западной Европы и Японии составит только половину сегодняшнего уровня. Самыми «богатыми» по населению странами будут: США, Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Конго, Мексика, Филиппины.

4. Устойчивая тенденция к росту среднего возраста населения мира. В 1900г. он составлял 15 лет, в 1995г. - 25 лет, в 2000г. - 27,5 лет. По прогнозам ООН в 2100г. он составит 36 лет, а к 3000г. - 43 года.

5. Увеличение продолжительности жизни на Земле. За последние 50 лет продолжительность жизни выросла больше, чем за минувшие 5000 лет! До промышленной революции XVII - XVIII вв. люди,  перешагнувшие за 65 лет, составляли только 2—3% населения Земли. В 1999 г. их насчитывалось уже 14%. В XXI в. старение населения будет носить повсеместный характер.      Все пять тенденций, рассмотренных нами, имеют колоссальное значение для мировой экономики:

1) изменился удельный вес регионов в населении мира, а значит и их доля в мировом ВВП: доля  Европы снизилась вдвое, а доля Азии выросла более чем вдвое;

2) в развитых странах население постарело, а в развивающихся - помолодело. К 2030г. в некоторых странах доля лиц старше 65 лет достигнет 30%.

Постарение населения рождает массу проблем. Растет экономическая нагрузка на общество, на работающих налогоплательщиков. Сегодня в развитых странах 3 работающих содержат 1 пенсионера. Через 25 лет это соотношение станет 1:1. Рост пенсий потребует роста подоходных налогов, а это приведет к сокращению сбережений у населения и уменьшению инвестиций в экономику.

По мере старения населения растут социальные расходы на уход за пожилыми, больными, нетрудоспособными. В США, например, за последние 25 лет доля национального дохода, получаемая людьми старше 65 лет, выросла в 2 раза, но вдвое снизилась доля национального дохода, направляемая в пользу людей от 18 до 35 лет. Примерно через 30 лет расходы на пожилых составят по прогнозам от 9 до 16% ВВП. То есть постарение общества становится серьезной финансово-экономической проблемой.      Поэтому для сохранения темпов развития мировой экономики развитым странам придется столкнуться с проблемами иммиграции: широко распахнуть «двери» для иностранной рабочей силы или обречь себя на бедную старость. Рост численности рабочей силы происходит и путем отсрочки выхода на пенсию, а также посредством роста числа так называемых «молодых пожилых», т.е. людей в возрасте 70-75 лет, продолжающих активную трудовую жизнь.

Рыночная экономика в развитых странах стала активно ориентироваться на процессы постарения населения. В центре внимания развитых стран стоят проблемы старшего поколения, его покупательной способности. Появился даже такой термин, как «седой доллар». В Западной Европе создаются специализированные учебные заведения для пожилых. Жилищное и коммунальное строительство ориентируется на учет их потребностей, очень много турагенств для пожилых, появились особые финансовые услуги для пожилых и т.д. Такая ориентация на покупательскую способность старшего поколения уже обеспечивает бизнесу на Западе весьма солидные прибыли.

Мировое сообщество активно рассматривает глобальное постарение населения в странах мира. Эта проблема горячо обсуждалась на международном уровне: в 1982г. на Всемирной Ассамблее по вопросам старения; в 1989г. - на Международной демографической конференции в Праге; в 1993г. — на одной из сессий Межпарламентского союза; в 1995г. — на Европейском геронтологическом конгрессе; 1999г. был объявлен ЮНЕСКО «годом пожилых людей» и т.д.

Динамику численности населения определяет процесс воспроизводства населения. Это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Население размещается на нашей планете крайне неравномерно: более 85% населения Земли сосредото­чено в восточном полушарии, 90% - в Северном, более половины людей проживает на низменностях (до 200 м над уровнем моря) и в приморских районах (на рассто­янии, не превышающем 200 км от моря). Примером неравномерности размещения может быть и характер распределения людей по частям света: 60% населения сконцентрировано в Азии, около 12% - в Европе, 14% - в Африке, 13,5% - в Америке (Северной и Южной), 0,5% - в Австралии.

Еще более существенны различия в характере распре­деления населения по странам мира. Особую группу об­разуют страны с числом жителей, превышающим 100 млн. человек: Китай (1 млрд. 237 млн. человек), Индия (970 млн. человек), США (268 млн. человек), Индонезия (205), Бразилия (160), Россия (147), Пакистан (138), Япония (126), Бангладеш (122), Нигерия (107). На пороге 100-миллионников стоят Филиппины, Эфиопия, Иран, Кон­го (Заир).

Средняя плотность населения обитаемой суши - 45 человек на 1 кв. км, но около половины ее имеют плотность населения менее 5 человек на 1 кв. км, а 15% ее территории совершенно не освоено людьми (об­ласти с экстремальными природными условиями - при­полярные зоны, пустыни, высокогорья).

Наиболее заселенными районами (200 человек на 1 кв. км и выше) мира являются:

Восточная и Юго-Восточная Азия (включает Восточ­ный Китай, КНДР, Республику Корею, Японию, Тай­вань, Вьетнам, Таиланд, Лаос, Сингапур, Индонезию, Малайзию, Филиппины), где проживает около 2 млрд.. человек, а плотность населения в отдельных местах (до­лина реки Янцзы, Японские острова, остров Ява и др.) превосходит 300 человек на 1 кв. км;

Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Лан­ка) с численностью населения более 1,2 млрд. человек и сосредоточением населения в отдельных местах (долина Ганга и Брахмапутры) до 500 человек на 1 кв. км;

Западная Европа (Великобритания, север Франции, Германия, страны Бенилюкс);

Восточная Америка (юго-восток Канады и северо-во­сток США, острова Вест-Индии, приморские районы Бра­зилии и Аргентины);

Северо-Восточная Африка (долина Нижнего Нила).

Среди стран мира наиболее высокую плотность населе­ния имеют Монако (15,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Сингапур (4,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Бангладеш (более 800 чел. на 1 кв. км), Нидерланды и Бельгия (320-350 чел. на 1 кв. км), Индия (300), Китай (125). Для сравнения: средняя плотность населения США - 27 чел. на 1 кв. км, России -8,7 чел., Канады и Австралии - 2 чел. на 1 кв. км.

В большинстве стран мира численность населения не достигает и 10 млн. человек. Более 80% населения про­живает в развивающихся странах, на них же приходит­ся и основная доля трудовых ресурсов мира[12].

Отмеченные особенности размещения населения - результат совокупного влияния многих факторов: природных, исторических, демографических, социально-экономических. Однако влияние большинства из этих факторов не является решающим, и все более ослабева­ет по мере развития производительных сил. Страны и районы с высоким уровнем развития производитель­ных сил являются центрами притяжения, сосредото­чения населения. Так, благодаря высокому уровню развития промышленности сформировались крупные сгустки населения в Западной Европе и в северо-вос­точной части США (район Рура в ФРГ и Лотарингии во Франции, район Аппалачей и Великих Озер в США). В этих промышленных районах мира плотность насе­ления достигает 1000-1500 человек на 1 кв. км. Райо­нами высокой концентрации рабочей силы являются также страны развитого трудоемкого рисосеяния - в Южной и Юго-Восточной Азии, нефтедобывающие стра­ны Ближнего и Среднего Востока и др.

Рождаемость и смертность - это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей.

Страны мира резко различаются по числу жителей. Более половины населения мира сосредоточено в шести странах:

1.     Китай - 1314 млн. чел.

2.     Индия - 1059 млн. чел.

3.     США - 298,4 млн. чел.

4.     Индонезия - 246,5 млн. чел.

5.     Бразилия - 188,1 млн. чел.

6.     Россия - 143 млн. чел.

Среднемировой показатель естественного прироста составляет 17 чел. на 1000 чел. населения. Однако в регионах и странах мира он существенно различен (Табл. №4):

Таблица №4

Очень высокий естественный прирост

Высокий естественный прирост

Средний естественный прирост

Низкий естественный прирост

Очень низкий естественный прирост

Более 30%

20-30 %

10-20%

2-10%

Менее 2%

Африка

Африка, Зарубежная Азия

Зарубежная Азия, Латинская Америка

Зарубежная Европа, Северная Америка

Зарубежная Европа, СНГ

Нигер, Кения, Зимбабве, Ливия, Нигерия

Монголия, Филиппины, Бангладеш, Эфиопия, Египет

 Китай, Индия, Турция, Куба, Бразилия

Польша, Франция, Чехия, Великобритания, США

Венгрия, Германия, Болгария, Австрия, Италия, Россия

Естественный прирост зависит от ряда факторов:

·                   уровень жизни, в том числе материальные условия жизни людей, уровень здравоохранения, питания, условия труда и быта людей и т.п.;

·                   структуру населения (половая, возрастная, брачная);

·                   образ жизни (городской и сельский);

·                   занятость женщин в общественном производстве;

·                   национальные и религиозные традиции.

Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, которые приводят к людским потерям, а также распространение голода и болезней.

Абсолютный годовой прирост составляет 85 млн. человек, т.е. развивающиеся страны уже оказывают и будут оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводство населения мира.

Численность населения мира и темпы его прироста стали быстро возрастать в XX в. К концу века численность населения Земли ежегодно увеличивалась на 90 млн. чел. и превысила 5,5 млрд.. чел. Воспроизводство населения (естественный прирост) - это совокупность процессов рождаемости и смертности. Рождаемость, смертность измеряются числом родившихся и умерших на каждую тысячу жителей. Естественный прирост - это их разность, он может быть как положительным, так и отрицательным. На величину естественного прироста отдельных регионов и мира в целом влияет уровень развития здравоохранения, уровень благосостояния и культуры, степень участия женщин в общественном производстве, национальные и религиозные традиции. Для мира в целом в конце века естественный прирост составлял 17 чел. на 1000, однако в разных регионах мира его показатели сильно различаются.

Первый тип воспроизводства населения распространен в странах Европы, Северной Америки, Японии, Австралии, т. е. странах, обладающих наиболее высоким уровнем развития. Для него характерны сравнительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Естественный прирост в этих странах не превышает 12 чел. на 1000, а в отдельных странах (Дания, Швеция, Великобритания) в отдельные годы равен 0.

Второй тип воспроизводства населения характеризуется высоким (свыше 12 чел. на 1000 жителей) естественным приростом за счет высокой рождаемости при сравнительно невысоких показателях смертности. Он распространен в странах Африки, где естественный прирост составляет в среднем 29 чел. на 1000, Латинской Америки (24 чел. на 1000) и Азии (19 чел. на 1000).

В настоящее время большинство стран стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику - комплекс мер (экономических, пропагандистских и др.), направленных на регулирование рождаемости с целью увеличения и сокращения естественного прироста населения.

По прогнозам, вплоть до 2015г. абсолютный ежегодный прирост населения будет оставаться на прежнем, очень высоком уровне (примерно 90 млн. человек), а общая численность населе­ния Земли на этом рубеже составит 7,5 млрд. человек, к 2025 году она достигнет 8 млрд. человек. Такое резкое увеличение численности населения, столь высокие тем­пы его роста получили название «демографического взры­ва».

2.2. Оценка демографической политики в мире

Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских.

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов по регулированию процессов воспроизводства населения. Эффективность демографической политики определяет быстротой решения поставленных задач при минимально возможных расходов общества.

К числу экономических мер, направленных на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи — по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей.

Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др.

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства направлена на увеличение темпов рождаемости.

Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония, которые разработали такие стимулирующие экономические меры, как:

1. Единовременные ссуды молодоженам.

2. Пособия при рождении каждого ребенка.

3. Ежемесячные пособия для детей.

 4. Оплачиваемые отпуска и др.

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства направлена на сокращение рождаемости.

 В Индии:

1. Принята национальная программа планирования семьи.

2. Повышен возраст вступления в брак: мужчины – 21 год, женщины – 18 лет.

3. Производится массовая добровольная стерилизация населения.

4. Политический девиз: «Нас двое – нам двоих».

В Китае:

1. Создан комитет по планированию деторождения.

2. Установлен поздний возраст для вступления в брак: мужчины – 22 года, женщины – 20 лет.

3. За одного ребенка в семье государство доплачивает ежемесячно.

4. Политический девиз: «Одна семья – один ребенок».

Что касается демографической политики России, то она должна строиться на следующих базовых принципах и целях. Во-первых, необходимо избавить семью от унизительной зависимости, от государственных щедрот, помочь избавиться всем нормальным семьям от пока еще сильной потребности в социальной защите, поддерживать самообеспечение, а не иждивенчество. Для этого нужно создать условия, в которых семья с работоспособными родителями имела бы от своей экономической деятельности доходов, достаточных для нормального развития детей (это предполагает совершенствование системы оплаты труда, занятости и подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.).

Необходимо сохранить поддержку семей с детьми, оказавшихся в особо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.). Следует сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг.

Надо содействовать семье в реализации воспитательных функций, создавая льготные режимы занятости для родителей, сохраняя и развивая системы дошкольного воспитания, не подменяющего семью, а помогающего ей воспитывать детей, педагогического просвещения родителей и т.п. Наконец, в стремлении к новой социально-экономической системе в странах государство должно обеспечить сочетание рыночной экономики и государственной системы социальной защиты семей с детьми, активизацию демографической политики в регионах с тенденцией к депопуляции.

Выполнение этих общих требований и целей - залог нормального демографического развития страны. 2008 год в России был объявлен годом семьи. Это актуально и правильно. Самое дорогое, что есть у каждого человека - его семья: родители, дети, внуки, бабушки и дедушки. Мы живем в очень не простое время, в эпоху перемен и преобразований, которые коснулись многих сфер нашей жизни, в том числе не обошли стороной и проблему демографическую, которая является на данный момент для нашей страны одной из самых главных, насущных.

Россия самая большая по площади страна мира (S = 17,1 млн. кв. км) занимаем по численности населения всего лишь седьмое место. Даже очень небольшая страна Пакистан и то обогнала Россию и заняла шестую позицию.

Ни для кого не секрет, что за последние годы в стране выросла смертность, упала рождаемость. Естественный прирост большинства регионов России либо равен нулю, либо даже отрицательный. Многие молодые семьи не торопятся заводить детей, число брошенных и беспризорных не уменьшается. Нужно срочно что-то менять, а именно, проводить демографическую политику, направленную на увеличение рождаемости, что бы нас россиян стало как можно больше.

В некоторых странах, например, в Канаде, Германии беременные женщины имеют особые привилегии. Так, придя в магазин, она может взять себе продукты, необходимые для развития малыша, совершенно бесплатно. А пособие на ребенка там составляет от 20 до 36 000 Евро в месяц. Нам хочется от всего сердца надеяться, что ветер перемен уже подул и в нашей великой России. Ведь главным потенциалом страны является народ. А будущее любого народа - это дети. И каким оно будет, во многом зависит от государства и от нас с вами. Главное, чтобы общество было здоровое, счастливое и многочисленное!!!

Демографическая политика, представляет собой не только policy (целенаправленную стратегию государства), но и politics (сеть отношений между политическими авторами по поводу демографических проблем). Для демографической политики, как и для современной социальной жизни в целом, характерна дифференциация ролей различных групп авторов, специализирующихся на выполнении определенных функций. В то же время, разработка и реализация эффективной демографической политики немыслима без процессов интеграции, достижения компромиссов и создания коалиций между различными группами авторов.

Выход из демографического кризиса: консолидирующий потенциал идеи. Как известно, важнейший аспект любой политики - мобилизация ресурсов, причем не только материальных, но и интеллектуальных, информационных, символических19.

Перспективы формирования демографической политики в России в значительной степени определяются способностью российского общества консолидировать усилия, необходимые для решения демографических проблем и привлечь к их решению достаточные ресурсы. Возникающие при этом экономические ограничения вполне очевидны. Столь же очевидно, однако, и то, что распределение создаваемого обществом продукта определяется взаимодействием (или, если угодно, борьбой) различных социальных и политических авторов. Среднедушевой ВВП, достающийся на долю одного россиянина, безусловно невелик, но и не настолько мал, чтобы обрекать страну на демографическую катастрофу. Немало стран, расположенных во всех частях света - Болгария, Марокко, Китай, Венесуэла и т.д., и обладающих (при пересчете по паритетам покупательной способности) среднедушевым ВВП, меньшим, чем российский, отличаются, тем не менее, более высокой, чем у нас продолжительностью жизни. Все это побуждает вернуться к социологическому анализу и попытаться с его помощью рассмотреть перспективы формирования демографической политики в стране.

Прежде всего, необходимо рассмотреть совпадение взглядов на демографические проблемы России различных участников процесса формирования демографической политики. Ядро такой области образует оценка сложившейся демографической ситуации как неблагополучной, разделяемая практически всеми участниками этого процесса. Столь же общим является и признание уровня смертности, сложившегося в стране, одной из болевых точек современной российской действительности.

Наконец, подавляющее большинство политиков и значительная часть экспертов высказывается в пользу мер экономической поддержки семьи, хотя формулируемые при этом позиции варьируют от вполне конкретных заявлений о необходимости материального стимулирования рождаемости с помощью пособий, налоговых льгот и ипотечных ссуд до весьма неопределенных деклараций об экономической помощи семье. Следует также отметить, что если позиции ведущих групп экспертов по данным вопросам давно сложились, то позиции политиков не столь определенны и в большей степени зависят от политической и экономической конъюнктуры.

Наличие достаточно широкой области совпадения взглядов на меры, необходимые для улучшения демографической ситуации (или, в других терминах, достаточно широкого круга авторов, поддерживающих определенный круг таких мер), является, однако не более чем предпосылкой разработки и реализации эффективной демографической политики. Перспективы решения данной задачи в немалой степени зависят от желания и способности важнейших участников этого процесса мобилизовать необходимые ресурсы. Можно рассмотреть в этой связи возможные сценарии формирования демографической политики в ближайшем десятилетии.

Первый из них - инерционно-пессимистический - предполагает устойчивое воспроизводство взаимоотношений между политической и демографической сферами жизни общества, типичных для 1990-х годов. При реализации такого сценария политическая полемика по поводу демографических бед России оказывается «самодостаточной», используется, главным образом, для взаимных обвинений и не приводит к реальным изменениям в экономической, социальной и демографической политике. Реализация такого сценария является весьма вероятным, но наименее желательным ходом развития событий.

Общими особенностями двух других сценариев являются, во-первых, более активное, чем в девяностые годы участие государства в решении демографических проблем страны и, во-вторых, достаточно существенное взаимовлияние политической и демографической сфер жизни общества. Сущность второго, государственно-бюрократического сценария заключается в попытке воспроизвести в новых условиях механизм советской государственной демографической политики восьмидесятых годов. Меры такой политики (включая антиалкогольную компанию) дали в свое время несомненный, хотя и кратковременный, позитивный эффект, поскольку хорошо вписывались в господствовавший «социальный контракт» между государством и его гражданами.

Хотя возможность развития событий по государственно-бюрократическому сценарию в принципе нельзя исключить, ряд обстоятельств делают его реализацию весьма проблематичной. В финансовом плане это - опора исключительно на бюджетные средства, в идеологическом - противодействие или индифферентность влиятельных в информационно-пропагандистском плане групп, обиженных исключением из числа «соавторов», а следовательно и получателей политических дивидендов такой политики.

Государственно-бюрократический вариант демографической политики - не лучший способ мобилизации финансовых, интеллектуальных и символических ресурсов, необходимых для ее реализации. Наиболее желательной была бы реализация третьего - государственно-общественного сценария формирования демографической политики. Данный сценарий предполагает формирование возможно более широкой общественной коалиции, ставящей своей целью объединение усилий, направленных на выход из демографического кризиса. Ядро такой коалиции могли бы составить, с одной стороны, общественные организации, выступающие в защиту семьи и семейных ценностей, пропагандирующие здоровый образ жизни, защищающие окружающую среду, и т.д., с другой - политические партии, готовые внести свой вклад в усилия по выходу из демографического кризиса.

Государственно-общественный механизм реализации демографической политики выгодно отличается от государственно-бюрократического механизма тем, что лучше учитывает современные российские реалии, создает больше возможностей для привлечения негосударственных финансовых, интеллектуальных и символических ресурсов. Комплекс идей, определяемых, скажем, слоганом «выбираем жизнь» и нацеленных на преодоление демографического кризиса, став одним из стержневых пунктов предвыборных программ, а затем и практической политики, вполне способен увеличить поток финансовых и информационных ресурсов, направляемых на решение демографических проблем страны. Если с помощью средств массовой информации удастся актуализировать поведенческие стереотипы, работающие на «конструктив» и препятствующие саморазрушению, если через какое-то время после «первого толчка» позитивные механизмы заработают в автоматическом режиме, демографическая ситуация начнет устойчиво меняться к лучшему.

Слабостью демографической политики в играх на политическом поле является отсутствие быстрых экономических дивидендов от ее реализации. Основным политическим ресурсом демографической политики является ее консолидирующий потенциал. Такой потенциал лишь отчасти обусловлен чисто «потребительской» привлекательностью демографической политики для большинства населения. Более важно другое обстоятельство - демографическая политика апеллирует к ценностям, которые формируют и стабилизируют любую социальную или этническую группу. Эти ценности - стремление к самовоспроизводству и сохранение ареала проживания.

Российское общество остро нуждается сегодня в снижении аномии и повышении солидарности. Есть веские основания полагать, что рост смертности и снижение рождаемости в последние годы - результат чрезмерной атомизации общества, нарушения или «злокачественного перерождения» семейных и других социальных связей. Повышая солидарность и снижая аномию, демографическая политика способна не просто улучшить демографическую ситуацию в стране, она может стать одним из политических инструментов консолидации общества вокруг решения позитивных, жизнеутверждающих задач.

В ходе жарких дискуссий о том, какой должна быть демографическая (или семейная) политика, нельзя забывать простой истины: средства на проведение такой политики не заданы изначально, общество «согласится» выделить их, лишь в случае создания достаточно влиятельной коалиции, способной доказать высокий уровень приоритетности демографических проблем. Поиск конструктивной основы и механизмов создания такой коалиции является сегодня весьма актуальной задачей.

Заключение

Проведенное в работе исследование позволяет констатировать, что несмотря на наличие так называемой категории стран переходной стадии развития (в основном это постсоветские и постсоциалистические государства Европы и Азии), проведенный в работе анализ позволяет заключить, что как по основным макроэкономическим, так и демографическим параметрам все они могут быть отнесены либо к категории развитых, либо развивающихся стран. При этом характерной чертой рубежа веков является диаметрально противоположные тенденции социально-экономического и демографического развития обеих групп. Так практически большинство развитых стран мира, несмотря на устойчивые темпы экономического роста, в демографическом отношении замедляют свое развитие, осложняемое структурными и социальными диспропорциями внутри населения каждой из них. Напротив, развивающиеся страны, несмотря на либо невысокие темпы социально-экономического развития, либо на динамичное развитие, но не столь интенсивное, что характерно для государств первой группы, по параметрам ВВП существенно отстают, хотя лидируют по демографической динамике.

В итоге, сложившаяся ситуация приводит к повышенной миграционной активности населения большинства стран и регионов мира, мотивированной желанием перемены места жительства, обеспечивающего более высокий жизненный уровень и соответствующее качество жизни, доступное подавляющему большинству населения развитых стран. Тем самым происходит диспропорция в распределении человеческого потенциала и производительных сил по странам и регионам мира. Всё это, в свою очередь, приводит к осознанной необходимости ряда как развитых, так и развивающихся государств вырабатывать и планомерно проводить национальную демографическую и миграционную политику.

К настоящему времени на государственном уровне разработана и поддерживается эмиграционная политика в 81 государстве, из которых 53 страны стимулируют возврат мигрантов на родную территорию после получения временно отсутствующими гражданами, как дополнительных заработков, так и более высокой профессиональной квалификации, что в совокупности гарантирует общее повышение социально-экономического и демографического уровня их развития в обозримой перспективе.

Вместе с тем, такой важный аспект, как интеграция иностранцев в новый социум поощряется на уровне государственной политики не всегда и не во всех странах. Можно констатировать, что сегодня лишь в 75 из 192 стран мирового сообщества на государственном уровне проводится политика интеграции мигрантов с местным населением. Как правило, это страны традиционной демократии и наименее развитая группа из развивающихся государств. Последние напрямую заинтересованы в компенсации естественного оттока мигрантов с их территорий в страны с более высокими показателями социально-экономического развития. Они также пытаются привлечь из других регионов какое-то количество производительных сил, дефицит которых не позволяет сколько-нибудь радикально изменить динамику социально-экономического и демографического развития.

Список использованной литературы

1. Басовский Л.Е. Мировая экономика. Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2010.

2. Бражников Г.В. Демографические сдвиги на рубеже веков. //Международная экономика. - 2007. - №9.

3. Бражников Г.В. Дифференциация уровня и качества жизни населения России. //Народонаселение. - 2007. - №4.

4. Бутов В.И. Демография. – М.: Издательский центр «МарТ», ИКЦ «МарТ», 2008.

5. Васильева Т.Н., Васильев Л.В. Мировая экономика. Конспект лекций. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.

6. Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика. Конспект лекций. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2010.

7. Делен С.А. Мировая экономика. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2010.

8. Население России 2008. Седьмой ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А.Г. Вишневский.- М.: Книжный дом «Университет», 2008.

9. Черников Г.П., Черникова Д.А. Мировая экономика. 2-е издание, исправленное. – М.: Дрофа, 2006.

10. Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс//Полис. – 2006. - №2.


[1] Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика. Конспект лекций. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2010.-С.156.

[2] Черников Г.П., Черникова Д.А. Мировая экономика. 2-е издание, исправленное. – М.: Дрофа, 2006.-С.78.

[3] Васильева Т.Н., Васильев Л.В. Мировая экономика. Конспект лекций. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.

[4] Бутов В.И. Демография. – М.: Издательский центр «МарТ», ИКЦ «МарТ», 2008.-С.56.

[5] Басовский Л.Е. Мировая экономика. Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2010.-С.114.

[6] Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика. Конспект лекций. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2010.-С.94.

[7] Делен С.А. Мировая экономика. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2010.-С.56.

[8] Бражников Г.В. Демографические сдвиги на рубеже веков. //Международная экономика. - 2007. - №9.-С.23.

[9] Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс//Полис. – 2006. - №2. –С.14.

[10] Население России 2008. Седьмой ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А.Г. Вишневский.- М.: Книжный дом «Университет», 2008.-С.17.

[11] Бражников Г.В. Дифференциация уровня и качества жизни населения России. //Народонаселение. - 2007. - №4.-С.14.

[12] Черников Г.П., Черникова Д.А. Мировая экономика. 2-е издание, исправленное. – М.: Дрофа, 2006.-С.112.