Содержание

Задание 1. 3

Задача 1. 20

Задача 2. 21

Задание 3. 22

Список литературы.. 25

Задание 1

Задание 1

1. Торгово-технологический процесс в торговле, понятие, виды, содержание и принципы организации

Под процессом продажи (торгово-технологическим процессом) в розничной торговле понимается совокупность последовательных взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. [4]

Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные.

К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудовании, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчётов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.

К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся приёмка товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие организации. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального товарного ассортимента, организацию рекламы и информации. [12, c. 114]

Содержание основных и вспомогательных торгово-технологических процессов магазинов различных типов имеет определённые особенности, вызываемые формой их     товарной специализации, используемыми методами продажи товаров, а также размерами. Эти особенности определяют специфику отдельных технологических операций, осуществляемых в рамках основных и вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине.

2. Склады в оптовой торговле, их роль, функции. Классификация и характеристика отдельных видов складов. Требования к современным складам.

Товарный склад – это организация, обеспечивающая и осуществляющая хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям.

Товарный склад может функционировать как самостоятельное предприятие оптовой торговли и входить в состав его как структурное подразделение.

Товарные склады оптовых баз составляют основной комплекс их сооружений.

Совокупность складов и оборудование, имеющееся на них какой-нибудь организации или системы, представляет собой складское хозяйство складской организации или какой-либо системы в целом.

Функции склада определяются процессами движения товаров и играют большую роль как для хода процесса производства, так и для воспроизводства.

Склады, расположенные на всем пути движения товаров из сферы производства в сферу потребления, оказывают существенное влияние на организацию процесса товародвижения в целом.

Правильное размещение складов значительно сокращает звенность товародвижения, исключает встречные перевозки, позволяет эффективно использовать транспортные средства и способствовать снижению издержек обращения в целом.

Бесперебойность снабжения розничной торговой сети товарами возможна при наличии товарных запасов и хранение которых является важнейшими функциями складов.

Функции складов:

Образование товарных запасов в каналах обращения.

Реализация этой функции создает условия процесса обращения и его непрерывность.

Товарная масса, которая находится в каналах сферы обращения постоянно изменяется по мере ее реализации, т.е. расходуется. Постоянное расходование товарных запасов постоянно компенсируется за счет поступления новых партий товаров из сферы производства.

Таким образом на складах поддерживается постоянный запас и исключаются перерывы и перебои торговли этими товарами.

Преобразование товаров запасов из производственного ассортимента в торговый.

Хранение товаров.

Хранение должно обеспечивать сохранность количества и качества товаров, а для этого должны быть созданы условия, которые соответствовали бы физико-химическим и биологическим свойствам каждого товара.

Проверка качества товаров, поступающих на склад.

Склады обязаны контролировать качество поступаемых товаров и, тем самым, препятствовать поступлению некачественных товаров в розничную сеть, и оказывать воздействие на поставщиков с целью улучшения качества и дизайна.

Организация снабжения розничной торговой сети товарами.

Склады являются основными источниками снабжения розничной торговой сети товарами. А для этой цели они организуют изучение спроса конъюнктуру рынка и на этой основе организуют формирование ассортимента товаров для снабжения торговой сети.

Принятие на себя риска.

Крупные оптовые предприятия, принимая на себя право собственности на товар, несут расходы в связи с его хищением, порчи, повреждением и др.

Таким образом на оптовых предприятиях возникают потери, т.е. оптовое предприятие берут на себя часть риска.

Предоставление поставщикам и покупателям информацию о рынке конкретного товара.

Оказание услуг розничным предприятиям по управлению и консультационным услугам.

Товарные склады можно классифицировать по ряду признаков: [5, c. 110]

- в зависимости от характера выполняемых функций склады оптовых предприятий подразделяют на:

1.1 под сортировочно-распределительные склады, которые предназначены для хранения, накопления текущих запасов. Эти склады, которые получают от поставщиков производственный ассортимент, преобразуют его в торговый и поставляет его в розничную сеть.

1.2 транзитно-перевалочные склады. Они образуются в местах передачи грузов с одного вида транспорта на другой и занимаются кратковременным хранением товаров.

1.3 склады сезонного и долгосрочного хранения. Склады предназначены для накопления и относительного длительного хранения товаров. Это связано с сезонностью или с регионом размещения.

- по товарной специализации.

Склады:

2.1 универсальные (универсальный ассортимент)

2.2 специализированные (определенные группы товаров или смежные группы товаров (одежда, ткань))

2.3 смешанные (хранят товары простого ассортимента продуктовые и непродуктовые товары)

по особенности технического устройства и приспособленности к хранению отдельных групп товаров (по режиму хранения):

3.1 общетоварные склады (предназначены хранения товаров, не требующих особых усилий и режима хранения)

3.2 спец.склады (создаются для товарных групп, которые требуют специального режима и условий хранения).

в зависимости от форм пользования склады бывают:

4.1 индивидуального пользования (собственные и арендованные)

4.2 кооперативного пользования (принадлежит двум и более организациям)

4.3 общего пользования (находятся в ведении транспортных экспедиций и контейнерных управлений, министерства транспорта и связи).

в зависимости от этажности и высоты складских помещений различают: одноэтажные (6м; 12м; 32м), многоэтажные (требуется вертикальная транспортировка),

по степени механизации технологических процессов склады бывают: комплексномеханизированные, автоматизированные (исключается ручной труд), склады с применением средств малой механизации (применение ручных тележек).

с учетом внешних транспортных связей:

Склады:

7.1 прирельсовские

7.2 пристанские

7.3 неприрельсовские

по конструктивным особенностям устройства склады делят на:

8.1 открытые (специально оборудованные площади для товаров, которые не боятся резких колебаний температуры, влажности и т.д.)

8.2 полузакрытые (навесы) – площадка с крышей (боятся влажности)

8.3 закрытые (наиболее распространены):

отапливаемые

неотапливаемые

утепленные

неутепленные

Устройство складов определяется ассортиментом хранимых товаров, их физико-химическими свойствами, объемом и структурой оптового складского товарооборота, а также организацией торгово-технологического процесса на складе.

При устройстве складов исходят из того, чтобы строительство осуществлялось по типовым проектам, индустриальным методом и обеспечение возможности будущего расширения складских площадей.

Объемно планировочные решения складских зданий должны обеспечить возможность их реконструкции, изменения технологий складирования грузов без существенных перестроек зданий.

При строительстве на территории необходимо учитывать архитектурные решения окружающей застройки.

Для сооружения складских зданий применяются преимущественно сборные железобетонные элементы, которые готовят в заводских условиях.

Основные конструктивные элементы зданий:

Фундамент – подземная конструкция. Основное предназначение – восприятие нагрузки от здания и передача ее основанию.

Элементы строительства фундамента: железобетонные блоки.

Фундамент должен изготавливаться из прочных долговечных материалов, выдерживающих нагрузку и быть экономичным.

Стены. Строят их из кирпича и железобетонных блоков.

Должны быть: прочными, огнестойкими, водонепроницаемыми, выдерживать определенную нагрузку, обеспечивать определенный режим хранения, экономичными в эксплуатации, обладать малым весом.

Опорные колонны являются несущими элементами складского здания. Размер 40х40 см. Могут быть кирпичными, железобетонными и металлическими.

Размещение колонн на складе образует сетку с шагом 6х6, 6х9, 9х9, 9х12, 6х12, 12х12, 9х18. Чем меньше шаг колонн, тем хуже помещение организаций.

Колонны являются препятствием при движении механизма и недостаточно эффективно можно расставить оборудование.

Полы бывают покрыты асфальтом или бетоном.

Полы должны быть прочными, хорошо сопротивляться истиранию, механическому воздействию, не разрушаться под воздействием кислот, щелочей, легко  ремонтироваться, поддаваться санитарной обработке.

Склады имеют рампы – платформенные тротуары, примыкающие к складу.

На складе может быть 1 или 2 рампы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, устраивающиеся на высоте пола транспорта, доставляющего груз.

Ширина рампы от 2,5 до 6 м. Для предохранения грузов от воздействия атмосферных осадков над рампами делают козырьки, которые захватывают со стороны ж/д вагоны до середины. Со стороны а/д – до середины кабинки автомашины.

Двери. Их размеры и количество зависит от торгово-технологического процесса, протекающего на складе, от объема перерабатываемого груза, от применяемых средств механизации при перемещении груза.

Кровля складских помещений должны быть из огнестойких материалов, которые надежно защищают помещение от атмосферных осадков.

Должна быть экономия в эксплуатации и удовлетворить требованиям архитектурного строения самого помещения.

К зданиям предъявляют технологические требования:

Здание склада должно обеспечивать соотношение площади и объема склада и соответствовать характеру и объему выполняемых технологических операций на складе.

На размеры площади склада, его емкости, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура товарооборота и товарных запасов.

При проектировании новых и реконструкции действующих складов следует подходить из целесообразности выполнения операций и обеспечения их помещениями, чтобы складские помещения соответствовали объему товарных потоков.

Соответствие параметрам и конфигурации складских зданий требованиям рационально технологически выполняемым операциям.

Наиболее рациональной формой складского здания является прямоугольник, с соотношением сторон 1:1,5; 1:2; 1:2,5; 1:3.

На крупных оптовых складах планировка здания может быть П-образная и между параллельными зданиями прокладываются ж/д пути и открытая зона закрывается дебаркадером.

Склады должны иметь минимальное количество внутрискладских перегородок.

Устройство складов должно отвечать предъявляемым к ним правилам эксплуатации при соблюдении к ним правил условий труда и техники безопасности. Для этого склады должны иметь определенную освещенность, отопление, вентиляцию, водоснабжение, которые должны соответствовать требованиям строительных норм и правил. [3, c. 330]

3. Торгово-технологический процесс в магазине: понятие, структура, его характеристика. Схемы основных торгово-технологических процессов в магазине.

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательно выполняемых операций, целью которых является сохранение потребительских свойств товаров, их товарного вида и доведение до конечных потребителей с наименьшими затратами труда при высоком уровне обслуживания населения и получения прибыли.

Эффективность ТТП в магазине зависит от развития материально-технической базы его в целом и от внедрения достижений НТП в торговой отрасли.

Структура ТТП, последовательность выполнения всех операций зависит от степени хоз. Самостоятельности магазина, от места продажи в нем, типа магазина, размер торговой площади.

Особая роль в ТТП отводится коммерческим операциям, которые позволяют обеспечить магазину широту ассортимента, полноту реализуемых товаров, обеспечение бесперебойной торговли товаров, реализуемых в магазине.

Все это в конечном итоге сказывается на улучшении обслуживания населения.

К коммерческим операциям в магазине относят: изучение спроса покупателей; составление заявок на завоз товаров в магазин, формирование ассортимента товаров в магазине, организация рекламы и информации.

В магазинах-предприятиях к коммерческим операциям дополнительно относят: заключение договора на поставку товаров, учет выполнения договоров поставки, претензионные работы.

Технологические операции процесса магазина можно подразделить на три части:

1. операции с товарами до предложения их покупателям: разгрузка транспортных средств; доставка товаров в зону приемки; приемка товаров по количеству и качеству, доставка товаров в зону хранения, в зону подготовки товаров к продаже или в торговый зал (в зависимости от степени готовности товаров к продаже), хранение, подготовка товаров к продаже, перемещение товаров в торговый зал, выкладка товаров в торговом зале на оборудование. Все операции первой части должны выполняться качественно, что позволяет обеспечить высокую культуру обслуживания покупателей.

2. включает операции: встреча покупателя, предложение товаров, отбор товаров покупателями, расчет за отобранные товары, оказание дополнительных услуг покупателю. На втором этапе возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. В этой связи операции должны быть организованны так, чтобы покупателям были созданы условия для совершения актов купли-продажи товаров.

3. включает выполнение операций, связанных с оказанием дополнительных услуг покупателям при приобретении основного товара. [3]

Организация ТТП в магазине должна базироваться на соблюдении следующих принципов:

обеспечение комплексного подхода к организации ТТП;

создание максимальных удобств для покупателей;

рациональное использование помещений магазина и торгово-технологического оборудования;

создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую  культуру и производительность труда.

Обеспечение необходимой эффективности работы магазина.

2. Поступление и приемка товаров в магазин.

Товары в магазин поступают в основном автомобильным транспортом. Приемка товаров в магазин может осуществляться непосредственно от органов транспорта. Если при приемке от транспорта, доставившего груз, будет обнаружена недостача, то на фактические товары выписывается приходная накладная.  Во всех остальных случаях приемка осуществляется аналогично приемке товаров на складе.

3. Хранение и подготовка товаров к продаже.

Хранение товаров в магазинах осуществляется аналогично хранению товаров на складе.

Многие их поступающих товаров в магазин не могут быть переданы в торговый зал в том же виде, в каком они поступили. В этой связи возникают необходимость предварительной подготовки товаров к продаже, она включает: распаковка, сортировка (группировка товаров по фасонам, сортам, размерам, моделям и др.). Распаковка относится к большинству и является общей операцией, при этом необходимо обеспечить качество товаров, сохранность тары.

При подготовке товаров к продаже выполняются следующие операции:

Проверка соответствия цен, сортности данным, указанным на маркировке и в сопроводительном документе;

Облагораживание товаров: утюжка, устранение мелких дефектов, удаление загрязнений и т.д.

Фасовка, предварительная нарезка товаров и укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал.

Комплектование подарочных наборов;

Оформление прикрепления ярлыков на товары, подаваемые в торговый зал.

Подготовкой товаров в небольшом магазине занимаются продавцы, в крупных магазинах – специальные работники. Подготовку проводят в специальных помещениях, которые оснащены необходимым оборудованием и инвентарем.

4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Под размещением товаров в торговом зале понимают систему распределения торговой площади под товарные группы. Этот процесс называется зонированием площади торгового зала или элементом мерчендайзинга. При этом учитывается разработанная технологическая планировка торгового зала.

Выкладка – это процесс расположения укладки и показа товаров торговое оборудование. При продаже товаров через прилавок обслуживания предлагают образцы товаров, которые находятся за прилавком. Для покупателей не имеет значения как расположены товарные запасы, из которых производится отпуск их покупателям.

В магазинах, применяющих прогрессивные методы продажи товаров, вопросом размещения и выкладки их в торговом зале уделяется особое внимание. При этом учитывается движение покупательских потоков в торговом зале с учетом равномерной нагрузки на все участки торгового зала. В магазинах самообслуживания учитывают комплексность спроса на товары, взаимосвязанность товаров.

При размещении товаров каждая группа получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям хорошо ориентироваться в торговом зале. При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитывают следующие требования:

зона товарных групп, подготовленных к продаже, должна примыкать к тем помещениям, где происходит их подготовка.

для товаров, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяют зону в глубине торгового зала, где отсутствуют основные потоки покупателей.

крупные тяжелые товары располагают в зоне контрольно-кассового узла или ближе к выходу из торгового зала.

товары, требующие частого пополнения, располагают ближе к кладовым, где они хранятся.

вложенные товары должны обеспечить свободный проход и доступ.

Дорогостоящие товары в мелкой упаковке размещают вблизи контролера-кассира. Родственные  взаимозаменяющие товары должны располагаться рядом с основными.

При размещении товаров учитывают товарные соседства, чтобы одни группы товаров не оказывали воздействия на другие. При размещении товаров в торговом зале необходимо эффективно использовать каждый квадратный метр торговой площади. Выкладка товаров должна производиться по определенным правилам, что позволяет показать весь имеющийся ассортимент и каждый товар в отдельности.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется один образец поместить без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель имел представление о содержании товара. Запрещается выкладывать товар загрязненный и в деформированной упаковке. [8]

Способы выкладки товаров:

вертикальная. Предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках снизу доверху. Обеспечивает хороший показ товаров, свободный отбор их покупателями, но требует больших площадей, поэтому используется в крупных магазинах в сочетании с другими способами.

горизонтальный. Однородные товары размещают по всей длине оборудования, занимая 1 или 2 полки. Применим для размещения крупногабаритных товаров и мелких товаров в кассетах.

 В магазине используются различные приемы выкладки товаров: рядами, стопками, штабелями, вывешивают на штангах и др.

В магазинах самообслуживания широко применяется выкладка товаров навалом, а скоропортящиеся товары – в холодильных камерах.

Выкладка бывает:

товарная. Используется в магазинах самообслуживания одновременно для показа и отпуска товаров.

Декоративная. Используется как рекламная в витринах, на рабочих местах через прилавок; в магазинах самообслуживания декоративная выкладка нецелесообразна.

При выкладке товаров необходимо учитывать степень спроса, цену и другие характеристики. В магазинах с универсальным ассортиментом наибольшую долю товарооборота занимают товары повседневного спроса, поэтому их выкладка должна быть удобна, выкладываться большими объемами; товары, пользующиеся редким спросом и более дорогие, выкладываются на верхних полках, дешевые – на низких и в основном навалом.

5. Организация и технология продажи товаров в магазине.

Завершающей стадией ТТП в магазине является продажа товаров, которая может осуществляться различными методами. Метод продажи – это совокупность приемов и способов, с помощью которых магазин осуществляет продажу товаров покупателям.

В магазине применяют при продаже товаров:

Индивидуальное обслуживание или традиционный метод через прилавок;

Самообслуживание;

Продажа товаров по образцам;

Продажа товаров с открытой выкладкой;

По заказам покупателей;

Через автоматы.

Продажа товаров через прилавок сохраняется при торговле фото - и кинотоварами, музыкальными инструментами, ювелирными изделиями и др. При этом методе нагрузка ложится в основном на продавца, от уровня их подготовленности зависит качество обслуживания покупателей. Продавец обязан предоставлять полную информацию покупателям о товаре, оказать помощь в выборе. Продавец должен уметь хорошо и быстро выполнять операции по нарезке, взвешиванию, упаковке и расчете за покупку. 

Другие методы продажи основаны на полном или частичном самообслуживании при соблюдении следующих принципов:

максимальное сокращение времени на обработку товаров в зоне обслуживания или на рабочем месте продавца;

приближение товаров покупателям и создание им наилучших условий для свободного ознакомления с товарами и их отбора;

разумное объединение в одном месте операции по расчету за проданный товар и отпуску их покупателям.

Внедрение методов продажи на основании полного или частичного самообслуживания обеспечивает:

сокращение совокупных затрат труда на доведение товаров от производителя до потребителя;

относительное повышение степени обеспеченности населения розничной торговой сетью (количество м2 торговой площади, приходящейся на 1000 жителей) за счет более интенсивного использования имеющихся торговых площадей, кроме этого, применение указанных методов способствует уменьшению  издержек обращения и сокращению затрат времени покупателей на приобретение товаров. Самым распространенным методом продажи является метод самообслуживания.

В магазинах самообслуживания товары открыто выложены на торговом оборудовании, предварительно расфасованы и упакованы. Отбор товаров покупателями производится в инвентарной корзине, в тележке. В этих магазинах четко планируется движение покупательских потоков за счет применения информационных указателе. В этих магазинах могут быть отделы, работающие по традиционному методу через прилавок. Узлы расчетов располагаются, как правило, перпендикулярно к линиям торгового оборудования, на которых размещены товары. Расчеты производятся в едином узле. Узлы расчета оснащены кассовыми терминалами (компьютерами и др.). Продажа непродовольственных товаров методом самообслуживания предусматривает активное участие персонала магазина при обслуживании покупателей, оказании помощи в выборе товаров, проведение консультаций о правилах пользования, ухода, ремонта и т.д. в магазинах самообслуживания изменилось содержание работы продавца. Продавец становится консультантом, а поэтому должен иметь определенный уровень образования, знать ассортимент товаров и качество, нормативные документы, регулировать правила продажи товаров.

Продажа товаров с открытой выкладкой. Этот метод заключается в свободном доступе покупателей к товарам, открыто выложенным на рабочем месте продавца. Продавцы взвешивают, упаковывают и отпускают отобранные покупателями товары. Расчет за товары осуществляется непосредственно на рабочем месте продавца или в кассах, установленных в торговом зале. В отличие от традиционного метода, преимущество этого метода состоит в том, что с товарами одновременно могут ознакомиться несколько покупателей, что способствует сокращению затрат времени продавца на обслуживание покупателей, но социально-экономическая эффективность этого метода ниже, чем у самообслуживания. Этот метод занимает промежуточное место между традиционным методом и самообслуживанием. Этот метод рекомендуется при продаже чулочно-носочных, косметических, парфюмерных, канцелярских и других видов товаров.  

Продажа товаров по образцам. Покупатель знакомится с ассортиментом товаров по образцам, выставленных в торговом зале. При покупке товаров по образцам продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров на дом и другие. Перечень товаров, продаваемых по образцам, и услуг определяет сам продавец. Продавец должен довести до покупателей сведения о своей организации, режим работы, об изготовителях товаров в соответствии с законом «о защите прав потребителей». Реклама, используемая в магазине, должна отвечать требованиям, предусмотренным в законе «о рекламе». Образцы товаров выставлены в специальных помещениях в витринах, на стендах и т.д. Они должны быть снабжены ярлыками цен. Технически сложные товары при продаже по образцам должны  демонстрироваться в действии в присутствии покупателя. Для ознакомления покупателей с ассортиментом товаров могут использовать каталоги и другие информационные материалы.  При продаже товаров по образцам договор розничной купли-продажи считается заключенным при получении кассового чека, подтверждающего продажу. Продавец обязан передать товар покупателю в месте его продажи и установленные сроки. Одновременно с товаром покупателю передается необходимая документация (технический паспорт, инструкция по эксплуатации). [10]

При этом методе широко используется услуга по доставке товаров в согласованные сроки, но не позднее 3 календарных дней, если доставка не выполнена в срок, то она может быть исполнена в разумный срок, но не позднее 7 дней со дня предъявления требования покупателем.

Продажа товаров по заказам.  Ассортимент товаров, реализуемых по заказам, определяет продавец, т.е. магазин. Он обеспечивает необходимой информацией о продавце, о товарах, услугах, ценах и тарифах. Образцы специальной тары, в которую пакуются заказы с указанием её стоимости, должны быть выставлены на обозрение покупателям.   Тарифы за услуги и время работы магазина (отдела) устанавливаются продавцом. При продаже товаров по заказам должны соблюдаться правила продажи и санитарные правила. Заказы принимаются от всех граждан лично или по телефону и оформляются на бланках установленной формы в двух экземплярах.

При продаже непродовольственных товаров выписывается дополнительный товарный чек. Оплата производится через контрольно-кассовые машины. Изменение заказа не допускается без согласия покупателя. По просьбе покупателя заказы могут доставляться на дом.

Наряду с методами продажи товаров в магазине, применяются методы стимулирования продажи отдельных товаров. Эти методы могут быть разнообразны, но чаще всего применяют продажу товаров со скидкой (рекламные акции, праздники); продажа товаров по сниженным ценам (сезонная распродажа); проведение в магазинах лотерей (фирмы-производители разыгрывают товары и сувениры); предоставление образцов товаров покупателям во время презентации новинок и др.

Задача 1

Рассчитать полезную емкость и площадь общетоварного склада для хранения товаров:

1.     Исходные данные для решения задания приведены в табл. 1.

2.     Коэффициент неравномерности образования товарных запасов (Кн) составляет 1, 2

3.     Высота укладки составляет (Ву) на складке 6 м

4.     Нормы емкости на один условный вагон грузов, хранимых в штабелях (Нш) – 75 м3

5.     Нормы емкости на один условный вагон грузов, хранимых в стеллажах (Нс) – 120 м3

Решение:

1. Рассчитаем максимальные товарные запасы в вагонах по каждой группе товаров:

Тзм = Тзвс * Кн

Таблица 1.1.

Вспомогательная расчетная таблица

Тзм

Ткани

48

Обувь

10,8

Готовое платье

12

Галантерея

8,4

Культтовары

14,4

Хозяйственные товары

19,2

2. Максимальные товарные запасы по способам хранения – в штабелях (Тзмш) и на стеллажах (Тзмс) в соответствии с их долями в общих запасах (в %)

Таблица 1.2

Вспомогательная расчетная таблица

Тзмш

Тзмс

Ткани

33,6

14,4

Обувь

6,48

4,32

Готовое платье

8,4

3,6

Галантерея

4,2

4,2

Культтовары

5,76

8,64

Хозяйственные товары

15,36

3,84

Итого

73,8

39

3. На основе данных о максимальных запасах товаров в вагонах (Тзсш, Тзмс) и норм емкости на один вагон хранимых товаров (Нш, Нс). Определить необходимую полезную емкость склада (в м) по каждой группе товаров, отдельно при хранении товаров в штабелях (Еш) и на стеллажах (Ес) и общую емкость по обоим способам хранения:

Еш = Нш*Тзмш

Еш = Нш*Тзмш = 75*73,8 = 5535 м3

Ес = Нс*Тзмс

Ес = Нс*Тзмс = 120*39= 4680 м3

Еог = Еш+Ес

Еог =5535+4680 =10215 м3

Затем рассчитываем полезную площадь всего склада

Епо = ΣЕог

Епо =10215 м3

Расчеты производятся путем заполнения таблицы 1.4.

4. Исходя из полезной емкости склада (Еог, Епо) и высоты укладки (Ву) на складе (в м), приведенной в условии задачи, определить полезную площадь склада (в м) по каждой товарной группе (Ппг) и всего (Ппо):

Ппг = Еог/Ву

Епо/Ву

Таблица 1.3

Данные для расчета полезной емкости и площади склада

Товарные группы

Средние товарные запасы (Т) вагоны

Распределение запасов по способам хранения, %

Товар запасы (Т) дни

В штабелях (Дш)

На стеллажах (Дс)

Ткани

40

70

30

40

Обувь

9

60

40

30

Готовое платье

10

70

30

35

Галантерея

7

50

50

40

Культтовары

12

40

60

30

Хозяйственные товары

16

80

20

30

Таблица  1.4

Расчет полезной емкости и площади склада для хранения непродовольственных товаров

Товарные группы

Максимальные запасы Тзм, вагоны

Распределение товаров по способу хранения (Тзм) в штабелях и стеллажах

Нормы емкости на один вагон хранимых грузов в штабелях и стеллажах

Полезная емкость склада для грузов (Мз) хранимых

Полезная площадь для грузов хранимых

Тзмш

Тзмс

Нш

Нс

Штаб

Еш

Стел

Ес

Итого Еог

штаб

стел

Итого

Ткани

48

33,6

14,4

75

120

2520

1728

4248

420

288

688

Обувь

10,8

6,48

4,32

75

120

486

518,4

1004,4

81

86,4

167,4

Готовое платье

12

8,4

3,6

75

120

630

432

1062

105

72

177

Галантерея

8,4

4,2

4,2

75

120

315

504

819

52,5

136,5

189

Культтовары

14,4

5,76

8,64

75

120

432

1036,8

1468,8

72

172,8

244,6

Хозяйственные товары

19,2

15,36

3,84

75

120

1152

460,8

1612,8

192

76,8

268,8

Итого

112,8

73,8

39

5535

4680

10215

922,5

832,5

1734,8

Задача 2

Оформить документально результаты приемки товаров по количеству, исходя из следующих условий

На станцию Новосибирск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги прибыл контейнер с туалетным мылом для ЗАО «Галант». Груз выдан получателю станцией назначения на следующий день по прибытии.

Место выгрузки контейнеров – на складе получателя

Дата прибытия груза – 10.10

Дата отгрузки товара 06.10

Основание отгрузки – договор

Счет-фактура поставщика 03759

Дата выписки счет-фактуры – 05.10

Железнодорожная накладная – 659729

Контейнер опломбирован пломбами отправителя

Оттиски пломб – 7201001

Результаты осмотра контейнера –повреждено проволочное крепление пломбы

Реквизиты сторон:

Получатель: Новосибирская оптовая база ЗАО «Галант» г. Новосибирск, ул. Крамского, 42. р/с 40702810910120000048 ОАО Сибакадембанк г. Новосибирска

Поставщик-изготовитель: Московский комбинат г. Москва ул. Ломоносова, 1. р/с 407028100000000004444 в региональном отделении «Экспресс-Волга» г. Москва

Задание 3

Определите социально-экономическую эффективность работы магазина (указать вид и тип магазина), используя данные магазина, где вы работаете.

Условия задания:

1.     Определите технологические показатели магазина (табл. 1)

2.     Определите социальные экономические показатели магазина (табл. 2)

3.     Определить экономические показатели магазина (табл. 3)

Расчеты проведем для ООО «Фобос». Магазин реализует продовольственные товары, полуфабрикаты.

По приведенным в табл.1-3 данным можно сделать выводы, что деятельность магазина является рентабельной (20,25 %), социальные показатели магазина довольно высокие (более половины посетителей уходит с покупками). Это говорит о том, что в магазине достаточно полный ассортимент и приемлемые цены.

Заработная плата составляет 15 % от выручки магазина.

Издержки обращения составляют 78,75 % к товарообороту.

Установочная и демонстрационная площадь магазина находятся в пределах рекомендуемых значений.

Для повышения социально-экономической эффективности магазину можно рекомендовать совершенствовать ассортимент, повышая тем самым как социальные показатели, так и экономические.

Таблица 2.1

Общая площадь магазина

Торговая площадь, м2

Площадь торгового зала, м2

Доля площади торгового зала в общей площади магазина, %

Установочная площадь

Коэффициент установочной площади

Экспозиционная площадь, м2

Коэффициент экспозиционной площади

Количество товарных единиц, размещенных на 1 м2 экспозиционных площади, единиц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

300

200

70

23,3

90

0,3

219

0,73

100

Социальные показатели магазина

Таблица 2.2.

Общие затраты времени на совершение одной покупки

Количество покупателей, посетивших магазин

Количество покупателей, совершивших покупки

Коэффициент завершенности покупки

Количество услуг, оказываемых покупателям магазина

10 мин

50

40

0,8

7

Таблица 2.3

Экономические показатели магазина

Годовой товарооборот магазина, тыс.руб

Годовой товарооборот на 1 м2

Численность работников магазина

Годовой товарооборот

Издержки обращения в расчете

Прибыль

Уровень рентабельности магазина

Всего

 В том числе

На год

% к товарообороту

Общая площадь магазина

Площадь торгового зала

Управленческая

Торгово-оперативная

Вспомогательная

 На 1 работника в целом

На 1 работника торг. зала

Всего

В том числе з/п

Всего

В том числе з/п

8000

26,66

114,28

20

7

8

5

400

1000

6300

1200

78,75

15,00

1700

21,25

Список литературы

1.     Котлер Ф.   Основы маркетинга. М: Прогресс,1998.

2.     Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий// Маркетинг. 2000,- номер 5 - с 72.

3.     Показатели ассортимента товаров // Маркетинг.2000 №10 - с 52.

4.     Маркетинг / Под редакцией академика А.Н. Романова М: Банки и биржи 1997.

5.     Мескон М.Х. Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М: "Дело", 1997- 704.

6.     Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / Под.ред. проф. В.М. Власовой М:,, Финансы и статистика", 1999.

7.     Панкратов Ф.Г., Сергеина  Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность М: Информ - внедр. центр " Маркетинг ",1998 - 244с.

8.     Рацкий К.А. Экономика предприятия: М: Информационно – внедренческий центр " Маркетинг ", 2000-696с.

9.     Савицкая Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн: ИП " Экоперспектива ", 1997 - 498с.

10.Теория потребительского поведения и спроса./ Под ред. В.М. Гальперина С - Пб, 1998.

11.Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред. В.В.Басконова М: ИНФРА - М, 1997 - 416с.

12.Экономика торгового предприятия. Под ред. проф. А.И. Гребнева,1997 –237

13.Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. Ставрополь, 2001 - 90с.