СОДЕРЖАНИЕ

Введение_____________________________________________________ 4

ГЛАВА      1. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА      6

1.1.Источники информации, цели и основные направления проверки____ 6

1.2. Общий план и программа аудита начисления зарплаты____________ 8

1.3.Рабочие документы аудитора________________________________ 15

1.4. Перечень аудиторских процедур, оценка существенности при аудите 18

ГЛАВА 2. УЧЕТ, АУДИТ И АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ДОРОЖНИК»)_______ 22

2.1. Краткая характеристика предприятия_________________________ 22

2.2.Аудит расчетов с персоналом по оплате труда__________________ 22

Заключение__________________________________________________ 30

Список использованной  литературы_____________________________ 31

Приложение 1._______________________________________________ 33

Приложение   2_______________________________________________ 35

Приложение 3._______________________________________________ 40

Введение

В настоящее время состояние заработной платы в стране находится в кризисной ситуации. Можно сказать, что заработная плата, как экономическая категория перестала выполнять свои основные функции:  функцию стимулирования и воспроизводства рабочей силы. Зачастую ее размер является чисто символическим и не отражает фактическую стоимость рабочей силы. Поэтому для улучшения ситуации в стране необходимо тщательно исследовать механизм начисления заработной платы и удержаний из нее. В данный момент вопросу рассмотрения мер по разработке мероприятий, которые могли бы повысить удовлетворенность работников своей заработной платой, уделяется достаточно внимания. В настоящее время принят новый Трудовой Кодекс, обновлялись и другие законодательные акты, реформируется система бухгалтерского учета в целом.

В период таких глобальных изменений важное место занял институт аудиторства. Все это обусловлено тем, что собственники, и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов, т.к. именно независимыми аудиторами подтверждается достоверность информации. Таким образом, возникает общественная потребность в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг, т. е. аудиторов.

Расчеты с персоналом по оплате труда относятся к внутренним расчетным операциям. Эти расчеты производятся в основном наличными денежными средствами и связаны с оплатой расходов организации. Поэтому внутренние расчеты относятся аудиторами к зонам с повышенным контрольным риском, а их проверке уделяется особое внимание. В ходе аудита оплаты труда должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения.        

Целью данной курсовой  работы является - установление соответствия в ООО  «Дорожник» методики учета операций по оплате труда действующим в РФ в проверяемом периоде нормативным документам.

При этом для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические основы планирования аудиторской проверки, составить общий план и программу аудита оплаты труда, предварительно дав оценку состоянию системе бухгалтерского учета и система внутреннего контроля, существенности и аудиторским рискам;

2. Раскрыть методику проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда;

5. Применить рассмотренную методику при проведении аудита по расчетам с персоналом по оплате труда на ООО  «Дорожник», предварительно дав общую оценку состояния бухгалтерского учета на предприятии, а по завершении составив отчет аудитора.

ГЛАВА 1. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

1.1.Источники информации, цели и основные направления проверки

        

Аудиторская проверка  носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся  трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) и выплат социального характера.

     Источниками информации являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные в НИПИ статинформом  Госкомстата России.  

         В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" Правительство Российской Федерации утвердило  федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности 23 сентября 2002 г.

В ходе проверки аудитору необходимо получить достаточную уверенность в том, что перечисленные показатели отчетности не содержат существенных ошибок. Для сбора доказательств используется информационная база, формируемая из различных источников. Приступая к проверке, аудитор комплектует пакет нормативных документов, регистры синтетического учета и первичные документы, необходимые для проверки внутренних расчетных операций.

     Пакет нормативных документов, регулирующих установленные правила ведения бухгалтерского учета и налогообложения внутренних расчетных операций, формируется аудитором с учетом специфики деятельности клиента.

     Регистры синтетического и аналитического учета по счетам учета внутренних расчетов зависят от формы учета, применяемой в организации. При журнально-ордерной форме это журналы - ордера N 7, 8, 10, при компьютерных формах - машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

     Первичные документы являются основным источником сбора при проверке расчетов:

     - с персоналом по оплате труда:

     приказы о приеме на работу и переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о прекращении трудового договора; контракты, трудовые договоры; штатное расписание; личные карточки (ф. Т-2); табель учета использования рабочего времени (ф. Т-13); листок нетрудоспособности; расчетно-платежная ведомость (ф. Т-49); расчетная ведомость (ф. Т-51); платежная ведомость (ф. Т-53); лицевой счет (ф. Т-54); исполнительные листы; налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога [55, С. 132];

-         по социальному страхованию и обеспечению:

     расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (ф-4 ФСС РФ); журнал поступления путевок от ФСС РФ; расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ; расчетная ведомость по взносам в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского

страхования; расчетная ведомость по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения (ф. ФЗ-1); обязательные сведения работодателя в Комитет по занятости населения;

     При проверке первичных документов обращается внимание на использование типовых форм первичных документов, утвержденных в установленном порядке, и нетиповых форм, которые должны быть утверждены приказом по учетной политике (согласно п.п.8, 13 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

     Аудиторская проверка внутренних расчетных операций предполагает уточнение предварительной оценки состояния учета и внутреннего контроля этих операций, данной в процессе планирования. При этом выясняется порядок контроля за соблюдением законодательных норм при найме и увольнении персонала; состоянием учета и разделением обязанностей по учету и контролю списочного состава, рабочего времени и выполненной работы; соблюдением положений об оплате труда и др.

     Оценив уровень эффективности внутреннего контроля (высокий, средний, низкий), аудитор определяет объем выборки для проверки внутренних расчетных операций.

     Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия  совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации [55, С. 156].

1.2. Общий план и программа аудита начисления зарплаты

         Планирование ,являясь начальным этапом проведения аудита , состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской организации.

     Для эффективного планирования аудита до написания письма –обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна  согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

     На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о :                                                                                                          

  а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые  особенности;                                                          б) внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Аудитору также следует ознакомиться с:                                                     

а) организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

б)уровнем рентабельности;  

в) основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;

г) порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

д)существованием дочерних и зависимых организаций;                          

е) организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;  

ж) принципами формирования оплаты труда персонала.

     Источниками получения информации для проведения аудиторской проверки должны являться :

а) первичные бухгалтерские документы;

б) регистры бухгалтерского учета;

в) устав экономического субъекта; 

г) документы о регистрации экономического субъекта;

д) документы регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;

е)бухгалтерская отчетность;

ж) статистическая отчетность;

з) материалы налоговых проверок;

и) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;

к) информация, полученная при  осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

     На этапе  предварительного планирования аудиторская организация  оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

     Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская  организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных  аналитических процедур.

     С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита.

     В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация  оценивает эффективность  системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта и производит оценку риска системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля  может  считаться эффективной, если она своевременно предупреждает  о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация  должна собрать достаточное  количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться  на систему внутреннего контроля  и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

     При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной .Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

     Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация  является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность  за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

     Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, т.к. данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

     Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

     В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать [37, С. 189].

     В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

а) реальные трудозатраты;

б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

в) уровень существенности;

г) проведенные оценки рисков аудита.

     В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного  анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской  деятельности «Аудиторская выборка»

     Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

а) формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

д) разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

е) документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

     Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита. Примерное содержание общего плана аудита приведено в (Приложении 1. стр. 87)

Программа аудита  является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания  аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством  контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих  рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде  программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля  представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Примерное содержание программы аудита приведено в (Приложении №2 стр.88).

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить,

Относятся следующие:

соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;

учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;

учет и начисление повременных и прочих видов оплат;

расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;

аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);

сводные расчеты по заработной плате;

расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ;

расчеты по депонированной заработной плате.

Предоставленные комплексы задач охватывают типовые учетные задачи, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства. Для составления программы проверки и выбора  процедур аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора по всем выделенным комплексам задач. Примерная форма вопросника приводится в (Приложении 3. стр. 94)

     По данным заполненного справочника (вопросника) можно сделать выводы об организации системы внутреннего контроля (низкий уровень, высокий уровень и т.д), бухгалтерского учета этого раздела (отвечает или не отвечает требованиям оперативности, достоверности).

     Выводы, сделанные на основании информации справочника, позволяют аудитору назначить соответствующие процедуры для сбора аудиторских  доказательств, обратить внимание на те или иные моменты при выполнении проверки отдельных расчетов.

1.3.Рабочие документы аудитора

Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т.е отражением полученной информации в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с правилом  (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита»

К рабочей документации аудита относятся :

а) планы и программы проведения аудита;

б) описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;

в) объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;

г) копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;

д) описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;

е) аналитические документы аудиторской организации;

ж) другие документы.

     Примерный перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации, приведен в (Приложении №4 стр.98)

     Рабочая документация может быть создана аудиторской организацией, проводящей аудит, либо получена от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.

     Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из:

а) характера проводимой работы;

б) характера и сложности деятельности экономического субъекта;

в) состояния бухгалтерского учета экономического субъекта;

г) надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;

д) необходимого уровня руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.

     Рабочая  документация должна  содержать все сведения, необходимые и достаточные для :

а) составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией;

б) подтверждения того, что аудит проведен аудиторской организацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

в) осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита;

г) планирования аудита аудиторской организацией;

Рабочая документация должна содержать:

а) записи о планировании аудита;

б) записи о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур;

в) выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.

Примерный перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации [55, С. 252].

1. Информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта.

2. Извлечения или копии учредительных документов экономического субъекта, а также иных важных юридических документов его (договоров, контрактов, протоколов и т.п.)

3. Материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и программы аудита.

4. Записи об изучении и оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота или комбинации их).

5. Анализ хозяйственных операций и остатков по четам бухгалтерского учета.

6. Анализ существенных показателей и тенденций деятельности экономического субъекта.

7. Записи о характере, дате проведения и объеме проведенных аудиторских процедур и результатах таких процедур.

8. Материалы, свидетельствующие о том, что работа выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами.

9. Сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры.

10. Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с экономическим субъектом по поводу вопросов, возникающих в процессе аудита, включая условия проведения аудита.

11. Письма-подтверждения , полученные от экономического субъекта

12. Выводы, сделанные аудиторской организацией по результатам аудита.

13. Копии бухгалтерской и иной финансовой документации экономического субъекта.

Подготовка рабочей документации аудита.

Цель подготовки рабочих документов - это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.

         Проверенные аудитором первичные учетные документы организации записываются в рабочие документы аудитора формы РД-1(Д) (Приложение 5. стр.99).

     а) документы, по которым выявлены нарушения и (или) у аудитора возникли в ходе аудита вопросы, записываются в рабочий документ аудитора по всем его графам;

     б) документы, проверенные аудитором, по которым нарушения не выявлены и (или) у аудитора вопросов не возникло, записываются в рабочий документ аудитора единым пакетом однородных документов с указанием их

наименования, номеров и даты составления. В последней графе рабочего документа аудитора производится отметка "Нарушений не выявлено".

         Результаты нарушений, выявленных при проведении формальной и арифметической проверок, обобщаются в отчетных документах аудитора формы ОД-1(Д) и ОД-2(Д).

 

1.4. Перечень аудиторских процедур, оценка существенности при аудите

Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование аудита" (п.2.1б) предусмотрено описание использованных аудиторской организацией процедур и их результатов. По аудиту операций по оплате труда примерное составления описание аудиторских процедур представлено в (Приложение 2 стр. 88).

         Аудиторские организации в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

     Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Существенность информации- это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.

     Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить носят ли не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный критерий –уровень существенности.

     Под уровнем  существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные  экономические решения.

     При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принять за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

     Аудитор обязан принять во внимание уровень существенности:

а) на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских  процедур;

б) в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур;

в) на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.

     Аудитор должен иметь ввиду, что отдельные отмеченные им искажения могут не иметь существенного характера сами по себе, а искажения, взятые в совокупности, а также отмеченные искажения вместе с предполагаемыми (в результате распространения отмеченных в результате выборочной проверки ошибок на всю совокупность данных)- могут иметь существенный характер.

     В том случае, если одновременно:

а) отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного меньше уровня существенности; и

б) качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора являются несущественными, аудитор вправе сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта является достоверной во всех существенных отношениях.

     В том случае, если выполняется хотя бы одно из двух следующих условий:

а) отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного больше уровня существенности; либо

б) качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер, аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта в существенных отношениях не может быть признана достоверной.

     В том случае, если:

а) отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше, либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности; и (или)

б) имеются расхождения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения, однако, однозначно не могут быть признаны существенными, аудитор, используя свое профессиональное суждение, обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности, либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение. При этом для уточнения ситуации может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур.

ГЛАВА 2. УЧЕТ, АУДИТ И АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ДОРОЖНИК»)

2.1. Краткая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Дорожник» создано путем преобразования закрытого акционерного общества «Forget-me-not», зарегистрированного Постановлением главы Брединского района Челябинской области № 912 от 14 июля 1997 г. Предприятие находится в п. Бреды Челябинской области ул. Дорожная д.1. Фактический адрес совпадает с адресом юридическим.

 Обеспечение деятельности общества образуется за счет вкладов 2 учредителей – физических лиц, имеющие равные доли в уставном капитале.

Целью деятельности общества является получение прибыли.

Предметом деятельности общества являются :

·        реализация табачных изделий;

·        коммерческо-посредническая деятельность;

·        торгово-закупочная деятельность;

·        хранение и реализация безалкогольной продукции;

·        маркетинговая деятельность;

·        внешнеэкономическая деятельность.

ООО «Дорожник» имеет лицензию, разрешающая осуществление закупки, хранение и поставку алкогольной продукции (кроме спирта этилового) в объеме не более 0,02 млн. декалитров в год в пересчете на абсолютный алкоголь.

Среднесписочная численность работников составляет 78 человек

 

2.2.Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Как было отмечено в первой главе, аудиторская проверка начинается с этапа планирования, по завершении которого аудитор должен установить для себя уровень существенности и аудиторский риск, оценить эффективность работы системы внутреннего контроля и составить общий план аудита, а также программу проведения проверки. Общие принципы планирования изложены в расчетам с

Порядок  определения уровня существенности статей баланса регулируется, как правило, внутрифирменным аудиторским стандартом. В нем указывается критерий существенности в рублях или в процентах от валюты баланса. С одной стороны, стандарт может считать несущественными статьи баланса с остатками, составляющими, скажем, менее 1 процента валюты баланса. С другой стороны, следует учитывать не только абсолютное значение статьи баланса, но и другие аспекты.

Таблица 2.1.

Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам

с персоналом организации

Проверяемая организация

ООО «Дорожник»

Период аудита

4.03.2002/25.03.2002

Количество человеко-часов

56

Аудитор

Ильченко О.А.

Планируемый аудиторский риск

6%

Уровень существенности

1. качественно –соответствие законодательству; 2. количественно –800 тыс.руб

№п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнители

Рабочий документ

1.

Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета

4.03-7.03

Ильченко О.А.

РД-1(Т)

 РД-2(Т) РД-З(Т)

2

Аудит оформления первичных учетных документов

11.03-12.03

Ильченко О.А.

РД-4(Т) РД-5(Т) РД-б(Т) РД-7(Т)

РД-8(Д) РД-9(Т)

3

Аудит системы начисления заработной платы

12.03-15.03

Ильченко О.А.

РД-Ю(Т) РД-П(Т) РД-12(Т)

4

Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы

18.03-21.03

Ильченко О.А.

Не рассм.

5

Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды

22.03

Ильченко О.А.

Не рассм.

Следующий этап - это разработка программы проведения аудита. Разработка программы включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана

Помимо расчета аудиторского риска и определения уровня существенности, аудитору следует оценить состояние системы внутреннего контроля, т.к. в том случае, если аудитор убеждается, что он может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально или более выборочно. Поэтому аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и программы аудиторских процедур по существу.

Оценим систему внутреннего контроля на ООО «Дорожник» при помощи составленного теста, для того, чтобы решить можно ли полагаться на СВК для получения достаточной уверенности в достоверности  бухгалтерской отчетности.(табл.2.2.)

Таблица 2.2

Тестирование системы внутреннего контроля

Содержание

Ответ

п/п

Да

Нет

Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям

1

Применяются ли типовые формы документов по учету личного состава:

+

2

Ведутся ли на работающих трудовые книжки

+

3

Есть ли необходимые подписи должностных лиц на первичных документах? Соблюдено ли наличие всех необходимых реквизитов?

+

4

Своевременно ли подаются кадрами в бухгалтерию списки уволенных и вновь принятых работников

+

Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам

5

Ведутся ли в цехах табели рабочего времени

+

6

Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры

+

7

Применяются ли на предприятии утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ

+

8

Используются ли формы первичных документов по учету выработки

+

9

Применяются ли наряды на бригаду

+

10

Сопоставляются ли данные хронометража, объема выполненных работ с данными учета затрат времени и начисленной оплатой труда

+

11

Организовано ли гашение первичных документов

+

12

Применяется ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда

+

Учет и начисление повременных и других видов оплат

13

Используются ли типовые формы первичных документов по учету рабочего времени

+

14

Ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего времени

+

15

Табеля учета рабочего времени подписывает определенный круг лиц

+

16

Проверяет ли отдел труда или внутренний контролер правильность расчетов по начислениям различных видов оплат

+

Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц *

17

Пользуются ли бухгалтера информацией, отраженной в личных делах для удержания из заработной платы

+

18

Составляются ли распоряжения об удержании

+

19

Проставлены ли в расчетных ведомостях ( лицевых счетах) данные для правильного исчисления удержаний: -подоходного налога -по исполнительным листам -прочих удержаний

+

Сводные расчеты по заработной плате, правильность отнесения затрат на себестоимость, правильность отчислений во внебюджетные фонды

20

Сопоставляются ли периодически ведомости на выплату заработной платы со сведениями из личных дел служащих?

+

21

Имеют ли сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости

+

22

Сверяют ли итоговые данные в ведомости с итоговыми данными о выплате оплаты труда, отраженными в Главной книге.

+

23

Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда главным бухгалтером

+

24

Периодически определяется правильность распределения оплаты труда по объектам затрат (центрам возникновения).

+

25

Расходы на оплату труда сопоставляются с себестоимостью продукции, работ и услуг.

+

26

Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию, медицинскому страхованию, пенсионному фонду

+

27

Проверяли ли органы фондов социального страхования и налоговых служб расчеты по подоходному налогу

+

Расчеты по депонированной заработной плате.

28

Имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда

+

29

Ведутся ли на предприятии карточки по депонированной заработной плате

+

30

Перечисляется на получателя в срок заработная плата на счет "Депонированная оплата труда"?

+

31

Сверяет ли бухгалтер список депонентов с графой "Депонированная оплата труда" в Своде по начислению и удержанию оплаты труда?

+

32

Производится ли отнесение депонированных сумм на сч. 99 «Прибыли и убытки» по истечении срока исковой давности

+

 

Таким образом, по данным заполненного справочника можно сделать вывод о среднем уровне надежности и достоверности организации системы внутреннего контроля и следовательно аудитор может полагаться на СВК в своей работе.

Вследствие ограниченности времени проведения аудита, необходимо выделить такой объем информации, при котором аудитор будет достаточно уверен в своем мнении о достоверности отчетности. При этом следует применять выборочный метод, основываясь на правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».  Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой. Чем ниже ее величина, тем больше необходимый размер выборки. В соответствии с рассчитанным нами уровнем существенности определим размер выборки в 40 процентов.

Перейдем к составлению программы аудиторских процедур по существу, которая представляет собой перечень действий аудитора для детальной проверки. При аудите расчетов с персоналом по оплате труда программа может выглядеть следующим образом (табл. 2.2.).

Документально   оформленная   программа   и   завизированная   в установленном порядке завершает этап планирования аудиторской проверки. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы обязательно должны быть оформлены рабочими документами. Эти документы являются фактическим материалом для составления аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения о бухгалтерской отчетности

Итак, переходим непосредственно к методике аудита операций по оплате труда. Проверку достоверности обязательств по расчетам с персоналом по оплате труда начинают с установления тождества учетных и отчетных данных. В процессе аудита, аудитор составляет рабочие документы, в которых устанавливает причину расхождений, а также отражает выявленные ошибки и расхождения. Примером такого рабочего документа может быть рабочий документ аудитора формы РД-1(Т).

В балансе по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» кредитовое сальдо 876 тыс. руб., отражающее задолженность хозяйства рабочем и служащим по заработной плате( руководство объясняет его отсутствием денег на расчетном счете). Контрольная сверка показала, что эта сумма совпадает с данными Главной Книги и с суммой, содержащейся в своде по заработной плате. В самой же Главной книге обнаружено много исправлений, бухгалтер по оплате труда бухгалтер  объясняет это не подсчетов еще в первичных документах (все исправления подписаны бухгалтером).

Программа аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации представлена в (Приложении 2)

Таким образом, имеющиеся на ООО  «Дорожник» первичные документы по оплате труда в целом соответствуют типовым (унифицированным) формам учета. На предприятии также применяются самостоятельно разработанные формы первичных документов. Однако, как уже отмечалось выше, на ООО «Дорожник» используются старые унифицированные документы по учету труда и заработной платы, не соответствующие действующему законодательству.

Кроме того, используемые на предприятии не унифицированные формы первичной документации по учету выработки и другие документы не нашли отражения в учетной политике (нарушается п. 5 ПБУ1/98) и не содержат всех обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона  «О бухгалтерском учете».

Таким образом, при проверке правильности оформления первичных документов были выявлены следующие нарушения:

отсутствие обязательных реквизитов   на   некоторых   формах,   отсутствие   факта отражения неунифицированных форм в учетной политике и несоответствие применяемых форм действующему законодательству. Других нарушений не выявлено. Все документы заполнены ясно и четко. Помарки и исправления завизированы главным бухгалтером .Далее проверяем правильность учета депонентской задолженности. Книгу учета депонированной заработной платы аудитору не предоставили, объясняя этот факт тем, что на предприятии с 1997 года депонентская задолженность не образовывалась. По этому моменту проверки может составляться рабочий документ аудитора по форме РД-8(Т). Проверяя правильность начисления заработной платы повременщикам, обращаем внимание на правильность расчета доплат. А проверяя правильность начисления заработной платы сдельщикам, проверяем правильность оплаты бракованной продукции. При этом составляем рабочий документ по форме  РД-10 (Т) Таким образом, из данных документа следует, что не всегда отпускные суммы делятся по месяцам. Следует помнить что на себестоимость относится часть выплаты, принадлежащая текущему месяцу.

Таблица 2.3.

                                                                                                                                                                

Выявленные нарушения и рекомендации по их устранению.

Выявленные ошибки

Возможные последствия

Рекомендации по устранению ошибок

1. Превышение суммы расходов по подготовке и переподготовке кадров, относимых на себестоимость

Завышение себестоимости и, как следствие, занижение налогооблагаемой прибыли.

Провести семинар на предприятии по формированию себестоимости в части, касающейся оплаты труда.

Неправильное отнесение расходов отпускам на себестоимость

2. Форма и система оплаты труда не зафиксирована. Отсутствует коллективный договор

Отношения между работниками и работодателями неблагоприятны для самих работников

Заключить коллективный договор. Принять положение об оплате труда на предприятии.

3.Используемые первичные документы не соответствуют установленным формам

При налоговой проверке документы могут быть признаны недействительными.

Применять первичные документы по учету труда и его оплаты, в соответствии с действующим законодательством.

4.Отсутствие обязательных реквизитов на первичных документах, отсутствие факта отражения неунифицированных форм в учетной политике.

При налоговой проверке документы могут быть признаны недействительными.

Добавить отсутствующие реквизиты в разработанные формы первичных документов, предусмотренные законом №129-ФЗ и отразить их в учетной политике.

5. Неправильный расчет среднего заработка

Искажены расчеты с работником

Произвести доплату (удержание) суммы, провести семинар с бухгалтером на тему расчета среднего заработка.

Заключение

В настоящее время действует тридцать восемь документов, регулирующих порядок взаимоотношений и совершения операций с персоналом по оплате труда. Согласно действующему законодательству для учета расчетов по оплате труда используется большой перечень унифицированных форм первичных документов. Синтетический учет по оплате труда ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», операции по которому отражаются по журналу-ордеру №10 и в ведомостях 12,13,15,18. Аналитический учет расчетов ведется по каждому работнику в разрезе отдельных начислений и удержаний.

В результате проведения аудита выявлены следующие нарушения :

• В ООО «Дорожник» отсутствует положение о системе оплаты труда, а также коллективные договор. Рекомендуется разработать и утвердить положение о системе оплаты труда и заключить коллективные договор с работниками, не состоящими в профсоюзном органе.

• В  учетной политике предприятия не  нашли отражение неунифицированные формы первичных учетных документов, а используемые  унифицированные  формы  не  соответствуют действующему законодательству. Рекомендовано пересмотреть учетную политику и привести в соответствие ведение первичных документов нормативным документу, регулирующим этот вопрос.

• Неправильное отнесение сумм расходов на себестоимость. Рекомендовано провести семинар на предприятии по формированию себестоимости в части, касающейся операций по оплате труда.

• Неправильный  расчет   величины   пособия   по   временной нетрудоспособности.   Рекомендовано   провести   семинар   с бухгалтером по расчету среднего заработка. В результате не были обнаружены серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности.

Список использованной  литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 // Собрание законодательства РФ,- №32 от 5 декабря 1994 г.

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 // Федеральный Закон от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 30.05.2001г. №71-ФЗ)

3.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ

4.     Федеральный Закон от 21.11.96. №129- ФЗ ( с изм. от 23.07.98 г. №123-ФЗ) « О бухгалтерском учете».

5.     Постановление Госкомстата РФ от 6.04.2001г. №26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по труду и его оплаты»

6.     "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"

7.     Приказ Минфина РФ от 29.07.98г. №34н (в ред. от 24.03.2000 №31н) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».

8.     Ахалкаци О.В. Аудит расчетов по оплате труда //Аудиторские ведомости. 2000.№2.-с.48-62.

9.     Безруких П.С., Кондраков Н.П и др. Бухгалтерский учет: Учебник/ под ред. П.С. Безруких. -М : бухгалтерский учет, 1999.-c.l67 -199 .

10.                       Барышников Н.П Организация и методика проведения общего аудита. -М.: Филинъ.1998-с. 105-116.

11.                       Барсукова И.В. Начисление заработной платы при различных системах оплаты труда. // Бухгалтерский вестник.2000.№2.с.58-б8.

12.                       Врублевский Н.Д., Рендуков И.М Учет расчетов по оплате труда: Практическое руководство. - М.: Бухучет, 2000 -128 с.

13.                       Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет :Учебное пособие.-4е изд., перераб и доп. -М.:ИНФРА-М,2001.-с.208-245.

14.                       Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н Учет труда и заработной платы. // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет».2001.№1.-с.40-46, №2.-с.39-44, .№3.- с.63-68, №4.-с.53-57, №5.-с.47-50, №6.- с.44-46.

15.                       Ливина  О.Д.   Рабочие  документы  в  аудите.//  бухгалтерский учет. 1999.№12.-26с.

16.                       Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А Аудит Учебник/под ред. В.И.Подольского. -М.:ЮНИТИ, 2001-с.9-338,с 441-451,с.579-594.

17.                       Ремизов Н.А. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. -2е изд., перераб. и доп. -М.:ИД ФБК-ПРЕСС,2001. -446с.

18.                       Скобара В.В. Аудит. Методология и организация. -М.: Дело и сервис,

19.                       1998.-С.256-327.

20.                       Ширкина Е.И. Аудиторская проверка внутренних расчетных операций //Бухгалтерский учет.2000.№21 .-с.54-65.

Приложение 1.

                                                                                                                                            

Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам

с персоналом организации

Проверяемая организация

ООО «Дорожник»

Период аудита

4.03.2002/25.03.2002

Количество человеко-часов

56

Аудитор

Ильченко О.А.

Планируемый аудиторский риск

6%

Уровень существенности

1. качественно -соответствие законодательству; 2. количественно -800 тыс.руб

№п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнители

Рабочий документ

1.

Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета

4.03-7.03

Ильченко О.А.

РД-1(Т)

 РД-2(Т) РД-З(Т)

2

Аудит оформления первичных учетных документов

11.03-12.03

Ильченко О.А.

РД-4(Т) РД-5(Т) РД-б(Т) РД-7(Т)

РД-8(Д) РД-9(Т)

3

Аудит системы начисления заработной платы

12.03-15.03

Ильченко О.А.

РД-Ю(Т) РД-П(Т) РД-12(Т)

4

Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы

18.03-21.03

Ильченко О.А.

Не рассм.

5

Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды

22.03

Ильченко О.А.

Не рассм.

 

Приложение   2

Программа аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации

Проверяемая организация

ООО  «Дорожник»

Период аудита

4.03.2002/25.03.2002

Количество человеко-часов

56

Аудитор

Ильченко О.А.

Планируемый аудиторский риск

6%

Уровень существенности

1. качественно -соответствие законодательству;

2. количественно -800 тыс.руб

№ п/п

Перечень аудиторских процедур

Период проведения

Исполнители

Проверяемые документы

Рабочие документы

1. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета

1.1

Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета

4.03

Ильченко О.А.

Журналы-ордера №10,10/1, 10а, ведомости №12,13,13а, 15,18,Главная книга, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета

РД-1(Т)

1.2

Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции (работ ,услуг) выплат, начисленных персоналу организации

5.03

Ильченко О.А.

.

Журналы-ордера №10,10/1,10а, ведомости №12,13,13а, 15,18,Главная книга, личные карточки, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, акты выполненных работ

РД-2(Т)

1.3

Проверка правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции (работ, услуг)

6.03

Ильченко О.А.

Журналы-ордера №9,10,10/1,1 10а, Главная книга, расчетно-платежные ведомости, отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения

1.4

Проверка обоснованности расходов организации по подготовке и переподготовке кадров, правильности отнесения таких выплат на себестоимость продукции (работ, услуг)

7.03

Ильченко О.А.

.

Журналы-ордера №10,10/1,1 Оа, ведомости № 12,13,13 а, 15,18,Главная книга, приказы, первичные документы (договоры на обучение, акты о выполненных работах)

РД-З(Т)

2.Аудит оформления первичных документов

2.1

Определение степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени

11.03

Ильченко О.А.

.

Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета рабочего времени , личные карточки, коллективный договор( т.е. первичные документы)

РД-4(Т)

РД-5(Т)

 РД-6(Т) РД-7(Т)

2.2

Проверка правильности учета рабочего времени

11.03

Ильченко О.А.

Табели учета использования рабочего времени, график-календарь

2.3

Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов

12.03

Ильченко О.А.

Расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера

2.4

Проверка правильности учета

12.03

Ильченко О.А.

Книга учета депонированной

РД-8(Т)

депонированной заработной платы

заработной платы, депонентские

карточки, расходные кассовые

ордера

3. Аудит системы начисления заработной платы

3.1

Проверка обоснованности

12.03

Ильченко О.А.

Приказы руководителя, табели

РД-Ю(Т)

начислений за особые условия

учета использования рабочего

труда:

времени, расчетно-платежные

а) сверхурочные работы и работу в

ведомости, лицевые счета (а,б)

ночное время;

б)работу в выходные и

Табели учета рабочего времени,

праздничные дни;

перечень работ (постановление

в)Выполнение работ с тяжелыми и

Минтруда России от 27.05.94г.

вредными условиями труда;

№41), расчетно-платежные

г)работы в районах с

ведомости, личные карточки (в)

неблагоприятными

климатическими условиями

Расчетно-платежные ведомости,

табели учета рабочего времени,

личные карточки (г)

3.2

Проверка правильности

13.03

Ильченко О.А.

Табель учета рабочего времени,

документирования и оплаты

листки о простое, расчетно-

простоев

платежные ведомости, акты с

приложением списка работников

3.3

Проверка правильности документирования и оплаты работы в случае брака

13.03

Ильченко О.А.

Акты о браке, приказы руководителя, расчетно-платежные ведомости, личные карточки

3.4

Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей

14.03

Ильченко О.А.

Приказы руководителя, заявления работников, расчетно-платежные ведомости, личные карточки

РД-П(Т) РД-12Т)

3.5

проверка правильности расчета пособий , выплачиваемых за счет средств ФСС РФ

14.03

Ильченко О.А.

Заявления работников на выплату пособий, листки нетрудоспособности путевки на санаторно-курортное Лечение, счета организаций, оказывающих услуги, расчетно-платежные ведомости, личные карточки

РД-12(Т)

3.6

Проверка правильности образования и корректировки резервов на предстоящую оплату отпусков работников, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам года.

15.03

Ильченко О.А.

Журналы-ордера №10,10/1, 1 Оа, 12, ведомости №12,13,13а,15,18

РД-9(Т)

4.Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы.

4.1

Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц

18.03

Ильченко О.А..

Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию

4.2

Проверка правомерности применения вычетов и льгот Для начисления подоходного налога

19.03

Ильченко О.А.

Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах, подаваемые в налоговую инспекцию

4.3

Определение соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему законодательству

20.03

Ильченко О.А.

Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах, подаваемые в налоговую инспекцию

4.4

Проверка правильности удержаний по исполнительные листам

21.03

Ильченко О.А.

Исполнительные листы, расчетно-платежные ведомости .расчетные ведомости

5.Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды.

5.1

Проверка правильности исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению,

22.03

Ильченко О.А.

Разработочная таблица «Сводка начисленной заработной платы» ж/о№10,10/1, 10а, ведомости №12,13,15, отчетные декларации

Приложение 3.

Содержание

Ответ

п/п

Да

Нет

Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям

1

Применяются ли типовые формы документов по учету личного состава:

+

2

Ведутся ли на работающих трудовые книжки

+

3

Есть ли необходимые подписи должностных лиц на первичных документах? Соблюдено ли наличие всех необходимых реквизитов?

+

4

Своевременно ли подаются кадрами в бухгалтерию списки уволенных и вновь принятых работников

+

Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам

5

Ведутся ли в цехах табели рабочего времени

+

6

Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры

+

7

Применяются ли на предприятии утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ

+

8

Используются ли формы первичных документов по учету выработки

+

9

Применяются ли наряды на бригаду

+

10

Сопоставляются ли данные хронометража, объема выполненных работ с данными учета затрат времени и начисленной оплатой труда

+

11

Организовано ли гашение первичных документов

+

12

Применяется ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда

+

Учет и начисление повременных и других видов оплат

13

Используются ли типовые формы первичных документов по учету рабочего времени

+

14

Ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего времени

+

15

Табеля учета рабочего времени подписывает определенный круг лиц

+

16

Проверяет ли отдел труда или внутренний контролер правильность расчетов по начислениям различных видов оплат

+

Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц *

17

Пользуются ли бухгалтера информацией, отраженной в личных делах для удержания из заработной платы

+

18

Составляются ли распоряжения об удержании

+

19

Проставлены ли в расчетных ведомостях ( лицевых счетах) данные для правильного исчисления удержаний: -подоходного налога -по исполнительным листам -прочих удержаний

+

Сводные расчеты по заработной плате, правильность отнесения затрат на себестоимость, правильность отчислений во внебюджетные фонды

20

Сопоставляются ли периодически ведомости на выплату заработной платы со сведениями из личных дел служащих?

+

21

Имеют ли сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости

+

22

Сверяют ли итоговые данные в ведомости с итоговыми данными о выплате оплаты труда, отраженными в Главной книге.

+

23

Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда главным бухгалтером

+

24

Периодически определяется правильность распределения оплаты труда по объектам затрат (центрам возникновения).

+

25

Расходы на оплату труда сопоставляются с себестоимостью продукции, работ и услуг.

+

26

Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию, медицинскому страхованию, пенсионному фонду

+

27

Проверяли ли органы фондов социального страхования и налоговых служб расчеты по подоходному налогу

+

Расчеты по депонированной заработной плате.

28

Имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда

+

29

Ведутся ли на предприятии карточки по депонированной заработной плате

+

30

Перечисляется на получателя в срок заработная плата на счет "Депонированная оплата труда"?

+

31

Сверяет ли бухгалтер список депонентов с графой "Депонированная оплата труда" в Своде по начислению и удержанию оплаты труда?

+

32

Производится ли отнесение депонированных сумм на сч. 99 «Прибыли и убытки» по истечении срока исковой давности

+