Оглавление

Введение……………………………...................................................................2

1. Теоретическая часть........................................................................................41.1. Прибыль, её функции и виды......................................................................4 1.2. Понятие рентабельности, виды...................................................................6 1.3. Статистическое изучение показателей прибыли.....................................8   1.4. Статистическое изучение показателей рентабельности......................12    2. Расчётная часть............................................................................................15

Задание 1. .......................................................................................................16    Задание 2  ........................................................................................................21   Задание 3. ........................................................................................................25   Задание 4 .......................................................................................................27  

3. Аналитическая часть.....................................................................................31

3.1.Постановка задачи.....................................................................................31

3.2.Методика решения задачи..........................................................................32

3.3.Технология выполнения компьютерных расчётов...................................33

3.4.Анализ результатов статистических компьютерных расчётов...............35

Заключение.........................................................................................................36

Список использованной литературы...............................................................37

Приложение 1..................................................................................................  38

Приложение 2....................................................................................................39

Приложение 3....................................................................................................40

Введение

Прибыль характеризует конечные результаты торгово-производственного процесса, является основным показателем финансового процесса, финансового состояния предприятия.

Реализует ли предприятие свою продукцию потребителям, оказывает ли какие-либо услуги или проводит определённый вид работ, оно получает за это денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство.

Именно для того, чтобы последнее не произошло и необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, а также показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных  характеристик.

Для раскрытия темы данной курсовой работы в теоретической части рассмотрены понятие прибыли, её функции и виды, а также понятие рентабельности, различные её виды. На конкретных примерах приведены расчёты тех или иных показателей, раскрыта их сущность для конкретного явления. Также здесь рассматривается пример факторного анализа прибыли и рентабельности.

В расчетной части курсовой работы для освоения навыков проведения статистических расчетов предложено четыре практических задания и рассмотрено их решение по следующим направлениям:

Задание 1. Исследование структуры совокупности.

Задание 2.Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и измерение её тесноты.

Задание 3. Применение выборочного метода в финансово- экономических задачах.

Задание 4. Использование одного из статистических методов в финансово- экономических задачах.

Аналитическая часть данной курсовой работы содержит пример статистического исследования по направлению: анализ динамики прибыли. В качестве статистического материала использованы фактические данные, опубликованные на сайте Федеральной службы государственной статистики. В работе проведён анализ динамики прибыли крупных и средних предприятий РФ за период с 1995 по 2006 гг.

Курсовая работа выполнена с использованием пакета прикладных программ MS Office на ПК с операционной системой Windows XP. В процессе решения задач расчётной и аналитической частей использовался табличный процессор MS Excel, при оформлении работы - текстовый редактор MS Word.

1.Теоретическая часть

1.1. Прибыль,  её функции и виды.

На действующих предприятиях в условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим источником формирования финансовых ресурсов. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию.

Прибыль выполняет следующие функции:

- во-первых, в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

-  во-вторых, используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской дея­тельности и производительности труда;

-   в-третьих, выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и яв­ляется важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

В статистике финансов предприятий различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль,  чистую (расчетную) прибыль.

Прибыль от реализации продукции равна выручке от реализации продукции (без НДС и акцизов) минус полная себестоимость этой продукции (затраты на производство и реализацию).

где - выручка от реализации продукции;

 - полная себестоимость.

Балансовая прибыль предприятия исчисляется по формуле

где  - балансовая прибыль;

- прибыль от реализации продукции(работ и услуг);

- прибыль от прочей реализации, включающей реализацию основных фондов, материальных активов и др.;

-прибыль от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, невключаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей.

Прибыль от внереализационных операций объединяет различные поступления, расходы и потери, не связанные с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя: общую сумму полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций, за исключением вносимых в бюджет в соответствии с законодательством;

 Чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется следующим образом:

,

где  - балансовая прибыль предприятия;

       - сумма платежей в бюджет.

Общие схемы формирования и использования прибыли и чистого дохода представлены на рис. 1(Приложение 1).

В настоящее время направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Государственное воздействие на их выбор осуществляется через налоги, налоговые сборы и экономические санкции.

1.2. Понятие рентабельности, виды.

Наряду с абсолютными показателями объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный показатель – рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др.

В зависимости от базы сравнения различают два способа расчёта рентабельности: рентабельность текущих затрат, или рентабельность продукции (r), и рентабельность авансированных затрат, или рентабельность предприятия (R).  

Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции ()к затратам:

где С- полная себестоимость реализованной продукции.

Величина r показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции.

Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов:

 или ,                                                                       

где– средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств).

Показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов.

Можно также рассчитать рентабельность отдельных видов изделий, которая исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида к выручке от ее реализации:

В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала (Rс.к.) 

 ,

где – среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия);

 

   и рентабельность основного (авансированного) капитала (Rо.к.):         

,

где – среднегодовая стоимость собственного капитала (определяется также по данным годового баланса предприятия)[2, стр. 207].

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

1.3. Статистическое изучение показателей прибыли

В структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг). Поэтому основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследованию факторов, влияющих на изменение данного показателя. К таковым относятся:

1) рост или снижение отпускных цен на реализованную продукцию, тарифов на услуги и работы;

2) динамика себестоимости реализованной продукции (работ, услуг);

3)увеличение или уменьшение объема реализованной продукции (работ, услуг);

4) изменение структуры (состава) реализованной продукции (работ, услуг).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

         Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции  общая сумма прибыли уменьшится.

         Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

      Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Для выявления степени влияния этих факторов необходимо произвести пересчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимости фактически реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода.

Рассмотрим пример такого пересчета в таблице 1. (Приложение 2)

Из данных таблицы видно, что прибыль от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 2 072 тыс. руб. Это изменение находим следующим образом:

 тыс.руб.,

где П – изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг);                 П1 – прибыль отчетного периода;                 П0 – прибыль базисного периода.

Задача статистики состоит в оценке влияния на этот результат каждого из четырех вышеназванных факторов.

1. Влияние изменения цен (тарифов):

Сопоставим выручку от фактической реализации продукции (работ, услуг) в текущих ценах с выручкой от фактической реализации продукции (работ, услуг) в ценах предыдущего периода:

 тыс.руб.

Следовательно, в результате повышения цен (тарифов) на реализованную продукцию предприятие получило дополнительно 5 972 тыс. руб. прибыли.

2. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции (работ, услуг)

Сопоставим фактические затраты на реализованную продукцию (работы, услуги) с условными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода:

тыс.руб.

Изменение себестоимости привело к снижению прибыли по предприятию в размере 5546 тыс. руб.

3. Влияние изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Для определения влияния этого фактора вычислим индекс физического объема реализации (Iq):

  или 114,0882%

Объем реализованной продукции (работ, услуг) вырос на 14,09%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропорции. Расчет произведем следующим образом:

 тыс.руб.

4. Влияние изменения структуры реализованной продукции (работ, услуг).

Определяя влияние на изменение прибыли этого фактора, будем рассуждать следующим образом. При сохранении ассортимента реализованной продукции (работ, услуг) на уровне предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться

 тыс.руб. прибыли;

 при фактическом ассортименте это соотношение составило

 тыс.руб.,

т.е. на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего периода, получаем следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:

Влияние рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) отражено в табл. 2(Приложение 2).

Данные таблицы 2 показывают, что сумма прибыли увеличилась главным образом вследствие изменения объема и ассортимента реализованной продукции. Общее изменение прибыли составило +2 072 тыс. руб.

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связаны с реализацией продукции. Анализ данных результатов сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков  или прибыли по каждому конкретному случаю.

В статистике анализ прибыли проводится на основе фактических данных за определённые периоды времени. В процессе анализа изучается динамика прибыли, для чего рассчитывают такие показатели как: абсолютный прирост, темпы роста и прироста прибыли, средние значения ряда показателей. Пример анализа динамики прибыли рассмотрен в аналитической части данной курсовой работы (стр.31)

1.4. Статистическое изучение показателей рентабельности.

Как уже говорилось, прибыль является основным показателем, характеризующим финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Однако по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованных выводов об уровне рентабельности. Прибыль в 2 млн. руб. может быть прибылью разных по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой.

Поэтому при анализе рентабельности используют показатели, характеризующие размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или произведенных затрат.

В число факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств). Для выявления влияния указанных факторов преобразуем формулу расчета рентабельности производства:

Разделим и числитель, и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:

Получаем R – рентабельность реализованной продукции, или долю прибыли на 1 руб. реализованной продукции; Fe – фондоемкость, которую можно получить и как 1; Н – уровень фондоотдачи; Кз – коэффициент закрепления, который может быть найден и как 1; К – коэффициент оборачиваемости.

Изучение факторов, влияющих на показатель рентабельности производства, производится в динамике (в сравнении с данными за предыдущие годы). Оценивая влияние названных факторов, следует выполнить следующие расчеты.

Общее изменение рентабельности производства :

В том числе:

1) вследствие изменения рентабельности продукции –

;

2) вследствие изменения фондоемкости продукции (фондоотдачи):

;

3) вследствие изменения коэффициента закрепления (оборачиваемости) оборотных средств:

Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение рентабельности производства:

Рассмотрим изложенную методику анализа на конкретном примере (табл. 3, Приложение 3).

Уровень рентабельности производства за отчетный год повысился на 0,84 пункта:

Rпр = 12,93-12,09=0,84.

 Влияние отдельных факторов было следующим.

1. Увеличение рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) привело к росту уровня рентабельности производства на 0,31 коп. на каждый рубль использованных ресурсов:

 копеек

2. Снижение фондоемкости, т.е. увеличение фондоотдачи основных производственных фондов, привело к повышению рентабельности производства на 0,47 коп. на каждый рубль:

 копеек

 3. Уменьшение коэффициента закрепления материальных оборотных средств, т.е. ускорение их оборачиваемости, привело к увеличению рентабельности производства на 0,06 коп.:

 копеек

Таким образом, общее увеличение рентабельности по всем проанализированным факторам составит

 копеек

на каждый рубль использованных ресурсов.

        

Расчётная часть

Задача.

Для анализа финансовых результатов деятельности предприятий одной из отраслей промышленности региона произведена 10%-ная механическая выборка, в результате которой получены следующие данные, млн. руб.:

№ предприятия, п/п

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

1

35,5

30,5

2

42,0

39,0

3

39,6

35,0

4

34,9

29,0

5

27,3

20,0

6

30,1

24,0

7

36,5

32,0

8

30,0

22,0

9

43,2

40,0

10

37,6

33,1

11

40,8

36,4

12

28,2

20,4

13

30,0

23,8

14

37,3

31,5

15

33,7

26,8

16

41,8

38,0

17

39,7

35,0

18

36,5

30,7

19

33,3

27,0

20

32,0

26,4

21

29,0

22,5

22

31,4

24,6

23

39,9

35,7

24

42,0

38,0

25

37,4

32,9

26

36,0

31,0

27

37,5

31,8

28

34,7

29,6

29

33,9

28,1

30

36,7

25,2

Итого

1068,5

900,0

Задание 1

По исходным данным:

1.    Постройте статистический ряд распределения предприятий по признаку – затраты на производство и реализацию продукции, образовав пять групп с равными интервалами.

2.     Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Решение:

Определяем шаг интервала  по формуле:

,  где n – количество групп.

Строим статистический ряд распределения предприятий по признаку - затраты на производство и реализацию продукции, образовав пять групп со следующими интервалами: 

1) 20,0-24,0 ;      2) 24,0-28,0 ;      3) 28,0-32,0;   4) 32,0-36,0;    5) 36,0-40,0

                                                              

   Таблица 1

Рабочая таблица

п/п

 Группы предприятий по затаратам на производство и реализацию продукции

№ предприятия, п/п

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

20,0 - 24,0

5

27,3

20,0

6

30,1

24,0

8

30,0

22,0

12

28,2

20,4

13

30,0

23,8

21

29,0

22,5

 

Итого по группе

6

174,6

132,7

24,0 - 28,0

15

33,7

26,8

19

33,3

27,0

20

32,0

26,4

22

31,4

24,6

30

36,7

25,2

 

Итого по группе

5

167,1

130,0

28,0 - 32,0

1

35,5

30,5

4

34,9

29,0

7

36,5

32,0

14

37,3

31,5

18

36,5

30,7

26

36,0

31,0

27

37,5

31,8

28

34,7

29,6

29

33,9

28,1

 

Итого по группе

9

322,8

274,2

 

 V

32,0 - 36,0

3

39,6

35,0

10

37,6

33,1

17

39,7

35,0

23

39,9

35,7

25

37,4

32,9

 

Итого по группе

5

194,2

171,7

V

36,0 - 40,0

2

42,0

39,0

9

43,2

40,0

11

40,8

36,4

16

41,8

38,0

24

42,0

38,0

 

Итого по группе

5

209,8

191,4

 

Всего

30

1068,5

900,0

Строим ряд  распределения по затратам на производство и реализацию продукции.

Таблица 2

Ряд распределения

№ группы предприятий, п/п

Группы предприятий

Количество предприятий

Накопленные частоты

Абс.числа

В % к итогу

1.

20,0-24,0

6

20

6

2.

24,0-28,0

5

16,7

11

3.

28,0-32,0

9

30

20

4.

32,0-36,0

5

16,6

25

5.

36,0-40,0

5

16,7

30

 

Итого

30

100

 

Промежуточные расчёты для нахождения характеристик интервального ряда распределения представим в таблице 3

Таблица 3

Расчётная таблица для нахождения характеристик ряда распределения

№, п/п

Группы предприятий

Число предприятий

Середина интервала

 

1

20,0-24,0

6

22,0

132,0

-7,7

59,8

358,5

2

24,0-28,0

5

26,0

130,0

-3,7

13,9

69,6

3

28,0-32,0

9

30,0

270,0

0,3

0,1

0,7

4

32,0-36,0

5

34,0

170,0

4,3

18,2

91,2

5

36,0-40,0

5

38,0

190,0

8,3

68,4

342,0

 

Итого

30

 

892,0

 

 

861,9

Определяем средний размер затрат на производство и реализацию продукции с помощью средней арифметической взвешенной.

=   (млн.руб.)

Рассчитываем дисперсию:

Вычисляем среднее квадратическое отклонение:

  (млн.руб.)

Определяем коэффициент вариации

Вывод

Анализ полученных данных – среднего значения  и среднеквадратического отклонения σ говорит о том, что средний размер затрат на производство и реализацию продукции по всей совокупности составляет 29,73 млн.руб.

Отклонение от среднего объёма в ту или иную сторону составляет в среднем 5,36 млн.руб. или 18,03%.

Наиболее характерное значение среднего размера затрат на производство и реализацию продукции колеблется в пределах от 24,37 млн.руб. до 35,09 млн.руб.

Значение коэффициента вариации не превышает 33%, следовательно, вариация размеров затрат на производство и реализацию продукции в исследуемой совокупности не значительна и по данному признаку качественно однородна.

Расчёт моды и медианы:

,   где

 - нижняя граница модального интервала (модальным называется интервал, имеющий наибольшую частоту)

- шаг модального интервала,

 - частота модального интервала,

 - частота интервала, предшествующая модальному,

 - частота интервала, следующего за модальным.

Вывод: Значение говорит о том, что наибольшая средняя величина затрат на производство и реализацию продукции среди всех предприятий составит 30 млн.руб.

Рис.1 Гистограмма.

  , где

 - это нижняя граница медианного интервала (медианным называется первый интервал, накопленная частота которого превышает половину общей суммы частот);

- шаг медианного интервала,

 - это накопленная частота интервала, предшествующая медианному;

 - частота медианного интервала.

Вывод: Результат медианы говорит о том, что одна половина предприятий имеет среднюю величину затрат на производство и реализацию продукции менее 28,5 млн.руб., а вторая половина – более 28,5 млн.руб.

Рис.2 Кумулята

Задание 2

По исходным данным:

1.    Установите наличие и характер связи между признаками - затраты на производство и реализацию продукции и прибыль от продаж методом аналитической группировки, образовав пять групп с равными интервалами по факторному признаку.

2.    Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Решение

 Рассчитаем прибыль от продаж для каждого предприятия как разность между выручкой от продажи продукции и затратами на её производство и реализацию, занесём значения в таблицу 4 .

Таблица 4

Исходные данные

№ предприятия, п/п

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

Прибыль от продаж

 

1

35,5

30,5

5,0

25,00

2

42,0

39,0

3,0

9,00

3

39,6

35,0

4,6

21,16

4

34,9

29,0

5,9

34,81

5

27,3

20,0

7,3

53,29

6

30,1

24,0

6,1

37,21

7

36,5

32,0

4,5

20,25

8

30,0

22,0

8,0

64,00

9

43,2

40,0

3,2

10,24

10

37,6

33,1

4,5

20,25

11

40,8

36,4

4,4

19,36

12

28,2

20,4

7,8

60,84

13

30,0

23,8

6,2

38,44

14

37,3

31,5

5,8

33,64

15

33,7

26,8

6,9

47,61

16

41,8

38,0

3,8

14,44

17

39,7

35,0

4,7

22,09

18

36,5

30,7

5,8

33,64

19

33,3

27,0

6,3

39,69

20

32,0

26,4

5,6

31,36

21

29,0

22,5

6,5

42,25

22

31,4

24,6

6,8

46,24

23

39,9

35,7

4,2

17,64

24

42,0

38,0

4,0

16,00

25

37,4

32,9

4,5

20,25

26

36,0

31,0

5,0

25,00

27

37,5

31,8

5,7

32,49

28

34,7

29,6

5,1

26,01

29

33,9

28,1

5,8

33,64

30

36,7

25,2

11,5

132,25

Итого

1068,5

900,0

168,5

1028,09

Преобразуем таблицу 1 : внесём данные о прибыли по каждому предприятию. В результате получим рабочую таблицу 5.

                Таблица 5

Рабочая таблица

п/п

 Группы предприятий по затаратам на производство и реализацию продукции

№ предприятия, п/п

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

Прибыль от продаж

20,0 - 24,0

5

27,3

20,0

7,3

6

30,1

24,0

6,1

8

30,0

22,0

8,0

12

28,2

20,4

7,8

13

30,0

23,8

6,2

21

29,0

22,5

6,5

 

Итого по группе

6

174,6

132,7

41,9

24,0 - 28,0

15

33,7

26,8

6,9

19

33,3

27,0

6,3

20

32,0

26,4

5,6

22

31,4

24,6

6,8

30

36,7

25,2

11,5

 

Итого по группе

5

167,1

130,0

37,1

28,0 - 32,0

1

35,5

30,5

5,0

4

34,9

29,0

5,9

7

36,5

32,0

4,5

14

37,3

31,5

5,8

18

36,5

30,7

5,8

26

36,0

31,0

5,0

27

37,5

31,8

5,7

28

34,7

29,6

5,1

29

33,9

28,1

5,8

 

Итого по группе

9

322,8

274,2

48,6

V

32,0 - 36,0

3

39,6

35,0

4,6

10

37,6

33,1

4,5

17

39,7

35,0

4,7

23

39,9

35,7

4,2

25

37,4

32,9

4,5

 

Итого по группе

5

194,2

171,7

22,5

V

36,0 - 40,0

2

42,0

39,0

3,0

9

43,2

40,0

3,2

11

40,8

36,4

4,4

16

41,8

38,0

3,8

24

42,0

38,0

4,0

 

Итого по группе

5

209,8

191,4

18,4

 

Всего

30

1068,5

900,0

168,5

Составим итоговую таблицу:

   Таблица 6

Итоги по группам предприятий

№ группы предприятий

Количество предприятий в руппе

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

Прибыль от продаж

1

6

174,6

132,7

41,9

2

5

167,1

130,0

37,1

3

9

322,8

274,2

48,6

4

5

194,2

171,7

22,5

5

5

209,8

191,4

18,4

Далее в таблице 7 рассчитаем показатели затрат и прибыли в среднем на одно предприятие по каждой группе и общие средние величины показателей.

   Таблица 7

Групповая таблица выявления зависимостей между величиной затрат на производство и реализацию продукции и прибылью от продаж

№, п/п

Группы предприятий

Число предприятий

Затраты на производство и реализацию продукции

Прибыль от продаж

Всего

В среднем на одно предприятие

Всего

В среднем на одно предприятие

А

Б

1

2

3 (2:1)

4

5 (4:1)

1

20,0-24,0

6

132,7

22,1

41,9

7,0

2

24,0-28,0

5

130

26,0

37,1

7,4

3

28,0-32,0

9

274,2

30,5

48,6

5,4

4

32,0-36,0

5

171,7

34,3

22,5

4,5

5

36,0-40,0

5

191,4

38,3

18,4

3,7

 

Итого

30

900

  =30,0

168,5

  =5,6

млн.руб.

 млн.руб

Из расчётных данных таблицы можно сделать вывод, что связь между признаками затраты на производство и реализацию продукции и прибыль от продаж  носит нелинейный характер. При увеличении затрат в среднем на одно предприятие от группы к группе прибыль от продаж в среднем на одно предприятие сначала увеличилась, затем стала стремительно уменьшаться.

Измерим  тесноту корреляционной связи между названными признаками:

Таблица 8

Расчёт межгрупповой дисперсии

№, п/п

Группы предприятий

Число предприятий

Прибыль от продаж

 

 

 

Всего

В среднем на одно предприятие

1

20,0-24,0

6

41,9

7,0

1,4

1,87

11,21

2

24,0-28,0

5

37,1

7,4

1,8

3,25

16,26

3

28,0-32,0

9

48,6

5,4

-0,2

0,05

0,42

4

32,0-36,0

5

22,5

4,5

-1,1

1,25

6,23

5

36,0-40,0

5

18,4

3,7

-1,9

3,75

18,75

 

Итого

30

168,5

5,6

-

 

52,88

      - межгрупповая дисперсия.

Рассчитываем общую дисперсию:

Определяем коэффициент детерминации

    или 65,6%

Коэффициент детерминации показывает, что вариация прибыли от продаж   на  65,5 % зависит от изменения затрат на производство и реализацию продукции, а остальные  34,4% это неучтённые факторы (изменение цен, объёма продукции, структуры продукции и т.д.)

Определяем эмпирическое корреляционное отношение

Вывод: Связь между затратами предприятия на производство и реализацию продукции и прибылью от продаж тесная и нелинейная.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954определите:

1.    Ошибку выборки средней величины затрат на производство и реализацию продукции и границы, в которых она будет находиться в генеральной совокупности.

2.    Ошибку выборки доли предприятий со средней величиной затрат на производство и реализацию продукции 32 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение

1.     Вычисляем ошибку выборки по формуле:

,

где n- число предприятий в выборке,

N- число предприятий в генеральной совокупности.

 , т.к. выборка 10%-ая по условию задачи.

P = 0.954, тогда t = 2

Определяем интервалы:

Вывод: С вероятностью 0,954 можно утверждать, что средняя величина затрат на производство и реализацию продукции для всех предприятий ожидается не менее 27,87 млн.руб. и не более 31,59 млн.руб.

2. Вычисляем долю предприятий со средней величиной затрат

на       производство и реализацию продукции 32 млн. руб. и более

,   

где m – количество предприятий со средней величиной затрат

на       производство и реализацию продукции 32 млн. руб. и более;

n – общее количество предприятий.

 или 33%

Вычисляем ошибку выборки доли:

 или 16%

Определяем интервал, в котором будет находится доля предприятий со средней величиной затрат на производство и реализацию продукции 32 млн. руб. и более

Вывод: С вероятностью 0,954 можно утверждать, что среди всех предприятий удельный вес предприятий со средней величиной затрат на производство и реализацию продукции 32 млн. руб. и более ожидается в пределах не менее 17% и не более 49%.

Задание 4

Имеются следующие данные о результатах производственной и финансовой деятельности организации в текущих ценах, тыс.руб.:

Показатели

Базисный период

Отчетный период

1

Выручка от реализации продукции (без НДС и акцизов)

3879

3972

2

Затраты на производство и реализацию продукции

3373

3433

3

Выручка от реализации продукции отчётного периода по ценам базисного периода

-

3903

4

Затраты на производство и реализацию продукции отчётного периода по себестоимости базисного периода

-

3399

5

Прибыль от прочей реализации и внереализационных операций

200

250

6

Среднегодовая стоимость основных фондов и средние остатки оборотных средств

14500

15000

Определите:

1.     Прибыль и рентабельность от реализации продукции за каждый период.

2.     Балансовую прибыль и общую рентабельность за каждый период.

3.     Абсолютное и относительное изменения рассчитанных показателей в отчётном периоде по сравнению с базисным.

Расчеты представьте в таблице.

Сделайте выводы.

Решение:

Введём обозначения для показателей таблицы и представим расчёты в таблице №9 на основании ниже приведённых формул.

Таблица №9

Рабочая таблица

Показатели

Базисный период

Отчетный период

1

Выручка от реализации продукции (без НДС и акцизов)

 

 

3879

3972

2

Затраты на производство и реализацию продукции

 

 

3373

3433

3

Выручка от реализации продукции отчётного периода по ценам базисного периода

 

-

 

3903

4

Затраты на производство и реализацию продукции отчётного периода по себестоимости базисного периода

 

-

  

3399

5

Прибыль от прочей реализации и внереализационных операций

 

 

200

250

6

Среднегодовая стоимость основных фондов и средние остатки оборотных средств

 

 

14500

15000

Рассчитанные показатели

7

Прибыль от релизации продукции

 

 

506

539

8

Прибыль от релизации продукции отчётного периода по ценам базисного периода

 

 

-

504

9

Рентабельность от реализации продукции(%)

 

 

15,0

15,7

10

Балансовая прибыль

 

 

706

789

11

Общая рентабельность(%)

 

 

4,9

5,3

1.    Прибыль от реализации продукции за каждый период исчислена в таблице как разность выручки от реализации продукции за минусом затрат на производство и реализацию продукции в соответствующем периоде.

где - выручка от реализации продукции;

 - затраты на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продукции (r) за каждый период исчислена в таблице как отношение прибыли, полученной от реализации продукции (), к затратам на производство и реализацию этой продукции в соответствующем периоде

где С- полная себестоимость реализованной продукции или затраты на её производство и реализацию, С=zq.

2.     Балансовую прибыль исчисляем по формуле

где  - прибыль от реализации продукции(работ и услуг);

- прибыль от прочей реализации и внереализационных операций.

Общая рентабельность или рентабельность предприятия (R) определяется по формуле:

где - cреднегодовая стоимость основных фондов и средние остатки оборотных средств.

3.    Абсолютное изменение прибыли от реализации равно:

 тыс.руб.;

а)     за счёт изменения цены изделия

 тыс.руб.;

б)    за счёт изменения себестоимости единицы продукции

тыс.руб.;

в)     за счёт изменения объёма реализованной продукции

 тыс.руб.,

где ;

г)     за счёт изменения ассортимента реализованной продукции

 тыс.руб.

Из всех факторов наибольшее влияние на абсолютный прирост прибыли от реализации оказало изменение цены.

Общий абсолютный прирост прибыли за счёт выполнения всех факторов:

тыс.руб.

Абсолютный прирост рентабельности составил:

Этот прирост получен за счёт увеличения балансовой прибыли:

,

которая сложилась под влиянием следующих показателей:

а)     прибыли от реализации продукции:

б)    прибыли от  прочей реализации и внереализационных операций:

.

Наибольшее влияние на прирост рентабельности оказало изменение прибыли от  прочей реализации и внереализационных операций.

Относительные показатели:

а)     цен: ;

б)    себестоимости: ;

в)     объёма продукции: ;

г)     ассортимента:

Совокупное изменение общей рентабельности за счёт факторов прибыли от реализации продукции составил:

0,46-0,23+0,02-0,03=0,22

Определим влияние на изменение общей рентабельности прироста производственных фондов:

3. Аналитическая часть

3.1.Постановка задачи

Обобщённую оценку эффективности деятельности хозяйствующих субъектов дают достигнутые ими финансовые результаты.

Анализ прибыли, полученной за несколько отчётных  периодов, является одним из направлений изучения финансовых результатов деятельности предприятий.

Предприятия представляют в органы статистики сведения о финансовом состоянии, где отражают объём прибыли.

На основе данных о сумме прибыли крупных и средних организаций по РФ, представленных в таблице 1, проведём анализ динамики прибыли, для чего рассчитаем следующие показатели:

·        абсолютный прирост;

·        темп роста;

·        темп прироста;

·        абсолютное значение 1%прироста;

·        средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.

Таблица 1

Сумма прибыли крупных и средних организаций, миллион рублей, значение показателя за год

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Российская Федерация

287750

238493

309008

357579

884868

1360828

1357806

1273415

1815751

2778551

3673611

6084625

Федеральная служба государственной статистики, 2007

Источник: http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi

3.2. Методика решения задачи

Расчёт показателей анализа ряда динамики осуществим по формулам, представленным в таблице 2.

Таблица 2

Формулы расчёта показателей

Показатель

Базисный

Цепной

Средний

Абсолютный

прирост

 (1)

 (2)

 (3)

Темп роста

 (4)

 (5)

(6)

Темп прироста

 (7)

 (8)

 (9)

Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется по формуле:

     (10)

Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентом прироста прибыли, рассчитывают показатель абсолютного значения 1% прироста(А%). Один из способов его расчёта – расчёт по формуле:

    (11)

 Числовые обозначения:

- уровень первого периода;

 - уровень сравниваемого периода;

 - уровень предыдущего периода;

 - уровень последнего периода;

n – число уровней ряда динамики.

3.3.Технология выполнения компьютерных расчётов

Расчёты показателей анализа динамики прибыли крупных и средних организаций выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Расположение на рабочем листе Excel исходных данных( табл.1.) и расчётных формул (1) – (11)( в формате Excel) представлено в таблице 3.

Рис.1. Расположение на рабочем листе Excel таблицы 3.

Результаты расчётов приведены в таблице 4.

Рис.2. Расположение на рабочем листе Excel таблицы 4

с результатами вычислений.

На рис. 1. представлено графическое изображение динамики сумм прибыли крупных и средних организаций за период с 1995г. по 2006г.

Рис.1.  График динамики сумм прибыли крупных

и средних организаций по РФ за 12 лет.

4.Анализ результатов статистических компьютерных расчётов

Результаты проведённых расчётов позволяют сделать следующие выводы.

Сумма прибыли за 12 лет выросла на 2014,56% , что в абсолютном выражении составляет 5796875 млн.руб.

Динамика прибыли носит скачкообразный характер. Наблюдается отрицательная динамика за периоды с 1995г. по 1996г. и с 2000г. по2002г. В остальные периоды динамика прибыли положительна. Резкий рост наблюдается с 2002 года, о чём свидетельствуют показатели в таблице 4 и графическое изображение динамики прибыли (см. рис.1)

В течение анализируемого периода деятельности крупных и средних предприятий РФ средний размер прибыли составил 1701857,083 млн.руб., в среднем за год она увеличивалась на 526988,636 млн.руб. или на 114,439%

Заключение

Прибыль и рентабельность- это именно те показатели, не изучая которые предприятие может обанкротиться. В курсовой работе рассмотрены статистические методы, применяемые для их изучения. Применяя данные методы в анализе современной работы организаций различных сфер деятельности, можно избежать финансовые потери в результате неверных экономических решений или по крайней мере уменьшить их долю. Очень важно для успешной деятельности уметь правильно оценить влияние тех или иных факторов на показатели прибыли предприятия, а также его рентабельность.

В расчетной части данной работы приведён пример исследования совокупности показателей с  применением группировочного метода, найдены средние величины, дисперсия и среднеквадратическое отклонение, структурные средние – мода и медиана, рассмотрена связь между признаками, вычислена ошибка выборки. На основе данных о результатах производственной и финансовой деятельности организации произведён расчёт и анализ показателей прибыли и рентабельности, сделаны сопутствующие выводы по этому вопросу.

Аналитическая часть содержит пример анализа суммарных показателей прибыли крупных и средних организаций по РФ, полученной за несколько периодов, т.е. рассмотрена динамика показателей прибыли. Данный анализ свидетельствует о том, что за последние годы наблюдается стремительный рост показателей, что в свою очередь говорит о благоприятной обстановке, складывающейся в сфере экономики страны.

Список использованной литературы

1. Теория статистики: Учебник для вузов / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова; Под ред. Р.А. Шмойловой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003. - 656 с.

2. Адамов В.Е., Ильинкова С.Д., Сиротина Т.П., Смирнов И.А. Экономика и статистика фирм: Учебник под ред. С.Д. Ильенковой – М.: Финансы и статистика, 2001.-277 с.

3. Практикум по социально-экономической статистике: Учебно-практическое пособие/ Сост. Л. С. Салыева; УрСЭИ АТиСО. – Челябинск, 2005.- 128с.

       4. Теория статистики. Учебное пособие для вузов,   Гусаров В.М., «ЮНИТИ» - 2001, 247 с.

       5. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/ Под ред. О.Э. Башиной, А.А.Спирина. М.: Финансы и статистика, 2005. - 439 с.

7. Башкатов Б.И. Социально-экономическая статистика: учеб. – М.,    Изд-во «ЮНИТИ», 2002. - 703 с.

8. Практикум по статистике: Учебное пособие для вузов / А.В. Багат, А.В. Бармотин, А.М. Каманина и др.; Под ред. В.М. Симчеры. М.: Финстатинформ, 1999. - 259 с.

9. Интерент: http://www.gks.ru

Приложение 1

Рис. 1. Формирование и использование прибыли в условиях рынка.

Приложение 2

Таблица 1.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.руб.

Показатель

За предыдущий период

Фактически по ценам и себестоимости предыдущего периода

Фактически за отчетный период

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)  в оптовых ценах предприятия, тыс. руб. Полная себестоимость продукции,

тыс. руб. Прибыль, тыс. руб

6 604

5 080

1 524

7 534

4 364

3 170

13 606

9 910

3 596

Таблица 2.

Влияние факторов, обусловливающих изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) в отчетном периоде

Фактор

Влияние фактора, тыс. руб.

Изменение оптовых цен

+5 972

Изменение себестоимости продукции

-5 546

Изменение ассортимента продукции

+1 431

Изменение объема продукции

+215

 

 

Приложение 3

Таблица 3

Рентабельность производства и определяющие ее факторы по предприятию за год

Показатель

Усл. Обозначения

Предыдущий год

Отчетный год

1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)(без НДС), тыс. руб.

РП

212 352

223 430

2. Балансовая прибыль, тыс.руб.

26 164

28 238

3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов  

187 428  

188 836  

4. Среднегодовая стоимость оборотных средств  

29 014  

29 480  

5. Среднегодовая стоимость ОПФ и ОС 

216 442  

218 316  

6. Фондоемкость продукции (стр.3:стр. 1), коп. на 1 руб.

1/Н

88,26

84,52

7. Коэффициент закрепления (стр.4:стр.1), коп. на 1 руб.

1/К

13,66

13,19

8. Рентабельность продукции (стр.2:стр. 1), коп. на 1 руб.

R

12,32

12,64

9. Рентабельность производства (стр.2:стр.5 или стр. 8 / (стр. 6 + стр. 7)), коп.  

Rпр

12,09  

12,93