Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Себестоимость продукции........................................................................ 5
1.1. Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции............... 5
1.2. Группировка затрат по экономическим элементам (смета затрат на производство) 9
1.3. Группировка затрат по статьям калькуляции......................................................... 10
3. Анализ затрат на производство и реализацию продукции ООО «Уралспецгидрострой»............................................................................... 13
3.1Характеристика ООО «Уралспецгидрострой»........................................................... 13
3.2Анализ размеров и динамики затрат на производство и реализацию продукции. 13
3.3Анализ прямых и косвенных затрат на производство и реализацию продукции (2005 год) 14
3.4 Основные направления по совершенствованию учета затрат и калькулирования себестоимости оказываемых услуг...................................................................................... 15
Заключение.................................................................................................. 25
Библиографический список....................................................................... 27
Введение
Тема курсовой работы планирование себестоимости продукции. Данная тема является актуальной, т.к. успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам: затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены; информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами; знание себестоимости необходимо для определения сальдо материальных счетов на конец отчетного периода.
В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и значение системы бухгалтерского учета. Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказанных услуг.
Формирование затрат, их учет имеют большое значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.
Целью курсовой работы является анализ себестоимости продукции
Постановленная цель потребовала решения следующих задач:
– провести изучение теоретических основ учета затрат и калькулирования себестоимости;
– проанализировать себестоимость продукции в ООО «Уралспецгидрострой»;
– разработать рекомендации по улучшению системы учета затрат в строительстве.
Предметом исследования данной работы является организация учета и проведения анализа затрат строительных работ. Объектом исследования выступает ООО «Уралспецгидрострой».
Источниками написания данной курсовой работы послужили учебные пособия по учету затрат на предприятиях таких авторов, как Пошерстник Н.В., Мейксин М.С., Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П. и др., Киевский С.В., нормативно-законодательные акты, регламентирующие вопросы организации учета затрат, периодические издания по исследуемой теме, таких как «Главбух», «Бухгалтерский учет», «Экономика и жизнь», а также информационно-справочная система «Гарант», данные бухгалтерского учета ООО «Уралспецгидрострой».
1. Себестоимость продукции
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
1.1. Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции
Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции и т. д. В зависимости от преобладающей доли отдельных элементов затрат различают следующие виды отраслей и производств: материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие, топливо- и энергоемкие и смешанные. Структура затрат не остается постоянной, она динамична. Так, в целом по промышленности России материальные затраты в I кв. 1997 г., в 1995 и в 1990 гг. соответственно составляли — 63,0; 57,4; 68,6%; оплата труда — 11,2; 13,7; 13,0%; отчисления на социальные нужды — 4,2; 4,9; 2,2%; амортизация — 8,2; 6,2; 12,1%; прочие расходы - 13,4; 17,8; 4,1%.
Материальные затраты во всех отраслях народного хозяйства (кроме добывающих) занимают основную долю в себестоимости продукции. В их состав входят: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия и др. Сырье и материалы включают в себя стоимость приобретаемых со стороны ресурсов, которые входят в продукт и составляют его основу или являются необходимым компонентом. Покупные материалы и полуфабрикаты, приобретаемые со стороны, подвергаются в дальнейшем дополнительной обработке или сборке-монтажу. Вспомогательные материалы добавляются к основным с целью изменения их внешнего вида или других свойств, а также используются при обслуживании производства (смазочные, обтирочные, красители, упаковочные и проч.). Топливо (твердое, жидкое, газообразное) и энергия всех видов (электрическая, тепловая, сжатого воздуха, холода и др.), приобретаемые со стороны, выделяются особо в составе материальных затрат в связи с их важным народнохозяйственным значением. В материальные затраты включаются также расходы на тару, упаковочные материалы, инструмент, запасные части и др.
Оценка материальных ресурсов, по которой они включаются в себестоимость продукции, определяется исходя из цены приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), всех надбавок и комиссионных снабженческим, посредническим и внешнеторговым организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин, а также платы за транспортировку сторонним организациям. Из расходов на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов — остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей, образующихся в процессе производства, которые утрачивают (полностью или частично) потребительские качества исходного ресурса и не могут использоваться по прямому назначению. Возвратные отходы оцениваются в зависимости от возможного их использования.[1]
Затраты на оплату труда отражают участие в себестоимости продукции необходимого живого труда. Они включают заработную плату основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, относящихся к основной деятельности. Оплата труда включает: заработную плату, начисляемую по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с системами оплаты труда, принятыми на предприятии; стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты; надбавки и доплаты; премии за производственные результаты; оплату очередных и дополнительных отпусков; стоимость бесплатно предоставляемых услуг; единовременные вознаграждения за выслугу лет; надбавки за работу на Крайнем Севере и по районным коэффициентам и другие расходы. Не включаются в себестоимость выплаты работникам предприятий, не связанные непосредственно с оплатой труда, имеющие своим источником средства специальных фондов, целевых поступлений, фондов профсоюзных организаций и др. (материальная помощь, надбавки и единовременные пособия ветеранам труда, оплата путевок на лечение и отдых, дивиденды, выплачиваемые по акциям, компенсации в связи с повышением цен, оплата проезда к месту работы и проч.).
Отчисления на социальные нужды представляют собой форму перераспределения национального дохода на финансирование общественных потребностей. Начисленные средства направляются во внебюджетные фонды и используются на предусмотренные законом цели. Тарифы страховых взносов ежегодно утверждаются в федеральном законе, принимаемом Государственной Думой и одобряемом Советом Федерации. В эту группу затрат в настоящее время включаются четыре вида платежей.
С 1 января 2005 года изменится регрессивная шкала ставок налога: при величине фонда оплаты труда до 280 тыс. рублей в год ставка составит 26%, от 280 тыс. до 600 тыс. рублей — 10%, свыше 600 тыс. рублей — 2%. Изменятся и размеры отчислений во внебюджетные фонды. Отчисления в фонд обязательного медицинского страхования составят 2,8%: в федеральный фонд будет направляться 0,8%, в территориальные фонды — 2%. В ПФР поступят 20% от налога, а в фонд соцстраха — 3,2%.[2].
Кроме вышеназванных фондов в стране действуют многочисленные негосударственные пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, службы трудоустройства и т. п., формирование средств которых имеет другие источники, не относящиеся к себестоимости продукции предприятий.
Амортизация основных фондов на их полное восстановление включается в себестоимость продукции в суммах, определяемых на основе балансовой стоимости фондов и действующих норм амортизационных отчислений. Износ начисляется как на собственные основные фонды, так и арендованные (если иное не предусмотрено договором аренды), а также на стоимость помещений, предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания и медицинского обслуживания трудовых коллективов предприятий.
В состав прочих затрат входят разнообразные и многочисленные расходы: налоги и сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, оплата процентов за кредит, суммы износа по нематериальным активам, командировочные и представительские расходы, оплата работ по сертификации продукции, вознаграждения за изобретательства и рационализацию и др.
Расходы, включенные в себестоимость производимой продукции, образуют производственную себестоимость валовой продукции. Если в производственной себестоимости учесть (прибавить или вычесть) изменение остатков незавершенного производства, то определим производственную себестоимость товарной продукции. После прибавления к ней группы внепроизводственных расходов, связанных с реализацией продукции и отчислением средств в вышестоящие организации, получаем полную себестоимость товарной продукции.
1.2. Группировка затрат по экономическим элементам (смета затрат на производство)
По методам планирования, учета и распределения затраты классифицируются по экономическим элементам — сметный разрез затрат и по месту их осуществления — группировка по статьям калькуляции. Эта классификация имеет важное теоретическое и практическое значение, так как в соответствии с ее требованиями организуется экономическая деятельность предприятия.[3]
Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В ней собираются затраты по общности экономического содержания, по их природному назначению. Так, по элементу «Оплата труда» показывается весь фонд оплаты труда предприятия вне зависимости от того, какой категории работников он предназначен: производственным рабочим, служащим или младшему обслуживающему персоналу. Амортизация основных фондов также отражает общую сумму начисленного износа от всех видов основных фондов предприятия: станков, на которых изготавливается продукция; всех видов производственных зданий, в том числе и заводоуправления; грузового и легкового автотранспорта и т. д.
Смета затрат включает следующие элементы: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов); вспомогательные и прочие материалы; топливо со стороны; энергия с стороны; заработная плата основная и дополнительная; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие денежные расходы.
В смете отражаются затраты, оплачиваемые поставщикам ресурсов со стороны. Если предприятие само производит какой-то ид ресурсов (сжатый воздух, пар, энергию), то издержки на их производство распределяются в смете по соответствующим элементам затрат (топливо, заработная плата, амортизация и т. п.). Классификация затрат по экономическим элементам имеет для приятия важное значение. Сметный разрез затрат позволяет делить общий объем потребляемых предприятием различных н ресурсов. На основе сметы осуществляется увязка разделов производственно-финансового плана предприятия: по материально-техническому снабжению, по труду, определяется потребность оборотных средствах и т. д. По смете затрат исчисляется себестоимость валовой продукции, изменение остатка незавершенного производства, списание затрат на непроизводственные счета.
Вместе с тем на основе сметного разреза нельзя определить конкретное направление и место использования затрат (производственный процесс, обслуживание цеха, содержание заводоуправления и т. п.), что не позволяет анализировать эффективность использования затрат, вскрывать резервы их снижения. А главное, на основе элементов сметы невозможно определить себестоимость единицы выпускаемой продукции в разрезе всего ассортимента, а также каждого наименования, группы, вида. Эти задачи решает классификация затрат по статьям калькуляции.
1.3. Группировка затрат по статьям калькуляции
Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат. Калькуляционный принцип группировки затрат лежит в основе построения плана счетов бухгалтерского учета во всех отраслях народного хозяйства в нашей стране и за рубежом. Отчетность также составляется и анализируется преимущественно по статьям калькуляции.
При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в обслуживании производства, в управлении предприятием и т. д.
Типовая группировка затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид: 1) сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов); 2) вспомогательные материалы; 3) топливо на технологические цели; 4) энергия на технологические цели; 5) основная заработная плата производственных рабочих; 6) дополнительная заработная плата производственных рабочих; 7) отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих; 8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 9) расходы на подготовку и освоение нового производства; 10) цеховые расходы;
Цеховая себестоимость11) общепроизводственные расходы; 12) потери от брака;
Производственная себестоимость товарной продукции13) внепроизводственные расходы;
Полная себестоимость товарной продукции.
В приведенной классификации первые семь статей затрат осуществляются непосредственно на рабочем месте и прямо относятся на себестоимость каждого вида продукции. Все другие статьи являются комплексными, собирающими затраты по обслуживанию и управлению производством.
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования включают затраты на техническое обслуживание машин и механизмов, расходы на текущий и капитальный ремонт оборудования, цехового транспорта и инструментов, амортизацию основных фондов, закрепленных за цехами, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др. В статью «Расходы на подготовку и освоение нового производства» входят затраты некапитального характера: совершенствование технологии, переналадка оборудования, изготовление специального оборудования и оснастки и т. д. В состав цеховых расходов включаются затраты на управление цехов основного производства: заработная плата цехового персонала, расходы на амортизацию, текущий ремонт, отопление, освещение, уборку зданий и цеховых помещений, износ инвентаря и малоценных предметов общецехового назначения и др. «Общепроизводственные расходы» направляются на покрытие затрат по управлению и обслуживанию общехозяйственных нужд предприятия: аппарата управления, содержание зданий, территории, транспорта и проч., имеющих общепроизводственное назначение. Внепроизводственные расходы включают затраты, связанные с реализацией продукции (упаковка, отгрузка, реклама, сбытовая сеть, комиссионные и др.), а также различного рода отчисления и платежи.
3. Анализ затрат на производство и реализацию продукции ООО «Уралспецгидрострой»
3.1Характеристика ООО «Уралспецгидрострой»
В данной работе проводится анализ финансовой деятельности ООО «Уралспецгидрострой».
Основной вид деятельности предприятия–строительство, но предприятие также занимается оптовой продажей строительных материалов. В настоящее время на предприятии работает около 76 человек. Режим работы предприятия: 5-дневная рабочая неделя, рабочий день–12-часовая смена.
ООО «Уралспецгидрострой» находится в г. Екатеринбурге по адресу …... Предприятие функционирует в условиях сложного экономическое положения, связанного с общей нестабильностью российской экономики. В связи с этим предприятия города находятся в условиях неблагоприятной внешней среды (взаимные неплатежи, срывы поставок и т. д.). Существует множество финансовых и других проблем, которые необходимо анализировать для выявления ключевых, и возможности воздействовать на них[4].
3.2Анализ размеров и динамики затрат на производство и реализацию продукции
1)Определим затраты на производство и реализацию продукции по элементам затрат.
Таблица 1Динамика структуры затрат
Элементы затрат |
2004 год |
2005 год |
+,– |
|||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|||
Материальные затраты (стр. 05 ф. №5) |
21701 |
31,320 |
35258 |
34,497 |
+13557 |
|
Затраты на заработную плату (стр. 28 ф. №5) |
25191 |
36,350 |
38054 |
37,233 |
+12863 |
|
Отчисления на социальные нужды (стр. 30 ф. №5) |
9437 |
13,620 |
13281 |
12,994 |
+3844 |
|
Амортизация основных средств (стр. 31 ф. №5) |
2824 |
4,076 |
3799 |
3,717 |
+975 |
|
Прочие затраты (стр. 32 ф. №5) |
10139 |
14,630 |
11813 |
11,558 |
+1674 |
|
ИТОГО |
67856 |
100 |
102205 |
100 |
– |
|
Таблица 1 показывает, что затраты предприятия в 2005 году выше, чем в 2004 на 34349 тыс. руб., или на 50,6 %. Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам.
Постоянные затраты составляют 27142 тыс. руб.(67856*0,4) в 2004 году и 40882 тыс. руб. (102205*0,4) в 2005 году. Переменные издержки составили соответственно 40714 тыс. руб. и 61323 тыс. руб. Таким образом можно сделать вывод о том, что увеличилась сумма как переменных, так и постоянных расходов.
Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и затрат на оплату труда, а доля амортизации и прочих расходов уменьшилась
3.3Анализ прямых и косвенных затрат на производство и реализацию продукции (2005 год)
Прямые затраты:
1.сумма материальных затрат=7200*199,5=1 436 400 руб. в год
2.сумма прямой зарплаты на производство продукции=3300*12=39600 руб. в год.
Косвенные затраты:
1.Общая сумма амортизации=2923,2б руб.
2.Прочие расходы=43291,5 руб.
3.4 Основные направления по совершенствованию учета затрат и калькулирования себестоимости оказываемых услуг
Для определения сметной стоимости строительства исследуемому предприятию рекомендуется применять ресурсный метод определения стоимости, то есть калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.
Так как при применении ресурсного метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах (сметах) выделяются ресурсные показатели, такие как:
– данные о трудоемкости работ (чел.-час.) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;
– данные о времени использования строительных машин (маш.-час.);
– данные о расходе материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: куб. м, кв. м, т и пр.).
В составе последних данных выделяются такие данные, как:
– расход ресурсов на транспортировку материалов, изделий (деталей) и конструкций от поставщика до приобъектного склада подрядчика;
– масса строительных материалов, изделий (деталей) и конструкций.
Важнейшей частью системы контроля над затратами является оценка деятельности подразделений, управляющих и организации в целом. Поэтому необходимо проводить анализ отклонений, как средство контроля затрат предприятия. Анализ фактически достигнутых результатов можно проводить сравнением фактически полученных и нормативных данных.
Первый шаг в оценке деятельности организации — выявление отклонений, которое помогает определить области эффективности или неэффективности. Помимо определения суммы отклонения, важно выяснить причину этого отклонения. Когда причина известна, управляющий может предпринять соответствующие действия для решения проблемы.
Если фактические затраты выше нормативных, такое отклонение считается неблагоприятным, в противном случае отклонение будет благоприятным.
Отклонения можно вычислять для целых категорий, таких, как общие затраты основных материалов, для любых групп внутри категорий, каждой статьи затрат.
Все отклонения аналитики можно поделить на три вида: Отклонения затрат основных материалов. Отклонения прямых трудовых затрат. Отклонения общепроизводственных расходов.
Общее отклонение затрат основных материалов определяется как разница между фактическими и нормативными затратами материалов.
Общее отклонение прямых трудовых затрат определяется как разница между фактическими и нормативными затратами труда на произведенные единицы продукции за исключением брака.
Чтобы оценить степень выполнения плана, руководство должно знать, какая часть общего отклонения вызвана изменением затрат рабочего времени, а какая — изменением ставок оплаты труда.
За отклонения по ставке оплаты труда ответственность обычно несет отдел кадров. Это отклонение возникает, когда нанимают работника с оплатой выше или ниже, чем предполагалось в плане, или определенные работы выполняются более (менее) высокооплачиваемым работником. За отклонение в производительности труда отвечают цеховые контролеры. Неблагоприятное отклонение в производительности может произойти, если неопытному работнику поручат работу, требующую более высокой квалификации. Руководство должно анализировать каждую ситуацию исходя из сложившихся обстоятельств.
Основной статьей затрат предприятия являются материальные расходы, в частности рациональность выбранного способа оценки материалов. Методы оценки материалов, отпускаемых в производство, применяемые для целей бухгалтерского учета согласно пункта 15 ПБУ 5/01 и для целей налогообложения прибыли согласно статьи 255 главы 25 Налогового Кодекса РФ, совпадают. Рассмотрим пример расчета влияния выбора способа оценки материальных ресурсов и определения фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве на налоги.
Таблица 2
Данные для расчета
Показатели |
кол-во материалов, в натур.ед. |
цена без НДС |
сумма НДС на ед-цу |
фактическая себестоимость без НДС, в руб. |
Данные о закупках материалов |
||||
Остаток на 01.01.2003 |
40 |
10 |
2 |
400 |
Поступило |
||||
02.01.03 |
10 |
12 |
2,4 |
120 |
04.01.03 |
10 |
14 |
2,8 |
140 |
25.01.03 |
20 |
20 |
4 |
400 |
С учетом сальдо начального |
||||
ИТОГО |
80 |
1060 |
||
Списано на затраты |
50 |
|||
Остаток на 01.02.2003 |
30 |
Определим фактическую себестоимость 50 списанных изделий по каждому из методов.
Метод ЛИФО: (20 х 20) + (10 х 14) + (10 х 12) + + (10 х 10) = 760 руб.
Метод ФИФО: (40 х 10) + (10 х 12) = 520 руб.
Метод средней себестоимости: 1060 х 50 : 80 = 662,5 руб.
При наличии в ООО «УРАЛСПЕЦГИДРОСТРОЙ» необходимого уровня учета и контроля отпускаемых материалов метод себестоимости каждого изделия позволяет списать любые 50 штук железобетонных тумб из 80.
Предполагается, что ООО «УРАЛСПЕЦГИДРОСТРОЙ» решило списать 30 штук материалов из залежавшейся на складе партии на 1 января 2003 года, чтобы это сильно не повлияло на налогообложение 20 наиболее дорогих изделий, поступивших 25 января 2003 года.
Следовательно, фактическая себестоимость равна:
(30 х 10) + (20 х 20) = 700 руб.
Проведем расчет экономии (табл. 3).
Таблица 3
Расчет экономии по налогу на прибыль
Показатели |
Метод ЛИФО |
Метод ФИФО |
Метод средней себестоимости |
Метод по себестоимости единицы |
1. Отпущено на строительство и ремонт |
760 |
520 |
662,5 |
700 |
2. Остатки на 01.02.2003 |
300 |
540 |
397,5 |
360 |
3. Сумма налога на имущество в части материальных затрат |
6 |
10,8 |
7,95 |
7,2 |
4. Сумма всех затрат, за исключением материальных, включаемая в себестоимость работ и во внереализационные расходы |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
Продолжение таблицы 3
5. Выручка от реализации продукции |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
6. Налогооблагаемая прибыль |
234 |
469,2 |
329,55 |
292,8 |
7. Налог на прибыль (24%) |
56,16 |
112,608 |
79,092 |
70,272 |
8. Чистая прибыль |
177,84 |
356,592 |
250,458 |
222,528 |
В данном примере рассмотрена ситуация, при которой цены на материалы растут, а в конце месяца происходит их скачок.
В подобной ситуации метод ФИФО неоправданно максимально завышает налогооблагаемую базу и сумму налога на прибыль. Таким образом, при сложившейся динамике цен он наименее выгодный. Однако следует отметить, что для отчетности перед акционерами и кредиторами он показывает максимальную сумму налога на прибыль.
Метод ЛИФО наиболее выгоден в данной ценовой ситуации, так как максимально занижает уплачиваемую сумму налога на прибыль. Если бы цены падали, то имела бы место обратная тенденция.
Методы средней себестоимости и фактической себестоимости каждой единицы продукции имеют среднее значение между двумя первыми методами, и, таким образом, эти методы в определенной степени сглаживают увеличение или уменьшение цен.
Влияние выбора в учетной политике метода списания материальных затрат на сумму налога на имущество аналогично влиянию налога на прибыль, то есть в данной ценовой ситуации применение метода ЛИФО уменьшает налог, а метода ФИФО - увеличивает. Больший налог на имущество, относимый на затраты, конечно же, уменьшает налог на прибыль, однако его влияние не столь существенно, чтобы сделать метод ФИФО более привлекательным. И метод ЛИФО является предпочтительным как по налогу на прибыль, так и по налогу на имущество.
Метод по себестоимости списания каждой единицы, если его возможно применить, является наиболее оптимальным, и его можно довести до уровня метода ЛИФО в случае необходимости. В условиях волнообразного изменения цен данный метод может быть лучшим по сравнению с другими методами, но следует обеспечить необходимый учет. Кроме того, возникают определенные трудности при применении этого метода, особенно если применяются материалы, неспособные заменить друг друга полностью.
Имеющиеся у предприятия на балансе основные фонды, также влияют на размер затрат. Так способ начисления амортизации предприятие выбирает самостоятельно. ООО «УРАЛСПЕЦГИДРОСТРОЙ» использует линейный метод.
В бухгалтерском учете амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации, согласно пункту 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденного приказом Министерства Финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 33н.
Особенностью линейного метода является то, что сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
Следовательно, для каждого объекта индивидуально должны быть определены два показателя, применяемые в целях налогообложения: первоначальная (восстановительная) стоимость; норма амортизации по данному объекту.
Особенности нелинейного метода начисления амортизации рассмотрены в пункте 5 статьи 259 Налогового кодекса РФ. Применяться данный метод может в отношении амортизируемого имущества, входящего в первую-седьмую группы. При использовании данного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта:
Следовательно, для каждого объекта индивидуально должны быть определены два показателя, применяемые в целях налогообложения: остаточная стоимость амортизируемого имущества; норма амортизации по данному объекту.
Согласно пункта 13 статьи 259 Налогового кодекса РФ остаточная стоимость определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
В случае применения нелинейного метода начисления амортизации применяется остаточная стоимость, определяемая как разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации.
Еще одной особенностью данного метода является условие о 20 процентах. Согласно данному условию с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке: остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов; сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении данного объекта амортизируемого имущества определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.
Иными словами, оставшиеся двадцать процентов погашаются фактически по линейному механизму. Скорость переноса амортизации не зависят от срока полезного использования. Нелинейный метод достаточно эффективен с точки зрения "быстрого" уменьшения налоговых обязательств.
Применение нелинейного метода начисления амортизационных отчислений дает в первые годы экономию как по налогу на имущество, так и по налогу на прибыль.
Таким образом, границы применения нелинейного метода можно обозначить следующим образом.
Данный метод должен применяться в отношении основных средств с высокой степенью морального износа. К подобной категории можно отнести компьютерную технику. Как правило, в течение 3-5 лет она устаревает морально и проще ее списать и приобрести новую более современную;
Метод эффективен для основных средств со сравнительно коротким жизненным циклом 5-7 лет. Лучше получить налоговый эффект в течение 2-3 лет и продать их;
Нелинейный метод неэффективен по основным средствам с продолжительным сроком полезного использования 12-15 лет. Экономический эффект "растянутый" на несколько лет может быть съеден инфляцией;
При выборе нелинейного метода следует иметь в виду, что возможность применения повышающих коэффициентов не распространяется на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.
Контролирование общепроизводственных расходов (ОПР) представляет собой значительно более трудную задачу, чем контролирование прямых затрат, ибо ответственность за многие ОПР часто трудно возложить на кого-либо однозначно. Большая часть постоянных ОПР не может быть проконтролирована менеджерами конкретных подразделений.
Для повышения эффективности бухгалтерского учета на предприятии, и, что немаловажно, для облегчения проверки данных бухгалтерской отчетности, рекомендуется применение компьютерной бухгалтерской программы. Во всем мире бухгалтерский учет становиться компьютерным. Причем признано, что компьютерный учет являет собой особую форму бухгалтерского учета, при которой принципиально меняется технология отражения операций, назначение и смысл учетных регистров, когда из первичных форм обобщения и группировки информации они превращаются в выходные формы аналитической направленности.
ООО «УРАЛСПЕЦГИДРОСТРОЙ» можно порекомендовать программу «БЭСТ», которая обеспечивает полный цикл бухгалтерского учета. Кроме ведения синтетического учета, то есть ввода проводок и получения на их основе оборотно-сальдовой ведомости, карточки счетов, ведения главной книги, ведения кассы, обработки банковских документов, печати отчета для налоговых органов, эта программа позволяет вести аналитический учет. В этом случае программа позволяет отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товаров, основных и денежных средств, расчеты по зарплате и с подотчетными лицами. Для поддержки аналитического учета программа позволяет вести неограниченное количество справочников объектов аналитического учета. Кроме стандартных документов аналитического учета программа позволяет создавать отчеты произвольной формы.
Организация аналитического учета на счете 20 - один из важнейших вопросов организации учета затрат на производство. Учет прямых производственных затрат ведется на счете 20 в аналитическом разрезе видов номенклатуры, затрат на строительство и подразделений. Такая схема аналитического учета на счете 20 организована в соответствии с рекомендациями, изложенными в инструкции по применению плана счетов, предусматривающими ведение учета по видам затрат и видам оказываемых услуг. Аналитический учет по счету ведется по видам оказываемых услуг (субконто "Виды номенклатуры"), статьям затрат на производство (субконто "Затраты на производство") и подразделениям (субконто "Подразделения"). Каждый вид номенклатуры - элемент справочника "Виды продукции (работ, услуг)". Каждый статья затрат - элемент справочника "Статьи затрат на производство". Каждое подразделение - элемент справочника "Подразделения".
Особенностью прямых затрат является возможность их учета вплоть до конкретной единицы строительных работ или услуг. На счете предусмотрена организация аналитического учета по видам номенклатуры, что позволяет выявить (калькулировать) себестоимость услуг по каждому наименованию строительных работ. В этой связи, учетному работнику предоставляется определенная гибкость в выборе того, что понимать под видом номенклатуры.
Помимо информации о себестоимости продукции для эффективного управления производством важно иметь сведения о структуре себестоимости, то есть, из каких элементов она складывается, какая часть приходится на материалы, какая на оплату труда, на обслуживание машин и оборудования. Для этой цели предусмотрена организация аналитического учета по статьям затрат на производство. Перечень статей затрат устанавливается предприятием самостоятельно в зависимости от характера и структуры производства, однако следует помнить, что согласно п.8 ПБУ 10/99 при учете затрат по основным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по экономическим элементам. Установленный на предприятии перечень видов затрат вводится в справочник "Статьи затрат на производство".
Заключение
Исследованная мной тема (себестоимость продукции и пути ее снижения), в настоящее время является наиболее актуальной, так как:
1. Затраты, издержки, себестоимость—важнейшие экономические категории. Их уровень в основном определяет величину прибыли и рентабельности, лежит в основе системы показателей эффективности производства.
2. Затраты на производство и реализацию продукции — текущие затраты некапитального характера, финансируемые из выручки от реализации продукции при посредстве оборота оборотных средств. Издержки на производство зарубежных фирм состоят из бухгалтерских и экономических, в состав которых включается нормативная прибыль.
3. В состав затрат на производство продукции входят: материальные затраты, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие расходы.
4. Группировка затрат по элементам сметы отражает общность их экономического содержания, определяет общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов по их природному назначению.
5. Классификация затрат по статьям калькуляции объединяет их по направлениям использования, по месту возникновения. Она позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, выявить резервы их снижения.
6. Различают плановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляции. При расчете себестоимости единицы продукции прямые затраты включают исходя из установленных норм, цен и тарифов, а косвенные распределяют в соответствии с избранной базой.
7. Предприятия разрабатывают два варианта себестоимости продукции: для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
8. Издержки фирмы классифицируются на постоянные, переменные, валовые, средние и предельные. Кривая предельных издержек пересекает линии средних переменных затрат и средних общих затрат в точках их наименьших значений. В точке, где кривая средних издержек достигает минимума, фирма оптимизирует объем производства с точки зрения минимизации затрат.
9. Издержки производства это полные издержки, затраты, непосредственно связанные с производством продукции и обусловленные им. Различают разные виды таких издержек. Издержки предприятия могут делятся на внешние и внутренние. Различное их экономическое содержание обусловливает и различные оценки размера получаемой прибыли. В соответствии с этими оценками необходимо различать экономическую и бухгалтерскую (учетную) прибыль.
По мнению автора себестоимость и пути ее снижения является необходимой так как для успешного развития фирмы необходимо учитывать затраты на производство изделия, которые выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены; информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами; знание себестоимости необходимо для определения сальдо материальных счетов на конец отчетного периода.
Библиографический список
1. Налоговый Кодекс РФ от 05.08.00 г. №117-ФЗ.
2. Федеральный Закон “О Бухгалтерском учете” от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
3. Положение по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ №34-н от 29.07.98 г.
4. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) “Расходы организации”. Утверждено приказом Минфина РФ №33-н от 06.05.99 г.
5. Емуранов Г.В. Комплексная автоматизация бухгалтерского учета в промышленности. — М.: Финансы и статистика, 2005.,с. 506 стр. 302-304
6. Завьялов А Г. Планирование и калькулирование себестоимости промышленной продукции. — Минск: Беларусь, 2003., с. 369 стр. 121-129
7. Зубок И.Г., Бухаров А.В. Автоматизация управления единичным и мелкосерийным производством. — Новосибирск: Наука, 2005., с. 429 стр. 32-36
8. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет в условиях совершенствования хозяйственного механизма. — М.: Экономика и жизнь, 2003., с. 52 стр. 26-31
9. Ивашкевич В.Б. Организация бухгалтерского учета с применением ЭВМ. — М.: Финансы и статистика, 2003., с. 56 стр. 42-44
10. Ивашкевич В.Б. Проблемы учета и калькулирования себестоимости продукции. — М.: Финансы, 2003., с. 312 стр. 26-35
11. Карпова Т.П. Управленческий учет. – М., 2003.,с. 536 стр. 135-140
12. Компьютер для менеджера: Быстрый старт / Под ред. Б.В. Комягина. – М.: Триумф, 2005,с.203 стр. 57-62
13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. - М.,2003.,с. 562 стр. 125-128
14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.,2005.,с. 630 стр. 208-210
15. Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П. и др. Управление затратами на предприятии. – М., 2005.,с. 610 стр. 321-328
16. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. – М., 2003. с.475 стр. 325-333
17. Савицкая Г.П. Анализ хозяйственной деятельности. – Минск, 2005., с. 528 стр. 59-61
[1] Налоговый Кодекс РФ от 05.08.00 г. №117-ФЗ.
[2] Налоговый Кодекс РФ от 05.08.00 г. №117-ФЗ.
[3] Ивашкевич В.Б. Проблемы учета и калькулирования себестоимости продукции. — М.: Финансы, 2003., с. 312 стр. 26-35
[4] Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет в условиях совершенствования хозяйственного механизма. — М.: Экономика и жизнь, 2003., с. 52 стр. 26-31