ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа
по предмету:
Бухгалтерское дело
на тему:
«Положение о бухгалтерии: содержание и значение в организации бухгалтерского дела».
Задача № 7
Выполнил:
№ зачеткой книжки:
Преподаватель:
Уфа, 2009
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Положение о бухгалтерии: содержание и значение в организации бухгалтерского дела …………………..…………………………………….……8
2. Учетная политика ООО «Луч»………………………..……………….19
3. Практическое задание………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………….34
Введение
Бухгалтерский учет в России на современном этапе экономической реформы активно реорганизуется и адаптируется к международным стандартам учета и отчетности. Существенно возрастает роль учета в управлении производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью организаций разных форм собственности во всех сферах бизнеса. Используя возможности бухгалтерского (финансового), управленческого, налогового учета, можно в значительной мере воздействовать на характер протекающих хозяйственных процессов, принимаемых управленческих решений, результаты деятельности, активность инвестирования средств в организацию.
В этих условиях роль профессии бухгалтера и бухгалтерского дела постоянно растет. Профессиональная деятельность бухгалтера усложняется и становится все более разнообразной, не ограничиваясь ведением бухгалтерского учета.
Цель контрольной работы раскрыть положение о бухгалтерии: содержание и значение в организации бухгалтерского дела. При организационном построении бухгалтерского дела организации принимают во внимание систему управления (централизованная, децентрализованная), территориальную разветвленность (наличие филиалов, представительств и их месторасположение), специализацию по объектам и видам деятельности, рост объема деятельности, уровень комплексной автоматизации управления, порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами организации, объем учетной работы, уровень квалификации работников бухгалтерской службы.
Под организацией бухгалтерского дела понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов организации.
Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
За организацию бухгалтерского дела и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций согласно п. 6 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ несет ответственность руководитель организации.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского дела большое значение имеет разработка плана его организации, основными элементами которого являются:
- план документации и график документооборота;
- план инвентаризации;
- план счетов и их корреспонденция;
- план отчетности;
- план технического оформления учета;
- план организации труда работников бухгалтерии.
Реализация указанных планов имеет целью разработку соответствующих проектов, после утверждения которых они принимаются в качестве разделов и приложений к учетной политике организации как ее организационной части.
В плане документации указывается перечень документов, как унифицированных, так и разрабатываемых организацией самостоятельно.
Основой организации первичного учета в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота, который определяет регламент прохождения каждого документа по соответствующему маршруту: место; круг лиц, ответственных за оформление документа; время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых (обязательных) и внеплановых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств организации.
В плане отчетности указываются перечень отчетных форм, отчетный период, сроки и адреса представления отчетности, способ представления, фамилии работников, ответственных за составление отчетности. Наличие предварительно разработанного плана отчетности способствует экономии времени, снижению оборота документов и в целом подготовке единой базы для формирования отчетности.
В плане технического оформления учета дается детальная характеристика формы учета и контроля, определяется, какие вычислительные средства и программные продукты используются при ведении учета. Текущий контроль за совершением и оформлением хозяйственных операций осуществляют структурные подразделения организации в соответствии с их компетенцией (юридическая служба, служба бухгалтерского учета и т.д.).
В плане технического оформления предусматривается и организация учетной работы с филиалами и представительствами, их структурными подразделениями (агентства, отделения), указываются используемые в учете филиала программные продукты.
Организация учетной работы с филиалами, представительствами зависит от размера организации, системы управления (централизованная, децентрализованная) и формы связи с отдельными частями организации. При этом филиалы не вправе разрабатывать собственную учетную политику. Вне зависимости от системы управления, видов деятельности, места нахождения и иных фактов филиалы должны руководствоваться единой учетной политикой организации и единым рабочим планом счетов .
При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных филиалов (представительств) организации. В филиалах осуществляется лишь первичная регистрация хозяйственных операций. Филиалы осуществляют учет кассовых, банковских и других операций и не определяют финансовые результаты своей деятельности. Показатели деятельности филиалов включаются в баланс головной организации. Порядок документооборота в филиалах устанавливается головной организацией.
При наличии широкой межрегиональной филиальной сети и децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, составляются балансы и отчетность филиала. Порядок документооборота в филиалах устанавливается головной организацией. Филиалы самостоятельно ведут бухгалтерский учет. Филиалы имеют отдельный баланс и могут определять финансовый результат своей деятельности. При этом обособленные подразделения филиала - агентства, отделы, находящиеся в административном подчинении руководителей филиалов - осуществляют свою деятельность на основе утвержденных филиалами положений, ведут бухгалтерский учет в соответствии с порядком, установленным филиалом, и не определяют финансовые результаты своей деятельности. Показатели деятельности агентств, отделений включаются в баланс филиалов. Филиалы контролируют проведение, отражение в учете финансово-хозяйственных операций, выполнение графика документооборота в своих структурных подразделениях самостоятельно.
Бухгалтерская служба головной организации в этом случае ведет бухгалтерский учет только тех финансово-хозяйственных операций, которые непосредственно осуществляются организацией, производит сводку балансов и отчетов обособленных подразделений, составляет сводный баланс и отчеты по организации путем суммирования показателей как собственных учетных регистров, так и внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации.
В плане организации труда работников бухгалтерии определяются структура аппарата и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, составляются графики учетных работ.
Для достижения цели контрольной работы необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть содержание и значение в организации бухгалтерского дела; представить содержание и структуру приказа об учетной политике; составить приказ об учетной политике ОАО «Луч».
1. Положение о бухгалтерии: содержание и значение в организации бухгалтерского дела
Под организацией бухгалтерского дела понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием имущества предприятия. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского дела являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности, организация материальной ответственности, учетная политика предприятия.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, о движении имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.
Соответственно, исходя из этого определения, объектами бухгалтерского учета на предприятии являются:
· имущество;
· обязательства;
· хозяйственные операции, осуществляемые предприятием в процессе своей деятельности.
В бухгалтерском учете имущество определяется как совокупность оборотных и внеоборотных активов предприятия. При этом к оборотным активам относятся денежные средства или продукция, которые могут быть обращены в денежные средства или потреблены в течение одного года или обычного операционного цикла. Если этот цикл более одного года, то такое имущество оборотным не считается. Итак, к оборотным активам относятся:
· наличные деньги в кассе предприятия;
· денежные средства, хранящиеся на счетах предприятия в банках;
· легко реализуемые ценные бумаги, то есть краткосрочные финансовые вложения;
· дебиторская задолженность;
· запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции;
· текущая часть расходов будущих периодов.
К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода свыше одного года. В состав внеоборотных включаются:
· основные средства;
· земельные участки;
· объекты природопользования;
· капитальные вложения;
· долгосрочные финансовые вложения;
· нематериальные активы;
· деловая репутация предприятия и др.
Обязательства – это долговые обязательства, которые должны быть оплачены предприятием в течение обычного операционного цикла (одного года), так называемые текущие обязательства. Если долги оплачиваются в течение срока, превышающего 1 год, то это долгосрочные обязательства. К понятию обязательства не относится дебиторская задолженность.
Обычный операционный период означает период времени от момента инвестирования денежных средств до их возвращения в какой-либо форме.
Хозяйственные операции – факты предпринимательской и иной деятельности предприятия, оказывающие влияние на имущество, обязательства, величину денежных результатов.
Организация бухгалтерского дела преследует выполнение следующих основных задач:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественного положения: информации, необходимой внутренним пользователям предприятия и внешним пользователям.
2. Обеспечение информацией пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций, за целесообразностью операций, наличием и движением имущества, использованием различных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами.
3. Предотвращение отрицательных результатов и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости.
Общими принципами организации бухгалтерского дела являются:
· государственное регулирование бухгалтерского учета (Правительством РФ, Минфином РФ и другими ведомствами). Государство определяет общие принципы организации и ведения бухгалтерского дела, состав, содержание, сроки и адресаты представления бухгалтерской отчетности, хозяйственных субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, их права, обязанности и ответственность;
· сочетание государственного регулирования бухгалтерского дела с предоставлением прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учета;
· обеспечение аналитичности данных бухгалтерского учета, позволяющей выявить резервы повышения эффективности производства;
· постоянное совершенствование учетного процесса, методологии и техники бухгалтерского учета, научной организации труда бухгалтерских работников;
· применение общих принципов управления, включая принципы программно-целевого управления, научную организацию труда.
Учетный процесс проходит несколько стадий (этапов). На первой стадии ведут текущее наблюдение, производят измерение и регистрацию хозяйственных операций. Эти части учетного процесса органически связаны между собой и в совокупности составляют документирование операций.
На второй стадии проводятся систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах. Эти части учетного процесса органически связаны между собой: происходит техническая обработка информации, содержащейся в первичных документах, ее систематизация в соответствии с требованиями организации бухгалтерского учета, управления и текущего контроля. Здесь немаловажное значение имеет также группировка учетной информации в форме, пригодной как для целей внутреннего управления, так и для внешних пользователей.
На обеих стадиях учетного процесса реализуются контрольные функции аппарата бухгалтерии – проводиться предварительный, текущий и последующий контроль, включая проверку достоверности содержащейся в документах информации и качества учетных данных на основе периодически проводимых инвентаризаций имущества и обязательств.
Третья стадия учетного процесса заключается в составлении установленных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Отчетность представляет собой совокупность показателей, приведенных в определенную систему и характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия (организации) и его имущественное и финансовое положение за определенный период (квартал, полугодие, год).
Наконец, четвертой стадией учетного процесса является использование учетной и отчетной информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации).
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия (организации). Он должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся ее самостоятельным структурным подразделением (службой), или централизованной бухгалтерией, возлагаемой главным бухгалтером. При отсутствии бухгалтерской службы бухгалтерский учет и составление отчетности могут производиться аудиторской фирмой или специалистом на договорных началах.
Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского дела являются:
· изучение положений, указаний, инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности, а также организационных и производственных особенностей организации;
· определение объема и характера учетной работы;
· установление структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации.
Изучение положений, указаний, инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности необходимо для обеспечения научной организации бухгалтерского учета, соблюдения законодательства, соответствия методологии учета в данной организации методологии учета, установленной для всех организаций, что обеспечит единообразие учетных и отчетных данных в масштабах отраслей и всего народного хозяйства.
В процессе выявления организационных и производственных особенностей организации необходимо выяснить ее организационную структуру, взаимосвязь отдельных частей, их территориальное расположение, ознакомиться с особенностями технологии производства, планами организации и т.п. Значение этих особенностей работы организации позволит определить сведения и сроки, необходимые для обеспечения контроля за хозяйственной деятельностью, содержание внутренней отчетности, объекты учета для записи их в соответствующие регистры, формы документов и регистров, порядок их составления, обработки и утверждения, установить документооборот.
Для определения объема и характера учетной работы, необходимого, прежде всего для установления штата аппарата бухгалтерии и распределения работ между отдельными сотрудниками, составляют перечень всех учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и устанавливают норму времени выполнения каждой операции.
При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями предприятия необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета.
При централизации учета учетный аппарат предприятия сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней же осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и др.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.
При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, и составляются балансы и отчетность заводов, цехов и отделов. Главная бухгалтерия в этом случае составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации.
Централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета, более эффективно использовать счетные машины. Поэтому децентрализация учета допускается лишь в очень крупных организациях.
В некоторых организациях применяют частичную децентрализацию учета, при которой законченный бухгалтерский учет в подразделениях не ведется и баланс не составляется.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского дела большое значение имеет разработка плана его организации.
План организации бухгалтерского дела состоит из следующих элементов:
· рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
· плана документации;
· плана инвентаризации и методов оценки видов имущества и обязательств;
· правил документооборота и технологии обработки учетной информации;
· порядка осуществления контроля за хозяйственными операциями, а также других решений, необходимых для организации учета.
Рассмотрим эти основные элементы (направления) и назовем альтернативные способы по каждому из них.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета составляется на основе установленного Министерством финансов РФ Плана счетов, применяемого на территории РФ.
Формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» обязывает принимать к учету первичные документы, если они составлены по установленной форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие реквизиты:
· наименование документа;
· дату составления документа;
· наименование организации, от имени которой составлен документ;
· содержание хозяйственной операции;
· измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
· наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
· личные подписи указанных лиц.
В соответствии с учетной политикой организация может использовать или типовые формы первичных документов, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, или формы документов, разработанные организацией для внутренней бухгалтерской отчетности.
Порядок проведения инвентаризации и метода оценки видов имущества и обязательств. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерской учете» организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
· при смене материально ответственных лиц;
· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
· при реорганизации или ликвидации организации;
· в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Графики документооборота и обработки учетной информации, а также должностные инструкции являются составными частями плана организации бухгалтерского учета. График документооборота определят объем, последовательность выполняемых учетных работ, сроки выполнения, конкретных исполнителей и позволяет устранить возможность дублирования, определить точки пересечения взаимоконтролируемых показателей, равномерно распределять занятость бухгалтеров в учетном процессе.
График технологии обработки учетной информации содержит сведения о назначении документов (с проведением кода формы и наименования), количестве экземпляров, должностных лицах, которым передается документ; сроке (число, месяц), коде документа, который предоставляется в бухгалтерию; выполняемых работах по бухгалтерской обработке документа; здесь же указывается код формы и наименование регистра, составляемого на основании документа, формы отчетности.
Подготовленные графики утверждают руководители организации и доводят их до всех структурных подразделений и исполнителей.
Порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями, а также решения необходимые для организации бухгалтерского дела. Контроль за хозяйственными операциями может осуществлять или самостоятельное структурное подразделение, наделенное контрольными функциями, или квалифицированный специалист, или специализированная профессиональная организация на договорной основе, или лично руководитель организации.
Под самостоятельным контрольным структурным подразделением организации понимается служба внутреннего аудита. Это подразделение представляет собой профессиональный контрольный орган, наделенный правом проводить по инициативе руководителей организации и от их имени финансовые и иные проверки в головном предприятии, филиалах и дочерних предприятиях.
В задачи сотрудников внутреннего аудита могут входить: проверка бухгалтерской информации с точки зрения ее полноты, достоверность юридической обоснованности; организация инвентаризаций, взаимных и встречных проверок, контроль за затратами, анализ информации управленческого характера, финансового состояния, представление руководителям организации результатов анализа и т.д. Главная цель службы внутреннего контроля – способствовать эффективной работе организации, укреплению ее финансового положения.
Альтернативой внутреннему аудиту является внешний аудит, который проводиться специалистами профессиональной аудиторской организации (или самостоятельно работающим аудитором).
Основные направления учетной политики, подлежащие раскрытию в составе бухгалтерской отчетности, перечислены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденном приказом Минфина России.
Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Поэтому от четкой организации материальной ответственности зависит дальнейшем вся постановка бухгалтерского учета в организации. Нормативным актом, регулирующим постановку материальной ответственности, является Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, организации.
При правильной организации материальной ответственности усиливается контроль за движением товарно-материальных ценностей, так как работник, получивший ценности под отчет и осуществляющий прием, хранение и отпуск этих ценностей, отчитывается за них бухгалтерией.
Работники, на которых на основании закона или договора возложена полная материальная ответственность за вверенные им ценности, несут обязанность по возмещению ущерба в связи с недостачей ценностей.
Договоры о материальной ответственности, согласно которым работник принимает на себя обязанность возмещать в полном объеме ущерб, причиненный им в результате недостачи вверенных ему ценностей, а администрация предприятия обязуется создавать работнику нормальные условия для хранения и выполнения необходимых операций с ценностями, могут быть заключены не со всеми работниками, а лишь с определенными лицами, указанными в специальном перечне должностей и работ.
2. Учетная политика ООО « Луч»
ПРИКАЗ № ____
"Об учетной политике на 2009 год"
Руководствуясь требованиями бухгалтерского и налогового законодательства с целью соблюдения в организации единой методики ведения бухгалтерского и налогового учета ПРИКАЗЫВАЮ: Принять с 01 января 2009 года учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения следующего содержания.
1. Общие положения
1.1. В настоящем приказе определяется учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета ООО «Луч», которой устанавливаются принципы отражения в бухгалтерском и налоговом учете всех фактов хозяйственной деятельности и их оценки.
1.2. Характеристика организации:
Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Луч»,
дата государственной регистрации 01 января
2. Организационно-технический раздел
Бухгалтерский учет
Элементы учетной политики |
Альтернативные варианты |
Варианты, принятые в организации |
Основание (законодательные акты и нормативные документы) |
Способ ведения учета |
1. Учет ведет лично руководитель. 2.Учреждается бухгалтерская служба как отдельные подразделения. 3. Учет ведет бухгалтер. 4. Учет ведет по договору специализированная организация или бухгалтер-специалист. |
Учет ведет бухгалтер |
Пункт 2 ст. 6 129-ФЗ |
Уровень централизации |
1. Централизованный 2. Децентрализованный |
Централизованный, децентрализованный |
Пункт 3 ст. 5 129-ФЗ |
Организационная структура учета |
1. Линейная 2. Функциональная 3.Линейно функциональная |
Линейно-функциональная |
Пункт 3 ст. 5 129-ФЗ |
Формы первичных документов |
1. Не установленные законодательно, разрабатываются самостоятельно и утверждаются как приложение к учетной политике. 2. Операции оформляются первичными документами, предусмотренными в альбомах унифицированных форм. |
Операции оформляются первичными документами, предусмотренными в альбомах унифицированных форм. |
Пункт 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Пункт 2 ст. 9 129-ФЗ |
Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах. Перечень документов, составляемых в момент совершения операции и после завершения операций. |
Законодательно не установлено, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике. Законодательно не установлено, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике. |
Статьи 9,17 129-ФЗ Статьи 9,17 129-ФЗ |
|
График документо оборота |
Законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике. |
Статьи 9,17 129-ФЗ |
|
Форма |
1. Журнально-ордерная 2. Мемориально-ордерная 3. Упрощенная 4. Автоматизированная |
Автоматизированная |
Пункты 8,19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Пункт 5 ПБУ 1\98 |
Рабочий план счетов |
Формируется на основании типового плана счетов, утверждается в приложении. |
Пункт 3 ст.6 129-ФЗ |
|
Обработка учетной информации |
1. Ручная 2. Автоматизированная |
Автоматизированная |
Пункт 3, ст. 6 129-ФЗ |
Реестр форм регистров |
Законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике. |
Пункты 8,19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Пункт 5 ПБУ 1\98. |
|
Инвентаризация |
1.Состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций. 2. Законодательно не установлены, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике. |
Законодательно не установлены, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике. |
Ст. 12 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Пункты 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Пункт 5 ПБУ 1\98 |
Внутренний контроль |
1. Организация создает и контролирует службы. 2. Передает контрольные функции отдельным работникам. |
Передает контрольные функции отдельным работникам. |
Пункт 3, ст. 6 129-ФЗ |
Формы отчетности |
1. Типовые 2.Разработанные организацией |
Типовые |
Приказ Минфина № 67 Н |
Способ представления отчетности |
1. Лично 2. По доверенности 3. По почте 4. В электронном виде |
В электронном виде |
Пункт 6, ст. 13 129-ФЗ |
Налоговый учет
Элементы учетной политики |
Альтернативные варианты |
Варианты, принятые в организации |
Основание (законодательные акты и нормативные документы) |
Способ ведения учета |
1. Учет ведет лично руководитель. 2. Учреждается налоговая служба как отдельные подразделения. 3. Учет ведет бухгалтер по налоговому учету. 4. Учет ведет по договору специализированная организация или бухгалтер-специалист. |
Учет ведет бухгалтер по налоговому учету |
Ст. 313 НК РФ |
Форма |
1. Ручная 2. Автоматизированная |
Автоматизированная |
статьи 313, 314 НК РФ |
Рабочий план счетов |
1.Формируется самостоятельно. 2. Не применяется |
Формируется самостоятельно |
ст. 313, 314 НК РФ |
Реестр форм регистров |
1. Разрабатывается на основе данных бухгалтерского учета. 2.Используются рекомендованные формы. 3. Регистры формируются самостоятельно. |
Регистры формируются самостоятельно. |
статьи 313, 314 НК РФ |
3. Методический раздел
Бухгалтерский учет
Элементы учетной политики |
Альтернативные варианты |
Варианты, принятые в организации |
Основание(законодательные акты и нормативные документы) |
Учет основных средств |
Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости |
Пункт 18 ПБУ 6\01 |
|
Способы начисления амортизации 1. Линейный метод 2.Метод уменьшаемого остатка 3.Пропорционально стоимости продукции |
Линейный метод |
Пункт 15 ПБУ 14\2000 |
|
Срок полезного использования устанавливается организацией самостоятельно исходя из: - ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; - ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды. |
Срок полезного использования устанавливается организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью. |
ПБУ 6\01 |
|
Затраты на восстановление объекта ОС отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. |
ПБУ 6\01 |
||
Учет НА |
Принимаются к учету по первоначальной стоимости. |
ПБУ 14/2007 |
|
Определение амортизации производится одним из следующих способов: - линейный способ; -способ уменьшаемого остатка; - способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). |
Амортизация начисляется линейным способом. |
п.28 ПБУ 14/2007 |
|
Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из: срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом; ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации). Срок полезного использования нематериального актива не может превышать срок деятельности организации. |
п.26 ПБУ 14/2007 |
||
Учет МПЗ |
Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). |
п.6 ПБУ 5/01 |
|
Оценка производится одним из следующих способов: - по себестоимости каждой единицы; - по средней себестоимости; - по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО). |
способ ФИФО |
п.16 ПБУ 5/01 |
|
Учет готовой продукции на складе |
- по фактической производственной себестоимости; - по нормативной (плановой) производственной себестоимости; - по прямым статьям затрат. |
По фактической производственной себестоимости |
Методические рекомендации Минфина РФ от 23.04.2004 |
Учет денежных средств |
Организация осуществляет операции и ведет учет
денежных средств и денежных документов в соответствии с требованиями,
установленными Указанием ЦБР от 27 августа |
||
Учет текущих расчетов |
Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей. По истечении исковой давности (3 года) дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств. Создается резерв по сомнительным долгам. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. |
п.70
Приказ Минфина РФ от 29 июля |
|
Учет оплаты труда |
В понятие расходов на оплату труда сотрудников организаций с позиций формирования себестоимости и налогооблагаемой базы по прибыли входят следующие элементы компенсации трудовых затрат наемных работников и других граждан, привлекаемых для выполнения определенных трудовых обязанностей: 1) суммы окладов, тарифных ставок, сдельных расценок и других традиционных форм оплаты; 2) размеры премий и других выплат, стимулирующих трудовой процесс; 3) начисления компенсирующего и стимулирующего характера, связанные с интенсификацией режимов работы и повышенным трудовым напряжением; 4) стоимость бесплатной фирменной одежды, остающейся в личном пользовании работников; 5) суммы среднего заработка, подлежащие выплатам работникам при выполнении ими государственных или общественных обязанностей; 6) стоимость коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством; 7) суммы оплаты отпусков; 8) денежные компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении сотрудников; 9) оплата труда на время учебных отпусков; 10) вознаграждения за выслугу лет; 11) оплата рабочего времени при вынужденных прогулах; 12) доплата работникам при временных утратах ими работоспособности; 13) суммы взносов в пользу работников на добровольное страхование в пределах 12% от сумм расходов на оплату труда; 14) доплаты работающим инвалидам; 15) оплата труда по договорам гражданско-правового характера; 16) другие виды расходов. |
Приказ
Минфина РФ от 29 июля |
|
Учет затрат на производство |
Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе: - по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости; - по прямым статьям затрат; - по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам. |
По фактическим произведенным затратам |
п. 64 Приказа
Минфина РФ от 29 июля |
Учет финансовых результатов |
Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. |
п.9 ПБУ 10/99 |
|
Учет финансовых вложений |
Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат на их приобретение. Ценные бумаги учитываются на счете 58 «»Финансовые вложения» и на счете 55 «Специальные счета в банках» |
ПБУ 19/02 |
Налоговый учет
Элементы учетной политики |
Альтернативные варианты |
Варианты, принятые в организации |
Основание (законодательные акты и нормативные документы) |
Учет основных средств |
Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости |
ст.257 НК РФ |
|
1. Линейный метод 2.Не линейный метод |
Линейный метод |
Ст. 2256, 259 НК РФ |
|
Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно. |
Срок полезного использования устанавливается организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью. |
ст.258 НК РФ |
|
Расходы на ремонт ОС признаются для целей налогообложения в том налоговом периоде, в котором они были осуществлены в размере фактических затрат. |
ст.260 НК РФ |
||
Учет НА |
Принимаются к учету по первоначальной стоимости |
ст.257 НК РФ |
|
Налогоплательщики начисляют амортизацию 1) линейным методом; 2) нелинейным методом. |
Амортизация начисляется линейным способом. |
ст.259 НК РФ |
|
Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, а также исходя из полезного срока использования НА, обусловленного соответствующими договорами. По НА, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта НА, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности налогоплательщика). |
ст.258 НК РФ |
||
Учет МПЗ |
Стоимость МПЗ, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением МПЗ. |
ст.254 НК РФ |
|
При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов применяется один из следующих методов - метод оценки по стоимости единицы запасов; - метод оценки по средней стоимости; - метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); - метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). |
Способ ФИФО. |
ст.254 НК РФ |
|
Учет готовой продукции на складе |
Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию. |
п.2 ст.319 НК РФ |
|
Учет текущих расчетов |
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число налогового периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности; 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва. При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода. |
п.4 ст.266 НК РФ |
|
Учет оплаты труда |
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. |
ст.255 НК РФ |
|
Учет затрат на производство |
Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов. |
ст. 319 НК РФ |
|
Учет финансовых результатов |
Расходы подразделяются на: 1) прямые; 2) косвенные. К прямым относятся: материальные затраты, расходы на оплату труда персонала, суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, суммы начисленной амортизации по ОС. К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов. Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. |
ст. 318 НК РФ |
|
Учет финансовых вложений |
В налоговом учете при реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно согласно принятой в целях налогообложения учетной политике выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг: · ФИФО · ЛИФО · по стоимости единицы |
Метод ФИФО |
п.9 ст.280 НК РФ |
Предприятия всех отраслей деятельности, получившие убыток от операций с ценными бумагами в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном периоде на условиях ст.283 НК РФ. Перенос убытков, полученных от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном РЦБ, и ценными бумагами, не обращающимися на организованном РЦБ, осуществляется раздельно соответственно в пределах доходов, полученных от операций с указанными ценными бумагами |
Переоценка долговых пенных бумаг не производится. |
ст.280, 283 НК РФ |
Ответственность за осуществление учетной политики возложить на главного бухгалтера.
Директор Попов Попов Г. К.
3. Практическое задание
Задание:
ООО «Ромашка» собственными силами осуществляет строительство производственного цеха, на финансирование которого в банке 31.07.0Х г. получен целевой кредит в сумме 2 000 000 руб. сроком на 8 месяцев. Проценты по кредиту уплачиваются ежемесячно из расчета 11,5% годовых. Средства кредита направлены: на предварительную оплату материалов стоимостью 590 000 руб., в том числе НДС, используемых при строительстве; для приобретения строительных материалов на сумму 826 000 руб., в том числе НДС. Строительство цеха ООО «Ромашка» на момент получения кредита начато, а на момент возврата кредита — не окончено. Отразить указанные операции в учете ООО «Ромашка» со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгалтерском и налоговом учете.
Решение:
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса РФ). Кредит, выданный с условием использования на определенные цели, является целевым (п. 2 ст. 819, п. 1 ст. 814 ГК РФ).
В бухгалтерском учете правила формирования информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, устанавливает Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01), утвержденное Приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н.
В соответствии с п. п. 3, 4 ПБУ 15/01 в момент фактического зачисления денежных средств на банковский счет организации (31.07.2006) основная сумма долга по кредиту учитывается организацией-заемщиком в сумме предоставленных денежных средств и отражается в составе кредиторской задолженности.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, сумма краткосрочного (на срок не более 12 месяцев (п. 5 ПБУ 15/01)) кредита отражается организацией по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", например субсчет 66-1 "Расчеты по основной сумме долга", и дебету счета 51 "Расчетные счета".
Материалы, приобретаемые организацией для строительства как за счет собственных, так и за счет заемных средств, учитываются на счете 10 "Материалы", субсчет 10-8 "Строительные материалы", по фактической себестоимости (Инструкция по применению Плана счетов, п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).
В фактическую себестоимость материалов, приобретенных за счет заемных средств, помимо суммы, уплачиваемой продавцу (за минусом НДС), должны включаться проценты, начисленные по заемным средствам до принятия материалов к бухгалтерскому учету, если они привлечены для приобретения этих запасов (п. 6 ПБУ 5/01).
В более позднем по времени принятия ПБУ 15/01 содержится по существу аналогичная норма, согласно которой проценты по кредитам, направленным для осуществления предварительной оплаты материалов, включаются в стоимость этих материалов посредством отнесения суммы начисленных процентов на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой материалов (п. п. 11, 15 ПБУ 15/01).
Однако в рассматриваемой ситуации целевой кредит привлечен для финансирования затрат по строительству инвестиционного актива, и при выполнении условий, установленных п. п. 25, 27 ПБУ 15/01, проценты по такому кредиту должны включаться в стоимость инвестиционного актива (п. п. 12, 13, 23 ПБУ 15/01).
То есть ПБУ 15/01 (см. п. п. 12, 14 ПБУ 15/01) принципиально делит проценты, причитающиеся к уплате по кредитным договорам, на включаемые в текущие расходы и на включаемые в стоимость инвестиционного актива. На основании изложенного считаем, что в отношении материалов, приобретаемых для строительства, норма п. 15 ПБУ 15/01 не применяется.
В таком случае ежемесячно на конец месяца организация производит начисление процентов по кредитному договору записью по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств", и кредиту счета 66, субсчет, например, 66-2 "Расчеты по процентам" (п. п. 16, 17 ПБУ 15/01, Инструкция по применению Плана счетов).
В налоговом учете средства, полученные по долговым обязательствам любого вида, независимо от способа их оформления, а также средства, направленные на погашение заимствований, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 Налогового кодекса РФ).
Для целей налогообложения прибыли проценты по полученному кредиту (вне зависимости от характера кредита (текущего или инвестиционного)) за время фактического пользования денежными средствами включаются в состав внереализационных расходов с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).
По договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогового учета расход признается осуществленным и включается в состав внереализационных расходов на конец соответствующего месяца (дату погашения обязательства) (п. 8 ст. 272, абз. 2 п. 4 ст. 328 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом при оформлении долгового обязательства в рублях, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, действовавшей на дату привлечения денежных средств. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на момент привлечения денежных средств в данном случае равна 11,5% (Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 N 1696-У), следовательно, предельная величина процентов по заемным обязательствам равна 12,65% (11,5% х 1,1), что превышает процентную ставку, по которой организацией уплачиваются проценты по кредитному договору.
В связи с тем что в бухгалтерском учете суммы начисленных процентов формируют финансовый результат по мере начисления амортизации по инвестиционному активу (объекту основных средств), организации в бухгалтерском учете следует ежемесячно признавать налогооблагаемую временную разницу и отложенное налоговое обязательство (п. п. 12, 15, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). Отложенные налоговые обязательства отражаются на счете 77 "Отложенные налоговые обязательства" в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Отражено поступление средств целевого кредита |
51 |
66-1 |
2000000 |
Выписка банка по расчетному счету |
Перечислена предварительная оплата продавцу материалов (как за счет собственных, так и за счет заемных средств) (590 000 + 826 000) |
60 |
51 |
1416000 |
Выписка банка по расчетному счету |
Отражено приобретение материалов (как за счет собственных, так и за счет заемных средств) (590 000 - 90 000 + + 826 000 - 126 000) |
10-8 |
60 |
1200000 |
Отгрузочные документы продавца, Приходный ордер |
Отражена сумма НДС, предъявленная продавцом материалов (90 000 + 126 000) |
19 |
60 |
216 000 |
Счет-фактура |
Принята к вычету сумма НДС, предъявленная продавцом материалов |
68 |
19 |
216 000 |
Счет-фактура |
В течение срока строительства объекта |
||||
Отражено списание материалов для осуществления строительства |
08-3 |
10-8 |
1200000 |
Требование- накладная |
Ежемесячно в течение 7 месяцев |
||||
Начислены проценты по кредиту (2 000 000 х 11,5% / / 360 х 30) |
08-3 |
66-2 |
19 167 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Уплачены проценты по кредиту |
66-2 |
51 |
19 167 |
Выписка банка по расчетному счету |
Отражено отложенное налоговое обязательство (19 167 х 24%) |
68 |
77 |
4 600 |
Бухгалтерская справка-расчет |
На дату возврата денежных средств |
||||
Начислены проценты по кредиту (2 000 000 х 11,5% / / 360 х 30) |
08-3 |
66-2 |
19 167 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Отражено отложенное налоговое обязательство (19 167 х 24%) |
68 |
77 |
4 600 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Уплачены проценты по кредиту и возвращена сумма основного долга (2 000 000 + 19 167) |
66-1, 66-2 |
51 |
2019167 |
Выписка банка по расчетному счету |
Список литературы
1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98: утв. приказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 № 60н.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006: утв. приказом Министерства финансов РФ от 27.11.2006 № 154н.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: утв. приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 № 44н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: утв. приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н.
6.Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000: утв. приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 № 92н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000: утв. приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 № 91 н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01: утв. приказом Министерства финансов РФ от 02.08.2001 № 60н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02: утв. приказом Министерства финансов РФ от 19.11.2002 № 115н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02: утв. приказом Министерства финансов РФ от 10.12.2002 № 126н.
11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: утв. приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 №94н.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
13. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: утв. приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 № 119н.
14. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды: утв. приказом Министерства финансов РФ от 26.12.2002 № 135н.
15. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2000.
16. Ю.Калинин В.В. Аудит: Учебные материалы. - М.: ООО «ИКФ Омега-Л»,2000.
17. Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита. М., 2006.
18. П.Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М.:"МЕД-пресс", 2005.
19.Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета - М.: Финансы и статистика, 2004.
20.Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет на основе налогового кодекса. М.,2007.
21.Пошерстнник Е.Б. Мейксин М.С. Бухгалтерский учет и аудит. T.I M.:
Герда, 2006.
22.Тумасян Р.З.Бухгалтерский учет: учеб.-практ. Пособие-М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2008г.
23. Шишкин А.П. и др. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на
коммерческих предприятиях: практическое руководство. М.: АО
«Финстат-информ», 2005.