Содержание

Введение. 3

Глава 1. Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. 6

1.1. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. 6

1.2. Преступления, посягающие на лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность. 13

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля. 15

2.1. Общая характеристика состава посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля. 15

2.2. Отграничение терроризма от посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля. 22

Заключение. 25

Список источников и литературы.. 28

Введение

Терроризм сегодня - это - мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против Власти, но очень часто - и самой властью для достижения своих целей.

Современный терроризм выступает в форме: международного терроризма (террористические акты, имеющие международный масштаб); Внутриполитического терроризма (террористические действия, направленные против правительства, каких-либо политических группировок внутри стран, или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки); уголовного терроризма, преследующего чисто корыстные цели.

Как специфическое явление общественно-политической жизни терроризм имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и практику терроризма, хотя, прямо скажем, у современного террора уже нет его прежней романтизировавшейся им же самим идеологической оболочки и направленности. Мотивы действий большинства современных террористических организаций, групп и отдельных лиц весьма и весьма далеки от "высоких идеалов". Сегодня в России стали проявлять больше общественного и научного внимания к этой проблеме, пишутся книги, издаются специальные журналы. С другой стороны и государство, столкнувшееся лицом к лицу с практическим террором, вынуждено заниматься разработкой стратегии и тактики борьбы с ним.

Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь - кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические, социальные, национальные, религиозные - для которых становится сомнительной законность существующей власти и всей ее системы управления. Если такие группы придут к выводу, что не могут добиться своих целей законным путем, они могут попытаться достигнуть желаемого через насилие, т.е. терроризм. При этом моральным оправданием убийств оппозиция будет, разумеется, считать высокую важность и чистоту своих целей.

Главный способ финансирования - криминальная деятельность. Которая включает в себя "обычную" организованную и неорганизованную преступность,  беря под свой контроль ключевые сферы криминального бизнеса.

Сегодня главный источник финансирования терроризма - контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т.д.

Согласно ст.3 Федерального закона "О борьбе с терроризмом"[1] преступлениями террористического характера являются преступления, предусмотренные ст.205-208, 277, 360 УК РФ. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные УК РФ, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с Уголовным кодексом.

Террористический акт, посягательство на жизнь или иная форма насилия над государственными или общественными деятелями, совершаемые с политическими целями.

Целью данной работы является рассмотрение ответственности за террористический акт.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

- рассмотреть понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;

- охарактеризовать преступления, посягающие на лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность;

- проанализировать уголовно-правовую характеристику посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

Последние годы отмечены появлением научных исследований другого направления, рассматривающих проблему терроризма сугубо с уголовно-правовых и криминологических позиций. Наиболее обстоятельные работы в этом направлении осуществлены Ю.М. Антоняном, Т.А. Боголюбовой, С.С. Босхоловым, А.И. Долговой, В.П. Емельяновым, М.П. Киреевым, В.С. Комиссаровым, Г.М. Миньковским, А.В. Наумовым, Г.В. Овчинниковой, В.Е. Петрищевым, В.П. Ревиным, К.Н. Салимовым, О.Ф. Шишовым и многими другими.

Глава 1. Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

1.1. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

К преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства законодатель отнес в основном те преступления, ответственность за совершение которых предусматривалась в Уголовном кодексе 1960 г. в главе "Государственные преступления". Этой главой начиналась особенная часть Кодекса.

Как уже отмечалось, данная группа преступлений выделена в разд. X "Преступления против государственной власти" по признаку видового объекта, каковым являются основы конституционного строя и безопасность государства.

Основы конституционного строя - это совокупность общественных отношений, присущих нашему обществу и закрепленных в разделе первом Конституции Российской Федерации, провозглашающем исходные принципы конституционного строя, правовой статус личности, основы экономических отношений и политической системы Российской Федерации.

Основы безопасности государства - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней опасности. Жизненно важными интересами признается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивают существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.[2]

Основы безопасности государства предполагают защищенность не только конституционного строя, но и суверенитета, территориальной неприкосновенности, обороноспособности и других жизненно важных интересов от возможных посягательств на них.

Суверенитет государства означает его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета является основным принципом международных отношений, закрепленным в Уставе ООН и других международных актах. Во внутренних делах суверенитет означает верховенство Конституции РФ и принятых во исполнение ее федеральных законов.

Неприкосновенность территории предполагает сохранение в целостности территории, находящейся под суверенитетом России, в пределах государственной границы Российской Федерации. Государственной является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.[3]

Обороноспособность - совокупность экономических, военных, технических, научных, идеологических возможностей государства и его вооруженных сил по обеспечению защиты от нападения извне, его суверенитета и территориальной неприкосновенности.[4]

Видовым объектом преступлений против государственной власти, обусловившим объединение рассматриваемых деяний в самостоятельную классификационную группу, как уже отмечалось, являются основы конституционного строя и безопасности государства.

Непосредственными объектами этих преступлений в зависимости от характера действий выступают внешняя или экономическая безопасность государства, обороноспособность, суверенитет, территориальная неприкосновенность и пр.

Объективная сторона преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства заключается в совершении активных действий. Исключение составляет такое преступление, как утрата документов, содержащих государственную тайну, которая возможна путем как действия, так и бездействия (ст. 284 УК). Подавляющее большинство преступлений данной группы признаются законодателем оконченными с момента совершения описанного в статье действия (безотносительно к факту наступления последствий). Такая конструкция составов является показателем повышенной степени опасности рассматриваемых преступлений.

С субъективной стороны преступления данной группы предполагают наличие только умышленной вины (исключение составляет упоминавшаяся выше ст. 284). В некоторых случаях обязательным признаком субъективной стороны является цель. Так, диверсия осуществляется в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации (ст. 281 УК).

Субъектом этих преступлений являются достигшие 16 лет граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В виде исключения субъектом государственной измены (ст. 275 УК) может быть лишь гражданин России, а шпионажа (ст. 276 УК) - только иностранные граждане и лица без гражданства. Отдельные преступления совершаются только специальным субъектом. Так, субъектом разглашения государственной тайны (ст. 283 УК) выступает только то лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе.

Лица, не достигшие 16-летнего возраста, к ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства не привлекаются. Если же в их действиях содержится состав другого преступления, за которое установлена ответственность с 14 лет, они отвечают за это преступление. Так, при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля лица, достигшие 14 лет, могут привлекаться к ответственности по ст. 105 (умышленное убийство или покушение на него), ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и пр.

Несмотря на изменение местоположения рассматриваемых составов в системе Особенной части Кодекса (с первого на четвертое место) степень опасности этих преступлений остается высокой, о чем свидетельствует отнесение законодателем более половины составов к числу особо тяжких преступлений.

Исходя из непосредственного объекта посягательства преступления против основ конституционного строя и безопасности государства можно подразделить на преступления, посягающие на:

1) внешнюю безопасность (государственная измена - ст. 275, шпионаж - ст. 276);

2) лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля - ст. 277);

3) внутреннюю безопасность или политическую систему России (насильственный захват власти или насильственное удержание власти - ст. 278; вооруженный мятеж - ст. 279; публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации - ст. 280);

4) экономическую безопасность и обороноспособность (диверсия - ст. 281, разглашение государственной тайны - ст. 283, утрата документов, содержащих государственную тайну - ст. 284);

5) провозглашенный Конституцией принцип равенства граждан независимо от расы, национальности и вероисповедания (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды - ст. 282).

Примерно такая же классификация предлагается и некоторыми другими учеными.

В литературе в отношении приведенной классификации высказывались следующие замечания: 1) не просматривается единое основание классификации; 2) неточным является отнесение разглашения государственной тайны (ст. 283) и утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284), к преступлениям, посягающим на экономическую безопасность и обороноспособность, так как государственная тайна имеет место не только в экономике и обороноспособности.

Однако представляется, что в основу предлагаемой классификации положен один критерий - непосредственный объект. Отнесение преступлений, предусмотренных ст. 283 и 284 УК к числу преступлений, посягающих на внешнюю безопасность, как предлагают эти авторы, также весьма условно, поскольку эти преступления могут посягать и на внутреннюю безопасность.

В доктрине уголовного права имеются и иные классификации рассматриваемых преступлений. Некоторые авторы выделяют преступления, создающие угрозу:

внешней безопасности (государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и утрата документов, содержащих государственную тайну) и внутренней безопасности (все остальные).

Предлагается эти две группы преступлений дополнить третей группой - преступлениями, посягающими на экономическую безопасность, включив в нее одно преступление - диверсию.[5]

Ученые в основном единодушны по поводу того, какие преступления являются посягательствами на внешнюю безопасность. Таковыми признаются государственная измена и шпионаж.

Некоторые различия имеются в содержании классификационных групп (при пятичленной классификации), что объясняется спецификой непосредственных объектов.

Как видно из перечня объектов посягательства, законодатель отнес к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства значительно меньшее число преступлений, чем было в Кодексе 1960 г. Это только такие преступления, которые действительно представляют реальную угрозу как основам конституционного строя, так и безопасности государства в целом.[6]

В уголовном законодательстве зарубежных стран также предусмотрена ответственность за рассматриваемые деяния. Например, в Уголовном кодексе Франции в книге 4 "Преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия" раздел первый озаглавлен "Посягательства на основополагающие интересы нации". В этом разделе содержатся главы: "Об измене и шпионаже", "Об иных посягательствах на республиканские государственные институты или целостность национальной территории", "Об иных посягательствах на национальную защиту" и др.

Раздел первый, с которого начинается особенная часть Уголовного кодекса ФРГ, озаглавлен: "Измена миру, государственная измена и создание угрозы демократическому правовому государству". Во второй главе этого раздела - "Государственная измена" содержатся: _ 81 (Государственная измена Федерации), предусматривающий ответственность за нарушение целостности ФРГ или изменение основанного на конституции конституционного порядка с применением или попыткой применения насилия; _ 82 "Государственная измена земле", в котором говорится о присоединении или отделении Земли либо изменении основанного на основном законе Земли конституционного порядка также путем насилия или угрозы; _ 83, устанавливающий ответственность за приготовление к государственной измене; _ 83, излагающий признаки деятельного раскаяния.

Второе место в системе особенной части Уголовного кодекса Польши занимает гл. XVII "Преступления против Республики Польша" (13 статей).

В разд. XII УК Белоруссии "Преступления против государства и порядка осуществления власти и управления" выделена гл. 32 "Преступления против государства".

В Уголовном кодексе Швейцарии к числу преступлений против государства отнесены: государственная измена (ст. 265), посягательство на независимость Конфедерации (ст. 266), действия и устремления иностранных государств, направленные против безопасности государства (ст. 266 bis), и др.

В гл. 18 "О преступлениях, связанных с оскорблением монарха", и 19 "О преступлениях против безопасности королевства" Уголовного кодекса Швеции содержатся такие составы преступлений, как призыв к мятежу, вооруженная угроза законному порядку, государственная измена, предательство в переговорах с иностранной державой, шпионаж и др.

Первое место в Особенной части Уголовного кодекса КНР занимает глава "Преступления против государственной безопасности", содержащая 12 статей. Наиболее опасными законодатель считает причинение вреда суверенитету страны, ее территориальной целостности и безопасности, совершенные в сговоре с иностранным государством (ст. 102); организацию, планирование и практическое участие в вооруженном мятеже или вооруженном бунте (ст. 104); совершение измены и переход на сторону врага (ст. 108) и др. В случае причинения особо серьезного вреда государству и народу в результате совершения таких преступлений в ст. 113 предусмотрена возможность применения смертной казни.

1.2. Преступления, посягающие на лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность

Опасность таких преступлений определяется тем, что посягательства на лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность, могут привести к дестабилизации политической обстановки в стране, обострить противоречия в политической сфере, негативно отразиться на международном положении страны и пр.

К лицам, осуществляющим государственную деятельность, относятся лица, наделенные законодательными, исполнительными, судебными или иными властными функциями в государственном аппарате, проводящие в жизнь политику государства. Это представители высшего руководства, члены правительства, руководители различных ведомств, депутаты и др. как федерального уровня, так и субъектов Федерации. Их принято называть государственными деятелями.

К числу лиц, осуществляющих общественную деятельность (общественные деятели), относятся руководители различных общественных организаций (например, профессиональных, религиозных), политических партий, массовых движений и иных общественных объединений. Представляется, что к таким лицам можно отнести и наиболее активных участников таких организаций и объединений. Сомнение вызывает предложение относить к таким лицам по функциональному признаку представителей средств массовой информации, культуры, науки, образования.[7] Как нам кажется, специально выделять лиц этих категорий вряд ли целесообразно, так как они могут подпадать под понятие "государственный деятель" либо "общественный деятель" в зависимости от осуществляемых функций в государственных органах либо общественных органах и объединениях.

В Уголовном кодексе 1960 г. предусматривалась ответственность за посягательство не только на государственного или общественного деятеля, но и на представителя власти (ст. 66), а также представителя иностранного государства (ст. 67).

Кодекс 1996 г. вполне обоснованно исключил указание на представителя власти, поскольку посягательства на таких лиц в зависимости от осуществляемых ими функций в системе государственной власти подпадают либо под признаки ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), либо ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), либо ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).

Что же касается посягательства на представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений (ст. 67 УК 1960 г.), то такие действия подпадают под признаки ст. 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой), в которой в качестве обязательного признака состава преступления предусмотрена цель - провокация войны или осложнение международных отношений.

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля

2.1. Общая характеристика состава посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля

Террористический акт - особо тяжкое преступление против основ конституционного строя и безопасности государства, заключающееся в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо мести за такую деятельность (277 УК). Понятие террористический акта в уголовно-правовом смысле является более узким, чем в криминологии, международном праве. В последних случаях под террористическим актом понимаются также любое общеопасное действие (взрыв, поджог и т.д.) и некоторые насильственные действия (убийство или похищение официальных лиц, захват заложников, угон самолета и т.д.) в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. В уголовном праве РФ такие действия представляют самостоятельное преступление, именуемое терроризмом. Террористический акт по уголовному праву РФ посягает на государственную власть и политическую систему, жизнь государственного или общественного деятеля, в то время как объектом терроризма являются общественная безопасность, жизнь и здоровье любых граждан. Государственными деятелями следует считать лиц, осуществлявших руководящие функции в органах власти и управления, лиц,занимающих государственные должности РФ и субъектов РФ, глав органов местного самоуправления. К общественным деятелям относятся руководители и активные члены общественных объединений и партий. Посягательством на жизнь является убийство или покушение на убийство государственного или общественного деятеля. Террористический акт окончен в момент покушения на жизнь. Причинение смерти или вреда здоровью охватывается признаками террористического акта и дополнительной квалификации не требует. В случае отсутствия вреда здоровью содеянное также является оконченным .преступлением с момента покушения.

Понятие “террористический акт” относится к числу наиболее часто употребляемых терминов как в террологической науке, так и в средствах массовой информации, а в ряде случаев ему придается и законодательное закрепление. Однако вопрос о том, насколько точны эти законодательные определения, насколько оптимально характеризуют они своими признаками сущность определяемого ими преступного деяния, невольно возникает уже при элементарном сопоставлении соответствующих составов преступления, содержащихся в уголовных кодексах отдельных государств.

Так, в ст. 277 УК РФ под террористическим актом понимается посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность.

В отличие от ст. 66 УК РСФСР (террористический акт) ст. 277 УК РФ предусматривает только убийство или покушение на убийство государственного или общественного деятеля. Причинение тяжких телесных повреждений (ст. 66 УК РСФСР) ст. 277 УК РФ не предусматривает. В число потерпевших не включены представители власти. Но в понятие государственных и общественных деятелей включены не только деятели, поддерживающие существующую власть и проводящие в жизнь ее политику, но и деятели общественных организаций любого направления и ориентации, в том числе и оппозиционных, негативно относящиеся к существующему строю. Закон категорично запрещает террористический акт как средство политической борьбы, как средство подавления политических противников.

К государственным деятелям относятся руководители государственных органов федерального уровня и субъектов РФ и другие государственные служащие, которые своей деятельностью активно проводят в жизнь политику государства. К государственным деятелям также относятся депутаты, официально зарегистрированные кандидаты для избрания в органы власти, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Общественные деятели - это лица, активно участвующие в работе общественных объединений, политических партий, профессиональных и иных общественных объединений.

Например, Генпрокуратура завершила расследование по делу о покушении на главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. После того, как обвиняемые ознакомятся с материалами дела, оно будет направлено в суд, сообщил адвокат одного из обвиняемых Руслан Заколюжный.

В покушении на жизнь государственного деятеля, в покушении на убийство и незаконном хранении оружия обвиняются полковник в отставке Владимир Квачков и двое бывших десантников Александр Найденов и Роберт Яшин – с санкции суда они находятся под стражей с 21 апреля этого года.

По данным следствия, Найденов и Яшин, испытывая личную неприязнь к Чубайсу, вступили в сговор с остальными участниками преступной группы - отставным полковником Владимиром Квачковым, его сыном Александром Квачковым и Иваном Мироновым. Как утверждает следствие, участники группы заранее сняли квартиру неподалеку от места жительства Чубайса, вели за ним наблюдение и установили обычный график движения его автомашины. 17 марта в 1,5 км от поселка Жаворонки Московской области на обочине дороги произошел взрыв в момент следования кортежа главы РАО "ЕЭС России". После взрыва первая машина, не останавливаясь, проследовала в Москву, а вторая была обстреляна из автоматического оружия, передает РСН.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) осуществляется с целью прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт).

Объектом рассматриваемого преступления является прежде всего установленная конституцией РФ политическая система России. Однако это преступление посягает и на второй дополнительный, но обязательный объект - на жизнь государственного или общественного деятеля.

Потерпевшим в этих случаях является государственный или общественный деятель. Члены его семьи потерпевшими не признаются. посягательство на их жизнь, даже если оно связано с деятельностью указанных выше лиц, квалифицируются не по ст. 277 УК, а по иным статьям в зависимости от характера действия, последствий и других обстоятельств дела.

Например, По факту покушения на жизнь председателя правительства республики Ингушетия Ибрагима Мальсагова, совершенного в четверг, возбуждено уголовное дело по пяти статьям Уголовного кодекса, сообщил заместитель генерального прокурора РФ Николай Шепель. Замгенпрокурора, в частности, сказал, что "по факту покушения возбуждено уголовное дело по статьям 277 ("Покушение на жизнь государственного деятеля"), 205 ("Терроризм"), 105 ("Убийство"), 317 ("Покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов") и 222 ("Незаконное хранение, приобретение, использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств") УК РФ", сообщает "Эхо Москвы". По его данным, в результате взрыва один из работников милиции погиб на месте, двое человек, в том числе председатель правительства республики, получили ранения. Установлено, что взрывное устройство было направленного действия, заявил Н.Шепель.

В социально-политическом смысле террористический акт представляет собой насильственный метод подавления политических противников и зачастую может являться составной частью более общего явления - терроризма (ст. 205 УК). Статья 277 УК по отношению к ст. 205 УК является специальной нормой, подлежащей преимущественному применению и предусматривающей ответственность за более опасное, нежели терроризм, преступление.

С объективной стороны террористический акт осуществляется путем посягательства[8] на жизнь государственного или общественного деятеля, что предполагает как убийство, так и покушение на него. При покушении на указанного деятеля последнему может и не быть причинен вред, например, преступник стрелял и промахнулся. Лишение жизни, причинение вреда здоровью или непричинение по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного, на квалификацию не влияет, но может учитываться при индивидуализации наказания. Таким образом, последствие не является обязательным признаком рассматриваемого преступления. Однако при лишении жизни или причинении вреда здоровью необходимо установить причинно-следственную связь между действиями виновного и смертью или причинением вреда здоровью.

Факультативные признаки объективной стороны преступления (способ, место, обстановка и пр.) в качестве обязательных признаков в ст. 277 УК не указаны. Однако наличие таких признаков может повлечь ответственность виновного по совокупности. Например, осуществление террористического акта в отношении определенного лица путем взрыва в месте скопления людей (митинги, собрания и пр.).

Террористический акт признается оконченным с момента либо причинения смерти, либо совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля.

С субъективной стороны террористический акт совершается только с прямым умыслом. Виновный сознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность лишения такого лица жизни и желает совершить такие действия, надеясь на наступление такого последствия, как смерть потерпевшего. Обязательным признаком объективной стороны является цель - либо прекращение государственной или иной политической деятельности, либо месть за такую деятельность. Наличие этих целей исключает возможности совершения преступления с косвенным умыслом.

Мотивы террористического акта различны (например, враждебное отношение к существующему строю, власти, к деятельности, осуществляемой государственным или общественным деятелем, националистические, религиозные). Они на квалификацию рассматриваемого преступления не влияют, но должны учитываться при назначении наказания.

В тех случаях, когда указанная в ст. 277 УК цель отсутствует и виновный посягает на жизнь государственного или общественного деятеля из корыстных, личных и тому подобных побуждений, содеянное должно квалифицироваться по иным статьям Кодекса в зависимости от направленности умысла, например, убийство или покушение на убийство в связи с осуществлением потерпевшим своего общественного долга (ч. 2. ст. 105 УК).

Субъектом террористического акта может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица от 14 до 16 лет, принимавшие участие в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, могут быть привлечены к ответственности по ст. 105 УК.

В случаях фактической ошибки, когда субъект убивает не государственного или общественного деятеля, а иное лицо (например, охранника, водителя), ответственность наступает по совокупности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и умышленное убийство иного лица.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля следует отличать от состава терроризма (ст. 205 УК). Разграничение этих преступлений должно проводиться по объекту (объектом терроризма является общественная безопасность, а террористического акта - основы конституционного строя), объективной стороне (терроризм осуществляется путем взрывов, поджогов или иных общеопасных действий, а терракт - путем посягательства на жизнь строго определенных законом лиц) и по субъективной стороне (терроризм осуществляется с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, воздействия на принятие определенного решения органами власти, а террористический акт - с целью прекратить государственную либо общественную деятельность потерпевшего или отомстить ему за такую деятельность).

Террористический акт отнесен законодателем к числу особо тяжких преступлений, за совершение которого предусмотрена возможность определения судом пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Ответственность за преступление, аналогичное рассмотренному, предусмотрена уголовным законодательством ряда зарубежных стран.

Так, весьма детально регламентирована ответственность за террористические акты в Уголовном кодексе Франции. В разд. II "О терроризме" в гл. 1. "О террористических актах" и гл. 2 "Особые положения" наказание дифференцируется в зависимости от характера действий. Под террористическим актом понимаются "умышленное посягательство на жизнь, умышленные посягательства на неприкосновенность человека, похищение или незаконное удержание человека в закрытом помещении" (ст. 421-1) и иные действия. состав террористического акта не ограничивается характером осуществляемой потерпевшим деятельности. Цель же этого деяния определяется как цель "серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора". В целом же это преступление отнесено законодателем Франции к числу преступлений против нации, государства и общественного порядка.

В законодательстве некоторых стран хотя и не говорится о террористических актах, однако предусмотрена ответственность за посягательства на лиц, осуществляющих верховную власть. Например, в Испании предусмотрена ответственность за убийство Короля, Регента и других лиц (ст. 485 УК), в Польше - за посягательство на жизнь Президента Республики (ст. 134 УК), в Швеции - за нападение на Короля или члена Королевской семьи или Регента, правящего на месте Короля (ст. 2 гл. 18 УК). Преступления в этих случаях не ограничиваются указанием на какую-то специальную цель.

Ответственность за посягательство на жизнь Президента предусмотрена и в Уголовном кодексе Узбекистана (ст. 158). В этой же статье установлена ответственность за умышленное причинение телесного повреждения Президенту (ч. 2) и за публичное оскорбление или клевету в отношении Президента Республики (ч. 3).

В Уголовном кодексе Казахстана ч. 1 ст. 167 текстуально совпадает со ст. 277 Кодекса РФ, однако в ч. 2 говорится о тех же действиях, совершенных в отношении Президента Республики Казахстан.

В ст. 359 УК Белоруссии, предусматривающей ответственность за террористический акт, данный состав дополнен указанием на цель дестабилизации общественного порядка либо воздействия на принятие решений государственными органами.

Дополнительное указание на цель ослабления основ конституционного строя и безопасности государства содержится в ст. 310 УК Таджикистана.

Со ст. 277 УК РФ текстуально совпадает ст. 294 УК Кыргызстана.

В других странах террористический акт чаще всего предполагает применение того или иного насилия в отношении лиц, не облеченных специальными полномочиями, и относится к числу преступлений, посягающих на общественный порядок.

2.2. Отграничение терроризма от посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля

В УК СССР убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, совершенное с целью подрыва или ослабления советской власти, называлось террористическим актом и рассматривалось как проявление терроризма, способное ослабить власть. Аналогично террористическим актом считалось и убийство представителя иностранного государства.

Разграничение терроризма (ст. 205 УК РФ) и посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) следует проводить как по субъективным признакам (целям действия), так и объективным: объекту и самим действиям (объективной стороне).

Цель политического убийства – так называемого “селективного террора”, - стремление добиться прекращения государственной ли общественной деятельности конкретного лица путем его убийства.

Целью терроризма является воздействие на принятие решения органом власти в пользу террористов путем запугивания населения. Терроризм – это своеобразная, с высокой степенью общественной опасности угроза, которая иногда может реализовываться в реальную гибель людей, причем, случайных, не причастных к принятию решений и удовлетворению требований террористов.

Если для преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ, убийство – цель преступления, то для терроризма убийство – средство достижения других целей.

Объективная сторона сравниваемых преступлений может выражаться как во внешних совпадающих, так и в различных действиях.

Так, взрыв может быть как следствием угрозы, запугивания, так и способом убийства. Но в первом случае взрыв носит демонстративный характер, и пострадать от него могут случайные люди. Во втором – это способ убийства конкретного лица, государственного или общественного деятеля.

Убийство этих лиц возможно также и другим способом: выстрелом, путем отравления, удушения и т.д.; терроризм же реализуется, согласно ст. 205 УК РФ, посредством взрыва, поджога и иных общественно опасных действий.

С учетом оценки этих различий законодатель поместил преступления в различные разделы и главы УК РФ, отразив тем самым, что объектом терроризма является общественная безопасность, а объектом индивидуального террористического посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля является конституционный строй, государственная безопасность и жизнь человека.

Заключение

Опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом, безусловно, необходимо изучать, а изучив, - использовать во благо обществу. Политическое руководство основных стран европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.

В США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, в той или степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г.) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г.). Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся терактов как на территории США, так и за рубежом. За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и России был разработан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных, в частности, ядерных объектов, выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников и др.).

Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений. Но этого мало. Зачастую важнее бывает наличие политической воли и готовности высшего руководства страны к решительным действиям. Проблему противодействия терроризму в России следует рассматривать как важнейшую общегосударственную задачу.

Для эффективной борьбы с терроризмом, как представляется, необходим системный подход к организации антитеррористической деятельности на государственном уровне. Имеющееся в государстве достаточное количество специализированных структур можно назвать подготовленными к борьбе с терроризмом лишь условно, поскольку они в большей степени сориентированы на проведение силовых акций, когда преступление уже совершено. Между тем, борьба с терроризмом это прежде всего заблаговременная оперативная работа, позволяющая выявлять террористические организации на стадии возникновения, а террористические акты пресекать на стадии планирования и подготовки. В современной России право заниматься оперативной работой имеют подразделения ФСБ, МВД, МО, ФСНП, ГТК. При правильной постановке оперативной работы эти ведомства могли бы обеспечить своевременный и в достаточном объеме сбор и использование текущей оперативной информации, что позволило бы предупредить совершение террористических актов на самой ранней стадии. То, что происходит сейчас у нас в стране в борьбе с терроризмом (создание мощных подразделений ОМОН, СОБР, спецназа и их привлечение к ликвидации террористических формирований), напоминает борьбу с бандформированиями после ВОВ в Западной Украине и на территории Прибалтики, когда для ликвидации бандитизма приходилось проводить чекистско-войсковые операции. Нечто похожее происходит в настоящее время в Чечне, чуть ранее в Дагестане, других регионах Кавказа, в ряде стран СНГ.

Для повышения эффективности предупредительных мер Министерству иностранных дел (совместно с МВД, ФСБ,ФМС) необходимо предоставить полномочия депортировать из России иностранных граждан, причастных к деятельности террористических организаций. Следует ужесточить наказание за косвенное участие в террористических актах.

Таким образом, следует констатировать, что проблема терроризма в России не только существует, но ежегодно обостряется, превращается в общегосударственную, связанную с обеспечением национальной безопасности страны в целом. И решаться она должна на самом высоком государственном уровне.

Сегодня для нашей страны задача борьбы с терроризмом является актуальной как никогда ранее.

В XXI веке должны победить международная юстиция и право, не оставляющие преступникам шансов на благоденствие, независимо от того, где они укрываются и какой идеологией оправдывают свои преступления.

Список источников и литературы

1.    Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.)

2.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

3.     Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российская газета от 18 (ст.ст. 1 - 96), 19 (ст.ст. 97 - 200), 20 (ст.ст. 201 - 265), 25 (ст.ст. 266 - 360) июня 1996 г.

4.     Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3808

5.     Ali-Saab G. The Proper Role of International Law in Combating Terrorism // Chinese Journal of International Law. V. 1 (2002). N 1. P. 310; See also: Ratner S. R. Notes and Comments // American Journal of International Law. V. 96 (2003), N 4. P. 902.

6.     Авдеев Ю. И., Особенности современного международного терроризма и некоторые правовые проблемы борьбы с ним. М., 2002

7.     Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.

8.     Буш Дж. У. Введение // Внешняя политика США: Электронный журнал государственного департамента США. Т. 6 (Ноябрь 2001), № 3. С. 2.

9.     Васильев А.М. История Саудовской Аравии: 1745 г. - конец ХХ в. М., 2001

10.           Гончаров С.А. Актуальные вопросы борьбы с террором // Материалы международной конференции "Международное сообщество против глобализации преступности и терроризма". М., 2001. С. 11.

11.           Замковой В.И., Ильчиков М..З. Терроризм - глобальная проблема современности, М., Гардарика, 1996.

12.           Заявление Российской ассоциации международного права о международном терроризме // Московский журнал международного права. 2002. № 2.

13.           Лукашук И. И. Терроризм и международное право // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002.

14.           Лунеев В. В. Тенденции терроризма и уголовно-правовой борьбы с ним // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002.

15.           Овчинникова Г.В. Терроризм. С-Пб., 1998.

16.           Пиллар П. Р. Инструменты борьбы с терроризмом // Внешняя политика США: Электронный журнал государственного департамента США. Т. 6 (Ноябрь 2001). № 3. С. 13-14.

17.           Предварительный отчет 4734 заседания Совета Безопасности ООН, от 4 апреля 2003 г. S/PV.4734 // http://ods-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/NO3/308/92/PDF/NO330892.pdf?OpenElement. 19.05.2003.

18.           Проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003.

19.           Проект Кодекса основных прав и обязанностей государств // Московский журнал международного права. 1996. № 4.

20.           Прокофьев Н. В. К вопросу о борьбе с международным терроризмом на территории иностранных государств. // Московский журнал международного права. 2003. № 1.

21.           Терроризм: психологические корни и правовые оценки, 1995.

22.           Федянин В. Ю. Актуальные вопросы обеспечения ответственности за терроризм в международном уголовном праве // Московский журнал международного права. 2001. № 3.

23.           Хлестов О. Н., Мышляева М. Л. Вооруженная борьба против международного терроризма // Московский журнал международного права. 2001. № 4.

24.           Чухвичев Д.В. Терроризм: история и современность // Труды Московской гос. юридической академии. М., 1997.

25.           Эфиров С.А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. – 1995


[1] Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3808

[2] См.: Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" с послед. измен. и доп.//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст. 5086.

[3] См.: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О государственной границе Российской Федерации" с послед. измен. и доп.//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 16. Ст. 1861; 1996. N 50. Ст. 5610; 1999. N 23. Ст. 2808.

[4] См.: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. "Об обороне"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750.

[5] См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М. С. 609; Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственные преступления. М., 1999. С. 16-17.

[6] Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции в 2-х т. Часть общая. Т. 2. С. 383-384.

[7] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 496.

[8] Применительно к посягательству на жизнь работника милиции (ст. 317 УК) Верховный суд разъяснял, что "под посягательством понимается убийство либо покушение на убийство" (п. 9)//Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1999. С. 449.