Содержание

Введение_____________________________________________________________ 2

Понятие глобальных проблем___________________________________________ 3

Особенности глобальных проблем человечества__________________________ 4

Экологическая проблема________________________________________________ 6

Глобальные проблемы современного общества____________________________ 7

Заключение__________________________________________________________ 12

Литература_________________________________________________________ 14

Введение

По ходу развития  цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в таких глобальных проблемах человечества как: проблема экологии; сохранения мира; освоения космоса и Мирового океана; продовольственная проблема; проблема народонаселения; проблема преодоления отсталости; проблема сырья.

В самом деле, никогда прежде  само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения , наращивая тем самым силу “демаграфического пресса”. Никогда до этого человечество  не вступало в период научно - технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Понятие глобальных проблем

Во второй половине нашего столетия человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (в переводе с лат. «глобус» - Земля, земной шар). К ним относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете. Все большее значение в последнее десятилетие приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.

Каковы же причины возникновения глобальных проблем, эффективные пути и способы их решения? Размышляя о причинах появления глобальных проблем, ученые указывают прежде всего на возникшую всемирную общность людей, целостность современного мира, которую обеспечивают в первую очередь глубинные экономические связи, усилившиеся политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный, общемировой характер. Но дело не только в этом. Сама активно преобразующая деятельность человека по мощи и последствиям (как творческим, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации еще весьма далеки от требований эпохи.

Особенности глобальных проблем человечества

Глобальные проблемы отличаются рядом особенностей, они:

- имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира;

- угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;

- нуждаются в неотложных и эффективных решениях;

- требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов;

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

В наше время глобальные проблемы:

- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

- а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.

По-видимому, заметный ущерб природе наносили уже синантропы (около 400 тысяч лет назад), которые стали использовать огонь. В результате возникших в этой связи пожаров уничтожались значительные площади растительного покрова.

Ученые считают, что интенсивная охота древних людей на мамонтов была одной из важнейших причин исчезновения этого вида животных.

Начавшийся около 12 тысяч лет назад переход от присваивающего характера хозяйствования к производящему, связанный прежде всего с развитием земледелия, также приводил к весьма существенным негативным воздействиям на окружающую природу. Технология земледелия в те времена заключалась в следующем: на определенном участке выжигался лес, затем проводилась элементарная обработка почвы и посев семян растений. Такое поле могло давать урожай всего 2-3 года, после чего почва истощалась и надо было переходить на новый участок. Помимо этого, экологические проблемы в древности нередко порождала добыча полезных ископаемых. Так, в VII – IV веках до н. э. интенсивная разработка в Древней Греции серебряно – свинцовых рудников, которая требовала больших объемов крепкого леса, привела фактически к уничтожению лесов на Антическом полуострове. Существенные изменения в природных ландшафтах вызвало строительство городов, которое начало осуществляться на Ближнем Востоке около 5 тысяч лет назад, и конечно, значительной нагрузкой на природу сопровождалось развитие промышленности. Но хотя эти воздействия человека на окружающую среду приобретали все большие масштабы, тем не менее вплоть до второй половины XX века они имели локальный характер.

Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.

Между тем из истории известно, что неуклонно растущие взаимодействия между народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими военными столкновениями. За период с 3500 года до н. э. произошло 14530 войн. И только 292 года люди жили без войн.

В войнах погибло (млн. человек)

XVII век                  3, 3

XVIII век                 5, 5

XIX век                    16

В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 миллионов человек. Это были первые мировые войны во всей истории человечества, в которых участвовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало превращения проблемы войны и мира в глобальную. А что же породило глобальные проблемы? Ответ на этот вопрос, в сущности, довольно прост. Глобальные проблемы явились результатом: С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Экологическая проблема

Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами.

Характерные примеры:

Великобритания «экспортирует» 2/3 своих промышленных выбросов.

75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют заграничное происхождение.

От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в странах континентальной Европы - около половины их площадей.

В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на их территории.

Крупнейшие реки, озера, моря Европы и Северной Америки интенсивно загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран, использующих их водные ресурсы.

С 1950 по 1984 год производство минеральных удобрений возросло с 13, 5 млн. тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование дало 1/3 прироста сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия использование химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку.

Весьма характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс вывода экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны.

Огромные и все более расширяющиеся масштабы использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы планеты.

На наших глазах заканчивает эра экстенсивного использования потенциала биосферы. Это подтверждается следующими факторами:

Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения сельского хозяйства;

Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 года она возрастает на 20%;

Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950 по 2000 год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а ведь леса это легкие всей Земли;

Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана, осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек.

Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т. д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу. В настоящее время в результате интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение климата.

По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей планеты.

Ученые считают, что такого рода изменения осуществляются уже в наше время.

В результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0, 5 градуса. Однако если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т. е. увеличатся еще на 70%, то произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет необратимые процессы: таяние льдов; поднятие уровня мирового океана на один метр; затопление многих прибрежных районов; изменение влагообмена на поверхности Земли; сокращение количества осадков; изменение направления ветра.

Ясно, что подобные изменения поставят перед людьми огромные проблемы, связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых условий их жизни.

Сегодня, как справедливо одним из первых отметил В. И. Вернадский, человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что оно начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого.

Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за собой изменение климата, она воздействует на химический состав водного и воздушного бассейнов Земли на животный и растительный мир планеты, на весь ее облик.

Глобальные проблемы современного общества

Риск в подростковом и юношеском возрасте

Переоценка ценностей ведет к переоценке риска, в связи с чем некоторые молодые люди участвуют во многих рискованных затеях. Юноши и девушки занимаются «опасным» сексом, — иногда с несколькими партнерами, — употребляют наркотики, «гоняют» на автомобилях и т. д. Подчас их рискованное поведение включает и одно, и другое, и третье. Поколение 10-19-летних представляет собой единственную часть населения России, среди которой смертность не снижалась быстро за последние два десятилетия.

Естественно, некоторые тинэйджеры более склонны к рискованному поведению, чем другие, и зачастую, с возрастом «репертуар смертельных номеров» у них еще более расширяется. Что касается других, то они направляют характерный для отрочества прирост энергии и интеллектуальной любознательности в иное русло, например в спорт или в социально полезную деятельность. Так, многие тинэйджеры включаются в общественную деятельность, участвуя в работах по очистке окружающей среды, строительстве домов в рамках программы «Среда обитания» или ухаживая за больными детьми. Важно иметь в виду, что лишь незначительной части тинэйджеров свойственно рискованное поведение с деструктивными намерениями.

Когда тинэйджеры ведут себя рискованно, они делают это по разным причинам. Они могут попасть в беду, потому что не сознают степень риска своего поведения. Им может не хватать информации — предупреждения взрослых либо не эффективны, либо подростки не обращают на них внимания. Многие исследователи считают, что рискующие тинэйджеры недооценивают вероятность печального исхода; другими словами, они считают себя неуязвимыми. Они сосредоточивают внимание, в основном, на преимуществах рискованных форм поведения — возможности вырасти в глазах сверстников или пьянящем чувстве свободы от запретов. Такое объяснение согласуется с предложенными Элкиндом понятиями воображаемой аудитории и персонального мифа. Элкинд полагал, что персональные мифы наделяют подростков уверенностью в том, будто с ними не может случиться ничего плохого.

Более чем 20-летние исследования подросткового и юношеского риска указывают на многочисленные его причины. Факторы, вызывающие рискованное поведение, подразделяются на 5 областей: биология/генетика, социальная среда, воспринимаемое окружение, личность и актуальное поведение. Взаимосвязь этих факторов является причиной разнообразных форм связанного с риском поведения или образа жизни тинэйджеров.

Как родители могут уберечь подростков от опасных затей и занятий? Многие начинают сотрудничать со школой, с инспекторами полиции по делам несовершеннолетних или с учителями, когда у их ребенка возникают неприятности, и следят, чтобы он не пристрастился к наркотикам или к другому деструктивному поведению. Некоторые семьи отправляют подростка в безопасное место, например в закрытое учебное заведение, когда понимают, что ему не устоять против негативного соседства или влияния группы сверстников. В общем, когда у подростков развиты самоуважение, чувство компетентности и принадлежности к крепкой семье и твердому общественному порядку, менее вероятно, что они будут испытывать потребность в рискованном поведении.

Употребление наркотиков

Одна из самых распространенных форм рискованного поведения в отрочестве и юности — употребление наркотиков, включая табакокурение и употребление алкоголя. Из всех разрешенных и запрещенных препаратов, широко распространенных в России, чаще всего употребляют табак и спиртные напитки. Их можно легко и вполне законно приобрести, и они широко используются взрослыми. Фактически, многие подростки считают открытое употребление алкоголя и табака признаком взрослости. Тинэйджеры, тяготеющие к наркотикам, легко могут достать и запрещенные: марихуану, кокаин и другие.

Курение

 Для многих тинэйджеров сигареты — притягательный символ зрелости, несмотря на очевидность того, что курение опасно для здоровья. Оно вызывает сердцебиение, одышку, сужает сосуды, раздражает горло и приводит к образованию налетов на чувствительной легочной ткани. Многолетнее курение ведет к преждевременным инфарктам, раку легких или горла, эмфиземам и другим легочным заболеваниям. Умеренное курение сокращает жизнь в среднем на 7 лет.

Сегодня курение как символ юношеского протеста, по-видимому, вытесняется использованием других наркотиков. В России количество курящих подростков резко сократилось с 1977 по 1981 год, так как значительная часть молодых людей осознала, насколько это вредно для здоровья. Количество старшеклассников (10-11-е классы), курящих каждый день, сократилось с 29 % до 20 %, а тех, кто выкуривает в день полпачки сигарет и больше — с 20 % до 13 %. Однако в 80-е годы спад прекратился. В 1988 году 18 % старшеклассников курили ежедневно, 11 % выкуривали в день полпачки сигарет и больше.

В прошлом мальчики начинали курить раньше, чем девочки, и курили чаще. Но с 1977 года, согласно опросам, курящих девочек-подростков оказалось больше, чем мальчиков. Больше половины как мальчиков, так и девочек начинают курить где-то с 9-го класса школы, часто под давлением сверстников. После школы многие из тех, кто только «баловался» сигаретами, начинают курить всерьез. Каждый 4-й молодой человек курит каждый день, а каждый 5-й (20 %) выкуривает в день полпачки сигарет и больше. Взрослые продолжают курить, потому что отвыкнуть от никотина трудно.

Алкоголь

Алкоголь действует как депрессант, и потому последствия алкогольного опьянения сходны с последствиями приема снотворного. При употреблении его в небольших дозах психологические эффекты включают ослабление внутренних запретов и сдержанности, усиление ощущения благополучия и ускоренное чувство времени. Многие выпивают, чтобы снять напряжение и облегчить общение. В больших дозах алкоголь может вызвать искаженное восприятие реальности, нарушить координацию движений, сделать неразборчивой речь; неумеренные дозы могут привести к потере сознания и даже к смерти. Воздействие алкоголя на человека зависит не только от дозы, но и от индивидуальной толерантности к спиртному. Длительное употребление алкоголя повышает толерантность к нему, но, в конечном счете, вызывает повреждения печени и головного мозга.

Вероятно, наиболее мощный фактор, влияющий на употребление алкоголя подростками, юношами и девушками, — представление, что употребление спиртного — символ взрослости и зрелости. К концу отрочества больше половины американских подростков уже попробовали спиртное; ко времени окончания школы их количество достигает 92 %. Хотя, согласно опросам, только 1 из 20 старшеклассников употребляет алкоголь ежедневно, воскресные пирушки становятся весьма распространенным явлением в юношеской среде. По данным анкет, 35 % старшеклассников хотя бы раз за предшествующие две недели выпили пять и больше порций спиртного, 32 % указали, что большая часть или все их друзья выпивают не менее одного раза в неделю. Молодежь постарше и те, кто перешел в разряд взрослых по достижении 21 года, употребляют больше алкоголя, так как по закону имеют право заказывать выпивку в барах и выпивать на вечеринках. Эта картина употребления алкоголя оставалась относительно устойчивой на протяжении последних 10 лет, с единственным небольшим снижением сразу после пика 1980 года.

Потребление молодыми людьми спиртных напитков меняется в зависимости от возраста, этнической и религиозной принадлежности, местожительства и пола. Например, самый высокий процент чрезмерного употребления алкоголя «по случаю» наблюдается у молодежи в первые четыре года по окончании школы (свыше 40 %); у мужчин (50 %, в то время как у женщин — 26 %); у молодых людей, не поступивших в колледж; а также у городского населения по сравнению с сельскими жителями.

Типичный алкоголик — это мужчина с незаконченным средним образованием из семьи, где пьянство — наследственный порок. Как правило, у него пьющие друзья; он может употреблять также и другие виды наркотиков. У многих алкоголиков серьезные психологические проблемы, такие как депрессия, обедненное чувство идентичности, отсутствие внутренних целей или же нацеленность исключительно на поиск новых ощущений и переживаний.

Марихуана

После алкоголя и никотина, наиболее широко используемое в России психотропное средство — марихуана. Этот запрещенный в стране психоделик, по сути, не является ни наркотиком, ни галлюциногеном, однако регулярное употребление марихуаны вызывает у некоторых повышение толерантности к ее действию и легкие симптомы снижения физической активности и психологического ухода. В отчете Национальной академии наук отмечается, что марихуана дает определенные нежелательные краткосрочные эффекты, но о долговременном ее влиянии на организм человека известно мало. Краткосрочные эффекты включают нарушение координации движений и восприятия, наряду с сердцебиением, повышением кровяного давления и возможностью появления респираторных заболеваний.

Употребление марихуаны подростками и молодежью резко возросло в 70-е годы, но сейчас снижается. Количество старшеклассников (10-11-е классы), которые хотя бы раз пробовали марихуану, сократилось приблизительно с 60 % в 1980 год до 32 % .в 1992 году. Согласно опросам, доля старшеклассников, которые сообща ли, что употребляли марихуану в предшествующий опросу месяц, упала с 38 % д 12 % за тот же 12-летний период. Отношение к марихуане тоже изменилось, люди сегодня в большей мере сознают ее вред для здоровья. Юноши и девушки отмечают, что их сверстники осуждают употребление запрещенных препаратов и многие резко возражают против ежедневного их употребления. Это изменение в установках сверстников знаменует тенденцию и снижению употребления марихуаны.

 Заключение

Новое политическое мышление – это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей, утверждая в жизни идеалы равноправия всех народов и отражая их взаимозависимость в развитии цивилизации.

- Захотят ли люди искать решения этих нелегких проблем сообща (в диспутах, на конференциях, за столом переговоров)?

- В какой мере им удастся избежать деструктивных действий и направить все материальные и духовные ресурсы на развитие цивилизации?

- Наконец, как они воспользуются жизнью и разумом?

Эти вопросы открыты. Быть может, жизнь подскажет нам, как их нужно решать.

Каждый последующий шаг в истории открывает нам новые горизонты. Нужно уметь прислушаться к пульсу истории, чувствовать ее дыхание. И тогда она подскажет правильное направление мысли и действия, убережет от догм и беспочвенных новаций.

Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму.

Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.

История эволюции жизни на Земле – это история гибели огромного количества видов животных и растений, которая происходит в результате того, что возникает несоответствие между выработанными организмами формами приспособления к окружающей среде и самой этой средой. Гипертрофия разума ни в чем не отличается от гипертрофии различных органов у каких-нибудь рептилий.

И сегодня, мы являемся свидетелями того, как человечество неминуемо идет к своему концу. Разве не являются современные арсеналы ядерного оружия такой же чудовищной гипертрофией, как клыки у саблезубого тигра?

И не свидетельствует ли о близком конце цивилизации со зловещей скоростью нарастающее разрушение человеком природной среды?

Гибель советского танкера у берегов Японии. Разлилась нефть, что привело к гибели различных видов рыб, птиц и животных. Подготовка к ядерной войне в Ираке. А ведь это будет III мировая война и т. д.

Можно с достаточным основанием утверждать, что широкое использование компьютеров, построение компьютерного общества выведет человечество на принципиально новый уровень в развитии цивилизации.

Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, системы управления, образования, здравоохранения, спорт – все в современном обществе опирается на достижения науки.

Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм, интенсивность деятельности людей как в природе, так и социальной среде, все возрастающая ее мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.

Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни, возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДА; чаще встречаются случаи патологии психики; увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшающих генофонд человечества; человека постоянно подкарауливает опасность связанная с использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и атомной промышленности; огромное количество людей становится жертвами несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудшилось из-за химизации качество продовольствия; во всем мире резко обостряются межнациональные отношения; неудержимо растет преступность.

Можно ли утверждать, что в наше время люди стали нравственнее и счастливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищенными как теперь!

Литература

                    Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. - М.: Новая школа, 1994.

                    Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: слов. -справ. - М.: Просвещение, 1992.

                    Новиков Ю. В. Природа и человек. - М.: Просвещение, 1991. 

                    Хефлинг, Гельмут. Тревога в 2000 году: Бомбы замедленного действия на нашей планете: [пер. с нем. ]. - М.: Мысль, 1990.

                    В Плотников. «На перекрестках экологии». М.: Мысль, 1985.

                    Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. /Сост. Г. П. Аксенов. - М.: Современник, 1993.

                     Вернадский. Начало и вечность жизни. /Сост., вступ. ст., коммент. Бастраковой, И. И. Мочалова, В. С. Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989.

                    Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. Общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1999. - 416с.

                    Уральский перекресток №3 (22) 2000 год. Статья «Экология, особо охраняемые территории».