Содержание

Ревизия как инструмент контроля, задачи и организация проведения ревизии. 3

Задача №1. 7

Задача №2. 9

Литература. 12

Ревизия как инструмент контроля, задачи и организация проведения ревизии

Сущность и содержание контроля не могут быть обстоятельно раскрыты в отрыве от сферы управленческой деятельности, кото­рую он обслуживает. В реальной действительности нет «контроля вообще», а есть контроль конкретного содержания и конкретных форм.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью производ­ственных объединений и предприятий является важным звеном контроля рублем. Он выступает как результат практического ис­пользования государством контрольной функции финансов, т. е. внутренне присущего им свойства — возможности служить средст­вом контроля за производством, распределением и использованием совокупного общественного продукта и национального дохода.

Основная форма последующего контроля — ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, проводимая собственником.

Ревизия (в переводе с лат.)  пересмотр.

Ревизия – это составная часть системы управленческого контроля, с помощью которого устанавливается законность, достоверность и целесообразность и экономическая эффективность совершенных хозяйственных операций.

В задачи ревизии входит следующее:

– проверка соблюдения субъектом хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений;

– проверка законности совершенных субъектом хозяйствования хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности имущества;

– своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушения, наносящих ущерб экономическим интересам общества;

– установление причин и условий, которые способствуют их совершению;

– принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

– выявление неиспользуемых резервов, повышение эффективности экономической деятельности субъектов хозяйствования.

Контроль выполняет свои функции при помощи присущего ему метода, включающего систему методических приемов и конкретных методик. Реализация любого метода управления, в той числе и метода финансово-хозяйственного контроля, осуществля­ется посредством определенных процедур.

Процедура (от лат. procedere — продвигаться, протекать) — понятие, определяющее выполнение определенных воздействий средст­вами труда над предметами труда с целью их познания, преобра­зования или усовершенствования до достижения оптимума.

Контрольные функции в хозяйственном механизме совершаются с помощью контрольно-ревизионных процедур, выработанных на­укой и практикой.

Контрольно-ревизионные процедуры — система методических воздействий на субъекты процесса расширенного воспроизводства, осуществляемых органами управления в процессе контрольных функций.

Таким образом, контрольно-ревизионные процедуры являются проявлением методических приемов контроля процесса расширен­ного воспроизводства, обеспечивают выявление различного рода возмущений и конфликтных ситуации.

Финансово-хозяйственный контроль возможен посредством документальных методических приемов и реализующих их конт­рольно-ревизионных процедур. В процессе ревизии хозяйственных операций проверяются их достоверность, законность и хозяйствен­ная необходимость на основании документов, в которых они на­шли отражение. Контроль проводится по форме и содержанию, встречной проверкой, взаимной проверкой операций и документов, аналитическими и логическими приемами.

При проверке первичных документов по форме определяют соблюдение нормативно-правовых актов в процессе отражения хозяйственных операций в документах. При этом ревизоры руко­водствуются Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете.

При проверке первичных документов по форме в процессе ре­визии устанавливают, соблюдаются ли главным бухгалтером по­ложения, в соответствии с которыми запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоре­чащим законодательству и установленному порядку приемки, хра­нения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

Проверка документов по содержанию состоит в критической оценке содержания документа — соответствие характеру отражен­ной в нем хозяйственной операции, достаточность информационно­го ее отражения и правильность кодирования показателей для ма­шинной обработки информации, обоснованность цен, применяемых количественных измерителей ценностей и операций, закрепление полученных ценностей за материально ответственными лицами и т. п.

Фактическая проверка документов имеет большое значение при ревизии денежных выплат лицам, не состоящим в списочном составе работников предприятия. В этих случаях проверяются полнота, своевременность и качество выполненной работы, отра­женной в документе на оплату и трудовом договоре. Проверка производится с использованием методического приема контроль­ного замера выполненной работы, а если это невозможно, то при­емами выборочных наблюдений, специальной экспертизы или ка­меральной проверки, а также контрольно-ревизионных процедур.

Достоверность операций, зафиксированных в документе, про­веряется также встречной проверкой. Этот способ используется, как правило, в случае, если в совершении операции, отраженной в документе, принимала участие другая организация или другое подразделение объединения, предприятия.

Встречная проверка позволяет выявить факты частичного пли полного неоприходования материальных ценностей на предприя­тии, полученных от поставщиков или оптовых баз.

Взаимный контроль операций и документов осуществляется ана­логично встречной проверке, однако при этом исследуются доку­менты, которые находятся на ревизуемом предприятии. Контролю подвергаются первичные документы, учетные регистры, машино­граммы.

Аналитическая проверка документов сочетается с использова­нием счетно-вычислительных и логических процедур. При этом аналитическим способом проверяются правильность применения цен на конкретные товары, материалы, расчеты естественной убы­ли, создание различных фондов путем выполнения счетно-вычис­лительных процедур по проверке арифметических операций (так­сировка, подведение итогов и т. п.), отраженных в первичных до­кументах, учетных регистрах и машинограммах.

Таким образом, использование в финансово-хозяйственном, контроле документальных методических приемов позволяет дать количественную и качественную оценку выявленным недостаткам, установить ответственных за них лиц и определить размер их ма­териальной ответственности.

Задача №1

Акт ревизии отдела Центрального гастронома АО «Продторг»

Ревизором Истовой А.Т. проведена ревизия товарных операций.

Время проведения ревизии:

– проверка фактически началась  14.02.2005 г.

– проверка окончена  15.02.2005 г.

Ответственный за финансово-хозяйственную деятельность АО «Продторг» в проверяемом периоде:

– руководитель Малышев А.Р. назначен по протоколу общественного собрания участников и в настоящее время занимает данную должность;

– старший бухгалтер Васенко А.В. назначена по протоколу общественного собрания участников  и в настоящее время занимает данную должность.

По данным ревизии выявлено:

По данным бухгалтерского учета остатки товаров на начало периода составили 20300 руб., поступило товаров на сумму 200100 руб., выбыло на сумму 198380 руб., остаток на конец период составил 22020 руб., что соответствует фактическим данным на начало проведения ревизии – 22020 руб.

Ошибки, найденные в ходе ревизии:

– сумма естественной убыли товаров завышена. Сумма недостачи в отделе составила на сумму 120 руб., пересчитанный размер естественной убыли товаров составил 95 руб.;

– по двум счет-фактурам не оприходованы товары, поступившие в отдел Гастронома на сумму 410 руб.

1.9. Участники ревизии:

Ревизор                                                                       Истова А.Т.

Директор                                                                              Малышев А.Р.

Старший бухгалтер                                                             Васенко А.В

По результатам ревизии было выявлено завышение суммы естественной убыли товаров на сумму 120 руб., по фактическим данным сумма естественной убыли товаров составила 95 руб.

По двум счет-фактурам поступивший товар на сумму 410 руб. не оприходован на склад.

Задача №2

Акт ревизии денежных средств

по ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»

Ревизором Истовой А.Т.  проведена текущая ревизия денежных средств.

Время проведения ревизии

Проверка фактически началась  02.10.2004 г.

Проверка окончена  02.10.2004 г.

По данным ревизии выявлено:

Остатки денежных средств на 01.09.04 г. в кассе завода составляют 900 руб. Итоговая сумма за ревизуемый месяц по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 51 «Расчетный счет» по учетным данным составила 92710 руб. Остатки денежных средств на 01.10.04 г. в кассе завода составляют 1200 руб.

1.6. Ошибки, найденные в ходе ревизии:

– кассиром завода от 20.09.04 г. был получен чек №716948 на сумму 700 руб., денежные средства по которому не оприходованы и в кассовом отчете не отражены;

– старшим бухгалтером на основе выписки банка за 20.09.04 г. полученные кассиром денежные средства, не оприходованы и не отраженные в учете в журнале-ордере №2 по кредиту счета 51 «Расчетный счет» записью:

Дебет сч. 50 «Касса»

Кредит сч. 51 «Расчетный счет»;

– в конце отчетного периода старшим бухгалтером умышленно завышен месячный итог в журнале-ордере №1 по счету 50 «Касса» на сумму 710 руб.

Общий итог за ревизуемый период зафиксирован в размере 92710 руб.;

– сумма недостачи в размере 710 руб. списана на прочие расходы по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Журнал-ордер №1 и ведомость №1 по счету 50 «Касса» прилагаются.

1.9. Участники ревизии:

Ревизор                                                                       Истова А.Т.

Директор                                                                              Михайлов П.Р.

Старший бухгалтер                                                             Елисеева О.Р.

Кассир                                                                         Попова А.И

Таким образом, по данным проверки обнаружена недостача денежных средств, полученных с расчетного счета предприятия на сумму 710 руб. Полученные денежные средства кассиром предприятия не были оприходованы и отражены в кассовом отчете, в результате в учетном регистре по сч. 50 «Касса» сформировалась разница на сумму 710 руб., которая была умышленно сокрыта старшим бухгалтером при составлении месячных отчетов по денежным средствам. Сумма недостачи была списаны на прочие расходы предприятия.

Руководителю предприятия необходимо потребовать письменные объяснения причины недостачи по кассе от кассира, ответственного за сохранность ценностей, а также со старшего бухгалтера за пособничество по сокрытию факта недостачи денежных средств.

Рекомендуется удержать сумму недостачи с материально ответственного лица – кассира Танченко А.Т.

Приложение

Журнал-ордер №1 и ведомость №1 по счету 50 «Касса»

Сальдо по счету 50 на

01 сентября 2004

900 руб.

Ведомость №1 по дебету

счета 50 «Касса» за сентябрь 2004 г. с кредита счетов

Журнал-ордер №1 по кредиту 

счета 50 «Касса» за сентябрь 2004 г. в дебет счетов

Итого по дебету счета 50

Итого по кредиту счета 50

Фактические данные за сентябрь

125000

124700

Завышенные данные за сентябрь

125710

125410

Отклонения

710

710

Сальдо по счету 50 на

01 октября 2004

1200 руб.

Литература

1.     Белобежцкий И.А. Ревизия и контроль в промышленности. – М., 1987.

2.     Белуха Н.Т. Ревизия и контроль в торговле. – М., 1992.

3.     Суйц В.П. Внутрипроизводственный контроль. – М.: Финансы и статистика, 1987.