Содержание

Аннотация. 3

Введение. 4

1. Оценка финансовой устойчивости организации. 7

1.1. Экономическая интерпретация активов. 7

1.2. Экономическая интерпретация пассивов. 11

1.3 Анализ текущей  ликвидности организации. 14

1.4. Анализ рыночной устойчивости. 21

1.5. Определение типа финансовой устойчивости по обеспеченности запасов источниками финансирования. 24

2. Оценка вероятности банкротства. 28

3.Комплексная оценка эффективности производственно-финансовой деятельности организации. 31

3.1. Анализ рентабельности. 31

3.2. Анализ деловой активности. 37

Заключение. 41

Список литературы.. 43

Аннотация

Настоящая курсовая работа посвящена теме: «Анализ финансового состояния предприятия»(на примере ОАО «Аэропорт Толмачево).

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, сформулированы цели и задачи работы.

Первая глава посвящена оценке финансовой устойчивости организации.

Во второй главе рассмотрена оценка вероятности банкротства.

В третьей главе проведен анализ эффективности  производственно-финансовой деятельности организации.

В заключении работы делаются выводы по результатам проведенного в курсовой работе исследования .

В приложениях к работе приведены бухгалтерский баланс (форма 1) и отчет о прибылях и убытках (форма 2), а также широкий спектр первичной документации, на основе которой проводился анализ деятельности предприятия ОАО «Аэропорт Толмачево».

Введение

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу. Вместе  с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего,  на основании доступной отчетно-учетной информации, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Финансовое состояние организации является одним из основных стержней, на которых стабильная и успешная работа предприятия. Оно является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности, определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров.

Обеспечение устойчивого финансового состояния является первейшей задачей организации.

Чтобы правильно, полно и всесторонне провести оценку финансового состояния организации, недостаточно одного умения реально оценивать финансовое состояние организации. Необходимо овладеть современными методами и приемами экономического анализа, познакомиться с передовыми методиками зарубежных и отечественных экономистов, изучить специальную литературу.

Анализ финансового состояния, на основе которого дается оценка полученных результатов, формируется финансовая стратегия, вырабатываются меры ее реализации, является важнейшим направлением аналитической работы. Анализ фи­нансового состояния особенно важен в условиях рынка, так как каждый хозяйствующий субъект сталкивается с необхо­димостью всестороннего изучения своих партнеров (их на­дежности) — по данным публичной отчетности, а также соб­ственного финансового положения.

Основная цель анализа — общая оценка имуще­ственного состояния хозяйствующего субъекта, объема и структуры привлекаемых им средств, его ликвидности и пла­тежеспособности, выявления основных тенденций их изме­нения.

Следует отметить, что  анализ осуществ­ляется по данным публичной отчетности, а следовательно, ориентирован в основном на внешних пользователей (поку­пателей, кредиторов, инвесторов, акционеров, поставщиков).

Цель курсовой работе провести анализ финансового состояния на примере конкретного предприятия и оценить эффективность использования его  имущества.

При написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

-    провести анализ изменений в составе и структуре баланса;

-    оценить ликвидность баланса;

-    дать оценку финансовой устойчивости предприятия;

Предлагаемая тема будет рассмотрена  на практическом примере, с обязатель­ным приложением информационной базы данных по анализируемому предпри­ятию на ближайшую дату к моменту выполнения курсовой работы:

-    бухгалтерский баланс (Ф1);

-    отчет о прибылях и убытках (Ф2).

Объектом исследования данной курсовой  работы  является деятельность ОАО «Аэропорт Толмачево» за 1999-2000 год.

Предметом анализа является финансовое состояние предприятия.

В процессе подготовке курсовой работы использовались материалы бухгалтерской и статистической отчетности, утвержденные Министерством финансов и Комитетом государственной статистики Российской Федерации.

1. Оценка финансовой устойчивости организации

1.1. Экономическая интерпретация активов

В балансе хозяйствующего субъекта средства размещены по составу и источникам формирования средств. Размещение и использование средств отражено в активе, источники фор­мирования (собственный капитал и обязательства) отражены в пассиве. Бухгалтерский баланс, используемый для прове­дения финансового анализа, не обладает в достаточной степе­ни свойствами, необходимыми для анализа, вследствие чего возникает необходимость в формировании аналитического баланса. Уплотненный аналитический баланс-нетто форми­руют путем агрегирования однородных по своему составу элементов балансовых статей в необходимых аналитических разрезах. Аналитический баланс характеризуется тем, что сводит воедино и систематизирует те расчеты и прикидки, которые осуществляет аналитик при первоначальном знаком­стве с балансом.

Сравнительный аналитический баланс включает показатели горизонтального и вертикального анализа. В ходе гори­зонтального анализа определяется изменение разных статей баланса за анализируемый период (абсолютное и относитель­ное отклонение). В ходе вертикального анализа определяется удельный вес статей баланса.

Для общей оценки динамики финансового состояния не­обходимо сгруппировать статьи баланса в отдельные груп­пы: по признаку ликвидности — статьи актива и по срочнос­ти обязательств — статьи пассива.

Актив баланса содержит сведения о размещение капитала, в распоряжение предприятия, т.е. о вложениях  в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует определенная статья баланса.

Основными признаками группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (быстрота превращения в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные , или основной капитал (1 раздел актива баланса), и текущие (оборотные) активы (2 раздел актива баланса).

Средства предприятия могут использоваться в его внутреннем обороте и за его пределами (дебиторская задолженность, приобретение ценных бумаг, акций других предприятий).

Размещение средств предприятия имеет большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того какие средства вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и в сфере обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и хозяйственной деятельности, следовательно, и финансовое состояние предприятия. В связи с этим в процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе, структуре и дать им оценки (табл.1.)

При группировке имущества предприятия и источников их образова­ния необходимо помнить о том, что:

- активы - стоимость имущества, которым владеет предприятие. Акти­вы разделяются на текущие (оборотные активы) и недвижимое (иммобили­зованное) имущество (внеоборотные активы);

-    текущие активы - имущество, предназначенное для краткосрочного использования и обращаемое в денежную наличность в течение производст­венно-коммерческого цикла, не превышающего один год. Текущие активы отражаются во втором разделе баланса и иначе называются оборотными средствами или оборотным капиталом предприятия;

-    внеоборотные активы - имущество, предназначенное для долго­срочного использования в производственной деятельности предприятия (бо­лее одного года). Внеоборотные активы отражаются в первом разделе балан­са и иначе называются недвижимым имуществом или иммобилизованными средствами или основным капиталом;

Таблица 1

Аналитическая группировка и анализ статей актива баланса

(тыс.руб.)

Показатели

На начало периода

На конец периода

Абсолютное отклонение, тыс.руб.

Темп

Сумма тыс. руб.

% к итогу

Сумма

тыс.руб.

% к итогу

изменения, %

 

1

2

3

4

5

6

7

Активы, в .т.ч.

552744,00

100,00

468665,00

100,00

-84079

84,79

1.Иммобилизованные активы (внеоборотные активы)

401589,00

72,65

222014,00

47,37

-179575

55,28

2. Текущие Активы, в т.ч.

151155,00

27,35

246651,00

52,63

95496

163,18

2.1.Запасы

12220,00

8,08

51292,00

20,80

39072

419,74

2.2.НДС

3566,00

2,36

5807,00

2,35

2241

162,84

2.3.Краткосрочные финансовоые вложения

6259,00

4,14

13834,00

5,61

7575

221,03

2.4.Краткосрочная дебиторская задолженность

115001,00

76,08

146894,00

59,56

31893

127,73

2.5.Денежные средства

3613,00

2,39

8258,00

3,35

4645

228,56

2.6. Прочие оборотные активы

10496,00

6,94

20566,00

8,34

10070

195,94

Баланс

552744,00

100,0

468665,00

100,0

-84079

84,79

Как видно из таблицы 1., общая стоимость имущества ОАО «Аэропорт Толмачево» на 2000 год составила 468665 тыс. руб. и уменьшилась по сравнению с 1999 годом на 15,21%. Имущество представлено в общей части внеоборотными активами. Их сумма снизилась с 401589 тыс. руб. до 222014 тыс. руб., или на 44,72%.

Мобильные средства выросли, как в сумме  на 94496 тыс. руб., так и по удельному весу на 25,28 %. Их увеличение произошло за счет повышения доли краткосрочной дебиторской задолженности в 2000 году на 31893 тыс. руб. или на 27,73 %, занимаемой наиболее большой удельный вес в данной строке. Доля запасов в течение исследуемого периода выросла на 39072, а это для ОАО «Аэропорт Толмачево» очень положительный фактор, так как означает, что в связи с конкуренцией, произошло приобретение новых рынков сбыта, повысилась покупательная способность населения, снизилась себестоимость предлагаемых услуг.

Положительной тенденцией в изменение структуры оборотных средств является отсутствие в 2000 году долгосрочной дебиторской задолженности, так как эта задолженность может перерасти в просроченную, а это означает, что для предприятия наступят финансовые затруднения, т.е. оно будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и на другие цели.

Замораживание средств приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Поэтому ОАО «Аэропорт Толмачево» заинтересовано в сокращение сроков погашения платежей.

1.2. Экономическая интерпретация пассивов

В процессе анализа пассивов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в составе, структуре и дать им оценку (табл.2.).

Аналитическая группировка пассива баланса. Стоимость собственного капитала (капитал и резервы) равна разделу 3 пассива баланса и сумме срок 630 «Задолженность участни­кам (учредителям) по выплате доходов», 640 «Доходы буду­щих периодов», 650 «Резервы предстоящих расходов» за ми­нусом строки 216.

Величина заемного капитала равна сумме разделов 4 «Дол­госрочные обязательства» и 5 «Краткосрочные обязательства» пассива без строк 630, 640, 650.

Величина долгосрочных обязательств (пассивов) — креди­ты и займы, предназначенные для формирования внеоборот­ных активов (как правило), — равна разделу .4 (стр.510 «Зай­мы и кредиты», 520 «Прочие долгосрочные обязательства»). Величина краткосрочных кредитов и займов, предназна­ченных, в основном, для формирования оборотных активов, равняется стр.610 «Займы и кредиты» раздела 5 «Краткосроч­ные обязательства».

Величина кредиторской задолженности равна строкам 620 «Кредиторская задолженность», 660 «Прочие краткосрочные обязательства».

«Задолженность участникам по выплате доходов», «Дохо­ды будущих периодов», «Резерв предстоящих расходов» по­казывают задолженность хозяйствующего субъекта самому себе, поэтому при анализе суммы по этим строкам необходи­мо прибавить к собственному капиталу.

Таблица 2

Аналитическая группировка и анализ статей пассива баланса

(тыс.руб.)

Пассив баланса

На начало периода

На конец периода

Абсолютное

отклонение тыс. руб.

 

 

Темп изменения, %

Тыс. руб.

Процент к итогу

Тыс. руб.

Процент к итогу

Источник имущества -всего, в т.ч.

552744,00

100,00

468665,00

100,00

-84079,00

84,79

Собственный капитал

437561,00

79,16

249362,00

53,21

-188199,00

56,99

Обязательства в т.ч.

115183,00

20,84

219303,00

46,79

104120,00

190,40

Долгосрочные обязательства

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Краткосрочные обязательства в т.ч.

115183,00

20,84

219303,00

46,79

104120,00

190,40

Кредиторская задолженность

47035,00

8,51

130912,00

27,93

83877,00

278,33

Анализ пассивной части баланса позволяет отметить, что в отчетном периоде отток средств составил  84079 тыс. руб., это связано со снижением собственного капитала  на 188199 тыс.руб., а также увеличением краткосрочных обязательств на 104120 или на  90,4  %.

Иными словами объем финансирования деятельности ОАО «Аэропорт Толмачево» снизился за счет капиталов на 43 %.

Структура источников хозяйственных средств ОАО «Аэропорт Толмачево» характеризуется преобладанием удельного веса обязательств, их доля в общем объеме пассивов выросла в 2000 году  с 20,84  % до 46,79 %. Привлечение заемных средств в оборот это нормальное явление, так как оно содействует временному улучшению финансового состояния предприятия при условии, что средства не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов, применению санкций и ухудшению финансового состояния предприятия.

Серьезные изменения в течение отчетного периода претерпел состав краткосрочных заемных средств из-за роста кредиторской задолженности на 83877 тыс.руб. или почти в три раза.

Следует обратить внимание на то, что величина кредиторской задолженности и по удельному весу, и по приросту в абсолютном выражении значительно превышает объем кредитования, которое ОАО «Аэропорт Толмачево» предоставляет своим покупателям (дебиторская задолженность).

Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причину образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, установить сумму выплаченных санкций за просрочку платежей.

Обобщая сказанное можно сделать следующие выводы:

·                   В течение анализируемого периода политика ОАО «Аэропорт Толмачево» была верной, так как она привела к повышению оборотных средств в частности запасов – товарно-материальных ценностей;

·                   Кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность, что является отрицательным фактором для ОАО «Аэропорт Толмачево»;

·                   В целом валюта баланса снизилась на  84079 тыс.руб. или  на 15,21 %.

 

 

1.3 Анализ текущей  ликвидности организации

В условиях экономической обособленности и самостоятельности хозяйствующие субъекты обязаны в любое время имеет возможность срочно погашать свои внешние обязательства т.е. быть платежеспособными, или краткосрочные обязательства, т.е. быть ликвидными.

ОАО «Аэропорт Толмачево» считается платежеспособным, если его общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства. ОАО «Аэропорт Толмачево» является ликвидным, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства.

Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в связи с усилением потребности в финансовых ресурсах и необходимостью оценки кредитоспособности хозяйствующего субъекта.

Ликвидность баланса означает степень покрытия обязательств его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.     

Ликвидность активов — величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные сред­ства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид ак­тивов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность.

Ликвидность хозяйствующего субъекта — более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса пред­полагает изыскание платежных средств за счет внутренних источников (реализации активов), но хозяйствующий субъект может привлекать заемные средства при условии его креди­тоспособности, высокого уровня инвестиционной привлека­тельности и соответствующего имиджа.

От степени ликвидности баланса зависит платежеспособ­ность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективы.

Ликвидность баланса является основой платежеспособно­сти и ликвидности хозяйствующего субъекта. Ликвидность это способ поддержания платежеспособности.

Для ОАО «Аэропорт Толмачево» более важным является наличие денежных средств, нежели прибыли. Их отсутствие на счетах в банке в силу объективных особенностей кругообо­рота средств может привести к кризисному финансовому со­стоянию.

В качестве источника информации для ОАО «Аэропорт Толмачево» выступают годовые и квартальные отчеты по основной деятельности хозяйствующего субъекта (форма № 1).

Активы баланса группируются по их превращению в де­нежные средства и располагаются в порядке убывания лик­видности. Обязательства по пассиву группируются по срокам их погашения и располагаются в порядке возрастания сроков.

К первой группе наиболее ликвидных активов (А1) отно­сят денежные средства и краткосрочные финансовые вложе­ния (ценные бумаги).

Ко второй группе быстро реализуемых активов (А2) отно­сят дебиторскую задолженность и прочие активы.

К третьей группе медленно реализуемых активов (A3) от­носят статьи раздела 2 актива «Запасы и затраты» (за исклю­чение «Расходов будущих периодов»), а также статьи из раз­дела 1 актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» (уменьшенные на величину вложений в уставные фонды дру­гих предприятий) и «Расчеты с поставщиками».

К четвертой группе труднореализуемых активов (А4) от­носят статьи раздела 1 актива баланса «Основные средства и иные внеоборотные активы», за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу. В эту группу входят из статьи «Долгосрочные финансовые вложения* — «вложения в уставные фонды других предприятий».

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты. К наиболее срочным обязательствам (П1) относятся кредиторская задолженность (статьи раздела 5 пассива балан­са), а также ссуды, не погашенные в срок, из справки 2 фор­ма № 5.

К краткосрочным пассивам (П2) относятся краткосрочные кредиты и заемные средства.

К долгосрочным пассивам (ПЗ) относятся долгосрочные кредиты и заемные средства,

К постоянным пассивам (П4) относятся статьи раздела 3 пассива баланса «Источники собственных средств» (капитал и резервы).

Для сохранения баланса актива и пассива итог данной груп­пы уменьшается на величину по статье «Расходы будущих периодов — строка 216 — и увеличиваются на строки 630— 660 баланса.

Для определения ликвидности баланса следует сопоста­вить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотно­шения:

• А1 > П1,

• А2 > П2,

• A3 > ПЗ,

• А4 < П4.

Четвертое неравенство носит балансирующий характер, так как выполнение трех первых неравенств влечет выполнение и четвертого неравенства. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о наличии у ОАО «Аэропорт Толмачево» собственных оборотных средств.

 Для оценки изменения степени платежеспособности и ликвидности ОАО «Аэропорт Толмачево» необходимо сравнить показатели балансового отчета по разным группам актива и обязательств (табл. 3).

Таблица 3

Анализ ликвидности баланса

(тыс.руб.)

Актив

На начало отчетного года

На конец отчетного года

Пассив

На начало отчет­ного года

На конец отчетного года

Платежный излишек или недостаток

На нач. отч.

года

На конец отч.

года

1. Наибо­лее ликвидные активы

9872

22092

1. Наибо­лее срочные обязательства

47035

130912

37163

108820

2. Быстрореализуемые активы

125497

167460

2. Краткосрочные пассивы

67932

85514

-57565

(67932-125497)

-81946

(85514-167460)

3. Медлен­но реализуе­мые активы

15786

57099

3. Долгосрочные пассивы

216

2877

-15570

(216-15786)

-54222

(2877-57099)

4. Труднореализуемые активы

401589

222014

4. Постоянные пас­сивы

437561

249362

35972

27348

Баланс

552744

468665

Баланс

552744

468665

0

0

Сравнение медленно реализуемых активов с долгосроч­ными и среднесрочными пассивами отражает перспективную ликвидность.

Из таблицы 3 видно, что баланс ОАО «Аэропорт Толмачево» как в 1999 году, так и в 2000 году не является абсолютно ликвидным, так как А1 <  П1, А2  > П2,  А3 >  П3, А4 <  П4.

Из-за н соблюдения  трех из четырех условий, можно сделать вывод, что у ОАО «Аэропорт Толмачево»   хватает собственных средств, а значит соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости.

Надо отметить, что в 2000 году наблюдается рост платежного недостатка быстрореализуемых активов для покрытия краткосрочных обязательств. В 1999 году он составил 37163 тыс.руб. , а в 2000 году он вырос  до 108820 тыс.руб., то есть наблюдается положительная тенденция.

Соблюдение последнего условия говорит о том, что в ОАО «Аэропорт Толмачево» имеется достаточный собственный оборотный капитал.

В общем можно сделать вывод, что на анализируемом предприятие хватает денежных средств для погашения как наиболее срочных, так и долгосрочных обязательств. Для качественной оценки платежеспособности  и ликвидности организации кроме анализа ликвидности баланса необходим расчет коэффициентов ликвидности (табл. 3.1.)

Таблица 3.1.

Показатели ликвидности ОАО «Аэропорт Толмачево»за 1999-2000 годы.

Показатель

1999 год

2000 год

Изменения

1

2

3

4

1.Коэффициент

платежеспособности

1,31

1,14

-0,17

2.Коэффициент

текущей ликвидности

1,31

1,14

-0,17

Коэффициент быстрой ликвидности

1,21

1,93

0,72

Коэффициент абсолютной

ликвидности

0,06

0,08

0,02

5.Коэффициент  обеспеченности собственными средствами

0,24

0,11

-0,13

6.Коэффициент соотношения

кредиторской и  дебиторской

задолженности

0,41

0,89

0,48

Коэффициент платежеспособности – рассчитывается как отношение оборотных активов организации к долгосрочным обязательствам и показывает способность организации покрывать свои долги за счет текущих активов, не прибегая к распродаже имущества.

К п.л. = стр.290/ стр.590+стр.690-стр.640-стр.650-стр.660

Коэффициент текущей ликвидности характеризует имеющийся запас прочности, возникающий в следствии превышения ликвидных активов над имеющимися обязательствами. Определяются как отношение фактической стоимости оборотных активов к наиболее срочным обязательствам.

К т.л. = стр.290/ (стр.690-стр.640-стр.650-стр.660)

Коэффициент быстрой ликвидности определяется как отношение средств, высоко ликвидных, ценных бумаг и дебиторской задолженности к текущим пассивам.

К б.л.=(стр.290-стр210)/(стр690-стр640-стр650-стр660)

Коэффициент абсолютной ликвидности, в какой – то степени устраняет недостатки второго и третьего коэффициента, так как он учитывает соотношение активов, обладающих абсолютной ликвидностью и раскрывает отношение абсолютно ликвидной части оборотного капитала – денежных средств на счетах организации к краткосрочным обязательствам.

К а.л.= (стр.260+стр.250)/(стр.690-стр.640-стр.650-стр.660)

К о.с.с.=(стр.490-Стр.190)/ стр. 290

К к/д =стр.620/(стр230+стр240+стр215)

По данным таблицы 3,1. можно сделать следующие выводы: коэффициент покрытие измеряет общую ликвидность и показывает, что в ОАО «Аэропорт Толмачево» на 1 денежную единицу текущих обязательств в 1999 году приходится 1,31 денежной единицы, а в 2000 году ужн только 1,14, то есть за год коэффициент общей ликвидности снизился на 0,17 денежной единицы. Это означает, Что ОАО «Аэропорт Толмачево» понизилась платежеспособность..

Коэффициент платежеспособности в ОАО «Аэропорт Толмачево» больше единицы, а это означает, что организация способна покрывать свои долги за счет текущих активов, а значит ей не придется распродавать свое имущество для расчета по своим обязательствам.

Коэффициент быстрой ликвидности показывает какая часть текущих активов за минусом запасов  и дебиторской задолженности , платежи  которые ожидаются более чем через 12 месяцев  после отчетной даты, покрывается текущими обязательствами. В розничной торговле  данный показатель должен быть более 0,5. В ОАО «Аэропорт Толмачево» в 1999 году он составил 1,31, а в 2000 году 1,93, то есть предприятие имеет возможность  погасить краткосрочную задолженность,  в случае если не будет возможности продать запасы. Это еще раз подтверждает, что ОАО «Аэропорт Толмачево»  платежеспособное предприятие.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам. Данный показатель достаточно высокий и говорит о том , что ОАО «Аэропорт Толмачево» в ближайшее время погасит краткосрочную задолженность.

 Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности  показывает, что в  ОАО «Аэропорт Толмачево» кредиторская задолженность не превышает дебиторскую, но в исследуемый период это не превышение снизилось на 0,48 это говорит о том , что анализируемая организация начинает находится в зависимости от кредиторов.

Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяет выявить текущую ликвидность и платежеспособность, а также на перспективу. Положение ОАО «Аэропорт Толмачево»  на ближайшее время очень затруднительное, для погашения долгов нужно будет привлечь  медленно реализуемые активы.

Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности) показыва­ет, в какой степени оборотные активы ОАО «Аэропорт Толмачево»  превышают его кратко­срочные обязательства:

К ло = ПА/КП; (А1+А2+А3)/(П1+П2)

К ло начало = (9872+125497+15786)/(47035+67932) = 1,314

К ло конец = (22092+167460+57099)/(130912+85514)= 1,140

где ПА- итог второго раздела актива баланса.

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента общего покры­тия должен быть равен 1,5 — 3 и не должен опускаться ниже 1.

В ОАО «Аэропорт Толмачево»  данный коэффициент находится ниже этого уровня,  в 1999 году он составил 1,314, а в 2000 году 1,140 это означает,что на предприятии падает ликвидность, и если данная тенденция будет развиваться в положительную сторону, то организация не сможет покрывать свои долги за счет текущих активов, а значит ей придется распродавать свое имущество для расчета по своим обязательствам.

Чем выше коэффициент общего покрытия, тем больше доверия вызывает предприятие у кредиторов. Если данный коэффициент меньше 1, то такое предприятие неплатежеспособно. Но на исследуемом предприятии данный коэффициент выше 1 , следовательно предприятие ликвидно и платежеспособно.

1.4. Анализ рыночной устойчивости

В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется за счет самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов – за счет заемных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия.

Финансовая устойчивость – это уровень зависимости предприятия от внешних источников финансирования. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может оставаться неизменным, улучшаться, либо ухудшаться. Поток хозяйственных операций совершаемых ежедневно, является как бы «возмутителем» определенного состояния финансовой устойчивости предприятия, причиной перехода из одного типа в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложения капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.

Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние активов и пассивов задачам ее финансово- хозяйственной деятельности.

Для анализа рыночной устойчивости проанализируем  относительные  показатели устойчивости ОАО «Аэропорт Толмачево». Для этого построим таблицу 4.

Таблица 4

Расчет относительных показателей рыночной устойчивости ОАО «Аэропорт Толмачево»

Показатели

Услов.

обозна

По состоянию

на

Измене-

ния

(+, -)

Предпо-

лагае-

мые

нормы

 

1999

год

2000

год

 

1

2

3

4

5

6

 

1.Коэффициент

автономии( 3р. П / ВБ)

Ка

0,79

0,53

-0,26

0,5-0,6

 

2.Коэффициент

обеспеченности

собственными средствами

((3р.П. – 1р. А)/3р.П)

Косс

0,08

0,11

0,03

0,1

 

3.Коэффициент обеспеченности

материальных запасов

собственными средствами (3р.П-1р.А.)/стр.210, 2р.А

Ксма

0,29

0,53

0,24

0,6-0,8

4.Коэффициент

маневренности

собственного капитала

(3р.П – 1р.А)/3р.П

Км

0,08

0,11

0,03

0,2-0,5

5.Коэффициент износа

основных средств

(сумма аммортизации /

перв. ст- ть.

Ки

0,245

0,06

-0,185

-

6.Коэффициент реальной

стоимости имущества

(стр122+стр.211+стр.213

+стр.214/ВБ)

Крси

0,35

0,53

0,18

0,5

7.Коэффициент индекса

постоянного актива

(1р.А/3р.П)

Кп

0,92

0,89

-0,03

-

8.Коэффициент

долгосрочного привлечения заемных средств

4р.П/(4р.П+3р.П)

Кдпа

-

-

-

-

9. Коэффициент

состояния заемных и

собственных средств

(3р.П +4р.П)/4р.П

Ксас

-

-

-

<1

* данная работа выполнена в соответствии с методиками Г.В. Савицкой и методикой Л.Н. Чечечвициной по которым в расчете представлены все коэффициенты, кроме коэффициентов долгосрочного привлечения заемных средств и коэффициента состояния заемных и собственных средств из-за отсутствия долгосрочных обязательств на предприятии

По данным таблицы 4.можно сделать следующие выводы. В ОАО «Аэропорт Толмачево» на конец отчетного года почти все показатели в норме, что говорит о нормальной рыночной устойчивости и стабильным финансовом положение предприятия. Коэффициент автономии снизился на 0,26 и составил на конец  периода 0,53, это говорит о том , что ОАО «Аэропорт Толмачево» может покрывать  свои обязательства собственными средствами.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами с положительным значением, характеризует нормальную ситуацию на предприятии.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами показывает, что ОАО «Аэропорт Толмачево» в состоянии самостоятельно покрывать материальные запасы собственными средствами, а значит не нуждается в заемных.

Коэффициент маневренности говорит о мобильности собственных финансовых источников.

Коэффициент реальной стоимости имущества показывает, что предприятие обеспечено производственными средствами, то есть производственный потенциал высокий.

1.5. Определение типа финансовой устойчивости по обеспеченности запасов источниками финансирования

В зависимости от результата сравнения каждого источника с величиной запасов возникает излишек или недостаток по каждому из источников, и при этом могут возникнуть следующие ситуации: абсолютная устойчивость, нормальная устойчивость, неустойчивое финансовое состояние либо кризисное финансовое состояние (табл.5).

Таблица 5

Критерии для определения возможного финансового состояния организации.

Финансовая ситуация

Условие

1.     Абсолютная

устойчивость

СОК > Запасов

2.     Нормальная

устойчивость

А) СОК < Запасов

Б) Долгосрочные источники формирования

Запасов > Запасов

3.Неустойчивое

финансовое состояние

А) СОК < Запасов

Б) Долгосрочные источники формирования

Запасов < Запасов

В) Общая величина основных источников

формирования запасов > Запасов

3.     Кризисное

Финансовое состояние

А) СОК < Запасов

Б) Долгосрочные источники формирования

Запасов < Запасов

В) Общая величина основных источников

формирования запасов < Запасов

Абсолютная финансовая устойчивость показывает, что все запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами.

Такая ситуация встречается крайне редко, и она вряд ли может рассматриваться как идеальная, так как означает, что администрация не умеет, не желает или не имеет возможности использовать внешние источники средств для основной деятельности.

Нормальная финансовая устойчивость соответствует положению, когда успешно функционирующее предприятие использует для покрытия запасов различные обоснованные источники средств – собственные и привлеченные.

Неустойчивое финансовое состояние соответствует ситуации, когда предприятие для покрытия части своих запасов вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия, не являющиеся обоснованными. при котором нарушается платежный баланс, но сохраняется возможность восстановлен равновесия платежных средств и платежных обязательств путем привлечен временно свободных источников средств вр) в оборот предприятия (резерв  фонда, фонда накопления и потребления), и кредитов банка на времени пополнение оборотных средств и др.

При этом финансовая неустойчивость считается допустимой, если соблюдаются следующие условия:

•  производственные запасы плюс готовая продукция равны или превышают сумму краткосрочных кредитов и заемных средств, участвующих в формировании запасов;

•  незавершенное производство плюс расходы будущих периодов равны или меньше суммы собственного оборотного капитала.

Кризисное финансовое состояние характеризуется положением, когда в дополнение к предыдущей ситуации предприятие имеет кредиты и займы, не погашенные в срок, либо просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженности.

Данная ситуация означает, что предприятие не может вовремя расплатиться со своими кредиторами.

Равновесие в платежного баланса в данной ситуации обеспечивается за счет просроченных платежей по оплате труда, ссудам банка, поставщикам, бюджету и т.д.(кредиторская задолженность)

Используя данные баланса и отчета о прибылях и убытках, отнесем ОАо «Аэропорт Толмачево» к одному из четырех типов финансовой устойчивости, при этом необходимо помнить о том, что:

3 - запасы и затраты или материальные оборотные фонды;

 СОС - собственные оборотные средства, которые равны разности между третьим разделом пассива и первым разделом актива баланса;

 КРт.м.ц - (краткосрочные) кредиты банка взятые под залог товарно - матери­альных ценностей;

Ц вр - временно свободные средства предприятия;

Расчет запасов и их сравнение с источниками выполним в таблице 6.

Таблица 6.

Расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости ОАО «Аэропорт Толмачево»

Показатели

На начало

года

На конец года

Недостаток средств (источников)

(-), излишек (+)

На      начало

года

На     конец

года

Материально- производственные запасы (суммы строк 211+212+213+214+215+220)

15385

55431

Собственные оборотные средства

35972

27348

20587

-28083

Источники формирования материально-производственных запасов

67932

85514

52547

30173

·         методика Л.Н. Чечечвицина

По данным таблицы 6 можно сделать вывод, что ОАО «Аэропорт Толмачево» находится нормальном финансовом состоянии, так как денежные средства, дебиторская задолженность покрывают его кредиторскую задолженность. ОАО «Аэропорт Толмачево» обеспечено предусмотренными источниками формирования запасов  .

ОАО «Аэропорт Толмачево» на начало года имеет абсолютную устойчивость, т.к. запасы выше СОС, на конец года нормальную устойчивость.

2. Оценка вероятности банкротства

Каждое предприятие в силу своей отраслевой принадлежности, специфики работы и других индивидуальных особенностей требует поиска оптимальной методики оценки его финансового состояния. Своевременное проведение такого комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности и оценка финансового состояния позволит вовремя выявить больные места и проблемные статьи баланса, на ранних стадиях спрогнозировать потенциальную угрозу банкротства.

Поэтому представляется целесообразным оценить возможность применения существующих методик комплексной оценки финансового состояния к оценки финансового состояния и эффективности деятельности ОАО «Аэропорт Толмачево».

   Поскольку на финансовое состояние оказывает влияние огромный спектр  различных факторов, находящийся во взаимосвязи с финансовым состоянием организации, в рамках настоящей работы будет рассматриваться несколько подходов к нахождению для рассматриваемого предприятия оптимальной методики комплексной оценки его финансового состояния.

В практики для оценки деятельности предприятия, его рейтинга, риска банкротства и кредитоспособности используются дискриминантные факторные модели. Методика этой рейтинговой экспресс оценки финансового состояния анализируемого предприятия заключается в определение рейтингового числа, на основании которого затем делается вывод о близости финансового состояния  к эталонному, либо о его отдаленности от критического.

Среди западных экономистов наиболее широко применяется модель Альтмана, или Z – счет Альтмана. В основе расчета лежит пятифакторная модель, представляющая комплексный коэффициентный анализ, в котором определены коэффициенты значимости определенных факторов в интегральной оценке.

Для прогнозирования банкротства можно использовать двухфакторную модель Альтмана:

Z= 0,4-1,1КП+0,058*(ДО/А), где

КП – коэффициент покрытия

До – Долговые обязательства

А – совокупные активы

Z = 0,4-1,1*1,14 + 0,058*0

Z =  -0,854  Если  Z > 0, то вероятность банкротства велика,   Z < 0, тогда вероятность банкротства невелика. 

Но двухфакторная модель Альтмана не полностью описывает финансовое положение предприятия, и поэтому не обеспечивает высокую точность прогноза. Прежде чем делать выводы оценим вероятность банкротства предприятия по пятифакторной модели Альтмана .

Z = 1,2 X1 + 1,4 X2 +3,3 X3 +0,6 X4 +0,999 X5

А также модифицированный вариант этой формулы для компаний, акции которых не котировались на фондовых биржах.

Z = 0,717 X1 + 0,847 X2 +3,107 X3 +0,42 X4 +0,995 X5 , 

Где смысл и значение коэффициентов X1 – X5  приведены в таблице 7

Таблица 7

Расчет показателей модели Альтмана и значение Z – коэффициента для ОАО «Аэропорт Толмачево»

Показатель

Условное

обозначение

1999 год

2000 год

1

2

3

4

1. Отношение собственного

капитала к сумме активов.

X1

0,79

0,53

2. Отношение нераспределенной

прибыли к сумме активов

X2

-

-

3. Отношение чистой

прибыли к сумме активов

X3

0,08

0,11

4. Отношение уставного и

добавочного капиталов к

заемному капиталу

X4

3,95

2,25

5.Отношение выручки от

реализации к сумме активов

X5

1,0

1,62

Интегральный показатель

уровня угрозы банкротства по

модели Альтмана

Z

4,58

3,96

Полученное значение Z имеет интерпритируется следующим образом:

Таблица 8

Интерпритация показателя Z – счета модели Альтмана

Значение

Состояние организации, вероятность банкротства

1

2

Менее 1,81

Вероятность банкротства очень высокая или оно фактически наступило

От 1,81 – 2,7 

Существует вероятность банкротства

От 2,7 – 2,99

Положение организации очень хорошее, вероятность банкротства невелика

Более 2,99

Организация работает успешно, вероятность банкротства ничтожна

Согласно проведенным расчетам,  по приемлемой для ОАО «Аэропорт Толмачево» формуле, на конец 2000 года  Z – счет принимает значение,  равное 3,96  (табл. 7), то есть модель Альтмана относит предприятие в разряд успешно работающего предприятия. Исходя из результатов проведенного выше анализа данный расчет подтверждает сделанные ранее выводы о стабильной ситуации на ОАО «Аэропорт Толмачево».

3.Комплексная оценка эффективности производственно-финансовой деятельности организации

3.1. Анализ рентабельности

Рассмотрим содержание этих показателей и методику их расчета по группам показателей рентабельности, каждая из которых в свою очередь характеризует отдельное направление хозяйственной деятельности предприятия. Все показатели рентабельности условно можно объединить в три группы: рентабельность продукции; рентабельность имущества; рентабельность капитала.

I) Рентабельность продукции.

Рентабельность продаж (норма прибыли, маржа прибыли, доходность продукции) – R пр

R пр = П рп х 100 / Q рп      

Является показателем эффективности затратного типа и показывает, сколько в каждой единице дохода от реализации занимает прибыль Рассчитывается на основе "Отчета о прибылях и убытках" Рентабельность продукции (рентабельность затрат) R затр

R затр = П рп х 100 / S рп  

Является показателем эффективности затратного типа и отражает, сколько на каждую единицу затрат приходится прибыли и рассчитывается на основе "Отчета о прибылях и убытках"

Рентабельность продаж и рентабельность продукции отражает одно и то же явление: эффективность реализации. Однако они рассчитываются по разным методикам. В хозяйственной практике имеют применение оба показателя, поэтому при оценке эффективности реализации необходимо внимательно оценивать их значения так как показатель рентабельность продукции  всегда дает более высокое значение.

Разновидностью показателя рентабельность продаж является рентабельность индивидуальная или рентабельность конкретного изделия (работ, услуг).

Рентабельность продукции индивидуальная (Ri)

Ri  = П i х 100 / Рi  = (Рi  – Si) х 100 / Рi

где Рi - цена i-го изделия (отпускная, договорная в зависимости от вида сделки);

Si - себестоимость изготовления единицы i-го изделия.

 Является показателем эффективности затратного типа и показывает долю прибыли в составе цены единицы изделия и рассчитывается на основе калькуляций, расчетов цены, данных первичного учета.

Коэффициент чистой выручки (К ч в.)

К ч.в. = (Пч + А) / Qрп                 

где А - сумма амортизации в составе себестоимости реализованной продукции, определяется расчетным путем по аналитическим данным.

Сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении, возмещающих стоимость основных фондов и нематериальных активов, об­разуют чистую выручку. Является показателем эффективности затратного типа и отражает, какая часть выручки от реализации продукции остается в денежной форме в обороте предприятия. Чем выше К ч.в. , тем больше степень обеспечения обязательств предприятия платеж­ными средствами. Важен при прогнозном анализе платежеспособности.

2) Рентабельность имущества

Рентабельность активов (рентабельность имущества, вложений в предприятие) - R им.:

R им. = (П вал. (Пч) ) х 100 / Б акт. cр.           

 Содержит в себе признаки показателя эффективности затратного и ресурсного типа, так как в составе активов есть авансированные ресур­сы и затраты потребленных ресурсов. Он отражает доходность каждой единицы стоимости активов. Может рассчитываться как по валовой, так и по чистой прибыли. В первом случае характеризует общую отда­чу активов (брутто-показатель), во втором - реальную отдачу (нетто-показатель). Источником информации является "Отчет о прибылях и убытках" (по числителю) и "Бухгалтерский баланс" (по знаменателю).

Следующие три показателя являются модификациями показателя рентабельности имущества.

Рентабельность производственных фондов (общая рентабельность, рентабельность предприятия) - R общ.:

R общ. = (Пвал. (Пч) ) х 100 / (F ос.ср + Ом ср.).   

Является показателем эффективности ресурсного типа и отражает эффективность функционирования производственных фондов предприя­тия. Рассчитывается с привлечением данных "Бухгалтерского баланса", "Приложения к балансу" (знаменатель дроби) и "Отчета о прибылях и убытках" (числитель дроби).

Рентабельность текущих активов – R та :

Rта = (П вал. (Пч) ) х 100 / Оакт.ср.               

Является показателем эффективности ресурсного типа и отражает от­дачу использования оборотных средств предприятия. Рассчитывается на основе данных "Отчета о прибылях и убытках" (числитель дроби) и "Бухгалтерского баланса" (знаменатель дроби).

Рентабельность финансовых вложений - Rф.в.:

Rф.в. = Пф.в.х 100 / Фв.ср.,          

где Пф.в. - дивиденды по ценным бумагам, проценты за кредит дру­гим предприятиям, доходы от участия в других предприятиях, кредиты по вкладам и т.п.;

Фв.ср. - средний за анализируемый период размер финансовых вложений. Рассчитывается на основе "Отчета о прибылях и убытках" (числитель дроби) и "Бухгалтерского баланса" (знаменатель дроби). Является показателем эффективности ресурсного типа, однако, при си­туации не возврата вложений может рассматриваться как показатель затратного типа. Отражает эффективность финансовой деятельности предприятия. Сопоставление с показателями первой группы дает воз­можность выбора наиболее эффективного направления этих вложений. Однако, высокое значение показателя всегда сопряжено с высоким риском финансовых вложений.

3) Рентабельность капитала

Рентабельность собственного капитала - Rс соб.:

Rс соб. = Пч х 100 / Ссоб. ср.                

Является показателем эффективности ресурсного типа и отражает эф­фективность использования собственных средств предприятия. Широ­ко используется в финансовом менеджменте при анализе рентабель­ности имущества и при формировании политики привлечения заемных средств.

Относительные показатели финансовых результатов по методике расчета являются показателями эффективности разных видов. Основное их преимущество заключается в том, что они не подвержены влиянию инфляции, так как являются относительными величинами. Все относительные показатели финансовых результатов относятся к прямым показателям эффективности ресурсного либо затратного типа. Поэтому, положительной тенденцией их изменения является тенденция к росту. В качестве эффекта во всех показателях выступают абсолютные показатели финансовых результатов (валовая, чистая прибыль и их со ставные элементы). В связи с этим относительные показатели финансовых результатов иначе называют показателями рентабельности (иногда их классифицируют как разновидность показателей деловой активности).

                                                                                         

 Таблица 9

Оценка рентабельности ОАО «Аэропорт Толмачево» за 2000 год

Показатели

1999 год

2000 год

Изменение, ( +,- )

Темп роста,%

1

2

3

4

5

1. Рентабельность продаж (Ппр/В)

0,06

0,09

0,03

133,33

2. Рентабельность продукции (Ппр/Сс)

0,23

0,06

-0,17

26,08

3.Рентабельность имущества (П/ВБ)

0,09

0,09

0,00

0

4. Рентабельность собственного капитала (П/СК)

0,12

0,18

0,06

150

Рентабельность продаж в отчетном году увеличилась на 0,03 пункта. В целом анализируя все показатели рентабельности ОАО «Аэропорт Толмачево» можно сделать вывод о том, что. наблюдается положительная тенденция, которая говорит об увеличении прибыльности предприятия. Т.к. в отчетном году деятельность ОАО «Аэропорт Толмачево» является наиболее рентабельной, чем в предыдущем, то это говорит о повышении его рентабельности.

Анализ структуры и динамики доходов и расходов ОАО «Аэропорт Толмачево»

Таблица 9.1

Показатели

За период предшествующий отчетному

За отчетный период

по отношению к предыдущему периоду

Сумма

%

Сумма

%

Темп роста

Отклонение

Откл.%

1

2

3

4

5

6

7

9

ДОХОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от обычных видов деятельности

 

 

 

 

 

 

 

выручка от продажи продукции

551978

97,7

759909

84,87

137,6702

207931

-12,83

операционные доходы

9737 

1,72

132069

14,75

1356

122332

13,03

внереализационные доходы

3257

0,58

3451

0,39

105,9564

194

-0,19

Итого доходов

564972

100

895429

100,00

158,4909

330457

0,00

РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

0

0,00

Себестоимость продаж

471862

97,11

693938

83,39

147,0638

222076

-13,72

Коммерческие расходы

56

0,01

377

0,05

673,2143

321

0,03

Прочие операционные расходы

9242

1,90

134714

16,19

1457,628

125472

14,29

Прочие внереализационные расходы

4749

0,98

3138

0,38

66,07707

-1611

-0,60

Итого расходов

485904

100

832167

100,00

171,2616

346263

0,00

По результатам таблицы можно сделать вывод о том, что ОАО «Аэропорт Толмачево» увеличило размер своих доходов на 207931 тыс.руб. или на 37,67%, соответственно увеличились и расходы на 346263 тыс.руб.

3.2. Анализ деловой активности

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности деятельности, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Успешная деятельность, результаты работы и долгосрочная жизнеспособность любого бизнеса зависят от непрерывной последовательности разумных и целесообразных решений управленческого персонала.

Каждое из решений в конечном итоге вызывает улучшающее или ухудшающее экономическое воздействие на бизнес. В сущности процесс управления любым предприятием – это серия экономических решений. Эти решения вызывают движение финансовых ресурсов, снабжающих бизнес.

Например, прием человека на работу приведет в будущем к серии выплат заработной платы, в то время как продажа товаров в кредит освобождает от необходимости их складирования и порождает документальное обязательство покупателя перечислить платеж в течение определенного времени. Похожим образом покупка нового основного капитала для производства может повлечь за собой целый ряд финансовых обязательств, в то время как успешные переговоры с кредитором об открытии кредитной линии вызовут притоки капитала в бизнес, которые должны быть возмещены в будущие периоды.

Некоторые решения являются главными, такие как инвестиции в новое оборудование, заем больших сумм или введение нового вида продукции или услуг. Большинство других решений является частью каждодневного процесса управления всеми участниками предприятия. Общим для всех решения является базовый принцип «экономического компромисса», согласно которому перед каждым решением управленческий аппарат должен взвешивать получаемые выгоды и фактические издержки.

В нормальных каждодневных решениях такого рода компромисс может быть очевидным. Однако в сложных ситуациях обычно требуется тщательный анализ, чтобы определить, действительно ли прямо или косвенно затраченные ресурсы будут покрыты с прибылью.

Время от времени совокупный эффект всех этих компромиссов и решений можно оценить с помощью специального анализа.

Администрация в общем случае принимает решения по использованию различных ресурсов для получения ожидаемой экономической выгоды. В этом контексте все деловые решения можно отнести к трем основным областям:

·              инвестирование ресурсов;

·              основная деятельность бизнеса через использование этих ресурсов;

·              рациональное сочетание источников финансирования, обеспечивающее создание фондов под эти ресурсы.

Для достоверной оценки финансового состояния предприятия следует установить, насколько изменения, произошедшие в структуре имущества и источников его финансирования за исследуемый период, повлияли на эффективность использования имущества. Значимость этого момента обусловлена тем, что уровень деловой активности предприятия является одним из важнейших критериев для решения вопроса о целесообразности вложения средств в его развитие.

Практическое решение указанной задачи возможно через использование целой совокупности показателей деловой активности.

Для оценки деловой активности ОАО «Аэропорт Толмачево» рассмотрим наиболее важные финансовые коэффициенты, которые представлены в табл. 10

                                                                            

              Таблица 10

Оценка деловой активности ОАО «Аэропорт Толмачево» за 2000 год

Показатели

Значение

2000 год

Изменение, ( +,- )

Темп роста,%

1

2

3

4

5

1. Фондоотдача, В/(ОФн+ОФк)/2)

2,88

3,97

1,09

137,84

2.Фондоемкость (ОФн+ОФк)/2)/В

0,35

0,25

-0,10

71,43

3.Фондорентабельность П/(ОФн+ОФк)/2)

0,27

0,23

-0,04

85,19

4. Производительность труда (В/Ч)

584,20

493,41

- 90,79

84,46

5. Оборачиваемость ОА ((ОАн+ОАк)/2)/В* 360), в т. ч.

90

127,75

37,75

141,94

Как видно из таблицы 10 деловая активность предприятия определяется большим количеством показателей. Оборачиваемость в целом увеличилась почти на 42 дня, что рассматривается как положительный момент деятельности ОАО «Аэропорт Толмачево». Увеличение оборачиваемости в отчетном году произошло за счет роста выручки в 2000 году на 207931 тыс. руб. Показатель фондоотдачи в отчетном году составляет 3,97 руб., что говорит о сумме выручки от реализации, приходящейся на 1 рубль среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоотдача в отчетном периоде выросла на 1,09  пункта.

В целом анализируя все показатели деловой активности ОАО «Аэропорт Толмачево» можно сделать вывод о том, что. наблюдается положительная тенденция, которая говорит об увеличении прибыльности предприятия. Т.к. в отчетном году деятельность ОАО «Аэропорт Толмачево» является наиболее рентабельной, чем в предыдущем, то это говорит о повышении его деловой активности.

 С точки зрения оценки инвестиционной привлекательности предприятия деловую активность ОАО «Аэропорт Толмачево» можно оценить как нормальную, но при управлении предприятием администрация должна тщательно обдумывать принимаемые экономические решения, чтобы они не снижали деловую активность предприятия, а следовательно и инвестиционную привлекательность в будущем.

Также кроме количественной оценки применяется и качественная оценка деловой активности. Она может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными, то есть неформализованными критериями являются:

§  широта рынков сбыта продукции (услуг);

§  наличие продукции, поставляемой на экспорт;

§  репутация предприятия в деловых кругах, которая, в частности, выражается в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия.

С точки зрения качественной оценки деловой активности ОАО «Аэропорт Толмачево» можно рассматривать на достаточно высоком уровне. Об этом свидетельствует то, что ОАО «Аэропорт Толмачево» является крупным предприятием среди специализированных производителей авиа ауслуг.

О хорошей репутации ОАО «Аэропорт Толмачево» свидетельствует тот факт, что потребителями продукции предоставляемых услуг являются крупнейшие фирмы как России, так и зарубежных стран.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что качественная оценка деловой активности охарактеризовала ОАО «Аэропорт Толмачево» на очень высоком уровне.

Заключение

Финансовое состояние организации является одним из основных стержней, на которых стабильная и успешная работа предприятия. Оно является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности, определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров.

Как видно из таблицы 1., общая стоимость имущества ОАО «Аэропорт Толмачево» на 2000 год составила 468665 тыс. руб. и уменьшилась по сравнению с 1999 годом на 15,21%. Имущество представлено в общей части внеоборотными активами. Их сумма снизилась с 401589 тыс. руб. до 222014 тыс. руб., или на 44,72%.

Серьезные изменения в течение отчетного периода претерпел состав краткосрочных заемных средств из-за роста кредиторской задолженности на 83877 тыс.руб. или почти в три раза.

Следует обратить внимание на то, что величина кредиторской задолженности и по удельному весу, и по приросту в абсолютном выражении значительно превышает объем кредитования, которое ОАО «Аэропорт Толмачево» предоставляет своим покупателям (дебиторская задолженность).

По данным таблицы 4.можно сделать следующие выводы. В ОАО «Аэропорт Толмачево» на конец отчетного года почти все показатели в норме, что говорит о нормальной рыночной устойчивости и стабильным финансовом положение предприятия. Коэффициент автономии снизился на 0,26 и составил на конец  периода 0,53, это говорит о том , что ОАО «Аэропорт Толмачево» может покрывать  свои обязательства собственными средствами.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами с положительным значением, характеризует нормальную ситуацию на предприятии.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами показывает, что ОАО «Аэропорт Толмачево» в состоянии самостоятельно покрывать материальные запасы собственными средствами, а значит не нуждается в заемных.

Коэффициент маневренности говорит о мобильности собственных финансовых источников.

Коэффициент реальной стоимости имущества показывает, что предприятие обеспечено производственными средствами, то есть производственный потенциал высокий.

По данным таблицы 6 можно сделать вывод, что ОАО «Аэропорт Толмачево» находится нормальном финансовом состоянии, так как денежные средства, дебиторская задолженность покрывают его кредиторскую задолженность. ОАО «Аэропорт Толмачево» обеспечено предусмотренными источниками формирования запасов.

ОАО «Аэропорт Толмачево» на начало года имеет абсолютную устойчивость, т.к. запасы выше СОС, на конец года нормальную устойчивость.

Список литературы

1.    Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 24.06.1998г. №123 ФЗ с последующими изменениями в редакции от 01.01.2006 г.

2.    Абрамов А.Е. «Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий» / М.: Экономика и финансы, 2000г.

3.    Артеменко В.Г. «Финансовый анализ» / М.: Издательство «ДИС», 2000г.

4.    Астахов В.П. «Анализ финансовой устойчивости фирмы» / М.: Ось, 2001г.

5.    Баканов А.С. «Годовая отчетность коммерческой организации» / М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2000г.

6.    Баканов М.И., Шеремет А.Д. « Теория экономического анализа» / М.: Экономика и финансы,1999.

7.    Балабанов И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта» / М.:  финансы и статистика, 2000г.

8.           Бернстайн Л.А. « Анализ финансовой отчетности» / Пер. с англ. - М.:  финансы и статистика, 1997г

9.    Бука Л.Ф., Зайцева О.П. «Экономический анализ» / Новосибирск, 2002 г.

10.      Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Комплексный анализ бухгалтерской отчетности» / М.: Дело и Сервис, 2001 г.

11.      Иванов Г.П. «Антикризисное управление  : от банкротства к финансовому оздоровлению» / М.: ЮНИТИ, 2000г.

12.      Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г.

13.                       Ковалев А.П. «Финансовый анализ» / М.:  финансы и статистика, 1999г.