НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРой МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Каснова С.И., аспирант

Таганрогский институт управления, экономики и права

 

Процесс реформирования здравоохранения в условиях рыночной экономики требует радикальных перемен в управлении процессом оказания населению медицинских услуг.

Обозначившаяся в последнее десятилетие прошлого века тенденция ухудшения здоровья российского населения, в начале нового столетия как никогда актуализирует значимость пересмотра действующих подходов к управлению всеми видами ресурсов, находящимися в распоряжении хозяйствующих субъектов различных уровней системы здравоохранения. В этой связи такие задачи, как поиск путей оптимизации объемов медицинских услуг населению, изучение целесообразности имеющейся структуры и мощности лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), распределение коечного фонда по интенсивности лечения, реорганизация существующей организационной структуры ЛПУ и ряд других требуют применения научно обоснованных методов принятия управленческих решений в менеджменте здравоохранения.

Проблемы поиска эффективных управленческих решений в здравоохранении и совершенствования технологий организации процесса оказания медицинских услуг рассматриваются как в отечественной, так и зарубежной литературе. Так, например, в работах Н.Ф.Герасименко, В.В.Гришина, В.И.Калиниченко, Ю.М.Комарова, В.З.Кучеренко, В.И.Стародубова, И.М.Шеймана, О.П.Щепина и других авторов  анализируется роль процессов, происходящих при переходе отечественного здравоохранения на систему обязательного медицинского страхования (ОМС); при этом отмечается необходимость структурных изменений и введения экономических методов управления.

Для повышения качества предоставления медицинских услуг в условиях ограниченности денежных средств особенно важно внедрять экономически  более выгодные формы ведения лечебно-диагностического процесса, использовать все имеющиеся ресурсы, проводить экономический анализ расходов учреждений здравоохранения и себестоимости медицинских услуг.

Известно, что самая крупная доля периодических издержек в учреждениях системы здравоохранения связана, главным образом, с расходами на рабочую силу, в связи с чем в процессе реализации любых форм системы медицинской помощи одним из ключевых компонентов являются человеческие ресурсы. Квалификация врача является определяющим условием качественной медицинской помощи.

Успешная реформа здравоохранения возможна лишь при условии тщательного рассмотрения факторов, относящихся к кадровым ресурсам, таких как формирование штатной структуры, подготовка к аккредитации медицинского персонала, стимулирование труда, в том числе автоматизация и техническое оснащение рабочих мест врачей, медицинских сестер и других медицинских работников, обучение их основам решения системных задач в   автоматизированном  режиме.

В настоящее время имеются десятки примеров эффективных программно-технических решений в области построения автоматизированных информационных систем для всех типов медицинских учреждений, систем обработки всех видов первичной медицинской документации, специализированных компьютерных баз статистических и персонифицированных медицинских данных.

В условиях дефицита финансовых средств главная задача системы здравоохранения – это обеспечение стабильного и эффективного ее функционирования на основе углубленного финансово-экономического анализа лечебной и хозяйственной деятельности, рационального использования всех имеющихся ресурсов.

Создание механизма определения реальной стоимости медицинских услуг, с учетом объективной оценки качества оказанной медицинской помощи, является необходимым условием для широкого использования в лечебных учреждениях экономических методов управления.

Следует отметить, что совершенствование процесса управления ЛПУ, и, в частности, качеством предоставляемых медицинских услуг невозможно без обеспечения должного взаимодействия учреждений здравоохранения со структурами ОМС.

Анализ хозяйственной деятельности ЛПУ, выполненный на примере МУЗ «Первая клиническая больница» г.Таганрога,  позволяет сделать вывод, что ОМС в полном объеме не обеспечивает финансирование качественных медицинских услуг, а планирование доходов и расходов по имеющимся тарифам ОМС приводит к невыполнению заданных объемов услуг.

Отсутствие унифицированных подходов, медицинских стандартов, наличие устаревших федеральных нормативов временных, материальных, кадровых затрат на виды медицинской помощи и простые медицинские услуги; отсутствие единого справочника медицинских услуг, узкая ориентированность решаемых задач, слабая формализация документов, методик и незначительная информационная поддержка – главные недостатки существующих разработок в области финансово-экономического управления медицинской помощью, не позволяющие выстроить Территориальную программу государственных гарантий, сбалансированную с финансами. Стала очевидной необходимость формализации набора медицинских услуг, которые гарантируются государством всем своим гражданам.

Предотвратить указанные недостатки возможно за счет реализации комплексного подхода к управлению медицинской помощью. Необходимо создание интегрированной системы, которая призвана будет обеспечить оптимальную организацию оказания медицинских услуг, на основании которой можно проводить лицензирование и аккредитацию лечебно-профилактических учреждений, определять стоимость медицинской помощи при различных нозологических единицах, проводить финансовое моделирование, формировать ресурсное обеспечение, организовывать систему расчетов и взаиморасчетов, увязать заработную плату каждого исполнителя с выполненной работой.

Подобная интегрированная система должна строиться на единой нормативно-справочной информации, включающей в себя как чисто информационную часть, так и приложения, реализующие конкретные задачи управления.

Главной целью реформирования системы управления процессом оказания медицинских услуг должно стать создание правовых, финансово-экономических, организационно-хозяйственных механизмов оптимального использования имеющихся в распоряжении ЛПУ ресурсов с целью надлежащего обеспечения гарантий оказания медицинской помощи требуемого качества и объема.

Опыт государств со стабильной рыночной экономикой показывает, что здравоохранение представляет собой важное звено в едином народнохозяйственном комплексе страны. Планирование и управление экономикой здравоохранения должно осуществляться с позиций народнохозяйственной сбалансированности спроса и предложения медицинских услуг с возмещением затрат на расширенное воспроизводство.