ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему «Внешнеторговая политика государств»

Исполнитель:

              Кондратьева Нина Александровна

              Специальность                   ФиК

              Группа                      вечерняя

              № зачетной книжки 07ФФБ01556

Руководитель:

              Белых Глеб Алексеевич

Волгоград – 2009

Оглавление:

Введение........................................................................................................ 3

1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизм........... 4

2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг 8

Заключение................................................................................................... 12

3. Тест............................................................................................................ 13

Список литературы...................................................................................... 15

Введение

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.

“Внешнеторговая политика - государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.”

Таким образом, целью данной контрольной работы является рассмотрение современной внешнеторговой политики государств относительно моделей поведения их на мировом рынке. Задачи данной работы – изучить основные направления внешнеторговой деятельности государств, методы регулирования этой деятельности, в частности, тарифные и нетарифные методы, а также проверить уровень своих знаний с помощью практических тестовых заданий.

1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизм

В любой стране одной из основных задач государства является создание условий национальным производителям для завоевания позиций на мировом рынке. Исторически сформировались два основных направления в такой политике – фритредерство и протекционизм.

Протекционизм – это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Особенно ожесточенно критиковались сторонниками протекционизма результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Считалось, что в свободной торговли заинтересованы прежде всего развитые страны, но она мешает созданию национальной промышленности относительно отсталым государствам.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших в результате научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под защитой протекционизма проходило становление и развитие национальной экономики современных развитых стран.

В период серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Несмотря на явно положительное влияние протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торговли, этот регулирования внешнеторговых отношений имеет и своих противников. Как правило, они выдвигают следующие доводы:

1.                      преследуя цель достичь положительное сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции, также начинают поступать и международные партнеры, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций. Это приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности;

2.                      секторы национальной экономики теряют стимул к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают;

3.                      протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом – технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционистской защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлительно требуют и отрасли, технологически связанные с защищенными;

4.                      национальная экономика может не использовать полностью преимущества международной специализации – ограничения для более дешевых импортных товаров не дают возможность ввозить их в страну.

В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним, т. е. направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработки торговой политики учитываются мнения многих стран. Наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барьеры.

Свободная торговля (фритредерство) – это политика невмешательства государства в международную торговлю. В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

Поскольку фритредерство является противоположностью протекционизма, то все позитивные аспекты фритредерства выступают как критика протекционизма. Считается что свободная торговля:

1.                      стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

2.                      позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

3.                      дает возможность использовать международную специализацию, которая является основой роста прибылей производителей и потребителей;

4.                      расширяет границы рынка – она создает баз для массового производства и получения положительного эффекта от него.

Сторонники фритредерства считают, что аргументы в пользу протекционизма дискуссионны, поскольку цели, которые он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.

Существование прямо противоположных подходов к политике внешнеэкономической торговли и равнозначимое теоретическое обоснование свидетельствуют об их равноценности и бесперспективности абсолютизации каждого из них. Очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободной торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае.

В заключение по этому вопросу, хотелось бы отметить, любые крайности одинаково опасны для граждан любой страны и группы стран. Ведь, признавая ценность свободы торговли, необходимо учитывать, что чрезмерная насыщенность национального рынка иностранными товарами обостряет проблему занятости. Жесткий протекционизм так же абсурден. Ведь это бы поставило под сомнение возможность протекания процессов индустриализации в развивающихся странах. А что касается развитых, то в 1980-е гг., по оценкам Мирового банка, стоимость протекционистских мер для американского потребителя оценивалась: по автомобилям — 1 млрд. долл., по одежде — от 8,5 до 12 млрд. долл.; для стран Европейского сообщества (по одежде) — от 1,4 до 6,6 млрд. долл. в год.[2, c.128] Таким образом, каждой стране в любой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между свободой торговли и протекционизмом. Разрешение этого противоречия в долгосрочной перспективе рассматривается как поиск экономического компромисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов.

2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг

     К тарифным методам внешнеторговой политики относятся таможенные пошлины. Это обязательные платежи, которые выплачиваются при пересечении товаром границы. Различают импортные, экспортные и транзитные таможенные пошлины, при чем наиболее распространенными являются импортные пошлины. Вначале с их помощью увеличивались средства государственной казны, т.е. они выполняли фискальную функцию, а в современных условиях они служат средством регулирования товарных потоков и защиты национальных производителей, хотя для развивающихся стран они сохранили свое фискальное значение.

     Импортная пошлина – это плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке превышает его цену на мировом, т.к. к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Таким образом, импортные пошлины действительно дают возможность развиваться национальному производству и приносят доход государству, но оказывают негативное влияние на потребителя, сокращая его потребление из-за роста цен.         

     Экспортные пошлины – это зеркальное отражение механизма импортных пошлин. В основном они используются для увеличения доходов государства. Экспортные пошлины значительно увеличивают цены и затрудняют конкуренцию на мировом рынке, поэтому применяются редко, только в том случае, если страна хочет ограничить вывоз товара (особенно сырья) за рубеж или есть острая необходимость увеличить доходы бюджета. В развитых странах, как правило, такие пошлины не применяются, а в США они законодательно запрещены.

     В протекционистской политике широко применяются и нетарифные барьеры, т.е. меры, не связанные с таможенным обложением непосредственно. По сути это комплекс прямых или косвенных ограничений, отдельных направлений внешнеэкономической деятельности при использовании экономических, политических и административных методов. Среди них есть наиболее часто употребляемые во всех странах.

     Контингентирование – наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Это ограничение (установление квот) в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты.

     Лицензирование заключается в получении разрешения правительственных органов на осуществление внешнеэкономических операций с определенными группами товаров. Этот метод широко применяется в России. Практически все сырьевые товары, предназначенные для экспорта, требуют лицензии на вывоз их за пределы страны.

     Третий метод – это установление государственной монополии на право торговли отдельными товарами, группами товаров и услугами.

     В 70-е годы получил распространение такой специфический метод регулирования внешней торговли как добровольные экспортные ограничения – это разновидность экспортной квоты. В этом случае экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкурентную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений, и по своей сущности ДЭО являются вынужденной мерой.

     Помимо прямых методов воздействия на поведение субъектов международных экономических отношений, существуют и косвенные ограничители. Как правило, они прямо не препятствуют ведению внешнеэкономических операций, но создают условия, благоприятные для производителей данной страны как на внутреннем, так и на внешнем рынке. К косвенным ограничениям относится национальная налоговая политика.   

    Также к нетарифным ограничениям относятся разные виды стандартов:

- обязательное соблюдение национальных стандартов;

- наличие сертификатов качества импортной продукции;

- специфичность маркировки и упаковки товаров;

- требования к экологическим характеристикам товаров потребительского и производственного назначения.

     Санитарно-технические барьеры призваны оградить страну от, продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутрен­нем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-пер­вых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополисти­ческой практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспор­тер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повы­шая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации до­хода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментиро­ван, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Различают два вида демпинга: товарный и валютный. Товарный демпинг – это экспорт товаров по ценам ниже существующих на внутреннем рынке. Товарный демпинг применяется, как средство борьбы за новые рынки сбыта. Валютный демпинг – это увеличение экспорта по заниженным ценам в условиях, когда курс национальной валюты существенно ниже его покупательной способности внутри страны. Нередко валютный демпинг выступает орудием внешнеэкономической экспансии, борьбы за рынки сбыта. Предотвращение валютного демпинга является одной из функций всемирной торговой организации.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.

В заключении по этому вопросу хочется отметить, что с точки зрения мира в целом требования к повышению производственных стандартов качества могут принести выигрыш только тогда, когда они действительно преследуют цель защиты здоровья и обеспечения безопас­ности. Однако часто они всего лишь маскируют протекционизм государства.

Заключение

Признавая ценность свободы торговли и являясь автором теории абсолютных преимуществ, Адам Смит тем не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального рынка иностранными товарами, которое обострило бы проблему занятости. Джон Стюарт Милль, обосновавший теорию международной стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям промышленности. То есть каждой стране в каждой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между наивной свободой торговли и слепым протекционизмом. Разрешение этого противоречия в долгосрочной перспективе просматривается как тенденция либерализации международной торговли, поиск экономического компромисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов.

3. Тест

1) Свободная торговля как вид внешнеторговой политики (выберите верный ответ):

а) поддерживает субъектов национальной экономики;

б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;

г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.

Правильный ответ: В. Свободная торговля (фритредерство) – это политика невмешательства государства в международную торговлю. Считается, что такая политика стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом. Пункты а, б, г описывают политику протекционизма.

2) Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:

а) квотирование;

б) лицензирование;

в) таможенные пошлины;

г) добровольные ограничения экспорта;

д) санитарно-технические ограничения.

Правильный ответ: А, Б, Г, Д. Только таможенная пошлина является тарифным методом регулирования внешней торговли. Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты. А также к нетарифным ограничениям относятся виды скрытого протекционизма такие, как санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров.

3) Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как (укажите верный ответ):

а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия конкуренции зарубежных предпринимателей;

б) рост занятости населения внутри страны;

в) предотвращение демпинга;

г) обеспечение национальной экономической безопасности;

д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;

е) верны только ответы а) и в).

Правильный ответ: Д. Протекционизм – это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Без защиты государства новых отраслей производства не будет уменьшаться безработица и  может повлечь за собой увеличение демпинга. Это все ставит под угрозу национальную экономическую безопасность.

Список использованной литературы

1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 735 с.

2. Мировая экономика: Учеб. пособие / Л.С.Падалкин, В.В.Клочков, С.В.Тарасов [и др.]; под ред. И.П.Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 240с.

3. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под редакцией В.А. Дадалко - Мн.: Ураджай, 2001

     4. Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова; под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 576с.

Дата:                                                                               Подпись: