Содержание
3. Аудит кредитных операций и оценка эффективности управления кредитными рисками в кредитной организации на примере Сбербанка России. 3
3.1 Аудит кредитных операций кредитной организации. 3
3.1.1. Правовые аспекты аудита кредитных операций. 3
3.1.2 Методические аспекты аудита кредитных операций. 15
3.2. Управление кредитными рисками. 22
3.3. Оценка эффективности управления кредитными рисками. 35
3.3.1. Оценка качества документооборота по кредитным операциям и кредитной политике банка. 35
3.3.2. Оценка качества кредитных активов. 37
3.3.3. Оценка качества управления кредитными рисками. 42
Список литературы.. 49
3. Аудит кредитных операций и оценка эффективности управления кредитными рисками в кредитной организации на примере Сбербанка России
3.1 Аудит кредитных операций кредитной организации
3.1.1. Правовые аспекты аудита кредитных операций
К нормативно-правовой базе, регулирующей аудит кредитных операций относятся следующие федеральные стандарты аудита:
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ № 532 от 07.10.04):
· «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» - устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать;[1]
· «Документирование аудита» - устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;[2]
· «Существенность в аудите» - устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском;[3]
· «Аудиторские доказательства» - устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств;[4]
· «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» - устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Большая часть этих требований может быть использована для подготовки аудиторских заключений по бухгалтерской информации, которая не является финансовой (бухгалтерской) отчетностью.[5]
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности второй очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 405 от 04.07.03:
«Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» - устанавливает единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей.[6]
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности третьей очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 532 от 07.10.04:
«Согласование условий проведения аудита» - устанавливает единые требования к порядку согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом;[7]
«Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» - устанавливает единые требования к аудиторской организации и индивидуальному аудитору (далее именуются - аудитор) по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;[8]
«Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита» - устанавливает единые требования в отношении обязанности аудиторской организации и индивидуального аудитора (далее именуются - аудитор) учитывать соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности этого аудируемого лица.[9]
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности четвертой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 228 от 16.04.05:
«Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников» - устанавливает единые требования в отношении использования в ходе аудита подтверждающей информации из внешних источников (внешних подтверждений), используемой аудитором для получения аудиторских доказательств;[10]
«Аналитические процедуры» - устанавливает единые требования в отношении применения аналитических процедур в ходе аудита.[11]
К аудиту кредитных операций коммерческих банков также применимы следующие общероссийские стандарты, принятые КАД при Президенте РФ:
«Образование аудитора» - стандарт устанавливает минимальные требования к образованию и повышению квалификации аттестованного аудитора и является обязательным для допуска претендентов к квалификационным экзаменам на получение аттестата на право осуществления аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения[12]
«Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность» - определяет действия аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении прочей информации, включенной в документ, содержащий бухгалтерскую отчетность, аудит которой проводит (провела) данная аудиторская организация.
«Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» - определение взаимоотношений аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя и экономического субъекта на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.[13]
«Заключении аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям» устанавливает положения о форме и содержании заключения аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, о выполнении специальных аудиторских заданий, полученных от государственных органов, экономических субъектов, заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.[14]
«Общение с руководством экономического субъекта» - определяет принципы деловых отношений (аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, с руководством экономического субъекта, в отношении бухгалтерской отчетности которого проводится аудит.[15]
«Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» - определяет основные (установленные действующими законодательными нормами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации) права и обязанности аудиторских фирм или аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, а также прав и обязанностей проверяемых экономических субъектов для более четкого регулирования взаимоотношений между сторонами при проведении аудита.[16]
«Проверка прогнозной финансовой информации» - регламентирует проверку аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, прогнозной финансовой информации экономического субъекта.[17]
Цель аудита кредитных операций - проверка соблюдения банком действующих правил совершения кредитных операций и правильности их отражения в бухгалтерском учете для предотвращения нарушений и снижения кредитных рисков.
Рассмотрим применение внутрифирменных стандартов аудита к аудиту кредитных операций коммерческих банков (на примере аудиторской фирмы ФИНЭКС).
Основными целями при проверке осуществления коммерческим банком кредитной работы являются следующие:
- оценить соответствие проводимых банком ссудных операций утвержденной кредитной стратегии, политике и процедурам, а также законодательству РФ, прочим регулятивным требованиям;
- удостовериться, что оценка качества отдельных ссуд и ссудного портфеля в целом является точной и своевременно доводится до руководства банка;
- оценить адекватность системы внутреннего контроля характеру и объему проводимых банком ссудных операций;
- выявить узкие места в риск-менеджменте, пробелы в кредитной стратегии, политике и процедурах.
Основополагающими документами по регулированию вышеназванного направления деятельности коммерческих банков являются:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 г. № 395-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон «О залоге» от 29.05.92 г. №2872-1.
4. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.98 г. № 102-ФЗ.
5. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.98 г. № 164-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 г. № 122-ФЗ.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации.
9. Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 15.12.02 г. № 205-П (с последующими изменениями и дополнениями).
10. Положение ЦБ РФ «Об организации, внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16.12.03 г. № 242-П.
11. Положение ЦБ РФ «О порядке представления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08. 98 г. (ред. от 27.07.01 г.) № 54-П (с последующими изменениями и дополнениями).
12. Положение ЦБ РФ «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98 г. (ред. от 24.12.98 г.) № 39-П (с последующими изменениями и дополнениями).
13. Положение ЦБ РФ «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26.03.2004 г. № 254-П.
14. Рекомендации ЦБ РФ «Методические рекомендации к Положению Банка России «О порядке представления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.98 г. № 54-П (от 05.10.98 г. № 273-Т).
15. Рекомендации ЦБ РФ «Методические рекомендации ЦБ РФ к Положению Банка России «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98 г. № 39-П (от 14.10.98 г. № 285-Т).
16. Письмо ЦБ РФ «О применении положений Банка России от 26.06.98 г. № 39-П, от 31.08.98 г. № 54-П, а также методических рекомендаций Банка России от 14.10.98 г. № 285-Т» от 24.03.99 г. № 104-Т.
17. Письмо ЦБ РФ «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении» от 17.01.05 г. № 2-Т.
18. Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.04 г. № 110-И (с последующими изменениями и дополнениями).
19. Письмо ЦБ РФ «О методических рекомендациях по проверке кредитного портфеля кредитной организации» от 16.12.98 г. № 363-Т.
20. Положение ЦБ РФ «О порядке проведения Банком России депозитных операций с кредитными организациями в валюте РФ» от 05.11 02 г. № 203-П (с последующими изменениями и дополнениями).
Исходя из содержания перечисленных документов, основываясь на накопленном коммерческими банками опыте в кредитовании реального сектора экономики, а также физических лиц проверяемый (аудируемый) субъект (банк) должен иметь следующие нормативные документы, регламентирующие кредитный процесс и его организацию (примерный перечень).
1) меморандум о кредитной политике банка на 1-2 года;
2) положение или регламент о порядке предоставления денежных средств клиентам банка;
3) регламент по предоставлению МБК и размещению депозитов в других банках;
4) отдельные положения о кредитовании юридических лип в порядке разовых ссуд, «овердрафта», открытых кредитных линий и т.д.;
5) положение о кредитовании физических лиц на потребительские цели, на предпринимательскую деятельность и т.д.;
6)положение о залоге, применяемом в банке, и о порядке его оформления;
7) положение о выдаче гарантий в пользу третьих лиц;
8) положение о порядке учёта векселей и вексельном кредитовании заёмщиков;
9) положение о порядке оценки финансового состояния (платеже- и кредитоспособности) заёмщиков, в том числе банков;
10) процентную политику;
11) положение о порядке начисления и уплаты процентов за пользование ссудами и отражения их по счетам бухгалтерского учета;
12) положение о порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;
13) порядок оформления документов, необходимых для списания безнадёжной и не реальной для взыскания ссудной задолженности с баланса банка за счёт резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;
14) положение о порядке кредитования связанных с банком заемщиков;
15) положение о кредитном отделе и кредитном комитете банка.
По результатам проверки внутренних нормативных документов банка, регламентирующих кредитную работу, аудиторской компанией делаются выводы об их соответствии требованиям действующего законодательства Центрального Банка, обосновываются замечания, предлагаются рекомендации.
Предварительный анализ кредитного портфеля коммерческого банка проводится с целью выявления особенностей его кредитной политики, а также определения круга заемщиков, подлежащих первоочередной проверке, и объема проверяемых ссуд. Для этого используются следующие данные банка (формы бухгалтерской отчетности):
1) бухгалтерский баланс банка на начало года и конец отчетного (анализируемого) периода (ф. № 101);
2) расчет резерва на возможные потери по ссудам (ф. № 115);
3) данные о крупных кредитах (ф. № 118);
4) данные о средневзвешенных процентных ставках по кредитам, предоставленным банком (ф. № 128);
5) сведения о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов, и размере привлеченных депозитов (ф. 302);
6) аналитические данные о состоянии кредитного портфеля банка (по форме, разработанной банком);
7) сведения о межбанковских кредитах и депозитах (ф. 501); Кроме того, используются:
- справки с расчетами фактических значений обязательных экономических нормативов;
-материалы предыдущих проверок, содержащие сведения о нарушениях и недостатках по предоставлению денежных средств;
- аудиторские заключения, акты инспекционных проверок Банка России.
Для проведения анализа на основе указанной отчетности, с целью выявления определенных тенденций состояния кредитного портфеля, перечисленные документы анализируются в динамике.
С целью выявления нарушений при совершении кредитных операций изучаются акты инспекционных проверок Банка России и аудиторские заключения о деятельности банка.
На основании справок с расчетами фактических значений обязательных экономических нормативов (Н 6, Н 7, Н 9.1, Н 10.1), выявляются отклонения указанных нормативов от значений, установленных Банком России. Рассматривается динамика изменения фактических значений этих нормативов, и делается вывод о складывающихся тенденциях.
При проведении предварительного анализа, определяется круг заемщиков и объем предоставленных денежных средств, подлежащих проверке в первую очередь, соотношение объема выданных ссуд, подлежащих проверке в головном офисе и филиалах банка.
Обязательной проверке подлежат все данные по кредитам следующих групп: данные о крупных кредитах; данные о кредитах, предоставленных акционерам (участникам), инсайдерам; данные о кредитах, предоставленных дочерним и зависимым предприятиям; данные о кредитах, по которым нарушен норматив Н 6 «Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков».
При проверке кредитного портфеля объем проверяемых ссуд должен составлять 50 - 80 % от общей суммы ссудной и приравненной к ней задолженности.
В общем случает программа аудита кредитных операций банка включает широкий спектр вопросов - от общей оценки организации кредитного процесса до анализа качества кредитного портфеля. При проведении аудиторской проверки кредитной деятельности банка необходимо ознакомиться с качеством его кредитного портфеля, проанализировать кредитные и валютные риски, исследовать политику банка в области привлечения вкладов физических и юридических лиц, межбанковских кредитов, проверить соблюдение экономических нормативов, состояние внутреннего аудита.[18]
Информационной базой при осуществлении проверки служат следующие документы:
• кредитная политика банка;
• положение о кредитном комитете (отделе);
• кредитные досье, в том числе договоры и документы по обеспечению исполнения обязательств;
• генеральные соглашения о сотрудничестве на рынке межбанковских кредитов;
• протоколы собрания кредитного комитета (отдела);
• распоряжения руководителя банка об открытии и закрыта* ссудных счетов;
• заключения службы безопасности и юридической службы;
• регистры аналитического и синтетического учета, данные пс балансовым и внебалансовым счетам, бухгалтерская отчетность: ведомости остатков по счетам кредитной организации; ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств кредитной организации; оборотные ведомости по счетам кредитной организации; отчеты о прибылях и убытках; балансы банка и другие документы.
Последовательность проверки может быть следующей.
На основе анализа оборотно-сальдовой ведомости аудитор определяет, какого размера должна быть выборка проверяемых кредитов, т. е. сопоставляет число заемщиков, интенсивность их работы и т. д. После определения размера выборки он формирует объект проверки, т. е. определяет, какие именно кредиты необходимо проверить. Особое внимание целесообразно обратить на крупных акционеров (пайщиков) банка, являющихся его заемщиками, а также заемщиков, имеющих по ссудным счетам наибольшие обороты в проверяемом периоде. Пакет просроченной задолженности проверяется полностью.
После того, как объект проверки сформирован, аудитор должен потребовать выписки по соответствующим субсчетам ссудных лицевых счетов выбранных заемщиков, а также заказать кредитные досье и документацию по контрагентам банка на рынке межбанковских кредитов (МБК).
Кредитное досье формируется на каждого заемщика и должно содержать обязательные документы, а именно: кредитный договор, дополнительные соглашения к нему, договоры залога, гарантии, поручения, копии распоряжений.
Кроме того, в досье, как правило, подшиваются прочие документы, которые свидетельствуют о продуманной и осторожной кредитной политике банка. Это копии учредительных документов, бухгалтерская, статистическая и финансовая отчетность, расшифровки отдельных показателей деятельности; бизнес-план, планы маркетинга, производства и управления, прогноз денежных потоков заемщика с его контрагентами на период погашения предоставленных денежных средств (график поступлений и платежей клиента-заемщика); технико-экономическое обоснование, характеризующее сроки окупаемости и уровень рентабельности кредитуемой сделки; данные анализа финансового состояния заемщика и др.
По МБК проверяются следующие документы (обычно формируются в отдельные дела по каждому контрагенту): генеральные и дополнительные соглашения, копии учредительных документов и лицензий, сведения о нормативах, балансы и другие документы.[19]
После проверки документального оформления кредитных операций банка аудитор переходит к проверкам отражения данных операций в балансе. В ходе проверки обращается внимание на: правильность открытия субсчетов соответствующего счета; соответствие кредитных операций условиям кредитных договоров. При этом сопоставляются суммы, зачисленные на ссудный счет, и суммы кредита по договору; соблюдение графика погашения основной суммы и процентов за пользование кредитом; правильность и своевременность уплаты заемщиками процентов за пользование кредитом; источники погашения кредита; работу банка с крупными кредитами; просроченную задолженность (начинается с анализа своевременности ее отражения, что выявляется с помощью выписок по соответствующим счетам и кредитных договоров); меры, принимаемые банком для погашения просроченных задолженностей.
3.1.2 Методические аспекты аудита кредитных операций
Проверка ссудной задолженности проводится с целью выявления ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, подтверждения достоверности отражения кредитных операций в бухгалтерском учете и их соответствие действующему законодательству РФ и нормативным актам Банка России.
Для осуществления аудита ссудных операций необходимо произвести выборку из кредитного портфеля банка отдельных кредитов. В выборку должны войти, прежде всего, все крупные кредиты банка, перечисленные в форме № 118 бухгалтерской отчетности; кредиты, предоставленные акционерам, кредиты, по которым были нарушены нормативы кредитного риска (Н 6; Н 7; Н 9.1; Н10.1), а также ссуды, выданные дочерним предприятиям банка и зависимым заемщикам, кредиты инсайдеров банка.
По выбранным для аудиторской проверки кредитам необходимо запросить кредитные досье, разделив их исходя из видов кредитования на три основные группы: досье по заемщикам, кредитующимся в порядке разовых ссуд, в порядке открытия кредитных линий и в форме «овердрафта». Особое внимание уделить льготным кредитам, просроченным, реструктурированным.
При аудите разовых ссуд прежде всего, аудитор проверяет наличие у банка внутреннего Положения по данному виду кредитования и его соответствие Положению ЦБ РФ № 54-П и другим связанным с ним нормативным документам ЦБ РФ.
Далее цель проверки заключается в том, чтобы удостовериться: в наличии юридически правильно оформленных кредитных договоров на выдачу разовых ссуд заемщикам; наличии юридически правильно оформленных обеспечительных обязательств по ним; наличии документа, подтверждающего оценку финансового состояния заемщика; установлении каждому конкретному заемщику лимита кредитования решением соответствующего органа управления банка; санкционированной выдачи ссуды заемщику либо кредитным комитетом, либо Правлением банка; полноте формирования кредитных досье документацией, запрашиваемой у заемщиков для оформления ссуды в соответствии с внутрибанковским регламентом (положением); полноте и качественности документации кредитного отдела банка для решения вопроса о возможности выдачи кредита и определения его группы риска в соответствии с Положением ЦБ РФ №254-П; правильности учета ссудной задолженности и создаваемого по ней РВПС на балансе банка, а также учета обеспечения. Результаты такой проверки можно занести в специальный бланк (приложение № 4), который целесообразно оформить по всем аудируемым ссудозаемщикам.
Анализ финансового состояния заемщиков проводится на основании представляемых ими копий финансовой отчетности, принятой налоговыми органами, с использованием подходов отечественной и международной банковской практики. Состав отчетности, представляемой для анализа финансового состояния заемщика, определяется банком самостоятельно.
В ходе аудиторской проверки уже погашенных кредитов необходимо установить фактический способ их погашения: с расчетного счета заемщика (поручителя) или другим способом прекращения обязательств, предусмотренным ГК РФ и оговоренным в кредитном договоре заемщика с банком (например, отступное, взаимозачет, переуступка прав требования и др.). Следует проверить правильность оформления этих исполнительных обязательств, если они имели место, а также их отражения в бухгалтерском учете.
В том случае если ссуда не была погашена в срок, то следует уточнить своевременность отнесения ее на счет просроченных ссуд и отследить изменение группы кредитного риска (в соответствии с длительностью просроченной задолженности) с доначислением резерва на возможные потери по ссудам.
При наличии у банка просроченной ссудной задолженности длительностью более 30 дней, необходимо проконтролировать проводимую кредитным и юридическим отделами банка работу по возврату ссуд и начисленных по ним процентов.
Особенности аудита ссуд в форме открытых кредитных линий заключаются в том, что особый контроль осуществляется за выдачей каждой суммы кредита (транша), с тем, чтобы не было допущено перелимита выдач, и был соблюден срок действия кредитной линии.
При аудите как возобновляемых, так и не возобновляемых кредитных линий аудитор должен убедиться в правильности отражения лимитов кредитных линий за балансом поскольку точная сумма неиспользованных кредитных линий позволяет правильно докредитовать клиента, а также она отражает обязательства банка и участвует в расчете экономических нормативов.
Прежде чем приступить к проверке ссуд в виде «овердрафта», необходимо запросить в банке внутреннее Положение о порядке кредитования в виде «овердрафта» и убедиться в соответствии его содержания Положению Банка России от 31.08.98 № 54-П и Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 05.12.2002 № 205-П.
Кроме того, следует учесть, что предоставление банком кредитов в виде «овердрафта» и погашение их заемщиком могут осуществляться неоднократно в течение всего срока действия соответствующего договора (соглашения). Однако текущий остаток по ссудному счету клиента-заемщика и по внебалансовому счету 91309 «Неиспользованные лимиты по предоставлению кредита в виде «овердрафта и под лимит задолженности» на каждый день в течение всего срока действия договора (соглашения) не может быть больше установленного договором лимита кредитования.
В ходе проверки необходимо обращать внимание на то, чтобы непогашенный в срок кредит («овердрафт») или проценты по нему были бы своевременно отнесены на счета по учету соответствующих просроченных платежей клиента-заемщика с формированием РВПС, исходя из возникшей группы кредитного риска.
Для проверки законности, обоснованности принятия банком векселей третьих лиц к учету, правильности оформления операций по выдаче и погашению этого вида кредита, отражения их в бухгалтерском учете, аудитор должен запросить следующие документы.
1) меморандум о кредитной политике банка;
2) приказ об учетной политике банка;
3) баланс банка на отчетную дату;
4) месячные оборотно-сальдовые ведомости за проверяемый период;
5) ведомость остатков по балансовым счетам 512-519 в разрезе векселедателей;
6) протоколы заседания кредитного комитета;
7) договоры на наиболее крупные суммы сделок с векселями (как принятых к учету, так и погашенных) за проверяемый период;
8) лицевые счета отдельных векселедателей по запрошенным договорам купли-продажи векселей;
9) бухгалтерская и финансовая отчетность векселедателей, чьи векселя были приняты к учету в анализируемом периоде;
10) заключения специалистов банка об обеспеченности и ликвидности приобретаемых векселей;
11) журналы внесистемного учета по векселям, находящимся в портфеле банка;
12) распоряжения в адрес бухгалтерии по операциям с учтенными векселями;
13) полный баланс депо на проверяемую отчетную дату.
Во время проведения аудита целесообразно рассмотреть состав и структуру вексельного портфеля банка по состоянию на проверяемую отчетную дату. Основной целью проводимого анализа является определение уровня риска по вложениям в векселя. Здесь имеют значение три основных критерия: уровень диверсификации вексельных вложений (уровень концентрации вексельной задолженности у отдельных векселедателей); удельный вес в вексельном портфеле банка векселей, не имеющих рыночной котировки; сроки погашения приобретенных банком векселей. Соответственно качество вексельного портфеля банка будет тем ниже, чем более низкий уровень диверсификации имеют вексельные вложения; чем более высокий удельный вес некотируемых векселей имеется в вексельном портфеле, чем более длительные сроки погашения имеют приобретенные векселя. Сделанный аудитором по результатам проведенного анализа вывод должен повлиять на общую оценку качества кредитной работы банка.
Аудит вексельных кредитов производится в том же порядке, что и аудит разовых ссуд, но одновременно должен быть осуществлен аудит выпуска и обращения собственных векселей проверяемого (аудируемого) банка.
Цель аудиторской проверки выданных банком гарантий заключается в установлении обоснованности и санкционированной их выдачи, правильности их документального оформления и учета за балансом на счете 91404.
Для проверки запрашиваются следующие документы;
1) баланс банка на отчетную дату;
2) ежемесячные оборотно-сальдовые ведомости за проверяемый период;
3) расшифровка внебалансового счета 91404 (по принципалам) на отчетную дату;
4) протоколы заседания кредитного комитета банка;
5) досье отдельных крупных принципалов, получивших банковскую гарантию;
6) журнал учета выданных банком гарантий;
7) расшифровка балансового счета 60315 «Суммы, не взысканные по своим гарантиям».
В ходе аудиторской проверки межбанковских кредитов необходимо уточнить порядок регулирования операций по межбанковскому кредитованию (т.е. на основе соглашения или отдельных кредитных договоров), а потом проверить у банка наличие перечисленных выше документов.
При проверке кредитов, предоставленных акционерам (участникам), связанным лицам банка, особое внимание обращается на условия предоставления кредита по следующим параметрам:
1) по процентной ставке - выявляется наличие льготной ставки по кредитам акционерам (участникам), связанным лицам банка, что также несет повышенный риск, но связано не столько с не возвратом ссуды, сколько с недополучением банком процентного дохода.
2) по цели кредита - определяется использование кредита на цель, указанную в кредитном договоре. Проверяется движение средств заемщика по счету взноса в уставный капитал, ссудному счету, расчетному счету
3) по виду обеспечения - обращается внимание на юридические аспекты отчуждения имущества, фигурирующего в кредитном соглашении в качестве обеспечения кредита, так как банку сложно предъявить требования к акционеру (участнику), связанным лицам банка.
4) по сроку предоставления кредита - проверяется, не является ли кредит неоднократно переоформленным, так как в этом случае вероятность его возврата снижается.
В соответствии с требованиями Положения ЦБ «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» № 242-П от 16.12.2003 г. в банке должен быть утвержден Порядок осуществления кредитования связанных лиц, в котором устанавливаются в относительном и (или) абсолютном (стоимостном) выражении лимиты сделок, несущих кредитный риск, со связанными с банком лицами (совокупные и индивидуальные). Также фиксируется необходимость рассмотрения советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров (участников) банка предполагаемых к осуществлению сделок, несущих кредитный риск, в совершении которых имеется заинтересованность связанных с банком лиц, независимо от объема таких сделок. В данном внутреннем документе банк должен учесть и прочие рекомендации, изложенные в письме ЦБ РФ «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении» от 17.01.05 г. № 2-Т.
Завершающим этапом проверки кредитного портфеля банка является аудит правильность формирования доходов, полученных за предоставленные заемщикам ссуды. В случае обнаруженных нарушений со стороны банка требований действующего кредитного законодательства, аудиторской компанией предъявляются требования по корректировке доходов банка и созданию/досозданию необходимых резервов на возможные потери по ссудам.
Анализ доходности кредитного портфеля проводится по следующим направлениям:
1) определяется удельный вес доходов, полученных от предоставленных кредитов в общей сумме: доходов, кредитных вложений, активов банка;
2) определяется удельный вес каждого вида доходов по кредитным операциям в общей сумме доходов по предоставлению денежных средств;
3) анализируются средние процентные ставки по каждому виду кредитов, данные сравниваются со средней процентной ставкой по предоставленным кредитам (ф. № 128).
В банке, имеющем филиальную сеть, показатели доходности кредитного портфеля анализируются как по головному офису, так и по филиалам, находящимся в равных экономических условиях.
Проверка кредитной политики банка и качества управления кредитными рисками проводится на завершающем этапе проверки кредитного портфеля, с целью оценки качества кредитного менеджмента, анализа фактически сложившихся тенденций в кредитных вложениях банка.
Выводы по качеству кредитного портфеля формулируются на основе всестороннего анализа кредитных дел и информации, полученной в ходе проверки. Они должны содержать обобщенный анализ состояния ссудной задолженности, характерные нарушения и недостатки, допущенные в кредитной работе.
3.2. Управление кредитными рисками
Согласно методикам Базель I и II, установленным Базельским комитетом по банковскому надзору общая сумма взвешенных по риску активов определяется путем умножения требований к капиталу для покрытия рыночных и операционных рисков на 12,5 (т. е. число, обратное минимальному отношению капитала к активам в 8%) и прибавления полученных результатов к сумме взвешенных по риску активов для кредитного риска.
Для банков, использующих подход IRB для кредитного риска или усовершенствованные (продвинутые) подходы оценки операционного риска (AMA), введен нижний порог капитала. Банки должны исчислять разницу между (i) нижним порогом и (ii). Если значение нижнего порога больше, банки обязаны добавить разницу, помноженную на 12,5, к взвешенным по риску активам.
Нижний порог капитала основан на применении Соглашения 1988 г. Он рассчитывается путем применения коэффициента корректировки к следующей сумме: (i) 8% взвешенных по риску активов, (ii) плюс вычеты из капитала первого и второго уровня, (iii) минус сумма общих резервов, которая может быть включена в капитал второго уровня.
Согласно данной методике есть два варианта для требований к банкам. Национальные органы надзора должны применять один из них ко всем банкам в своей юрисдикции. Требования к банкам, не имеющим рейтингов, не могут получить весовой коэффициент риска ниже, чем коэффициент, применяемый к требованиям к государству, где зарегистрирован данный банк.
В первом варианте все банки, зарегистрированные в данной стране, получают весовой коэффициент риска на одну категорию хуже присвоенных требованиям к данному государству. Однако требованиям к банкам стран, имеющих суверенный рейтинг между ВВ+ и В-, и к банкам стран, не имеющих рейтинга, будет присваиваться весовой коэффициент риска 100%.
Во втором варианте присвоение весовых коэффициентов риска основывается на внешних кредитных рейтингах самого банка, причем требованиям к банкам без рейтинга присваивается весовой коэффициент риска 50%. В данном варианте льготный весовой коэффициент риска на одну категорию лучше может быть присвоен требованиям, имеющим изначальный срок погашения 21 не более трех месяцев, при условии нижнего порога в 20%. Данный режим применим к банкам с рейтингом и без рейтинга, но не к банкам, имеющим весовой коэффициент риска 150%.
В соответствии с Положением Центрального Банка Российской Федерации от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ним задолженности» оценка кредитного риска, классификация и оценка ссуды, определение размера расчетного резерва и резерва производятся не реже одного раза в месяц на отчетную дату. [20]
Оценка ссуды и определение размера расчетного резерва и резерва осуществляется кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения, за исключением случаев, когда оценка ссуды и (или) определение размера резерва производится на основании оценки Банка России в соответствии со статьей 72 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации.
Внутренние документы кредитной организации по вопросам классификации ссуд и формирования резерва, принимаемые уполномоченным органом (уполномоченными органами) кредитной организации, должны соответствовать требованиям Положения Центрального Банка Российской Федерации от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ним задолженности» и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации.
Кредитная организация отражает во внутренних документах:
· систему оценки кредитного риска по ссудам, позволяющую классифицировать ссуды по категориям качества, предусмотренным Положением Центрального Банка Российской Федерации от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ним задолженности», в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества ссуд и формирования резерва, чем это предусмотрено настоящим Положением;
· порядок оценки ссуд, в том числе критерии оценки ссуд, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд;
· процедуры принятия и исполнения решений по формированию резерва;
· процедуры принятия и исполнения решений по списанию с баланса кредитной организации нереальных для взыскания ссуд, то есть ссуд, в отношении которых кредитной организацией предприняты все необходимые и достаточные юридические и фактические действия по их взысканию, а также по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде (реализация залога, обращение требования к гаранту (поручителю), и проведение дальнейших действий по взысканию ссуды либо по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, юридически невозможно и (или) когда предполагаемые издержки кредитной организации будут выше получаемого результата, включая указания на документы и (или) акты уполномоченных государственных органов, необходимые и достаточные для принятия решения о списании ссуды с баланса кредитной организации;
· описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки;
· порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;
· порядок и периодичность определения справедливой стоимости залога, то есть такой его цены, по которой залогодатель в случае, если бы он являлся продавцом имущества, предоставленного в залог, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы его продать, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости указанного имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы его приобрести в разумно короткий срок, не превышающий 180 календарных дней (далее - справедливая стоимость залога);
· порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;
· порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;
· порядок и периодичность формирования (регулирования) резерва;
· иные существенные положения.
Кредитная организация раскрывает информацию о кредитной политике (правилах, процедурах, методиках), которая применяется при классификации ссуд и формировании резерва по соответствующим типам и видам ссуд, включая отраслевые, территориальные и иные аспекты, а также по портфелям однородных ссуд, в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.
Рассмотрим систему управления кредитными рисками в ОАО «Сбербанк России». Действующая в Сбербанке России полнофункциональная система мониторинга и управления рисками, основанная на требованиях Банка России, рекомендациях аудиторских компаний и Базельского комитета по банковскому надзору, а также на опыте ведущих зарубежных и российских финансовых институтов, обеспечивает стабильную работу Банка в условиях существенных изменений на финансовых рынках.
В рамках принятой политики управления рисками Банк стремится к поддержанию достаточного уровня ликвидности, сбалансированности структуры активов и пассивов по срокам и видам валют, обеспечению необходимого уровня диверсификации по регионам, отраслям, клиентам и размерам инвестиций.
Оценка уровня основных видов рисков производится с использованием таких инструментов, как Value-at-Risk (VaR), стресс-тестирование и сценарный анализ, включая возможные изменения индикаторов финансового рынка, структуры активов и пассивов Банка.
Действующая в Сбербанке России система управления рисками позволяет с запасом выполнять основные нормативы Центрального Банка России.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) (Н1) = 11,1 % (min 10 %)
Норматив мгновенной ликвидности (Н2) = 62,5 % (min 15 %)
Норматив текущей ликвидности (Н3) = 62,2 % (min 50 %)
Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) = 90,5 % (max 120 %)
Норматив общей ликвидности (Н5) = 23,0 % (min 20 %)
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) = 23,7 % (max 25 %)
Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7) = 198,8 % (max 800 %)[21]
Согласно «Политике Сбербанка России по управлению рисками» Банк определяет для себя следующие существенные риски:
1. Кредитный — риск, возникающий вследствие несвоевременного и/или неполного исполнения или неисполнения контрагентом своих обязательств перед Банком.
2. Рыночный — риск, возникающий вследствие неблагоприятного изменения индикаторов финансового рынка (курсов валют, котировок ценных бумаг, процентных ставок, цен на товарных рынках).
3. Операционный — риск, возникающий в результате недостатков в организации деятельности Банка, используемых технологиях, функционировании информационных систем, вследствие неадекватных действий или ошибок сотрудников, а также в результате внешних событий.
4. Риск ликвидности — риск, возникающий вследствие недостаточности ликвидных активов для покрытия обязательств Банка или вследствие избыточного объема средств в высоколиквидных активах.
В условиях ускорения темпов роста кредитного портфеля, его нарастающей доли в активах и высокой чувствительности финансового результата к качеству ссудного портфеля, Банк уделяет особое внимание контролю и управлению кредитным риском. Работа в этом направлении осуществляется в соответствии с «Политикой Сбербанка России по управлению кредитными рисками». Указанный документ определяет порядок идентификации, анализа и оценки кредитных рисков, мероприятия по их ограничению, снижению и предупреждению, процесс мониторинга принятых рисков, контроль соблюдения установленных процедур и решений, составление и анализ отчетности о принятых рисках. Деятельность Банка направлена на расширение круга контрагентов и предоставляемых кредитных продуктов, на повышение конкурентных преимуществ Банка за счет реализации системного подхода к управлению кредитными рисками, оптимизации отраслевой, региональной и продуктовой структуры кредитных портфелей Банка.
Об эффективности действующей в Банке системы управления кредитными рисками свидетельствует сохранение высокого качества ссудного портфеля. За 2004 год доля просроченной ссудной задолженности в объеме кредитного портфеля снизилась с 1,64 до 1,41%. Еще более низкий уровень просроченной ссудной задолженности наблюдался в ссудном портфеле частных клиентов: за 2004 год удельный вес просроченной задолженности снизился с 0,24 до 0,18% (рис. 1 и рис. 2).
Рисунок 1. Динамика остатка ссудной задолженности в Сбербанке России
Рисунок 2. Уровень кредитного риска в Сбербанке России
При оценке кредитного риска контрагента учитываются факторы, отражающие его организационную структуру, кредитную историю и деловую репутацию, финансовое состояние, эффективность системы управления, позиции на рынке, перспективы развития, производственное оснащение, использование современных технологий, региональные, социально-экономические и другие факторы. Одним из основных инструментов ограничения кредитного риска является установление лимитов на основные группы контрагентов и отдельные операции Банка.
Проведем анализ кредитов банков по различным категориям для выявления соблюдения банком точности расчетов. Оценка качества кредитов физическим и юридическим лицам представлена в табл. 1.
Таблица 1
Объем и динамика кредитов физическим и юридическим лицам
Виды межбанковских кредитов |
2004 |
2003 |
Изменение, % |
||
Сумма, тыс. руб. |
% |
Сумма, тыс. руб. |
% |
||
Текущие кредиты |
1 357 637 562 |
98,6 |
844 855 369 |
98,23 |
-0,37 |
Просроченные кредиты |
19 727 722 |
1,4 |
14 068 226 |
1,77 |
+0,37 |
Итого кредитов и авансов клиентам (общая сумма) |
1 377 365 284 |
100 |
858 923 595 |
100 |
- |
За вычетом резерва по обесценение кредитного портфеля |
(79 359 047) |
(5,76) |
(66 559 980) |
(7,75) |
1,99 |
Итого кредитов и авансов клиентам |
1 298 006 237 |
94,24 |
792 363 615 |
92,25 |
-1,99 |
Просроченные кредиты и авансы клиентам представляют собой просроченные платежи основного долга. Ниже представлен анализ изменений резерва под обесценение кредитного портфеля (табл. 2):
Таблица 2
Объем и динамика резерва под обесценение кредитного портфеля
Виды межбанковских кредитов |
2004 |
2003 |
Изменение, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. |
||
Резерв под обесценение кредитного портфеля на 1 января |
(66 559 980) |
(51 868 900) |
-14691080 |
Отчисления в резерв под обесценение кредитного портфеля |
(15 790 772) |
(16 510 130) |
719358 |
Кредиты и авансы клиентам, списанные как безнадежные |
2 991 705 |
1 819 050 |
-472655 |
Резерв под обесценение кредитного портфеля на 31 декабря |
(79 359 047) |
(66 559 980) |
-12799067 |
Ниже представлена структура кредитного портфеля Сбербанка по отраслям экономики заемщиков (табл. 3 ).
Таблица 3
Структура кредитного портфеля Сбербанка по отраслям экономики заемщиков
Показатели |
2004 |
2003 |
Изменение, % |
||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физические лица |
300 616 615 |
21,83 |
145 604 017 |
16,95 |
5,24 |
Торговля |
267 191 542 |
19,40 |
156 013 372 |
18,16 |
1,24 |
Машиностроение |
125 228 820 |
9,09 |
89 740 231 |
10,45 |
-1,36 |
Пищевая промышленность и сельское хозяйство |
120 643 190 |
8,76 |
82 241 174 |
9,57 |
-0,81 |
Нефтегазовая и химическая отрасли |
109 251 667 |
7,93 |
82 030 021 |
9,56 |
-1,63 |
Услуги |
107 192 945 |
7,78 |
53 159 527 |
6,19 |
1,59 |
Металлургия |
81 950 392 |
5,95 |
83 299 731 |
6,70 |
-0,75 |
Телекоммуникации |
59 063 106 |
4,29 |
38 925 824 |
4,53 |
-0,24 |
Строительство |
51 140 827 |
3,71 |
39 323 699 |
4,58 |
-0,87 |
Энергетика |
49 207 377 |
3,57 |
21 412 462 |
2,49 |
1,08 |
Транспорт, авиационная и космическая промышленность |
44 278 031 |
3,21 |
30 988 219 |
3,61 |
-0,4 |
Деревообрабатывающая промышленность |
23 360 609 |
1,70 |
16 157 812 |
1,88 |
-0,18 |
Государственные и муниципальные учреждения |
7 884 805 |
0,58 |
15 304 955 |
1,78 |
-1,20 |
Прочее |
30 355 358 |
2,20 |
4 722 551 |
0,55 |
1,65 |
Итого кредитов и авансов клиентам (общая сумма) |
1 377 365 284 |
100,00 |
858 923 595 |
100,00 |
- |
Как видно из табл. 3, в 2004 году по сравнению с 2003 годом было выдано больше кредитов физическим лицам на 5,24 %, торговым организациям на 1,24 %, предприятиям сферы услуг – на 1,59 %, предприятиям энергетической отрасли – на 1,08 %. В то же время наблюдалось снижение количества выданных кредитов предприятиям машиностроительной отрасли, пищевой промышленности, нефтегазовой отрасли, металлургической отрасли, строительной отрасли.
Ниже представлена структура кредитного портфеля Банка по организационно-правовым формам заемщиков (табл. 4):
Таблица 4
Структура кредитного портфеля Банка по организационно-правовым формам заемщиков
Виды кредитов по организационно-правовым формам заемщиков |
2004 |
2003 |
Изменение, % |
||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества |
987 548 511 |
71,69 |
646 570 568 |
75,27 |
-3,58 |
Физические лица |
300 616 615 |
21,8 |
145 604 017 |
16,95 |
4,85 |
Государственные предприятия |
63 961 273 |
4,64 |
39 080 724 |
4,55 |
0,09 |
Органы субъектов РФ |
7 686 476 |
0,56 |
15 340 316 |
1,78 |
-1,22 |
Продолжение табл. 4
Муниципальные предприятия |
3 269 439 |
0,24 |
2 648 901 |
0,31 |
-0,07 |
Прочие |
14 282 970 |
1,04 |
9 679 069 |
1,12 |
-0,08 |
Итого кредитов и авансов клиентам (общая сумма) |
1 377 365 284 |
100 |
858 923 595 |
100 |
- |
Кредиты, выданные десяти крупнейшим заемщикам Банка, составляют общую сумму 297 153 550 тыс. рублей или 21,57% от всего кредитного портфеля (2003: 175 567 927 тыс. рублей или 20,44%). По состоянию на 31 декабря 2004 года крупнейший заемщик с величиной ссудной задолженности 74 066 468 тыс. рублей или 5,38%, представляет собой группу компаний, оперирующих под общим контролем (2003: 54 724 886 тыс. рублей или 6,37%). Рассмотрим динамику межбанковского кредитования Сбербанка России (табл. 5).
Таблица 5
Динамика межбанковского кредитования Сбербанка России
2004 |
2003 |
Изменение, % |
|||
Виды межбанковских кредитов |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, 5 |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, 5 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Текущие межбанковские кредиты |
8 032 179 |
75,94 |
47 520 681 |
60,44 |
15,5 |
Сделки обратного репо с Банком России |
2 544 518 |
24,06 |
31 108 876 |
39,56 |
15,5 |
Просроченные межбанковские кредиты |
1 900 |
0,018 |
76 900 |
0,097 |
-0,079 |
За вычетом резерва под обесценение кредитного портфеля |
(1 900) |
(0,018) |
(76 900) |
(0,098) |
-0,08 |
Итого кредитов банкам |
10 576 697 |
100 |
78 629 557 |
100 |
- |
Ниже представлен анализ резерва под обесценение кредитного портфеля (табл. 6).
Таблица 6
Анализ резерва под обесценение кредитного портфеля
Резерв под обесценение кредитного портфеля |
2004 |
2003 |
Изменение, % |
||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Резерв под обесценение кредитного портфеля на 1 января |
(76 900) |
100 |
(81 537) |
100 |
- |
Восстановление резерва под обесценение кредитного портфеля |
- |
- |
270 |
0,33 |
-0,33 |
Кредиты банкам, списанные как безнадежные |
75 000 |
97,5 |
4 367 |
0,057 |
97,44 |
Резерв под обесценение кредитного портфеля на 31 декабря |
(1 900) |
2,5 |
(76 900) |
94,3 |
-91,8 |
Таким образом, судя по полученным в ходе анализа данных можно судить о прозрачности и достоверности кредитных операций Сбербанка России. Таким образом, мы считаем, что проводимые банком ссудные операции соответствуют кредитной стратегии, политике и процедурам, а также законодательству РФ, прочим регулятивным требованиям.
Мы удостоверились, что оценка качества отдельных ссуд и ссудного портфеля в целом является точной. Мы оценили адекватность внутреннего контроля характеру и объему проводимых банком ссудных операций.
3.3. Оценка эффективности управления кредитными рисками
3.3.1. Оценка качества документооборота по кредитным операциям и кредитной политике банка
Кредитная политика Сбербанка России универсальная для всех территориальных отделений.
Документально положения кредитной политики Сбербанка России оформлены в
· меморандуме о кредитной политике Сбербанка, регламенте о порядке предоставления денежных средств клиентам банка;
· регламенте по предоставлению МБК и размещению депозитов в других банках; отдельных положениях о кредитовании юридических лип в порядке разовых ссуд, «овердрафта», открытых кредитных линий и т.д.;
· положении о кредитовании физических лиц на потребительские цели, на предпринимательскую деятельность и т.д.;
· положении о залоге, применяемом в банке, и о порядке его оформления; положении о выдаче гарантий в пользу третьих лиц;
· положении о порядке учёта векселей и вексельном кредитовании заёмщиков;
· положении о порядке оценки финансового состояния (платеже- и кредитоспособности) заёмщиков, в том числе банков;
· процентной политике;
· положении о порядке начисления и уплаты процентов за пользование ссудами и отражения их по счетам бухгалтерского учета;
· положении о порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;
· порядке оформления документов, необходимых для списания безнадёжной и не реальной для взыскания ссудной задолженности с баланса банка за счёт резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;
· положении о порядке кредитования связанных с банком заемщиков и положении о кредитном отделе и кредитном комитете банка.
Все вышеперечисленные документы составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рассмотрим основной документ, определяющий кредитную политику Сбербанка – меморандум о кредитной политике.
Меморандум о кредитной политике Сбербанка охватывает такие конкретные вопросы, как структура кредитного портфеля, верхний лимит кредитов одному заемщику, процентные ставки, информацию о кредитоспособности заемщика, порядок списания непогашенных кредитов, кредиты ответственным работникам банка, ревизию кредитного портфеля и ряд других вопросов, которые могут существенно повлиять на тактику и стратегию кредитной деятельности банка.
Кредитная политика Сбербанка определяется общими установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки.
3.3.2. Оценка качества кредитных активов
Для оценки качества кредитных активов за основу взяты следующие документы: Указание ЦБ РФ «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» от 16 января 2004 года № 1379-У (в ред. От 10.03.2006), а также методика Camel.
Согласно Указанию ЦБ РФ «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» от 16 января 2004 года № 1379-У (в ред. От 10.03.2006) группа показателей оценки активов включает показатели качества задолженности по ссудам и иным активам, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, степени концентрации рисков по активам.
Показатели качества задолженности по ссудам и иным активам состоят из показателя качества ссуд, показателя качества активов и показателя доли просроченных ссуд.
Показатель качества ссуд (ПА1) представляет собой удельный вес безнадежных ссуд в общем объеме ссуд и рассчитывается по следующей формуле:
ПА1 = где
СЗ - ссуды, ссудная и приравненная к ней задолженность, определенные в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам;
СЗбн - безнадежные ссуды, определенные в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок формирования кредитными организациями РВПС.
2003 год:
ПА1 = 2, 99/863 *100 = 0,34 %
2004 год:
ПА1 = 1, 82/1404 *100 = 0,13 %
Показатель качества активов (ПА2) определяется как процентное отношение непокрытых резервами активов, резервы под которые составляют не менее 20 процентов, к собственным средствам (капиталу) и рассчитывается по следующей формуле:
ПА2 = где
А - активы (включая положительные разницы между номинальными стоимостями срочных сделок на покупку и их рыночными стоимостями и(или) между стоимостями срочных сделок на продажу и их номинальными стоимостями), под которые в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам и иным активам, банки обязаны формировать резервы в размере не менее 20 процентов;
РП - резервы, фактически сформированные под А в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.
2003 год:
ПА2 = 15 790 772/79 359 047 = 0,198
2004 год:
ПА2 =16 510 130/ 66 559 980 = 0,248
Показатель доли просроченных ссуд (ПА3) представляет собой удельный вес просроченных ссуд в общем объеме ссуд и рассчитывается по следующей формуле:
ПА3 = где
СЗпр - просроченные свыше 30 календарных дней ссуды, определенные в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок формирования кредитными организациями РВПС.
2004 год:
ПА3 = 13,81/863 *100 = 1,6 %
2003 год:
ПА3 = 1,4/1404 *100 = 1,4 %
Показатель размера резервов на потери по ссудам и иным активам (ПА4) определяется как процентное отношение фактически сформированного РВПС (за исключением резерва, включаемого в расчет собственных средств (капитала)) к общему объему ссуд и рассчитывается по следующей формуле:
ПА4 = где
РВПСф - фактически сформированный РВПС в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок формирования кредитными организациями РВПС;
РВПСк - фактически сформированный РВПС, включенный в соответствии с Положением Банка России N 215-П в расчет собственных средств (капитала).
2003 год:
ПА4 =(79 359 047 – 0,2*15 790 772) /863 000 000 000= 0,0089
2004 год:
ПА4 =( 66 559 980 – 0,2*16 510 130) /1404 000 000 000 = 0,0045
Показатели степени концентрации рисков по активам состоят из показателя концентрации крупных кредитных рисков, показателя концентрации кредитных рисков на акционеров (участников) и показателя концентрации кредитных рисков на инсайдеров.
Показатель концентрации крупных кредитных рисков (ПА5) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н7 "Максимальный размер крупных кредитных рисков" в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим порядок расчета обязательных нормативов банков.
Н7 = 198,8 %
Показатель концентрации кредитных рисков на акционеров (участников) (ПА6) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н9. "Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам)" в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим порядок расчета обязательных нормативов банков.
2003 год:
Н 9 = 0
2004 год:
Н 9 = 1,9
Показатель концентрации кредитных рисков на инсайдеров (ПА7) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н10. "Совокупная величина риска по инсайдерам банка" в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим порядок расчета обязательных нормативов банков.
2003 год:
Н10 = 3,7 %
2004 год:
Н10 = 5,2 %
Обобщающий результат по группе показателей оценки активов (РГА) представляет собой среднее взвешенное значение показателей и рассчитывается по следующей формуле:
РГА = где
балл - оценка от 1 до 4 соответствующего показателя;
вес - весовая оценка по шкале относительной значимости от 1 до 3 соответствующего показателя.
Балльная и весовая оценки показателей группы показателей оценки активов приведены в Приложении.
2003 год:
РГА = (1+1+1+1+1+0+4)/18 = 0,5
2004 год:
РГА = (1+1+1+1+1+0+4)/18 = 0,5
Финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки активов признается удовлетворительной в случае, если значение РГА меньше либо равно 2,3 балла. Таким образом, можно ОАО «Сбербанк» можно финансово устойчивым по группе показателей оценки активов.
Методика Camel представляет собой метод экспертных оценок
"С" - capital adequacy, это показатель достаточности капитала, определяющий размер собственного капитала банка, необходимый для гарантии вкладчиков, и соответствие реального размера капитала необходимому.
"А" - asset quality, показатель качества активов, определяющий степень "возвратности" активов и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных займов.
"М" - management, показатель качества управления (менеджмента), при помощи которого оценивается система банковского менеджмента на основе эффективности работы, устоявшейся политики, глубины и соблюдения законов и инструкций.
"Е" - earnings, показатель доходности или прибыльности, с позиций ее достаточности для будущего роста банка.
"L" - liguidiity, показатель ликвидности, определяющий достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнять обычные и совершенно неожиданные обязательства.
Некоторые из показателей CAMEL могут быть определены заочно, на основе документов, поступающих в центральный банк, другие же требуют надзорной проверки на месте для выяснения полной картины; таким образом, оценка состояния банка при помощи данной системы может быть текущим процессом, хотя лучше всего ее проводить в конце надзорной проверки.
Банковские супервизоры рассматривают капитал как главный источник защиты вкладчиков . Банк с хорошим капиталом может пережить серьезные убытки , не допустив , чтобы вкладчики потеряли свои деньги .
Важный компонент рейтинговой системы CAMEL - это менеджмент . Однако , его оценивают в последнюю очередь , по итогам всего остального .
- Безусловно, менеджмент оценивается субъективно и поэтому относительные показатели не могут быть использованы, как это делается с другими компонентами системы CAMEL.
- Оценка менеджмента начинается с оценки и "совершенства" банка.
- Банки с хорошим менеджментом должны иметь достаточный капитал, хорошее качество активов, достаточную прибыль и удовлетворительную ликвидность.
- Поэтому, супервизоры, использующие систему CAMEL, не оценивают менеджмент до тех пор, пока не получат данные по остальным показателям.
Одинаково важно оценивать менеджмент на основе стратегии службы рационализации управления и управляющих органов, взятых вместе.
- Стратегия создает специфические рамки для ключевых характеристик банковской деятельности, таких как предоставление займов, инвалюта и ликвидность, определяющих действия менеджеров.
- Служба рационализации управления и управляющие органы позволяют обеспечить реализацию проводимой политики и придерживаться нужной стратегии.
- Менеджмент также должен оцениваться в зависимости от выполнения банком законов и регулятивных правил, включая своевременное и аккуратное предоставление отчетов в ЦБ.
- В заключение супервизоры анализируют низшие слои управления на предмет выявления потенциальных высших менеджеров банка. Четвертая часть системы CAMEL - это оценка доходности Последний показатель системы CAMEL - это оценка ликвидности Важно запомнить, что банк, хорошо следящих за своей ликвидностью, должен быть способен выполнить свои обязательства без потерь. После оценки всех компонентов возможно оценить общий рейтинг банка называемый сводным рейтингом ( COMPOSITE RATING )
Каждый показатель получает номер от "1" (хороший) до "5" (неудовлетворительно).
Пять показателей складываются и делятся на 5 для получения сводной оценки.
- Сводная оценка дает банковскому супервизору ясное представление о том, является ли банк в целом "хорошим", "удовлетворительным", "достаточным", "критическим" или "неудовлетворительным".
- Самым важным является то, что сводная оценка является важным показателем степени необходимого вмешательства, которое должно быть предпринято по отношению к банку со стороны контролирующих органов.
- Рейтинговая система CAMEL представляет собой стандартизированный метод оценки банков, но ее эффективность зависит от умения и объективности супервизоров, осуществляющих проверку и оценку банков на регулярной основе.
Рейтинговая система CAMEL
1 = Strong (Сильный)
2 = Satiafactory (Удовлетворительный)
3 = Fair (Посредственный)
4 = Marginal (Критический)
5 = Unsatisfactory (Неудовлетворительный)
Сводный рейтинг = 1 (1- 1,4)
- Полностью здоров во всех отношениях
- Полученные данные не имеют существенного значения; Можно не менять систему управления;
- Устойчив по отношению к внешним экономическим и финансовым потрясениям
- Нет необходимости во вмешательстве органов надзора
Сводный рейтинг = 2 (1.5- 2.4)
- Практически полностью здоров
- Полученные критические данные не имеют существенного значения; Можно не изменять стиль управления
- Стабилен и может успешно преодолевать колебания в деловом мире
- Вмешательство органов банковского надзора ограничено и осуществляется лишь в том объеме, который необходим для исправления выявленных недостатков.
Сводный рейтинг = 3 (2,5 - 3,4)
- Наличие финансовых, операционных или технических, слабостей, варьирующих от допустимых уровней до неудовлетворительных
- Уязвим при неблагоприятных изменениях экономической ситуации
- Может легко разориться, если принимаемые меры по преодолению слабостей оказываются неэффективными
- Дополнительное вмешательство органов банковского надзора с целью устранения недостатков
Сводный рейтинг = 4 (3,5 - 4,4)
- Серьезные финансовые проблемы
- Сохранение нездоровой ситуации при отсутствии должного внимания финансовым проблемам
- Без проведения корректирующих мер сложившаяся ситуация может привести к подрыву жизнеспособности в будущем.
- Большая вероятность разорения
- Необходимы тщательный надзор и контроль, а также конкретный план преодоления выявленных недостатков.
Сводный рейтинг 5 (4,5 - 5)
- Огромная вероятность разорения в ближайшее время
- Выявленные недостатки настолько опасны, что требуется срочная поддержка со стороны акционеров или из других финансовых источников
-Без проведения корректирующих мероприятий вероятнее всего будет ликвидирован, объединен с другими или приобретен.
Для анализа были приглашены 8 экспертов. Экспертные оценки представлены в табл. 7.
Таблица 7
Эксперты |
Оценки |
1 |
2 |
1 |
1,2 |
2 |
1,0 |
3 |
1,3 |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
4 |
1,4 |
5 |
1,5 |
6 |
1,3 |
7 |
1,4 |
8 |
1,5 |
Сумма |
10,6 |
Среднее |
1,325 |
Таким образом, в результате анализа был присвоен рейтинг ОАО «Сбербанк» - Strong (Сильный). То есть ОАО «Сбербанк» является полностью здоровым во всех отношениях. Полученные данные не имеют существенного значения; можно не менять систему управления. ОАО «Сбербанк» устойчив по отношению к внешним экономическим и финансовым потрясениям. Нет необходимости во вмешательстве органов надзора.
3.3.3. Оценка качества управления кредитными рисками
Оценивая качество управления кредитными рисками в ОАО «Сбербанк» можно сделать следующие выводы.
Действующая в Сбербанке России полнофункциональная система мониторинга и управления рисками, основанная на требованиях Банка России, рекомендациях аудиторских компаний и Базельского комитета по банковскому надзору, а также на опыте ведущих зарубежных и российских финансовых институтов, обеспечивает стабильную работу Банка в условиях существенных изменений на финансовых рынках.
В рамках принятой политики управления рисками Банк стремится к поддержанию достаточного уровня ликвидности, сбалансированности структуры активов и пассивов по срокам и видам валют, обеспечению необходимого уровня диверсификации по регионам, отраслям, клиентам и размерам инвестиций.
Действующая в Сбербанке России система управления рисками позволяет с запасом выполнять основные нормативы Центрального Банка России.
В основном (95%) выданные Сбербанком кредиты относятся к первой группе риска, то есть являются ссудами без признаков проблемности. Политика ЦБ и собственная лимитная политика ОАО «Сбербанк» по отношению к контрагентам регулируют процесс управления рисками. Сбербанк устанавливает два вида лимитов: балансовый, привязанный к уровню нашего капитала, и индивидуальный на каждого контрагента, зависящий от его финансового состояния. Центральный аппарат Сбербанка России устанавливает лимиты рисков для территориальных банков, а те в свою очередь — для своих низовых звеньев. Сегодня лимиты, установленные для территориальных банков, полностью удовлетворяют потребности клиентов в регионах (на 1 января 2004 года — 56% всей ссудной задолженности по кредитам, предоставленным Сбербанком, приходилось на его региональную сеть).
Помимо структурирования кредитных сделок, Сбербанк обеспечивает их ликвидными залогами. Кроме того, в ходе экспертизы кредитных заявок совместно с Управлением рисков осуществляется комплексный анализ всех рисков (включая отраслевые, акционерные, производственные, управленческие и др.).
Список литературы
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 г. № 395-1 (с последующими изменениями и дополнениями)
2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с дополнениями, внесенными Правительством РФ в Гос.Думу 05.03.05)
3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 г. № 122-ФЗ.
5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ № 532 от 07.10.04)
6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности второй очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 405 от 04.07.03
7. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности третьей очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 532 от 07.10.04
8. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности четвертой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 228 от 16.04.05
9. Общероссийские стандарты, принятые КАД при Президенте РФ
10. Указание ЦБ РФ «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» от 16 января 2004 года № 1379-У (в ред. От 10.03.2006)
11. Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 15.12.02 г. № 205-П (с последующими изменениями и дополнениями).
12. Положение ЦБ РФ «Об организации, внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16.12.03 г. № 242-П.
13. Положение ЦБ РФ «О порядке представления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.98 г. (ред. от 27.07.01 г.) № 54-П (с последующими изменениями и дополнениями).
14. Положение ЦБ РФ «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98 г. (ред. от 24.12.98 г.) № 39-П (с последующими изменениями и дополнениями).
15. Положение ЦБ РФ «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26.03.2004 г. № 254-П.
16. Рекомендации ЦБ РФ «Методические рекомендации к Положению Банка России «О порядке представления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.98 г. № 54-П (от 05.10.98 г. № 273-Т).
17. Рекомендации ЦБ РФ «Методические рекомендации ЦБ РФ к Положению Банка России «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98 г. № 39-П (от 14.10.98 г. № 285-Т).
18. Письмо ЦБ РФ «О применении положений Банка России от 26.06.98 г. № 39-П, от 31.08.98 г. № 54-П, а также методических рекомендаций Банка России от 14.10.98 г. № 285-Т» от 24.03.99 г. № 104-Т.
19. Письмо ЦБ РФ «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении» от 17.01.05 г. № 2-Т.
20. Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.04 г. № 110-И (с последующими изменениями и дополнениями).
21. Письмо ЦБ РФ «О методических рекомендациях по проверке кредитного портфеля кредитной организации» от 16.12.98 г. № 363-Т.
22. Положение ЦБ РФ «О порядке проведения Банком России депозитных операций с кредитными организациями в валюте РФ» от 05.11 02 г. № 203-П (с последующими изменениями и дополнениями).
23. Положение Центрального Банка Российской Федерации от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ним задолженности
24. Годовой отчет за 2004 г ОАО «Сбербанк» России
25. Соложенцев Е.Д., Степанова Н.В., Карасев В.В. Прозрачность методик оценки кредитных рисков и рейтингов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. -197 с
26. Климович В.П. Основы банковского аудита. – М.: ФОРУМ, 2005. – 192 с.
Приложение
Балльная и весовая оценки показателей группы показателей оценки активов
N |
Наименование показателя |
Условное |
Значения (%) |
Вес |
|||
п/п |
|
обозна- чение |
Балл 1 |
Балл 2 |
Балл 3 |
Балл 4 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Показатели качества задолженности по ссудам и иным активам |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Показатель качества ссуд |
ПА1 |
4 |
> 4 и 12 |
> 12 и 20 |
> 20 |
3 |
1.2 |
Показатель качества активов |
ПА2 |
4 |
> 4 и 8 |
> 8 и 15 |
> 15 |
2 |
1.3 |
Показатель доли просроченных ссуд |
ПА3 |
4 |
> 4 и 8 |
> 8 и 18 |
> 18 |
2 |
2 |
Показатель размера резервов на потери по ссудам и иным активам |
ПА4 |
7 |
> 7 и 15 |
> 15 и 20 |
> 20 |
3 |
3 |
Показатели степени концентрации рисков по активам |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Показатель концентрации крупных кредитных рисков |
ПА5 |
200 |
> 200 и 500 |
> 500 и 750 |
> 750 |
3 |
3.2 |
Показатель концентрации кредитных рисков на акционеров (участников) |
ПА6 |
20 |
> 20 и 35 |
> 35 и 45 |
> 45 |
3 |
3.3 |
Показатель концентрации кредитных рисков на инсайдеров |
ПА7 |
0.9 |
> 0.9 и 1.8 |
> 1.8 и 2.7 |
> 2.7 |
2 |
[1] Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ № 532 от 07.10.04)
[2] Там же
[3] Там же
[4] Там же
[5] Там же
[6] Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности второй очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 405 от 04.07.03
[7] Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности третьей очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 532 от 07.10.04
[8] Там же
[9] Там же
[10] Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности четвертой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 228 от 16.04.05
[11] Там же
[12] Общероссийские стандарты, принятые КАД при Президенте РФ
[13] Там же
[14] Там же
[15] Там же
[16] Там же
[17] Там же
[18] Климович В.П. Основы банковского аудита. – М.: ФОРУМ, 2005. – С. 160.
[19] Климович В.П. Основы банковского аудита. – М.: ФОРУМ, 2005. – С. 162.
[20] Положение Центрального Банка Российской Федерации от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ним задолженности
[21] Годовой отчет за 2004 г ОАО «Сбербанк» России