2. Технология формирования и реализации ассортиментной политики спорткомплекса в г. Новосибирске
2.1. Маркетинговые исследования
2.1.1 Внешняя среда
Объект исследования – спортивный комплекс Студио-Фит. На первом этапе исследования проводилось исследование внешней и конкурентной среды.
Исследование внешней среды спортивного комплекса Студио-Фит проводилось с помощью маркетинговых исследований рынка. На первом этапе исследования осуществлялся сбор и анализ вторичной информации.
Анализ вторичной информации показал, что сейчас в городе существует уже около 40 фитнес-площадок, часть из которых является полноценными фитнес-центрами. Их работа строится по клубному принципу: клиент не только посещает зал аэробики, но получает также услуги косметолога, массажиста, парикмахера, диетолога, а также солярия и сауны - причем в любое удобное для себя время. На конец 2005 года фитнесом в Новосибирске занимались 25 тысяч человек.
В последние два года у бизнесменов, желающих открыть новый фитнес-клуб, стал расти интерес к фитнес-центрам высшей ценовой категории. Но пока в Новосибирске фитнес-центров VIP-класса очень мало, хотя спрос на них постоянно растет.
По вопросу ненасыщенности новосибирского фитнес-рынка владельцы фитнес-клубов в основном солидарны: насыщенность рынка фитнес-центров очень слабая - не только в Новосибирске, но и по России в целом. В Новосибирске это примерно 5-10%. [20, с. 13]
По оценкам специалистов фитнес-бизнес - самый перспективный бизнес сегодня: эта ниша практически не занята, но пользуется большим спросом у потребителей, поэтому у бизнесменов есть интерес вкладывать сюда деньги.
На сегодняшний день новосибирский фитнес-бизнес представлен в основном отдельными клубами. Местные фитнес-бизнесмены делают основной упор на местоположение клуба (например, Studio Fit, владельцы которого открыли клуб в самом центре города) или имя, созданное высоким качеством услуг (клуб «7-3-1»). Обзор наиболее крупных заведений г. Новосибирска, предоставляющих спортивные услуги, представлен в табл. 1.
Таблица 1
Спортивные центры и фитнес-клубы г. Новосибирска
№ |
Название |
Категория |
Расположение |
Описание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Pluton Power |
тренажерный зал |
Коммунистическая, 60 |
Тренажерные залы |
2 |
DARINA GYM, |
тренажерный зал |
Кропоткина, 126 к2 |
Тренажерные залы |
3 |
Центр Персональных Тренировок |
тренажерный зал |
Кропоткина, 126 к2 |
Тренажерные залы |
4 |
Твой мир |
тренажерный зал |
Ветлужская, 22б |
Тренажерные залы |
5 |
Атлантик |
спортивный клуб |
Петухова, 16 |
Солярии, Тренажерные залы, Сауны |
6 |
Альянс-Студио |
салон красоты |
Горский микрорайон, 51 |
Парикмахерские, Солярии, Косметические салоны, Тренажерные залы |
7 |
Talwego Gim |
Фитнес-клубы |
Толбухина, 19а |
Фитнес-клубы, Солярии, Тренажерные залы |
8 |
MC2 |
фитнес-клуб |
Академическая, 5 |
Фитнес-клубы, Косметические салоны, Парикмахерские, Солярии |
9 |
Maxidance |
танцевальная школа |
Вокзальная магистраль, 16 - 11 этаж |
Спортивные школы, Фитнес-клубы, Солярии |
10 |
Бьюти Лэнд |
фитнес - клуб |
Дунаевского, 1 - 1 этаж |
Фитнес-клубы, Солярии, Косметические салоны |
Продолжение табл. 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Студио Фит |
Спортивный комплекс |
Красный пр-т, 17 |
Фитнес-клубы, Тренажерные залы, Косметические салоны. СТУДИО ФИТ предлагает: зал силового и кардиооборудования; два зала групповых программ; зал сайкл |
12 |
Сибстальспорт |
спортивно-оздоровительный центр |
Фрунзе, 5 |
Тренажерные залы, Фитнес-клубы, Солярии |
13 |
Ремикс |
фитнес-клуб |
Максима Горького, 51 |
Фитнес-клубы, Тренажерные залы, Солярии |
14 |
Пятый элемент |
спортивно-оздоровительный центр |
Котовского, 18/1 |
Фитнес-клубы, Солярии, Сауны |
15 |
Магистр |
городской центр образования и здоровья |
Шамшурина, 6 |
Фитнес-клубы, Солярии, Тренажерные залы, Услуги психолога |
16 |
Лелея |
центр красоты и здоровья |
Ленина, 12 - 5 этаж |
Тренажерные залы, Фитнес-клубы, Солярии, Парикмахерские, Косметические салоны |
17 |
Кропоткинский |
оздоровительный центр |
Кропоткина, 288 |
Бани, Сауны, Фитнес-клубы, Солярии, Тренажерные залы |
18 |
Капитан |
салон красоты |
Обь, ГВФ пос, 20 |
Парикмахерские, Косметические салоны, Солярии, Фитнес-клубы |
19 |
Калита |
спортивный клуб |
Вертковская, 38 |
Фитнес-клубы, Тренажерные залы, Солярии |
20 |
Будь в форме |
фитнес-студия |
Дуси Ковальчук, 268/2 |
Фитнес-клубы |
21 |
Альфа Джим |
спортивно-оздоровительный клуб |
Академическая, 9/1 |
Тренажерные залы, Солярии, Фитнес-клубы |
Продолжение табл. 1
22 |
Алтис |
фитнес-клуб |
Комбинатская, 10 - 2 этаж |
Фитнес-клубы, Тренажерные залы, Солярии, Косметические салоны |
23 |
Акваклуб |
фитнес-клуб |
Богдана Хмельницкого, 25 |
Фитнес-клубы |
24 |
Академ-Ремикс |
спортивно-оздоровительнй комплекс |
Мусы Джалиля, 14/1 |
Бассейны, Фитнес-клубы, Тренажерные залы, Солярии, Косметические салоны |
25 |
Эффект |
медико-оздоровительный центр |
Охотская, 81 |
Медицинские центры, Диагностика заболеваний, Фитоцентры, Косметические салоны, Фитнес-клубы. Очищение организма, снижение веса. Индивидуальные програм |
26 |
Иммер |
фитнес-клуб |
пр-т Димитрова, 7 - 7 этаж |
Тренажерные залы, Фитнес-клубы, Солярии |
27 |
5 ЭЛЕМЕНТОВ |
центр досуга |
Гоголя, 42 |
Косметические салоны, Рестораны, Супермаркеты, Боулинг, Фитнес-клубы |
28 |
Центр Досуга Семьи |
центр досуга |
Пархоменко 1-й пер, 1 |
Бильярды, Кафе, Сауны, Солярии, Тренажерные залы |
Как видно из представленной таблицы, спортивные услуги в г. Новосибирске предоставляют как фитнес-клубы и спортивные клубы, так и салоны красоты, тренажерные залы, центры досуга. Большинство фитнес-клубов располагаются в центре города, однако много спортивных центров расположено в Заельцовском районе города, а также на жилмассивах: Затулинском, Горском, Западном. Много фитнес-клубов и спортивных центров в Академгородке.
Наиболее конкурентоспособными являются спортивные клубы и фитнес-клубы, расположенные в центре города. Спортивные заведения, расположенные в отдаленных от центра районах обсуживают в основном жителей близлежащих домов.
Все учреждения, предоставляющие спортивные услуги можно разделить на две группы:
1 группа - спортивные клубы с ограниченным ассортиментом спортивных услуг и отсутствием предложения дополнительных услуг (сауна, солярий, массаж, фитобар и т. д.). Эти организации в основном занимают небольшие помещения, расположенные в не привлекательных районах города и имеют очень низкий сервис и уровень обслуживания. А соответственно и низкие цены на предлагаемые услуги. Стоимость месячного абонемента не превышает 300 рублей (за 8 занятий в месяц). К таким клубам относятся тренажерные залы и залы расположенные при школах, спортивных комплексах принадлежащих крупным предприятиям города.
2 группа - спортивно-оздоровительные клубы, предлагающие широкий спектр как спортивных услуг так и дополнительных оздоровительных мероприятий и косметологических процедур. Высокий сервис и уровень обслуживания.
Основными конкурентами спортивного комплекса Студио-Фит можно назвать именно те заведения, предоставляющие спортивные услуги, которые располагаются в центре города: Ремикс, Сибстальспорт, Магистр, Иммер, 5 ЭЛЕМЕНТОВ.
Следующий этап исследования проведен на основе данных полученных двумя способами: методом прямого наблюдения за конкурентами и опросом экспертов, в качестве которых выступали администраторы, тренеры, владельцы спортивных клубов. В результате исследования и анализа получены данные о количестве и типах присутствующих на обследуемом рынке фирм-конкурентов, а также видах и стоимости, предлагаемых конкурентами услуг.
Приведем подробную характеристику конкурентов спортивного комплекса Студио-Фит (табл. 2 - 5).
Таблица 2
Характеристика фитнес-клуба Ремикс
Ассортимент услуг |
Клубная карта |
Стоимость услуг |
Скидки |
Виды абонементов |
Корпоративные абонементы |
Часы работы |
Оборудование |
Примечания |
CARDIODANCE - это различные виды и направления современной аэробики, в том числе и танцевальные, такие как Body Ballet, Latino, Jazz, Rock-N-Roll, Tango, Hip Hop и др. STEP KIBO CYCLE BODY SCULPTING FIT BALL SLIDE Fitness Yoga (Фитнес йога) Stretch Flexible Strength (гибкая сила) PILATES тренажерный зал |
Клубная карта №1 включает 2 зала фитнеса, сайклы, тренажерный зал, сауна, кардиотренажеры; Клубная карта №2: тренажерный зал, кардиотренажеры, сауна |
Стоимость клубной карты №1 - 3500; Стоимость клубной карты №2 - 3100; клубная карта на 6 месяцев 18600; Абонемент 8 посещений: – 3000; Абонемент на 4 посещения – 1600; Разовое посещение – 500 |
Существует специальная система скидок и бонусов. |
клубные карты: индивидуальные, семейные (для семейных пар), подростковые карты (для детей от 12 до 17 лет) и карты с ограниченным посещением (определенные дни и часы). Карта оформляется на 1 месяц, полгода или год. |
Для корпоративных клиентов если больше 10 человек 5-10%, чем больше человек ходят, тем больше скидки; если дальше продлять абонемент, то другие скидки, вся система скидок индивидуальна и обговаривается с каждым клиентом |
с 8 до 22 |
2 зала аэробики, сайклов, тренажерный зал с профессиональным спортивным оборудованием, фитнес-бар, сауна. |
|
Таблица 3
Характеристика фитнес-клуба Магистр
Ассортимент услуг |
Клубная карта |
Стоимость услуг |
Скидки |
Виды абонементов |
Корпоративные абонементы |
Часы работы |
Оборудование |
Примечания |
Фитнес-группа, аэробика-, Тренажерный зал, |
разовое посещение, абонемент |
Фитнес-группа, аэробика- разовое -100руб, абонемент – 650 руб, Тренажерный зал, разовое -70, абонемент – 500руб, зал работает с 18-30.Стоимость абонента не зависит от времени |
Студентам -100 руб скидка Для предоставления скидки корпоративным клиентам нужно индивидуально поговорить |
17-00 – 20-30, выходной-сб,вскр |
2 зала |
Массаж, психолог |
Таблица 4
Характеристика фитнес-клуба Сибстальспорт
Ассортимент услуг |
Клубная карта |
Стоимость услуг |
Скидки |
Виды абонементов |
Корпоративные абонементы |
Часы работы |
Оборудование |
Примечания |
тренажерный зал,аэробика,шейпинг,танец живота,пилатес,фитнес йога,step,strip dance,йога,fitness? Fit-ball |
Разовое занятия ,клубная карта |
разовые занятия тренажерный зал (7-22) 200 руб, аэробный зал (7-22) 200 руб Для владельцев клубных карт, тренажерный зал ( 7-17 льготный) 75 руб, (7-17) 100 руб, (17-22) 125 руб, Аэробный зал 125 руб |
При единовременном пополнении счета на 3000 руб.- скидка 5%, 5000--10%,7000-15%.10000-25% |
7 до 22.00 |
тренажерный зал,аэробный зал |
кедровая бочка,солярий, теннис |
Таблица 5
Характеристика фитнес-клуба Иммер
Ассортимент услуг |
Клубная карта |
Стоимость услуг |
Скидки |
Виды абонементов |
Корпоративные абонементы |
Часы работы |
Оборудование |
Примечания |
Тренажерный зал; фитнес-программы (степ-аэробика, танцевальные классы (Dance party, Dance Mix, Latin, Dance, Фанк-аэробика, Jazz, Modern, Body, Stripdance, Ballet), слайд-тренировки, кикбоксинг, шейпинг, шейпинг для беременных, силовые тренировки, Yoga, Pilates, восточные единоборства - У-шу, и др.), ORIENTAL - аэробное занятие, направленное на сочетание движений плеч, бедер, живота под восточную музыку; Бокс (мужской); школа брейк-денса, проведение межрегиональных соревнований по брейк-денсу. |
абонемент |
Подростки до 18 лет: Шейпинг, аэробика, тренажерный зал • 8 занятий в месяц - 900 руб. • разовое занятие -150 руб. У-ШУ (дети 6-11 лет) - 600 руб. «Утро вместе с нами» с 8 до 14 часов Разовое занятие- 250 руб. Тренажерный зал • 8 занятий - 1000 руб. • 12 занятий - 1400 руб. Аэробика, шейпинг • 8 занятий - 800 руб. с 8 до 22 часов Аэробика и тренажерный зал Разовое занятие - 250 руб. • 8 занятий в месяц - 1500 руб. • 12 занятий в месяц - 1900 руб. • 8 занятий за два месяца (продлённый) -1900 руб. Шейпинг • 8 занятий - 1000 руб. Верхний брейк • 8 занятий (16 часов) -1500 руб. Нижний брейк - 700 руб. |
скидки 20% по абонементу после одного года посещений |
«Без границ» • Любое количество занятий в месяц 2600 руб. «Вид на жительство» 8 занятий в месяц, 4 массажа, 100 мин. солярия 3000 руб. «Термоупаковка – стройная тусовка» 2200 руб. 8 занятий + 8 антицеллюлитных процедур Индивидуальные занятия в тренажерном зале: • 1 занятие 400 руб. • 8 занятий 2400 руб. • 12 занятий 3500 руб. |
Корпоративное членство в спортивном клубе IMMER - это: Использование всех видов услуг, предоставляемых клубом; День открытых дверей для всех сотрудников компании Возможность занятий в клубе для командированных сотрудников компании Специальные скидки для корпоративных клиентов Ежегодный отчет руководству о результатах занятий фитнессом Реклама компании в информационном листе клуба и в клубной газете Возможности официального спонсорства мероприятий, проводимых Клубом Система скидок для корпораций: От 5 человек – 10%; От 20 человек – 20%; От 50 и более человек – 30% Условия оплаты корпоративного членства Компания целиком оплачивает стоимость членства для своих сотрудников в фитнесс клубе. Компания оплачивает часть стоимости членства в Клубе, остальную часть оплачивает непосредственно сотрудник компании. Сотрудник целиком оплачивает стоимость членства в Клубе. |
с 8-00 до 22-00 в будние дни, в выходные с 10-00 до 18-00 |
два зала |
Дополнительные услуги: • SPA-процедуры • Индивидуальные тренировки • Солярий • Массаж А также: • Разовые полотенца • Разовые простыни для массажа • Спортивные и энергетические напитки. Абонемент солярий 100 минут - 750 руб. Абонемент «Мулатка – шоколадка» - 1200 руб. 100 мин. солярия + 2 SPA процедуры Абонемент «Два в одном» • 8 занятий + 8 сеансов массажа- 3000 руб. |
Таблица 6
Характеристика фитнес-клуба 5 Элементов
Ассортимент услуг |
Клубная карта |
Стоимость услуг |
Скидки |
Виды абонементов |
Корпоративные абонементы |
Часы работы |
Оборудование |
Примечания |
Gardiodance-(DANCE"ROoM",STRIP DANCE) , Bellydance-танец живота StepАэробика (Step beginners,Step-PRO) Boxing-Высокоактивные программы,сочетающие элементы каратэ, кикбоксинга и групповой аэробики(KIBO,Power Strike), BODYSCULPT -Силовые направления аэробики, направленные на развитие основных групп мыщц (A.B.L, M.T, INTERVAL TRAINING, UPPER BODI, A.B.S, TABS),CYCLE-Урок на тренажерах, имитирующих гоночный велосипед (45 мин):(Сycle beginners(30 мин.),Cycle-butt,Cycle-PRO(1 час) ,BOSU- CORE- SLIDE-Силовой класс направленный на развитие мыщц ног, с использованием слайд-доски. FITNESS YOGA(Фитнес йога), Хатха йога- . PILATES-класс направлен на поддержание мышечного тонуса. FLEX- PW-STRETCH-программа объединяет йогу,стретч и пилатес |
Клубная карта, разовое посещение |
Вид клубных картВид клубных карт Стоимость 1 Абсолют Фит 2300 2 Абсолют Фит День (время посещения до 18.00) 1300 3 Выходной Фит 800 4 Квартал День 3000 /1м 1000/ 5 Квартал Фит (3 месяца + стоп карта 10 дней) 5100 /1м 1700/ 6 Эконом Фит (Пол года + стоп карта 20 дней) 9000 /1м 1500/ 7 Фиксированный ( 8 занятий в месяц) 1000 8 Разовое посещение /день в клубе/ 400 9 Разовое посещение ( 1 час ) 250 10 Индивидуальная тренировка ( 8 занятий в месяц) 4000 11 Bellydance (1,5 час) ( 2 раза/нед) 1400 12 Bellydance (1,5 час) ( 1 раз/нед) 850 13 DАNCE «ROoM» 1600 14 STRIP DАNCE 1600 15 ФЛАМЕНКО 1600 16 ПОДАРОЧНЫЙ СЕРТИФИКАТ 500 17 ПОДАРОЧНЫЙ СЕРТИФИКАТ 1000 18 ПОДАРОЧНЫЙ СЕРТИФИКАТ 1500 |
Вам предоставляется уникальная возможность приобрести клубную карту: на 3 месяца за 4 500 руб (квартал фит) на 6 месяцев за 7 200 руб (эконом фит) Вы также можете блокировать свою клубную карту на время отсутствия (отпуска) на срок от 10 до 20 дней Скидки для корпаративных клиентов решает директор тел(214-30-89) |
ЗАЛ АЭРОБИКИ ЗАЛ ВЕЛОТРЕНАЖЕРОВ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ Виды абонемента в солярий Стоимость /руб/ 1 1 минута 15 2 Клубная карта (100 мин) на месяц 1300 Виды абонемента в соляную пещеру Стоимость /руб/ 1 Разовое посещение (25 мин) 50 2 Абонемент /20 сеансов/ на месяц 900 3 Кедровая Бочка 15мин. 200 4 Кедровая Бочка абонемент 1000 Аренда кабинки 300р 1 месяц Восстановление карты 50руб. |
Таблица 7
Характеристика спортивного комплекса Студио-Фит
Ассортимент услуг |
Клубная карта |
Стоимость услуг |
Скидки |
Виды абонементов |
Часы работы |
Оборудование |
Примечания |
§ СТЕП-аэробика, FIT BALL, SLIDE; § классическая аэробика; § танцевальные классы различных стилей и направлений (FUNKY, OLE SAMBA, BELLY DANCE, CLASSIC DANCE, DANCE PARTY Flamenco River> Strip>Latino>Alex Project ); § силовые классы с использованием специального оборудования; § классы с использованием аэробной и силовой нагрузки; § аэробика с элементами каратэ, бокса и кикбоксинга; § классы «стабильная сила». § FIT BALL. Вид оздоровительной аэробики, позволяющий приобрести хорошую форму. § BABY (от 3 до 7 лет). Детский фитнес развивает не только координацию, гибкость, силовые качества, но и чувство ритма, артистичность. § йога § ЭЛЕГАНТ "Е". § TAI-CHI (ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ). § PRENATAL. § Сайкл § Бокс § Восточные единоборства |
клубная карта, абонемент |
Стоимость клубной карты – 1500-2900 Разовое посещение – 400 руб.; разовое посещение для члена клуба – 200 руб.; Посещение всех залов клуба: свободное членство – абонемент на месяц – 3900, семейный абонемент – 3510, абонемент на месяц при покупке клубной карты – 2990; утреннее/дневное членство (до 17 часов) - абонемент на месяц – 3600, семейный абонемент – 3240, абонемент на месяц при покупке клубной карты –2750; Посещение только зала силового и кардиооборудования либо посещение только зала групповых занятий (фитнес-программы): свободное членство – абонемент на месяц – 3600, семейный абонемент – 3240, абонемент на месяц при покупке клубной карты – 2750; утреннее/дневное членство (до 17 часов) - абонемент на месяц – 2900, семейный абонемент – 2610, абонемент на месяц при покупке клубной карты –2000; Детская карта (от 3 до 11 лет), посещение детского фитнеса: свободное членство (по расписанию) абонемент на месяц – 900; Юниорская карта (от 11 до 16 лет), посещение всех залов клуба: свободное членство абонемент на месяц – 900; абонемент на месяц при покупке клубной карты – 2000 |
Скидка на абонемент на 6 месяцев - 15%; скидка на абонемент на 12 месяцев - 30%.Для корпаративных клиентов скидка 15%,но решает директор |
Стоп-карта от 1 недели до 6 месяцев |
с 7:00 до 22:30 |
Зал для групповых занятий; малый зал; японский зал; зал сайклов; зал силовых и кардиотренажеров, зал бокса |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ • персональный тренинг • массаж • фитнес-бар • солярий; • аренда залов групповых занятий; • разработка и составление индивидуальной программы тренировок; • аренда персонального шкафчика. |
Как видно из табл. 2-7, наибольшим спектром услуг характеризуются Ремикс, Студио-Фит, 5 Элементов, Иммер.
Наиболее сильным игроком рынка является клуб «Иммер». Одной из привлекательных сторон его работы является ассортимент предлагаемых услуг: это более 10 видов аэробики, индивидуальные занятия на тренажерах, йога, индивидуальные занятия с тренером. Немаловажное значение для привлечения клиентов имеет современный, стильный интерьер, высокая оснащенность современным спортивным оборудование и инвентарем. Наиболее значимым преимуществом перед конкурентами является высококвалифицированный тренерский состав, а это один из наиболее важных показателей (так как удовлетворенность клиента качеством обслуживания напрямую зависит от персонала фирмы). Единственный недостаток для посетителей со средним уровнем дохода - это высокие цены на услуги, несмотря на то, что они обеспечены высоким уровнем сервиса.
Клубы «Сибстальспорт» и «Магистр» имеют много слабых сторон, одними из которых являются, узкий спектр предлагаемых программ и отсутствие специально подготовленного тренерского состава. Низкая оснащенность фирм современным оборудованием компенсируется невысокими ценами на услуги, что позволяет привлечь фирмам свою целевую аудиторию население с низким уровнем дохода.
Конкурентным преимуществом клубов Иммер и Ремикс является наличие корпоративных абонементов. Данное направление отсутствует в ассортименте услуг Студио-Фит, хотя является очень важным: в последние годы спрос на корпоративное обслуживание сильно возрос. Руководители и сотрудники компаний осознали, что они могут повысить эффективность работы, уделяя внимание своему физическому здоровью.
Представленные в табл. 2-7 спортивные заведения занимают значительную долю рынка – 42 %. Из них Студио-Фит принадлежит доля рынка около 5 % (рис. 1).
Рисунок 1. Структура рынка спортивных услуг г. Новосибирска
Можно провести сегментацию рынка спортивных услуг г. Новосибирска по ценовым сегментам и по районам. Так, рынок можно разделить на следующие группы:
Изучение потребителей и оценка спроса на рынке спортивно-оздоровительных услуг г. Новосибирска потребовало решения следующих задач:
a) определение профиля потенциальных потребителей различных видов услуг в разрезе следующих характеристик: место жительства, род занятий, возраст и пол, среднемесячный доход, количество членов семьи, сумма расходов на досуг;
b) оценка готовности потребителей оплачивать различные виды услуг;
c) выявление мотивов и причин, побуждающих потребителей посещать спортивно-оздоровительные клубы;
d) определение основных критериев выбора потребителями спортивно-оздоровительных услуг;
e) изучение наиболее удобных для потребителей дней и часов посещения нового клуба;
f) определение частоты посещения потребителями нового клуба в разрезе выделенных видов услуг;
g) оценка емкости рынка каждого из выделенных видов услуг (в денежном и натуральном выражении);
h) выявление структуры спроса потребителей на выделенные виды услуг.
Изучение потребителей опиралось на результаты полевого маркетингового исследования, основные характеристики которого приведены ниже. Исследование проводилось методом анкетирования. Анкета представлена в Приложении.
Генеральная совокупность представляет собой население города старше 18 лет и по данным Новосибирского межрайонного отдела государственной статистики составляет на 01.01.2006 г. 93 392 человека. Метод и место сбора данных: поквартирный анкетный опрос жителей г. Новосибирска.
Предмет исследования: предпочтения потребителей относительно видов спортивно-оздоровительных услуг.
Сроки: 2 недели с 3 марта по 17 марта 2006 года.
Количество респондентов (размер выборки): 200 человек.
Ограничение при использовании результатов исследования:
1. Исследование проводилось в г. Новосибирске, и его результаты не могут быть распространены на другие регионы.
2. Емкость рынка и другие расчеты для генеральной совокупности выполнялись для населения в возрасте старше 18 лет.
Представительность (репрезентативность) выборки и точность замеров. Размер выборки определен статистическим путем на основании требований к точности и надежности замеров. Использовались следующие исходные данные:
n = 200 общее количество опрошенных человек (размер выборки);
p = (q) = 20% - вероятность наступления / не наступления исследуемого события (равная вероятность выбора альтернатив);
∆ - ошибка измерений.
Размер выборки в 200 человек при уровне надежности в 95% формирует следующую ошибку результатов опроса (в сравнении со сплошным опросом всех лиц из данной целевой группы):
Это означает, что реально сделанная выборка допускает ошибку в ±3%, и при этом уровень надежности составляет 95%.
Для обеспечения репрезентативности выборки были установлены квоты по половозрастным признакам так, что выбранная группа респондентов (200 человек) явилась достаточно точной моделью всей совокупности жителей города старше 18 лет (93 392 человека).
Таким образом, информация, полученная по выборке, описывает предпочтения всего населения города с ошибкой не более ±3% при доверительном уровне в 95%.
Профили потенциальных потребителей. Для оценки не только общего мнения всех потребителей, но и отдельных групп, учет велся в разрезе следующих параметров: пол; возраст; количество членов семьи; среднемесячный доход семьи; район проживания; род занятий; размер среднемесячных расходов на обеспечение досуга.
Данные о респондентах заносились в табл. 8 (приложение).
В итоге, систематизировав полученные данные, определен общий профиль участника исследования (см. таблицу 9 и рис. 2).
Таблица 8
Общий профиль респондентов
Мужчины 39 % |
Женщины 61 % |
Средний возраст 36 лет |
|
Среднемесячный доход на одного члена семьи 4700 руб |
|
Среднее количество членов семьи – 3 человека |
|
Среднемесячные расходы на досуг (личные) – 1785 руб. |
Рисунок 2. Характеристика респондентов
Оценка количества потенциальных клиентов на основе готовности потребителей использовать услуги современного спортивно-оздоровительного клуба проведена с целью определения потенциального количества клиентов.
Результаты исследования показали (рис. 3):
• 6% уже занимаются в других спортивных и фитнес клубах,
• 30% респондентов готовы в настоящий момент начать посещать спортивный центр. Респонденты, попавшие в данную группу, в дальнейшем рассматриваются как потенциальные клиенты,
• 25% респондентов собираются посещать спортивные центры, но при определенных условиях. Респонденты, попавшие в данную группу, в дальнейшем рассматриваются как потенциальные клиенты в перспективе,
• 39% отказываются от занятий спорта вообще.
Рисунок 2. Результаты ответа на вопрос о посещении спортивных клубов
Выявление причин, в результате которых потребители не желают посещать спортивно-оздоровительные клубы, дает возможность устранить недостатки в работе фирм по привлечению новых клиентов, а так же удержать уже имеющихся посетителей клуба. Среди наиболее частых причин респонденты называли (рис. 3):
• отсутствие свободного времени -50%,
• отсутствие потребности в данных услугах - 40%,
• низкий уровень сервиса в клубе - 25%,
• неудобное расположение клуба - 20%.
Рисунок 3. Причины непосещения потребителями спортивных клубов
Как видно из рис. 3, основная причина непосещения спортивных клубов потребителями – отсутствие свободного времени. Второй по важности причиной является отсутствие потребности в спортивных услугах. Неудобное расположение клуба и низкий уровень сервиса отталкивают вместе 45 % потенциальных потребителей спортивных услуг.
Изучение потребительских предпочтений при выборе клуба позволило выявить следующие факты (рис. 4):
• наибольшее влияние на выбор будущих клиентов оказывает цена услуги. 80% опрощенных указали этот параметр в качестве основного.
• вторым по степени важности является ассортимент предлагаемых клубом услуг. Данный параметр отметили 60% опрошенных.
• третьим наиболее значимым показателем для клиентов является место расположения клуба. Данный параметр отметили 50% респондентов.
Рисунок 4. Распределение потребительских предпочтений по важности
Для получения оценки готовности потребителей оплачивать различные виды услуг респондентам предлагалось выбрать наиболее приемлемую стоимость месячной клубной карты. Результаты оценки показали, что оптимальная стоимость карты на 8 посещений в неделю по-разному воспринимается различными сегментами рынка
• для 20% населения не должна подниматься выше 400 руб.,
• для 58% - может колебаться от 400 до 500 рублей,
• для 30% - от 500 до 700 рублей,
• для 7% опрошенных оптимальная стоимость составила более 700 рублей или вообще не имела значения.
Рисунок 5. Наиболее приемлемая цена услуг
Предпочтения потребителей относительно ассортимента услуг клуба дают возможность определить вероятность востребованности различных видов услуг. Наибольшей популярностью у потребителей из категории «спортивных услуг» пользуются фитнесс услуги (60%) и услуги тренажерного зала (54%). Из категории «оздоровительных услуг» - услуги массажного кабинета (табл. 9 и рис. 6).
Таблица 9
Предпочтения респондентов по конкретным видам услуг
Виды услуг |
% опрошенных |
Фитнес-центр |
60 |
Тренажерный зал |
54 |
Плавательный бассейн |
48 |
Детские программы, секции |
48 |
Секции для взрослых |
45 |
Спортивные мероприятия, соревнования, праздники |
44 |
Массажный кабинет |
42 |
Салонные услуги (косметология, парикмахерская, маникюр, педикюр) |
40 |
Сауна, баня |
34 |
Открытая спортивная площадка |
31 |
Спорттовары |
30 |
Солярий |
21 |
Рисунок 6. Предпочтения респондентов по конкретным видам услуг
Наиболее удобными формами и режимом занятий оказались занятия 2-3 раза в неделю предпочтительно в вечернее время. Так же пользуются популярностью, особенно у молодежи, занятия во второй половине дня по льготным ценам.
Расчет объема спроса на спортивно-оздоровительные услуги г. Новосибирска проведен с учетом структуры клиентов по ценовым категориям и сложившегося минимального и максимального уровня стоимости месячной клубной карты на рынке г. Новосибирска. Объем спроса на выделенном рыночном сегменте находится в интервале от 12 075 200 руб. до 16 249 700 руб., среднее значение составляет 14 162 450 руб.
Исходные данные и результаты расчета представлены в таблице 10.
Таблица 10
Оценка и объем ежемесячного спроса
Оптимальная стоимость клубной карты |
Количество клиентов |
Объем спроса, руб. |
|
% |
Чел. |
||
До 400 руб. |
20 |
5603 |
2241200 |
От 400 до 500 рублей |
58 |
16250 |
6 500 000-8 125 000 |
От 500 до 700 рублей |
30 |
8405 |
4 202 500 – 5 883 500 |
Свыше 700 рублей |
7 |
1961 |
1 372 700 |
Всего |
100 |
28017 |
12 075 200 – 16 249 700 |
Расчет объема спроса на услуге в районе расположения спорткомплекса Студио-Фит представлен в таблице 11.
Таблица 11
Оценка объема спроса (ежемесячного) в районе спорткомплекса Студио-Фит
Приемлемая стоимость клубной карты |
Количество клиентов в % |
Количество клиентов |
Объем спроса, рублей |
До 400 рублей |
20 |
1114 |
445 600 |
От 400 до 500 рублей |
43 |
2394 |
657 600 – 1 197 000 |
От 500 до 700 рублей |
30 |
1670 |
835 000 – 1 169 000 |
Свыше 700 рублей |
7 |
390 |
273 000 |
Всего |
100 |
5568 |
2 065 600 – 2 811 600 |
Уровень ежемесячного спроса колеблется в интервале от 2 065 600 руб. до 2 811 600 руб., при среднем значении 2 438 600 руб.
Емкость рынка спортивно-оздоровительных услуг г. Новосибирска определена согласно формуле: ежемесячный объем спроса города * 12 месяцев = 14 162 450*12 = 169 949 400 руб.
По результатам анкетного опроса потребителей можно провести расчет показателей конкурентоспособности (табл. 12) по формуле:
К = ∑ αi Аi.
где К - конкурентоспособность
αi – вес показателя
Аi – оценка показателя
Таблица 12
Показатели конкурентоспособности
Оценка (по 5-балльной шкале) |
|||||||||
№ |
Критерии, наиболее важные при выборе места занятия спортом |
Количество человек |
Вес |
Ремикс |
Магистр |
Студио Фит |
5 ЭЛЕМЕНТОВ |
ИММЕР |
Сибстальспорт |
1 |
Стоимость услуг |
160 |
0,118 |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
Предоставление скидок |
130 |
0,0909 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Наличие в клубе выбранных видов спорта |
200 |
0,1398 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
Сервис (размер спорткомплекса, кондиционирование, наличие раздевалок, душа) |
180 |
0,1258 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
Квалификация персонала |
100 |
0,0699 |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
3 |
6 |
Месторасположения клуба |
180 |
0,1258 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
7 |
Время работы клуба |
200 |
0,1398 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
8 |
Возможность выбора между индивидуальными и групповыми занятиями |
60 |
0,0419 |
5 |
2 |
4 |
3 |
5 |
2 |
9 |
Наличие бассейна, сауны |
150 |
0,1049 |
5 |
2 |
5 |
2 |
5 |
2 |
10 |
Предоставление дополнительных услуг (маникюр, педикюр, парикмахерская, солярий, косметический кабинет) |
70 |
0,0489 |
4 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
∑ = 1430 |
∑ =1 |
∑ = |
∑ = |
∑ = |
∑ = |
∑ = |
∑ = |
2.1.2. Внутренняя среда
На данном этапе исследования необходимо провести анализ внутренней среды спортивного комплекса Студио-Фит.
Сначала рассмотрим динамику объемов продаж спортивных услуг спортивного комплекса Студио-Фит.
Данные о динамике объемов продаж спортивных услуг представлены в табл. 13.
Таблица 13
Динамика объемов деятельности спортивного комплекса Студио-Фит
Год |
Объем реализации, тыс. руб. |
Темп роста, в % к предыдущему году |
Темп роста, в % к 2004 г. |
2001 |
11572,5 |
- |
100,00 |
2002 |
38422,5 |
332,02 |
332,02 |
2003 |
73162,5 |
190,42 |
632,21 |
2004 |
118800 |
162,38 |
1026,57 |
Видим, что спортивный комплекс Студио-Фит интенсивно наращивает объемы продаж. Однако темп роста несколько замедлился.
Теперь рассмотрим динамику объемов продаж спортивного комплекса Студио-Фит за 2003-2004 гг. в сопоставимых ценах (табл.14).
Таблица 14
Изменение объемов продаж спортивного комплекса Студио-Фит за 2003-2004 гг.
Объем реализации товаров в действующих ценах, тыс. руб. |
Объем реализации товаров в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
Темп прироста, % |
||||
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
73162,5 |
118800 |
81942 |
118800 |
159,15 |
144,98 |
53,84 |
91,09 |
Как можно видеть из таблицы 14, темп роста объема продаж увеличился. Если в 2003 году он темп прироста составлял 53,84% по отношению к 2002 году, то в 2004 году темп прироста в сопоставимых ценах составил уже 91,09%. Хотя самый высокий темп прироста наблюдался в 2002 году по отношению к 2004 году.
Проанализируем абсолютные приросты объемов деятельности (таблица 15).
Таблица 15
Абсолютные приросты объемов деятельности за счет изменения цен и количества проданной продукции (тыс. руб.)
Объем реализации 2003 г. |
Объем реализации 2004 г. |
Объем реализации 2003 г. в сопост. ценах с 2004 г. (гр.1*1,12) |
Прирост объема реализации (гр.2-гр.1) |
Прирост объема реализации за счет изменения цен (гр.3-гр.1) |
Прирост объема реализации за счет изменения количества проданных товаров (гр.2-гр.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
73162,5 |
118800 |
81942 |
45637,5 |
8779,5 |
36858 |
Таким образом, видим, что за счет роста цены на продукцию объем продаж в стоимостном выражении увеличился на 8779,5 тыс. рублей, а за счет увеличения объемов деятельности - на 36858 тыс. рублей.
Проанализируем поквартальное распределение объема реализации (сезонность продаж).
Таблица 16
Поквартальное распределение объема реализации
Год / % |
Квартал |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
2003 год |
1353506 |
1507148 |
1916858 |
2538739 |
% от общего объема за год |
18,5 |
20,6 |
26,2 |
34,7 |
2004 год |
2708640 |
2922480 |
3243240 |
3005640 |
% от общего объема за год |
22,8 |
24,6 |
27,3 |
25,3 |
Как можно видеть из таблицы 16, спрос на спортивные услуги и, соответственно, их реализация в зимние месяцы несколько выше объема продаж в летние месяцы. Это характеризует сезонность на рынке спортивных услуг.
Анализ внутренней среды Студио-Фит с помощью SNW-анализа представлен в табл. 17.
Таблица 17
SNW-анализ внутренней среды Студио-Фит
№ п/п |
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка |
||
сильная |
нейтральная |
слабая |
||
1 |
Стратегия организации |
Ö |
||
2 |
Организационная структура |
Ö |
||
3 |
Общее финансовое положение |
Ö |
||
4 |
Конкурентоспособность продукции |
Ö |
||
5 |
Структура затрат |
Ö |
||
6 |
Эффективность системы реализации продукта |
Ö |
||
7 |
Использование информационных технологий |
Ö |
||
8 |
Уровень образовательных технологий |
Ö |
||
8.1 |
Качество материальной базы |
Ö |
||
8.2 |
Профессионализм ключевых специалистов |
Ö |
||
9 |
Уровень маркетинга |
Ö |
||
10 |
Уровень менеджмента |
Ö |
||
11 |
Известность товарного знака, политика брэндирования |
Ö |
||
12 |
Корпоративная культура |
Ö |
Организационную культуру спортивного комплекса Студио-Фит нельзя назвать сильной. Спортивный комплекс испытывает потребность в квалифицированных кадрах, инструкторах, тренерах.
Общее финансовое положение спортивного комплекса Студио-Фит в настоящее время можно назвать достаточно стабильным. Это происходит из-за влияния конкурентоспособности оказываемых спортивных услуг.
Внутренняя система финансового планирования спортивного комплекса Студио-Фит также эффективна. Структура затрат рассчитывается адекватно и обоснованно.
Недостаточное использование маркетинговых технологий для продвижения продукта на рынке спортивных услуг делают недостаточно эффективной систему реализации продукции.
Основными проблемами спортивного комплекса Студио-Фит являются:
· Стратегия маркетинга;
· Слаборазвитая корпоративная культура;
Профессионализм ключевых специалистов, уровень эффективности управления спортивным комплексом недостаточно высоки. Необходимо использовать весь потенциал спортивного комплекса для удержания конкурентных позиций на рынке спортивных услуг г. Новосибирска, где далеко не последнюю роль играет маркетинговая концепция развития предприятия. Внедрение эффективной маркетинговой стратегии позволит в конечном итоге укрепить положение в рассматриваемой отрасли.
Для анализа совершенствования ассортиментного портфеля фирмы потребностям клиентов был составлен профиль клиентов спортивного комплекса Студио-Фит (табл. 18).
Таблица 18
Профиль клиентов спортивного комплекса Студио-Фит
Характеристика клиентов |
Значение характеристики |
|
Пол |
Мужчины 29% |
Женщины 71 % |
Средний возраст |
32 |
|
Среднемесячный доход на одного члена семьи |
5400 |
|
Среднее количество членов семьи |
3 человека |
|
Среднемесячные расходы на досуг |
2010 руб. |
Как видно из табл. 18, основными потребителями спортивного комплекса Студио-Фит являются женщины. Следовательно, при формировании ассортиментной политики спортивного комплекса необходимо учитывать данный аспект.
С целью разработки мероприятий, которые составят основу стратегии развития фирмы на рынке, проведен SWOT-анализ. Определены возможности и угрозы рынка спортивно- оздоровительных услуг, а также сильные и слабые стороны спортивного комплекса Студио-Фит по - сравнению со стратегическими конкурентами.
Таблица 19
Матрица SWOT-анализа
Возможности 1. Рост спроса на услуги 2. Рост благосостояния населения 3. Открытость рынков 4. Современное оборудование 5. Наличие инвестиционной поддержки |
Угрозы 1. Неустойчивость финансовых рынков 2. Вероятность снижения уровня доходов населения (реформы ЖКХ, сокращение рабочих мест на крупных предприятиях города) |
|
Сильные стороны 1. Выигрыш в цене при обеспечении качества услуг. 2. Широкий ассортимент услуг. 3. Возможность расширения 4. Использование дифференцированной системы оплаты услуг. |
СИВ Стратегия. использование сильных сторон организации, чтобы получить отдачу от возможностей, которые поя- вились во внешней среде. . Поэтапное в течении года завоевание рынка благодаря доступной цене и высокому качеству предоставляемых услуг Расширение фирмы путем создания филиалов, за счет привлечения инвестиций. Привлечение широкой аудитории за счет большого ассортимента услуг и современного оборудования. |
СИУ Стратегия . использование сильных сторон организации для устранения угроз. Сохранение клиентов, за счет использования дифференцированной системы оплаты услуг. Быстрое внедрение в течении 6 месяцев на рынок спортивно-оздоровительных услуг. г. Новосибирска. |
Слабые стороны Недостаточная известность. Ограниченность в денежных ресурсах Недостаток квалифицированных кадров. |
СЛВ Стратегия . за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся слабости. Обеспечение известности за счет агрессивной рекламной компании. Формирование благоприятного имиджа за счет участия в социально-ориентированных программах. Формирование профессиональной команды персонала за счет обучения и участия во Всероссийских и Международных конвенциях. |
СЛУ Стратегия, которая помогла бы избавиться от слабых сторон и предотвратить угрозы. Создание системы информационного обеспечения маркетинговой деятельности a) система мониторинга за факторами микросреды; b) система мониторинга за факторами микросреды; c) система управления клиентскими отношениями. |
По результатам SWOT-анализа (см. табл. 19) можно сделать сделать вывод о том, что спортивный комплекс Студио-Фит имеет много сильных сторон и обладает возможностями для успешного развития на рынке спортивно-оздоровительных услуг г. Новосибирска, а так же дальнейшего своего развития и расширения. При этом имеется возможность преодолеть слабые стороны и предотвратить вероятные угрозы, благодаря:
• стремительному (в течение полугодия) выходу фирмы на рынок спортивно-оздоровительных услуг,
• привлечению широкой клиентской аудитории за счет большого ассортимента услуг,
• обеспечению известности за счет проведения агрессивной рекламной компании, участия в социальных программах города,
• формированию профессиональной тренерской команды, за счет привлечения специалистов и проведения обучающих семинаров.
2.2. Позиционирование компании на основе результатов исследования
Рассмотрим ассортиментный портфель спортивного комплекса Студио-Фит.
В ассортиментный портфель спортивного комплекса Студио-Фит входят:
Более 15 фитнес программ: аэробика, гидро-аэробика, стретчинг, пилатес, степ-аэробика, слайд-аэробика, Russian Folk; Forza; кор-аэробика, сайкл, треккинг, тайчи, кигбоксинг, йога, хатха йога, йога Айенгара, латинос, танцевальная аэробика и другие виды программ.
• Занятия в тренажерном зале: силовые тренировки на силовых станциях и работа на кардио тренажерах (беговая дорожка, степпер, вело-тренажер, элептический тренажер).
• Плавание.
• Занятие в секциях: бокс, теннис, коньки (ролики), борьба, боевые искусства.
• Детские спортивно-оздоровительные программы, такие как фитнес-методика Kids Fit.
Дополнительный пакет услуг:
• сауна;
• солярий;
• более 15 видов массажа;
• фито-бочки;
• инфро-красная кабина;
• SPA-процедуры;
• услуги салона красоты.
Режим работы с 7.00 и до последнего клиента.
Цена стандартного месячного абонемента на 8 часовых посещений установлена на уровне 450 рублей. Цена зависит от времени посещения, набора услуг и ряда других показателей, но в любом случае должна быть несколько ниже, чем у основного конкурента. Необходимо учитывать и сезонность спроса, т.е. реагировать снижением цен на услуги в летний период, когда число желающих посещать клуб резко снизится.
Целесообразно предлагать клиентам на выбор несколько клиентских карт, вид которых зависит от следующих показателей:
· периода действия: 1 - 3 месячные, полугодовые и годовые карты.
· времени посещения: утренние, дневные и не зависящие от времени.
· набора и характера услуг: VIP карточка (самый дорогой вид карты, включает в себя неограниченное пользование залами и посещение любых видов тренировок, а также индивидуальные занятия с тренером 3 раза в неделю).
· стоимость карты от 2500 до 3500 рублей в месяц; льготная (студенческая, детская, пенсионная включает занятия 2 раза в неделю)- стоимость 350-400 рублей; основная -450-500 рублей, а так же групповые карты: семейные, корпоративные (10% скидки от стоимости карты).
Исходя из вида карты определяется ее цена, которая будет колебаться от 350 до 3500 рублей в месяц. Дополнительные услуги в стоимость карты не входят и оплачиваются отдельно, но клиенты клуба будут иметь на них определенные скидки.
Продвижение. У услуг нет формы, запаха, цвета и упаковки, т.е. они неосязаемы. Поэтому клиенты, стремясь снизить риски, анализируют внешние признаки услуг. Для преодоления неосязаемости (учитывая полученные результаты маркетингового исследования) можно предложить следующее методы продвижения спортивно-оздоровительных услуг.
• Массированная рекламная кампания (в течение 2-3-х месяцев), рассчитанная на широкие массы для привлечения клиентов и раскрутки торговой марки.
• Рекламные кампании необходимо проводить посредством местного телевидения (создание рекламных роликов и участие в съемках таких программ, как «Женский клуб» и др. рассказывающих о спортивно- оздоровительных организациях города) и радио, а так же рекламы в газетах и на уличных рекламных щитах. В рекламе необходимо сделать акцент на разнообразие предоставляемых услуг при наличии высокого качества и демократичных цен.
При разработке рекламной политики Студио-фит рекомендуется упомянуть «индивидуальный подход к каждому клиенту»; рекомендуется создание рекламных календарей, визиток и раздача их в местах скопления людей (магазины, аптеки, и т. д.).
Приложение
Таблица 8
Информация о респондентах
№ п/п |
Информация о потребителях |
Группы потребителей по возрастам (годам) |
|||||||
1-6 |
7-16 |
17-18 |
19-25 |
26-35 |
36-50 |
51-65 |
От 66 |
||
1 |
Пол |
||||||||
2 |
Семейное положение |
||||||||
3 |
Доход |
||||||||
4 |
Образование |
||||||||
5 |
Место покупок |
||||||||
6 |
Др. информация |
Анкета по посещению спортзалов и фитнес-клубов
Правило заполнения: обводите цифру, соответствующую выбранному варианту ответа
1. Занимаетесь ли Вы каким-либо видом спорта?
да
2. нет ----------задаем вопрос 3г, 3д, 7, личные данные (9-16)
2. Посещаете ли Вы какие-либо фитнес-клубы, спортивно-оздоровительные центры, спортивные клубы, бассейны?
Да
Нет
3. Укажите, пожалуйста, те виды спорта, которыми Вы занимаетесь, а также виды спорта, по которым хотели бы заниматься, но не занимаетесь сейчас:
3в) Как часто Вы посещаете спортзал/фитнес-клуб?
Каждый день
Несколько раз в неделю (укажите сколько)
Несколько раз в месяц (укажите сколько)
1 раз в месяц
Реже 1 раза в месяц
Вид спорта |
3а) Сейчас занимаетесь |
3б) место занятий |
3в) частота посещения |
3г) Хотели бы заниматься |
3д) Почему не занимаетесь |
1. Аквааэробика |
|||||
2. Аэробика |
|||||
3. Йога |
|||||
4. Силовые занятия для тренировки мышц |
|||||
5. Танцы |
|||||
6. Шейпинг |
|||||
7. Занятия в тренажерном зале |
|||||
8. Core (занятие с использованием специальной платформы с нестабильной поверхностью) |
|||||
9. Cycle (стационарные велосипеды) |
|||||
10. Fit Ball |
|||||
11. Flex |
|||||
12. Pilatеs |
|||||
13. Slide |
|||||
14. Step-аэробика |
|||||
15. Бассейн |
|||||
16. Баскетбол |
|||||
17. Волейбол |
|||||
18. Восточные единоборства (указать какой именно вид единоборств)__________________ |
|||||
19. Горные лыжи, сноуборд |
|||||
20. Лыжи |
|||||
21. Теннис |
|||||
22. Туризм |
|||||
23. Футбол |
|||||
24. Хоккей |
|||||
25. Другое (укажите, что именно)……………… |
Считаете ли Вы, что данная частота посещений спортзала для Вас достаточна?
Да
Нет, хотелось бы посещать чаще.
В какие часы в течение дня Вам удобно посещать спортивные клубы?
Утром (укажите часы посещения) ____________________
Днем (укажите часы посещения) _____________________
Вечером (укажите часы посещения) __________________
Какую сумму Вы тратите на посещение спортзала/фитнес-клуба в месяц (на одного члена семьи)? Менее 500 руб. 501 - 1000 руб. 1001-1500 руб. 1501-2 000 руб. 2001-2 500 руб. Свыше 2 500 руб. |
Какую максимальную сумму Вы готовы потратить на посещение спортзала/фитнес-клуба (на одного члена семьи)? Менее 500 руб. 501 - 1000 руб. 1001-1500 руб. 1501-2 000 руб. 2001-2 500 руб. Свыше 2 500 руб. |
Какой из вариантов занятий спортом наиболее удобен для Вас?
Фиксированное посещение (в определенные часы по расписанию).
Свободное посещение (когда оплачен абонемент и можно приходить в любое время).
Разовое посещение.
Укажите, пожалуйста, Ваши личные данные.
Укажите, пожалуйста, район Вашего проживания…………………………………..
Ваш пол: Мужской 2. Женский |
Укажите, пожалуйста, Ваш возраст: ………… |
Ваше семейное положение: Замужем/ женат Не замужем/ холост |
Количество членов Вашей семьи: _________ человек |
Ваш род деятельности:
Владелец собственного бизнеса
Менеджер высшего звена
Руководитель среднего звена
Квалифицированный специалист
Технический/обслуживающий персонал
Рабочий
Студент
Безработный (-ая)/ домохозяйка
Пенсионер
Другое (укажите, что именно) ………………………………………………
Скажите, пожалуйста, каков приблизительно доход на одного члена Вашей семьи?
Менее 2 000 рублей
2 001 - 5 000 рублей
5 001 - 8 000 рублей
8 001 - 10 000 рублей
10 001 - 15 000 рублей
Свыше 15 000 рублей
Укажите Ваше Имя отчество и контактный телефон_______________________________________________
Спасибо за участие!!!
Анкета для корпоративных клиентов
1. Информация о предприятии
Название предприятия: ……………………………………………………………
Полный адрес:…………………………………………………………… …….……..
Телефоны:…………………………………………………………………………………
2. Кто занимается организацией корпоративных мероприятий: спортивных, культурно-массовых и т.д.?
Контактное лицо:
ФИО ………………………………………………………………….……..………………….…………
Должность ………….……………………………..……………….……..………………….…………………
Телефоны: ……………………..….………………………………………………….…………………………
3. Какие корпоративные увлечения есть в Вашей компании?
1. Выезд на природу, пикники-----------------------------------------------| переход
2. Создание собственных музыкальных групп---------------------------| к вопросу №18
3. Занятия спортом (каким именно)------переход к вопросам 4-17
Аква-аэробика
Аэробика
Альпинизм
Баскетбол
бассейн
Бильярд
Бодибилдинг
Боулинг
Волейбол
Восточные единоборства
Гольф
Горные лыжи, сноуборд
Городки
Зимний полиатлон
Конный спорт
Легкая атлетика
Летний полиатлон
Лыжи
Мотоспорт
Теннис
Парусный спорт
Пейнтбол
Плавание
Пулевая стрельба
Сплавы
Спортивные бальные танцы
тренажерный зал
Туризм
Фитнес
Футбол
Хоккей
шейпинг
другое_______
2. Выпуск корпоративного издания-----------------------------------------| переход
5. Посещение театров/галерей-----------------------------------------------| к вопросу №18
6. Посещение бани/сауны-----------------------------------------------------|
7. Конкурсы красоты-----------------------------------------------------------|
8. Другое____________________
Вопросы для тех, кто занимается корпоративным видом спорта
4. Кто в компании решает, каким видом спорта будут заниматься сотрудники?
Руководство
Сложившиеся традиции
Сами сотрудники
Другое__________________
5. Какой вид спорта, по Вашему мнению, больше всего подходит на роль корпоративного вида спорта для сотрудников крупных компаний, в частности Вашей компании?________________________________________________
6. Где Ваши сотрудники занимаются спортом?
Фитнес-клуб (какой)__________
Различные организации, связанные с проведением досуга (например, бильярдная, боулинг, пейнтбол клуб)
спортивный зал компании/собственное помещение компании -----переход к вопросу 8
другое_______________
а) Какие критерии для Вас наиболее важны при выборе места отдыха/занятия спортом (фитнес-клуб (бильярдную, пэйнтбол клуб и т.д.)) (НЕ БОЛЕЕ 5 КРИТЕРИЕВ). Проранжируйте критерии от 1 до 5 по степени важности в графе "Важность".
б) По выбранным критериям оцените фитнес-клуб/сауну/бильярдную и т.д., который/ую посещают Ваши сотрудники по 5-ти балльной шкале. (оценка "5" - это высшая оценка, оценка "1" - это низшая оценка).
Критерии, характеризующие работу фирмы с клиентом |
Важность |
Оценка места занятия спортом …………………………………. |
Стоимость услуг |
1 2 3 4 5 |
|
Обслуживание корпоративных клиентов |
1 2 3 4 5 |
|
Предоставление скидок |
1 2 3 4 5 |
|
Программа занятий клуба/наличие выбранных видов спорта |
1 2 3 4 5 |
|
Предоставление дополнительных услуг (маникюрный кабинет, парикмахерская, косметический кабинет, солярий) |
1 2 3 4 5 |
|
Сервис (помещение спортзала (размер, кондиционирование), наличие душевых кабин, раздевалок) |
1 2 3 4 5 |
|
Квалификация тренерского состава |
1 2 3 4 5 |
|
Наличие бассейна/сауны |
1 2 3 4 5 |
|
Местоположение клуба |
1 2 3 4 5 |
|
Предоставление отдельного времени только для сотрудников Вашей организации |
1 2 3 4 5 |
|
другое |
1 2 3 4 5 |
8. Были ли какие-нибудь проблемы при поиске места занятия спортом?
1. Да (какие именно)________________________________________________
нет
9. Через какие источники информации ищете места для занятия корпоративными видами спорта
1. печатные СМИ (какие именно) _______________
2. ТВ реклама
3. Интернет
4. рекомендации сотрудников/знакомых
5. договор с клубом, знакомство с руководством клуба
6. другие источники
5 самореклама, проводимая клубами, местами проведения досуга
6 Интернет-сайты
7 другое ………
10. По каким причинам сотрудники Вашей компании занимаются корпоративным спортом? ______________________________________________________________________________
11. С какой частотой Ваши сотрудники посещают занятия спортом?
Каждый день
Несколько раз в неделю (укажите сколько)___________
Несколько раз в месяц (укажите сколько)______________
1 раз в месяц
Реже 1 раза в месяц
12. Сколько человек в компании занимаются корпоративным спортом? (какая часть от всей численности) ___________________________________________________________
13. Для каких категорий сотрудников предусмотрены занятия корпоративным спортом?
Топ-менеджмент
Менеджмент среднего звена
Сотрудники некоторых отделов (каких именно)
Все желающие сотрудники
Все сотрудники
Другое_____________________
14. Какой вариант посещения занятий спортом вы выбираете для сотрудников
фиксированное посещение (в определенные часы по расписанию)
Свободное посещение (оплачен абонемент и можно приходить в любое время)
Покупка клубной карты (включено несколько услуг)
Разовое посещение
Другое___________________________________________
15. Какую сумму Вы тратите на занятия спортом 1 работника в месяц/1 посещение (пэйнтболл, боулинг, бильярд)?
Менее 500 руб.
501-1000 руб.
1001-1500 руб.
1501-2000 руб.
2001-2500 руб.
2500-3000 руб.
свыше 3000 руб.
16. Какую максимальную сумму Вы готовы потратить на занятия корпоративным видом спорта в месяц на 1 сотрудника (на одно посещение если это баня сауна боулинг и т.д.)
Менее 500 руб.
501-1000 руб.
1001-1500 руб.
1501-2000 руб.
2001-2500 руб.
2500-3000 руб.
свыше 3000 руб.
17. Какая форма оплаты занятий спортом?
Компания полностью оплачивает занятия
50% платит компания, 50% сотрудник
другое______
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВСЕХ!!
18. Пользуетесь ли услугами компаний, организующих корпоративные мероприятия (отдых, праздники)?
Да (название) ________________________________________
нет
19. Является ли Ваша компания членом каких-либо отраслевых ассоциаций, лиг (например, Лига банковских работников)
1.Да (каких именно)___________________________________________________________________
нет
В ВАШЕЙ КОМПАНИИ НЕТ УВЛЕЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМ СПОРТОМ, СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА
Вопрос для тех, кто НЕ занимается спортом
20. По каким причинам сотрудники Вашей компании НЕ занимаются корпоративным спортом? ____________________________________________________________________________________________________________
21. Если бы Вам нужно было выбрать корпоративный вид спорта для ваших сотрудников, то какой вид спорта Вы бы выбрали?
Аква-аэробика
Аэробика
Альпинизм
Баскетбол
бассейн
Бильярд
Бодибилдинг
Боулинг
Волейбол
Восточные единоборства
Гольф
Горные лыжи, сноуборд
Городки
Зимний полиатлон
Конный спорт
Легкая атлетика
Летний полиатлон
Лыжи
Мотоспорт
Теннис
Парусный спорт
Пейнтбол
Плавание
Пулевая стрельба
Сплавы
Спортивные
бальные танцы
тренажерный зал
Туризм
Фитнес
Футбол
Хоккей
шейпинг
другое_______
22. Представьте, что Вы выбрали вид спорта для сотрудников, сколько раз в неделю, по Вашему мнению, необходимо устраивать занятия спортом?
Каждый день
Несколько раз в неделю (укажите сколько)
Несколько раз в месяц (укажите сколько)
1 раз в месяц
Реже 1 раза в месяц
23. Для какой категории сотрудников Вы сделали бы занятия спортом?
Топ-менеджмент
Менеджмент среднего звена
Сотрудники некоторых отделов (каких именно)
Все желающие сотрудники
Все сотрудники
Другое
24. Для какого максимального количества сотрудников Ваша компания готова оплачивать занятия спортом?
25. Какую максимальную сумму Вы готовы потратить на занятия корпоративным видом спорта в месяц на 1 сотрудника (на одно посещение, если это баня сауна боулинг и т.д.)
Менее 500 руб.
501-1000 руб.
1001-1500 руб.
1501-2000 руб.
2001-2500 руб.
2500-3000 руб.
свыше 3000 руб.
26. Какой вариант посещения клубов вы бы выбрали для сотрудников
фиксированное посещение (в определенные часы по расписанию)
Свободное посещение (оплачен абонемент и можно приходить в любое время)
Покупка клубной карты (включено несколько услуг)
Разовое посещение
Список литературы
1. Азоев Г., Яхин В. Маркетинговые исследования для среднего бизнеса: состояние рынка и перспективы развития// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. №2
2. Алексеев А.А. Определение удовлетворенности потребителей свойствами товара при выведении новых товаров на рынок или модернизации старых// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1997. N 3.
3. Алексеев А.А. “Технологические” методы проблемных маркетинговых исследований: “опрос техническими средствами” и “полевой эксперимент” // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2000. N 2.
4. Андреев С.Н. Принятие решений в маркетинговых ситуациях// Маркетинг в России и за рубежом, 1998. N 1.
5. Афанасьев А. А., Левин М. Б. Создание модели зависимости выручки розничной торговой точки от факторов конкурентоспособности: Некоторые аспекты выбора объекта наблюдения // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - N 3. - С. 108-120
6. Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. 1996. -N5.
7. Беляевский И.К. Теория маркетингового исследования: проблемы создания учебного курса// Проблемы статистического анализа рыночных процессов. М. 1993.
8. Березин И.С. Проведение массовых опросов// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996. N 5.
9. Богданов А. Эффективное управление // Новости торговли.- 2003.- декабрь.- 32-34 с.
10. Бушуева Л.И. Статистические методы в маркетинговых исследованиях. Сыктывкар, 1999.
11. Веденеев Д.С. Формирование портрета среднего потребителя в результате качественных наблюдений// Маркетинг в России и за рубежом, 1998. N 4.
12. Вествуд Дж. Маркетинговый план. СПб: Питер, 2001. — 256 с.
13. Гальчев Ф.И. Аналитический обзор современных методов маркетинговых исследований. Вып.3. М. 1997.
14. Герчикова И.Н. Методика проведения маркетингового исследования// Маркетинг. 1995. 2-3.
15. Глушакова Т.И. План маркетинга: основные части// Практический маркетинг. 2000. N 2(36), 3(37), 5(39), 6(40).
16. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования товара// Маркетинг в России и за рубежом, 2003. N 5-6; 2004. N 1-6; 2005. N 1-4.
17. Голубков Е.П. Измерения в маркетинговых исследованиях// Маркетинг в России и за рубежом, 1998. N 2.
18. Голубков Е.П. Изучение потребителей // Маркетинг в России и за рубежом, 1997. NN 5-6. 2004. N 1.2.3.4.6.
19. Голубков Е.П. Составление анкет и разработка выборочного плана // Маркетинг в России и за рубежом, 1998. №3
20. Денисова Г.С. Гук А.А. Маркетинговые исследования российского рынка: опыт анализа// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2006. N 1.
21. Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. — СПб: Питер, 2001. — 256с.
22. Долбунов А.А. Маркетинг ниш: как это может быть// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2000. N 3.
23. Жукова Я.И. Российский рынок маркетинговых исследований// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1999. N 6.
24. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. — СПб: Питер, 2002. — 352с.
25. Зайкина Н.А. Кулькова Н.А. Как провести социологическое маркетинговое исследование. Учебное пособие. М. 1995.
26. Иванов А.Л. Как получить честный ответ на поставленный вопрос? (К вопросу повышения достоверности результатов социологических и маркетинговых опросов)// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2005. N 6.
27. Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товара // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. N 3.
28. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб, Питер Ком, 1998. — 896с.
29. Леви М., Бейтс Б. Основы розничной торговли. — СПб.: Питер, 2005
30. Манн И. Маркетинг на 100%. — СПб: Питер, 2003. — 240 с.
31. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело ЛТД, 1994. — 702с.
32. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. — СПб.: Питер, 2005.
33. Рогачевский А.М., Беликова Т.Н. Методические указания к написанию курсовых работ по дисциплине «Маркетинг». – Новосибирск: Новосибирская Государственная Академия Водного Транспорта, 2003.- 34 с.
34. Рогачевский А.М. Введение в маркетинг. – Новосибирск: НГАВТ, 2001.