НОУ ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ Инстиут управления и экономики
Утверждено
Зав. кафедрой
______________
Четверухина С.И.
методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине бюджетная система российской федерации для специальности 080105.65 «Финансы и кредит»
Пояснительная записка
Задания и методические указания по выполнению курсовой работы составлены в соответствии с учебной программой курса «Бюджетная система РФ», изучаемого по специальности 080105.65 «Финансы и кредит». Они базируются на лекционном материале, рекомендуемой литературе и нормативных материалах (кодексы, законы, указы и т.д.).
Методические указания по выполнению курсовой работы
При выполнении курсовой работы необходимо руководствоваться программой учебного курса «Бюджетная система Российской Федерации», настоящими методическими указаниями и рекомендуемой литературой, включая нормативные документы, а также знаниями, полученными студентами при изучении данной дисциплины. Успешное овладение предметом позволит применить полученные знания в практике финансовой работы и облегчит усвоение последующих специальных дисциплин: «Муниципальные финансы», «Финансы предприятий», «Налоги и налогообложение», «Финансовый менеджмент», «Мировые финансовые системы», «Бюджетный учет и отчетность» и другие.
Курсовая работа выполняется студентом согласно учебному графику, составленному учебным заведением, и состоит из теоретического вопроса и практической задачи.
Выбор варианта задачи производится согласно последним двум цифрам зачетной книжки студента, теоретический вопрос студентом выбирается самостоятельно.
Перед началом выполнения курсовой работы необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса, рекомендованной литературой. Особое внимание следует уделить бюджету: методике формирования доходной части бюджета и планированию расходов, структуре финансовых ресурсов и их содержанию.
При подготовке изложения теоретического вопроса задания особое внимание необходимо уделить: основным тенденциям в области финансовой политики Российской Федерации, роли бюджета как инструмента регулирования экономики, развития финансовой базы территорий. При оценке выполненного задания будет учитываться использование табличного и графического материала, выбираемого из публикуемых нормативных актов и законов, статистических данных, публицистических и научно-популярных изданий.
При выполнении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:
1. Работа должна быть оформлена в машинописном или компьютерном вариантах без помарок и сокращений (кроме общепринятых).
2. Необходимо
оставлять поля для замечаний рецензента и исправлений (дополнений), вносимых
студентом после рецензирования (не менее
3. В начале работы указать номер варианта задания.
4. Содержание вопросов, на которые студентом дается ответ, необходимо поместить в начале работы.
5. Приступая к выполнению практической части задания, следует предварительно наметить план-схему его решения. Если в процессе изучения учебного материала при выполнении курсовой работы возникнут неясности, рекомендуется обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему данную дисциплину.
6. В конце работы приводится список использованной литературы (автор, название, издательство, год издания, количество страниц) и нормативно-законодательных документов.
7. Работа подписывается студентом с указанием даты ее выполнения.
8. Зачтенную работу вместе с рецензией студент обязан представить при сдаче экзамена (зачета). Если в зачтенной работе рецензентом были сделаны замечания, студент обязан учесть их и, не переписывая работу, внести необходимые исправления и дополнения.
Теоретическая часть
1. Основные задачи бюджетной политики в условиях углубления рыночных реформ.
2. основные понятия финансовой системы характеристика звеньев финансовой системы РФ.
3. Финансовая политика. Основные направления финансовой политики РФ в настоящее время.
4. Понятие доходов бюджета. Виды доходов, их краткая характеристика. Классификация доходов по социально-экономическому признаку.
5. Роль бюджета в перераспределении финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений.
6. Налоговая система РФ.
7. Финансирование. Принципы финансирования регионального бюджета.
8. Доходы регионального бюджета
9. Различие налогов в зависимости от органа, который его взимает и использует.
10. Финансовые ресурсы регионального органа власти. Краткая характеристика.
11. Налоги, их сущность. Прямые и косвенные налоги.
12. Бюджетная классификация расходов. Признаки и принципы построения.
13. Расходы регионального бюджета.
14. Бюджетная классификация доходов.
15. Принципы распределительного процесса доходов и расходов между бюджетами разных уровней.
16. Принципы бюджетного устройства РФ.
17. Методы бюджетного регулирования
18. Бюджетные права РФ, субъектов РФ
19. Бюджетный федерализм.
20. Методы безвозмездной помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим
21. Бюджетные права органов местного самоуправления
22. Бюджетный процесс. Принципы организации бюджетного процесса.
23. Методы покрытие бюджетного дефицита
24. Бюджетная система федеративных и унитарных государств.
25. Бюджетное регулирование
26. Финансовые основы местного самоуправления
27. Реформа финансов и совершенствование бюджетного устройства
28. Система казначейского исполнения бюджета
29. Основные процедуры разработки и исполнения бюджета
Практическая часть (задача)
«Составление бюджета города. Анализ структуры доходов и расходов сбалансированного бюджета»
На основе исходных данных, помещенных в табл.1, 2, рассчитать бюджет города по формам данных таблиц.
Результат анализа изложить не только как расчет удельного веса определенных доходов или расходов, но и содержательно, а именно:
1. По доходам указать три важнейших источника; какой общий удельный вес они занимают; являются ли они собственными доходными источниками или регулирующими; налоговые доходы, неналоговые доходы, удельный вес налоговых платежей; прямые налоги, косвенные налоги.
2.По расходам сделать экономический анализ структуры расходов бюджета. Удельный вес по отраслям оформить в виде аналитической таблицы. Охарактеризовать основные направления расходования средств городского бюджета.
3.Оценить дефицит (профицит) бюджета в абсолютной и относительной величинах. Каковы, с вашей точки зрения, могут быть практические способы решения проблем покрытия дефицита городского бюджета (устранения профицита). Дать конкретные предложения с численным обоснованием устранения профицита и покрытия (или устранения) дефицита. При этом ориентироваться на последние планируемые экономические преобразования, (строительство и ввод в действие новых предприятий, повышение удельного веса оплаты потребителей за коммунальные услуги, решение социальных программ и др.).
Улучшение социально-экономического положения в городе следует увязывать с увеличением поступлений налогов и сборов в процессе возможного ввода в действие новых производств (рост НДС, налога на прибыль, подоходного налога, налога на имущество предприятий и др.).
Результатом роста доходной части бюджета города может быть улучшение управления муниципальным имуществом, введение новых местных налогов и сборов, совершенствование механизма продажи городского имущества.
Все эти возможные параметры роста доходов должны быть оценены количественно. Исходные данные для этого могут быть взяты по материалам средств массовой информации.
Таблица 1
Исходные данные для определения доходов бюджета на планируемый год
Код |
Структура доходов |
Планируемый контингент, тыс.руб. |
10000 |
Налоговые доходы Налоги на прибыль, прирост капитала |
|
10100 |
||
10101 |
- налог на прибыль |
351000 |
10102 |
- подоходный налог с физических лиц |
280000 |
10200 |
Налоги на товары и услуги |
|
10201 |
-НДС |
390000 |
10204 |
- лицензионные сборы |
21000 |
10300 |
- налог на совокупный доход |
5000 |
10400 |
Налоги на имущество |
|
10401 |
- налог на имущество физических лиц |
12000 |
10402 |
- налог на имущество предприятий |
169000 |
10500 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
|
10505 |
- плата за пользование водными объектами |
1220 |
10507 |
- земельный налог |
43650 |
14000 |
Прочие налоги, сборы и пошлины |
|
14001 |
- госпошлина |
14210 |
14005 |
- местные налоги и сборы |
121190 |
20000 |
Неналоговые доходы |
|
20100 |
Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности |
21106 |
20200 |
Доходы от продажи находящегося в муниципальной собственности имущества |
2100 |
20600 |
Административные платежи и сборы |
5130 |
20700 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
2470 |
20900 |
Прочие неналоговые доходы |
8420 |
Итого доходов |
||
Взаиморасчеты с областным бюджетом |
||
Средства внебюджетных фондов |
||
Всего доходов |
Отдельные группы и подгруппы доходов определяются суммой составляющих их элементов.
При расчетах поступления контингента налогов и неналоговых поступлений города на планируемый год учтены следующие положения:
- требования Федерального закона «О федеральном бюджете на соответствующий год»;
- установки Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями;
- требования Бюджетного кодекса и Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая);
- действующие федеральные законы по вопросам налогообложения и бюджетным отношениям, законы области «Об областном бюджете на планируемый год».
При расчете доходов, как в дальнейшем и для определения расходов, необходимо учитывать материалы Послания Президента Российской Федерации Правительству и Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на соответствующий год».
В расчетах налогов учтено их фактическое поступление за предыдущие годы, макроэкономические прогнозы Минэкономики РФ, планы и прогнозы экономического развития города (прибыль, объем реализации, фонд оплаты труда, стоимость имущества и др.).
Для расчета доходов городского бюджета ряд доходных поступлений используется как регулирующие налоги, с помощью которых осуществляется бюджетное выравнивание (через областной бюджет) на территории области. Часть налогов по федеральному законодательству сразу расщепляется между федеральным и местным бюджетами. Нормативы отчислений от налогового контингента в городской бюджет установлены в следующих размерах: подоходный налог с физических лиц -70%, НДС - 18%, налог на прибыль - 15% в местный бюджет и 7% в федеральный. Налог на имущество предприятий будет зачисляться в городской бюджет в размере 50% от поступающей суммы, земельный налог в размере 50% его контингента.
Таблица 2
Исходные данные для определения расходов бюджета, тыс. руб.
Код |
Наименование статей расходов |
Бюджет отчетного года |
|||
назнач. |
исполн. |
в том числе |
|||
бюджет текущ. расх. |
бюджет развития |
||||
Расходы |
|||||
0100 |
Государственное управление |
37104 |
37200 |
37200 |
- |
0500 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
5553 |
5412 |
5412 |
- |
0700 |
Промышленность, энергетика, строительство, топливная промышленность, архитектура и градостроительство |
3760 |
1906 |
1906 |
- |
0802 |
Расходы за счет земельного налога |
5500 |
6170 |
6170 |
- |
1000 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
38500 |
36410 v |
31140 |
5270 |
- автомобильный транспорт |
12000 |
11300 |
11300 |
- |
|
- прочие виды транспорта (горэлектротранспорт) |
26500 |
25110 |
19840 |
5270 |
|
1200 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
245640 |
211510 |
211510 |
- |
- жилищное хозяйство |
102640 |
87400 |
87400 |
- |
|
- коммунальное хозяйство |
142000 |
123310 |
123310 |
- |
|
в том числе теплоснабжение |
80000 |
71000 |
71000 |
- |
|
- прочие структуры коммунального хозяйства |
1000 |
800 |
800 |
- |
|
1300 |
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий |
847 |
720 |
720 |
- |
1400 |
Образование |
214899 |
201145 |
194635 |
6510 |
- оплата труда |
67899 |
68000 |
68000 |
- |
|
- продукты питания |
12308 |
10140 |
10140 |
||
- приобретение оборудования |
4234 |
5131 |
1121 |
4010 |
|
- капитальное строительство |
10000 |
8300 |
5800 |
2500 |
|
- прочие |
|||||
1500 |
Культура и искусство |
8971 |
6115 |
6115 |
- |
t |
- оплата труда |
1324 |
1140 |
1140 |
- |
1600 |
Средства массовой информации |
210 |
100 |
100 |
- |
1700 |
Здравоохранение |
144966 |
109.416 |
108056 |
1360 |
- оплата труда |
24275 |
25135 |
25135 |
- |
|
- медикаменты, продукты питания |
20682 |
18350 |
18350 |
- |
|
- приобретение оборудования |
2700 |
3500 |
2140 |
1360 |
|
|
- капитальное строительство |
11000 |
10000 |
5000 |
5000 |
|
- прочие |
||||
1702 |
Физическая культура |
11000 |
10400 |
10400 |
- |
1800 |
Социальная политика |
53024 |
49850 |
49850 |
- |
|
- оплата труда |
1794 |
1740 |
1740 |
-- |
|
- детские компенсации |
47000 |
46200 |
46200 |
- |
|
- адресная помощь |
- |
- |
- |
- |
1803 |
Молодежная политика |
4230 |
1910 |
1910 |
- |
3000 |
Прочие расходы (резервные фонды, не отнесенные к другим подразделам) |
64360 |
51420 |
50110 |
1310 |
|
Итого расходов |
||||
|
Превышение расходов над доходами |
За базу расчетов показателей расходов на планируемый год принимаются бюджетные назначения отчетного года, фактическое их исполнение, существующая сеть, штаты и контингенты. А также их прогнозируемые изменения.
1. Транспорт. Исходные данные и результаты расчета ассигнований из бюджета (субсидий):
Автотранспорт:
- планируемый объем перевозок пассажиров - 11,76 млн. чел/год;
- средний тариф перевозки 1 пассажира - 2,559 руб/пасс.
На основе этих данных необходимо определить доходы автотранспорта.
- количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети - 388520 рейсов/год;
- планово-расчетная стоимость 1 рейса - 109 руб/рейс.
На основе этих данных необходимо определить расходы автотранспорта, а затем превышение расходов над доходами (необходимые субсидии из бюджета).
Трамвай и троллейбус:
- планируемые перевозки пассажиров - 28,0 млн. чел/год;
- средний тариф перевозки 1 пассажира - 1,480 руб/пасс;
По этим данным определяются доходы ТТУ от перевозок.
Расходы ТТУ от перевозок определяются следующими данными:
количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети - 642260 рейсов/год;
- планово-расчетный тариф на 1 рейс (стоимость 1 рейса) – 110 руб/рейс.
По этим данным определяются расходы ТТУ, а затем - превышение расходов над доходами (требуемые субсидии из бюджета).
2. Жилищно-коммунальное хозяйство:
- отопление (муниципальное предприятие «Градтеплосеть»).
Исходные данные:
- планируемая реализация тепловой энергии 1788,1 тыс. Гкал/год;
-средний тариф 1 Гкал (отпускной) 73,5 руб./Гкал.
По этим данным определяются доходы теплосети.
Себестоимость 1 Гкал составляет 135,5 руб./Гкал. С учетом этого рассчитываются расходы теплосети, на основе чего определяются субсидии из бюджета (превышение расходов над доходами).
- жилищное хозяйство
Исходные данные:
Объем расходов в базовом периоде (бюджет отчетного года) на жилищное хозяйство составил 102640 тыс.руб.
В связи с принятием в муниципальную собственность жилого фонда от различных предприятий и ведомств планируется увеличение ассигнований из бюджета в размере 23,3%.
1. Государственное управление
Исходные данные:
- уточненный план расходов на содержание аппарата управления базового периода (бюджет отчетного года) составил 37104 тыс/руб. В связи с принятием новых законодательных актов предусматривается сокращение бюджетных ассигнований в проекте бюджета планируемого года на содержание управленческого персонала на 30%.
2. Образование
Исходные данные:
- уточненный план расходов на народное образование базового периода (бюджет отчетного года) составил 214899 тыс.руб., в том числе на оплату труда работников учреждений образования - 67899 тыс.руб. В связи с изменением разрядов оплаты труда (переахтестация) предусматривается рост фонда оплаты труда по сравнению с базовым периодом (бюджет отчетного года) в размере 37,6%, что потребует дополнительных бюджетных ассигнований. В объеме ассигнований выделить расходы, относящиеся на бюджет развития и на бюджет текущих расходов (по фактическому соотношению
отчетного года).
3. Культура и искусство
Исходные данные:
- ассигнования на содержание культурно-просветительных учреждений в проекте бюджета города на планируемый год предусматриваются в размере 1,3% объема расходов бюджетных назначений базового периода.
4. Здравоохранение
Исходные данные:
- уточненный план расходов на здравоохранение по состоянию на 1 января отчетного года всего 144 966 тыс. руб.
в том числе:
-оплата труда 24275 тыс. руб.
- медикаменты, продукты питания 20682 тыс. руб.
- приобретение оборудования 2700 тыс. руб.
- капитальное строительство 11 000 тыс. руб.
В связи с принятием новых нормативных актов об оплате труда в планируемом году произойдет увеличение бюджетных ассигнований на оплату труда в 1,4 раза. В планируемом году действующие ставки и должностные оклады работников здравоохранения повысятся еще на 39,2%, что обусловливает соответствующий рост ассигнований на заработную плату по сравнению с базовым периодом.
В планируемом году предполагается произвести индексацию текущих материальных затрат (медикаменты, продукты питания) в 1,2 раза.
В объеме ассигнований выделить расходы, относящиеся на бюджет развития и на бюджет текущих расходов (по фактическому соотношению отчетного года).
II. Расчет неотмеченных статей затрат осуществляется в следующем порядке:
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности - в процентах от государственного управления по исполнению отчетного бюджета;
- промышленность, энергетика, строительство – принимаются равными бюджетным назначениям отчетного года;
- расходы за счет земельного налога - принимаются равными 50% поступлений от земельного налога;
- коммунальное хозяйство, прочие структуры коммунального хозяйства - в процентах от теплоснабжения по исполнению отчетного бюджета;
- остальные статьи и группы затрат - принимаются равными бюджетным назначениям отчетного года.
IV. Приведенные исходные данные являются первым вариантом. Исходные данные всех последующих вариантов, начиная со второго (по 10-й вариант), увеличиваются на 2%. Вариант, выбираемый студентом, соответствует двум последним цифрам номера зачетной книжки.
Список литературы
а) основная литература:
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации
2.Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник для Вузов. М.: ЮНИТИ 1999г. 550 стр.
3.Романовский М.В и др. Бюджетная система РФ. Учебник. М.: Юрайт 2000г. 615стр.
4.Практикум «Бюджет и внебюджетные фонды». Учебное пособие М.: Финансовая академия при Правительстве РФ 1999г. 200стр.
б) дополнительная литература:
1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу».
2. Федеральный закон от 05.08.2000г. № 116 «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».
3.Федеральный закон от 05.08. 2000 г. № 115 «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации».
4.Федеральный закон «О федеральном бюджете» на очередной год.
5. Приказ МФ РФ от 25.05.99г. № 38-Н. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».