Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы дифференциации цен. 4

1.1.       Функции цен и сущность их регулирования. 4

1.2    Анализ существующих видов и систем цен. 7

1.3. Причины возникновения ценовой дискриминации. 11

Глава 2. Принципы формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.. 16

Заключение. 34

Список литературы.. 36

Введение

С ростом уровня жизни населения все в большей степени возрастает объем потребляемых населением услуг — платных и бесплатных. Расширение сферы и объема оказываемых услуг экономит свободное время трудящихся и является важным фактором масштабного воспроизводства рабочей силы. По социальной значимости услуги можно разделить на две группы. Услуги особой социальной значимости, которые имеют важное значение в обеспечении условий жизни населения, и обычные виды услуг массового спроса.

В отношении особой социальной значимости проводится политика цен, направленная на создание возможностей обеспечения потребностей всех групп населения в этих услугах в минимальном объеме. К таким услугам относится, прежде всего, обеспечение потребности людей в жилье и медицинских услугах.

Цены на услуги второй группы формируются под действием чисто рыночных факторов. Уровень цен и тарифов на эти услуги в значительной степени зависит от географического фактора и фактора сезонности. Влияние географического фактора проявляется в территориальной дифференциации цен и тарифов на большинство видов услуг. Спрос на многие услуги имеет ярко выраженный сезонный характер. Летом возрастает спрос на туристические услуги, услуги пассажирского транспорта.

Глава 1. Теоретические основы дифференциации цен

1.1. Функции цен и сущность их регулирования

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он служит одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. В связи с этим возникает функция цены как критерия рационального размещения производства. [14]

В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется, в частности, законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования.

Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, то есть на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен также на рынке.

Механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов [14]:

·        стратегический фактор заключается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости.

·        тактический выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержания. Причем к функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Таких функций пять:

Учетная функция

Иначе называемая как функция учета и измерения затрат общественного труда предопределена самой сущностью цены, т.е. будучи денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует эффективность используемого труда. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Однако эту функцию в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе на рынок. Дело в том, что рыночная цена может значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара.

Интерес изготовителя обусловливается величиной выручка от продажи товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от той, которую хотел бы получить изготовитель товара. Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.

В данной функции цена служит средством исчисления стоимостных показателей [44]:

·        количественных (валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.);

·        качественных (рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т.д.).

В этом качестве цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

Стимулирующая функция цены.

Сущность ее выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена стимулирует производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйстве цены могут способствовать или препятствовать увеличению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они непосредственно сами продают свою продукцию.

С помощью цены в этой функции можно воздействовать на: научно-технический процесс; экономию затрат ресурсов; повышение качества продукции; изменение структуры производства и потребления. Стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, установления надбавок и скидок в основной цене.

Распределительная функция цены

Данная функция связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального (чистого) дохода между [44]:

·        отраслями экономики;

·        государственным и другими секторами экономики (например, между промышленностью и сельским хозяйством);

·        различными формами собственности;

·        регионами страны;

·        фондом накопления и фондом потребления;

·        различными социальными группами населения.

Так, высокие розничные цены на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивают перераспределение денежных средств определенной части населения с помощью бюджета для формирования социальных фондов.

Функция сбалансирования спроса и предложения.

Данная функция выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении диспропорций в хозяйстве, несоответствия между предложением и спросом равновесие достигается с помощью цены либо путем ее роста, либо снижения. По мере развития рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта функция цены будет усиливаться и играть доминирующую роль при формировании цен на товары.

Функция цены как критерия рационального размещения производства

Считается, что данная функция цены по мере перехода к рыночной экономике будет получать дальнейшее развитие. Данная функция проявляется в том, что с помощью механизма цен осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов, туда, где норма прибыли более высокая.

1.2  Анализ существующих видов и систем цен

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков цен, взаимозависимых и взаимодействующих. Наиболее важными, основными блоками являются [16]:

·        оптовые цены;

·        цены на строительную продукцию;

·        закупочные цены;

·        розничные цены;

·        тарифы транспорта и связи.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:

·        все цены формируются на единой методологической основе — на законах стоимости, предложения и спроса;

·        все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.

Вместе с тем взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков.

Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей: товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию и т.д., которые составляют основу рыночной экономики.

В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по видам и подвидам.

Оптовые цены — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. В свою очередь оптовые цены подразделяются на два подвида:

·        оптовые цены предприятия;

·        оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Эти цены призваны обеспечить дальнейшую хозяйственную деятельность предприятий или организаций, иными словами, реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который позволил бы им выжить в условиях рынка. На основе оптовых цен предприятия производятся анализ и расчеты стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая цена предприятия обращена к производству, тесно связана с ним.

Рис. 1.1  Состав оптовой цены предприятия

Трансфертная цена является разновидностью оптовой цены предприятия. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия и может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и по услугам, в том числе управленческим платежам и процентам за кредит.

Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены, по которым предприятия и организации — потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. Они применяются во многих отраслях экономики.

Рис. 1.2   Состав оптовой (отпускной) цены промышленности

Если оптовые цены предприятия более тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей.

Цена биржевого товара (или биржевых сделок) является разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности. Она формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Закупочные цены — это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, на рынке и др.).

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен [14]:

·        сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;

·        прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 малярных работ и др.);

·        договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками. Сфера действия этой цены будет расширяться с развитием рыночных отношений.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Разновидностями розничной цены являются: коммерческая и аукционная цены.

Коммерческая цена — свободная (рыночная) цена, которая применяется по товарам, свободно продаваемым в коммерческих магазинах при наличии государственной цены на такие же изделия, распределяемые централизованно.

Рис. 1.3.  Состав розничной цены

Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

1.3. Причины возникновения ценовой дискриминации

Как известно, цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.

Цена – сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование – формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения.

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет собой весьма многогранный процесс, подверженный воздействию множества факторов.

Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы.

Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование цен, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это до сих пор характерно для бедных стран, а также среди неимущих групп населения применительно к товарам первой необходимости. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг для клиентуры различного покупательного уровня.

В рыночных условиях процесс ценообразования является довольно сложным. Но несмотря на это существуют общие подходы к определению цен на производимые товары, выполняемые работы и оказываемые услуги.

Производители товаров, услуг и работ устанавливают цены по-разному:

в небольших фирмах их определяет руководство;

в крупных – управляющие отделений, менеджеры по товарному ассортименту;

там, где цены играют решающую роль, фирмы обычно организуют отделы цен.

На процесс ценообразования влияет множество факторов. Маркетинговые цели и издержки фирмы являются лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары и услуги. Прежде чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Для условий России особое значение имеет ценообразование с учетом географического принципа, который предполагает установление фирмой разных цен для потребителей в различных частях страны.

Процесс формирования рыночных цен на товары включает ряд этапов: постановку задач ценообразования, определение спроса, оценку издержек, проведение анализа цен и товаров конкурентов, выбор метода установления цен, определение окончательной цены и правил ее будущих изменений, учет мер государственного регулирования цен.

Для того чтобы ценовая дискриминация сработала, необходимо наличие определенных условий. Во-первых, рынок должен поддаваться сегментированию, а полученные сегменты должны отличаться друг от друга интенсивностью спроса. Во-вторых, члены сегмента, в котором товар продается по низкой цене, не должны иметь возможности перепродать его в сегменте, где фирма предлагает его по высокой цене. В-третьих, конкуренты не должны располагать возможностью продавать товар дешевле в сегменте, где фирма предлагает его по высокой цене. В-четвертых, издержки в связи с сегментированием рынка и наблюдением за ним не должны превышать суммы дополнительных поступлений, образующихся в результате ценовой дискриминации. В-пятых, установление дискриминационных цен не должно вызвать обиды и неприязни потребителей. В-шестых, применяемая фирмой конкретная форма ценовой дискриминации не должна быть противоправной с точки зрения закона (о защите прав потребителя).

Хотя чрезмерное увлечение классификацией оказывает скорее усыпляющее, нежели обучающее воздействие, систематизированный перечень классических типов дискриминационного поведения может оказаться полезным для понимания необъятного разнообразия методов дискриминации, встречающихся в реальной жизни. Мы не можем придумать ничего лучшего, чем повторить классификацию, предложенную Фрицем Махлупом, внеся в нее лишь некоторые изменения. Выделяются три основные группы: индивидуальная дискриминация (personal discrimination), которая основывается на различиях, выявленных среди отдельных покупателей; групповая дискриминация (group discrimination), в которой используются различия между группами покупателей, и продуктовая дискриминация (product discrimination), при которой на различную продукцию назначаются дискриминационные цены. Для каждой группы мы даем перечень основных типов дискриминационного поведения, снабженный короткими объяснениями и примерами.

Глава 2. Принципы формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию

Все сельскохозяйственные производственные процессы, которые связаны с обработкой почвы, с точки зрения унификации методов расчета оптимальных сроков их выполнения могут быть разделены на три категории: простые, сложные, комбинированные. К числу простых производственных процессов относятся такие, при выполнении которых почва переходит из своего начального состояния в конечное при одноразовом воздейст­вии на нее рабочих органов с.х. машин. Например, вспашка, культивация, уборка хлебов прямым комбайнированием и т.д.

Ко второй категории относятся такие производственные процессы при выполнении которых рабочие органы с.х. машин воздействуют на обрабатываемую среду несколько раз через определенные интервалы времени, чтобы превратить ее из исходного состояния в конечное (заготовка гру­бых кормов, раздельная уборка и т.д.).

Комбинированные процессы представляют собой сочетание про­стых и сложных процессов, когда часть объема работ по обработке вы­полняется с помощью одноразового воздействия рабочих органов на обра­батываемый материал, а часть с помощью многократного (раздельное и прямое комбайнирование).

Рассмотрим факторы, определяющие эффективность большинства методик, определяющих сроки проведения с.х. операций, представленных следующими авторами:

Шаров Н.М. в своих трудах. "Основы проектирования оптимальной организации сельскохозяйственных процессов" ставит на первое место фактор времени, так как выполнение всех операций в сжатые сроки зна­чительно увеличивает урожайность и уменьшает потери. В связи с этим на второе место он выдвигает возможности, имеющейся в хозяйстве тех­ники, третий фактор, учет погодных условий и на задний план он отодви­гает величину прямых производственных затрат. В связи с этим он ставит задачу по изысканию такого плана организации заданного комплекса производственных процессов, который при использовании имеющейся в хозяйстве техники обеспечивает выполнение заданного объема работ в кратчайшие сроки. При этом будет иметь место наиболее эффективное с точки зрения производительности использование техники. Эта задача яв­ляется одной из разновидностей распределительной задачи.

Критерием оптимальности является время, а не величина прямых производственных затрат и отсутствуют сведения о величине удельных (на единицу работы) прямых производственных затрат.

Задача решается симплекс-методом и по полученному оптимально­му решению составляется определенный план использования имеющейся техники.

В своей работе «Взаимосвязи факторов, определяющих экономиче­скую эффективность производственных процессов в сельском хозяйстве» Саклаков В.Д. и Фельдман С.Г. показывают, что учитывать все факторы сложно из-за неопределенности их действия и группируют их по различ­ным критериям. Однако все факторы сильно зависят от времени. Среди факторов перечисленных в работе называется: количество живого труда (труд механизаторов и др. работников) и овеществленный труд (техника, топливо, удобрения и т.д.), состояние почвы и погодных условий для раз­вития растений, а так же здесь учитывается экономический фактор (повы­шение энергонасыщенности процесса невозможно без увеличения капи­тальных вложений. В работе авторы приходят к следующему выводу, что представленный ими теоретический анализ - это описание производствен­ного процесса как сложной системы, являющися основой для ее оптими­зации.» Эффективность производственных процессов определяется боль­шим количеством факторов, важнейший из которых - фактор времени. Определение оптимального соотношения стоимости техники, труда и их влияние на продуктивность растений является основной задачей оптими­зации производственных процессов в растениеводстве». Одним из факто­ров по определению влияния продолжительности выполнения полевых ра­бот на урожайность культур рассматривался коэффициент учета потерь - Кп, который показывает, насколько требовательна данная работа или культура к скорости ее выполнения. Р.Ш. Хабатов, Ю.К. Киртбая, Г.М. Шатуновский, О.А. Благодатов, В.Д. Саклаков - занимались исследова­нием этого фактора в своих работах.

В работе [18] рассматривается задача минимизации сроков выполнения производственных процессов, как одна из разновидностей распределительной задачи. В этой задаче критерием оптимальности является время, а не величина прямых производственных затрат. Это накладывает отпечаток на объем исходной информации, содержащейся в условии задачи, где от­сутствуют за ненадобностью сведения о величине удельных затрат (на единицу работы) С, имеющих место при выполнении  производствен­ного процесса агрегатом -го типа. Кроме того, не входит в исходную ин­формацию и длительность периода выполнения всего объема работ, так как эта величина сейчас является искомой.

На современном уровне развития сельского хозяйства все производ­ственные процессы переведены на машинную основу. Достаточное коли­чество техники позволяет своевременно и качественно выполнять все работы. При этом возникает возможность оптимизации сельскохозяйст­венных производственных процессов, что позволяет значительно умень­шить затраты труда и средств на выполнение заданного объема работ или сократить сроки их выполнения. Характерно, что для реализации подобно­го решения не потребуется никаких дополнительных затрат.

В связи с этим организация рационального использования машин в сельскохозяйственном производстве становятся все более важной и слож­ной задачей, успешное решение которой требует изыскания и использова­ния новых методов инженерных расчетов, позволяющих находить пути наилучшего, т.е. наиболее эффективного использования производственных возможностей.

В условиях рыночной экономики с.х. производители должны за счет собственных ресурсов вести рентабельное производство продукции, а зна­чит решать самостоятельно ряд важнейших вопросов, обеспечивающих высокопродуктивное ведение хозяйства. Среди этих вопросов решение во­проса об оптимизации продолжительности проведения механизированных работ, является ключевым. Так как именно его решение влияет в конечном итоге на потери урожая и на урожайность в целом.

Разработкой методов оптимальной продолжительности проведения ме­ханизированных работ начали заниматься в конце 50-х годов. Большой вклад в развитие этого направления внесли академики В.С.Немчинов и В.А.Желиговский, профессора Ф.С.Завалишин, Т.С.Басюк, К.П.Оболенс­кий, Ю.К.Киртбая кандидаты технических наук А.Д.Мурашов, В.А.Гудков, Г.Е.Журавлев и др. В своих научных работах эти ученые показали возможность за счет наиболее рационального распределения работ по различным агрегатам значительно уменьшить затраты труда и средств на выполнение заданного объема работ и таким образом сократить сроки их выполнения.

Шаров Н.М. в своих трудах предлагал при составлении планов организации заданного комплекса производственных процессов необходимо учи­тывать, что каждый из них должен быть выполнен в строго определенные сроки.

Вопросами оценки влияния продолжительности выполнения полевых механизированных работ на урожайность культур занимался профессор В.Д.Саклаков. Он в своих работах на практике показывает, что сокраще­ние сроков значительно увеличивает сбор продукции, улучшает ее качест­во, а растягивание сроков приводит к большому недобору урожая. В своей работе он даже ведет подразделение видов производственных процессов на группы с учетом требовательности их к скорости выполнения. К необ­ходимости более строгого соблюдения оптимальных сроков выполнения он относит посев и уборку. Вопросами оптимизации режимов работы зер­ноуборочных машин занимались Г.М.Шатуновский, О.А.Благодатов.

Вопросами оптимизации продолжительности проведения механизиро­ванных работ с экономической точки зрения, и влияние сроков проведе­ния работ на эффективность производственных факторов также занима­лись Саклаков В.Д. и Фельдман С.Г. Сергеев М.П. Взаимосвязь величины капиталовложений на единицу площади и возможность своевременного выполнения всех технологических операций в агротехнические сроки, за счет этого получение урожайности, близкой к потенциальной для дан­ной культуры показал в своих трудах Устюжанин А.П.

Определителем, показывающим, насколько требовательна данная меха­низированная работа или культура к скорости ее выполнения является ко­эффициент учета потерь Кп. Большая работа по определению значений ко­эффициента учета потерь была выполнена в вычислительном Центре Гос­плана УССР под руководством канд.техн.наук Хабатова Р.Ш.

Таким образом, при выборе оптимальной продолжительности проведения механизированных работ необходимо учитывать следующие факторы:

- Зависимость потерь урожая от различной продолжительности проведения с.х. работ - Кп.

- Рыночную цену урожая - Ц

- Годовые затраты на содержание техники ( с учетом отчислений на реновацию) - m

- Среднюю производительность используемой техники с учетом конкретных названных условий, рельефа и конфигурации поля и т.д. W

- Вероятность возможности проведения сельскохозяйственных работ в указанный срок Р.

- Неэквивалентность обмена между городом и деревней производимой продукции

Эффективность аграрного производства в настоящее время находит­ся на весьма низком уровне. Практически отсутствуют товаро-денежные отношения в аграрном секторе и по сути не оказывают существенного влияния ни на формирование затрат ни на активизацию человеческого фак­тора. Если по животноводческим продуктам розничные государственные цены в настоящее время в разных регионах в 2-2,5 раза ниже себестоимо­сти, то к 1995-2000 гг. этот разрыв может увеличиться до непредсказуемых размеров.

Дисбаланс цен на продукцию сельского хозяйства и промышленно­сти в принципе можно рассматривать по двум его составляющим :

а) как удорожание средств производства для села и как результат мо­нопольных цен промышленных предприятий и нарастающей инфляции. В этом случае, в соответствии с действующими методиками, производится расчет индексов изменения цен. Но такой подход имеет значение лишь при анализе общих тенденций изменения цен и наедает необходимой информа­ции для определения разницы ценового дисбаланса в полном объеме. Вме­сте с тем при таком подходе представляется возможность оценить в целом соотношение в движении индексов, что для практики имеет немаловажное значение. Так по расчетам проведенным Сибирским НИИ экономики сель­ского хозяйства, в 1992 г. соотношение между индексом цен на сельскохо­зяйственную продукцию, в сравнении даже с 1991г., ухудшилось на 30 пунктов.

Как видно из таблицы, за не продолжительный период времени -1990-92 гг. сельское хозяйство поставлено на грань полного разорения:

б) дисбаланс в ценах рассматривается и как скрытое, необоснованное удорожание на средства производства для сельского хозяйства, при кото­ром под видом выпуска новых видов промышленной продукции цены на них растут, несмотря на заниженный эффект от их использования у потребителей. Следует отметить, что расчеты на основе индексов, как и индек­сация доходов сельских товаропроизводителей, особенно в условиях ин­фляции, весьма необходимая мера.(см. Приложение табл. 3.)

Поступающая в сельское хозяйство новая техника по своим технико-экономическим параметрам мало чем отличается от заменяемой, в тоже время почти на каждую новую и модернизированную машину цены заметно возрастали. Однако применение данной техники в сельском хозяйстве не способствует повышению производительности труда, условия работы механизаторов улучшились не значительно. Эксплуатационные и капитальные затраты, в расчете на единицу работы, не только не снижались, но и возрастали, увеличивая себестоимость производимой продукции. Выход из сложившейся ситуации при отсутствии финан­сирования видится только в совершенствовании машинных технологий путем увеличения нагрузки на имеющуюся технику, что в принципе подтверждается исследованиями других институтов. Исследования по обоснованию капитальных вложений на формирование М.Т.П. и сельско­хозяйственных машин, проведенные В.В.Лазовским [4] отмечает, что "...попытка поднять производительность парка в целом ведет к прогрес­сирующему нарастанию затрат на приобретение энергомашин. На совре­менном этапе целесообразно искать резервы повышения производительно­сти, путем мобилизации внутри смены, а не стремиться к созданию энер­гомашин с большей единичной мощностью, так как это приводит к боль­шим затратам..." Необоснованному росту цен на новую технику во многом способствовала методика их установления по принципу определения верх­него предела лимитной цены, которая формировалась таким образом, что потребителю равно выгодно было применение новых машин не изменяло размера стоимости вышеуказанной продукции..?

Действующие лимитные цены рассчитывались на максимальном, ос­нованном на предельных возможностях новой техники, полезном эффекте. При этом считалось само собой разумеющимся, что машины и оборудова­ние будут работать с максимальной отдачей, то есть выдавать объемы про­дукции (работ) в полном соответствии с их потенциальной производитель­ностью, хотя в действительности, такого не могло быть даже теоретически, а не только в силу производственных причин.

Лимитная цена [5] должна основываться не на максимально возмож­ном, а на минимально полезном эффекте, и соответствовать той экономии, какую может получить потребитель, используя новую машину на прежнем объеме работ. Иными словами, затраты (цена) на новую машину должны быть на таком уровне, чтобы ее применение удешевило прежний объем работы (продукции), и, следовательно, единицу выполняемой работы. В соответствии с этим, полезный эффект следует рассчитывать не на объем производимой новой машиной, а на объеме выполняемой базовой маши­ной. При этом этот объем новая машина должна выполнять не только бы­стрее, но и с меньшими затратами общественного труда.

Лимитные цены, рассчитанные по формуле нижнего предела значи­тельно отличаются от расчетов по верхнему пределу цены (табл.).   За период 1985-1989 гг. сумма необоснованных удорожаний промышленных средств производства и услуг для села составила 31 млрд. 346 млн. рублей. Доходы же, предусмотренные для компенсации за счет различных надба­вок лишь 20 млрд.2224 млн. руб. [3]. Ценовой дисбаланс - 11 млрд.122 млн. рублей.

Если учесть, что в тот период, примерно в таком же объеме выделя­лись ежегодные централизованные капиталовложения, то становятся по­нятными основные причины и уровень хронического обнищания аграрных предприятий.

При переходе на рыночную экономику проблема ценового дисбалан­са между сельским хозяйством и промышленностью обостряется в еще большей мере. Так, в последнее время существенно возросла не компенси­рованная часть необоснованного удорожания на технику с либерализацией цен. (см. Приложение табл. 4.)

В январе-феврале 1992 г. при увеличении цен на основные виды сельскохозяйственной продукции в 5-7 раз, цены на промышленные товары для села возросли в 15-25 раз, а по некоторым видам - в 40-50 раз.[3]

За 1992 г вся прибыль по сельскому хозяйству составила 535 млрд. рублей. Но в том числе 232 млрд. рублей - дотации на животноводческую продукцию и компенсация за горюче-смазочные материалы, 282 млрд. рублей - на повышение заработной платы, а для развития производства и социальной сферы сельскохозяйственные предприятия прибылью не рас­полагали. [3]

Процесс стремительного обесценивания рубля, коренная ломка всех сложившихся соотношений в народном хозяйстве оказало негативное влияние на переходный процесс к рыночным отношениям в сельском хозяйстве. В работах А.П.Устюжанина проведено определение ценового дис­баланса методом сопоставления соотношения цен на пшеницу и основные виды сельхозтехники трактора и зерноуборочные комбайны в нашей стране и в США. [5] При этом предполагалось, что условия рынка в США при оп­ределенной целенаправленной политике государства по поддержанию до­ходов фермерских хозяйств, обеспечивается ценовая эквивалентность меж­ду сельским хозяйством и промышленностью в отличие от ценовой поли­тики, проводимой в нашей стране. В результате если в США с 1985 по 1990 гг. цены на тракторы и зерноуборочные комбайны возросли в 1,2 и 1,5 раза, то цены на основные виды сельскохозяйственной продукции -зерно­вые и, мясо КРС и свиней - в 1,1-1,3 раза, но при этом при повышении на­дежности основных узлов и систем тракторов и комбайнов, улучшении эр­гономических показателей, повышении топливной экономичности двига­телей, что во многом позволило компенсировать дополнительные издерж­ки, связанные с приобретением новой техники. При этом следует отметить, что в нашей стране резкое повышение цен на технику не сопровождалось ни повышением качества машин, ни увеличением цен на сельскохозяйст­венную продукцию. В 1992 г. колхозы и совхозы России для приобретения тракторов и комбайнов должны были увеличить производство пшеницы не менее, чем в 7-8 раз (таблица ) [53, а в 1996 г. в раз [6], что ни теоре­тически ни практически невозможно.

Статистика.

Социально-экономическое положение области за 9 месяцев 1998 г.

Состояние с/х.

Валовая продукция за январь-сентябрь 1998 г.

По расчетом, произведено  5081,4 млн. руб. валовой продукции с/х в действующих ценах (82,9% к уровню 1997 г. в сопоставимой оценке), в том числе в сентябре - 726,7 (51%).

Растениеводство. В общем объеме производство зерна и подсолнечника.

На зерно основная доля по прежнему приходится на с/х предприятия (90,5% и 100%), картофеля и овощей - не хозяйство населения (85,9 % и 86,4%). Крестьянские (фермерские хозяйства произвели 9,5 % зерна, 0,9 картофеля и 0,2 овощей [6]. (см. Приложение табл. 5, 6, 7)

Подобное положение имеет место и во взаимоотношениях государст­ва с аграрными предприятиями в ценообразовании на минеральные удоб­рения, химические средства защиты растений и комбикорма. Так, действующие оптовые цены как для промышленности, так и для сельского хозяйства в 1984-89 гг. превысили их лимитные цены по карбомиду 1,5, по суперфосфату двойному - в 2,3 раза. Стоимость всех видов поставленных удобрений за этот период возросла с 1150 до 1540,7 млн. рублей.( см. Приложение табл. 8)

Технологический и технический уровень с/х производства и машиностроительной отрасли является одним из главных факторов восстановления и развития продовольственной базы области.

Но в последние годы продолжается спад в техническом и энергетическом обеспечении с/х. Техническая обеспеченность по области в 1995 г. составила по области в 1995 г. составила по тракторам - 80 % по зерноуборочным комбайнам - 60 %, плугам - 88 %, культиваторам - 87% от нормативного уровня. Техника имеет низкую надежность вследствие технического несовершенства, старения, сроки эксплуатации превышают нормативы.

Новые машины и оборудование приобретаются в крайне незначительных количествах, так как цены на технику растут в 3-4 раза быстрее, чем на продукцию сельского хозяйства.

С уменьшение количество машин возросла нагрузка на технику и увеличились сроки проведения полевых работ и выполнения операций. Нельзя утверждать, что до 2000 года возможно полное восстановление утерянного потенциала и имевшихся показателей комплексной электромеханизации труда в полеводстве. Поэтому можно рекомендовать следующие основные направления: сохранение имеющегося МТП и  оборудования, поддержание его в рабочем состоянии, сокращение снижения

Решение проблемы регулирования аграрного сектора во всех подлинно передовых странах с рыночной экономикой строится на хорошо отработанной принципах и глубоком анализе практических результатов. Функционирование социально-ориентированного рыночного хозяйства в котором переплетаются частные и общественные интересы,  направленные на защиту отечественного агрария и товаропроизводства.

Современная аграрная политика применительно к с/х развитых стран с рыночной экономикой базируется на малоэластичности рынка продовольствия в зависимости от цен. Малоэластичность самого аграрного производства относительно цен (требуется значительный период времени для приспособления к новым ценам в связи с климатическими и технологическими особенностями с/х), зависимостью от ресурсопоставляющих отраслей, высокой потребностью в капитале и одновременно относительно низкой фондоотдачей, а это  связано с пространственной рассредоточенностью хозяйств, сезонностью работ, биологическим характером производства, его неустойчивостью.

Главную роль в регулировании и поддержке аграрного сектора должно играть государство, применяя рычаги выработки теории и практики рыночной экономики.

В дореформенный период в СССР использовалась стройная система экономического регулирования и поддержания аграрного сектора во многом сходная с действующей на западе! Но аграрное производство оставалось низкоэффективным из за несовершенства экономических, в том числе финансово-кредитных отношений, обусловленных государственной формой собственности и системы управления отраслью, перемешанностью финансовых проблем в сфере инвестиционной, ценовой и социальных политик.

На финансирование с/х России из бюджета на 1995 было предусмотрено 10,2 трл. руб., или 0,62 % к стоимости ВВП, на 1996 г. - 14,5 трл. руб. (0,63%), на 1997 г. 16,1 трл.руб. (0,59 %). Для сравнения, рентабельность с/х производства США ежегодно субсидируется в размере свыше 50 млрд. дол. (Финансы России 1997 №4, стр. 34), что было равнозначно 290 трл.руб. В Россию предусмотрены дотации и компенсации поступали с задержками и частично.

Анализ зарубежных данных показал, что соотношение цен на про­мышленную и сельскохозяйственную продукцию в высокоразвитых стра­нах в 2 раза и более выгоднее для крестьянства.

Существуют различные приемы определения ценовой эквивалентно­сти между сельским хозяйством и промышленностью. ИЭ АН Украины под руководством академика И.И.Лукинова разработан метод определения со­отношения индексов закупочных цен и материальных затрат на производ­ство сельскохозяйственной продукции. [5]. Недостатком этого метода яв­ляется то, что в расчетах принимают участие не реальные цены, а фактиче­ские затраты, что не позволяет определить удорожание промышленных средств производства относительно их качества и эффективности.

Госкомцен РФ и Госкомстат РФ для определения ценовой сбаланси­рованности утвердил "Методики исчисления индексов закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и оптовых цен на промышленную про­дукцию, реализуемую сельскому хозяйству, расценок и тарифов на услуги, оказываемые колхозам и совхозам и другим сельскохозяйственным пред­приятиям и организациям, проведение профакторного анализа изменения себестоимости продукции сельского хозяйства колхозов и совхозов".[5] Не­достатком данной методики является то, что по ней невозможно раскрыть по существу проблему ценового паритета, так как простое соотношение оптовых цен промышленности и закупочных цен сельского хозяйства нель­зя трактовать упрощенно. Расчет индексов имеет значение лишь для анали­за общих тенденций изменения цен, но данный подход не дает необходи­мой информации для определения размера ценового дисбаланса. Индексы же цен на сельскохозяйственную технику с учетом ее производительности только фиксируют тот факт, что из года в год в сельское хозяйство, как правило, поступают фоидо- и капиталоемкие виды сельскохозяйственной техники.

В статье А.П.Устюжанина [5] раскрыты возможные пагубные последствия, когда государство устраняется от регулирования эквивалентно­го обмена продукцией сельского хозяйства и промышленности. Доказано, что рост цен на промышленную продукцию не просто сдерживает реформы на селе, а приводит к деградации на селе.

Причина возникновения ценового дисбаланса между сельскохозяйст­венным производством и промышленностью заключается в различии про­цессов установления цен на промышленную продукцию и на продукции) сельского хозяйства, которые сводятся к следующему:

а) оптовые цены основываются, как правило, на индивидуальных затратах предприятия изготовителя, монопольно производящего данный вид промышленной продукции и устанавливающего монопольные закупочные цены;

б) на основные виды промышленной продукции в настоящее время имеет место так называемое текущее ценообразование, смысл которого со­стоит в том, что предприятия изготовители ежегодно устанавливают цены на новые виды промышленной продукции, что позволяет промышленным предприятиям возмещать через новые цены свои возрастающие индивиду­альные затраты. По сельхозтехнике изготовители имеют возможность ус­танавливать различные доплаты к уже утвержденным прейскурантом опто­вым ценам. Если аграрные предприятия по методам установления цен бы­ли уравнены с промышленными - в сельском хозяйстве проблемы ценовой эквивалентности не существовало бы . И, наоборот, если бы промышлен­ные предприятия были поставлены в положение сельскохозяйственных , тогда по всей промышленности встала бы проблема ценовой эквивалент­ности.

Определяющее влияние на развитие полного хозяйственного расчета в сельскохозяйственном производстве оказывают государственные закупочные цены, по которым реализуется продукция сельскохозяйственных предприятий.

Закупочные цены в современных условиях призваны отражать в денежной форме общественно необходимые затраты на производство соответствующей продукции. Цены включают в себя все те элементы, которыми характеризуется внутреннее содержание стоимости.

Закупочные цены призваны возместить общественные издержки производства, содержать определенное количество прибавочного продукта. Дифференцируются они в зависимости от зон, в которых производится сельскохозяйственная продукция. Заготовительные организации закупают по закупочным ценам сельскохозяйственных предприятий, в том числе и от приусадебных участков колхозников, рабочих и служащих.

Решением майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС было предусмотрено обеспечить равные экономические условия повышения доходов колхозов и совхозов, находящихся в неравных природно-экономических условиях в различных зонах, а также внутри зон, с таким расчетом, чтобы последовательно осуществлять принцип равной оплаты за равный труд в сельском хозяйстве.

Выравнивание денежных доходов сельскохозяйственных предприятий, находящихся в различных природно-экономических районах страны, зависит от уровня закупочных цен, которые должны соответствовать зональным затратам на производство сельскохозяйственной продукции.

Система цен на средства производства для сельского хозяйства сформировалась еще в конце 50х - начале 60х годов. При пересмотре оптовых цен и тарифов в промышленности в 1966- 1967 гг. утвердилась система двух прейскурантов оптовых цен на сельскохозяйственную технику и минеральные удобрения, т. е. система двух уровней цен: общего - для промышленности и других отраслей, кроме сельского хозяйства, и льготного уровня оптовых цен - для сельского хозяйства. Разница между двумя уровнями цен возмещается через государственный бюджет.

При введении оптовых цен и тарифов в промышленности с 1 января 1982 г. был сохранен прежний порядок продажи колхозам и совхозам сельхозтехники, минеральных удобрений, землеройных машин, автомобилей и прицепов. Цены на эту продукцию устанавливались на более низком уровне, чем те, по которым предприятия поставщики реализуют свою продукцию организациям Госкомсельхозтехники СССР.

За сравнительно непродолжительное время существования указанных взаимоотношений сельского хозяйства с промышленностью накопилось много искусственных наслоений, которые мешают утверждению здоровых экономических связей этих отраслей на прочной основе принципов хозяйственного расчета, полного возмещения средств при обмене деятельностью и результатами труда.

В настоящее время удельный вес дотаций и доплат на сельскохозяйственную продукцию составляет пятую часть расходов государственного бюджета. Такое положение отрицательно сказывается на решении социальных задач, осуществление которых происходит за счет государства, использования государственного бюджета.

Продажа техники, минеральных удобрений, реализуемых сельскохозяйственным предприятиям по льготным, заниженным ценам обходится государству в 5 млрд. руб. в год в виде дотаций на указанные услуги в 1990 г. Эти условия создают ряд негативных явлений, которые выражаются в необоснованном, завышенном спросе на промышленную продукцию, в неэффективном ее использовании. Сложился нерациональный уравнительно затратный метод формирования закупочных цен, когда цены изменяются в сторону роста вслед за ростом всяких затрат в сельском хозяйстве, в том числе высоких затрат, связанных с низким уровнем ведения хозяйства. Льготы, которыми пользуются сельскохозяйственные предприятия при установлении уровня цен, привели к тому, что типичными стали индивидуальные цены, поскольку наряду с зональными ценами существуют еще республиканские, областные и даже районные цены, которые не создают стимулы у коллективов к изысканию и использованию резервов производства для повышения эффективности работы трудовых коллективов.

Не способствует развитию предприимчивости сельскохозяйственных предприятий и существующая система доплат к ценам, различного рода дотаций, списаний задолженности и т. л. Хозяйства, плохо работающие, остаются убыточными, у них нет действенного стимула к выходу из существующего состояния.

Сельскохозяйственная продукция, поступившая в распоряжение государства после соответствующей переработки, реализуется по ценам, которые также требуют определенных доплат из государственного бюджета. Все это обходится в сумму около 67 млрд. руб. в год

Краткий анализ состояния цен на сельскохозяйственную продукцию в современных условиях свидетельствует о существовании большого числа вопросов в этой важной области, разрешение которых возможно только на основе проведения радикальной реформы в ценообразовании на всю сельскохозяйственную продукцию.

В осуществлении такой реформы предусматривается руководствоваться следующими принципами.

1. Уровень закупочных цен определять исходя из средних общественно необходимых затрат на производство продукции и преимущественного стимулирования основных ее видов в наиболее благоприятных районах специализированного товарного производства, а также перспектив снижения себестоимости производства на основе внедрения интенсивной технологии и прогрессивной организации труда. При этом не должны учитываться высокие издержки, связанные с низким уровнем ведения хозяйства.

2. Обеспечить дальнейшее совершенствование зональной дифференциации закупочных цен путем укрупнения зон с учетом наиболее рационального размещения сельскохозяйственного производства.

3. Ввести рентные платежи для колхозов и совхозов, находящихся в относительно более благоприятных условиях, предусмотрев создание за счет фонда этих платежей специального фонда АПК. Указанные средства использовать для укрепления материально-технической базы хозяйств, работающих в худших условиях, отменить действующую систему надбавок к ценам за счет средств бюджета на продукцию низко рентабельных и убыточных хозяйств

4. Стимулировать ценами хранение сельскохозяйственной продукции непосредственно в колхозах и совхозах, а также предусмотреть более полную дифференциацию закупочных цен в зависимости от качества сдаваемой продукции.

5. Обеспечить гибкость закупочных цен на плоды, овощи и другие виды продукции растениеводства, расширить их сезонную дифференциацию для более полного учета затрат труда и удовлетворения потребностей в соответствующей продукции на протяжении всего года.

6. Перейти к продаже техники, минеральных удобрений и другой промышленной продукции сельскому хозяйству по оптовым ценам, имея в виду отмену льготного порядка продажи, с тем чтобы экономически воздействовать на улучшение использования в колхозах и совхозах сельскохозяйственной и другой техники, минеральных удобрений.

7. Ввести плату за воду и учесть ее в закупочных ценах для стимулирования более экономного и рационального использования воды колхозами и совхозами, повышения эффективности средств, вкладываемых государством в мелиорацию.

8. Считать целесообразным в перспективе коренным образом пересмотреть систему формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. В этих целях предусматривается осуществить постепенный переход к применению во взаимоотношениях между предприятиями и организациями системы АПК договорных и расчетных цен на сельскохозяйственную продукцию определяемых исходя из действующих оптовых и розничных цен на конечную продукцию агропромышленного комплекса.

Заключение

На мировых рынках в ценообразовании происходит пере­плетение регулирующих начал и конкурентных рыночных сил. Все явственнее становится ограничение сферы действия закона стоимости из-за снижения роли цен в качестве регуляторов про­изводства. В условиях монополистического регулирования рын­ков со стороны крупнейших транснациональных корпораций усилилась роль других факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию (управленческие решения, связанные с реализации функций маркетинга и планирования для более полного учета потребностей рынка). Характерна ориентация про­изводственной деятельности корпорации на долгосрочные программы развития, имеющие целью обеспечение устойчивых ры­ночных условий и стабильных цен. В результате рыночные цены на основную массу товаров, обращающихся на мировом рынке, устанавливаются не в результате стихийной ценовой конкурен­ции, а формируются на базе согласованной производственной и рыночной политики ведущих компаний отрасли. В ее рамках ТНК планируют на долгосрочную перспективу проводимую по­литику цен, ориентируют предложение товаров на прогнози­руемый спрос.

Крупнейшие мировые производители регулируют объемы про­изводства, загрузку производственных мощностей новыми ка­питаловложениями, обеспечивающими относительную стабиль­ность рыночных цен на конечную продукцию, сохранение единых цен на однотипную продукцию на мировом рынке.

В расчетах с внешними партнерами фирмы применяют в ос­новном два вида цен: публикуемые и расчетные. К первым от­носятся фиксированные цены: прейскурантные, справочные, цены биржевых котировок, цены реальных сделок крупных ком­паний на мировом рынке. Расчетные цены — цены поставщика на промышленное оборудование, изготавливаемое по индиви­дуальным заказам, и другую нестандартную продукцию. Эти цены именуются договорными.

Публикуемые цены характеризуют уровень мировых цен. Ча­ще других применяются прейскурантные цены, устанавливаемые на стандартизованную конечную продукцию. Обычно фирма из­дает единые фирменные прейскуранты, особенно когда дело касается потребительских товаров массового спроса (автомоби­ли, компьютеры, телевизоры и др.), называемых марочными, так как они обычно поступают в розничную продажу под товар­ным знаком компании-производителя. Прейскурантные цены, как правило, фиксируются независимо от системы, реализации конечной продукции на зарубежном рынке (через собственную сеть или сеть дилеров и других торговых посредников).

Сбытовые заграничные филиалы, дочерние компании, про­дающие марочные товары, производимые материнской фирмой, применяют единые прейскуранты или каталоги, реализуют то­вары материнской компании по установленным ею ценам. При­быль этих компаний формируется из предоставляемых им ски­док с прейскурантной цены, дифференцированных в зависимо­сти от конкретных условий, или благодаря разнице прейскурантных цен.

Список литературы

1.                                      Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: учебник – М.: Магистр, 2002стр.226-248 с. 299

2.                                      Курс экономической теории // под общей редакцией: проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. – Киров, 2003.

3.                                      Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. – М.: Дело, 2004.

4.                                      Уткин Э. А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: ЭКМОС, 2004.

5.                                      Ценообразование в системе маркетинга //Под ред. Цацулина А.Н. - М., 2001.

6.                                      Ценообразование и инфляция. // Вопросы экономики. N9, 2005.

7.                                      Цены и ценообразование. – М.: Финстатинформ, 2006.

8.                                      Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. 2006.

9.                                      Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков – М.: ИНФРА-М, 2005.

10.                                 Ядгаров Я. С. История экономических учений. – М.: Инфра-М, 2004