ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИЖЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Дипломная работа

"Учет и анализ приобретения и продажи товаров на примере

 ООО «РИФ-СТРОЙ»"

Студент группы БВ 33 К

Мингазетдиновой И.В.

                                                                                Преподаватель:

                                                                                   

Ижевск 2006

 

 

Содержание:

Введение

I.                  Краткая экономическая характеристика ООО “РИФ-СТРОЙ”

1.     Общая характеристика организации.                                                      5

2.     Организационно-правовая  форма предприятия                                    7

3.     Продукция, ее специфика .                                                                       10

II.               Учет товаров в организациях.

1.     Учет выпуска продукции.                                                                          15

2.     Порядок отражения затрат на производство продукции                        20

3.     Учет поступления товаров.                                                                        23

4.     Учет реализации и отпуска товаров.                                                         30

III.           Анализ объема и реализации товара.

     1. Общая характеристика ООО «РИФ-СТРОЙ»                                            39

     2. Анализ динамики выпуска и реализации продукции                               39

     3.Анализ ассортимента и структуры продукции                                           45

IV.            Факторы и резервы увеличения объема производства и реализации продукции.                                                                                                   51

      1.Резервы увеличения выпуска и реализации продукции                          54

-Заключение.                                                                                                          58

-Список использованной литературы.

-Приложение.

Введение.

Все предприятия, осуществляя хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, товаров,  работ или услуг.

        У предприятий возникают обязательства перед поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги: перед государственным бюджетом по отчислениям от прибыли, платежам в фонды, налоговым и неналоговым платежам, перед своими рабочими и служащими по заработной плате и другие. С другой стороны, сами предприятия предъявляют требования к абонентам, покупателям, заказчикам об оплате отгруженной им продукции, оказанных услуг и выполненных работ для возмещения произведенных затрат, выполнения своих обязательств и получения прибыли.

 Основные задачи учета товаров и их реализации состоят в том, чтобы обеспечить контроль за  состоянием товарных запасов и их сохранностью на складах.

                Для выполнения указанных задач необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, регистры синтетического и аналитического учета.

        Целью дипломной работы является комплексное изучение ведения бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей. Рассмотреть возможность применения данных учета в целях анализа и прогнозирования финансовых результатов, на примере ООО «РИФ-СТРОЙ» г. Ижевска. Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

-      изучить теоретические основы учета и внутрихозяйственного контроля  за сохранностью товаров на предприятиях занятых в торговле.

-      рассмотреть организацию внутрихозяйственного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей.

-      Сделать анализ финансовой деятельности предприятия

-      Спрогнозировать возможные финансовые результаты опираясь на данные бухгалтерского учета в краткосрочном периоде.

Объектом исследования взято общество с ограниченной ответственностью «РИФ-СТРОЙ».

Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В  результате,  стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обра­щения.

Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.

От выбранного организацией или предприятием метода оценки готовой продукции и признания выручки от ее реализации зависят многие показатели деятельности предприятия или организации. Одним из таких показателей, который  наиболее значим на мой взгляд, является величина налогооблагаемой выручки, а следовательно, и величина чистой прибыли, которую получит организация после уплаты всех налогов и сборов.

Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции.

Глава I. Краткая экономическая характеристика ООО «РИФ-СТРОЙ».

1.1.Общая характеристика организации.

      ООО  «РИФ-СТРОЙ»  было  создано  13  января  2003  года.  Единственным учредителем  ООО  «РИФ-СТРОЙ»»  является  директор.      Основным видом деятельности компании ООО «РИФ-СТРОЙ» являются услуги по строительной деятельности. Дополнительным    видом деятельности является продажа строительных материалов.

   ООО «РИФ-СТРОЙ» состоит из следующих подразделений :

- Коммерческого отдела;

- Отдел по работе с  клиентами;

- Финансового отдела;

- Бухгалтерия.

      Управление  каждым   из   отделов   осуществляет   начальник   отдела,

назначенный Директором общества.

      Начальник Коммерческого отдела отвечает за:

- ведение переговоров с поставщиками и потенциальными клиентами;

-  подготовка  документов  для  организации  долгосрочного   партнерства   с

поставщиками и клиентами;

-  ведение  переговоров  и   подготовка   предварительных   документов   для

организации более выгодного сотрудничества со страховыми компаниями;

- подготовка предварительных расчетов для клиентов;

- подготовка отчетов по проведенным и планируемым сделкам;

- составление плана и его реализация на заданный период.

      Начальник Финансового отдела отвечает за:

- подготовку предварительных и окончательных расчетов по сделкам;

- контроль за поступлением платежей;

- подготовка отчетов по деятельности общества за определенные периоды;

      Начальник по работе с клиентами отвечает за:

- поиск и проведение переговоров с корпоративными клиентами;

- подготовка отчетов по проведенным и планируемым сделкам;

- составление плана и его реализация на заданный период.

      Бухгалтерия отвечает за:

- ведение бухгалтерского учета;

- налогового учета.

      В штате каждого отдела (кроме бухгалтерии), есть  Ведущий  менеджер  и

Менеджер.

      В компетенцию Ведущего менеджера входят следующие обязанности:

- организация технической работы начальника отдела  (составление  договоров,

получение и отправление необходимых документов и т.п.);

-  ведение  статистической  информации  по   страховщикам,   поставщикам   и клиентам;

- ведение дела клиента.

Менеджер отвечает за:

-получение и передачу продукции;

-  оформление  необходимых  документов  для  приемки  и  передачи   продукции;

-  отслеживание   процедуры   получения   страховых   полюсов   (договоров),

документов на  регистрируемую  технику  подтверждающие  права  собственности

общества.

      Управлением обществом непосредственно осуществляет Директор организации в его  компетенцию  входит  принятие   окончательных   решений   по   основной деятельности  общества.  А  также  внутрифирменное   управление   персоналом заключающиеся в принятие  решений  в  форме  приказов  по  увеличению  штата организации,  увольнению  и  премированию  сотрудников,  а  также  всевозможных

взысканиях.

      У него в подчинение находится Заместитель Директора, в его компетенцию входит  управление  подразделениями  общества  и  их  начальниками  отделов, которые  непосредственно  управляют  своими  сотрудниками  и   предоставляют заключения  по  той  или  иной  сделки,  а   также   принимают   решения   о премированиях и взысканиях в письменной форме,  которые  подают  на  подпись Заместителю Директора.

      А также  в  компетенцию  Заместителя  Директора  входят  переговоры  с

крупными клиентами и предоставление предварительного  заключения  по  сделки Директору общества, подача Директору предварительных расчетов  и  заключений по сделкам, а также различных ходатайств и предложений начальников отделов.

 

1.2. Организационно-правовая форма предприятия.

      Организационно-правовая   форма    ООО    «РИФ-СТРОЙ»    регулируется

положениями  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  (статья   87-94), Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»,  Уставом общества.

      Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним лицом, уставной капитал которого не разделен на  доли;  участники  общества  с ограниченной ответственностью не отвечают  по  его  обязательствам  и  несут риск убытков, связанных  с  деятельностью  общества,  в  пределах  стоимости внесенных ими вкладов.

      Общество создано по решению его единого учредителя директора.

      Целью деятельности общества является извлечение прибыли от строительных и торговых услуг.

      Основным видом деятельности общества является строительная  деятельность.

Помимо основного вида деятельности общество  осуществляет  следующие виды деятельности:торвовля строительными материалами, сдача в наем недвижимого имущества сопутствующие виды деятельности:

      -  проектные,  строительно-монтажные   и   специальные   строительные,

ремонтно-строительные и пуско-наладочные  работы,  а  также  реставрационные

работы;

      - покупка продажа и сдача в аренду,  и  иные  допускаемые  действующим

законодательством операции с недвижимостью;

      Общество вправе осуществлять иные виды  деятельности,  не  запрещенные законодательством, направленные на достижение установленных целей.

      Имущество общества принадлежит ему на праве собственности и образуется из:

      - вкладов  учредителя в уставной капитал;

      - продукции произведенной обществом в процессе его деятельности;

      - полученных доходов;

      -  иного  имущества,  приобретенного  обществом  по  иным  основаниям,

допускаемым законодательством;

      Имущество  принадлежит  обществу,  учитывается  на   его   балансе   в

соответствии с правилами бухгалтерского  учета,  установленными  Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и иными правовыми актами.

      Решение о распределении чистой прибыли общества, распределяемой его учредителем.

      Общество вправе создавать филиалы и представительства  (не  являющиеся юридическими лицами) по решению общего собрания участников общества.

      Уставной капитал  общества  определяет  минимальный  размер  имущества

общества, гарантирующие интересы его кредиторов. Уставной  капитал  общества составляется из номинальной стоимости  доли его  учредителя  и  на  момент учреждения составляет 10 000 рублей, состоит из одной доли.

      Общество вправе, а в  случаях  предусмотренных  законом   -   обязано,

уменьшать (а также увеличивать) свой уставной капитал.

      Уменьшение уставного капитала может  осуществляться  путем  уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном  капитале  и (или) погашение долей, принадлежащих обществу

      Увеличение уставного капитала может осуществляться за  счет  имущества общества,  и  (или)  за  счет  вкладов  третих  лиц,  принимаемых  в   число участников общества.

      Учредитель общества имеет право:

      - участвовать в управлении делами общества  в  порядке,  установленном

законом и уставом;

      - получать полную информацию о деятельности общества и  знакомиться  с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в  порядке,  предусмотренном

уставом;

      - принимать участие в распределении прибыли;

      - выйти в любое  время  из  общества  независимо  от  согласия  других

участников;

      - получить в случае ликвидации общества часть  имущества,  оставшегося

после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

      Учредитель имеют также и другие права, предусмотренные законом.

      Участники обязаны:

      - вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в  сроки,  которые

предусмотренные учредительными документами общества (устав);

      Участники общества несут также и  другие  обязанности,  вытекающие  из

закона.

      Органами общества являются:

      - Общее собрание участников общества;

      - Совет директоров общества;

      - Директор.

     

      Директор общества:

      -  без  доверенности  действует  от  имени  общества,  в   том   числе

представляет его интересы и совершает сделки на сумму,  не  превышающую  400 000 рублей;

      - выдает доверенности на право представительства от имени общества,  в

том числе доверенности на право передоверения;

      - издает приказы о назначении на должности работников общества, об  их

переводе и увольнении, применяет меры поощрения  и  налагает  дисциплинарные взыскания;

      - осуществляет иные полномочия, не относящиеся  к  компетенции  Общего собрания участников.

      Директор общества осуществляет свои полномочия путем принятия  решения в форме приказов, а также путем заключения различного рода сделок  в  форме, установленной гражданским законодательством.

      Порядок  деятельности  Директора  и  принятия  им  решений  установлен Уставом, внутренними документами общества, а  также  договором,  заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции Директора.

 

1.3. Продукция, ее специфика.

Многие строительные организации  занимаются производством стройматериалов из сырья, которое они добывают попутно с основной деятельностью. Например, изготавливают кирпичи, плитку из добытой глины, песка…. Производственные стройматериалы могут быть использованы самой организацией (при строительстве объектов и выполнении отделочных работ, а также реализоваться на сторону.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, песок, глина, галька, гравий, строительные камни и другие виды сырья, добываемые строительной организацией, отнесены к  продукции горнодобывающей промышленности, а по этому признаются полезными ископаемыми. А все организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр, являются плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (ст.334 Налогового кодекса РФ).

  К добытым полезным ископаемым относятся неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии: гипс, ангидрид, природный мел, доломит, флюс известняковый, известняк и известняковый камень для изготовления извести и цемента, природный строительный песок, галька, гравий, песчано – гравийные смеси, строительный камень, облицовочные камни, мергели и глины и т.п. (подп.10 п.2 ст.337 Налогового кодекса РФ). При добыче такого сырья налог уплачивается по ставке 5,5 % (п.2 ст.342 Налогового кодекса РФ). Как указано в пункте 1 статьи 338 Налогового кодекса РФ, налог рассчитывается по каждому добытому полезному ископаемому исходя из его стоимости. А она в свою очередь исчисляется в порядке, установленном в пункте 1 статьи 340 Налогового кодекса, одним из следующих способов:

- исходя из сложившихся у налогоплательщика за налоговый период цен реализации (без учета государственных субвенций, если налогоплательщик их получает);

- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, если их использовали только в собственном производстве.

  Количество добытого полезного ископаемого организация определяет как прямым методом ( с помощью измерительных приборов), так и косвенным (расчетный способ по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом сырье). Такой порядок закреплен в пункте 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Если организация самостоятельно осуществляет добычу полезных ископаемых, все соответствующие расходы собираются на отдельном субсчете, открываемом к счету 20 «Основное производство» или к счету 23 «Вспомогательные производства». Лучше применять счет 23, так как добыча полезных ископаемых не является для организации основным видом деятельности.

    Добытые полезные ископаемые могут рассматриваться как материалы, поэтому далее (со счета 20 или 23) их приходуют в дебет счета 10 «Материалы»:

- на субсчет «Строительные материалы» -  если они не подлежат дальнейшей обработке, а будут использованы при выполнении строительных работ или проданы.

- на субсчет «Сырье и материалы» - если добытое сырье будет использоваться для производства других стройматериалов.

  Продажу добытого сырья, если операция носит разовый характер, отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Например:  ООО «РИФ-СТРОЙ» добыло 100 тонн строительного песка. При этом 80 тонн использовали при выполнении строительных работ, а 20 тонн реализовали по цене 1180 рублей за тонну (в том числе НДС – 180 рублей). Затраты на добычу песка составили 70 000 рублей.

В учет ООО «РИФ-СТРОЙ» бухгалтер отразит данные операциями следующими проводками:

Дебет субсчета 23 «Добыча песка»       Кредит 02 (10,69,70..)        

70 000 – отражены расходы по добыче песка;

Дебет субсчета 10 «Строительные материалы»    

Кредит субсчет 23 «Добыча песка»

70 000 – оприходован добытый песок;

Дебет 20        Кредит субсчета 10 «Строительные материалы»

56 000 руб. (70 000руб.:100 т. ·80т.)- списана стоимость песка, использованного при выполнении строительных работ;

Дебет 62       Кредит субсчета 91»Прочие доходы»

23 600 руб. (1180 руб. ·20т.)-отражен доход от продажи песка;

Дебет субсчет 91 «Прочие доходы»

Кредит субсчета 10 «Строительные материалы»

14 000 руб.(70 000 руб. :100 т. ·20 т.) – списана стоимость реализованного песка.

Поскольку ООО «РИФ-СТРОЙ» реализовал часть песка, исчислять облагаемую сумму базу по налогу на добычу полезных ископаемых необходимо исходя из цен реализации. Так, стоимость одной тонны песка исходя из выручки от его реализации (без учета НДС) составит:

(23 600 руб.-3600 руб.): 20 т.=1000 руб.

Облагаемая база по налогу на добычу полезных ископаемых будет равна:

1000 руб. · 100т. = 100 000 руб.

А сумма налога, рассчитывается по ставке 5,5%, составит:

100 000 руб. ·5,5% =5 500 руб.

Начисление налога на добычу полезных ископаемых бухгалтер ООО «РИФ-СТРОЙ» отражает в учете проводкой:

Дебет 26    Кредит субсчета 68 «Расчеты по налогу на добычу полезных ископаемых»

5 500 руб. – начислен налог на добычу полезных ископаемых.

При переработке сырья собственными силами и полученные стройматериалы, полученные в результате этой переработки, отражаются на счете 10 субсчет «Строительные материалы», либо на счете 43 «Готовая продукция» для продажи.

Например: ООО «РИФ-СТРОЙ» из добытой глины произвело терракотовую плитку, которая будет использована при выполнении строительных работ. Расходы по изготовлению терракотовой плитки, помимо стоимости глины, составили 120 000 рублей, в том числе: материалы – 20 000 руб., заработная плата рабочих с отчислениями – 60 000 руб., общепроизводственные расходы-40 000 руб. В учете ООО «РИФ-СТРОЙ» бухгалтер отразил операции по производству плитки следующим образом:

Дебет  субсчета 23 «Производство терракотовой плитки»

Кредит субсчета 10 «Сырье и материалы»

72000 руб. – списана глина, использованная при производстве терракотовой плитки;

Дебет субсчета 23 «Производство терракотовой плитки»

Кредит субсчета 10 «Сырье и материалы»

20000руб. – списаны прочие материалы, использованные  при производстве терракотовой плитки;

Дебет субсчета 23 «Производство терракотовой плитки»

Кредит 70 (69)

60 000руб.- начислена заработная плата рабочим, занятым в производстве терракотовой плитки (с обязательными отчислениями);

Дебет субсчета 23 «Производство терракотовой плитки»

Кредит 25

40 000 руб. – списаны общепроизводственные расходы , связанные с производством терракотовой плитки;

Дебет субсчета 10 «Строительные материалы»

Кредит субсчета 23 «Производство терракотовой плитки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Учет товаров в организациях.

Торговые организации в зависимости от сферы деятельности и выполняемых функций могут быть оптовыми, розничными и оптово-розничными. В наиболее сложном своем виде торговая организация может осуществлять покупку (заготовку), переработку, хранение и реализацию переработанных или приобретенных для продажи товаров.

Торговая организация обязана вести бухгалтерский учет поступающих и реализуемых товаров на всех этапах их движения, а также возникающих при этом издержек обращения.

2.1. Учет выпущенной продукции.

      Основные документы, регламентирующие порядок учета готовой продукции по нормативной себестоимости:

      Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 №34Н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета);

      Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов).

     В соответствии с п.59 Положения по ведению бухгалтерского учета готовая продукция может учитываться по нормативной (плановой) себестоимости.

Нормативная себестоимость определяется самой организацией. При определении нормативной себестоимости в нее могут включаться либо все затраты, связанные с производством продукции, либо только прямые затраты.

      При использовании для учета затрат на производство счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» готовая продукция отражается на счете 43 «Готовая продукция» по нормативно (плановой) себестоимости.

    Организации счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» рекомендуется использовать по необходимости. На данном счете обобщается информация о выпущенной продукции, сданных  заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонения фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) стоимости.

     Фактически производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказания услуг отражается по дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в корреспонденции со счетами затрат на производство.

    По кредиту счета 40 «Выпуск готовой продукции (работ, услуг) отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказания услуг.

    Продукция по нормативной себестоимости списывается в дебет счета 43 «Готовая продукция», а работы (услуги) в дебет счета 90 «Продажи».

    Сопоставлением дебетового и кредитового  оборотов  по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на последнее число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости произведенной продукции, сданных работ и оказания услуг от нормативной (плановой) себестоимости.

     Экономия, есть превышения нормативной (плановой) себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи». Перерасход, то есть превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой), списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» дополнительной записью.     Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.

Делаются записи:

Таблица №1. Корреспонденция счетов по учету выпуска продукции (работ, услуг).

Содержание

Корреспонденция счета

Основание для записи(перв-ый учет. док-т

хоз-ой операции

Дебет

Кредит

 или иной, кот.оформ. соответ. операция

Списано полож-е отклон-е(перерасход)

фактической себестоимости готовой

79

40

Бухгалтерская справка

продукции переданой внутренним

Авизо

подразд-м выделеным на отдел.балансы

Отражено (с помощью сторнир-й записи)

79

40

Бухгалтерская справка

Отрицательные отклонения фактич.себе-стоимости готовой продукции, передан-ной внутренними подраздел-и, выдел-ми на отдельные балансы

Авизо

Отражение в бухгалтерском счете операции по счету 40  производится следующим образом:

 Дебет счета 40     Кредит счета 20 (21,23,29) – отражены фактически производственные расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

Дебет счета 43           Кредит счета 40 – отражена стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации по нормативной (плановой) стоимости;

Дебет счета 45       Кредит счета 43 – списана нормативная (плановая) себестоимость продукции (работ, услуг), переданной потребителям (покупателям).

Обращаем внимание на то, что счет 45 может и не использоваться – вся отгруженная продукция (при условии перехода права собственности на нее покупателю в момент отгрузки) может списываться непосредственно на счет 90, минуя счет 45 «Товары отгруженные»;

Дебет счета 90         Кредит счета 40 – списана в конце месяца сумма превышения фактической себестоимости над нормативной. Если фактическая себестоимость ниже нормативной, выявленная сумма экономии отражается по дебету счета 90 и кредиту счета 40 сторнировочной записью.

Сальдо по счету 40 на конец отчетного периода не остается.

Дальнейшее отражение операций по реализации продукции на счетах бухгалтерского учета производится в общеустановленном порядке:

Дебет счета 62         Кредит счета 90 – отражена стоимость продукции, реализованной (отгруженной покупателями) по отпускным ценам, включая НДС;

Дебет счета 90   Кредит счета 68 – начислен НДС, причитающийся к получению с покупателей;

Дебет счета 90     Кредит счета 45 – списана стоимость реализованной продукции по нормативной (плановой) себестоимости;

Дебет счета 90   Кредит счета 99 – выявлен финансовый результат от реализации по результатам отчетного месяца.

В случае  если организация использует изготовленную продукцию на собственные нужды, в соответствии с Инструкцией  по применению Плана счетов на счетах бухгалтерского учета делается запись по дебету счета  учета соответствующих затрат (10, 20 и др.) и кредиту счета 43 по нормативной (плановой) себестоимости.

 При этом Инструкцией по применению Плана счетов установлено, что если на собственные нужды используются только часть изготовленной продукции, то вся изготовленная продукция начала приходуется на счет 43 «Готовая продукция», а затем уже нормативная себестоимость продукции, использованной для собственных нужд, списывается на счета учета соответствующих затрат или материальных ценностей (10, 20, 23 и др.).

Однако, выполняя требования Инструкции по применению Плана счетов, мы одновременно тем самым нарушаем требования ПБУ 5/01 и искажаем налогооблагаемую прибыль.

2.2. Порядок отражения затрат  на производство продукции,

частично используемой на собственные нужды.

    В соответствии с Инструкцией использования Плана счетов данная ситуация должна быть отражена на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет счета 40   Кредит счета 20 (21, 23) -  отражены фактически произведенные расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

Дебет счета 43     Кредит счета 40 – отражена стоимость продукции (работ, услуг) по нормативной (плановой) себестоимости;

 Дебет счета 10     Кредит счета  43 – отражена стоимость продукции(работ, услуг), потребления внутри предприятия на производственные цели по нормативной (плановой) себестоимости;

Дебет счета 45    Кредит счета 43 – списана нормативная (плановая) себестоимость продукции (работ, услуг), переданной потребителям (покупателям). В данном случае была отгружена вся партия изготовленной продукции, поэтому сальдо по счету 40 не остается.

Дебет счета 90     Кредит счета 40 – списана в конце месяца сумма превышения фактической себестоимости над нормативной;

Дебет счета 62   Кредит счета 90 – отражена стоимость продукции, реализованной (отгруженной покупателем) по отпускным ценам, включая НДС;

Дебет счета 90     Кредит счета 68 -  начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей;

Дебет счета 90     Кредит счета 45 – списана стоимость реализованной продукции по нормативной (плановой) себестоимости;

Дебет счета 90     Кредит счета 99 – выявлен финансовый результат от реализации.

Как мы видим, хотя и не вся изготовленная продукция была предназначена для реализации, тем не менее превышение (снижение) фактической себестоимости над нормативной все равно списано на счета учета реализации в полном объеме.

Также хочется обратить внимание на факт, что в соответствии С ПБУ 5/01 и ПБУ 6/01 основные средства и материальные запасы, изготовленные организацией собственными силами, принимаются к учету по фактическим затратам на их изготовление (не по нормативной себестоимости) Таким образом, с учетом требований действующих ПБУ изготовленные собственными силами материальные запасы (а также основные средства) должны приходоваться на счет 10 (01) по фактической себестоимости, а не по нормативной.

 Для решения этого противоречия следует обратиться  к преамбуле Инструкции по применению Плана счетов. Здесь подтверждается, что принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, операций и т.п. ( в том числе признания, оценки, группировки) устанавливаются положениями, другими нормативными актами и методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. При этом в последнем абзаце преамбулы сказано, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Планов счетов не предусмотрен.

Исходя из всего вышеизложенного, по нашему мнению, можно сделать выводы, что изготовление собственными силами материальные запасы (или основные средства) должны приходоваться на счет 10 (01) по фактической себестоимости, для чего следует экономию или перерасход, относящийся к данной продукции, списывать на счета учета соответствующих материальных ценностей.

Соответственно в рассматриваемых примере на счетах бухгалтерского учета необходимо сделать следующие записи ( вместо приведенных выше проводок, которые являются не достаточно корректными):           Дебет счета 40   Кредит счета 20 (21, 23) -  отражены фактически произведенные расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

Дебет счета 43     Кредит счета 40 – отражена стоимость продукции (работ, услуг) по нормативной (плановой) себестоимости;

Дебет счета 90     Кредит счета 40 – списана в конце месяца сумма превышения фактической себестоимости над нормативной;

 Дебет счета 10     Кредит счета  43 – отражена стоимость продукции(работ, услуг), потребления внутри предприятия на производственные цели по нормативной (плановой) себестоимости;

Дебет счета 90     Кредит счета 40 – сторно- списана сумма превышения фактической себестоимости над нормативной, относятся к себестоимости продукции, оприходованной в качестве материалов на счет 10;

Дебет счета 10     Кредит счета  40 –  сумма превышения фактической себестоимости над нормативной включена  в балансовую стоимость материалов, изготовленных собственными силами.

Дебет счета 45    Кредит счета 43 – списана нормативная (плановая) себестоимость продукции (работ, услуг), переданной потребителям (покупателям). В данном случае была отгружена вся партия изготовленной продукции, поэтому сальдо по счету 40 не остается.

Дебет счета 62   Кредит счета 90 – отражена стоимость продукции, реализованной (отгруженной покупателем) по отпускным ценам, включая НДС;

Дебет счета 90     Кредит счета 68 -  начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей;

Дебет счета 90     Кредит счета 45 – списана стоимость реализованной продукции по нормативной (плановой) себестоимости;

Дебет счета 90     Кредит счета 99 – выявлен финансовый результат от реализации.

2.3. Учет поступления товаров.

Поступившие товары приходуются организацией по фактическому количеству в день их поступления или не позднее сроков, установленных для приемки по качеству.

Материально-ответственные лица ведут учет поступивших на склад товаров в карточках или книгах количественного учета ценностей по наименованиям товаров, сортам и с учетом других их особенностей.

Данные о количественном учете поступивших товаров обобщаются в бухгалтерии организации в ведомостях движения товаров, являющихся документами их аналитического учета.

Регистром синтетического учета движения товаров является сводная ведомость движения товаров. Эта ведомость составляется в части количества товаров на основании итоговых данных ведомостей о движении товаров, а в части их стоимости – исходя из данных ведомостей поступления товаров.

Бухгалтерский учет поступивших товаров ведется по их покупной (фактической) себестоимости или продажной стоимости. При постановке на учет товаров их оценка производится исходя из следующих расходов, связанных с их приобретением:

- стоимости товаров, указанной в расчетных документах продавца. В случае учета товаров по продажным (розничным) ценам, стоимость товаров будет представлять собой их продажную стоимость;

- расходов на тару однократного использования и упаковку, оплачиваемых в составе получаемых товаров и не подлежащих к дальнейшему использованию;

- транспортных расходов до центрального склада организации, если они не относятся на издержки.

Основными документами, регламентирующими порядок учета товара, являются:

 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 09.06.200 №44н (далее – ПБУ 5/01);

Положение по ведению бухгалтерского учета в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 №34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета);

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ);

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного  питания, утвержденные Роскомторгом и Минфином России 20.04.95 №1-550/32-2;

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.06.98 №569 (с изменением от 12.10.1999, 22.02.2001);

Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 № 1-794/32-5.

Порядок определения покупной стоимости товаров установлен по пунктам 5-15 ПБУ 5/01 и подпунктами 5-7 ПБУ 10-99. Покупная стоимость товаров формируется путем суммирования фактических затрат на их приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случае, предусмотренных законодательством Российской  Федерации). В состав затрат, связанных с приобретением товаров, учитываются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

- таможенная пошлина;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которые приобретены материально-производственные запасы;

- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Сюда, входят в частности, затраты по заготовке и доставке  материально - производственных запасов;

- затраты по содержанию заготовительно – складского подразделения организации, затраты на услуги транспорта по доставке материально – производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщикам ( коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально- производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

- затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Сюда включают затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказания услуг;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

   Приведенный в нормативных документах перечень не является закрытым, вместе с тем он позволяет сформулировать основной принцип формирования покупной стоимости (фактической) себестоимости товарных запасов: отражению на счете 41 подлежат любые расходы, непосредственно связанные с приобретением конкретной партии товаров.

   В связи с тем, что исчерпывающего перечня затрат на покупку, то есть составляющих стоимости приобретения, не установлено, торговые и подобные им организации вправе в своей учетной политике определить, какие виды затрат с позиции калькулирования подлежат включению в стоимость приобретения, а какие – в состав издержек обращения (расходов на продажу).

  Оценка товаров, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, в соответствии с п.15 ПБУ 5/01 производится в рублях путем пересчета  иностранной валюты по курсу Банка России, действующего на дату их принятия к бухгалтерскому учету по договору.

Согласно п.12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость товаров, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме, случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с п.14 ПБУ 5/01 товары, не принадлежащие организации, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора (принятые в переработку, находящиеся на ответственном хранении, в залоге и т.п.), принимаются к учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренные в договоре.

    В пояснениях к счету 41 «Товары» сказано, что транспортные и другие расходы по заготовке и доставке товаров относятся с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками» в дебет счета 44 «Расходы в продажу». Отсюда следует, что порядок списания расходов по заготовке и доставке товаров в дебет счета 44 действует во всех случаях.

  Однако, в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» указанно, что к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов могут быть затраты по заготовке и доставке материально- производственных запасов.

   Таким образом, в отличие от Инструкции по применению Плана счетов, ПБУ 5/01 предусматривает два возможных варианта отражения в учете таких затрат (в зависимости от принятой учетной политики организации).

   ПБУ 5/01- нормативный документ, зарегистрированный Минюстом России, в то время как План счетов и инструкция по его применению является документами технического характера и не нуждаются в государственной регистрации. Следовательно, предписания ПБУ 5/01 имеют большую юридическую силу.

   Для разрешения этого противоречия следует обратиться к преамбуле Инструкции по применению Плана счетов. В этой преамбуле подтверждается, что принцип, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, операций и т.п. (в том числе признания, оценки, группировки) устанавливаются положениями, другими нормативными актами и методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. При этом в последнем абзаце преамбулы сказано, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой  схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Плана счетов.

     В то же время организации следует учитывать, что в целях налогообложения действует иной порядок, установленный ст.320 «Порядок определения расходов по торговым операциям» Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей расходы на доставку товаров в случае, если такая доставка не включает в цену приобретения товаров согласно договору, относятся на издержки обращения. Указанные транспортные расходы распределяются по окончании отчетного месяца на  остаток товаров на складе и на реализованную продукцию.

    Следует обратить внимание, что, в отличие от ранее действовавшего положения, в ПБУ 5/01 не предусмотрена возможность отражения товаров в балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости приобретения.

Типовая корреспонденция счетов по отражению операций с товарами

2.4. Учет реализации и отпуска товаров

Реализация товаров в торговых и иных посреднических организациях требует учета выбытия данных ценностей в количественном выражении по направлениям их выбытия, видам ценностей, а также характеру их дальнейшей реализации. В соответствии с п. 16 ПБУ 5/01 оценка товаров при их реализации или  ином выбытии производится согласно одному из следующих методов:

-       По себестоимости каждой единицы;

-       По средней себестоимости;

-       По себестоимости первых по времени приобретения материалов (метод ФИФО);

-       По себестоимости последних во времени приобретения материалов (метод ЛИФО).

    Организация может применять различные способы оценки МПЗ, но по каждой группе (виду) запасов в течение отчетного года может применять только один способ оценки.

   МПЗ, которые не могут обычным образом заменять друг друга, а также МПЗ, используемые организацией в особом порядке (драгоценные камни, драгоценные металлы и т.д.), оцениваются по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Пунктом 18 ПБУ 5/01 конкретизирован  порядок оценки запасов по средней себестоимости.

   В соответствии с данным пунктом оценка МПЗ по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

Оценка запасов по способу ФИФО основана на допущении, МПЗ используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е.  МПЗ, первыми поступающими в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.

   При применении этого способа оценка МПЗ, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а себестоимости проданных товаров, продукции, услуг, работ учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

   Оценка запасов по способу ЛИФО основана на противоположном допущении по сравнению со способом ФИФО, т.е МПЗ, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности их приобретения.

При этом способе оценка МПЗ, находящихся в запасе (на складе)на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретений.

 В соответствии  с п.22 ПБУ 5/01 оценка МПЗ на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времени приобретений.

     Рассмотрим примеры оценки МПЗ всеми четырьмя способами.

     Для упрощения понимания сути каждого из способов и уяснения влияния фактора стоимости на величину себестоимости допустим, что количество приобретаемых материалов каждой партии одинаково.

Показатели

Количество ед-ц

матер-ов, шт.

Цена единицы

материалов, руб.

Сумма (общ.стоим-ть материалов),руб.

Остаток материалов на начало отчетного месяца

100

100

10 000

Поступление товаров за отчетный месяц:

Первая поставка

Вторая поставка

Третья поставка

100

100

100

200

150

300

20 000

15 000

30 000

Всего поступило материалов

300

-

65 000

Итого материалов за отчетный месяц (остаток + поступление)

400

-

75 000

Отпущено материалов за отчетный месяц

350

-

1 – 67 500

2 – 65 625

3 – 60 000

4 – 70 000

Остаток материалов на конец отчетного месяца

50

-

1-7 500

2 -9375

3 -15 000

4 -5 000

Первый вариант расчета – по себестоимости каждой единицы.

  Допустим, что  в производство были отпущены все материалы, находившиеся в остатке на начало месяца, все материалы первой поставки, 50 единиц материалов  второй поставки  и все 100 единиц материалов  третьей поставки.

  При таком распределении фактической себестоимости израсходованных материалов равна:

100 шт.·100 руб.+100 шт.·200 руб.+50 шт.·150 руб.+100 шт.·300 руб.= 67 500 руб.

Стоимость остатка материалов, находящихся в запасе, будет равна:

75 000 руб.-67 500 руб. = 7 500 руб.

Второй вариант расчета – по средней себестоимости.

  Для списания материалов по средней себестоимости сначала необходимо определить среднюю себестоимость единицы материала путем деления общей стоимости материалов, поступивших в течение отчетного  месяца ( с учетом имевшегося  на начало отчетного месяца остатка) на их количество:

(10 000+20 000+15 000+30 000)руб. :400 шт.=187руб. 50 коп.

Фактическая себестоимость, списываемых в производство материалов, определяется путем умножения количества израсходованного материала на их среднюю себестоимость:

187 руб. 50коп.·350 шт.=65 625 руб.

Стоимость остатка материалов определяется как разность между стоимостью имевшихся в наличии и поступивших в течение отчетного месяца материалов и стоимостью израсходованных материалов по средним ценам или путем умножения количества оставшихся материалов на среднюю себестоимость единицы материала:

(75 000 – 65 625)руб.=9 375 или 187руб.50 коп. ·50 шт.=9 375 руб.

Третий вариант расчета – по методу ФИФО.

  Фактической себестоимости израсходованных материалов по методу ФИФО определяется путем суммирования стоимости материалов, отпускаемых в производство. При этом принимается, что материалы списываются в той же последовательности, в какой они были приобретены:

100шт.·100руб.+100шт.·200руб.+100шт.·150руб.+50шт.·300руб.=60 000руб.

   Остаток определяется как разность  между стоимостью имевшихся в наличии и поступивших в течение отчетного месяца материалов и стоимостью израсходованных материалов или путем умножения количества оставшихся материалов на цену последнего приобретения:

75 000руб.-60 000руб.=15 000руб. или 300руб.·50шт.=15 000руб.

Четвертый вариант расчета – по методу ЛИФО.

    Фактическая себестоимость израсходованных материалов по методу ЛИФО определяется путем суммирования стоимости материалов, отпускаемых в производство. При этом принимается, что материалы списываются в «обратной» последовательности ( от конца отчетного месяца к его началу), то есть по стоимости  по времени приобретений:

100шт.·300руб.+100шт.·150руб.+100шт.·200руб.+50шт.·100руб.=70 000руб.

Остаток определяется как разность между стоимостью имевшихся в наличии и поступивших в течение отчетного месяца материалов или путем умножения количества оставшихся материалов на цену первого приобретения:

75 000руб.-70 000руб.=5 000руб. или 100руб.·50шт.=5 000руб.

   Приведенные примеры показывают, что в условиях инфляции, то есть когда цены на материалы постоянно растут, метод ФИФО ведет к занижению себестоимости и к завышению остатка в бухгалтерском балансе.

  Метод ЛИФО в тех же условиях завышает себестоимость и занижает остаток материалов в бухгалтерском балансе, позволяя тем самым в условиях инфляции сохранить денежные средства на более длительный срок. Метод средней себестоимости занимает промежуточное положение между методами  ФИФО и ЛИФО.

   Рассмотренные выше способы оценки МПЗ применяются  при отпуске МПЗ в производство и ином выбытии МПЗ.

  МПЗ (например, материалы)  могут выбывать из организации различными способами, основными из которых являются:

1)    Отпуск (передача) материалов на производственные или другие хозяйственные цели;

2)    Продажа (реализация) материалов другими организациями;

3)    Безвозмездная передача материалов другим организациям, лицам;

4)    Внесение (передача) материалов в счет вклада в уставный капитал другой организации;

5)    Передача материалов в обмен на другое имущество.

 В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов (пояснение к счету 10 «Материалы») фактический расход материалов в производстве или других хозяйственных целей отражаются по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.

 В бухгалтерском учете операции по отпуску материалов в производство и на другие хозяйственные цели отражаются проводками:

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспон

счета

дирующие

Дебет

Кредит

1

Списаны материалы на нужды основного производства (списание материалов должно осуществляться в соответствии с принятым способом оценки их стоимости при отпуске в производство или ином выбытии)

20

10

2

Списаны материалы на нужды вспомогательного производства

23

10

3

Списаны материалы на общепроизводственные нужды

25

10

4

Списаны материалы на общехозяйственные нужды

26

10

5

Списаны материалы , использованные при устранении брака в производстве

28

10

6

Списаны материалы на нужды обслуживающих производств и хозяйств

29

10

7

Списаны материалы на осуществление операций, связанных с реализацией продукции

44

10

При выбытии материалов (списания, продаже, передаче безвозмездно и т.д.) их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

  В соответствии с п.11 ПБУ 10/99 для целей бухгалтерского учета расходы связанные с продажей материалов, относятся к  операционным расходам. В соответствии с п.7 ПБУ 9/99 поступления от продажи материалов относятся к операционным доходам. Применительно к материалам в состав этих расходов включаются цена приобретения, расходы связанные с его реализацией, в частности расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых материалов. Если цена приобретения материалов с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от реализации имущества, то разница между этими величинами признается убытком организации, учитываемым в целях налогообложения.

  В соответствии со ст.270 главы 25 Налогового кодекса РФ расходы организации в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанные с безвозмездной передачей имущества, относятся к расходам, не учитываемым для целей налогообложения.

Для целей налогового учета при передаче имущества в уставный капитал передающей стороны должен оцениваться по стоимости имущества, уточненного в налоговом учете передающей стороны. При этом не возникают на доходы ни расходы у передающей организации. В той же оценке учитываются имущество в налоговом учете у получающей стороны, стоимость которого должны быть подтверждена документально.

   Во избежание противоречий между бухгалтерским и налоговым учетом желательно,  чтобы согласованная  учредителями денежная оценка вклада совпадала с балансовой стоимостью переданного имущества.

   В бухгалтерском учете операции по продаже, выбытию и почему списанию материалов отражаются следующими проводками.

 

бухгалтерские проводки, отражающие операции по продаже товаров и готовой продукции подробно рассмотрены в комментарии к «Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

     Что касается НДС, то в соответствии со ст.146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ:

- Обороты по передаче имущества в счет вклада в уставный  (складочный ) капитал другой организации налогом на добавленную стоимость не облагаются;

- Обороты по реализации имущества и безвозмездной передаче имущества облагаются налогом на добавленную стоимость.

     При безвозмездной передаче  плательщиком НДС является та сторона, которая передает.

      С 1 января 2002года внесены изменения и порядок списания материалов в производство для целей налогообложения.

     В соответствии со ст.254 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ для целей налогообложения  при списании сырья и материалов в производство применяются те же методы оценки материалов, что и для целей бухгалтерского учета:

- По стоимости единицы запасов;

- По средней стоимости;

- По стоимости  первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метол ФИФО);

- По стоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метол ЛИФО).

   В  соответствии со ст.272 и 273 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ организация отражает в учетной политике для целей налогообложения один из возможных способов признания расходов для целей налогообложения:

- Независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы оплаты;

- После фактической выплаты денежных средств и иной формы оплаты расходов.

   Первый способ признания расходов могут  использовать организации, применяющие метод начисления для признания доходов.

  Второй способ  признания расходов  должны применять организации, применяющий кассовый метод для признания доходов.

   При этом организация использует один из возможных способов списания сырья и материалов в состав расходов на производство, учитываемые для целей налогообложения.

- Отнесение сырья и материалов в состав расходов после даты их списания в производство (не зависимо от их оплаты);

- Отнесение сырья и материалов в состав расходов после  обязательного выполнения двух условий: фактической оплаты за приобретенные  сырье и материалы и их списания в производство.

ГЛАВА III. Анализ объема и реализации продукции.

3.1. Общая характеристика  ООО «РИФ-СТРОЙ».

         Анализ объема и реализации продукции будет проводится на примере ООО «РИФ-СТРОЙ».

         ООО «РИФ-СТРОЙ» развивается в течение 4 лет.

         На предприятии вырабатывается следующий ассортимент  продукции:

Горнодобывающая продукция:

-       песок,

-        глина,

-        гравий,

-       строительные камни и другие виды сырья;

Неметаллическое сырье:

-       гипс,

-       природный мел, изготовления извести и цемента, природный строительный песок, галька, гравий, песчано – гравийные смеси.

Качество продукции является одним из основных факторов, влияющих на объем ее реализации. Продукция вырабатывается по утвержденным в установленном порядке стандартам.

         Основными конкурентами на рынке сбыта готовой продукции являются: ООО «ДИЗ-АРС», ООО «Джосер», ООО «Инвестстрой», ООО «Лило», и м.др.

Сырьевая база очень не стабильна и носит сезонный характер. Единственным источником стабилизации цен на сырье является летняя добыча и закупка сырья, закладка на хранение с последующей его переработкой.

3.2. Анализ динамики  выпуска и реализации продукции

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Таблица 2

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Годы

Объем производства продукции, тыс., руб

Темпы роста, %

Объем реализации, млн. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

1

2

3

4

5

6

7

2003

85000

100

100

83000

100

100

2004

88000

103,5

103,5

85000

102,4

102,4

2005

95000

111,7

108

97000

116,8

114,1

Из таблицы видно, что за три года объем производства вырос на 11,7 %, а объем реализации продукции  увеличился на 16,8%. То, что за 2005 год темп  производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями в 2003 году реализована в 2005 году полностью.

            Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:

 

Тр = n-1ÖТ1 * Т2 * …. * Тn ,    Тпр = Тр – 100%;

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:

Твып.п = ÖТ1 * Т2 * Т3 = Ö1,0 * 1,035 * 1,08 = Ö1,1178 = 1,0572 = 105,72 %

Тпр = 105,72 – 100 = 5,72 %

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:

Трп =Ö1,0 * 1,024 * 1,141 = Ö1,1683 = 1,0809 = 108,09

Тпр = 108,09 – 100 = 8,09 %

График 1. Динамика производства и реализации продукции

            за период с 2003 по 2005 год

            Также стоит рассмотреть изменение отдельных видов продукции по годам. 

Таблица 3

Объем продаж по видам продукции за 2003 – 2005 гг.

Продукция(сырье)

Реализовано в 2003 г, тыс. руб.

Реализовано в 2004 г.

тыс. руб.

Реализовано  в 2005 г, тыс. руб.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

Горнодобывающее

45 000

54,22

43 000

50,59

47 000

48,45

Неметаллическое

21 000

25,30

28 000

32,94

32 000

32,99

Смеси

17 000

20,48

14 000

16,47

18 000

18,56

Итого:

83 000

100

85 000

97 000

100

На следующих графиках наглядно изображено процентное изменение производства отдельных видов продукции предприятия ООО «РИФ-СТРОЙ».

ГД – Горнодобывающие

НМ – Неметаллические

С – Смеси

График 2. Процентное отношение  производства отдельных видов продукции к общему

          Очевидно, что общий объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении в 2003 году составлял 83000 nsc. рублей, в 2004 году – 85000 тыс. рублей, 2005 году – 97000 тыс. рублей. То есть объем выпуска продукции увеличился. Увеличение объема выпуска сказалось и на структуре выпускаемой продукции. Наибольший удельный вес в 2003 году в общем объеме производства занимала горнодобывающая продукция (глина, строительный песок, галька) (54,2 %), в 2004, 2005  годах удельный вес уменьшился и на 2005 год составлял 48,9 %. В то же время увеличился удельный вес неметаллической продукции в общем объеме продукции. Если в 2003 году он составлял 25,3 %, то в 2005 году – 32,9 %.

         Далее можно проанализировать и дать оценку выполнению плана по производству и реализации продукции за отчетный период, 2005 год.

Таблица 4

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ООО «РИФ-СТРОЙ» за 2005 год

Продукция

Объем производства продукции,

 тыс. руб

Реализация продукции, тыс. руб

План

Факт

+, -

% к плану

план

факт

+, -

% к плану

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Горнодобывающая

40 000

44 000

+ 4 000

+ 10

39 500

47 000

+ 7 500

+ 18,9

Неметаллическая

30 500

32 500

+ 2 000

+ 6,5

30 500

32 000

+ 1 500

 + 6,5

Производственная

Цемент, битум

19 000

18 500

- 5 000

- 2,63

19 000

18 000

- 1 000

- 5,2

Итого:

89 500

95 000

+ 5 500

+ 13,9

89 000

97 000

+ 8 000

+20,2

 

            Из таблицы видно, что фактический выпуск горнодобываемой продукции в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 5500 тыс. рублей, это составило 13,9 %, а реализации  на 8000 тыс. рублей, 20,2 %.

         Если анализировать по видам, то фактический выпуск строительного песка в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 4000 тыс. руб. (что составило 10 %), а реализация на 7500 тыс. руб. (18,9 %); неметаллическая продукция – выпуск на 2005 тыс. руб.     (6,5 %), реализация -  также на 1500 тыс. руб. (6,5 %); выпуск цемента, битум по сравнению с планом уменьшился на 5000 тыс. руб. (2, 6%), реализация также уменьшилась – на 1000 тыс. руб.  (5,2 %).

          Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Таблица 5

Анализ выполнения договорных обязательств

 по отгрузке продукции за январь, тыс. руб.

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

1

2

3

4

5

6

Горнодобываемый

1

600

600

-

600

2

200

250

-

200

3

700

830

-

700

4

450

300

- 150

300

5

800

850

-

800

6

400

400

-

400

7

1 100

1 000

- 100

1 000

8

650

690

-

650

9

700

700

-

700

10

300

480

-

300

неметаллический

1

200

300

-

200

2

450

400

- 50

400

3

120

100

- 20

100

4

350

450

-

350

5

560

1050

-

560

6

620

700

-

620

Цемент, битум

1

250

300

-

250

2

100

100

-

100

3

50

100

-

50

4

320

300

- 20

300

5

200

150

- 50

150

6

150

150

-

150

Итого:

9 270

10 200

- 390

8 780

Процент выполнения договорных обязательств равен:

Кд.п = (9270 –390) / 9270 = 0,95 или 95 %.

Из таблицы видно, что за отчетный месяц по договорам недопоставлено на сумму 390 тыс. рублей, или на 5%. Если проводить анализ по видам продукции, что по горнодобывающим недопоставка составила 250 тыч. рублей, по неметаллические – 70 тыс. рублей, и по цемент, битум  также 70 тыс. рублей.

Далее нужно проанализировать выполнение договорных обязательств за год.

Таблица 6

Анализ выполнения  договорных обязательств за 2005 год, тыс. руб.

Месяц

План поставки продукции

Недопоставка продукции

Выполнение, %

За месяц

С начала года

за месяц

с начала года

За месяц

С начала года

1

2

3

4

5

6

7

Январь

9 270

9 270

- 390

- 390

95,8

95,8

Февраль

8 900

18 170

- 200

- 590

97,7

96,7

Март

8 400

26 570

- 350

- 940

95,8

96,4

Апрель

7 300

33 870

- 150

- 1 090

97,9

96,7

Май

6 800

40 670

- 400

- 1 490

94,1

96,4

Июнь

6 000

46 670

- 500

- 1 990

91,7

95,7

Июль

5 900

52 670

- 100

- 2 090

98,3

96,0

Август

6 000

58 570

- 300

- 2 390

95

96,0

Сентябрь

7 000

65 570

- 700

- 3 090

90

95,2

Октябрь

7 230

72 800

- 200

- 3 290

97,2

95,4

Ноябрь

8 100

80 900

- 160

- 3 450

98,0

95,7

Декабрь

8 600

89 500

- 350

- 3 800

95,9

95,7

Из таблицы видно, что сумма недопоставки за 2005 год составила 3800 тыс. рублей, а план выполнен только на 95,7 %.

3.3 Анализ ассортимента и структуры продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

Ø     определение текущих и перспективных потребностей покупателей:

Ø   оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к  выпуску продукции;

Ø   изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

Ø  оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Таблица 7

Выполнение плана по ассортименту продукции

Продукция

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

План

факт

1

2

3

4

5

Горнодобывающая

40 000

44 000

110

40 000

неметаллическая

30 500

32 500

106,5

30 500

Цемент, битум

19 000

18 500

97,3

18 500

Итого:

89 500

95 000

106,1

89 000

            Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Из таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 99,4 %

         К вып. п = 89000 / 89500 * 100 = 99,4 %

А если проводить анализ  по продукции, то процент выполнения плана по горнодобываемому продукту составил 110 %, по неметаллическому продукту –106,5 %, по цементу, битуму –    97,3 %.

         Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

         Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции,  то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

         Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки. Этот способ позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

            ВПф = å(Vф общ. * УДi ф * Цi пл) = 95000 тыс. руб.

            ВП усл. = å(Vф общ. * УДi пл * Цi пл) = 94570 тыс. руб.

            DВП стр = ВПф – ВП усл = 95000 – 94570 = + 430 тыс. руб.

Таблица 8

Анализ структуры товарной продукции

продукт

Оптовая  цена за

1 туб,  тыс. руб.

Объем производства продукции, м3

Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

план

Факт. при плановой

Структуре

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Горнодобываемый

2 500

16 000

17 600

40 000

42 266

44 000

+1734

неметаллический

2 000

15 250

16 250

30 500

32 228

32 500

+ 272

Цемент, битум

1 900

10 000

9 737

19 000

20 076

18 500

- 1 576

Итого:

-

41 250

43 587

89 500

94 570

95 000

+ 430

            Из таблицы видно, что товарная продукция увеличилась за счет структуры на 430 тыс. рублей: по горнодобывающему продукту произошло увеличение на 1134 тыс. рублей, по неметаллическому продукту на 272 тыс. рублей, по цементу, битуму произошло уменьшение товарной продукции на 1576 тыс. рублей.

            Для   расчета фактической товарной продукции в ценах плана при плановой структуре используется коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах:

Квып.п = 43587 / 41250 = 1, 0566545.

         То есть если бы план производства был равномерно перевыполнен на 105,66 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 94570 тыс. рублей. При фактической структуре он выше на 430 тыс. рублей. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Далее нужно рассчитать изменения за счет структурного фактора.

Таблица 9

Расчет изменения средней цены 1 м3 за счет структурного фактора

продукция

Оптовая цена

1 м3, тыс. руб.

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

+, -

1

2

3

4

5

6

Горнодобывающая

2 500

38,78

40,38

+ 1,6

+ 40

Неметаллическая

2 000

36,96

37,28

+ 0,32

+6,4

Цемент, битум

1 900

24,24

22,34

- 1,9

- 36,1

Итого:

-

100

100

+ 0,02

+ 10,3

            Изменение среднего уровня цены 1 м3 за счет структуры рассчитывается следующим способом:

           

            Из таблицы видно, что увеличение структуры продукции на 0,02 % привело к увеличению средней цены на 10,3   рублей. Если проводить анализ по видам продукции, то увеличение структуры горнодобываемой продукции на 1,6 % привело к увеличению цены на 40  рублей, увеличение структуры неметаллической на   0,32 %, привело к увеличению цены на 6,4  рублей, а уменьшение структуры цемента, битумана 1,9 % привело к уменьшению средней цены на 36,1 рублей.

            Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

         Цф = (2500 * 40,38 + 2000 * 37,28 + 1900 * 22,34) / 100 = 2178  рублей.

          Цпл = (2500* 38,78 + 2000 * 36,96 + 1900 * 24,24) / 100 = 2169  рублей.

         DВПстр = DЦстр * Vф общ = 10,3 * 43587 = + 430 тыс. руб.

            Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции  на сумму выручки.

Таблица 10

Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Продукция

Оптовая  цена за

1 м3,  тыс. руб.

Объем реализации продукции, м3

Выручка по плановым ценам, тыс. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс.руб.

план

факт

план

Факт. при плановой

структуре

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Горнодобываемая

2 500

15 800

18 800

39 500

42 600,7

47 000

+4 399,3

неметаллическая

2 000

15 250

16 000

30 500

32 894,3

32 000

- 894,3

Цемент, битум

1 900

10 000

9 474

19 000

20 491,5

18 000

- 2 491,5

Итого:

-

41 050

44 274

89 000

95 986,5

97 000

+ 1 013,5

            Для расчета фактической выручки по плановым ценам при плановой структуре используют коэффициент выполнения плана, который рассчитывается следующим образом:

         К вып. п = 44274 / 41050 = 1,0785

         Из таблицы видно, что выручка увеличилась за счет структуры на 1013,5 тыс. рублей: по горнодобываемому продукту произошло увеличение на 4399,3 тыс. рублей, по неметаллическому продукту выручка уменьшилась на 894,3 тыс. рублей, по цементу и битуму произошло уменьшение выручки на 2491,5 тыс. рублей.

            Если бы план реализации был равномерно перевыполнен на 107, 85 % по всем видам продукции не нарушилась запланированная структура, то общая выручка в ценах плана составила бы 95986,5 тыс. руб. При фактической структуре она выше на 1013,5 тыс. рублей.

ГЛАВА IV Факторы и резервы увеличения объема производства и реализации продукции.

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема:

Надпись: Численность персоналаНадпись: Производитель-ность трудаНадпись: Размер основных средствНадпись: ФондоотдачаНадпись: Размер потребленных предметов трудаНадпись: Материало-отдача 

Рис.    Схема факторной системы объема реализации продукции

Таблица 16

Анализ факторов изменения объема реализованной продукции

Показатель

Сумма в плановых ценах,  тыс. руб

план

факт

+, -

1. Остаток готовой продукции на начало года

8 200

8 200

-

2. Выпуск товарной продукции

89 500

95 000

+ 5 500

3. Остаток готовой продукции на конец года

2 200

2 430

+ 230

4. Отгрузка продукции за год

95 500

100 770

+ 5 270

5. Остаток товаров, отгруженных покупателям:

1.1.            На начало года

1.2.            На конец года

3 800

4 000

3 800

5 100

-

+ 1 100

6. Реализация продукции

95 300

99 470

+ 4 170

Из анализа факторов изменения объема реализации продукции на ООО «РИФ-СТРОЙ» видно, что план реализации перевыполнен на 4170 тыс. рублей за счет увеличения выпуска товарной продукции на 5500тыс. рублей. Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на складах  на 230 тыс. рублей и рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия, на 1100 тыс. рублей. Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 5270 тыс. рублей.

         В процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

         Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции:

1.     обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР * ГВ

РП = ЧР * ГВ * Дв

2.     обеспеченность предприятия основными производственными фондами и

      эффективность их использования:

ВП = ОПФ * ФО

РП = ОПФ * ФО *Дв

3.     обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их

     использования:

ВП = МЗ * МО

РП = МЗ * МО * Дв,

где ЧР – численность рабочих,

       ГВ – годовая выработка,

       Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме

                валовой продукции,

   ОПФ – основные производственные фонды,

      ФО – фондоотдача,

      МЗ – материальные запасы,

      МО – материалоотдача.

            Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов.

4.2. Резервы увеличения выпуска и реализации продукции.

Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции

 

Резервы роста производства продукции состоят из трех групп:

1.     За счет улучшения использования трудовых ресурсов:

а) создание дополнительных рабочих мест;

б) сокращение потерь рабочего времени;

в) повышение уровня производительности труда.

2.     За счет улучшения использования основных фондов:

а)  приобретение дополнительных машин и оборудования;

б) более полное использование их фонда рабочего времени;

в) повышение производительности работы оборудования;

3.     За счет улучшения использования сырья и материалов:

а) дополнительное приобретение сырья и материалов;

б) сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;

в) сокращение норм расходы сырья и материалов на единицу продукции.

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

Р­ВПкр = Р­КР * ГВф,

Р­ВПфрв = Р­ФРВ *ЧВф,

Р­ВПчв = Р­ЧВ * ФРВв,

где Р­ВПкр, Р­ВПфрв, Р­ВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;

          Р­КР - резерв увеличения количества рабочих мест;

       Р­ФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени;

Р­ЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования  (Р­К), времени его работы (Р­Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р­ЧВ) рассчитывают по формуле:

Р­ВПк = Р­К * ГВф,

Р­ВПт = Р­Т * ЧВф,

Р­ВПчв = Р­ЧВ * Тв.

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расходы на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. затем результаты суммируются по всем видам продукции:

Р­ВП = å(Р­Мj / НРji пл * Цi пл)

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после результаты суммируются:

Р­ВП = å(Р¯ОТХj / НРji пл * Цi пл)

в) планируемое сокращение нормы расходы j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

Р­ВП = å(Р¯НРji * VВПi пл /НРji пл * Цi пл).

Далее нужно обобщить выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Для этого построим еще одну аналитическую таблицу:

Таблица 17

Резервы увеличения выпуска продукции

Источник резервов

Резервы увеличения выпуска продукции за счет

Трудовых ресурсов

Средств труда

Предметов труда

1

2

3

4

1. Увеличение количества ресурсов

-

1 000

2 500

2. Более полное использование рабочего времени

1 000

2 340

-

3. Повышение производительности труда

1 050

-

-

4. Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов

-

-

230

5. Снижение норм расхода сырья и материалов

-

-

450

Итого:

2 050

3 340

3 180

3340 – 2050 = 1290 тыс. руб.

3340 – 3180 = 160 тыс. руб.

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

         На ООО «РИФ-СТРОЙ» резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 3180 тыс. рублей. Максимальный резерв выпуск продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам 1290 тыс. рублей, а по материальным ресурсам – 160 тыс. рублей.

         При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

Заключение.