Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Политическая партия как организация____________________ 4

1.1. Функции политических партий. Типология партий____________ 6

1.2. Партийные системы_______________________________________ 7

1.3. Общественные движения и организации и политическая система_ 9

Глава 2. Политические партии в России__________________________ 12

2.1. Какие основные политические партии существуют в современной России и в других странах?____________________________________________ 12

2.2. Какую роль играют политические партии в современной России и в других странах?_____________________________________________ 16

2.3. Какие стратегические цели ставят ведущие политические партии в современной России?_________________________________________ 19

2.4. Обладают ли властью политические партии в современной России 21

2.5. Какова роль основных общественно-политических движений в современной России?_________________________________________ 24

2.6. Какими ресурсами обладают политические партии и общественно-политические движения в современной России?__________________ 26

Глава 3. Конституционно-правовой статус политических партий и движений в России______________________________________________________ 28

Заключение___________________________________________________ 33

Список использованной литературы______________________________ 34

Введение

Обозревая политическую историю современного мира, трудно обойти вниманием такие феномены, как политические партии и общественно-политические движения и организации. Политическая жизнь в цивилизованных странах немыслима без этих институтов и массовых объединений. Во всех развитых или развивающихся странах выбор целей и задач общественного прогресса, интеграция их в практическую политику лежит на плечах той или иной политической партии. Через партии и общественно-политические движения осуществляется участие масс в управлении общественными делами.

Понять всякую демократию, считал русский политолог Острогорский, можно лишь изучив политическое поведение масс и представляющих их организаций — партий и общественных организаций, находящихся за пределами правительственной сферы.

Цель данной работы — проанализировать специфику партий и общественно-политических движений как элементов политической системы и одновременно гражданского общества, рассмотреть их роль и место в качестве органов и форм осуществления демократии.

Глава 1. Политическая партия как организация

Основополагающий признак партии — выражение классового интереса. Он указывает на действительный источник возникновения партий — социально-классовые политические противоречия, обусловленные дифференциацией общества и доминированием (господством) одних групп или слоев над другими.

Поговорим о таком признаке политической партии, как организация.

Не всякая партия является частью одного данного класса и представляет его интересы в целом. Современные партии по большей части объединит в себе представителей различных классов и слоев, выражая их некоторые тождественные интересы. Нужно также отметить, что было бы упрощением считать только межклассовый антагонизм решающим фактором возникновения той или иной политической партии. Во-первых, в обществах возможны другие виды социального антагонизма (например, межнациональный). Во-вторых, политический конфликт пусть длительный, даже хронический между отдельными социальными группами и слоями далеко не всегда приобретает форму антагонизма, что не мешает ему быть фактором формирования партии. В-третьих, во многих развивающихся странах на политическую жизнь, в дополнение к классовым различиям, существенное влияние оказывают модернизаторские и традиционные элементы культуры, конфликт между ними. На его базе прежде всего происходит партийное размежевание общества.

Классовые партии не исчезают, во многих странах они остаются. А именно там, отмечает немецкий политолог К. Бейме, где преобладают социальные конфликты между классами и слоями. Крупные партии в этих странах в подавляющем большинстве выражают определенные классовые интересы.

Политические партии в отличие от общественных движений характеризуются высокой степенью организованности (институционализации) и продолжительностью существования.

Современные партии возникли в Европе и Америке в XIX в. Как политический институт, они элемент европейской политической культуры. Появление политических партий связано с введением всеобщего избирательного права, поляризацией социальной структуры общества и необходимостью регулирования и разрешения социальных противоречий, развитием рабочего класса и пробуждением его классового сознания, формированием национального сознания колониальных народов.

Обострение социальных противоречий усиливает концентрацию стоящих за ними сил в партии. «Всего яснее выступает деление всякого общества на политические партии во время глубоких, потрясающих страну кризисов»10, — писал В.И.Ленин. В истории политических партий многие авторы, вслед за М. Вебером, выделяют три этапа: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и современные массовые партии. В литературе отмечается, что в действительности все три этапа прошли лишь две английские партии: либералов (виги) и консерваторов (тори). Большинство же современных партий сформировалось, не проходя этих этапов, а сразу в виде массовых партий.

В Англии партии возникли в результате избирательной реформы 1832 г. и создания на местах по инициативе либералов обществ- по регистрации избирателей- В США партии организовываются в Зр-х гг. XIX в. при президенте Джонсоне. Во Франции и других европейских странах — в период революции 1848 г. В России возникновение политических партий относится к 90-м гг. прошлого столетия. Причем первыми, как отмечал Мартов, сформировались партии социалистические: Польская социалистическая партия — 1892 г.. Социал-демократическая партия царства Польского — 1898 г.. Российская социал-демократическая партия — 1898 г., партия эсеров — 1902 г. На окраинах России образовывались национальные партии. Затем стали возникать консервативные (правые) партии.

Независимо от специфики формирования тех или иных политических партий, истории их развития во всех случаях эти процессы выражали и выражают объективную потребность привлечения масс к управлению государством, закономерную тенденцию демократизации общества, а во многих регионах — стремление народов к национальной независимости. Что же касается социального состава партии, то связь его с данными классами или общественными группами может быть выражена по-разному: с большей или меньшей степенью однозначности и четкости. Например, для коммунистических и рабочих партий вполне определенной социальной базой служат рабочий класс и другие трудящиеся слои населения из многих классов демократической ориентации. Такая же особенность присуща национальным партиям (Индийский Национальный Конгресс, Фронт национального освобождения Алжира и другие).

1.1. Функции политических партий. Типология партий

В многообразии функций современных политических партий можно выделить некоторые общие функции, вытекающие из сущности данного социального института. Основная из них — выявление, выражение в обобщенной форме и защита интересов различных социальных групп в политической системе. Другая, не менее значимая, общая функция партий — разработка идеологий и политических установок (доктрин), отражающих социальные интересы общественных групп, формулирование правил политической игры. В совокупности общих функций и такие, как организация структур коммуникативных каналов информации и формирование правящей элиты, что имеет в настоящее время центральное значение. Партии в той или иной мере практически участвуют в политическом процессе, способствуя адаптации политической системы, ее совершенствованию или же, напротив, стимулируют ее разложение, формируя в соответствующем направлении общественное мнение. Наконец, действуя в пространстве гражданского общества, партии постоянно активизируют его в направлении осуществления демократического контроля за институтами государственной власти, содействуют развитию социальной и политической мобильности.

1.2. Партийные системы

Многообразие исторических, социально-экономических и политических условий, характеризующих нынешнее мировое сообщество, обусловливает возникновение и функционирование различных партийных систем: однопартийных, двухпартийных и многопартийных. В литературе нет однозначного определения понятия «партийная система». Будем обозначать этим понятием совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данного политического режима. Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам. Характер отношений между партиями определяется в конечном итоге сущностью политической системы, составными элементами которой они являются. Вместе с тем партийные системы могут определять тип политического режима.

Демократическим режимам присущи партии, действующие по принципам традиционного европейского парламентаризма. Здесь легализирована борьба за власть; всеобщие выборы являются основой формирования властных институтов; у власти стоят одна партия или коалиция партий, победивших на выборах; правящей партии (или партиям) противостоят оппозиционные; осуществляется правовое регулирование деятельности всех партий. В Конституциях демократических государств определяются главные цели и условия деятельности политических партий, роль их в системе функционирования власти. За формальной демократичностью конституционных норм скрыты механизмы защиты политического господства экономически сильных социальных групп в виде разнообразных ограничений участия в политической жизни партий и других организаций, представляющих трудящиеся слои населения.

В условиях авторитарного и тоталитарного режимов роль партийной системы сводится к орудию поддержки режима, я она зачастую превращается в ядро репрессивной государственной машины.

Исторический опыт функционирования однопартийных, двухпартийных и многопартийных систем показывает, что утверждение той или иной системы зависит большей частью не от характера политического строя, а от конкретно-исторической ситуации, складывающейся в стране.

На рубеже 80-90-х гг. в африканских странах начался процесс отказа от однопартийных систем и переход к многопартийности. В 34 бывших однопартийных системах возникли многопартийные. В подавляющем большинстве из них деятельность партий регулируется законодательством, а в некоторых странах устанавливается определенное число партий (2—3), которые могут быть только общенациональными, а не региональными или религиозными.

Многопартийная и двухпартийные системы могут быть реализованы в различных моделях. В частности, в виде такой, когда постоянно соперничают в борьбе за власть лишь две главные партии, а другие, если они есть, ощутимого влияния на политическую жизнь не оказывают; двухблоковой модели — в борьбе за власть соперничают два постоянных блока партий (скажем, правых и левых партий); системы многопартийного соглашения — у власти стоит коалиция партии, каждая из которых не может самостоятельно властвовать; системы национального согласия — когда, хотя и существуют соперничающие партии, только одна партия постоянно доминирует над всей политической системой; системы кооперации партий, характеризующиеся соглашением главных политических партий и фактическим исчезновением оппозиций.

В бывших социалистических странах многопартийность выглядела в основном внешней формой противоположного содержания — господства одной коммунистической партии. В условиях демократизации социалистических режимов возможны свои модели многопартийной системы: 1) система партии-гегемона, осуществляющей ведущую роль, опираясь на соглашение с рядом других партий и общественно-политических объединений. 2) система партий национального согласия, при которой хотя доминирует партия социалистического выбора, но она вступает в коалицию с поддерживающими ее другими партиями и общественно-политическими движениями. Иными словами, осуществляется коалиционный способ функционирования государственной власти. Признается законность оппозиционной партии, представляющей отдельные группы интересов.

1.3. Общественные движения и организации и политическая система

Партии вырастают из общественных движений и организаций, исторически предшествовавших им. Общественные движения и организации образуют ту социальную среду, в которой живут и работают партии. Они (движения) дополняют действие партий или препятствуют распространению их влияния на общество, служат базой для преобразования существующих партий и появления новых.

Новая социально-политическая ситуация вызвала к жизни иные движения и организации политизированного характера. Такие, скажем, как политические форумы, независимые профсоюзные объединения типа польской «Солидарности» и другие. Они и стали решающим фактором политической мобилизации широких слоев населения против существовавших партийных систем.

Общественные движения — это формы объединения людей, характеризующие их совместные стремления к осуществлению общих целей. Обретая определенные структуры, они перерастают в организации.

Общественные организации — это вне государственные формы социальных связей, возникающие на основе групповых (особенных) интересов. В содержательном плане они представляют собою различные формы социальной деятельности людей, связанные с выражением и защитой интересов определенных групп и слоев населения, включая многочисленные группировки. Профсоюзы, трудовые ассоциации, молодежные союзы, научные общества и прочие профессиональные и любительские объединения — все это примеры общественных организаций. Различие между организациями и движениями относительное. Любая массовая организация функционирует как общественное движение, например, профсоюзное, молодежное, женское. Ведь движение — это определенная форма организации социальной деятельности различных групп и слоев населения. Динамика развития общественных организаций в общественно-политические несложна. В том случае, если организация включается в политический процесс, претендуя на представление и защиту общих интересов каких-то социальных групп, она обретает общественно-политический статус (формальный или неформальный) и отдельные признаки партии, хотя партией в полном смысле этого понятия еще не становится. Таков, к примеру, характер польского профсоюзного объединения «Солидарность».

В числе общественных организаций, связанных по своей профессиональной деятельности с политикой, но не являющихся партией, ассоциации политологов (Международная и Национальные). Российская ассоциация политологов является добровольным объединением лиц, занимающихся исследованиями в области политической науки. В ее задачи, помимо других, входят научная экспертиза политических решений, принимаемых органами власти и управления, политическое консультирование государственных органов. Ассоциация имеет свой устав и соответствующую структуру организации, но партией она не является.

Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов. Скажем, международное движение за мир породило такое специфическое явление нашего времени, как народная дипломатия, позитивная роль которой в мировой политике общеизвестна.

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ею. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более разнородны по своему социальному составу. Они возникают как на классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение — межклассовым.

Общественные движения и организации различаются по многим другим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и т. д.

Глава 2. Политические партии в России

2.1. Какие основные политические партии существуют в современной России и в других странах?

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, объединяющая определенную часть общества и стремящаяся реализовать интересы последней через доступ к государственной власти (в соответствии с выдвинутой программой). Первые протопартии строились в основном по личностно-вождистскому принципу и существовали уже в античности и средневековье (таковы сторонники демократии и тирании в Афинах, сторонники Алой и Белой Розы в Англии).

Прототипы современных политических партий возникли в период буржуазных революций. В то время партии выступали прежде всего как литературно-политические и религиозно-политические группировки. На классово-политической основе партии сформировались во время Французской революции конца XVIII в. — конституционалисты, жирондисты и якобинцы — классический образец деления политических сил на “правые” — “центр” — “левые”.

Партии возникают в обществе, достигшем определенной степени социальной сложности, когда большинство его членов в той или иной мере вовлекаются в политический процесс. В странах Запада такие условия сложились во второй половине XIX в.

С ростом организованности партий, активизацией их роли в политической борьбе представления о партии как союзе единомышленников были дополнены другими аспектами. Партия стала рассматриваться как социальный механизм, где и доктрина, и организационная структура служат достижению определенных политических целей. На эту сторону обратил внимание М. Вебер, определивший партию как ассоциацию добровольных членов, цель деятельности которых “обеспечить власть внутри корпоративной группы для своих лидеров, с тем, чтобы добиться духовных или материальных преимуществ для своего активного членства”.

Среди современных партий существуют объединения, возникшие еще в 70-х гг. XIX в. Таковы, например, либеральная и консервативная партии в Англии, республиканская и демократическая партии в США. Есть партии — ровесницы XX в., например лейбористская партия Великобритании, и относительно молодые — Объединение в поддержку Республики и Социалистическая партия во Франции. Мощный импульс партийное строительство получило с выходом на политическую авансцену рабочего и социалистического движения во второй половине XIX в., (до сих пор, к примеру, существует Социал-демократическая партия Германии).

Важную роль в современной политической жизни Западной Европы играют христианско-демократические партии, образовавшиеся еще в конце XIX века. Современные партии теряют тенденцию к массовидности, обретенную на рубеже веков. Кроме того, на второй план отходят принципиальные идеологические различия, например, консервативные — либеральные, социалистические — буржуазные. Приоритет в партийных программах отдается возможности решения общенациональных и даже общецивилизационных целей и задач.

Простор партийно-политическому строительству в России дал 1990 г., когда законодательно была отменена 6-я статья конституции СССР, которая узаконивала положение КПСС как единственной партии в стране, ведущей и направляющей силы советского общества. Одной из первых была создана Либерально-демократическая партия (ЛДПР) — партия вождистского типа со строгой дисциплиной и централизацией организационной структуры (лидер — В. Жириновский). Несмотря на название, основополагающими положениями ее программы являются великодержавность, национализм, экстремизм и решение социально-экономических проблем. Из других партии националистического толка можно назвать: “Конгресс Русских Общин”, “Держава” и др. Социальная база подобных объединений — в основном маргинализированные и люмпенизированные слои населения.

Спектр левых (коммунистических) партий возглавляет Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ, лидер — Г. Зюганов). По результатам двух выборов в Государственную Думу (1993 и 1995 гг.) это самая влиятельная партия в России. Идеологию КПРФ можно охарактеризовать как державный социализм, основанный на всесторонней критике теории и практики современных реформ в России. Исходя из этого, основной электорат партии составляют социальные слои-аутсайдеры (пенсионеры, жители села, мигранты, наименее образованная и наиболее обездоленная часть городских избирателей). Стремясь стать партией парламентского типа, КПРФ (по крайней мере, в лице своих лидеров) вынуждена дистанцироваться в своей деятельности от крайне “левых” коммунистических организаций: “Трудовой России” (В. Анпилов), “Союза офицеров” (С. Терехов) и др., которые делают упор на силовые методы захвата власти, требуют восстановления СССР и отмены всех результатов реформ в России.

В 1990 г. возникли Республиканская партия Российской Федерации и Социал-демократическая партия России. В 1993 г. эти партии вместе с рядом других, менее влиятельных партий и объединений, образовали предвыборное общественное объединение “Яблоко” (лидер — Г. Явлинский). Идеологию “Яблока”, которое пока не является политической партией, можно охарактеризовать как “социальный либерализм” (упор делается на сочетании социально-компенсаторной функции государства с углублением реформ в экономике). Это объединение поддерживают интеллигенция, молодежь, квалифицированные рабочие и служащие крупных предприятий, живущие в городах--мегаполисах.

Центристские позиции пытается занять образованное в 1995 г. общественно-политическое движение “Наш Дом — Россия”. С формальной точки зрения, оно не является партией, но его руководство (лидер — бывший Председатель Правительства России В. Черномырдин) неоднократно заявляло о своем стремлении и необходимости преобразования НДР в политическую партию. Идеология НДР — “рыночные реформы и здоровый консерватизм”. Основная социальная база данного объединения — крупный и средний капитал, исполнительная власть в наиболее развитых регионах, та часть россиян, что наиболее удачно вписалась в проводимые реформы.

В настоящее время позиции, сдаваемые НДР, пытается занять объединение “Отечество”, созданное в конце 1998 г. мэром г. Москвы Ю. Лужковым. “Отечество”, опирающееся на мощный финансовый, интеллектуальный и организационный потенциал столицы, представляет собой объединение вождистского типа с государственнической и социально ориентированной идеологией. Одной из организационных проблем этого объединения является преодоление отчуждения между региональными и московской элитами.

Правый край политического поля России занимают политические партии и движения, опирающиеся на идеологические принципы либерализма. Это — “Демократический выбор России” ( лидер — Е. Гайдар), “Демократическая Россия” (лидер — Л. Пономарев), “Вперед, Россия” (лидер — Б. Федоров), “Россия молодая” (лидер — Б. Немцов), “Новая сила (лидер — С. Кири-енко). Многие из них в мае 1999 г.вошли в предвыборное объединение “Правое дело” (формальный лидер — Б. Немцов), которое надеется на поддержку определенной части отечественных предпринимателей, наиболее образованных слоев населения крупных городов, молодежи.

Из молодых партийных объединений можно назвать основанную в 1997 г. Российскую народно-республиканскую партию (лидер — А. Лебедь). Основу идеологии этой партии составляет “Национал-либерализм”. Электорат РНРП близок тем же социальным группам, что и ЛДПР: рабочие и служащие ВПК, военнослужащие, представители малого капитала.

Известной поддержкой в российских регионах пользуются партийные организации, в той или иной мере исповедующие определенный сепаратизм по отношению к центру, особенно в регионах-донорах и выступающие за еще большее перераспределение властных полномочий в сторону регионов (например, “Преображение Отечества” Э. Росселя, “Вся Россия” М. Шаймиева, Голос России” К. Титова).

2.2. Какую роль играют политические партии в современной России и в других странах?

Выявить сравнительную роль политических партий в России можно в контексте той политической шкалы, которая сложилась в индустриально развитых странах. Партии и политические движения там классифицируются по шкале “правые” — “центр” — “левые”; а по идеологической окраске — консервативные, либеральные, христианско-демократические, социал-демократические, коммунистические. В последние десятилетия на политической арене появились такие партии, как “зеленые” (экологисты). Заставляют вспомнить о себе старые и новые этнорегиональные политические группировки, националистические и другие экстремистские организации.

Каждая партия опирается на ту или иную политическую идеологию, включающую совокупность ответов на ряд существенных вопросов общественной жизни, цели и задачи движения.

“Левые” партии требуют государственной опеки над обществом; “правые” утверждают начала личной свободы и общественного самоуправления. Приоритеты “левых” — общество, коллективная собственность, внешнее (государственное) регулирование; приоритет “правых” — личность, частная собственность, саморегуляция.

Граждане индустриально развитых стран раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии (от лат. Соsегvаte - сохранить). Сторонники либеральной партии (от лат.liberaris - относящийся к свободе) исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей является идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.

Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм, таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические партии, занимающие соответственно “левоцентристскую” и “левую” позиции партийно-политического спектра.

Несмотря на определенные кризисные явления, партии на Западе сохраняют свое значение в жизни общества, прежде всего как основное орудие, способ выражения воли избирателей. Наличие конкурентной борьбы обеспечивает возможность перемены курса правящих политических элит. Западные избиратели в отличие от избирателей бывших социалистических стран, в том числе и России, всегда должен делать выбор и нести за него ответственность перед собой, близкими, согражданами. Эта ответственность персональна, индивидуальна и не перекладывается на “плечи” общества и государства.

Одна из особенностей становления многопартийности в Росcии заключается в том, что создание партий, отражающих плюрализм общественных интересов, происходило еще до того, как появились реально дифференцированные общественные группы. Другими словами, в момент формирования партийной системы партии нечетко отражали настроения каких-либо социальных групп населения. Поэтому появившиеся в конце 80-х — начале -90-х гг. партии опирались на незначительную часть российского общества. Большинство людей голосовали на выборах не столько за партии и их программные установки, о которых у них было смутное представление, сколько за их явных лидеров. Исключение составила лишь КПРФ. Российские граждане только начинают осознавать, что могут влиять на политические решения путем участия в партийно-политической жизни.

В более ясной форме это проявилось на последних президентских выборах летом 1996 г. Вместе с тем эти выборы показали, что до создания полноценно работающей партийной системы еще очень далеко. Сам характер российского избирательного законодательства создает не совсем благоприятные условия для этой системы. Российские партии, даже представленные в составе Правительства, не в состоянии реализовать партийные программы в силу того, что политика Правительства определяется позицией Президента. Другими словами, политическое развитие пошло по линии департизации институтов президентской и исполнительной власти.

В таких условиях избирательным объединениям трудно реализовать свои предвыборные программы. Ориентиры для осознанного выбора граждан в следующую избирательную кампанию оказываются размытыми.

Политологи отмечают деформированность процесса складывания партийной системы в России и далеко неполное соответствие всех фрагментов политического спектра классическим европейским стандартам. Этот процесс требует немалого времени для того, чтобы произошла консолидация групповых интересов и формирование адекватных форм их партийного выражения.

2.3. Какие стратегические цели ставят ведущие политические партии в современной России?

Главная задача любой политической партии — достижение государственной власти, поскольку только это позволяет партии реализовать стратегические положения своей программы.

Стратегические цели партии являются составной частью той идеологической платформы, которая отражена в партийной программе, состоящей из компонентов: образ будущего; состояние настоящего; средства достижения будущего.

Образ будущего — это та основная стратегическая цель, к которой стремятся партии; в ней изложено желаемое для партии состояние общества и государства. С этой точки зрения мы и попробуем охарактеризовать партийные программы основных политических партий России.

Коммунистическая партия Российской Федерации {КПРФ). Стратегические цели программы КПРФ — возвращение российского общества к социалистическим ценностям и возрождение на пространстве СНГ Советского Союза как великой мировой державы. Хотя перспектива выдвигается (восстановление СССР и советской власти), однако не указывается, какими реальными средствами это можно сделать. КПРФ, стремясь избежать радикализма своих “архилевых” союзников, выступает за многоукладную экономику, где присутствуют все формы собственности, но доминирует государственная. При этом частная собственность на землю, предполагающая ее продажу, партией отвергается. КПРФ выступает против экономической и политической самостоятельности регионов, что означает фактически отрицание федерализма. Программа КПРФ, по мысли ее идеологов, может быть реализована при определенных условиях: 1) изменение действующей Конституции с целью перераспределения властных полномочий от исполнительной власти к законодательной и сужение потестарных функций института президентства (вплоть до полной его отмены); 2) создание коалиционного правительства “Народного доверия”. Задачей данного правительства будет отказ от нынешнего курса реформ: пересмотр итогов приватизации, введение государственного контроля над отраслями промышленности, представляющими стратегический интерес (ВПК, ТЭК, перерабатывающие производства, средства связи и коммуникации, сообщения и т.д.), ограничения в сфере крупного банковского капитала. Главными противниками на международной арене КПРФ считает США и страны НАТО, а союзниками — Ирак, Китай, Кубу и Северную Корею.

Либерально-демократическая партия России {ЛДПР). Стратегическая цель программы партии — завоевание политической власти в государстве. При этом сама программа реализации этой власти чрезвычайно размыта и эклектична. Ясно проглядывается лишь один приоритет: Россия должна стать мощной мировой державой. Геополитические цели здесь явно превалируют над социальными и экономическими. ЛДПР выступает за экономику, в которой будет доминировать государственная собственность и где не будет частной собственности на землю. Партия однозначно выступает против федеративного строения России и настаивает на возвращении к губернскому административному делению. В программе ЛДПР очевиден перевес русского этнического фактора и приоритет интересов государства перед интересами общества и личности. Поэтому партия выступает за сильное авторитарное правление в России (несмотря на демократизм фраз и положении, присутствующих в программе). В международных отношениях стратегическими союзниками России объявляются Ирак, Ливия и ряд других стран с авторитарными режимами, а противниками — страны НАТО, США. ЛДПР выступает за присоединение к России стран СНГ, но только как ее инклюзивных территорий.

Общественно-политическое движение “Наш Дом — Россия” (НДР). Основной лозунг НДР — стабилизация. Идеологи партии считают, что реформы уже привели к некоторому улучшению экономической ситуации в стране, и потому выступают за дальнейшее их продолжение, но без “шоковой терапии” и иных экстраординарных шагов, могущих подорвать социальную стабильность в стране. Целями программы НДР являются: построение гражданского общества и правового государства в стране, создание мощного “среднего класса” как гаранта стабильности в России. В связи с этим предполагается продолжение процессов приватизации со ставкой в большей степени на отечественный капитал, нежели на иностранные инвестиции в развитии производства. НДР выступает за государственное регулирование цен при всестороннем развитии рыночных отношений, частную собственность (в том числе на землю); за развитие федерализма и местного самоуправления. Движение против внесения сколько-нибудь существенных изменений в Конституцию Российской Федерации. Оно ратует за партнерские отношения со странами Западной Европы, Китаем и целым рядом других государств, но прежде всего за сближение со странами СНГ.

Общественное объединение “Яблоко” выступает за развитие в России частной собственности (в том числе на землю) и предпринимательства, но критикует правительственную программу приватизации (“по Чубайсу”). Движение ратует за изменение направленности реформ таким образом, чтобы их результатами могли пользоваться большинство россиян. С этой целью предлагается проработка программ приватизации каждого отдельного предприятия, ориентация не на внешние займы, а на долгосрочные инвестиционные проекты (как западные, так и отечественные). “Яблоко” высказывается за подлинный федерализм, когда регионам будет придана большая экономическая самостоятельность. Стратегическими партнерами России на международной арене объявляются США и страны Западной Европы.

2.4. Обладают ли властью политические партии в современной России

Главной задачей любой политической партии является достижение государственной исполнительной или законодательной власти. В современной России партии имеют влияние только в законодательной ветви власти. Наиболее значительные партии, КПРФ, ЛДПР, НДР и "Яблоко", пройдя через выборы 1995 г., имеют фракции в Государственной Думе, в законодательных органах субъектов Федерации.

При этом сам Президент России не связан ни с одной политической партией. Правительство также формируется не по партийному, а по профессиональному признаку. Большинство глав администраций субъектов Федерации, мэров крупных городов также не принадлежат ни к одной партии. Выборы в органы исполнительной власти на местах проходят без определяющей роли политических партий; электорат выбирает, ориентируясь, скорее, не на программы, а на личность кандидата. Этому есть свои причины.

Во-первых, в России еще не сложилась устойчивая партийная система. Обилие партий, носящих во многом искусственный характер, обусловлено не отличием программ, а амбициями их лидеров. Такие партии заботит больше не реализация интересов Секторального слоя, а "голый интерес власти". Во-вторых, водораздел в партийной борьбе происходит по линии "партия власти - протестирующие группировки" при неизжитости карди-нальных идеологических противоречий, способных вылиться в силовое противостояние, устойчивой партийной системы достичь трудно. В-третьих, становлению сильных партий не способствует и позиция верхних эшелонов власти (Президент и Правительство), которым выгодно иметь диалог с разрозненной оппозицией. Исполнительная власть сознательно проводит в России политику "деполитизации", чтобы не допустить большего влияния политических партий на население. В условиях, когда по Конституции России большинство властных полномочий сосредоточено в руках Президента и исполнительных органов власти, воздействие и влияние политических партий на общенациональную полититку сведено к минимуму и осуществляется в основном в рамках парламентских дебатов.

Власть политических партий в России имеет латентный характер, сводясь к деятельности их парламентских фракции. В этом случае воздействие на исполнительную власть осуществляется через процесс законотворчества, посредством лоббирования принятия политических и социально-экономических решений, торга на "рынке власти" с Правительством и Президентом (имеющего зачастую вид "схватки под ковром"). Пытаясь преодолеть партийное влияние, исполнительная власть предпринимает шаги, направленные на изменение Закона о выборах в Государственную Думу. В частности, Президентом предложен законопроект, предусматривающий выборы только по мажоритарному, а не смешанному (в том числе и партийному) принципу.

Однако объяснить слабость политических партий современной Россиилишь противодействием со стороны исполнительной вертикали власти нельзя. Сами партии в своей деятельности допускают много просчетов и прямых нарушений действующего законодательства. Многие лидеры, с чьими именами связаны партии в умах электората, просто скомпрометировали себя. Партии зачастую представляют не интересы населения, а свои собственные властные амбиции и поэтому не имеют устойчивых связей с различными социальными слоями общества. Пока партии проявляют завидную активность лишь в преддверии выборных кампаний. Особенно это относится к парламентским партиям, использующим предоставленные им возможности и аппарат (средства связи и коммуникации, финансирование и т.п.) часто не по прямому назначению.

Сильным рычагом потестарного воздействия этих партий на исполнительные органы власти в России является процесс принятия бюджета. Однако здесь узкопартийные пристрастия и интересы, лоббистская деятельность, непрофессионализм и идеологическая зашоренность берут зачастую верх над общенациональными приоритетами. Становится очевидной необходимость повышения ответственности партийных фракций в Государственной Думе за те решения, которые ею принимаются.

2.5. Какова роль основных общественно-политических движений в современной России?

Общественно-политические движения — это добровольные, самоуправляемые объединения, созданные на основе общности интересов для осуществления общих целей. Как правило, эти движения структурно не оформлены. В зависимости от целей и интересов, которые они выражают, выделяют движения: молодежные, женские, благотворительные, “проблемные” (защита мира или окружающей среды), культурные, конфессиональные. Задачи деятельности общественно-политических движений различны, но, как правило, их создание связано с попыткой граждан сообща решить какие-либо проблемы, стоящие перед ними или перед обществом в целом.

В Советском Союзе общественные объединения находились под жестким контролем КПСС (например, ВЛКСМ, Комитет защиты мира, профсоюзы) и не могли быть названы в подлинном смысле слова “добровольными объединениями граждан”. Первые самостоятельные движения стали возникать только во второй половине 80-х гг., и в первую очередь — в молодежной среде (“неформальные объединения”). Чуть позже возникли общественные организации носящие ярко выраженный андеграундно-политический характер, — ростки будущих политических партий (народные фронты, региональные объединения избирателей). В 1990 г. появилось общероссийское общественно-политическое движение “Демократическая Россия”. Эти объединения не имели жестко очерченной структуры, института членства и охватывали участников разных идейных ориентаций. Именно благодаря поддержке со стороны “Демократической России” на первых выборах Президента России в 1991 г. победу одержал Б. Ельцин.

В процессе деятельности первых общественно-политических движении сформировались будущие политические лидеры. В частности, из “Демократической России” вышли Е. Гайдар, С. Ковалев, Г. Старовойтова, А. Собчак и др. Важной функцией этих движений является защита граждан от произвола властей (“Хельсинкская группа”, “Комитет солдатских матерей”) и работодателей (“независимые профсоюзы”). Л. Даймонд называет их поэтому “практическими лабораториями демократии”.

По отношению к политической системе подобные объединения выполняют роль посредников и групп давления. Это особенно проявляется на примере деятельности Союза промышленников и предпринимателей А. Вольского.

Сильны позиции в современной России всевозможных экологических объединений “зеленых”. Это и полуэкстремистские “Хранители радуги”, “Гринпис” и вполне ангажированные властями региональные движения. Выражая общечеловеческие интересы, “зеленые” не без оснований рассчитывают на поддержку всех слоев населения (“Кедр” А. Тарасова).

Деятельность общественно-политических движений в России регламентируется Конституцией и федеральным законом. Если общественное объединение зарегистрировано в Министерстве юстиции или в региональных государственных органах, то оно приобретает статус юридического лица.

Любое общественное объединение со временем становится политическим, так как выражая и представляя определенный общественный интерес, оно стремится к его реализации политическим способом. В современном обществе это невозможно без санкционирующей деятельности потестарных органов, поэтому общественные движения либо сами становятся политическими (“Женщины России”), впрямую участвуя в политическом процессе, или преобразуются в политическую партию, либо пользуются механизмами политического давления и лоббирования (различные экологические организации). В результате гражданская инициатива институализируется, получая статус общегосударственного мероприятия, а само движение теряет свой исключительно общественный статус.

В современной России самодеятельные добровольные объединения граждан играют огромную стабилизирующую роль. Будучи “школой самоуправления”, они действуют на основе общественного договора, являясь посредником между человеком и государством. Эти организации регулируют поведение своих членов с помощью партикулярной системы моральных норм, а в их взаимодействии проявляется механизм согласования и увязки различных, часто противоречивых, общественных интересов. Только этим путем в обществе и можно достигнуть желаемого гражданского согласия и приучиться решать сложные проблемы, не прибегая к насилию.

2.6. Какими ресурсами обладают политические партии и общественно-политические движения в современной России?

Для участия в политическом процессе и достижения своих целей политические партии и общественно-политические движения в современной России должны обладать ресурсами. Главными из них являются:

1) наличие сильной организации, имеющей отделения в регионах России, обладающие реальным влиянием в них на общественную жизнь и органы государственной власти и самоуправления;

2) устойчивая связь с обществом, (аккумуляция и артикуляция интересов избирателей, постоянное давление на потестарные органы и государство с целью их осуществления);

3) наличие политической идеологии, основные положения которой интегрировали бы в себе предельно широкие общественные интересы, общенациональные приоритеты и с помощью которой можно было бы мобилизовать избирателей на поддержку политической партии или движения;

4) сильный политический лидер, способный вести за собой несколько членов собственной организации, но и людей из различных слоев общества. При этом лидер должен обладать реальным влиянием на политическую элиту общества (региональную и центральную), уметь решать сложные политические проблемы;

5) наличие финансовой базы. Партии и движения должны обладать устойчивыми источниками финансовых средств, поддержкой со стороны крупных финансовых центров (банков, крупных фирм и предприятий) для ведения повседневной политической деятельности, для агитации, содержания центрального руководства. Потребность в серьезных финансовых ресурсах особенно ощущается в период предвыборных кампаний, когда зачастую победу обеспечивает размер партийной кассы (к примеру, колоссальная поддержка НДР со стороны структур “Газпрома”). Это особенно актуально в современных условиях, когда материальная поддержка со стороны простых избирателей сведена к минимуму из-за тяжелого экономического положения большинства населения страны;

6) информационная поддержка. Политические партии и движения должны иметь не только собственные журналы или газеты, но и пользоваться поддержкой масс-медиа (в первую очередь, телевидения). Создаваемый партиями и движениями со стороны масс-медиа имидж и паблисити в немалой степени способствуют их успеху или неудаче.

7) информационно-аналитическая база. Политические партии и движения должны иметь связь с ведущими аналитическими центрами страны и свою собственную команду аналитиков. Аккумулируя полученную информацию, они могут прогнозировать дальнейшую ситуацию в стране и, в зависимости от этого, корректировать свою деятельность.

В современной России ни одна из существующих политических организаций не обладает всей совокупностью данных ресурсов. Например, КПРФ обладает мощной и разветвленной периферийной структурой в регионах и общественной поддержкой. У ЛДПР сильный партийный лидер и солидная финансовая поддержка (в том числе и из-за рубежа). НДР обладала (до отставки В. Черномырдина) возможностями политического давления на исполнительную власть, лоббирования необходимых политических решений и сильной финансовой базой. “Яблоко” при наличии сильного и профессионального лидера проигрывает в поддержке общественных масс даже при имеющихся финансовых возможностях.

Глава 3. Конституционно-правовой статус политических партий и движений в России

Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, разрабатываемые политическими партиями.

Многопартийность, следовательно, выступает как форма политической демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.

Порядок создания политических партий, финансирования государством их деятельности в избирательных кампаниях устанавливается законом. Такое законодательство существует практически во всех развитых странах, чем признается важная роль партий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст. 30 Конституции РФ).

Отношения государства с партиями часто бывают весьма сложными, поскольку именно партии образуют оппозицию правительству — парламентскую и внепарламентскую. Но это не может стать основанием для какого бы то ни было ограничения деятельности отдельных партий, а тем более их запрещения.

В демократических странах встречаются различные партийные системы — двухпартийные, многопартийные. Это зависит от активности самих граждан, состояния их политического сознания.

Однако ни в одной из таких стран не существует однопартийной системы — это признак тоталитарного государства или крайне низкого развития политической культуры. Конституция России отвергает однопартийность, и любые попытки ликвидировать плюрализм в пользу одной "руководящей и направляющей" силы. следует квалифицировать как антиконституционный переворот.

По смыслу Конституции, правомерна только такая партийная система, которая включает как минимум две политические партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но оно обязано, полагаясь на естественную саморегуляцию общества, гарантировать возможность создания партий и их деятельность.

Государство (прежде всего судебные органы) также обязано предотвращать действия высших должностных лиц, если они пытаются свести деятельность партий к формальному существованию, лишив их реальных возможностей влиять на формирование органов власти.

Все партии, как и другие общественные объединения, равны перед законом. Это означает, что к ним предъявляются одинаковые требования при регистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращения деятельности. Но это не означает, что во всех случаях партии должны оказываться в равном положении.

Например, если партия не набирает установленного законом количества подписей при выдвижении кандидатов, то она лишается права требовать занесения этих кандидатов в избирательные бюллетени. Практически во всех странах малочисленные партии жалуются на дискриминацию, но чаще всего речь идет о неизбежной государственной селекции в целях создания реальных и эффективных механизмов формирования органов власти.

Отдельные условия, которые в равной мере ставятся перед всеми партиями, не означают. нарушения равенства прав всех общественных объединений для их участия в политической жизни.

Также не нарушают принципа свободы деятельности законодательные ограничения хозяйственной деятельности партий и других общественных объединений, если эта деятельность не соответствует уставным целям, направлена на извлечение прибыли в личных интересах отдельных руководителей и т.д.

В это понятие включаются как политические партии, так и разного рода общественные организации — профсоюзы, молодежные, женские организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всегда велико.

Общественные объединения — это проявление самодеятельности народа, его участия в общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть демократии и форма жизни гражданского общества.

Конституция РФ гарантирует право граждан создавать общественные объединения и свободу их деятельности (ст. 30).

Общественные объединения нуждаются в определенных, установленных законом правах, и прежде всего — свободно осуществлять свои уставные задачи. Для этого они учреждают свою прессу, создают предприятия и другие хозяйственные единицы, беспрепятственно собирают членские взносы. Они самостоятельно расходуют средства из собственного бюджета, обладают жилищным фондом и т.д.

Государственные органы не финансируют деятельность общественных объединений и не вправе вмешиваться в их внутреннюю деятельность. В то же время эти объединения участвуют в работе многих органов государственной власти и государственных совещаниях.

Например, их представители участвовали в работе Конституционного совещания, созванного Президентом для разработки проекта Конституции. Представители многих общественных объединений входят в состав Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации, имеющего широкие консультативные функции. Общественные объединения тесно сотрудничают с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.

Помимо этого "высшего уровня" сотрудничества, осуществляется привлечение общественных объединений к работе ряда министерств и ведомств. Так, профсоюзы входят в состав Трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам, участвуют в работе Министерства труда и социального развития, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и др.

Таким путем демократическое государство стремится противостоять бюрократизации государственного аппарата, обеспечивать гласность его работы и устойчивую связь с общественностью.

Однако государству небезразличны цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые объединения могут действовать в антигосударственных и антиобщественных целях. Такие объединения ставятся вне закона, прямо запрещаются или преследуются. К их числу относятся, например, террористические организации, фашистские объединения и т.п.

Однако ограничение права на их создание или деятельность возможно только в силу конституционных или законодательных норм, а также по суду.

В Российской Федерации для проверки законности целей и действий общественных объединений введена процедура их регистрации, - осуществляемая Министерством юстиции, но отказ в регистрации дает право на обжалование в суд.

Согласно Конституции (ч. 5 ст. 13) запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:

— насильственное изменение основ конституционного строя;

— нарушение целостности Российской Федерации; — подрыв безопасности государства; — создание вооруженных формирований; — разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Эти пять оснований сформулированы в предельно сжатой форме, а потому требуют значительной детализации в специальных законах или судебных решениях. Это особенно важно для того, чтобы избежать чиновничьего субъективизма в оценке целей и действий объединений. Очевидно, что государство стремится обезопасить себя и общество от организованного экстремизма, сепаратизма, терроризма, способных дестабилизировать обстановку, подорвать конституционную законность и создать опасность государственного переворота.

Государство не может терпеть на своей территории каких-либо вооруженных формирований, кроме тех, которые подчинены правительству. Оно обязано гарантировать спокойную жизнь всех социальных, расовых, национальных, религиозных групп.

Одновременно эти гарантии направлены против разжигания межклассовых столкновений, межэтнических и межнациональных конфликтов, а в конечном счете и гражданской войны. Гражданское общество не может чувствовать себя уверенно, если государство не противостоит пропаганде расизма, антисемитизма, национализма, классового превосходства и национальной исключительности.

Эти явления в общественной жизни, а тем более вызванные сознательной деятельностью объединений, противоречат коренным принципам правового государства — равенству граждан без какой бы то ни было дискриминации, личной безопасности и полноправию каждого человека.

 

Заключение

В условиях нового политического режима не поубавилось социальных противоречий, а, наоборот, умножилось их число; проявились ранее существовавшие в скрытом (латентном) виде и вновь возникшие антагонизмы, порожденные криминальным капитализмом и государственной политикой, выражающей интересы «новых русских». Конфликтный ландшафт групповых и общественных интересов, а также известная либерализация общественной жизни стали причиной формирования иных по своей направленности и составу (по сравнению с доавгустовскими — 1991 г.) общественных движений. В мае 1998 г. в России было зарегистрировано около 87 тысяч общественных объединений и общественно-политических движений24. В том числе узаконило свою деятельность «Движение в поддержку армии», созданное трагически погибшим депутатом Государственной Думы генералом Рохлиным.

Образовавшееся в российском обществе, противостояние общественных и политических сил — свидетельство того глубокого системного кризиса, в котором оно оказалось. Выход из него лежит через реформирование гражданского общества и политической системы на основе последовательной реализации принципов демократии и движения по пути прогресса, а не движения вспять.

Список использованной литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

2.     Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1993 г.

3.     Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. - М., 1981 г.

4.     Батлер У. Становление многопартийности в России как фактор, воздействующий на отношения с западными государствами // Актуальные проблемы Европы. - 2001. - N4.-С.154-183

5.     Богданова Н.А. Конституционное право (общая часть). Учебное пособие в 2-х частях. - М., 1996.

6.     Второй электоральный цикл в России 1999 – 2000 гг. /Общ. ред: В.Гельман, Г.Голосов, Е.Мелешкина. М.2001.

7.     Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс. Энциклопедический справочник /Сост. А А. Танин-Львов. М., 2001.

8.     Голосов Г. Губернаторы и партийная политика // Pro et Contra, 2000, №1.

9.     Гонсалес Ф. Создать в обществе основу для согласия и перемен // Свободная мысль, 1995. №5

10.            Дюверже М. Политические партии. М., 2000.

11.            Заславский С. Российская модель партийной системы // Вестник МГУ. Сер. 12. 1994. № 4.

12.            Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. - 2-е изд., доп. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 576 с.

13.            Зиновьев А. Коммунизм как реальность. М., 1994. 255 с.

14.            Ильин И.А. О грядущей России. М., 1991. С.147.

15.            Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников, взгляды исследователей XIX — начала XX вв. /Авторы-составители Ю.А.Веденеев, И.В. Зайцев, В.В. Луговой; под общей редакцией А.А.Вешнякова. М., 2001.

16.            Категории политической науки. М. 2002 (гл.6.3, 7).

17.            Коваленко А.И. Основы конституционного права РФ. - М., 1994.

18.            Козлова, О.Е. Кутафин “Конституционное право России”. - М., 1995.

19.            Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функционирование, развитие). М., 1996.

20.            Оников Л. Аппаратная демократия // Российская газета. 1994. 2 января.

21.            Основная литература: - Бакун Л. А. ГРУППЫ В ПОЛИТИКЕ К истории развития американских теорий //Полис, 1999, №1.

22.            Первый электоральный цикл в России 1993 – 1996гг. /Общ. ред: В.Гельман, Г.Голосов, Е.Мелешкина. М.2000.

23.            Политические институты на рубеже тысячелетий /Отв. ред. Холодковский К.Г. Дубна: Феникс+, 2001.

24.            Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Сб. учебных материалов / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М.,2001.

25.            Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2000. (гл. 15, разд. UII).

26.            Свободная мысль. 1997. №12. С.5.

27.            Советская Россия. 1996. 28 марта.

28.            Третий электоральный цикл в России («круглый стол») //Полис, 2004, №1.

29.            Шевченко Ю. Между гражданским обществом и авторитарным государством (О пользе политических партий в России) // Pro et Contra, 2000, №1.

30.            Шейнис В. Тернистый путь российской конституции // Государство и право. 1997. №12. С.70.

31.            Шмачкова Т.В. Теория коалиций и становление российской многопартийности (Методики рационализации политического процесса) // Полис, 1996, №5

32.            Эллис Э. Политические партии и возобновление истории // Полис. 1994. №2.