НОУ ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ Инстиут управления и экономики

Утверждено

Зав. кафедрой

______________

Четверухина С.И.

методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине бюджетная система российской федерации для специальности 080105.65 «Финансы и кредит»

Пояснительная записка

Задания и методические указания по выполнению курсовой работы составлены в соответствии с учебной программой курса «Бюджетная система РФ», изучаемого по специальности 080105.65 «Финансы и кредит». Они базируются на лекционном материале, рекомендуемой литературе и нормативных материалах (кодексы, законы, указы и т.д.).

Методические указания по выполнению курсовой работы

При выполнении курсовой работы необходимо руководствоваться программой учебного курса «Бюджетная система Российской Федерации», настоящими методическими указаниями и рекомендуемой литературой, включая нормативные документы, а также знаниями, полученными студентами при изучении данной дисциплины. Успешное овладение предметом позволит применить полученные знания в практике финансовой работы и облегчит усвоение последующих специальных дисциплин: «Муниципальные финансы», «Финансы предприятий», «Налоги и налогообложение», «Финансовый менеджмент», «Мировые финансовые системы», «Бюджетный учет и отчетность» и другие.

Курсовая работа выполняется студентом согласно учебному графику, составленному учебным заведением, и состоит из  теоретического вопроса и практической задачи.

Выбор варианта задачи производится согласно последним двум цифрам зачетной книжки студента, теоретический вопрос студентом выбирается самостоятельно.

Перед началом выполнения курсовой работы необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса, рекомендованной литературой. Особое внимание следует уделить бюджету: методике формирования доходной части бюджета и планированию расходов, структуре финансовых ресурсов и их содержанию.

При подготовке изложения теоретического вопроса задания особое внимание необходимо уделить: основным тенденциям в области финансовой политики Российской Федерации, роли бюджета как инструмента регулирования экономики, развития финансовой базы территорий. При оценке выполненного задания будет учитываться использование табличного и графического материала, выбираемого из публикуемых нормативных актов и законов, статистических данных, публицистических и научно-популярных изданий.

При выполнении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1.    Работа должна быть оформлена в машинописном или компьютерном вариантах без помарок и сокращений (кроме общепринятых).

2. Необходимо оставлять поля для замечаний рецензента и исправлений (дополнений), вносимых студентом после рецензирования (не менее 3 см).

3.    В начале работы указать номер варианта задания.

4. Содержание вопросов, на которые студентом дается ответ, необходимо поместить в начале работы.

5.    Приступая к выполнению практической части задания, следует предварительно наметить план-схему его решения. Если в процессе изучения учебного материала при выполнении курсовой работы возникнут неясности, рекомендуется обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему данную дисциплину.

6.    В конце работы приводится список использованной литературы (автор, название, издательство, год издания, количество страниц) и нормативно-законодательных документов.

7.    Работа подписывается студентом с указанием даты ее выполнения.

8.    Зачтенную работу вместе с рецензией студент обязан представить при сдаче экзамена (зачета). Если в зачтенной работе рецензентом были сделаны замечания, студент обязан учесть их и, не переписывая работу, внести необходимые исправления и дополнения.

Теоретическая часть

1.     Основные задачи бюджетной политики в условиях углубления рыночных реформ.

2.     основные понятия финансовой системы характеристика звеньев финансовой системы РФ.

3.     Финансовая политика. Основные направления финансовой политики РФ в настоящее время.

4.     Понятие доходов бюджета. Виды доходов, их краткая характеристика. Классификация доходов по социально-экономическому признаку.

5.     Роль бюджета в перераспределении финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений.

6.     Налоговая система РФ.

7.     Финансирование. Принципы финансирования регионального бюджета.

8.     Доходы регионального бюджета

9.     Различие налогов в зависимости от органа, который его взимает и использует.

10.                        Финансовые ресурсы регионального органа власти. Краткая характеристика.

11.                       Налоги, их сущность. Прямые и косвенные налоги.

12.                       Бюджетная классификация расходов. Признаки и принципы построения.

13.                       Расходы регионального бюджета.

14.                       Бюджетная классификация доходов.

15.                       Принципы распределительного процесса доходов и  расходов между бюджетами разных уровней.

16.                       Принципы бюджетного устройства РФ.

17.                       Методы бюджетного регулирования

18.                       Бюджетные права РФ, субъектов РФ

19.                       Бюджетный федерализм.

20.                       Методы безвозмездной помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим

21.                       Бюджетные права органов местного самоуправления

22.                       Бюджетный процесс. Принципы организации бюджетного процесса.

23.                       Методы покрытие бюджетного дефицита

24.                       Бюджетная система федеративных и унитарных государств.

25.                       Бюджетное регулирование

26.                       Финансовые основы местного самоуправления

27.                       Реформа финансов и совершенствование бюджетного устройства

28.                       Система казначейского исполнения бюджета

29.                       Основные процедуры разработки и исполнения бюджета

Практическая часть (задача)

«Составление бюджета города. Анализ структуры доходов и расходов сбалансированного бюджета»

На основе исходных данных, помещенных в табл.1, 2, рассчитать бюджет города по формам данных таблиц.

Результат анализа изложить не только как расчет удельного веса определенных доходов или расходов, но и содержательно, а именно:

1. По доходам указать три важнейших источника; какой общий удельный вес они занимают; являются ли они собственными доходными источниками или регулирующими; налоговые доходы, неналоговые доходы, удельный вес налоговых платежей; прямые налоги, косвенные налоги.

2.По расходам сделать экономический анализ структуры расходов бюджета. Удельный вес по отраслям оформить в виде аналитической таблицы. Охарактеризовать основные направления расходования средств городского бюджета.

3.Оценить дефицит (профицит) бюджета в абсолютной и относительной величинах. Каковы, с вашей точки зрения, могут быть практические способы решения проблем покрытия дефицита городского бюджета (устранения профицита). Дать конкретные предложения с численным обоснованием устранения профицита и покрытия (или устранения) дефицита. При этом ориентироваться на последние планируемые экономические преобразования, (строительство и ввод в действие новых предприятий, повышение удельного веса оплаты потребителей за коммунальные услуги, решение социальных программ и др.).

Улучшение социально-экономического положения в городе следует увязывать с увеличением поступлений налогов и сборов в процессе возможного ввода в действие новых производств (рост НДС, налога на прибыль, подоходного налога, налога на имущество предприятий и др.).

Результатом роста доходной части бюджета города может быть улучшение управления муниципальным имуществом, введение новых местных налогов и сборов, совершенствование механизма продажи городского имущества.

Все эти возможные параметры роста доходов должны быть оценены количественно. Исходные данные для этого могут быть взяты по материалам средств массовой информации.

Таблица 1

Исходные данные для определения доходов бюджета на планируемый год

Код

Структура доходов

Планируемый контингент, тыс.руб.

10000

Налоговые доходы

Налоги на прибыль, прирост капитала

10100

10101

- налог на прибыль

351000

10102

- подоходный налог с физических лиц

280000

10200

Налоги на товары и услуги

10201

-НДС

390000

10204

- лицензионные сборы

21000

10300

- налог на совокупный доход

5000

10400

Налоги на имущество

10401

- налог на имущество физических лиц

12000

10402

- налог на имущество предприятий

169000

10500

Платежи за пользование природными ресурсами

10505

- плата за пользование водными объектами

1220

10507

- земельный налог

43650

14000

Прочие налоги, сборы и пошлины

14001

- госпошлина

14210

14005

- местные налоги и сборы

121190

20000

Неналоговые доходы

20100

Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

21106

20200

Доходы от продажи находящегося в муниципальной собственности имущества

2100

20600

Административные платежи и сборы

5130

20700

Штрафные санкции, возмещение ущерба

2470

20900

Прочие неналоговые доходы

8420

Итого доходов

Взаиморасчеты с областным бюджетом

Средства внебюджетных фондов

Всего доходов

Отдельные группы и подгруппы доходов определяются суммой составляющих их элементов.

При расчетах поступления контингента налогов и неналоговых поступлений города на планируемый год учтены следующие положения:

-     требования Федерального закона «О федеральном бюджете на соответствующий год»;

-     установки Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями;

-     требования Бюджетного кодекса и Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая);

-     действующие федеральные законы по вопросам налогообложения и бюджетным отношениям, законы области «Об областном бюджете на планируемый год».

При расчете доходов, как в дальнейшем и для определения расходов, необходимо учитывать материалы Послания Президента Российской Федерации Правительству и Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на соответствующий год».

В расчетах налогов учтено их фактическое поступление за предыдущие годы, макроэкономические прогнозы Минэкономики РФ, планы и прогнозы экономического развития города (прибыль, объем реализации, фонд оплаты труда, стоимость имущества и др.).

Для расчета доходов городского бюджета ряд доходных поступлений используется как регулирующие налоги, с помощью которых осуществляется бюджетное выравнивание (через областной бюджет) на территории области. Часть налогов по федеральному законодательству сразу расщепляется между федеральным и местным бюджетами. Нормативы отчислений от налогового контингента в городской бюджет установлены в следующих размерах: подоходный налог с физических лиц -70%, НДС - 18%, налог на прибыль - 15% в местный бюджет и 7% в федеральный. Налог на имущество предприятий будет зачисляться в городской бюджет в размере 50% от поступающей суммы, земельный налог в размере 50% его контингента.

Таблица 2

Исходные данные для определения расходов бюджета, тыс. руб.

Код

Наименование статей расходов

Бюджет отчетного года

назнач.

исполн.

в том числе

бюджет текущ. расх.

бюджет разви­тия

Расходы

0100

Государственное управление

37104

37200

37200

-

0500

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

5553

5412

5412

-

0700

Промышленность, энергетика, строительство, топливная про­мышленность, архитектура и градостроительство

3760

1906

1906

-

0802

Расходы за счет земельного налога

5500

6170

6170

-

1000

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

38500

36410 v

31140

5270

- автомобильный транспорт

12000

11300

11300

-

-  прочие виды транспорта (горэлектротранспорт)

26500

25110

19840

5270

1200

Жилищно-коммунальное хозяй­ство

245640

211510

211510

-

- жилищное хозяйство

102640

87400

87400

-

- коммунальное хозяйство

142000

123310

123310

-

в том числе теплоснабжение

80000

71000

71000

-

- прочие структуры коммуналь­ного хозяйства

1000

800

800

-

1300

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и по­следствий стихийных бедствий

847

720

720

-

1400

Образование

214899

201145

194635

6510

- оплата труда

67899

68000

68000

-

- продукты питания

12308

10140

10140

- приобретение оборудования

4234

5131

1121

4010

- капитальное строительство

10000

8300

5800

2500

- прочие

1500

Культура и искусство

8971

6115

6115

-

t

- оплата труда

1324

1140

1140

-

1600

Средства массовой информации

210

100

100

-

1700

Здравоохранение

144966

109.416

108056

1360

- оплата труда

24275

25135

25135

-

- медикаменты, продукты питания

20682

18350

18350

-

- приобретение оборудования

2700

3500

2140

1360

 

- капитальное строительство

11000

10000

5000

5000

 

- прочие

1702

Физическая культура

11000

10400

10400

-

1800

Социальная политика

53024

49850

49850

-

 

- оплата труда

1794

1740

1740

--

 

- детские компенсации

47000

46200

46200

-

 

- адресная помощь

-

-

-

-

1803

Молодежная политика

4230

1910

1910

-

3000

Прочие расходы (резервные фонды, не отнесенные к другим подразделам)

64360

51420

50110

1310

 

Итого расходов

 

Превышение расходов над дохо­дами

За базу расчетов показателей расходов на планируемый год принимаются бюджетные назначения отчетного года, фактическое их исполнение, существующая сеть, штаты и контингенты. А также их прогнозируемые изменения.

I. Расчет затрат, занимающих наибольший удельный вес в объеме бюджетных ассигнований отдельных отраслей на планируемый год, осуществить на основе следующих положений:

1. Транспорт. Исходные данные и результаты расчета ассигнований из бюджета (субсидий):

Автотранспорт:

- планируемый объем перевозок пассажиров - 11,76 млн. чел/год;

- средний тариф перевозки 1 пассажира - 2,559 руб/пасс.

На основе этих данных необходимо определить доходы автотранспорта.

- количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети - 388520 рейсов/год;

- планово-расчетная стоимость 1 рейса - 109 руб/рейс.

На основе этих данных необходимо определить расходы автотранспорта, а затем превышение расходов над доходами (необходимые субсидии из бюджета).

Трамвай и троллейбус:

- планируемые перевозки пассажиров - 28,0 млн. чел/год;

- средний тариф перевозки 1 пассажира - 1,480 руб/пасс;

По этим данным определяются доходы ТТУ от перевозок.

Расходы ТТУ от перевозок определяются следующими данными:

количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети - 642260 рейсов/год;

- планово-расчетный тариф на 1 рейс (стоимость 1 рейса) – 110 руб/рейс.

По этим данным определяются расходы ТТУ, а затем - превышение расходов над доходами (требуемые субсидии из бюджета).

2. Жилищно-коммунальное хозяйство:

отопление (муниципальное предприятие «Градтеплосеть»).

Исходные данные:

- планируемая реализация тепловой энергии 1788,1 тыс. Гкал/год;

-средний тариф 1 Гкал (отпускной) 73,5 руб./Гкал.

По этим данным определяются доходы теплосети.

Себестоимость 1 Гкал составляет 135,5 руб./Гкал. С учетом этого рассчитываются расходы теплосети, на основе чего определяются субсидии из бюджета (превышение расходов над доходами).

- жилищное хозяйство

Исходные данные:

Объем расходов в базовом периоде (бюджет отчетного года) на жилищное хозяйство составил 102640 тыс.руб.

В связи с принятием в муниципальную собственность жилого фонда от различных предприятий и ведомств планируется увеличение ассигнований из бюджета в размере 23,3%.

I. Сделать расчет ассигнований по расходам на государственное управление, образование, культуру, здравоохранение с учетом планируемого сокращения или роста бюджетных ассигнований по отдельным статьям экономической классификации расходов в планируемом году.

1.         Государственное управление

Исходные данные:

- уточненный план расходов на содержание аппарата управления базового периода (бюджет отчетного года) составил 37104 тыс/руб. В связи с принятием новых законодательных актов предусматривается сокращение бюджетных ассигнований в проекте бюджета планируемого года на содержание управленческого персонала на 30%.

2.        Образование

Исходные данные:

-        уточненный план расходов на народное образование базового периода (бюджет отчетного года) составил 214899 тыс.руб., в том числе на оплату труда работников учреждений образования  - 67899 тыс.руб. В связи с изменением разрядов оплаты труда (переахтестация) предусматривается рост фонда оплаты труда по сравнению с базовым периодом (бюджет отчетного года) в размере 37,6%, что потребует дополнительных бюджетных ассигнований. В объеме ассигнований выделить расходы, относящиеся на бюджет развития и на бюджет текущих расходов (по фактическому соотношению

отчетного года).

3.        Культура и искусство

Исходные данные:

- ассигнования на содержание культурно-просветительных учреждений в проекте бюджета города на планируемый год предусматриваются в размере 1,3% объема расходов бюджетных назначений базового периода.

4.        Здравоохранение

Исходные данные:

- уточненный план расходов на здравоохранение по состоянию на 1 января отчетного года всего 144 966 тыс. руб.

в том числе:

-оплата труда                                                               24275 тыс. руб.

- медикаменты, продукты питания                            20682 тыс. руб.

- приобретение оборудования                                    2700 тыс. руб.

- капитальное строительство                                    11 000 тыс. руб.

В связи с принятием новых нормативных актов об оплате труда в планируемом году произойдет увеличение бюджетных ассигнований на оплату труда в 1,4 раза. В планируемом году действующие ставки и должностные оклады работников здравоохранения повысятся еще на 39,2%, что обусловливает соответствующий рост ассигнований на заработную плату по сравнению с базовым периодом.

В планируемом году предполагается произвести индексацию текущих материальных затрат (медикаменты, продукты питания) в 1,2 раза.

В объеме ассигнований выделить расходы, относящиеся на бюджет развития и на бюджет текущих расходов (по фактическому соотношению отчетного года).

II. Расчет неотмеченных статей затрат осуществляется в следующем порядке:

-    правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности - в процентах от государственного управления по исполнению отчетного бюджета;

-    промышленность, энергетика, строительство – принимаются равными бюджетным назначениям отчетного года;

-    расходы за счет земельного налога - принимаются равными 50% поступлений от земельного налога;

-    коммунальное хозяйство, прочие структуры коммунального хозяйства - в процентах от теплоснабжения по исполнению отчетного бюджета;

-    остальные статьи и группы затрат - принимаются равными бюджетным назначениям отчетного года.

IV. Приведенные исходные данные являются первым вариантом. Исходные данные всех последующих вариантов, начиная со второго (по 10-й вариант), увеличиваются на 2%. Вариант, выбираемый студентом, соответствует двум последним цифрам номера зачетной книжки.

Список литературы

а)       основная литература:

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации

2.Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник для Вузов. М.: ЮНИТИ 1999г. 550 стр.

3.Романовский М.В и др. Бюджетная система РФ. Учебник. М.: Юрайт 2000г. 615стр.

4.Практикум «Бюджет и внебюджетные фонды». Учебное пособие М.: Финансовая академия при Правительстве РФ 1999г. 200стр.

 

б)      дополнительная литература:

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу».

2. Федеральный закон от 05.08.2000г. № 116 «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

3.Федеральный закон от 05.08. 2000 г. № 115 «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации».

4.Федеральный закон «О федеральном бюджете» на очередной год.

5. Приказ МФ РФ от 25.05.99г. № 38-Н. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».