Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Сущность и функции рынка________________________________ 4
Глава 2. Предложение____________________________________________ 8
§1. Закон предложения____________________________________________ 8
§2. Детерминанты предложения____________________________________ 9
§3. Эластичность предложения____________________________________ 10
Глава 3. Концептуальный подход к процессу планирования деятельности промышленного предприятия с учетом факторов хозяйственного риска___ 11
Заключение____________________________________________________ 17
Литература____________________________________________________ 18
Приложение___________________________________________________ 19
Введение
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства.
Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
В нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности. В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, которая состоит из элементов командно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции.
Изменения, происходящие сейчас, по-видимому, затянутся на десятилетия, поэтому такую систему мы также вправе назвать переходной. Рыночные отношения не могут быть введены указом. Окончательный же выбор конкретной модели будет определен соотношением политических сил, характером и качеством проводимых реформ, историческими традициями. Данное обстоятельство и определяет актуальность рассматриваемой темы.
Целью данной работы является изучение влияния эластичности спроса и предложения на рынок. Задачи - дать определения спросу и предложению, проследить изменения эластичности в зависимости от влияния различных факторов, а также рассмотреть рыночное равновесие.
Глава 1. Сущность и функции рынка
Рынок - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности[1]. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.
Принцип свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности предопределяет возможность любого экономического субъекта реализовать свои способности, желание самым активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать свое дело. В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений.
Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, противомонопольные меры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена с экономической ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, опираясь на ее приватизацию, возбуждает чувство ответственности, ибо он может потерять деньги, имущество, работу[2].
Кроме того, рынок подрывает диктат производителя, способствуя диктату над ним со стороны потребителя. В этом смысле рыночная экономика опирается на принцип примата потребителя, его главенства. В условиях административно-командной экономики, порождающей дефицит, наступает власть производителя над потребителем, превращение последнего под воздействием очередей и нехватки в покорного просителя, говорящего спасибо за все, что ему дают. В рыночной экономике ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и крах фирмы.
Рыночной экономике свойствен принцип рыночного ценообразования. Как известно, цена формируется на рынке в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения. Эта цена возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: желания одной стороны продать товар подороже и другой стороны - купить подешевле. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать по более низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить и продавать конкуренты, и цена падает[3].
Рыночной экономике присущ принцип договорных, контрактных отношений. В нашей практике это означает переход от управления по вертикали к управлению по горизонтали, то есть на основе соглашения между равноправными экономическими субъектами. Значительное ослабление распорядительства со стороны вышестоящих организаций в экономике рыночного типа, экономическая свобода хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения в действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна на уровне предприятий, учреждений.
Принцип открытости экономики означает, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в том, что хозяйственные организации и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны в систему мирохозяйственных связей и проникновения на мировой рынок. Защита внутренних интересов в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдением признанных международных норм и установленного законодательства страны.
Рыночная экономика немыслима без реализации принципа конкуренции. Без конкуренции рыночный механизм не работает. Конкуренция должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.
Если централизованная экономика опирается на непосредственное управление материально-вещественными объектами и процессами, то рыночная экономика тяготеет к управлению при помощи принципа воздействия на финансы и денежное обращение[4]. Другими словами, рыночная экономика гораздо полнее использует механизм стоимости и товарно-денежные отношения. В этом смысле можно утверждать, что рыночной экономике более присущи экономические методы управления. На практике это находит воплощение в значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной и налоговой систем, цен[5].
Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата ими социально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически ни один из них не оказывается вне зоны воздействия рынка. Таким образом, вся экономика становится как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма. Изучение структуры рынка позволяет решить двуединую задачу.
С одной стороны, мы получаем комплексное представление о рыночной экономике как о единстве взаимосвязанных и взаимодействующих разнообразных рынков.
С другой стороны, становится возможным сопоставить нынешнее состояние отдельных рынков или рыночных сфер экономики с тем, которое должно быть при переходе к развитым рыночным отношениям. Тем самым удается оценить степень необходимых преобразований при переходе к рыночной экономике и характер их воздействия на людей.
При наиболее укрупненной структуризации в составе единого рынка обычно выделяют следующие виды отдельных рынков[6]:
- рынок потребительских товаров, услуг, жилья, зданий и сооружений непроизводственного назначения;
- рынок средств производства и производственных видов деятельности;
- рынок денег, валюты, ценных бумаг;
- рынок труда, рабочей силы, рабочих мест;
- рынок информации, интеллектуального продукта, инноваций.
Таким образом, рынок является особым экономическим механизмом, который через конкуренцию способствует рациональному распределению ресурсов, влияет на объем и структуру производства, заставляет потребителя выбирать рациональную систему потребления и, в конечном итоге, оздоровляет экономику России, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий.
Глава 2. Предложение
§1. Закон предложения
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Эта шкала предложения представляет ряд альтернативных возможностей.
Предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остаются неизменными[7]. Это определение понятия "предложение" показывает, что предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Иными словами, предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам. Однако в равной мере правильно, а в ряде случаев даже полезнее рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.
С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он просто показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом.
Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке[8].
Полезно представить предложение в виде кривой(см. Приложение). На оси ординат обозначена цена единицы товара Р в долларах. Это цена, которую продавец получает за определенное предлагаемое количество товара и которую покупатель заплатит за определенное требуемое количество этого товара. Ось ординат показывает общее требуемое и предлагаемое количество товара Q в данный период времени.
Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производителя могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени — за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.
§2. Детерминанты предложения
При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением "при прочих равных условиях". Иными словами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться[9].
К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие:
1) цены на ресурсы;
2) технология производства;
3) налоги и дотации;
4) цены на другие товары;
5) ожидания изменения цен;
6) число продавцов на рынке.
Повторим, перемещение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево (смещение кривой на графике проиллюстрировано ниже).
§3. Эластичность предложения
Предложение зависит от цены на этот товар и издержек на его производство. Например, если цена на кофе возрастет, то снизится спрос на него и изменится объем предложения. Однако зачастую мы хотим знать величину роста или снижения предложения и спроса. Насколько чувствителен спрос на кофе к изменению цен? Если цена поднимется на 10 %, как изменится спрос? Как изменится спрос, если доход возрастет на 5%? Чтобы ответить на подобные вопросы, воспользуемся понятием эластичности. Эластичность — мера реагирования одной переменной величины на изменение другой[10].
Эластичность предложения определяется следующим образом. Эластичность предложения от цены есть процентное изменение предлагаемого количества в результате однопроцентного увеличения цены. Такое значение эластичности обычно положительно, потому что более высокая цена станет для производителей стимулом к увеличению выпуска.
Эластичность предложения также различается в долгосрочном и краткосрочном периодах. Для большинства изделий в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее от цены, чем в краткосрочном, потому что фирмы сталкиваются с ограничениями производственных возможностей на коротком временном отрезке и нуждаются во времени, чтобы расширить свои производственные возможности путем строительства новых мощностей и найма рабочих для работы на новом производстве. Этим мы не хотим сказать, что предложение быстро не возрастет, если цена резко подскочит. Даже за короткий промежуток времени фирмы могут увеличить выпуск товаров, используя существующие производственные мощности, увеличивая продолжительность рабочей недели, выплачивая сверхурочные и привлекая в экстренных случаях дополнительную временную рабочую силу. Но фирмы смогут расширить выпуск в значительно больших размерах, если у них есть время на развитие производственных мощностей и наем большого числа постоянных рабочих[11].
По ряду товаров и услуг предложение на коротком отрезке времени совершенно неэластично. Сдача домов в аренду в большинстве городов тому пример. В пределах очень короткого периода из-за фиксированного числа арендуемых домов рост спроса лишь подтолкнет к повышению цены. На более длительном отрезке при отсутствии контроля за арендной платой высокие цены обеспечат стимул для модернизации существующих зданий и строительства новых, и поэтому размер предложения увеличится[12].
Глава 3. Концептуальный подход к процессу планирования деятельности промышленного предприятия с учетом факторов хозяйственного риска
Рассмотрение общих тенденций в экономической, политической и социальной сферах страны позволяет идентифицировать факторы внешнего воздействия на предприятие. Выявление внутренних факторов риска начинается со сбора исходной информации об анализируемом предприятии. Для этого нами предлагается использование следующих методов получения первичной информации: анкетирование и интервьюирование; анализ структурных и потоковых диаграмм; анализ первичной документации и управленческой отчетности; анализ индикаторов риска деятельности промышленных предприятий.
Выявленные факторы хозяйственного риска и анализ используемых на отечественных предприятиях систем планирования и управления позволяют говорить о несоответствии последних потребностям современного бизнеса. Попытки улучшить ситуацию в какой-то определенной сфере деятельности, перевести сформулированную руководством стратегию в конкретные мероприятия могут быть обречены на неудачу, если уровень риска при достижении поставленных руководством целей оказывается слишком высоким. Необходимо модифицировать систему управления таким образом, чтобы она могла работать в условиях нестабильной транзитивной экономики России.
Выходом из создавшейся ситуации, по нашему мнению, может стать планирование, основанное на учете уровня хозяйственного риска. Опишем подробнее суть предлагаемого подхода.
В общем случае планирование - это описание пути достижения поставленной цели с учетом всех существенных моментов и влияющих факторов. Традиционно планирование на промышленных предприятиях сводится к оперативным планово-контрольным расчетам: производственной программы; потребности в материалах, сырье и комплектующих; плановой калькуляции издержек и результата деятельности. Это не позволяет учитывать "нематериальные" факторы, которые оказывают существенное влияние на возможность достижения цели и значительно увеличивают уровень риска. Данные факторы могут, в большинстве случаев, только субъективно оценены экспертом, на основе имеющегося опыта и интуиции[13].
На рисунке 2 проиллюстрирована концепция планирования с использованием категории хозяйственного риска. На всех графиках по оси абсцисс измеряется время (T). Периоды времени: t1 – первый плановый период; t2 – второй плановый период. По оси ординат на графиках отражены: цель (G); уровень риска (R); состояние факторов риска (F).
Рис. 2 Концепция планирования с учетом хозяйственного риска
Рекомендуется выполнение следующей последовательности шагов в процедуре планирования деятельности:
1. Задать значения показателю результата –установить цели (рис. 2.а).
На плановый период времени t1 задано значение показателя результата g1, для второго планового периода t2 значение цели равно g2. Предположим, что значение g2 > g1, то есть на второй период планирования устанавливается цель более высокого уровня, чем на первый период.
2. Оценить стартовый уровень риска достижения целей (рис. 2.б).
Оценка уровня риска достижения поставленных целей осуществляется экспертами. Стартовый уровень риска для цели оценивается экспертами с учетом текущего состояния факторов хозяйственного риска. Для цели g1 уровень риска равен r1, для g2 - r2. Отметим, что установление амбициозных целей может приводить к попаданию в недопустимую область риска:
r1 Rcritical , r2 Rcritical
где Rcritical – недопустимая область риска.
3. Задать значения показателям состояния факторов риска (рис. 2.в).
Построение профиля риска для цели g2 позволяет определить наиболее значимые факторы хозяйственного риска, состояние которых необходимо улучшить. Снижение уровня риска в достижении цели g2 возможно при проведении определенных антирисковых мероприятий, направленных на улучшение состояния факторов хозяйственного риска. Соответственно, обозначим текущее состояние факторов риска как f1, запланированное состояние факторов (после проведения антирисковых мероприятий) через f2.
4. Оценить финальный уровень риска достижения целей (рис. 2.г).
Спланированные на предыдущем шаге антирисковые мероприятия и прогнозируемое при этом улучшение состояния факторов хозяйственного риска с f1 до f2, позволяет экспертам провести еще одну процедуру оценки уровня риска в достижении цели g2. Новая экспертная оценка достижения цели g2 соответствует значению r3 - финальный уровень риска. Отметим, что
r3 < r2, r3 Rcritical.
Таким образом, можно говорить о снижении уровня риска в достижении цели g2 до приемлемого уровня.
Главными достоинствами предлагаемого подхода к планированию с учетом категории хозяйственного риска являются:
- сильные причино-следственные связи в цепочке "затраченные ресурсы – результат". Ресурсы расходуются на управление наиболее значимыми факторами, влияющими на достижение результата. В общем случае это должно привести к снижению числа неудач, уменьшению напрасного расхода ресурсов и, соответственно, повышению эффективности;
- повышение мотивации персонала к достижению цели. Полученная оценка риска определяет диапазон допустимой области риска, что требует от исполнителя выявления и нейтрализации факторов риска, в противном случае значение риска будет выше и цель, возможно, не будет достигнута. В этом случае ответственного за достижение цели посчитают недостаточно компетентным.
Необходимо отметить ряд существенных моментов, связанных с изложенным подходом к планированию. Во-первых, уровень риска и перечень факторов зависят от поставленной цели. Чем более высокая ставится задача, тем выше уровень риска. Во-вторых, стратегические цели могут допускать отсутствие прибыли в краткосрочном периоде, ориентироваться на создание стратегических факторов конкурентоспособности. В-третьих, для эффективного управления факторами хозяйственного риска необходима разработка показателей, отражающих их состояние.
В систему планирования необходимо ввести следующие группы показателей:
- показатели уровня риска достижения цели;
- показатели значимости факторов риска;
- показатели, характеризующие состояние факторов риска.
Первая и вторая группы показателей основаны на формировании профиля риска. Построение профиля риска осуществляется на основе экспертного выявления и оценивания списка релевантных факторов хозяйственного риска. Профиль риска является динамической характеристикой уровня экономической безопасности предприятия, своеобразным динамическим представлением рискогенного облика предприятия в виде ранжированного перечня факторов риска, рассматриваемых в совокупности с оценками возможности их проявления и размеров возможного ущерба. Профиль риска меняется со временем по мере принятия хозяйственных решений, изменения внешних условий функционирования предприятия и конъюнктуры рынка. Регулярная актуализация позволяет путем сравнения профилей, построенных в последовательные моменты времени, судить о характере и тенденциях изменения ситуации риска для данного предприятия и планировать на этой основе адекватные антирисковые мероприятия.
Таблица 1
Профиль хозяйственного риска
Фактор риска |
Оценка значимости фактора (величина последствий) |
Оценка частоты проявления (вероятность) |
Итоговая оценка риска |
Негативное изменение цен на сырье, материалы, комплектующие, энергоресурсы |
0.82 |
0.7 |
0.76 |
Недостаточное качество управления или "управленческой команды" |
0.79 |
0.71 |
0.75 |
Нарушение персоналом технологической дисциплины |
0.67 |
0.78 |
0.72 |
Отток квалифицированной рабочей силы, выбытие ключевых сотрудников предприятия |
0.71 |
0.71 |
0.71 |
Появление у конкурентов новой технологии производства с меньшими издержками |
0.78 |
0.62 |
0.7 |
Появление новых хозяйственных субъектов-конкурентов в том же секторе рынка |
0.78 |
0.58 |
0.68 |
Фактор риска |
Оценка значимости фактора (величина последствий) |
Оценка частоты проявления (вероятность) |
Итоговая оценка риска |
Таблица 1 содержит фрагмент профиля хозяйственного риска полученный в результате обследования ряда приборостроительных предприятий Орловского региона (факторы хозяйственного риска с "высокой" итоговой оценкой риска). Экспертная оценка производилась с использованием шкалы Харрингтона по двум критериям:
- значимость фактора (величина последствий);
- частота проявления (вероятность).
Третья группа формируется из показателей, как уже существующих и отслеживаемых на предприятии, так и из вновь созданных. Причем, по мере уменьшения влияния определенного фактора хозяйственного риска, может быть принято решение об удалении (полном или частичном) показателей, отражающих состояние данного фактора. Возможность удаления показателей связана, во-первых, с эффектом кривой обучения, позволяющей прогнозировать самовоспроизводство достигнутого уровня состояния фактора хозяйственного риска с меньшим уровнем контроля. Во-вторых, это необходимо для высвобождения ресурсов и направление их на управление другим фактором риска, имеющего большее значение.
Заключение
Система рыночных отношений внедряется в России с большими трудностями и издержками.
В качестве объективного фактора этого явления можно назвать то, что в России никогда не было социально-рыночного хозяйства.
Переход к рынку - очень сложный и длительный процесс, неподвластный воле человека, ибо последний не в состоянии точно предвидеть все его противоречия, поэтому пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики.
Очень хочется надеяться, что все перемены будут направлены на переход к рынку, а не возврат к прошлому, последствия которого отражаются теперь в нашей экономике особенно остро. В связи с этим автор хотел бы отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного пути.
Ведь переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверена, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.
Литература
Абалкин Л.И. "Трудный поворот к рынку".. - М.:Экономика, 1990.
Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.: Республика, 1995.
Булатов А. С. "Экономика". - М.: БЕК, 1995.
Валовой Д.В. "От застоя к развалу". - М.:Наука, 1991.
Друри Колин. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ./Под ред. С.А.Табалиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
Жминько С. И. Финансовый учет на предприятиях. – Ростов -на -Дону, «Феникс», 1998.
Камаев В. Д.. "Учебник по основам экономической теории". - М.: Владос, 1994.
Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Коруна, 1994.
Кохно П. А., Микрюков В. А. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.
Кульман А. Экономические механизмы. - М.: Прогресс, 1994.
Лившиц А. Я. "Введение в рыночную экономику". - М.: Высшая школа, 1994.
Мате Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. - Москва: Прогресс, 1994.
Осипов Ю. М.. Основы предпринимательского дела. - М.: Тригон, 1992.
Самуэльсон П. "Экономика". - М.: Машиностроение, 1994.
Сидорович Экономическая теория - М., 1995.
Сорос Дж. "Советская система: к открытому обществу". - М.:Политиздат, 1991.
Стуков С.А. Система производственного учета и контроля. М.: Финансы и статистика, 1988.
Хасбулатов Р.И. "Мировая экономика". - М.:ИНСАН, 1994.
Хейне П. "Экономический образ мышления", 1991г.
Эванс Дж. М., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.
Приложение
Рис. 2. Кривая предложения
Рис. 4. Кривые предложения и спроса (зависимость цены от количества товаров нарынке.
Рис. 5. Кривые предложения
Рис. 6. График нового равновесия при изменении предложения
Рис. 7. Кривые спроса
[1] Самуэльсон П. "Экономика". - М.:Машиностроение, 1994.
[2] Самуэльсон П. "Экономика". - М.:Машиностроение, 1994.
[3] Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.:Республика, 1995.
[4] Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.:Республика, 1995.
[5] Самуэльсон П. "Экономика". - М.:Машиностроение, 1994.
[6] Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.:Республика, 1995.
[7] Хейне П. "Экономический образ мышления", 1991г.
[8] Лившиц А.Я. "Введение в рыночную экономику" . - М.:Высшая школа, 1994.
[9] Булатов А.С. "Экономика". - М.:БЕК, 1995.
[10] Булатов А.С. "Экономика". - М.:БЕК, 1995
.
[11] Лившиц А.Я. "Введение в рыночную экономику" . - М.:Высшая школа, 1994.
[12] Булатов А.С. "Экономика". - М.:БЕК, 1995.
[13] Кривошеев С.С. Современные концепции построения систем планирования и контроля на предприятиях // Системная модель российского общества XXI века и корректировка реформ: Общество, которое мы выбираем. Матер. межд. науч. конф. – Орел: ОрелГТУ, 2003. – С. 186 –188.