Оглавление
Введение. 3
1.Состояние туристическо-эскурсионного рынка Российской Федерации... 7
1.1.Современное состояние туристско-экскурсионного рынка в Российской Федерации 7
1.2.Основные проблемы и факторы, определяющие развитие экскурсионного туризма 14
1.3.Перспективы развития основных направлений туристско-экскурсионной деятельности на рынке туризма. 22
2.Анализ основной деятельности фирмы «Экстра М» и её эффективность на туристическом рынке. 28
2.1.Общая характеристика туристической фирмы «Экстра М». 28
2.2.Оценка конкурентной стратегии фирмы. Основные параметры рынка и его целевых сегментов. 29
2.3.Анализ финансового состояния туристической фирмы.. 37
2.4.Организационная структура управления туристической фирмой «Экстра М» 41
3.Повышение конкурентоспособности фирмы на туристическом рынке.. 46
3.1.Основные направления повышающие конкурентоспособность фирмы на рынке туризма. 46
3.2.Совершенствование организационной структуры управления фирмой «Экстра М» и оценка эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности. 54
Заключение. 59
Список использованной литературы.. 67
Приложения. 71
Введение
На сегодняшний день научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной лиературе.
В данной работе мною будут рассмотрены теоретические и практические аспекты исследования конкурентоспособности.
А именно, повышение конкурентоспособности, ее основные понятия и осмысление данной проблемы как на международном рынке, так и в России.
В частности без усиления Российского влияния в международном товарообороте мировая экономическая система и экономики других стран будут развиваться отнюдь не теми темпами, как это происходит сейчас.
Тем более наработанный научный потенциал, структура и сегодняшнее состояние экономики России позволяет это сделать. Главное, чтобы у рычагов управления находились грамотные, экономически и психологически подготовленные люди, переживающие за свою страну, за живущих в ней людей, за состояние экономики.
Конкурентоспособность предприятия сегодня - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.[22,168]
Конкурентоспособность любого товара сегодня определяется множеством факторов, которые можно классифицировать и представить в виде следующих показателей: потребительские свойства данного товара; потребительские свойства товаров-конкурентов; маркетинговая поддержка данного товара; маркетинговая поддержка товаров-конкурентов; характеристики целевых рынков, на которых осуществляется конкурентная борьба; свойства потребителей, за которых ведется конкурентная борьба.
Каждая из перечисленных групп содержит в себе ряд подгрупп.
Таким образом, набор факторов, определяющих конкурентоспособность каждого конкретного товара, оказывается столь значительным и своеобразным, что невозможно предложить единую методику сбора данных по этим факторам, их обработки и идентификации для полной диагностики уровня интенсивности конкурентной борьбы на данном рынке.
Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных факторов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность включает в себя три основные составляющие.
Качество выполняемых предприятием услуг.
Политику сбыта и качественного сервиса по предоставлению туристических услуг (предпочтения потребителя).
Предпочтения потребителя. (выход фирмы на целевой рынок потребителя, определение своей ниши на рынке ( сегмента)).
Актуальность темы. В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.
С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров.
В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Практическое значение работы определяется возможностью использования ее результатов с целью повышения конкурентоспособности организации любого вида деятельности.
Объектом исследования являются туристическая компания «Экстра М».
Предметом исследования выступает выявление путей повышения конкурентоспособности фирмы «экстра М».
Информационной базой дипломного исследования являются учебные пособия Волошин Н.И., Исаев Н.В., Емельянова Б. В., Ильина Е.И., Ополченов И.И., Романова А.Н., Коряюгов Ю.Ю., Красильников С.А., Горбашко Е.А, Соболева И.И., Соболевой Е.А., а так же, материалы отчетности фирмы «экстра М», аналитические статьи отраслевых журналов «Туризм», «Российская туристическая газета», а также базы данных «Интернет», в частности NT Tourist Commission's International PR Managers tour the Territory, www.nttc.com.au/mеdia/releases/02_00/10_02_00.htm.,http://www.promo.ru/effect1.htm "Оценка эффективности рекламных кампаний".
Целью дипломной работы – провести анализ повышения конкурентоспособности туристической фирмы « Экстра М» г. Москвы.
Разработка новых направлений по повышению конкурентоспособности туристической фирмы « Экстра М» позволят ей в планируемом периоде иметь высокие показатели роста объема реализации, прибыли и рентабельности, завоевать новых клиентов и занять более объемную нишу на туристическом рынке.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
Провести анализ современного состояния туристско-экскурсионного рынка в Российской Федерации
Рассмотреть основные проблемы и факторы, определяющие развитие экскурсионного туризма
Перспективы развития основных направлений туристско-экскурсионной деятельности на рынке туризма
Дать общую характеристику туристической фирмы «Экстра М»
Оценку конкурентной стратегии фирмы. Основные параметры рынка и его целевых сегментов
Провести анализ финансового состояния туристической фирмы
Рассмотреть организационную структуру управления туристической фирмой «Экстра М»
Определить основные направления повышающие конкурентоспособность фирмы на рынке туризма, а именно:
Расширение предложений турфирмы «Экстра М» (ассортиментной политики).
Совершенствование продвижения туруслуг турфирмы «Экстра М», а именно: разработка печатного каталога турфирмы «Экстра М».
Совершенствование сбытовой и ценовой политики.
Совершенствование организационной структуры управления фирмой «Экстра М» и оценка эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Структура дипломной работы состоит из: Введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Работа подлежит к защите на кафедре « ».
Заключение
В теоретической части дипломной работы было проанализировано современное состояние туристическо-эскурсионного рынка Российской Федерации. Были даны основные понятия экскурсионной деятельности, основных типов туризма. Туризм – это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельности в стране временного пребывания.
Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.
Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.
С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.
С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России.
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.
Другой популярной сферой развития туризма является экскурсионное обслуживание оно является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристических услуг.
В настоящее время экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и другие), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.
Далее было проанализировано основное состояние туристско-эскурсионного рынка России, а именно дана оценка состояния въездного туризма и туристской инфраструктуры в городе Москве.
Сегодня в Москве создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует достаточно больших затрат на ее обновление и совершенствование.
Не смотря на то, что въездной туризм достаточно развит в нашей стране существует масса недостатков, которые тормозят развитие туристско-эскурсионного рынка России.
К таким недостаткам относятся:
нестабильность внутренней политики;
несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится новых и реконструируется старых аэропортов, автодорожных и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка машин, мойка, ремонт);
несоответствие российской гостиничной базы мировым стандартам, в частности классности гостиниц и уровню сервиса в них;
завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
не отрегулированы цены на гостинично-ресторанные услуги с учетом анализа зарубежного опыта;
несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровнях;
несовершенство финансовой системы российского туризма: существующая система учета и контроля финансовых потоков не позволяет оценить доходы, получаемые от туристской деятельности на конкретной территории, следовательно, невозможно сделать четкий финансовый расчет для поддержки тур-бизнеса;
недостаточное проявление гостеприимства как основного потребительского свойства в обслуживании как иностранных, так и российских туристов работниками индустрии туризма;
недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, создающая отрицательный имидж, как конкретному туристскому центру, так и стране в целом (если гости из других стран);
отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма;
неоправданные визовые ограничения для граждан из стран дальнего зарубежья. [14,62-74]
Не смотря на существующие недостатки развитие туристско-эскурсионного бизнеса возможно при выполнении ряда условий, важнейшие, из которых:
перспективное планирование развития и размещения материально-технической базы как целостного комплекса туристско-экскурсионного
обслуживания;
создание единой методики статистического учета всего контингента туристов и экскурсантов;
ориентация финансово-хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций на повышение экономической эффективности функционирования материально-технической базы посредством дифференцированных нормативов фондоемкости, фондозатрат, фондоотдачи.
Кооперирование инвестиционных потенциалов организаций, ведомств и частных лиц, заинтересованных в развитии материально- технической базы туризма. [16.,25-68]
Во второй части дипломной работы был проведен анализ основной деятельности фирмы «Экстра М» и её эффективность на туристическом рынке.
Здесь была дана общая характеристика туристической фирмы «Экстра М».
Фирма «Экстра М» была основана 29 февраля 2000 года. В настоящий момент является членом Российской Ассоциации туристических агентств (РАТА), Московской Ассоциации туристических агентств. Фирма сотрудничает с ведущими российскими туристическими организациями в различных регионах России и ближнего зарубежья.
Туристическая фирма «Экстра М» является туроператором на российском туристическом рынке и занимается предоставлением туристских услуг, организацией бизнес - поездок и посещения международных отраслевых выставок, а так же реализует тур- путевки в курортные города дальнего зарубежья Европы, Азии и Африки: Кипр, Греция, Турция, Египет, ОАЭ, Чехия, Франция, Италия, Болгария, Тунис. Также фирма оказывает дополнительные тур- услуги, такие как бронирование гостиниц в 10 странах мира, бронирование авиабилетов, железнодорожных билетов, билетов на спортивные и культурно-зрелищные мероприятия, визовая поддержка, трансфер, аренда автомобиля, организация деловых поездок (выставки, ярмарки, конгрессы), экскурсий, не только за рубежом, но и по всей территории России и некоторых стран СНГ.
В этом же подпункте были рассмотрены такие важные показатели маркетинговой деятельности турфирмы «Экстра М», как:
Оценка конкурентной стратегии туристического агентства и основные параметры рынка и его целевых сегментов, управление каналами сбыта туристического продукта, примеры взаимодействия с посредниками и корпоративными клиентами.
В связи с тем, что любая организация находится и функционирует в среде, то естественно она испытывает на себе ее действие. Были изучены две группы факторов: внутренней и внешней среды. Именно последние в большей степени оказывают влияние на процесс проведения рекламных мероприятий.
К ним относятся факторы микро- (потребители, конкуренты, посредники, рекламные агентства) и макросреды (экономическая, правовая, научно-техническая и технологическая, социокультурная составляющая).
Факторы микросреды оказывают самое прямое влияние на маркетинговую деятельность. При проведении рекламных кампаний предприятие обращает самое пристальное внимание на деятельность конкурентов. Хотя турфирма «Экстра М» и занимает устойчивые позиции на рынке туристических услуг Российской Федерации, все же у агентства имеется большое количество фирм-конкурентов. Поэтому основной акцент при проведении маркетинговых мероприятий делается на выделении особых качеств своего товара из ряда аналогичных.
Здесь же был проведен анализ финансового состояния фирмы посредством использования технико-экономической базы организации, которая включает в себя анализ следующих финансово-экономических показателей, которые влияют на повышение конкурентоспособности.
Это, прежде всего:
Анализ товарной политики туристической фирмы «Экстра М», который включает в себя:
Анализ объема продаж туристической фирмы «Экстра М»;
Анализ структуры объема реализации фирмы «Экстра М»;
Анализ структуры объема продаж с разбивкой по кварталам основным направлениям деятельности фирмы «Экстра М»;
Анализ объема реализации услуг с учетом сезонности.
Анализ потребительских сегментов туристической фирмы «Экстра М».
Анализ деятельности основных конкурентов туристической фирмы «Экстра М».
Анализ ценовой политики фирмы «Экстра М».
Анализ продвижения туруслуг «Экстра М».
Анализ организационной структуры управления показал.
Что организационная структура службы маркетинга туристического агентства «Экстра М», не является наилучшей для рассмотрения, так как руководство фирмы не может позволить создать целый маркетинговый отдел. Поэтому отдела маркетинга на фирме «Экстра М» нет. Маркетингом в агентстве занимается один сотрудник. Функции маркетолога выполняет менеджер по маркетингу. Из этого можно сделать вывод, что данной фирме необходимо реорганизовать, а вернее создать структуру, отвечающую основным, хотя бы минимальным требованиям, условиям выживания фирмы на рынке, продвижения фирмы, а в целом работы по изучению маркетинговой политики. Ведь в условиях жесткой конкуренции на этом развивающемся рынке, а именно рынке туристических услуг, недооценка столь значимого фактора может привести к банкротству, либо поглощению фирмы.
Но возможен и другой вариант, построения простейшей структуры службы маркетинга на данной фирме, а именно большой опыт данного человека занимающегося вопросами маркетинга, неразвитость других тур фирм и подобные факторы, которые не принуждают руководство фирмы создавать мощную структуру данного направления. Ниже будут рассмотрены рекомендации по усовершенствованию управления маркетинговым отделом и построению новой организационной структуры фирмы.
На основе проведенного анализа технико-экономических показателей предлагаются следующие направления повышения конкурентоспособности фирмы «Инфра М» на туристическом рынке, которые будут рассмотрены в заключительной части работы.
В заключительной части дипломной работы мною были предложены основные направления по повышению конкурентоспособности фирмы «Экстра М».
Основными направлениями, повышающими конкурентоспособность фирмы «Экстра М» на рынке туризма являются:
Расширение предложений турфирмы «Экстра М» (ассортиментной политики), например, разработка экскурсионных туров «Романовы в Москве», Древняя история Красной площади.
Совершенствование продвижения туруслуг турфирмы «Экстра М», а именно: разработка печатного каталога турфирмы «Экстра М».
Совершенствование сбытовой и ценовой политики.
В условиях усиления конкурентной борьбы на российских рынках все больше предприятий обращает самое пристальное внимание на различные методы маркетинговых исследований, в том числе и рекламы с целью минимизации затрат на поиск эффективных стратегий, позволяющих прочно удерживать рыночные позиции и наращивать объем сбыта, сохраняя существующих потребителей и привлекая новых. В настоящее время разработке методики планирования следует уделять больше внимания, так как именно она влияет на результативность всех проводимых рекламных мероприятий.
Акцентирование деятельности предприятия на потребностях клиентов и повышении степени лояльности клиентов к фирме и ее продукции вызывает необходимость серьезного пересмотра маркетинговой работы с ориентацией на новое понимание роли клиента в цепочке взаимоотношений между производителем и потребителем.
К наиболее важным маркетинговым мероприятиям, которые требуют совершенствования, с целью повышения конкурентоспособности фирмы «Экстра М» относятся:
Совершенствование сбытовой политики, а именно:
Налаживание связей с корпоративными клиентами;
Расширение работы с турагентствами;
Совершенствование ценовой политики.
Информационное обеспечение маркетинговой деятельности.
В дипломной работе с целью повышения конкурентоспособности фирмы, а также всей работы турфирмы «Экстра М» на туристско-экскурсионном рынке предложено создать самостоятельное структурное подразделение, занимающееся маркетинговой деятельностью (маркетинговый отдел).
В заключении дипломной работы была представлена оценка эффективности предложенных выше маркетинговых мероприятий турфирмы «Экстра М».
Оценка эффективности представлена итоговой таблицей в виде анализа финансово-экономических показателей туристической фирмы «Экстра М». Таким образом, применяя вышеуказанные мероприятия по повышению конкурентоспособности туристической фирмы « Экстра М» позволят ей в планируемом периоде иметь четкие показатели роста объема реализации, прибыли и рентабельности, завоевать новых клиентов и занять более объемную нишу на туристическом рынке.
Список использованной литературы
I.Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 ред. от 21.03.2003 г. СПС «Гарант», ноябрь 2003 г.
2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»от 14 ноября 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5491.
3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (с изменениями от 30.12.2001).
4. Закон Российской Федерации «О стандартизации» (от 27.12.95 N 211- ФЗ).
5. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» введен в действие Верховным Советом Российской Федерации и подписан Президентом Российской Федерации 10 июня 1993 года № 5151-1(в редакции федеральных законов от 27 декабря 1995 года № 211-ФЗ,от 2 марта 1998 года № 30-ФЗ,от 31 июля 1998 года № 154-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2001 года № 15-П).
6. Закон Российской Федерации «О рекламе» от 18.07.1995 №108-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001).
7. Закон Московской области «О туристской деятельности в Московской области» от 11 декабря 1997 г.
8. Постановление Правительства г. Москвы от 8 августа 2000г. № 602 «О разработки программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года».
9. Постановление Правительства Российской Федерации № 1222 »О лицензировании международной туристической деятельности» от 12 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 51. Ст. 5069.
10. ГОСТ Р 50690-2000 »Туристические услуги. Общие требования» от 16 ноября 2000 г.
11. Туризм: нормативно-правовые акты: Сб. актов / Сост. Н.И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 2003. 432 с.
II.Учебные пособия
12. Борисов Ю.Н. Маркетинг в туризме Издательство « Инфра-М» 2003г. с.286.
13. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. – М., 2002. – 198 с.
14. Волошин Н.И., Исаев Н.В. и другие Учебник. « Менеджмент туризма.: Туризм как объект управления».-М.: Финансы и Статистика, 2002.-302с.
15. Гомилевская Г.А. Региональные модели организации внутреннего туризма. Учебное пособие. Владивосток. Изд-во ВГУЭС. 2002.-218с.
16. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. - М.: Сов. спорт, 2003.294с.
17. Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2003.286с.
18. Ильина Е.И «Основы туристской деятельности», Москва, 2002г.- 246с.
19. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ.; Под ред. Р. Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2001.489с.
20. Ополченов И.И.» Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции».Учебное пособие, 2003г. 318с.
21. Попова Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России - М.:МГГУ 2001г. с.286.
22. Маркетинг: Учебник / Романов А.Н., Коряюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др.;— М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. — с.318.
23. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — с. 256.
24. Соболев И.И., Соболева Е.А. «Финансово-экономическая деятельность туристической фирмы». Учебно-методическое пособие. Издательство «Финансы и статистика», 2001г.128с.
25. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. «Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт».Издательство «Финансы и Статистика», 2002г, 416с.
26. Профессиональный туризм: маркетинговая аналитическая работа в 5 частях. Ч.2, Ч.3 –М.: Москва 2002г. 546с.
III. Периодическая печать
23. Азар В. Туризм - еще один феномен XX в. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - Ноябрь 2003.-№ 11.с 8-17.
24. Ильина Е.И «Основы туристской деятельности», Москва, 2002г.- 16-18с.
25. Российская бизнес газета, №9, сентябрь 2003, статья « Даешь концепцию для туризма», автор Ирина Колодин, электронная версия http://www.rg.ru/bussines/rinky/325.shtm
26. Константинова Инна «Отпуск-2000: мы выбираем – нас выбирают», журнал «Сообщение», № 6-7, 2000 г., стр. 4.
27. Осадим Б. Tourism Satellite Accounts, или Как измерять туризм//РТГ. - 2003.-№ 17.с5-13
28. Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России. //Международный бизнес России. -№ 11,-2002г.-стр. 24
29. Интервью с директором по маркетингу компании Heliopark Hotel Management Виталием Шпаковым: "Внутренний туризм ждет жесткая конкуренция", электронная версия 2003г. http://www.rbc.ru/reviews/tourism/interview-03.shtml
30. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. - М., 2002; 2003.
31. Журнал «Туризм». - 2003. -№ 10.
32. Журнал «Туризм». - 2003. -№ 11.
33. Журнал «Туризм». - 2004. - № 1.
34. Журнал «Туризм: Практика, проблемы, перспективы». 2003.-№1-12.
35. Журнал «Туризм: Практика, проблемы, перспективы». -2000.-№1.
36. Российская туристская газета. - 2002, 2003 гг.
37. Журнал «Проблемы прогнозирования». - 2002. -№5.
38. Туринфо. -Вып. 1999-2003 гг.
39. NT Tourist Commission's International PR Managers tour the Territory, www.nttc.com.au/mеdia/releases/02_00/10_02_00.htm
40. http://www.promo.ru/effect1.htm "Оценка эффективности рекламных кампаний" от 24 января 2003 года.
41. Данные с сайта www.mitt.ru.