Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Налог на прибыль организации в системе налогов и сборов в Российской Федерации.................................................................................. 5

Глава 2. Поступление налога на прибыль в бюджет............................... 8

2.1. Централизованная уплата налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения............................................................................................................................ 8

2.2.Порядок исчисления налога на прибыль организации и сроки его уплаты............. 12

2.3. Доходы федерального бюджета в 2006 году................................................................ 17

Глава 3. Оптимизация налогообложения при счислении налога на прибыль организации................................................................................................. 21

Заключение.................................................................................................. 25

Список литературы..................................................................................... 27

Введение

Действующая налоговая система России в своей основе, заимствована из современного опыта развитых рыночных стран. Ее особенность в том, что основными источни­ками доходов бюджета остаются налоги с предприятий. В 1995 г. налог на прибыль обеспечил 76% поступлений от прямых налогов. На величину удельного веса налога на прибыль в первые годы проведения реформ оказывала влияние высокая рентабельность производства продукции ведущих отраслей народного хозяйства. Причиной такого явления была обвальная либерализация цен в 1991-1992 гг. После снижения инфляции субъекты хозяйственной дея­тельности столкнулись с проблемами сбыта продукции из-за вы­сокого уровня затрат. В 1996 г. рентабельность сократилась более чем в 3 раза. В 1997 г. реальная прибыль в промышленности была в 2-2,5 раза ниже, чем год назад. За 1996 и 1997 гг. резко снизились налогооблагаемая база и поступления налогов в бюджет от банков. Расплатой за финансовую стабилизацию стало падение доходов бюджета от налога на прибыль. В 1997 г. доля налога на прибыль в . доходах бюджета составила 17,6%, а в бюджете на 1998 г. эта доля упала до 13,1%. Такая же тенденция складывается и в регионах.

Так, например, удельный вес налога на прибыль в доходах бюджета Санкт-Петербурга составлял: в 1994 г. — 37,6%, в 1995 г. -35,2%, в 1996 г. - 22,9%.

Снижение в доходах бюджета удельного веса налога на прибыль экономически закономерно и отражает происходящие в экономике России процессы. Это подтверждает и опыт стран с усто­явшейся рыночной экономикой. Рентабельность производства и 10% развитых индустриальных стран считается вполне конкурен­тоспособной. Поэтому и доля налога на прибыль корпораций и бюджетах США, Франции, Германии, Дании при ставке, анало­гичной нашей, находится в пределах 8-11%.

Экономическая сущность налога на прибыль в том, что он явля­ется прямым налогом, т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли. Находясь в такой прямой зависимости, налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала.

Глава 1. Налог на прибыль организации в системе налогов и сборов в Российской Федерации

Основным критерием определения плательщиков данного налога служит налоговая юрисдикция государства. Организация может или представлять Российское государство, или осуществлять свою деятельность на его территории. Таким образом, плательщиками налога на прибыль являются, помимо российских, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства или получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Относительно российских организаций следует отметить, что плательщиками налога на прибыль могут быть только те из них, которые обладают статусом юридического лица. Следовательно, к числу плательщиков налога на прибыль не относятся простые товарищества, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций.

Объектом данного налога является прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях налогообложения законодательством предусмотрен различный подход к определению прибыли, зависящий от налоговой юрисдикции. Так, для российских организаций прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства, — доход, полученный этими представительствами, уменьшенный на величину произведенных расходов; относительно иных иностранных организаций — доход, полученный от российских источников.

Определяя объект налога на прибыль, следует учитывать положения ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ и учитываются в совокупности с иными объектами налогообложения.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности организации могут получать доходы, выраженные в натуральной форме. В подобной ситуации стоимость доходов определяется исходя из цены сделки.

Доходы, подлежащие обложению налогом на прибыль, классифицируются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручка организации) и внереализационные доходы.

Таким образом, налоговой базой этого налога является денежное выражение прибыли.

При определении налогооблагаемой базы также не. учитываются доходы (имущество, перечисления), полученные в рамках целевого финансирования. Так, не подлежат обложению налогом на прибыль государственные бюджетные и внебюджетные средства, выделяемые бюджетным учреждениям по соответствующей смете доходов и расходов; полученные гранты; инвестиции, выигранные на инвестиционных конкурсах (торгах).

Поскольку налогооблагаемая прибыль представляет собой разницу полученных доходов и произведенных расходов, то определение расходов налогоплательщика и их группировка имеют принципиальное значение. По общему правилу к расходам относятся любые затраты, произведенные налогоплательщиком для извлечения дохода, обоснованные и документально подтвержденные. В некоторых случаях расходами считаются убытки, понесенные организацией в процессе осуществления своей деятельности.

Обоснованность произведенных расходов выражается в экономическом оправдании затрат, оценка которых представлена в денежной форме. Документальное подтверждение расходов означает правильное оформление затрат, соответствующее законодательству Российской Федерации.

Налог на прибыль организаций существенно отличается от большинства федеральных налогов порядком зачисления в бюджеты различного территориального уровня. Сумма налога  на прибыль от доходов в виде дивидендов, процентов от операций с государственными или муниципальными долговыми обя­зательствами и от доходов иностранных организаций, полученных из российских источников, зачисляется в федеральный бюджет. В оставшейся части по юридической сущности налог на прибыль является «расщепленным», поскольку в определенных процентных долях поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с принципом федерализма, лежащим в основе государственного устройства России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации вправе снижать ставку налога на прибыль до 10,5%, но в пределах сумм, подле­жащих зачислению в региональные бюджеты.

Глава 2. Поступление налога на прибыль в бюджет

2.1. Централизованная уплата налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения

На сегодняшний день многие организации имеют разветвленную структуру, то есть состоят из множества подразделений. Такая организация бизнеса является экономически обоснованной, однако помимо ощутимой экономической выгоды от большого количества подразделений организации сталкиваются и с ощутимыми проблемами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Федеральным законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ решены некоторые проблемные вопросы уплаты налога на прибыль такими организациями, один из них - вопрос распределения и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, расположенные в одном регионе.

Следует отметить, что вопрос централизованной уплаты налога на прибыль до принятия вышеуказанного закона вызывал множество разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами. И не смотря на то, что судебная практика складывалась в пользу налогоплательщиков, судебных разбирательств с налоговыми органами от этого меньше не становилось.

Претензии к централизованной уплате предъявлялись в связи с фактическим нарушением установленного ст. 288 НК РФ порядка перечисления налога на прибыль, а также из-за переплаты и недоимки по карточкам лицевых счетов подразделений.

Точка на этом вопросе была поставлена Федеральным законом № 58-ФЗ, которым п. 2 ст. 288 НК РФ был дополнен следующим абзацем - если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта России, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта России, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта России. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта России, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.

Данное положение закона вступило в силу с 1 января 2006 г.

Законодатель не обязывает организации применять централизованный порядок уплаты налога на прибыль, а устанавливает право организации. При этом порядок сообщения налогоплательщиком в налоговые органы о принятом решении носит уведомительный, а не разрешительный характер.

В соответствии с новым порядком налогоплательщик исчисляет долю прибыли, подлежащую уплате за все обособленные подразделения, расположенные в одном субъекте России исходя из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта.

Учел законодатель и такой спорный момент перечисления налога на прибыль при наличии обособленного подразделения как учет начисленных и уплаченных платежей непосредственно в налоговых органах, указав, что решение о централизованной уплате налога должно быть доведено налогоплательщиком до каждого налогового органа по месту нахождения обособленных подразделений. Очевидно, что целью этого дополнения является избежание возникновения переплат и недоимок по карточкам лицевых счетов обособленных подразделений организации и связанных с этим разногласий между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Кроме того, данный вопрос урегулирован "внутри" ФНС письмом ФСН от 28 декабря 2005 г. № ММ-6-02/2005@ "О действиях налоговых органов в связи с изменением порядка уплаты налога на прибыль организаций в 2006 году", а в письме ФНС России от 31.10.2005 № ММ-6-02/916@ приведены рекомендуемые формы уведомлений.

И все же, несмотря на то, что изменение ст. 288 НК РФ можно назвать весьма удачным, нововведения уже сейчас вызывают вопросы. Так, в дополнениях к ст. 288 НК РФ ничего не говорится о сроках представления уведомления в налоговые органы.

Организациям, решившим применять централизованную уплату налога в региональный бюджет, придется сообщать об этом в налоговый орган в письменной форме, указав, какое конкретно региональное подразделение станет ответственным за уплату налога. Хотя об обязанности уведомлять налоговый орган в письменной форме в ст. 288 НК РФ ничего не сказано, ясно, что устным уведомлением никакая инспекция не удовлетворится.

Нет в НК РФ указания и на то, что налогоплательщики обязаны сообщать в налоговые органы о централизованной уплате налога по форме, устанавливаемой ФНС (Минфином России), а потому форма уведомления может быть произвольной (рекомендуемая - в письме ФНС России от 31.10.2005 № ММ-6-02/916@).

Исходя из уже сложившейся практики разрешения споров в ситуациях, когда форма уведомления (сообщения) в НК РФ не определена, а также не установлено полномочий налоговых органов на их разработку и утверждение, можно с уверенностью сказать, что до тех пор, пока в НК РФ не будут внесены изменения, устанавливающие в какой форме налогоплательщик должен уведомить налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений о принятом решении, любые документально подтвержденные действия налогоплательщика, свидетельствующие об уведомлении налоговых органов, будут считаться надлежащим исполнением предусмотренного НК РФ порядка.

Кстати, ФНС и сама не отрицает того, что Налоговым кодексом РФ ни ей, ни Минфину России не предоставлено право устанавливать форму уведомления и порядок его направления в налоговые органы (приказ Федеральной налоговой службы от 20 октября 2005 г. № ЧД-6-09/891@). Тем не менее, ФНС позаботилась о налогоплательщиках и разработала не одну, а даже две рекомендуемые формы уведомлений.

Законодатель, изменяя ст. 288 НК РФ, не определил срок, когда налогоплательщику, решившему применять централизованный порядок уплаты налога, следует уведомить налоговые органы о принятом решении.

Учитывая, что изменения, предоставляющие налогоплательщикам право (платить налог централизованно или нет), вступают в силу с 1 января 2006 г., представляется возможным определить порядок уплаты налога путем внесения соответствующего пункта в учетную политику организации для целей налогообложения.

Но это не обязательно, достаточно уведомить налоговый орган о принятом решении до первого авансового платежа по налогу на прибыль в 2006 г. (при их наличии) либо до уплаты налога по итогам первого отчетного периода 2006 г. (при отсутствии авансовых платежей), которым может быть месяц или квартал.

Однако налоговые органы думают иначе.

В упомянутом выше письме ФНС от 31 октября 2005 г. № ММ-6-02/916@ "Об уведомлении об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций" сказано, что уведомления следует отправить в налоговые органы по месту учета обособленных подразделений до начала следующего налогового периода. Это означает, что проинформировать инспекции надо уже в 2005 г.

И это при том, что новые положения ст. 288 НК РФ вступают в силу с января 2006 г., более того положения указанного выше письма также распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года (о чем сказано непосредственно в его тексте)!

В такой ситуации налогоплательщикам следует самим принять решение, когда уведомлять налоговые органы. Тех же налогоплательщиков, которые будут платить в 2006 году налог централизованно, но по каким-либо причинам не уведомят об этом налоговые органы, утешим хотя бы тем, что их вряд ли смогут наказать, поскольку НК РФ не содержит ответственности налогоплательщика за такой проступок. Достаточно сложно наказать за пропуск не установленного срока.

Тем не менее, неприятные для налогоплательщиков последствия все же могут появиться. Например, необходимость проведения дополнительных сверок взаиморасчетов с налоговыми органами вследствие возникновения по карточкам лицевых счетов обособленных подразделений и организации недоимок и переплат.

2.2.Порядок исчисления налога на прибыль организации и сроки его уплаты

При уплате налога на прибыль необходимо руководствоваться следующих документов

 - правовые акты, схемы и комментарии к статье 287 Налогового Кодекса

 - О порядке исчисления и уплаты в бюджет авансовых платежей по налогу на прибыль в 1 квартале 2002 года см. письмо МНС РФ от 3 января 2002 г. N ВГ-6-02/1

 - телеграмма МНС РФ от 18 июня 2002 г. N БГ-6-11/847

1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

2. Российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный пунктом 4 настоящей статьи), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

3. Особенности уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, устанавливаются статьей 288 Налогового Кодекса.

4. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход, подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 4 статьи 284 Налогового Кодекса у получателя доходов, уплачивается в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход.

5. Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала один миллион рублей в месяц либо три миллиона рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в порядке, предусмотренном пунктом 1 287 статьи с учетом требований пункта 6 статьи 286 Налогового Кодекса.

Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения

О порядке исчисления и уплаты в бюджет авансовых платежей по налогу на прибыль в 1 квартале 2002 года и перехода в 2002 году на определение доходов и расходов по кассовому методу организациями с обособленными подразделениями см. письмо МНС РФ от 3 января 2002 г. N ВГ-6-02/1

1. Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

2. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Указанные в настоящем пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со статьей 255 Налогового Кодекса. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения, в общих расходах налогоплательщика, на оплату труда.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

3. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного настоящей статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

4. Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 289 Налогового Кодекса для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

5. Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных статьей 311 Налогового Кодекса.

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в статью 289 Налогового Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2002г.

2.3. Доходы федерального бюджета в 2006 году

Доходная база федерального бюджета на 2006 год определена с учетом изменений налогового законодательства. С 2006 года предполагается установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений и ускоренное списание амортизации на вновь вводимые основные средства в размере 10%, а также увеличение до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных в предшествующие годы, и изменение сроков списания расходов на НИОКР по налогу на прибыль организаций. Кроме того, предполагается отмена налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, введение особого режима налогообложения в свободных экономических зонах и совершенствование налогообложения малого бизнеса.

По расчетам Правительства Российской Федерации, изменения в налоговом законодательстве приведут к снижению доходной базы федерального бюджета в 2006 году относительно ожидаемого исполнения 2005 года на 0,34% ВВП или на 83,0 млрд. руб.

Доходы федерального бюджета на 2006 год определены в сумме 5046,1 млрд. рублей (2005 год – 3326,0 млрд. руб.), т.е. увеличены на 1720 млрд. рублей по сравнению с утвержденными законом о федеральном бюджете на 2005 год. В то же время доходы федерального бюджета на 2006 год только на 75,4 млрд. руб. выше, чем ожидаемое исполнение федерального бюджета в 2005 году. Кроме того, доля доходов в ВВП в 2006 году снизится по сравнению с оценкой 2005 года на 2,97 процентных пункта (с 23,67% ВВП до 20,7 %ВВП).

В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 3167,8 млрд. рублей (12,99% ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации – 2591,2 млрд. рублей (10,63% ВВП). Неналоговые доходы на 2005 год определены в сумме 1878,2 млрд. рублей (7,70% ВВП).

Основными доходными статьями федерального бюджета в 2006 году, как и в 2005 году, остаются налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль организаций.

В целях повышения собираемости налогов и защиты прав предпринимателей, Комитет считает необходимым продолжить работу в области улучшения качества таможенного и налогового администрирования.

По мнению Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, существуют еще дополнительные резервы повышения доходов бюджета в 2006 году.

Комитет отмечает недостаточное качество управления государственной собственностью, низкую экономическую эффективность и налоговую дисциплину. Повышение эффективности управления государственной собственностью, может быть достигнуто, в частности, посредством широко используемого в мире инструмента – концессионных соглашений. Основное преимущество концессионного механизма для государства заключается в том, что частные инвестиции направляются для создания, улучшения и эффективного использования государственного имущества, не включенного в свободный хозяйственный оборот, но важного для экономики страны и повседневной жизни граждан. В этой связи Комитет считает, что Правительству Российской Федерации необходимо в кратчайшие сроки преступить к реализации положений Федерального закона «О концессионных соглашениях».

По мнению Комитета, возможно значительное увеличение доходов консолидированного бюджета за счет увеличения собираемости акцизов с алкогольной продукции. По экспертным оценкам в настоящее время до 60 % алкогольной продукции находится «в тени». Легализации алкогольного рынка призвана служить вводимая с 2006 года Единая государственная автоматизированная информационная система учета оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако проектом бюджета (подпункт 10 пункта 1 и пункт 2 статьи 118) из-под названной системы выводится импортируемая алкогольная продукция. Это может привести к резкому увеличению риска поступления некачественной и фальсифицированной импортной продукции, поскольку с 1 января 2006 года упраздняется действующая система специального лицензирования импорта алкогольной продукции. Упразднение специального лицензирования импорта алкогольной продукции без включения импортируемой алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему станет безальтернативным ослаблением контроля импорта алкогольной продукции и фактором увеличения нелегального оборота алкогольной продукции в стране. Это не только нивелирует эффект от введения Единой государственной автоматизированной информационной системы, но и негативным образом скажется на поступлении в бюджет всех платежей от алкогольной продукции.

Комитет также считает, что в связи с имеющими место фактами уклонения от уплаты акцизов от производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и в целях увеличения их поступлений в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации Правительству Российской Федерации следует разработать механизм представления налогоплательщиками поручительства по уплате акцизов или банковской гарантии.

Также есть возможности повышения доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с увеличением налогооблагаемой базы за счет пресечения нелегального вывоза капитала, декриминализации хозяйственной деятельности и легализации теневой составляющей хозяйственного оборота.

Использование указанных резервов повышения доходов бюджета в 2006 году позволит направить дополнительные средства как на поддержку реального сектора экономики, так и на решение задач по повышению уровня жизни населения страны, в т.ч. на снижение уровня социальной напряженности в ряде регионов.

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации за март 2006 года составили 782,4 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 126,6 млн. рублей.

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации за март 2006 года по сравнению с поступлениями за март 2005 года в целом возросли на 80,2 %, в том числе в федеральный бюджет - в 2,3 раза, в консолидированный бюджет Тюменской области - на 72,5 %.

Глава 3. Оптимизация налогообложения при счислении налога на прибыль организации

Для целей оптимизации налога на прибыль организации в отличие от бухгалтерского учета могут выбрать только один из двух методов начисления амортизации: линейный или нелинейный.

С точки зрения минимизации налога на прибыль преимуществами обладает нелинейный способ.

Согласно п.5 ст.259 НК РФ при применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При использовании нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле: K = (2: n) x 100%,

где K — норма амортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества;

n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

1) остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

2) сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношении данного объекта амортизируемого имущества определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

Алгоритм нелинейного метода не соответствует ни одному из способов начисления амортизации, установленных для целей бухгалтерского учета.

Тем не менее, именно при использовании этого метода и применение специального коэффициента не выше 3 к основной норме амортизации позволяет быстрее отнести на расходы 80% стоимости лизингового имущества на основании п.8 ст.259 НК РФ. Оставшиеся 20% будут признаваться в качестве расхода равномерно до истечения срока полезного использования предмета лизинга.

Схема: Уменьшение налога на прибыль за счет аренды основных средств, переданных «упрощенной» организации

Данная тема наиболее актуальна для организаций, имеющих основные средства (далее – ОС), по которым начисляется амортизация в незначительном размере либо вообще не начисляется (например, по полностью с амортизированным ОС).

Вариант I – достижение минимального эффекта

1). Организация «А» передает ОС в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью «Б». При этом для того, чтобы организация «Б» была вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, доля участия в ней «А» не должна превышать 25% (п.14 ст.346.12 НК РФ).

Этого можно добиться, если создать «Б» совместно с одним или несколькими физическими лицами. Доля участия физических лиц в уставном капитале "Б" должна быть не менее 75%.

Для того чтобы не заставлять соучредителей делать значительные вклады в уставный капитал «Б», организация «А» может сначала внести в уставный капитал этой организации основные средства по стоимости, позволяющей получить долю, близкую к 100%, например, в размере 99% уставного капитала.

Затем организация «А» может полностью или частично продать по низкой цене принадлежащую ей долю другим участникам «Б», распределив ее в пропорции, позволяющей «Б» перейти на упрощенную систему налогообложения. Образовавшийся убыток от реализации доли (если остаточная стоимость имущества, переданного в уставный капитал «Б», больше стоимости продажи доли) организация «А» сможет полностью признать при исчислении налога на прибыль, так как ограничений на этот счет НК РФ не содержит. При этом реализация доли не подлежит обложению НДС (пп.12 п.2 ст.149 НК РФ).

Следует также отметить, что доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью является имущественным правом ее обладателя на участие в управлении обществом, а также правом получения прибыли по результатам деятельности этого общества.

Согласно п.2 ст.38 НК РФ из понятия «имущество» для целей налогообложения исключаются имущественные права. Товаром же для целей налогообложения признается именно имущество (п.3 ст.38 НК РФ). Следовательно, к сделкам по реализации доли в уставном капитале ООО не может применяться ст.40 НК РФ устанавливающая принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Поэтому при реализации доли по заниженной цене у организации «А» отсутствуют риски до начисления налогов по ст.40 НК РФ.

2). «Б» переводится на упрощенную либо при своем создании (если выполняются необходимые для этого условия), либо со следующего года (если при создании «Б» условия, необходимые для применения упрощенной системы, не выполняются). В любом из перечисленных случаев объектом налогообложения для «Б» следует выбрать доходы, тогда ставка налога составит 6% от этих доходов.

3). «Б» сдает в аренду «А» основные средства (ранее полученные от «Б»), причем по высоким ценам (не ниже рыночных).

В результате

«А» включает в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, стоимость аренды, существенно превышающую размер амортизации, ранее начислявшейся «А» по ныне арендуемым средствам.

Тем самым расходы по аренде позволяют уменьшить прибыль, облагаемую по ставке 24%, а доходы от аренды будут облагаться всего лишь по ставке 6%. Разумеется, указанный эффект будет полностью достигнут только в отношении аренды полностью с амортизированных ОС. Однако при аренде ОС, амортизация по которым ранее начислялась в незначительном размере, эффект также будет значительным. Естественно, что чем больше превышение расходов по аренде ОС над суммой ранее начисляемой по ним амортизации, тем более высокими будут:

- эффект от вышеуказанной схемы оптимизации налогообложения;

- внимание налоговых органов к применяемой схеме и их желание доказывать в суде недействительность совершаемых для реализации схемы сделок.

Заключение

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог и его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата. В настоящее время плательщиками налога на прибыль являются  предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленные подразделения этих предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.

Объектом обложения налогом на прибыль, является валовая прибыль, включающая в себя  прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ и услуг, основных фондов и другого имущества предприятий и организаций, ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов и доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним. В Российской Федерации на данный момент действует разнообразный перечень налоговых льгот при обложении прибыли, которые постоянно дополняются и изменяются.

Нестабильность налоговых льгот и их большое количество осложняют расчеты налога на прибыль и работу налоговых органов. Государство в условиях рынка с помощью изменения налоговых льгот оказывает воздействие (стимулирующие или сдерживающее) на процесс производства. Льготы дают плательщику дополнительный капитал для хозяйственных нужд, однако в России эта их роль заметно не проявлялась.

Рассмотрев указанную тему я пришел к выводу, что налог на прибыль – это очень сложная экономическая категория, которая закреплена законодательно. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах и бюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков – предприятий и организаций.

Список литературы

1.            Налоговый Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2.

2.            Приказ МНС РФ от 26.02.02 № БГ – 3 – 02/98 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению гл.25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ.

3.            Письмо МНС РФ от 8 февраля 2002 г. N ВГ-6-02/160@ "Об авансовых платежах налога на прибыль"

4.            Налоговая декларация по налогу на прибыль организации  (утв. приказом МНС РФ от 07.12.01 №БГ-3-02/542

5.            Методические рекомендации по приминению главы 25 «Налог на прибыль организации» части второй Налогового кодекса РФ (утв. приказом МНС РФ от 26.02.02 № БГ-3-02/98)

6.            Борисов А. В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Фе­дерации части второй (постатейный). М.: Книжный мир, 2002 г.

7.            Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: МУФЭР, 2001.

8.            Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Фе­дерации. М.: Книжный мир, 2002.

9.            Пепеляева С. Г. Налоговое право. Учеб. пособие. М., 2002.

10.       Перонко И. А. Налогообложение в России. М., 2001.

11.       Разгулин С. В. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Нормативные акты для бухгалтера. 2001. № 2.

12.       Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. М.: Инфра-М, 2001.

13.       21.Черник Д. Г. Налоги. Учеб. пособие. М.: Финансы и статис­тика, 2002 г.

14.       22. А.В. Перов, А.В. Толкушкин «Налоги и налогообложение» - М.: Юрайт, 2002 г.