Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические основы учета денежных средств............................. 5

1.1 Нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет денежных средств.......................................................................................................................... 5

1.2. Организация учета кассовых операций.................................................. 6

Глава 2. Организация учета и аудита денежных средств на предприятии ООО «Дезави»........................................................................................................ 16

2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Дезави».......................... 16

2.2. Организация учета денежных средств на предприятии ООО «Дезави» 17

Глава 3. Совершенствование бухгалтерского учета денежных средств на примере ООО «Дезави»............................................................................................... 22

Заключение.................................................................................................... 33

Список литературы....................................................................................... 36

Введение

В процессе осуществления своей деятельности торговые предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами: поставщиками товарно-материальных ценностей (работ, услуг), покупателями, финансовыми, налоговыми органами, органами социального страхования и др. Расчеты между ними осуществляются в денежной форме.

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках и открытых особых счетах.

Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; использование денежных средств по их целевому назначению; своевременность расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими; своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.

Учет денежных средств должен быть сплошным, непрерывным, документально оформленным и взаимосвязанным.

Объектом исследования дипломной работы является ООО «Дезави».

Предмет исследования –организация бухгалтерского учета денежных средств на ООО «Дезави».

Успешность деятельности ООО «Дезави» зависит от ведения учета и квалифицированной работы бухгалтерии.

Целью работы является рассмотрение организации учета денежных средств в ООО «Дезави», а также разработка рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета.

Для достижения этой цели  в дипломной работе поставлены и решаются  следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы учета денежных средств в соответствии с законодательством РФ;

- оценить состояние бухгалтерского учета  по движению денежных средств в ООО «Дезави»;

- ознакомиться с нормативным регулированием денежных средств;

- разработать рекомендации предложения по усовершенствованию бухгалтерского учета в ООО «Дезави».

Глава 1. Теоретические основы учета денежных средств

1.1 Нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет денежных средств

К основным законодательным и нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет денежных средств относятся:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. — М.:

Проспект, 1998.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ 1 от 24.03.2000 г. №31н),.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

5. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ Минфина РФ от 13,01.2000 г. № 4н.

6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина-РФ от 13.06.95 г. №49.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н.

8. «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Положение Центробанка РФ от 12.04.2001 г. № 2-П.

9. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами». Указание Цетробанка РФ от 07.10.98 г. № 375-У.

10. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 34н.

11. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей». Указ Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 106.

12. Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.) (с изм. и доп. от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.)

13. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40)

14. Разъяснения ЦБР от 22 октября 1997 г. О некоторых вопросах, связанных с проведением кассовых операций

15. Письмо ЦБР от 16 марта 1995 г. N 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью" (с изм. и доп. от 28 января 1997 г.)

16. Письмо Минфина РФ от 12 февраля 2002 г. N 3-01-01/11-71 "О порядке установления лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки"

1.2. Организация учета кассовых операций

В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты. Абсолютно платежеспособным считается организация, обладающая достаточным количеством денежных средств, для расчетов, имеющихся у них текущих обязательств. Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских счетах, расчетных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в кредитных организациях и производить расчеты с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки.

Для осуществления расчетов наличными деньгами следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993г. №40. Согласно ему каждая организация должна иметь кассу, в которой могут находится остатки наличных денег в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организаций. Лимит при необходимости периодически пересматривается. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка денег в кассе необходимо сдать в банк: в дневные, вечерние кассы банков, через инкассатора; в объединенные кассы при организациях для последующей сдачи в банк; предприятиям  для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации.

Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 утверждены согласованные с Минфином России унифицированные формы первичной учетной документации, вступившие в действие с 1 января 1999 года: № КО-1 «Приходный кассовый ордер», № КО-2 «Расходный кассовый ордер, № КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов», № КО-4 «Книга принятых и выданных кассиром денежных средств».

Все приходные и расходные ордера должны быть зарегистрированы в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. № КО-3).

По общепринятому правилу нумерация расходных и приходных кассовых ордеров начинается с начала каждого года с порядкового номера один и до окончания года ведется в порядке возрастания номеров. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.

Поступление наличных денег в кассу организации оформляется приходным кассовым ордером (ф. № КО-1).

Приходный кассовый ордер утвержденной формы применяется для оформления поступления денег в кассу как при ручной обработке, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным. В качестве подтверждения приема денег выписывается квитанция к приходному кассовому ордеру, которая вручается лицу, внесшему деньги, или прикладывается к выписке банка (при поступлении наличных по чеку). Квитанция также подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, кассиром и заверяется печатью (штампом) или оттиском кассового аппарата.

В приходных кассовых ордерах и квитанциях к ним указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.

Кассир проверяет соответствие сумм наличных средств по сопроводительным документам, приходному ордеру, квитанции к нему и пересчитывают наличные, переданные лицом, вносящим средства в кассу. При совпадении всех сумм кассир подписывает приходный ордер, квитанцию к нему и выдает квитанцию на руки лицу, вносящему наличные.

Кассир приходует наличные, регистрирует операцию в кассовой книге, гасит приложенные к ордеру документы штампом или надписью «Получено».

Операции по расходу наличных денег из кассы оформляются в следующем порядке.

Журнал регистрации построен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств, присваиваются номера кассовым документам, в графе «Примечание» указывается основание получения (выдачи) денежных средств, кто получил (кому выдано).

В этой графе делается отметка об аннулировании выписанных кассовых ордеров; ордера хранятся вместе с журналом регистрации в течение всего срока, установленного для хранения кассовых документов.

В обязанности кассира входит ведение кассовой книги (ф. № КО-4), в которой учитывают все поступления и выдачи наличных денег в организации.

Организация ведет одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. На ее последней странице делается надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано… страниц», - которая заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Исправление ошибки должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждено подписью лиц, подписавших документ. Необходимо также проставить дату исправления.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

Расчетные документы оформляются в соответствии с Порядком, согласно которому кассовые операции по приходу и  расходу денежных средств оформляются унифицированными формами первичной учетной документации, которые должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами или машинописным путем. Исправления в них не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится в день составления ордеров. Лицам, сдающим или получающим деньги, кассовые ордера на руки не выдаются. 

Организациями наличные деньги от населения принимаются с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Кассы принимают наличные деньги по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира. Квитанция заверяется печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Операции по приходу наличных денег в кассу оформляются в следующем порядке.

Лицо, вносящее наличные, представляет в бухгалтерию организации сопроводительные документы, а также доверенность (если наличные вносятся от имени юридического лица) для совершения данной операции. Прием и учет наличных денег должен вестись в строгом соответствии с законодательными актами и нормативными документами, регламентирующими их поступление.

Руководитель организации совместно с главным бухгалтером определяют содержание хозяйственной операции и необходимость проведения ее с использованием наличных из кассы. Принятое решение оформляется в виде договора (распоряжения, приказа, разрешительной надписи руководителя).

Главный бухгалтер (бухгалтер) составляет расходный кассовый ордер (ф. № КО-2), который подписывается руководителем и главным бухгалтером, и регистрирует его в журнале регистрации. Если на прилагаемых к расходному ордеру документах есть разрешительная подпись руководителя, то его подпись в ордере не обязательна.

Кассир принимает расходный кассовый ордер к исполнению и выдает наличные, требуя при этом от стороннего физического лица обязательного предъявления документа, удостоверяющего его личность.

Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: - рублей – прописью, копеек – цифрами. При получении денег по платежной (расчетно –платежной)  ведомости сумма прописью не указывается.

Расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине. Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются.

В расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.

Выдача расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается.

Выдача денег по кассовым ордерам может производится только в день их составления.

Кассир регистрирует совершенную операцию в кассовой книге (ф. № КО-4).

При получении расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:

а) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а также разрешительной надписи (подписи) руководителя организации или лиц, на это уполномоченных;

б) правильность оформления документов;

в) наличие перечисленных в документах приложений.

В случае несоблюдения одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты.

Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми  ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход организации.

Кассир выдает деньги только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если деньги выдаются по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера  после фамилии, имени  и отчества получателя денег бухгалтерией указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если получение денег производится по ведомости, то перед распиской в получении денег кассир делает надпись: «По доверенности». Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру или ведомости.

Организации выдают наличные деньги  под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы своим подразделениям (филиалам), не состоящим на самостоятельном балансе и находящимся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями.

Для учета этих средств и применяется авансовый отчет. На основании этого первичного документа бухгалтер проверяет, как работник израсходовал выданные ему деньги. Авансовый отчет заполняется от руки или на компьютере.

На лицевой стороне отчета предусмотрена таблица для отражения бухгалтерских записей, которые связаны с расходованием подотчетных сумм.

Необходимо обратить внимание на то, что в новом авансовом отчете под линией отреза появилась расписка. Ее заполняет бухгалтер и отдает работнику, от которого он принял этот отчет.

На оборотной стороне этого отчета в специальной таблице проводится перечень документов, которые подтверждают расходы работника. Еще здесь указываются  израсходованные суммы, а также, которые бухгалтер принял к учету. В последней графе таблицы записываются и номера счетов, на которых и отражаются и эти суммы.

Авансовый отчет может составляться и в иностранной  валюте, в том случае если сотрудники организации бывают в командировках за границей. В этих случаях выданные под отчет суммы  заполняются в отчете в специальной графе, если аванс выдается  в иностранной валюте.

Работник организации может получить деньги под отчет, только если есть на это распоряжение руководителя. Полученные деньги он вправе израсходовать на те цели, на которые они ему выданы. Работник заполняет авансовый отчет в течение трех дней, начиная с даты, до которой выданы деньги, или со дня возвращения из командировки. К авансовому отчету работник прикладывает документы, подтверждающие производственные расходы. Эти документы нумеруются в той же последовательности, в какой они указаны в авансовом отчете.

Подотчетные лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее чем через три рабочих дня по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Если после того, как работник произвел все необходимые расходы, у него остались деньги, то он должен их вернуть в кассу предприятия. При этом в отчете он должен указать сумму остатка. А если работник израсходовал больше, чем ему выдали, то в отчете он записывает сумму перерасхода.

На основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерия списывает подотчетные суммы. Заполненный и утвержденный авансовый отчет вместе с приложенными к нему документами переплетается и сдается в текущий архив организации.  В этом архиве он хранится пять лет.

Приходные и расходные кассовые документы, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и кассовую книгу предприятия могут вести как ручным, так и автоматизированным способами.

Организация может иметь в кассе наличные деньги только в пределах лимитов, установленных кредитными организациями по согласованию с руководителем организации.

Порядок установления лимита остатка наличных денег в кассе организации регламентируется Правилами. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается кредитными организациями ежегодно всем организациям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим  кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота организаций с учетом особенностей режима их деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в кредитные организации, а также обеспечения их сохранности.

Выполнение всех операций с наличными деньгами возложено на кассира. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. После подписания такого договора кассир несет полную материальную ответственность. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам. В случае временной нетрудоспособности кассира, находящиеся у него под отчетом материальные ценности немедленно пересчитываются другим кассиром в присутствии руководителя и главного бухгалтера предприятия. О результате пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц. В кассу предприятий наличные деньги поступают с расчетного счета в банке в результате платежей за товарно-материальные ценности и услуги, при возврате ранее выданных сумм. Бухгалтер должен отражать в учете все хозяйственные операции, подкрепив их подтверждающими документами.

В сроки, определенные руководством, но не реже, чем установлено действующими нормативными документами, в кассе проводят инвентаризацию наличности. Результаты такой инвентаризации оформляют актом (ф. №ИНВ-15). Этот акт применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе организации.

Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии, и доводят до сведения руководителя организации. Один экземпляр передается в бухгалтерию организации, второй – остается у материально-ответственного лица. Во время инвентаризации прием и выдача денежных средств, а также денежных документов не производится. Не допускается проведение инвентаризации при неполном составе инвентаризационной комиссии. Никаких подчисток и помарок в денежных документах не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом. Излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации.

Бухгалтерский учет кассовых операций осуществляется на синтетическом счете «Касса», расположенному во втором разделе актива баланса «Оборотные активы».

 К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50-1 «Касса организации»;

50-2 «Операционная касса»;

50-3 «Денежные документы» и др.

Следует отметить, что на субсчете 1 учитываются денежные средства в кассе организации; на субсчете 2 – наличие и движение денежных средств в кассах отделов, секций магазинов. Он открывается организациями при необходимости. Поступление денежных средств в кассу отражается на основании кассового отчета по дебету счета 50, а выбытие денежных средств по кредиту этого счета (табл.1).

Таблица 1

Корреспонденция счетов по кассовым операциям

№ п/п

Операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

2

3

4

Поступление денежных средств в кассу

1

Выручка торговых организаций за реализованные товары

50

90

2

Поступление денежных средств в кассу с расчетного счета

50

51

3

Внесен в кассу остаток неиспользованного аванса, выданного подотчетным лицам

50

71

4

Поступление денежных средств в кассу со специальных счетов в банках

50

55

5

Отражена выручка оптовых организаций от реализации товаров за наличный расчет в пределах установленных лимитов

50

62

6

Поступление платежей от прочих дебиторов

50

76

1

2

3

4

7

Поступление платежей в погашение материального ущерба

50

73

8

Возмещения поставщиками сумм недостачи, недопоставки товаров

50

60

9

Поступления денежных средств с валютного счета

50

52

10

Получены наличными краткосрочные и долгосрочные кредиты банков

50

66, 67

11

Выявлены излишки в кассе

50

91

12

Поступление арендной платы, полученной наличными в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам

50

98

Продолжение таблицы 1

Выбытие денежных средств из кассы

13

Сданы денежные средства на расчетный и валютные счета

51, 52

50

14

Сдана выручка в банк через инкассатора

57

50

15

Выдано работникам подотчет

71

50

16

Выдана работникам заработная плата

70

50

17

Выданы работникам займы

73

50

18

Приобретены за наличный расчет товарно-материальные ценности

10, 41

50

19

Произведены расходы, относящиеся у будущим периодам

97

50

20

Оплата поставщикам в пределах установленных лимитов

60

50

21

Выплата дивидендов учредителям

75

50

22

Произведена оплата наличными кредиторам

76

50

23

Выявлена недостача наличных денег при инвентаризации кассы

94

50

23

Списание денежных средств в кассе в связи с чрезвычайными обстоятельствами

99

50

Аналитический учет кассы ведется по каждому кассиру. Синтетический учет при журнально-ордерной форме учета осуществляется в журнале-ордере № 1 с дебетовой ведомостью к нему.

Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

При ведении бухгалтерского учета с использованием программных продуктов регистрация приходных и расходных кассовых документов осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.

По окончании месяца путем сопоставления итоговых оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» выводится сальдо наличных денег на конец месяца. Его сверяют с остатком в кассовой книге.

Глава 2. Организация учета и аудита денежных средств на предприятии ООО «Дезави»

2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Дезави»

ООО «Дезави» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. ООО «Дезави» зарегистрировано Постановлением Главы города Челябинска № 257-П от 04 марта 2002 г.

Полное наименование организации: общество с ограниченной ответственностью «Дезави».

Организационно-правовая форма торговой фирмы ООО «Дезави» - общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности – частная.

ООО «Дезави» коммерческое предприятие, цель которого извлечение прибыли в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. Учредителями являются физические лица, уставный капитал был внесен денежными средствами. По состоянию на 07 марта 2002 года Уставный капитал сформирован полностью в сумме 10000 рублей.

ООО «Дезави» имеет расчетный счет в Челябинвестбанке, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на местонахождение общества.

Высшим органом управления является собрание участников (учредителей) во главе которого находится Председатель. На предприятие создан орган управления – коллегиальный (правление) и исполнительный (дирекция). Контроль за деятельностью дирекции осуществляется ревизионной комиссией, которая предоставляет отчет собранию учредителей.

Учредительными документами является устав и учредительный договор.

Управленческая структура предприятия состоит из :

1.      Директора, который занимается решением коммерческих вопросов;

2.      Заместителя директора, который занимается заключением договоров на поставку продукции, аренды и других.

3.      Бухгалтерии, которая предоставляет бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, занимается ведением расчетно-кассовых операций, сверкой фактически отгруженной продукции клиентам, сумм возвратов не реализованной продукции, сумм недостач  и подтверждение дебиторской задолженности.

4.      Отдела реализации, который выполняет такие функции, как отслеживание продаж, проставление заказов на клиентов (на точки самообслуживания – продуктовые супермаркеты).

2.2. Организация учета денежных средств на предприятии ООО «Дезави»

Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерско-финансовой службой ООО «Дезави» в составе трех человек, возглавляемой главным бухгалтером.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами РФ и Положением об учетной политике ООО «Дезави».

Бухгалтерский учет ведется ручным способом с применением журнально-ордерной формы учета.

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

- применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

- совмещение в ряде журналов ордеров синтетического и аналитического учета;

- объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;

- отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

- сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Открываются журналы-ордера на месяц на отдельный синтетический счет или на группу синтетический счетов.

Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непосредственно с первичных документов, либо со вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов.

Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Перечень производимых хозяйственных операций с денежными средствами на ООО «Дезави» за 2002 год предоставлен в таблице 3.

Таблица 3

Перечень хозяйственных операций с денежными средствами

№ п/п

Операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

1.

Поступление наличных денег в кассу предприятия с расчетного счета для выдачи заработной платы

50

51

478614

2.

Поступление наличных денег в кассу предприятия с расчетного счета для выдачи подотчетных сумм

50

51

6200

3.

Выдана заработная плата работникам организации

70

50

478614

4.

Выданы из кассы подотчетные суммы

71

50

6200

5.

Поступления денежных средств на расчетный счет от продажи товаров

51

62

2890800

6.

Полученные на расчетный счет авансы от покупателей

51

62

500000

7.

Перечислены авансы за приобретаемые товары

60

51

97900

8.

Оплачена с расчетного счета задолженность поставщикам за приобретенные товары

60

51

2676000

9.

Перечислена задолженность внебюджетным фондам

69

51

19145

10.

Перечислена задолженность в бюджет

68

51

88141

После записи хозяйственных операций в журналы-ордера и подсчета итогов по каждому журналу-ордеру, проверенные месячные итоги записывают в Главную книгу.

Кассовые операции в ООО «Дезави» осуществляет кассир – Хардина Н.П., Резник С.В. является материально - ответственным лицом, но договор о материальной ответственности не заключен, где в случае хищения, недостачи или установления излишка в кассе по истечении трех рабочих дней после выдачи денег (заработной платы работникам) обнаруженных после инвентаризации кассы кассир должен нести административную ответственность. Об этом нарушении будет говориться при проверке кассовых операций на ООО «Дезави».

Касса ООО «Дезави». Не оборудовано согласно Порядком ведения кассовых операций, что и отразилось в аудиторской проверке организации.

Каждый год ООО «Дезави» устанавливает лимит денежных средств в кассе в размере 200 000, 00 рублей, ежедневно при проведении кассовых операций не должно превышать установленный лимит, за исключением выдачи заработноой платы работникам.

Осуществление приема наличных денег кассой организации производится по приходным кассовым ордерам; выдача наличных денег - по расходным кассовым ордерам, платежным ведомостям; сдача наличных денег в банк - по объявлениям на взнос наличными.

Полученные суммы по приходным кассовым ордерам и выданные суммы по расходным кассовым ордерам и платежным ведомостям записываются в кассовую книгу, где ведется учет движения наличных денежных средств. Страницы кассовой книги прошнурованы, пронумерованы и опечатаны сургучной печатью. Записи в кассовой книге кассир производит в двух экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры листов отрывные и являются отчетом кассира. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций по приходу и расходу денег в кассе, выводит остаток денежной наличности на следующее число и передает в бухгалтерию отчет с приложенными к нему приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге.

Для учета кассовых операций в бухгалтерии ведут специальные регистры бухгалтерского учета: журнал-ордер №1 по кредиту счета 50 «Касса» и ведомости №1 по дебету счета 50; учет денежных документов ведут в журнале-ордере №3 по кредиту счета 56 «Денежные документы».

Основанием для записей данных в журналах-ордерах служат отчеты кассира.

Свободные денежные средства ООО «Дезави» хранит в банке. Расчеты с другими предприятиями производит в основном в безналичном порядке.

ООО «Дезави» имеет один расчетный счет в «Челябинвестбанке», через который проводятся все денежные операции предприятия. Безналичные расчеты производятся при соблюдении условий договора на расчетно-кассовое обслуживание, заключенный между банком и предприятием.

Для получения наличных денег со счета в банке организация пользуется чековой книжкой, полученной в банке. В чеке указывают назначение требуемой суммы (на оплату труда, хозяйственные расходы и т. д.). Отрывная часть чека остается в банке, а у организации - корешок чека с указанием полученной суммы.

Для перечисления определенной суммы со своего расчетного счета на счет другого предприятия (организации, учреждения) организация использует платежные поручения. Платежными поручениями ООО «Дезави» оплачивает товары, работы, услуги, перечисляет налоги и отчисления.

При проведении операций на расчетном счете организации банком выдаются выписки с расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указываются начальный и конечный остаток на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия производит проверку правильности сумм, указанных в выписке и проставляет корреспонденцию счетов. Выписки банка являются основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета: журнале-ордере №2 по кредиту счета 51 “Расчетный счет” и ведомости №2 по дебету счета.

В организации проводят регулярно инвентаризацию наличных денег. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель - один раз в месяц.

Однако есть случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Так, в обязательном порядке инвентаризация проводится:

-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

-при смене кассира;

-если были выявлены факты хищения наличных денег;

-если наличные деньги были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.

Инвентаризацию проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя.

О том, как составить такой приказ, смотрите ситуацию "Инвентаризация основных средств" (раздел "Основные средства").

В состав комиссии, как правило, включают представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии и других специалистов (например, старших кассиров, специалистов по контрольно-кассовым машинам и т.д.).

По результатам инвентаризации составляют акт инвентаризации наличных денежных средств (форма N ИНВ-15).

В организации могут также проводиться внезапные ревизии кассы. Такая ревизия возможна:

по инициативе руководителя организации;

по требованию налоговой инспекции.

Ревизию также проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. Если ревизию проводят по требованию налоговой инспекции, в состав комиссии включают ее сотрудника (проверяющего).

Результаты ревизии отражают в акте о проверке наличных денежных средств кассы (форма N КМ-9).

На основании акта инвентаризации или ревизии бухгалтер должен сделать в соответствующих случаях такие проводки:

Дебет 50 Кредит 91-1

оприходованы наличные деньги, выявленные в процессе инвентаризации (ревизии);

Дебет 94 Кредит 50

отражена недостача наличных денег в кассе организации;

Дебет 73 Кредит 94

сумма недостачи отнесена на материально ответственного работника.

Глава 3. Совершенствование бухгалтерского учета денежных средств на примере ООО «Дезави»

Сложности настоящего времени вынуждают бухгалтеров постоянно отслеживать, квалифицировать и  совершенствовать последние изменения и дополнения действующих законов. Некоторые тратят свои выходные дни или свободное время в библиотеках, выискивая нужную информацию. Другие тратят уйму денег для выписки периодической литературы. Все это конечно полезно и не помешает в дальнейшем, но дело в том, что это замедляет процесс самой работы и доставляет кучу неудобств бухгалтеру. Бухгалтерский учет в такой ситуации не стабилен и требует от бухгалтера настоящего искусства, чтобы с одной стороны не загнать предприятие в угол из-за неправильной уплаты налогов, с другой стороны не нарушить закон и избежать штрафных санкций.

Многие предприятия уже давно обратились за помощью к персональным компьютерам. Предприятие, на котором было проведено исследование объекта дипломной работы, весь бухгалтерский учет ведет в ручную. Очень трудно каждый день заполнять множество документов, когда можно ограничится тем чтобы набрать на компьютере только цифровые данные.

Использовать персональный компьютер для автоматизации бухгалтерского учета является важной составной частью системы обеспечения всей деятельности предприятия. Безусловно, компьютерная программа не может заменить грамотного бухгалтера, но может значительно сэкономить ему время и силы, найти арифметические ошибки, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы. Кроме того, автоматизированные системы могут позволить сохранить и изготовить первичные и отчетные документы, а также бланки часто повторяющейся формы с уже написанными реквизитами предприятия. Предложения по улучшению работы бухгалтерии и для создания солидного вида фирмы необходимо обеспечить компьютерной техникой, приобрести и установить универсальную автоматическую систему такую как «1:С Бухгалтерия», а также вспомогательные консультационные системы «Гарант», «Консультант Плюс» и другие. Работать будет  интересно, быстро и удобно.

Если учесть во внимание то, что последние два года в ведении бухгалтерского учета, аудита, налогообложении было проведено много изменений, то можно смело сказать, что нынешнему бухгалтеру приходится не легко. Для того, чтобы правильно соблюдать все законодательные нормы, а также требования и предписания необходимо постоянно, так как это требуют законы, проводить повышение квалификации сотрудников бухгалтерии, посещать различные семинары бухгалтеров, иметь доступ к периодической и методической литературе, получать необходимые консультации по возникающим вопросам.

ООО «Дезави» не предоставляет своим бухгалтерам посещение семинаров, не обеспечивает новой методической и периодической литературой, не выделяет денежных средств на консультационные нужды в области бухгалтерского учета и налогообложения. Экономия средств может привести компанию к частичному или полному разорению, так как не квалифицированное ведение бухгалтерского учета будет приводить к различным ошибочным ситуациям, которые в последующем приведут компанию к наложению на него больших штрафных санкций, или в худшем случае прекращение его деятельности. Руководителю ООО «Дезави» необходимо провести собрание и методом опроса выяснить, в чем нуждаются сотрудники бухгалтерии, а также отдела сбыта, транспортной службы и т.д., и как можно серьезней подойти к этой проблеме.

Общественная внутрихозяйственная дисциплина, одним словом, внутренний контроль компании, который должен создаваться и поддерживаться руководителем на фирме существует, но свое действие проявляет очень слабо. Это можно заметить если обратиться к выше рассматриваемой проблеме. Служба внутреннего контроля как бы необязательна абсолютно для каждого предприятия, но можно отметить, что ее наличие  служит существенным фактором для создания надежной контрольной среды. В свою очередь контрольная среда в совокупности с системой бухгалтерского учета обеспечивает:

- сохранность и эффективность использования имущества компании;

- достижение требуемой точности и полноты учета и отчетности;

- соблюдение сотрудниками законодательных норм, а также требований и предписаний, которые регламентируются внутренними документами компании;

- участвовать в достижение и сохранение финансовой устойчивости компании и поддерживать честность по отношению к законам.

Система внутреннего контроля зависит как от руководителя, так и от самих сотрудников. Строгий руководитель это конечно хорошо, у такой организации  будет всегда высокий уровень эффективности работы, так как все будет под контролем и в плане дисциплины и в плане работы. Каждый работник  должен сам себя контролировать иначе в будущем ему самому не захочется работать в такой среде, где нет трудовой дисциплины.

На фоне проведенного анализа, методом тестирования, управление фирмой, можно оценить работу внутреннего контроля:

1.  Отбор кадров для внутреннего контроля не соответствует профессиональным знаниям и навыкам, а также личных этических качеств, это можно объяснить тем, что база по уровню повышения знаний на фирме стоит на последнем месте, слабая информированность лиц ответственных за ведение бухгалтерского учета об изменениях в законодательно-нормативной базе.

2.  Нет реальной ответственности каждого сотрудника за выполнение своих обязанностей, которые четко закрепленным за ним.

3.  Нет разделения несовместимых функций,  которые выполняются одним сотрудником. Такое совмещение в фирме видно по работе главного бухгалтера, который в свое время еще выполняет обязанности кассира. Разделение работы необходимо также для избежания злоупотреблений.

4.  Отсутствие документального определения порядка деятельности круга лиц, ответственных за планирование, контроль и анализ операций.

5.  Существуют такие факты как то, что сотрудник имеющий совмещение административных и контрольных функций умалчивает о недостатках в своей работе.

6.  Существует конфликтность в коллективе, это может быть вызвано  из-за разного возраста сотрудников работающих в фирме, который приводит к непониманию и расхождению мыслей в проводимой работе, а также проявления таких качеств как зависть или проявления конфликта по хозяйственной части.

В целях обеспечения внутреннего контроля предлагается :

1. Ввести в учетную политику график документооборота по денежным операциям :

Система документооборота по учету денежных средств в кассе

Рис. 4.

 
 

 

Система документооборота по учету денежных средств на расчетном счете

Рис. 5.

 
 

2. Разработать должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии в которых определить порядок оформления и обработки первичных документов, а также заложить меру ответственности за несвоевременнность некачественность ведения учета.

Из характеристики известно, что фирма занимается оптовой торговлей, на данный момент она процветает, но даже в такой ситуации есть то, что можно сделать еще лучше. Сотрудников работающих всего девять,  двое из них выполняют работу по хозяйственной части, на первый взгляд, казалось бы, достаточно, ведь каждый занимается своей работой, но по объему работы  бухгалтерия стоит на первом месте, а если еще учесть и то, что документы обрабатываются в ручную, то можно сказать, что кадровый состав бухгалтерии маловат. Фирме просто необходимо принять еще одного работника, кассира и возложить на него всю работу по кассе. Это приведет к качественному и своевременному учету, в будущем при неожиданных проверках фирма сможет оградить себя от неприятностей. О том, что за неправильную работу с наличностью налагается штраф говорится в новом кодексе п.3 ст.2.1. КоАП РФ.

Из характеристики предприятия видно, что ООО «Дезави» имеет расчетный счет, на котором, на конец месяца, остаются большие суммы денег. Избыток денежных сумм возникающих при проведении определенных операций, и которые в будущем будут предназначены для расходования, можно поместить в банк на сберегательный счет который будет открыт ООО «Дезави». Тем самым не будет происходить загромождение расчетного счета и в то же время предприятие сможет получать проценты по вложенным денежным средствам, что благоприятно отразится на прибыли компании.

Для укрепления внутрихозяйственного контроля, можно предложить ООО «Дезави» открытие еще одного банковского счета, который можно назвать «Расчетный счет по заработной плате», через который будет выплачиваться заработная плата сотрудникам. Перед сроком выдачи заработной платы фирма должна будет выписать один чек, на сумму всей заработной платы, для ее перевода  на данный счет. При этом сократится объем работы главного бухгалтера, который выполняет обязанности кассира, и сократится риск  за проведение данной операции. Рекомендации связанные с затратами компании, такие как покупка компьютера  в помощь бухгалтеру, через год, будут возмещены, если расширить круг покупателей.

Рассмотреть и оценить  следующую рекомендацию по открытию компанией сберегательного счета, можно на конкретных данных указанных в таблице 9.

Таблица 9

Оценка эффективность открытия расчетного счета

Рекоменда-ция

Ежемесяч-но свободные денежные средства

Процент по вкладам

Процент за услуги обслуживающего банка

Сумма процен-та за обслуживание банка

Сумма ежемесячно-го дохода

Сумма годово-го дохода

Открытие

Сберегательного счета

50 000р.

10%

2%

100р.

4900р.

58800р

Проводя оценку данной рекомендации видно, что компания, при открытии данного счета, сможет получать дополнительный доход, который положительно отразится на прибыли предприятия.

Предприятию предлагается введение системы скидок на реализуемую продукцию, что приведет к быстрой оборачиваемости средств и  соответственно приведет к положительному финансовому результату.

Снизить дебиторскую задолженность  путем продажи продукции только на условиях предоплаты или полной оплаты. Менеджерам по продажам уделить особое внимание в выборе партнеров по бизнесу путем оценки его платежеспособности.

Одним из наиболее важных и сложных этапов управления денежными потоками ООО «Дезави» является их оптимизацией.

Оптимизация денежных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления его хозяйственной деятельности.

Основными целями оптимизации являются:

- обеспечение сбалансированности объёмов денежных потоков;

- обеспечение синхронности формирования денежных потоков во времени;

- обеспечение роста чистого денежного потока предприятия.

Основными объектами оптимизации выступают:

·               положительный денежный поток;

·               отрицательный денежный поток;

·               остаток денежных активов;

·               чистый денежный поток.

Важнейшей предпосылкой осуществления оптимизации денежных потоков является изучение факторов, влияющих  на их объемы и характер формирования во времени. Эти факторы можно подразделить на внешние и внутренние. Система  основных факторов, влияющих на формирование денежных потоков предприятия.

К внешним факторам относятся:

1. Конъюнктура  товарного рынка. Изменение конъюнктуры  этого рынка определяет изменение  главной компоненты  положительного денежного потока предприятия – объема  поступления денежных средств от реализации продукции. Повышение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого предприятие осуществляет свою операционную деятельность, приводит к росту объема положительного денежного потока по этому виду хозяйственной деятельности. И наоборот – спад конъюнктуры вызывает так называемый «спазм ликвидности», характеризующий вызванную этим спадом временную нехватку денежных средств при скоплении на предприятии значительных запасов готовой продукции, которая не может быть реализована.

2. Конъюнктура фондового рынка. Характер этой конъюнктуры влияет, прежде всего, на возможность формирования денежных потоков за счет  эмиссии акций и облигаций предприятия. Кроме того, конъюнктура фондового рынка определяет возможность эффективного использования временно свободного остатка денежных средств, вызванного несостыкованностью объемов положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени. Наконец, конъюнктура фондового рынка влияет на формирование объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.

3. Система налогообложения предприятия. Налоговые платежи составляют значительную часть объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени. Поэтому любые изменения в налоговой системе – появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения  налоговых платежей – определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятия.

4. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции. Эта практика определяет  сложившийся порядок  приобретения продукции – на условиях её предоплаты; на условиях наличного платежа; на условиях отсрочки платежа. Влияние этого фактора проявляется в формировании как положительного, так и отрицательного денежного потока предприятия во времени.

5. Доступность финансового кредита. Эта доступность во многом определяется сложившейся конъюнктурой кредитного рынка (поэтому этот фактор рассматривается  как внешний, не учитывающий уровень кредитоспособности конкретных предприятий). В зависимости от конъюнктуры этого рынка растет или снижается объем  предложения «коротких» или «длинных», «дорогих» или «дешевых» денег, а соответственно и возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника (как положительного – при получении финансового кредита, так и отрицательного – при его обслуживании и амортизации суммы основного долга).

6. Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов. Характер расчетных операций  влияет на формирование денежных потоков во времени: если расчет наличными деньгами ускоряет осуществление этих потоков, то расчет чеками, аккредитивами и другими платежными документами эти потоки соответственно замедляет.

7. Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования. Такой возможностью обладают в основном государственные предприятия различного уровня подчинения. Влияние этого фактора проявляется в том, что  формируя определенный дополнительный объем положительного денежного потока, он не вызывает соответствующего объема формирования отрицательного денежного потока предприятия.

К внутренним факторам относятся:

1. Жизненный цикл предприятия. На разных стадиях этого жизненного цикла формируются не только разные объемы  денежных потоков, но и их виды (по структуре источников формирования положительного денежного потока). Характер поступательного развития предприятия по стадиям жизненного цикла играет большую роль в прогнозировании объемов и видов денежных потоков.

2. Продолжительность операционного цикла.  Чем короче продолжительность этого цикла, тем больше оборотов совершают денежные средства, инвестированные в оборотные активы, и соответственно тем больше объем и выше интенсивность как положительного, так и отрицательного денежных потоков предприятия. Увеличение объемов денежных потоков при ускорении операционного цикла не только не приводит к росту потребности в денежных средствах, инвестированных в оборотные активы, но даже снижает размер этой потребности.

3. Сезонность производства и реализации продукции. По источникам своего возникновения этот фактор можно было бы отнести  к числу внешних, однако технологический прогресс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления.

4. Неотложность инвестиционных программ. Степень этой неотложности формирует потребность в объеме соответствующего отрицательного денежного потока, увеличивая одновременно необходимость формирования положительного денежного потока.

5. Амортизационная политика предприятия. Избранные предприятием методы амортизации основных средств, а также  сроки амортизации нематериальных активов создают различную интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются.  При осуществлении ускоренной амортизации активов  возрастает доля амортизационных отчислений и соответственно снижается доля чистой прибыли предприятия.

6. Коэффициент операционного левериджа.  Оказывает существенное воздействие на пропорции темпов изменения объема чистого денежного потока и объема  чистого денежного потока и объема реализации продукции. Механизм этого воздействия на формирование чистой прибыли предприятия.

7. Финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Выбор консервативных, умеренных или агрессивных принципов финансирования активов  и осуществления других финансовых операций определяет  структура видов денежных потоков предприятия, объемы страховых запасов отдельных видов активов, уровень доходности финансовых инвестиций.

Основу оптимизации денежных потоков предприятия составляет обеспечение сбалансированности объемов положительного и отрицательного их видов. Отрицательные последствия дефицитного денежного потока проявляются  в снижении ликвидности и уровня платежеспособности   предприятия, росте просроченной кредиторской задолженности поставщикам сырья и материалов, повышении доли просроченной задолженности по полученным финансовым кредитам, задержках  выплаты заработной платы, росте продолжительности финансового цикла, а в конечном счете – в снижении рентабельности использования собственного капитала и активов предприятия. Отрицательные последствия избыточного денежного потока проявляются в потере реальной стоимости временно неиспользуемых  денежных средств от инфляции, потере потенциального дохода от неиспользуемой части денежных активов в сфере краткосрочного их инвестирования.

Методы оптимизации дефицитного денежного потока, зависят от характера этой дефицитности – краткосрочной или долгосрочной: Сбалансированность дефицитного денежного потока в краткосрочном периоде достигается путем использования «Системы ускорения – замедления платежного оборота». Суть этой системы заключается в разработке на предприятии организационных мер по ускорению привлечении денежных средств и замедлению их выплат. Она решает проблему сбалансированности объема дефицитного денежного потока в краткосрочном периоде, но одновременно и создает ряд проблем дефицитности этого потока в последующий период.

Заключение

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций.

Целью дипломной работы являлось рассмотрение организации учета и проведение аудита денежных средств в ООО «Дезави», а также разработка рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета.

Для достижения поставленной цели в данной работе решались следующие задачи:

- были изучены теоретические основы учета денежных средств в соответствии с законодательством РФ;

- оценено состояние бухгалтерского учета по движению денежных средств в ООО «Дезави»;

- была проведена аудиторская проверка по движению денежных средств в ООО «Дезави»;

- даны рекомендации по устранению выявленных ошибок при проведении аудиторской проверки;

- выработаны рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета в ООО «Дезави».

В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты. Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских счетах, расчетных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в кредитных организациях и производить расчеты с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки.

Для осуществления расчетов наличными деньгами следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993г. №40. Согласно ему каждая организация должна иметь кассу, в которой могут находится остатки наличных денег в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организаций. Лимит при необходимости периодически пересматривается. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка денег в кассе необходимо сдать в банк.

В ООО «Дезави» кассовое помещение отсутствует, так как предприятие не имеет в своем распоряжении больших наличных сумм и поэтому у них установлен сейф для хранения присутствующей денежной наличности.

В ООО «Дезави» бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерско-финансовой службой в составе трех человек, возглавляемой главным бухгалтером.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами РФ и Положением об учетной политике ООО «Дезави».

Бухгалтерский учет ведется ручным способом с применением журнально-ордерной формы учета.

Прием наличных денег в кассу ООО «Дезави» производится по приходным кассовым ордерам; выдача наличных денег - по расходным кассовым ордерам, платежным ведомостям; сдача наличных денег в банк - по объявлениям на взнос наличными.

Полученные суммы по приходным кассовым ордерам и выданные суммы по расходным кассовым ордерам и платежным ведомостям записываются в кассовую книгу, где ведется учет движения наличных денежных средств. Страницы кассовой книги прошнурованы, пронумерованы и опечатаны сургучной печатью.

Для учета кассовых операций в бухгалтерии ведут специальные регистры бухгалтерского учета: журнал-ордер №1 по кредиту счета 50 «Касса» и ведомости №1 по дебету счета 50.

Основанием для записей в журналах-ордерах служат отчеты кассира.

Свободные денежные средства ООО «Дезави» хранит в банке. Расчеты с другими предприятиями производит в основном в безналичном порядке.

ООО «Дезави» имеет один расчетный счет в «Челябинвестбанке», через который проводятся все денежные операции предприятия. Безналичные расчеты производятся при соблюдении условий договора на расчетно-кассовое обслуживание, заключенного между банком и предприятием.

Для получения наличных денег со счета в банке организация пользуется чековой книжкой, полученной в банке. Отрывная часть чека остается в банке, а у организации - корешок чека с указанием полученной суммы.

Для перечисления определенной суммы со своего расчетного счета на счет другого предприятия (организации, учреждения) организация использует платежные поручения. Платежными поручениями ООО «Дезави» оплачивает товары, работы, услуги, перечисляет налоги и отчисления.

Список литературы

1.                  Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.);

2.                  Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 01.01. 2006 г.);

3.                  Федеральный закон «О центральном банке РФ» № 394-1 от 02.11.1990.

4.                  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96.

5.                  Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н)

6.                  Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н);

7.                  Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н);

8.                  Бурсукова И.В. Аудит учета денежных средств в кассах организации.// Аудиторские ведомости –2004.- № 7.- С.13.

9.                  Бурцев В.В. Этические нормы и профессиональные стандарты в сфере внутреннего аудита. // Аудиторские ведомости- 2003.- № 7.- С.21.

10.             Банк В.Р., Федорова Л.И. Аудит кассовых операций. // Аудиторские ведомости. – 2005.- № 6. – С.5.

11.             Баканова М.И. Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

12.             Долотенкова Д.К. Аудиторская деятельность: современное законодательство. // Аудиторские ведомости. – 2005. - № 3. – С.12.

13.             Захарьин В.Р. Учет денежных средств.// Консультант Бухгалтера. – 2003. - N8. – С.26.

14.             Иванова Н.Г. Аудиторская проверка кассовых операций. // Бухгалтерский учет. – 2005. - № 2. – С.14.

15.             Кондраков И.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.-640с.

16.             Кракунов А.В. Комментарий о Федеральном законе «Об аудиторской деятельности». // Аудиторские ведомости. – 2003. - № 10. – С.17.

17.             Луговой А.В. Аккредитив: бухгалтерский учет расчетов. //Бухгалтерский учет. – 2004. - N 21.- С.19.

18.             Суйц В.П. Аудит: общий, банковский, страховой. – М.: ИНФРА-М, 2005.

19.             Соколова Е.С. Аудит. - М.: ИНФРА-М, 2005

20.             А.А. Ситников "Международные стандарты аудита". Москва 2005