Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Объективность как необходимое условие реализации
информационной потребности…………………………………………5
1.1. Право аудитории на получение объективной информации………..5
1.2. Виды потребностей аудитории в массовой информации…………..8
Глава 2. Исследования информационной политики местного телеканала
«ТВ-Экспресс» на предмет объективной подачи информации…….12
2.1. Какие телеканалы предпочитают россияне………………………..12
2.2. Анализ исследования информационной политики местного
телеканала «ТВ-Экспресс» г. Пенза………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………22
Приложение №1………………………………………………………………….23
Приложение №2………………………………………………………………….24
Введение
Согласно Конституции РФ каждый из нас должен получать от СМИ достоверную информацию. Это право также подтверждает Закон РФ «О средствах массовой информации», который гласит: «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц». Вроде бы СМИ и предназначены для обеспечения населения социально значимой информацией, но в наше время мы уличаем СМИ в том, что они предоставляют аудитории не объективную информацию.
Актуальность: особенно остро проблема объективности СМИ отражается на региональном уровне. То, что местные газеты, радио и телеканалы стали подавать аудитории не объективную информацию, означает, что существуют определенные рычаги воздействия на СМИ.
Объект исследования: особенности подачи материала в СМИ, а именно, какие факторы воздействуют на объективность в подаче информации и каким образом это отражается на мнении аудитории.
Предмет исследования: информационная политика местного телеканала «ТВ-Экспресс».
Цель: проанализировать информационные потоки на предмет объективной подачи информации и раскрыть причины, почему региональные СМИ не говорят общественности правду.
Задачи:
1. Рассмотреть право аудитории на получение объективной информации.
2. Проанализировать виды потребностей аудитории в массовой информации.
3. Определить какие телеканалы предпочитают россияне.
4. Провести анализ исследования информационной политики местного телеканала «ТВ-Экспресс» г. Пенза.
Методы исследования: при написании работы использовались традиционные методы, такие как социальный опрос и устное интервьюирование.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Ворошилов, В.В. Грабельников А.А. . Лазутина Г.В. Мельник Г.С., Тепляшина, А.Н. и других.
Глава 1. Объективность как необходимое условие реализации информационной потребности
1.1. Право аудитории на получение объективной информации
Философский энциклопедический словарь дает нам следующее определение понятия «объект» и «объективность». Объект (от лат. оbjectum – предмет) – вещь, предмет. Объективность – объективный характер, освобождение от всего субъективного, от субъективных влияний, реальность, нейтральность. Объективный (от лат. оbjecivus – предметный), - относящийся к объекту; предметный, реальный, фактический, не являющийся только мыслимым, не зависящим и абстрагирующийся от субъекта, от субъективного мнения, от природы и интересов субъекта.[1]
Объективный (согласно мнению И.Т. Фролова) – принадлежащий объекту, независящий от субъекта, существующий вне и безотносительно к нему. Применительно к продуктам духовной сферы употребляется для обозначения их непреходящей значимости, которая подтверждается практикой.
В книге Лазутиной Г.В. мы находим, что принцип объективности в подачи информации подтверждается и в Международной декларации принципов поведения журналистов (1986г.), которая провозглашает в качестве стандарта профессионального поведения журналистов в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий следующие принципы[2]:
1) Уважение правды и права общества знать правду – первоочередной долг журналиста;
2) Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику;
3) Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.
Сегодня, на наш взгляд, пришло время рассматривать СМИ и их аудиторию как субъектов массовых информационных процессов, где ведущую роль начинает играть аудитория. Это не просто сумма индивидов с неопределенными качественным и количественным составом, размытыми границами, меняющимися с каждой конкретной ситуацией. Наоборот, это массы, состоящие из определенных социальных групп, упорядоченных по тому или иному признаку – национальному, классовому, возрастному, половому, профессиональному, функциональному, образовательному, региональному, по социальному и семейному положению.[3]
Собственно, это те признаки аудитории, которые учитываются издателями при создании тех или иных газет, журналов, радио и телевизионных передач. Результаты различных социологических исследований показывают, что знание, понимание и учет коммуникатором многоплановых и многосторонних духовных, информационных и других потребностей аудитории – один из основных факторов эффективной работы средств массовой информации в диалоге со зрителями, слушателями, читателями.[4]
В настоящее время аудитория является активным участником информационного процесса. В редакции поступают многочисленные письма от читателей (зрителей, слушателей), в которых они выражают свое мнение по поводу отдельных материалов или обо всей работе СМИ в целом. Это и есть общественное мнение.
Общественное мнение, как его трактует философский энциклопедический словарь, – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.[5]
Нарушение журналистами своей профессиональной деятельности ущемляет право граждан на свободу выражения мнений. Существую органы общественного контроля за соблюдением журналистами положений Кодекса профессиональной этики российского журналиста.[6] Таким органами являются:
1) Совет по профессиональной этике Союза журналистов России;
2) Советы по профессиональной этике республиканских в составе РФ, краевых, областных журналистских союзов, Союзов журналистов городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Право аудитории на получение объективной и достоверной информации закреплено в Конституции РФ, а также в Законе РФ «О средствах массовой информации».
Таким образом, каждый гражданин имеет право на получение объективной информации от СМИ. Объективность, сама по себе, является неотъемлемой частью гражданского общества. В философском словаре дается следующее определение «гражданского общества» - сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны власти[7]. Из выше сказанного можно сделать вывод, что любой гражданин должен отстаивать свое право на получение объективной информации. [8]
1.2. Виды потребностей аудитории в массовой информации
Журналистика как разновидность производства духовного продукта создает не только предмет потребления – газеты, журналы, телевизионные и радиопрограммы, несущие информацию ее получателям, но и потребителя этой информации – аудиторию. Философский энциклопедический словарь трактует термин «аудитория» (от лат. auditorium) как группу людей, воспринимающих предназначенную для них информацию. В своей деятельности СМИ ориентируются на информационные потребности аудитории. Итогом исследования потребностей и предпочтений аудитории является массовая информация.[9]
Термин «массовая информация» имеет много определений. Одни исследователи считают, что это массовое информирование населения; другие – что это информация, вызывающая массовый интерес, адресованная массам, соответствующая нуждам масс; третьи подчеркивают, что информация становится массовой, благодаря стремительному росту количества и качества средств передачи информации; четвертые – что это стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции её в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов.
По мнению Грабельникова А.А., эти формулировки в целом можно свести к обобщенном определению массовой информации «как социальной информации, распространяемой с помощью технических средств на неограниченную аудиторию и вызывающей массовый интерес». В данных определениях автор определяет массы как «пассивных потребителей сообщений. Они – объект деятельности субъекта информации».[10]
Заимствуя какие-либо тенденции, характерные для иностранных СМИ, вместе с тем, российским СМИ следует учитывать особенности восприятия информации российской аудиторией. Олешко В.Ф. в своей книге «Журналистика как творчество» приводит следующие особенности отечественного читателя (зрителя, слушателя)[11]:
1) Будучи склонным к размышлению, по своему менталитету, больше ориентирован на аналитическую информацию. Ему важно показать, что по одной проблеме может существовать несколько мнений;
2) Предпочитает получать целостное представление о событии, разносторонний взгляд на проблему;
3) Интересуется, как мнением высокопоставленных лиц, так и простых обывателей;
4) Ему одинаково интересны как деловые, так и личностные характеристики героев. Второе, в частности, дает возможность читателю стать «ближе» к известной персоне;
5) Рядовой представитель аудитории не должен (и, как правило, не имеет желания, как свидетельствуют многочисленные социологические исследования) вовлекаться в информационные войны.
Рост производства журналистской информации определяет и способ ее потребления: сама журналистика воспитывает у читателей газеты, телезрителей, радиослушателей все более разносторонние интересы, «вкус» к информации, а также все большее умение, все более тонкие способности использовать ее в самых различных целях, связанных с жизнью, практической деятельностью, познавательными и эстетическими потребностями.
Массовая информированность, по мнению Олешко В.Ф., порождает процесс деиндивидуализации личности – подчинение личностных интересов общественным. Как показывает современная практика, этот процесс находит выражение в следующих формах:
1) Зависимость от СМИ. Человек избавлен от принятия решений, их ему диктуют со страниц периодики, с экрана телевизора, из динамика радиоприемника. Он даже получает определенное удовольствие от того, что кто-то за него принимает решения, берет на себя тем самым ответственность за судьбу его личную или целого поколения;
2) Типологизированной конформизм. Индивид перестает быть собой и постепенно усваивает тип личности, предлагаемый (навязываемый) ему массово-коммуникационным шаблоном. Известный социолог Эрих Фромм называл подобный конформизм автоматизирующим. Причем человек уверен, что это он сам принимает решения, выбирает стиль поведения, реагирования. Псевдомышление, псевдоэмоции, псевдочувства – одни из главных характерных черт «типологизированной» личности;
3) Фрейд указывал на две формы проявления бессознательного и изменения действительности, которые подходят к искусству ближе, чем сон и невроз: детскую игру и фантазии наяву. Как нам кажется, можно говорить о том, что журналистика как форма отражения действительности развивается по тем же законам, что и художественное творчество в целом. Таким образом, продукция СМИ для аудитории и для самого журналиста является своеобразным «сном наяву» - то есть средством удовлетворения неудовлетворенных и неосуществленных желаний, которые в действительной жизни не получили осуществления. Поэтому понятными становятся необъяснимые на первый взгляд пристрастия тех или иных людей к журналистским текстам определенной тематики. В процессе восприятия продукции СМИ или воссоздания с помощью определенных творческих методов люди осознают себя их соучастниками.
Технологии организации связи с аудиторией СМИ, активно внедряемые
сегодня в журналистскую практику, по мнению Олешко В.Ф., характерны тем, что «они как бы в сконцентрированном виде демонстрируют эффективные пути влияния журналистики на субъективность представителей аудитории»[12]. Причем чаще всего истинные намерения журналистов при этом скрываются.
Рост аудитории приводит к усилению потребности в информации, потребности, которая становится стимулом развития журналистики, средств массовой информации. Растущее производство информации в свою очередь вызывает усиление потребности в ней, обусловливая наряду с другими факторами – идеологическими, политическими и иными – рост читательской, зрительской, слушательской аудитории. Чем быстрее развивается журналистика и ее средства, тем более массовой становится их аудитория.
По мнению Герберта Шиллера, вовлечение многих людей в информационную деятельность по их же собственной инициативе представляет собой самую надежную защиту общества от контроля за информацией и манипуляции сознанием[13]. С усилением роли СМИ как средства непосредственной демократии аудитория, на наш взгляд, должна превратиться в основной субъект информационного процесса.
Глава 2. Исследования информационной политики местного телеканала «ТВ-Экспресс» на предмет объективной подачи информации
2.1. Телеканалы, предпочитаемые россиянами
Первый и второй каналы, имеющие самый большой телевизионный охват (и тот, и другой принимают телевизоры 93% опрошенных), «вчера» смотрели примерно половина тех, кто может их принимать (соответственно 50% и 45% респондентов).
Канал НТВ принимают телевизоры 80% респондентов, смотрели его передачи накануне опроса 32% опрошенных.
Потенциальная аудитория СТС примерно в 4 раза больше доли смотревших передачи этого канала в день, предшествовавший опросу, у ТНТ, Ren-TV, каналов спутникового и кабельного телевидения примерно в 5-6 раз больше. У остальных каналов этот разрыв - еще значительней.
Россиян также сказали, какие общероссийские телеканалы в последние год-два стали им нравиться больше, а какие - меньше.
Среди каналов, которые стали им нравиться больше, респонденты чаще всего называли ОРТ, РТР и НТВ (соответственно 22%, 23% и 21%); остальные - упоминались значительно реже. Впрочем, ОРТ участники опроса чаще всего называют и среди каналов, которые за последние годы стали им нравиться меньше (10%).
Среди программ общероссийских каналов наиболее популярны новостные, информационные передачи - именно их чаще всего смотрят 75% опрошенных. Немного реже назывались фильмы - 67%. Развлекательные (юмористические) передачи упоминали в этом контексте 43% респондентов, познавательные передачи - 38%; сериалы - 36%; музыкальные программы - 32%; спортивные - 27% участников опроса; социально-политические передачи отметили 22%, телеигры - 18%, ток-шоу - 16% опрошенных.
Респонденты полагают, что передачи региональных каналов отличаются от программ общероссийских каналов в лучшую сторону, 11% опрошенных. Считают, что местное телевидение хуже общероссийского, 19% респондентов. Не видят никаких различий 29% опрошенных (этот вопрос задавался, конечно, только тем, кто хотя бы иногда смотрит передачи региональных каналов).
Считающие, что региональные каналы лучше федеральных, в обоснование своего мнения чаще всего отмечали, что местные новости им ближе, интереснее («новости про нас, наш город - это положительное, чего нам про других-то смотреть?»), что на местных каналах более качественные (правдивые, доходчивые, оперативные, интересные) программы, в них меньше криминала, насилия; на этих каналах меньше рекламы и больше фильмов.
Среди негативных отличий местных телеканалов от общероссийских - слабая техническая оснащенность и низкий профессиональный уровень тележурналистов («манеры, дикция хуже у наших»; «бывает плохое качество изображения»), на местных телеканалах мало интересных программ, там плохо освещаются региональные проблемы. Говорилось также о зависимости тележурналистов от местных властей, об однообразии и малом объеме местного вещания; о большом количестве рекламы; изредка - об обилии «негатива».
2.2. Анализ исследования информационной политики местного телеканала «ТВ-Экспресс» г. Пенза
Мы исследовали информационное пространство г. Пенза на предмет объективной подачи информации. Собранные нами сведения показывают, что информация, которую предоставляют СМИ, вызывает сомнения у зрителей. Так, в ходе исследования мы провели опрос среди жителей города, предложив ответить на вопрос: «Смотрите ли вы новости на местных телеканалах?»
Выборка: 50 человек – жителей г. Пензы.
Метод исследования: опрос аудитории посредством анкетирования (телефонный опрос и самостоятельное заполнение анкеты респондентом). Анкета прилагается (Приложение №1).
Демографические показатели респондентов:
Пол: женщины – 28 человек, мужчины – 22 человека.
Возраст группы: 18 – 25 лет - 17 человек; 26 – 40 лет - 19 человек; 41 – 55 лет - 9 человек; 56 лет и старше – 5 человек.
По полученным нами данным, из 50 респондентов 45 человек время от времени, но смотрят новости на местных телеканалах, остальные 5 человек (это в основном группа лиц в возраст от 18 до 25 лет) не смотрят информационные блоки местного телевидения (Приложение №2, диаграмма 2.1). Мы выявили три основные причины недовольства работой местных СМИ у аудитории (Приложение №2, диаграмма 2.2).
Для проведения исследования нам необходимо было выявить основную зрительскую аудиторию телеканала «ТВ-Экспресс». По данным опроса, зрительскую аудитория данного канала составляют женщины и мужчины в возрасте от 26 до 56 лет и старше в равном соотношении. На наш взгляд, именно данная категория лиц лучше разбирается в качестве той информации, которую подают местные телеканалы.
Мы впервые исследовали информационное пространство г. Пензы на предмет объективной подачи информации. Собранные нами сведения показывают, что информация, которую предоставляют СМИ, вызывает сомнения у зрителей. Так, на вопрос: «На ваш взгляд, местное телевидение подает объективную информацию своим зрителям?» мы получили следующие ответы: «да» - так считает 19 респондентов; «нет» - ответили 26 человек и 5 респондентов затруднились ответить на этот вопрос (Приложение №2, диаграмма 2.3).
Ежедневная практика показывает, что в пензенские телеканалы стали подавать своим зрителям «заказные» материалы под видом информационных. Причем уровень профессионально подготовленных материалов очень мал. В основном в погоне за денежной прибылью вопреки законам журналисткой этики стали размещать в СМИ рекламные материалы любого характера под видом нерекламных. По сделанным нами наблюдениям, СМИ города готовы предоставить площадь для размещения материалов в любое время. Так, по данным коммерческой служб стоимость размещения готового материала в программе «Новости» на телеканале «ТВ-Экспресс» составляет от 5 до 7 тысяч рублей, а стоимость спонсорского пакета той же телепрограммы составляет 56 500 рублей за месяц.
В течение месяца мы просматривали информационные блоки местных телеканалов. На данный момент мы обладаем следующими данными: новостной блок в среднем состоит из 6 – 8 сюжетов. При ежедневном просмотре новостей мы отметили, что половина из них – «заказные». На пензенских каналах новости повторяются два раза в сутки. Таким образом, мы подсчитали приблизительный доход телеканала «ТВ-Экспресс» за месяц.
Стоимость сюжета – 6000 рублей. Количество платных материалов за месяц ~ 7-8. Доход от «заказных» материалов составляет около 48 000 рублей.
Также, в ходе наблюдений, мы отметили, что в г. Пенза на объективность подачи новости влияет желание клиента, депутата или иного лица получить иллюзорный благоприятный имидж или благоприятное освещение в СМИ. Ежедневно в течение месяца на телеканале «ТВ-Экспресс» в программе «Новости» выходят не менее двух материалов, освещающих действие администрации. В таблице №1 отображены данные по количеству платных сюжетов, сюжетов о деятельности администрации и простых информационных сюжетов.
Таблица №1
Соотношение платных и неплатных сюжетов в программе «Новости» на канале «ТВ-Экспресс»
Материал |
Количество материалов в информационном блоке за день |
Количество материалов за месяц |
«заказной» сюжет |
1-2 |
19 |
сюжет о деятельности администрации |
2-3 |
50 |
простые информационные сюжеты |
3-4 |
75-81 |
Хотелось бы отметить, что при выходе сюжетов, освещающих деятельность какого-либо чиновника или какой-либо фирмы, внизу экрана ни разу, за весь период нашего исследования, не было титров, сообщающих о том, что данный материал является платным.
В ходе исследования мы также отметили, что сегодня журналист не может быть объективен в силу того, что не имеет соответствующих навыков работы на телевидении. Стоит отметить, что уровень подготовки журналистов в регионе намного ниже, чем в центре. Зачастую в СМИ приходят работать люди, которые не имеют журналистского образования. Так в ходе исследования мы отметили, что на телеканале «ТВ-Экспресс» основной штат корреспондентов составляют люди не журналистского образования: филологи и лингвисты. Кроме того, на данном телеканале работают студенты-стажеры, которые не имеют соответствующих знаний о том, как правильно подавать информацию.
В нашем исследовании мы уделили особое внимание тому, откуда журналисты получают максимум информации. В приведенной ниже таблице №2 указан рейтинг информационной емкости мест, где журналист обычно получает максимум информации.
Таблица №2
Рейтинг информационной емкости
№ 1 |
Задание редакции |
№ 2 |
Общение с рекламодателями |
№ 3 |
Различного рода пресс-службы |
№ 4 |
Неофициальное общение с бывшими героями материалов |
№ 5 |
Сведения, полученные из других СМИ |
№ 6 |
Информация, полученная из Интернета |
№ 7 |
Афиши и объявления |
№ 8 |
Звонки жителей города |
Для оценки объективности подачи материалов телеканалом мы сравнили информацию, которая была опубликована в газете с информацией, предоставленной зрителям в программе «Новости» на канале «ТВ-Экспресс».
Материал в газете: проблема рассматривается с разных сторон и показана в динамике развития, опубликованы мнения разных лиц, имеющих отношение к данной проблеме.
Материал на телевидении: журналист в основном дублирует информацию, которая была опубликована в газете. Но, в чем мы видим основную ошибку, при использовании информации журналист не делает ссылку на источник информации. Сюжет выигрывает только за счет картинки, комментариев специалистов, а также других приемов, используемых на телевидении (лайфы и стенд-апы).
Таким образом, благодаря исследованию информационной политики канала «ТВ-Экспресс», мы пришли к выводу, что информация, которую подают аудитории местные телеканалы, по многим показателям расходится с закрепленными в Кодексе профессиональной деятельности журналиста и Законе «О СМИ» правилами и нормами журналисткой деятельности. Исследования показали, что основным факторами, влияющими на объективность подачи информации в нашем регионе, являются: коммерческая прибыль и деятельность властных структур. Таким образом, мы можем заключить, что местное телевидение занимается обслуживанием крупных коммерческих структур города, и поддерживает интересы вышестоящих органов. Поэтому говорить о том, что СМИ подает зрителям объективную и проверенную информацию сложно.
Заключение
В данной работе изучены и систематизированы теоретические материалы по теме подачи информации аудитории и объективности как основного принципа работы журналиста в рыночных условиях. На основе данных, полученных из теоретического материала, мы смогли установить, что в настоящее время именно объективность является основным предметом нарушения в работе СМИ. Как специалистам по связям с общественностью нам необходимо понимать, что это происходит не случайно. Как показывают исследования, зачастую СМИ вынуждены подавать аудитории не объективную информацию. Особенно ярко это проявляется на региональном уровне.
В течение месяца мы исследовали информационное пространство города Пензы на предмет объективной подачи информации. Собранные нами сведения ярко показывают, что в таком небольшом городе, как Пенза, остро встает проблема поиска информации, которую можно было бы опубликовать. На наш взгляд, такое состояние в СМИ – результат действия PR-технологий.
Результаты исследования показывают, что уровень подготовки журналистов в регионе намного ниже, чем в центре. Зачастую в СМИ приходят работать люди, которые не имеют журналистского образования. Кроме этого, сегодня журналист не может быть объективен по разным причинам. В силу того, чтобы решить финансовые вопросы, журналист публикует «заказной» материал под видом информационного.
В своей работе мы проанализировали информационные потоки города Пензы. Собранные нами сведения свидетельствуют о том, что в новороссийских СМИ самым распространенным вариантом взаимодействия журналистов и специалистов по СО является прямое размещение в СМИ «заказных» материалов под видом информационных. Причем уровень профессионально подготовленных материалов очень мал. В основном в погоне за денежной прибылью вопреки законам журналисткой этики стали размещать в СМИ рекламные материалы любого характера под видом нерекламных. Особенно ярко это проявляется на телевидении.
Хотелось бы отметить, что в нашей работе мы сделали основной упор именно на это средство массовой информации. В печати легче определить, объективен материал или нет. Газеты и журналы обеспечивают регулярный доступ к своим страницам всех, кто хотел бы опровергнуть какой-либо из напечатанных ранее материалов. Отследить телевизионные материалы сложно потому, что информация проходит один раз и чаще всего не повторяется. По сделанным нами наблюдениям, СМИ города готовы предоставить площадь для размещения материалов в любое время.
Таким образом, мы установили: новостной блок на местном телевидении содержит больше рекламной и «заказной» информации, чем репортажей корреспондентов. При ежедневном просмотре новостей мы отметили, что половина из них – «заказные». Если учесть, что на пензенских каналах новости повторяются два раза в сутки, то получается, что результаты PR увеличиваются в два раза.
Анализ теоретического материала и сведения, полученные нами в ходе исследования информационной политики местного телеканала, помогает нам утверждать, что на региональном уровне степень воздействия на информационное пространство значительно выше, чем на центральном уровне. Полученные нами данные ярко свидетельствуют о том, что такое положение устраивает и коммерческие структуры и властные органы, так как количество «заказных» материалов увеличивается, право аудитории на получение достоверной информации нарушается, а мер по пресечению данных действий не наблюдается.
В работе мы доказали, что под видом информационных сюжетов СМИ подает зрителям скрытую рекламу: даются имиджевые интервью, в материалах журналисты сообщают о спонсорской деятельности того или иного лица, это всевозможные презентации, конференции и выставки. Так же, в ходе наблюдений, мы отметили, что в Пензе на объективность подачи новости влияет желание клиента, депутата или иного лица получить иллюзорный благоприятный имидж или благоприятное освещение в СМИ, или страстное желание собрать коллекцию газетных вырезок «о себе».
Данная работа доказывает, что проблема объективности СМИ существует и именно в регионе нам проще всего определить уровень объективности СМИ. Нам, как специалистам по связям с общественностью, легче понимать объективно подается информация или нет. На основе проведенных нами исследований можно приобрести навыки отслеживания, то есть уметь отличать объективную информацию от необъективной для того, чтобы распознавать скрытую политическую рекламу и использовать информацию для отслеживания деятельности конкурентов.
Таким образом, тема, которую мы исследовали в работе, имеет как практическую, так и теоретическую значимость. Выводы, к которым мы пришли при написании работы, важны для исследования любого информационного пространства и в частности, телевидения.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что данная работа полезна тем, кто пришел в телевизионную журналистику из других сфер деятельности, так как в этой курсовой работе мы выделили основные ошибки, которые допускают журналисты на местных СМИ. Эти ошибки оказывают пагубное влияние, как на развитие СМИ, так и на общественное мнение. Проведенные нами исследования важны, так как специалистам по связям с общественностью можно попытаться реализовывать PR–функцию и вмешаться в процесс создания новостей. Управление информационными потоками – основа деятельности специалиста по Связям с общественностью.
Список литературы
1. Ворошилов В.В. Журналистика.5-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
2. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М.: РИП-холдинг, 2007.
3. Ефименко Н. О чем хлопочет районка? //Журналист. 2006. № 10.
4. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008.
5. Ким М.Н. Журналистика: методология творчества. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2008.
6. Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2007.
7. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2006.
8. Круковский В. Экономика и жизнь // Журналист. - 2006. - №3.
9. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М.: Аспект пресс, 2008.
10. Мельник Г.С., Тепляшина, А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2006.
11. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. – М.: Наука, 2006..
12. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: учебное пособие. - М.: РИП-Холдинг, 2006.
13. Павликова М.М. Сетевые технологии и журналистская эволюция финских СМИ. – М.: РИП-Холдинг, 2007.
14. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд. – М., 2006.
Приложение №1
Анкета
по изучению общественного мнения по поводу объективной подачи информации местными телеканалами
Уважаемые жители города Пенза!
«Комитет по исследованию общественного мнения» проводит исследование, целью которого является выявление предпочтений просмотра местных телеканалов среди жителей города Пенза.
Пожалуйста, ответьте на поставленные в анкете вопросы. Соответствующие вашим представлениям ответы обозначьте удобным для Вас способом. Если анкета не затронула какие-то интересующие именно Вас вопросы, Вы можете дописать их ниже.
1. Смотрите ли Вы новости на местных телеканалах?
а) да
б) нет
2. Новости на каком местном телеканале Вы смотрите чаще?
а) «Россия»
б) «ТВ-Экспресс»
3. С какой целью Вы просматриваете программу «Новости» на местном телеканале?
а) узнать интересную информацию
б) просто из любопытства
в) другое ________________________________________________________________
4. На ваш взгляд, местное телевидение подает объективную информацию своим зрителям?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
5. Ваш возраст.
а) от 18 до 25 б) от 26 до 40 в) от 41 до 55 г) от 56-ти и старше
6. Ваше семейное положение.
а) холост (ая) б) женат (замужем)
7. Ваш пол (нужное подчеркнуть).
а) мужской б) женский
Благодарим за участие!
Приложение №2
Исследование предпочтений просмотра у населения
города Пенза местных информационных блоков новостей
Диаграмма 2.1. Предпочтение аудитории в просмотре местных информационных блоков новостей.
Диаграмма 2.2. Мнение аудитории по поводу работы местных СМИ
Диаграмма 3.3. Мнение аудитории по поводу объективности подачи информации местными телеканалами.
[1] Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2006.-С.67.
[2] Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М.: Аспект пресс, 2008.-С.216-217.
[3] Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. – М.: Наука, 2006.-С.123.
[4] Ким М.Н. Журналистика: методология творчества. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2008.-С.214.
[5] Ворошилов В.В. Журналистика.5-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.-С.117.
[6] Мельник Г.С., Тепляшина, А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2006.
[7] Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд. – М., 2006.-С.97-98.
[8] Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008.-С.126.
[9] Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2007.
[10] Ефименко Н. О чем хлопочет районка? //Журналист. 2006. № 10.-С.15-16.
[11] Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: учебное пособие. - М.:РИП-Холдинг, 2006.-С.26.
[12] Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: учебное пособие. - М.:РИП-Холдинг, 2006.-С.107.
[13] Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М.: РИП-холдинг, 2007.-С.198.