1228.1 – юридическая служба

вариант 9

Лещенко Н.А

Содержание.

Раздел №1: Правовой статус юридической службы. 3

Раздел №2: Подготовка и оформление материалов о привлечении работников к материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию. 6

 Раздел №3: Методическое руководство правовой работой в РФ. 13

Библиография: 17

Вопрос №1: Правовой статус юридической службы.

Одно из главных мест в осуществлении правовой работы на предприятии отводится юридической службе, как самостоятельному специализированному структурному подразделению хозяйствующего субъекта, призванного заниматься вопросами сугубо правового характера. Юридическая служба - самостоятельная функциональная служба предприятия, выполняющая контрольные функции за соблюдением действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделения предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.

На юридическую службу возложены следующие задачи:

а) укрепление законности и предупреждение правонарушений в деятельности предприятия; б) активное участие в решении вопросов правового обеспечения мероприятий по ускорению социально - экономического развития; в) обеспечение правовыми средствами сохранности имущества предприятия, укрепления трудовой дисциплины, повышения качества продукции, строгого соблюдения договорной дисциплины;

г) защита прав и законных интересов предприятия, трудящихся;

д) правовое воспитание трудящихся.

Основными направлениями деятельности (обязанностями) юридической службы являются следующие:

1. проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений, других документов правового характера; 2. осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства приказов, распоряжений и других актов, издаваемых руководителями структурных подразделений предприятия, и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства; 3. подготовка совместно с другими службами предприятия предложений об изменении действующих или фактически устаревших, утративших силу приказов и других актов правового характера, изданных на предприятии; 4. участие в подготовке и заключении коллективных договоров, а также разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины;

5. организация совместно с другими службами работы по заключению хозяйственных договоров;

6. организация и ведение претензионно - исковой работы; 7. участие в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими службами мер к ликвидации этой задолженности; 8. осуществление контроля за соблюдением на предприятии установленного действующим законодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству; 9. представительство и защита интересов предприятия в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов; 10. обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел, претензий, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров, представление руководителю предприятия предложений по устранению выявленных недостатков;

11. участие в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв предприятию;

12. консультирование, подготовка заключений, справок по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия;

На практике существует следующая классификация форм организации юридической службы:

а) юридические отделы или бюро, главные или старшие юрисконсульты, юрисконсульты. Они ведут правовую работу как в государственных, так и в частных организациях. Численность персонала юридического отдела определяется исходя из объема и основных направлений юридической работы. Подготовку материалов для предъявления претензий, исков и ответов на предъявляемые претензии и иски целесообразно возложить на претензионистов. Ими могут быть специалисты-юристы, но учитывая необходимость подготовки документов с бухгалтерскими вкладами для предъявления претензий и исков, проверки правильности калькуляций и т.д., желательно иметь в числе претензионистов лиц со специальным бухгалтерским и, возможно, экономическим образованием.

б) выполнение юридических функций по совместительству. Эта форма допустима, когда по объему правовой работы иметь штатного юридического работника на полной ставке нецелесообразно. Следует особо отметить, что законодательством запрещено работать по совместительству (кроме научной, преподавательской деятельности) прокурорам, помощникам прокуроров, следователям, народным судьям, нотариусам, работникам органов внутренних дел.

в) юридическое обслуживание организаций на договорных началах юридическими фирмами, юридическими консультациями коллегий адвокатов. Организации, заключившие договоры с юридическими фирмами или юридическими консультациями коллегий адвокатов, должны осуществлять контроль за качеством выполнения фирмами и адвокатами договорных обязательств. В необходимых случаях договоры на юридическое обслуживание могут быть расторгнуты. Общим недостатком правового обслуживания предприятий юридическими фирмами, как правило, является то обстоятельство, что последние не в состоянии изучать технологию, производственные особенности и другие стороны деятельности предприятия, что отражается на качестве проводимой ими работы. Постоянные же юрисконсульты теснее соприкасаются с жизнью рабочего коллектива. г) выполнение юридических функций сотрудником данной организации без занятия штатной должности.

Вопрос №2: Подготовка и оформление материалов о привлечении работников к материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию.

Обеспечение сохранности собственности (имущества) предприятия следует рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова - это деятельность, в процессе которой используются экономические, организационные, идеологические, правовые средства и способы охраны материальных благ, находящихся в хозяйственном ведении, либо в оперативном управлении государственных предприятий и учреждений или в собственности хозяйственных обществ, товариществ, общественных организаций и т.д. В узком смысле - это организация охраны материальных благ преимущественно правовыми средствами. Суть этой деятельности заключается как в установлении компетентными органами государства управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм, так и в применении их в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Заметную роль в данном случае играют аналогичные нормы, но принимаемые и применяемые уже непосредственно на предприятиях.           Нарушение вышеназванных норм может повлечь за собой юридическую ответственность, которая применяется на основе специальных норм: уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-правовых и норм трудового права.[1]           Профилактическая (или предупредительная) деятельность выражается в принятии локальных нормативно-правовых актов (положений, инструкций, стандартов и т.д.), конкретизирующих базовое законодательство в целях надлежащей реализации этих актов, соблюдении порядка приема и перевода материально-ответственных лиц, своевременного заключения с ними договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности.

Выявление причин и условий нарушения соответствующего законодательства, самих фактов такого нарушения, пресечение их представляет собой как бы вторую ступень мероприятий по обеспечению сохранности собственности предприятий в процессе производства, хранения, распределения, обмена и потребления. Содержанием этих мероприятий является организация надлежащего контроля за деятельностью как отдельных должностных лиц, в том числе и материально-ответственных, так и структурных подразделений предприятия.               В случаях выявления материального вреда, вызванного нарушением законодательства, суть правовой работы сводится к правильному и своевременному определению его размера, установлению лиц, виновных в его причинении, а также обязательному его возмещению в соответствии с действующими нормативными актами.

Особо следует подчеркнуть, что эффективность всей правовой работы по обеспечению сохранности собственности предприятий в значительной степени обусловлена стабильной координацией усилий всех субъектов данной деятельности, постоянного и всестороннего анализа практики использования правовых средств, обеспечивающих сохранность собственности предприятий, предупреждающих и пресекающих факты бесхозяйственности. В деле надлежащего обеспечения сохранности собственности предприятий в процессе хранения и производства важная роль отводится локальному нормотворчеству. Локальные нормативные акты призваны конкретизировать нормы централизованного законодательства по вопросам обеспечения сохранности имущества применительно к условиям данного предприятия, устанавливать наиболее оптимальные варианты хранения имущества или его использования в процессе производства, четко определить права и обязанности (функции) соответствующих должностных лиц, подразделений предприятия и порядок взаимоотношений между ними по хранению и использованию материальных ценностей. Локальные нормативные акты устанавливают как бы весь внутренний распорядок на предприятии по рассматриваемым вопросам. Точным соблюдением этого распорядка должностными лицами и иными подразделениями предприятия и обеспечивается сохранность собственности такого предприятия.[2]

Осуществление постоянного и действенного контроля служит необходимым условием своевременного пресечения и выявления фактов злоупотреблений и хищений со стороны соответствующих должностных лиц и рядовых работников, недостач, утраты, гибели материальных ценностей, условий и причин, приведших к таким правонарушениям. Основными видами контроля за сохранностью имущества предприятий, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или в собственности хозяйственных товариществ и обществ, являются инвентаризация, ревизия и систематическая отчетность. Инвентаризация представляет собой проверку наличия и состояния материальных ценностей по количеству и качеству, а также денежных средств, осуществляемую либо периодически (в плановом порядке), либо в силу чрезвычайных обстоятельств (например, при обнаружении правонарушений). В обычном порядке инвентаризация осуществляется при наступлении установленных законодательством сроков, в случаях смены материально-ответственных лиц или выбытия из коллектива, с которым заключен трудовой договор о коллективной материальной ответственности, более 50% его членов. Инвентаризация в обычном порядке проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, состав которой рассматривается и утверждается администрацией предприятия. При необходимости назначения инвентаризации в случае обнаружения фактов хищений, пожаров, стихийных бедствий может быть образована специальная инвентаризационная комиссия. По общему правилу в состав этой комиссии включаются компетентные специалисты данного предприятия.

Ревизия, как одна из разновидностей контроля за сохранностью имущества предприятий, представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий или должностных лиц за определенный период. Различается ревизия документальная и ревизия материальных ценностей, которая перекликается с инвентаризацией. Документальная ревизия необходима для определения состояния экономики предприятий, сохранности денежных средств и материальных ценностей. Эта ревизия должна быть обеспечена посредством проверки эффективности использования и хранения материальных, финансовых и трудовых ресурсов, своевременности документального оформления хозяйственных операций, причин образования непроизводительных расходов и потерь. Результаты ревизии должны быть оформлены актом.

               В осуществлении контрольной деятельности вышеназванными средствами активное участие принимают работники юридической службы. Юридической службе, в частности, рекомендуется: знакомиться с материалами комиссии по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализировать недостатки, установленные инвентаризацией, ревизией, принимать участие в организации и проведении служебных проверок состояния сохранности собственности предприятий.

Обязанностью же юридической службы является дача правовой оценки материалам ревизий, инвентаризаций и отдельных проверок с тем, чтобы обеспечить законность сделанных выводов и предложений. Необходимым условием обеспечения сохранности имущества предприятия является надлежащая организация правовой работы по возмещению материального ущерба, причиненного организации.

В содержание данной работы входит деятельность по оформлению материалов о хищениях, растратах, недостачах, порче имущества для передачи их в следственные органы, а в необходимых случаях - в суд. С целью правильного и своевременного оформления таких материалов и документов может быть разработан и принят специальный локальный нормативный акт (положение, инструкция и т.п.) по возложению на виновного лица материальной ответственности, по оказанию юридической службой правовой помощи по вопросам взыскания материального ущерба. Подготовка и оформление материалов и документов осуществляется бухгалтерской, финансовой и другими службами предприятия, руководителями производственных подразделений. В юридическом оформлении указанных документов принимает участие и юридическая служба предприятия. За причинение ущерба имуществу предприятия рабочие и служащие несут материальную ответственность по трудовому законодательству. На рабочих и служащих, виновных в причинении имуществу предприятия действительного ущерба, может быть возложена ограниченная или полная материальная ответственность. Ограниченную материальную ответственность несут лица, причинившие ущерб по неосторожности при выполнении своих трудовых обязанностей. Полную материальную ответственность рабочие и служащие несут в случаях: когда ущерб причинен действиями работников, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке; когда в соответствии с действующим законодательством на работника возложена полная материальная ответственность при исполнении трудовых обязанностей; когда между работником и предприятием заключен письменный договор о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности вверенного ему имущества; когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей; когда имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности и по другим разовым документам; когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, изделий, а также инструментов, спецодежды и других предметов, выданных работнику в пользование; когда ущерб причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии.

Работники юридической службы должны принимать активное участие на всех стадиях правовой работы по возмещению ущерба, причиненного правонарушениями со стороны рабочих и служащих. Данную работу необходимо начинать сразу же после обнаружения фактов хищений, растрат, недостач, порчи, утраты имущества предприятия. Прежде всего нужно добиться от соответствующих служб, должностных лиц надлежащего документального оформления материалов, подтверждающих и закрепляющих факты хищения, утраты материальных ценностей, принять необходимые меры к добровольному возмещению причиненного ущерба. На юридическую службу возлагается обязанность соответствующим образом оформить имеющиеся материалы о правонарушении, либо для предъявления искового заявления, либо заявления о привлечении к уголовной ответственности.            Необходимое качество указанных заявлений может быть достигнуто путем тщательного анализа прежде всего сути правонарушения, времени и места его совершения, характера и размера причиненного вреда, лиц, виновных в его причинении и т.д. К этому следует добавить, что в обоснование ущерба и его размеров к заявлению необходимо приобщить и такие документы, как акты ревизии, списаний, документы отчетности (накладные, ведомости, счета-фактуры), расчет бухгалтерии о размере ущерба и др. Если направленное в следственные органы заявление не повлекло за собой уголовное преследование или если возбужденное дело было прекращено, то тем не менее вопрос о предъявлении гражданско-правового иска не снимается. По этому поводу юрисконсульту надлежит проинформировать руководство предприятия о целесообразности обращения с иском в суд. Юридическая служба призвана также оказывать необходимую правовую помощь администрации предприятия тогда, когда ущерб взыскивается непосредственно администрацией. Характер указанной помощи сводится к проверке проектов приказов администрации, к установлению соответствия этих документов действующему законодательству, соблюдению сроков и всего порядка привлечения к материальной ответственности по распоряжению администрации.            Эффективность правовой работы на предприятии, и в особенности по обеспечению сохранности имущества предприятия, во многом зависит от систематического и глубокого анализа, обобщения и использования достижений практики в этой работе. Ведущее место в этом процессе должна занимать юридическая служба.

         Суть аналитической работы заключается в тщательном изучении прежде всего причин и условий, порождающих нарушение права собственности или права оперативного управления (хозяйственного ведения) имуществом. В этой связи юридическая служба совместно с другими подразделениями должна не только в целом анализировать и обобщать состояние сохранности имущества предприятия, но и самым внимательным образом изучать каждое нарушение в отдельности, причины и условия, его вызывающие. Если, например, речь идет об имеющихся фактах хищений, то необходимо изучить возможные каналы и способы хищений, на какой стадии хранения и производства материальных ценностей произошло хищение, состояние документации, проверить лиц, имеющих доступ к соответствующему имуществу. Большую помощь в осуществлении этих мер способно оказать исследование и анализ данных, имеющихся в актах инвентаризаций, ревизий, отдельных проверок, претензионно-исковых материалах, решениях и определениях судов, сообщениях органов прокуратуры, внутренних дел о фактах хищений, недостач, порчи имущества.

Результаты анализа и обобщений оформляются в виде справки, заключения, служебной записки, в которых должны содержаться не только сам анализ, но и конкретные предложения по устранению причин и условий, мешающих нормальной сохранности имущества. Если в этом есть необходимость, юридическая служба может высказать предложения о применении мер дисциплинарной ответственности к материально-ответственным и другим должностным лицам. Целесообразно итоги анализа и обобщения широко использовать при разработке или корректировке совместных планов комплексных мероприятий, приказов, инструкций, положений, стандартов и других документов, направленных на обеспечение сохранности имущества предприятия.

Вопрос №3: Методическое руководство правовой работой в РФ.

В законодательных актах пока не выработано понятие и определение правовой работы на предприятии. Этимология словосочетания "правовая работа" позволяет сделать вывод о том, что речь идет о трудовой деятельности, связанной с применением права. Но с применением права имеют дело прежде всего работники различных правоохранительных органов (суда, прокуратуры, милиции), осуществляющих "судебную деятельность", "следствие", оперативно-розыскную работу", а также и иных органов, осуществляющих прием и увольнение кадров, определяющих условия труда и его оплаты и т.д. Правовая работа не предприятии направлена на правовое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности конкретного трудового коллектива, целью которой является реализация уставных задач, полное и своевременное выполнение договорных обязательств. Однако этим целям подчинена одновременно экономическая, финансовая, проектно-конструкторская, технологическая и иная деятельность, связанная с применением норм права. В повседневной служебной деятельности хозяйственные руководители всех уровней, специалисты обязаны точно соблюдать действующее законодательство, использовать правовые средства для улучшения экономических показателей работы своих коллективов, защищать их законные интересы и права. В связи с этим различные службы хозяйственных организаций в процессе своей деятельности разрабатывают проекты локальных нормативных актов, устанавливают договорные связи, ведут претензионно - исковую работу, принимают меры по укреплению трудовой и производственной дисциплины, обеспечению законности трудовых отношений, осуществляют меры по борьбе с хищениями, порчей продукции и материальных ценностей, ведут правовоспитательную и профилактическую работу. Таким образом, правовая работа на предприятии тесно связана с выработкой и принятием управленческих решений, обеспечивает условия для укрепления дисциплины, неукоснительного соблюдения законности. Правовая работа - неотъемлемая часть управления производством.

Можно дать следующие определение правовой работы: а) правовая работа - это особый многоплановый вид деятельности - с одной стороны, самостоятельный; - с другой, это часть вообще всей деятельности по управлению и хозяйствованию, проводимой на предприятии; б) это деятельность государственных органов, юридических лиц, общественных организаций, руководителя предприятия, всех должностных лиц, всего трудового коллектива, структурных подразделений предприятия (юридической службы прежде всего); в) направленная на обеспечение законности, усиление воздействия права на общественное производство, на обеспечение задачи социального и экономического развития предприятия, снижение себестоимости, повышение производительности труда и качества продукции - увеличение прибыли; г) путем использования всего арсенала правовых средств (правовое регулирование и нормотворчество). Следует обратить внимание на то, что правовая работа, в некотором роде, носит универсальный характер. Универсальность правовой работы заключается в следующем: а) правовая работа охватывает различные стороны деятельности хозяйствующих субъектов (и не только управленческую); б) в правовой работе участвуют не только органы управления, но и общественные организации, трудовые коллективы и т.д.; в) это деятельность не только по правовому регулированию существующих общественных отношений с помощью имеющихся правовых предписаний органов государственной власти и управления, но также и нормотворческая деятельность. Кроме этого, необходимо четко представлять, с какой целью проводится правовая работа, в каких направлениях она осуществляется. В частности, в качестве основных направлений ведения правовой работы можно выделить: а) локальное (ведомственное) нормотворчество; б) организация реализации предписаний, содержащихся в нормах права; в) организация защиты прав и законных интересов предприятий. Включает в себя два производства: претензионное и исковое (претензионно-исковая работа); г) осуществление контроля за соблюдением норм гражданского, трудового, финансового и других отраслей права; д) анализ практики применения законодательства, внесение на основе анализа предложений компетентным органам и должностным лицам об устранении противоречий, пробелов, других недостатков; е) ведение кодификационной работы - систематического учета нормативных актов. Надо учитывать, что, как и любой вид деятельности, правовая работа имеет свои, присущие только ей, задачи. Основными из них являются следующие: а) укрепление законности в деятельности хозяйственных организаций; б) активное использование правовых средств для улучшения экономических показателей; в) обеспечение сохранности собственности (имущества) предприятий; г) защита прав и законных интересов предприятий, граждан.

Правовая работа, как и законность, основывается прежде всего на правосознании и правовой культуре личного состава, его нравственных качествах, морально-психологическом состоянии.

Правосознание занимает особенное, можно сказать, центральное место в вопросе обеспечения законности и правопорядка в обществе, государстве и его вооруженных силах, поскольку претворение правовых норм в жизнь происходит в подавляющем большинстве случаев через сознательное, волевое поведение людей.

В юридической литературе правосознание определяется как относительно самостоятельная сфера, или область, общественного сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и объективированных оценок действующего права, а также в виде социально-правовых установок и ориентаций, выполняющих роль внутреннего регулятора юридически значимого поведения. Однако одно это определение само по себе не исчерпывает многогранность и сложность этого социального явления, его связь с внутренней жизнью людей, место в обеспечении законности и правопорядка.

Основным правовым актом, закрепляющем правовое положение юридической службы, остается «Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972г. № 4678.             Данный нормативный акт не отменен и действует по настоящее время, являясь чуть ли не единственным методическим руководством, определяющим основные задачи, права и обязанности юридической службы.

 Многие предписания «Общего положения» давно устарели и не соответствуют тем условиям, в которых сегодня функционируют юридические отделы на предприятиях, тем задачам, которые в настоящий период возлагаются на юридическую службу.[3]

Библиография:

1.     Постановление СМ СССР от 22 июня 1972 г. N 467 «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» (с изм. и доп. от 1 декабря 1987 г., 21 декабря 1990 г.)

2.     Л.А. Картын. Юридическая служба. СПб. 1998

3.     А.Н. Титиевский. Организация правовой работы на предприятий. М. 2003г.


[1] Л.А. Картын. Юридическая служба. СПб. 1998 С. 84

[2] А.Н. Титиевский. Организация правовой работы на предприятий. М. 2003г. С. 103

[3] А.Н. Титиевский. Организация правовой работы на предприятий. М. 2003г. С. 21