ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ
ООО «Вишерская бумажная компания» за 2005 год.
ООО «Вишерская бумажная компания» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №4 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу 02 сентября 2004г. (свидетельство о постановке на учет №000652010 серия 59 от 02.09.2004г.). ОГРН 1045901964547.
Место нахождения организации:
Учредителями предприятия являются лица:
ООО «Северная корпорация - доля в уставном капитале 100%
Изначально предприятие учреждено физическим лицом и зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №4 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу 02 сентября 2004г. (свидетельство о постановке на учет №000652010 серия 59 от 02.09.2004г.).
08.12.2004г. внесены изменения в учредительные документы организации: ООО «Эпигон» приобрело 100% долей в уставном капитале ООО «Вишерская бумажная компания» (свидетельство о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц № 00065855 серия 59 от 16.12.2004г.).
10.06.2005г. внесены изменения в учредительные документы организации: ООО «Эпигон» продало 51% долей в уставном капитале ООО «Вишерская бумажная компания» ООО «Северная корпорация». Изменения зарегистрированы свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц №002489744 серия 59 от 20.06.2005г.
18.01.2006г. ООО «Северная корпорация» приобрело 49% долей в уставном капитале ООО «Вишерская бумажная компания». Изменения зарегистрированы свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц №003168086 серия 59 от 27.01.2006г.
Уставный капитал, в соответствии с учредительными документами составляет 10 тыс. рублей. Оплата уставного капитала произведена полностью.
Среднесписочная численность - 1 162человек.
Основной вид деятельности:
производство бумажной продукции и товаров народного потребления; выработка тепловой энергии.
ООО «Вишерская бумажная компания» имеет цеховую структуру организации и управления производством.
В состав предприятия входят:
ü Лесная биржа, в том числе древесный участок;
ü Целлюлозный цех, объединяющий кислотный, регенерационный, варочный, промывной, очистно-отбельный и хлорный участки;
ü Бумажный цех с размольно - подготовительными и минерально-клейным участками;
ü ТЭС с химводоотчисткой, водозаборными и фильтровальными установками, мазутным хозяйством;
ü Цех по производству товаров народного потребления;
ü Очистные сооружения промстоков (механическая очистка);
ü Транспортный цех.
ü Ряд вспомогательных цехов и участков (Цех централизованного ремонта, КИП и А) обеспечивающих стабильную работу предприятия
В зависимости от роли, которую играет производство в выполнении программы выпуска продукции, оно делится на основное и вспомогательное.
К основному производству относится такое производство, продукция которого планируется и предназначается для реализации (целлюлозный цех; бумажный цех). Вспомогательные производства существуют для обслуживания производства основной продукции инструментами, приспособлениями, различными видами энергии, ремонтными работами и так далее (лесная биржа; ТЭС; цех центрального ремонта; ремонтно-строительный участок; электроотдел; транспортный цех; очистные сооружения; КИП). Их продукция, работы, услуги потребляются главным образом основным производством, в некоторой части другими вспомогательными производствами и только в незначительной части реализуются на сторону.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», Стандартами бухгалтерского учета (ПБУ1-20), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, введенных в действие Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94, а также другими нормативными актами.
На предприятии установлена журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета в компьютерном варианте. Для учета и обработки учетной информации применяются программные продукты: «FOX PRO»; «1С»; Excel.
Бухгалтерская отчетность сформирована исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.
Информация о доходах организации в бухгалтерском учете формируется в соответствии с правилами, установленными положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н).
Бухгалтерский учет выручки от продажи продукции (работ, услуг) ведется в момент признания дохода. Для целей бухгалтерского учета доходами от обычных видов деятельности за 2004 год признаются доходы:
· от реализации готовой продукции на территории Российской Федерации;
· от реализации готовой продукции на экспорт;
· от реализации услуг;
· от реализации тепловой энергии;
· от реализации покупных товаров;
· от реализации электроэнергии;
· от реализации услуг непромышленного характера.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость) за 2005год составила 413 362,00 тыс.руб. В том числе:
· от реализации готовой продукции на территории Российской Федерации - 283 209,00 тыс. руб.;
· от реализации готовой продукции на экспорт 97 494,00 тыс. руб.;
· от реализации покупных товаров 5 008,00 тыс. руб.;
· от реализации электроэнергии 1 724,00 тыс. руб.;
· от реализации тепловой энергии 10 477,00 тыс. руб.;
· услуги промышленного характера (производство небеленого волокна; услуги цеха центрального ремонта) – 2 037,00 тыс. руб.;
· от реализации услуг непромышленного характера 13 412,00 тыс. руб.;
Информация о расходах организации в бухгалтерском учете формируется в соответствии с правилами, установленными положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н).
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг:
· расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
· расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для их продажи;
· расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а так же по поддержанию их в исправном состоянии;
· управленческие расходы;
· коммерческие расходы;
При формировании себестоимости затраты группируются по статьям калькуляции, утвержденным на предприятии.
На предприятии на счетах учета затрат формируется полная фактическая себестоимость изготавливаемой продукции. Расходы, учитываемые на счете № 26 «Общехозяйственные расходы» списываются в дебет соответствующих субсчетов по счету №20 «Основное производство» и №23 «Вспомогательное производство» пропорционально цеховой себестоимости.
Аналитический учет по счету №26 «Общехозяйственные расходы» ведется в разрезе статей затрат. Сумма управленческих расходов за 2005год составила: 51 539,32 тыс. руб.
Фактические расходы, связанные с продажей продукции, товаров (работ, услуг) признаются полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Расходы «на продажу» учитываются по дебету счета №44 “Расходы на продажу” и по итогам месяца списываются в дебет счетов продаж.
Сумма коммерческих расходов за 2005год составила: 16 530,00тыс. руб.
В состав “Прочих операционных доходов” за 2005год включены следующие доходы:
· Доходы от выбытия векселей – 125 571,00 тыс. руб.
· Доходы от выбытия основных средств (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных платежей) - 1 614,00 тыс. руб.
· Проценты полученные – 33,00 тыс. руб.
· Доходы от реализации материалов – 12 575,00 тыс. руб.
· Реализация пакета маркетинговых исследований– 32 203,00 тыс. руб.
· Списание обязательств по векселям собственным – 5 596,00 тыс. руб.
В состав “Прочих операционных расходов” за 2005год включены следующие расходы:
· Затраты по выбытию основных средств – 1 591,00тыс. руб.
· Затраты по выбытию векселей – 125 571,00 тыс. руб.
· Проценты по кредитным договорам и договорам займа – 1 379,00 тыс. руб.
· Услуги банков – 807, 00 тыс.руб.
· Расходы от реализации материалов – 12 390,00 тыс. руб.
· Расходы, связанные с реализацией пакета маркетинговых исследований - 32 144,00 тыс. руб.
Сумма “Прочих внереализационных доходов” за 2005год составила 3 197,00 тыс.руб., в том числе:
· Материалы, выявленные в ходе инвентаризации – 2 872,00 тыс. руб.
· Прочее – 325,00тыс. руб.
Сумма “Прочих внереализационных расходов” за 2004год составила 11 577 тыс. руб., в том числе:
· Штрафы, пени по хозяйственным договорам – 155,00 тыс. руб.;
· Курсовые разницы – 261,00 тыс. руб.;
· Убытки от содержания общежития – 474,00 тыс. руб.;
· Оплата обучения сотрудников предприятия в высших учебных заведениях – 304,00тыс. руб.;
· Оплата путевок сотрудникам предприятия 739,00 тыс. руб.;
· Социально-культурные мероприятия – 529,00 тыс. руб.;
· Пени за несвоевременное перечисление налогов и сборов – 530,00 тыс. руб.;
· Плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов - 7 446,00 тыс. руб.;
Учет по сегментам в соответствии с ПБУ 12 /2000 на предприятии не ведется.
В бухгалтерском учете информация об основных средствах формируется в соответствии с правилами, установленными положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н).
К основным средствам на предприятии относятся активы, используемые в производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительность которого свыше 12 месяцев, способные приносить экономические выгоды (доход) в будущем.
Начисление амортизации основных средств производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта и нормы амортизации. При начислении амортизации применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002г. №1. В случае отсутствия приобретаемого объекта в классификации срок полезного использования определяет специально созданная комиссия, утвержденная руководителем предприятия, исходя из предполагаемого срока службы объекта в соответствии с техническими условиями и рекомеданциями организаций-изготовителей.
Норма амортизации по каждому объекту определяется по формуле:
К =1/n*100%,
- где К - норма амортизации в процентах, округленная до тысячных, к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта; n – срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах.
В налоговом учете амортизация основных средств признается в качестве расхода, ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой линейным методом. При начислении амортизации применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. №1. Повышающие коэффициенты при начислении амортизации не применяются.
В случае наличия у одного инвентарного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Объекты стоимостью до 10 тысяч рублей за единицу и сроком службы более 12 месяцев, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списываются на затраты производства полностью по мере их отпуска в производство. В целях обеспечения сохранности списанных на затраты объектов основных средств на счете №01 «Основные средства» ведется количественный учет этих объектов.
Основные средства принимаются как в бухгалтерскому учете, так и в налоговом учете по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, в бухгалтерском учете признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление за исключением сумм налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством РФ. В первоначальную стоимость основных средств включаются, в частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.
Первоначальная стоимость амортизируемого имущества, по которой он будет учитываться в налоговом учете, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования за исключением отдельных расходов, не включаемых в первоначальную стоимость (ст. 264 гл.25.»налог на прибыль» НК РФ):
- НДС, начисленный в установленном законодательством РФ порядке и учитываемый в составе прочих расходов;
- расходов по процентам за кредиты и иные долговые обязательства, полученные на приобретение амортизируемого имущества. Сумма указанных процентов включается в состав внереализационных расходов.
Первоначальная стоимость основного средства подлежит изменению в следующих случаях: достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции объектов основных средств.
Первоначальная стоимость основных средств:
· числящихся на 01.01.2005г. составляет – 43,46 тыс. руб.
· числящихся на 31.12.2005г. составляет – 556,58 тыс.руб.
Сумма начисленной амортизации:
· составляет на 31.12.2005г. – 40,21 тыс. руб.
За 2004 год поступил 81 объект основных средств на сумму 2 143 323,05 (Два миллиона сто сорок три тысячи рублей 05 копеек); выбыло по причине полной амортизации или реализации основных средств 78 объектов на общую сумму 1 589 984,54 (Один миллион пятьсот восемьдесят девять тысяч девятьсот восемьдесят четыре рубля 54 копейки).
В 2005 году предприятие арендовало основные средства:
- по договору аренды №11/3-05 от 03.11.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 2 490,00 тыс. руб. (Срок действия договора до 31.12.2005г.);
- по договору аренды №211 от21.12.2004г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 1 852,44 тыс. руб. (Срок действия договора 31.12.2005г.);
- по договору аренды №30 от 01.01.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. - 163,91 тыс. руб. (Срок действия договора 31.12.2005г.);
- по договору аренды №334 от 01.01.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 11,89 тыс. руб. (Срок действия договора 31.12.2005г.);
- по договору аренды №60 от 01.01.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 4 221,75 тыс. руб. (Срок действия договора 31.12.2005г.);
- по договору аренды №61 от 01.01.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 18 697,92 тыс. руб. (Срок действия договора 31.12.2005г.);
- по договору аренды №62 от 01.01.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 347,60 тыс. руб. (Срок действия договора 31.12.2005г.);
- по договору аренды №63 от 01.01.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 1 002,78 тыс. руб. (Срок действия договора 31.12.2005г.);
- по договору аренды №64 от 01.01.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 25,55 тыс. руб. (Срок действия договора 31.12.2005г.);
- по договору аренды №1/342 от 30.06.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 61, 26 тыс. руб. (Срок действия договора 23.032006г.);
- по договору аренды №2/343 от 30.06.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 29,18 тыс. руб. (Срок действия договора 23.032006г.);
- по договору аренды №3/344 от 30.06.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 3,61 тыс. руб. (Срок действия договора 23.032006г.);
- по договору аренды №4/345 от 30.06.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. - 6,15 тыс. руб. (Срок действия договора 23.032006г.);
- по договору аренды №1/329 от 01.02.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 194,31 тыс. руб. (Срок действия договора 23.032006г.);
- по договору аренды №2/330 от 01.02.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 3 349,41 тыс.руб. (Срок действия договора 31.12.2005г.);
- по договору аренды №3/331 от 01.02.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 7 809,15 тыс. руб. (Срок действия договора 31.12.2005г.);
- по договору аренды №4/332 от 01.02.2005г. с ООО «Красновишерская бумажная копания» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 577,38 тыс. руб. (Срок действия договора 31.12.2005г.);
- по договору аренды №1/346 от 01.11.2005г. с ООО «Д-Центр» Стоимость арендованных основных средств, по состоянию на 31.12.2005г. – 1 750,00 тыс. руб. (Срок действия договора 30.10.2006г.);
- по договору аренды №11 от 01.03.2005г. с ООО «Пиво-Трейд» (Срок действия договора 31.12.2005г.);
В 2005 году предприятием было получено имущество в лизинг на общую сумму 2 392, 23 тыс. руб., в том числе:
Лизингодатель |
Наименование имущества, полученного в лизинг |
Стоимость имущества, приобретаемого в лизинг (тыс.руб.) |
ООО «Красновишерская бумажная компания» |
А/М «КАМАЗ» |
284,74 |
ООО «Красновишерская бумажная компания» |
А/М «МАЗ» |
211,21 |
ООО «Промлизинг» |
Погрузчики |
1 896,28 |
В 2005 году заключены договоры субаренды со следующими организациями:
· МУП «Водоканал» (договор субаренды №103/А17-04 от 02.09.2005г. - эстакада). Балансовая стоимость имущества, переданного по договору субаренды – 501,455 тыс. руб.
· ООО «Стройцентр» (договор субаренды №228 от 01.02.2005г. – здания, сооружения). Балансовая стоимость имущества, переданного по договору субаренды – 42,06 тыс. руб.
· ООО «Лесная транспортная компания» (договор субаренды №6/213 от 01.03.2005г; №8 от 01.03.2005г.; № 213 от 01.01.2005г.). Балансовая стоимость имущества, переданного по договору субаренды – 1 539,85 тыс. руб.
Выручка от предоставления основных средств в аренду признается в бухгалтерском учете выручкой от обычных видов деятельности. За 2005год выручка от предоставления основных средств в аренду и субаренду составила 629,36 тыс. руб.
В бухгалтерском учете информация о материально-производственных запасах формируется в соответствии с правилами, установленными положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.06.2001г. №44н).
К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
¨ Используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
¨ Предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;
¨ Используемые для управленческих нужд.
Учет материальных ценностей велся на предприятии с использованием счетов 10»Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция».
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости исходя из всех затрат, непосредственно связанных с их приобретением.
Фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Суммовые разницы, возникающие по оплате после принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету, относятся к внереализационным доходам (расходам).
Аналитический учет по счету №10 «Материалы»» ведется по местам хранения (кладовым), номенклатурным номерам, материально-ответственным лицам.
При отпуске в производство и ином выбытии списание материалов производится по средней себестоимости. Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов, путем деления общей себестоимости группы (видов) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших в течение данного месяца.
Материально-производственные запасы, принятые в переработку, как давальческое сырье, отражаются на забалансовом счете 003 “Материалы, принятые в переработку”.
Готовая продукция учитывается на счете №43 «Готовая продукция». Готовая продукция в балансе отражается по фактической производственной себестоимости.
Аналитический учет по счету №43»Готовая продукция» ведется по видам готовой продукции.
В налоговом учете стоимость материально-производственных запасов, списываемых в производство, определяется в порядке аналогичном оценке материально - производственных запасов по данным бухгалтерского учета.
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей на предприятии не создаются.
Стоимость запасов на 31.12.2005г. составляет 32 043,00 тыс. рублей в том числе:
· Сырье, материалы - 19 889,00 тыс. рублей
· Незавершенное производство – 753,00 тыс. рублей
· Готовая продукция – 11 195,00 тыс. рублей
· Расходы будущих периодов – 206,00 тыс. рублей.
При передаче товароматериальных ценностей в залог оценка производится исходя из условий договора залога. На 31.12.2005г. в залоге находятся товароматериальные ценности в обороте на сумму – 6 275,00 тыс. руб., в том числе:
Договор залога |
Договор, в обеспечение которого выдан залог. |
Сумма залога |
Залоговая стоимость |
№493зюл-р/07/05 от 28.12.2005г. |
№ 4931 юл - р/0705 28.12.2005г. |
6 275,00 |
3 572,50 |
На 31.12.2005г. в составе обеспечений и обязательств, выданных числится 13 200 тыс. руб., в том числе:
· Договор поручительства № 456пюл-р/0705 от 26.08.2005г.;
· Вексель ООО «Вишерская бумажная компания», выданный в качестве обеспечения - 200,00 тыс. руб.
При учете затрат на производство применяется попередельный полуфабрикатный метод учета затрат. Затраты группируются по статьям затрат утвержденным на предприятии. Учет осуществляется с перечислением себестоимости полуфабрикатов собственного производства (щепа, целлюлоза) при передаче из цеха в цех в системе счетов бухгалтерского учета. Себестоимость определяется по выпуску продукции каждого цеха. При этом калькулируется себестоимость не только продукта по предприятию в целом, но продукции отдельных цехов (полуфабрикатов), передаваемых другим цехам для дальнейшей переработки.
Для учета затрат на производство на ООО «Вишерская бумажная компания» применяются следующие счета бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности:
Счет 23 "Вспомогательные производства"
Счет 23 "Вспомогательные производства" предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства или основной деятельности предприятия.
На предприятии к вспомогательным цехам относятся следующие подразделения:
o Лесная биржа;
o ТЭЦ;
o Цех централизованного ремонта, к которому относятся следующие участки:
Ø Механический (изготовление деталей и ремонтные работы);
Ø Монтажная группа (монтаж и демонтаж оборудования);
Ø Группа вентиляции (ремонт вентиляции бумажного цеха);
Ø Участок коммуникаций (ремонт коммуникаций: отопление, водопровод, канализация);
Ø Участок шлифовки валов бумажного цеха.
o Ремонтно-строительный участок;
o Электроотдел (ремонт электродвигателей);
o Транспортный цех;
o Очистные сооружения;
o КИП (ремонт измерительных приборов и автоматики).
Вспомогательные цеха связаны между собой взаимным обслуживанием. Поэтому распределение затрат вспомогательного производства обществом начинается с цеха ТЭЦ.
Калькулирование себестоимости ТЭЦ осуществляется в следующей последовательности:
- Первоначально собираются основные расходы: мазут, щепа, заработная плата основных производственных рабочих, сумма, списываемая с резерва отпусков; отчисления во внебюджетные фонды с заработной платы основных производственных рабочих; покупные газ и электроэнергия.
Данные собираются из сводов израсходованных материалов, разработочных таблиц по заработной плате, сводов по журналу-ордеру №6,8 (76счет).
- Калькулируются услуги цехов, предъявляющих свои затраты ТЭЦ:
o Материалы, з/плата, начисления на з/плату для оказания услуг берутся из первичных документов;
o Накладные расходы берутся плановые, процент которых рассчитывается плановым отделом (процент от заработной платы основных производственных рабочих тех цехов, которыми выполнялись указанные работы). Общая сумма списывается Дт23.2 Кт23.1 и т.д.
- Калькулируется потребление пара, электроэнергии, воды на внутренние нужды ТЭС. Прямые расходы (в разрезе пар, электроэнергия, вода) и вспомогательные расходы (в разрезе пар, электроэнергия, вода и внутренний оборот потребления пара на выработку электроэнергии, электроэнергии на пар и на воду, составляют общую сумму затрат на производство пара, электроэнергии, воды.
- Вспомогательные расходы присоединяются к прямым в разрезе пар, электроэнергия, вода. Затраты распределяются пропорционально заработной плате основных производственных рабочих ТЭЦ.
К вспомогательным (косвенным) расходам относятся:
o Дт23.2 Кт10.6 – материалы по сводным таблицам материального отдела бухгалтерии на основании материальных отчетов;
o Дт23.2 Кт70 – заработная плата рабочих, не участвующих в основном производстве (участие в содержании оборудования, зданий);
o Дт23.2 Кт86 – резерв отпусков
o Дт23.2 Кт69 – отчисления с заработной платы
o Дт23.2 Кт60 – услуги сторонних организаций
o Дт23.2 Кт23 – услуги других цехов
внутренний оборот потребления пара, электроэнергии, воды
- Калькулируется внутренний оборот потребления пара на выработку электроэнергии, пар, воду.
- Общая сумма затрат распределяется (в разрезе потребителей) пропорционально количеству потребленного пара, электроэнергии, воды на основании ведомости потребления, которую подписывает гл. энергетик.
После распределения затрат по ТЭЦ, собираются и распределяются затраты других вспомогательных цехов:
v Цех центрального ремонта:
В цехе ведется позаказный метод учета затрат. В цех поступают заказы на изготовление запчастей или оказания услуг (токарные, слесарные работы) как из других цехов завода так и от сторонних заказчиков. Данные заказы регистрируются и по мере их изготовления документы передаются в бухгалтерию. Ежемесячно на первое число, следующее за отчетным месяцем, оформляется акт остатков незавершенного производства в разрезе заказов. Незавершенное производство оценивается в плановых ценах.
Калькулирование работ, услуг механического цеха:
1) Определяется незавершенное производство на начало и на конец отчетного периода;
2) Собираются и распределяются прямые затраты (материалы – на основании сортовых ведомостей; заработная плата основных производственных рабочих и отчисления во внебюджетные фонды согласно нарядов.
3) Незавершенное производство + затраты, собранные за отчетный месяц (Дт23) – незавершенное производство на конец месяца (рассчитанная исходя из плановых цен) – разнесенные в калькуляции материалы и заработная плата – услуги, предъявленные ТЭС по нормативной стоимости - утиль = сумма общепроизводственных расходов, подлежащая распределению.
4) Сумма общепроизводственных расходов, подлежащая распределению распределяется пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.
Калькулирование услуг монтажной группы, услуг группы вентиляции, цеха коммуникаций:
Собираются прямые расходы: материалы (с отчетов цехов, лимитно-заборные карты) и заработная плата с отчислениями (согласно нарядов). Заработная плата начисляется в соответствии с утвержденными тарифами. Распределение материальных затрат производится в соответствии с лимитно-заборными картами и сортовыми ведомостями.
Распределяются затраты по – объектно, где выполнялись работы. Распределение производится пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.
Незавершенное производство по механическому участку определяется: по плановым ценам в соответствии с объемом выполненных работ. Процент незавершенности в разрезе заказов определяется на основании нарядов.
v Электроотдел;
v Подразделение КИП
Аналогично калькулируется себестоимость по электроотделу и подразделению КИП. По данным подразделениям незавершенного производства на конец месяца нет.
v Транспортный цех;
Калькулирование услуг транспортного цеха:
1) На основании товаро - транспортных накладных транспортного цеха и справок других участков определяется сумма оказанных работ и услуг по плановым расценкам (в товаро - транспортных накладных, представляемых в бухгалтерию предприятия указывается километраж, кол-во часов, расценка). Расценка зависит от вида автомашины и вида выполненной работы.
2) Сформированные фактические затраты по цеху распределяются по заказчикам пропорционально плановой стоимости заказов.
· Очистные сооружения;
Калькулирование услуг очистных сооружений:
Сумма общих затрат по участку (прямые и косвенные) распределяется пропорционально количеству произведенных стоков (справка о поступивших на очистные сооружения стоках в разрезе цехов предоставляется в бухгалтерию планово-экономическим отделом) на целлюлозный и бумажный цеха.
v Лесная биржа.
Лесная биржа занимается приемкой и складированием древесины, а также подачей древесины в производство.
К прямым расходам относится: заработная плата, единый социальный налог с заработной платы основных производственных рабочих.
Общая сумма заработной платы основных производственных рабочих начисленная по нарядам распределяется на приемку и подачу древесины. Сумма заработной платы, приходящаяся на приемку древесины, определяется как произведение количества принятой древесины на утвержденный тариф. Оставшаяся сумма начисленной заработной платы относится на подачу древесины.
Косвенные расходы распределяются пропорционально заработной платы основных производственных рабочих.
Подача древесины калькулируется в разрезе:
v Дрова, предъявляемые по плановой стоимости в ТЭЦ;
v Производство дровяной щепы, предъявляемые по плановой стоимости в ТЭЦ;
v Производство технологической щепы (на целлюлозу), стоимость которой определяется как общая сумма затрат за минусом затрат, предъявленных ТЭЦ по плановой стоимости (дрова и дровяная щепа).
По кредиту счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 23 "Вспомогательные производства" в дебет счетов:
o 20 "Основное производство" - при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству или основному виду деятельности;
o 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
o 90 "Реализация продукции (работ, услуг)" - при выполнении работ и услуг для сторонних предприятий;
Аналитический учет по счету 23 "Вспомогательные производства" ведется по видам производств.
Счет 25 "Общепроизводственные расходы"
Счет 25 "Общепроизводственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию цехов основного производства предприятия. В частности, на этом счете отражаются следующие расходы: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления на полное восстановление и затраты на ремонт основных средств производственного назначения; расходы по страхованию производственного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; арендная плата за производственные помещения, машины и оборудование, другие арендуемые средства, используемые в производстве; оплата труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы. На ООО «Вишерская бумажная компания» вышеперечисленные расходы группируются в разрезе:
v «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования»;
v «Расходы по содержанию и эксплуатации сооружений».
Общепроизводственные расходы отражаются на счете 25 "Общепроизводственные расходы" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и др. Расходы, учтенные на счете 25 "Общепроизводственные расходы", списываются в дебет счета 20 "Основное производство".
Аналитический учет по счету 25 "Общепроизводственные расходы" ведется по отдельным подразделениям предприятия и статьям расходов.
Базой для распределения общепроизводственных расходов служит:
v Типография: стоимость заказов в разрезе заказчиков пропорционально плановых расценок.
v Лесная биржа (древесный участок):
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования: 200% от заработной платы основных производственных рабочих относится на производство дров, разница на производство технологической щепы.
Расходы по содержанию и эксплуатации зданий: 100% от заработной платы основных производственных рабочих относится на производство дров, разница на производство технологической щепы.
v Бумажный цех: общепроизводственные расходы бумажного цеха распределяются на бумагоделательную машину №1 и на бумагоделательную машину №2. Распределение по статье «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования» производится пропорционально потребляемым энергоресурсам (пар, электроэнергия, вода), потребляемым для технологических целей (Дт 20 Кт23);
Распределение общепроизводственных расходов по статье содержание зданий и сооружений производится пропорционально сумме основной заработной платы основных производственных рабочих и распределенных общепроизводственных расходов по статье содержанию и эксплуатации оборудования.
v Целлюлозный цех: общепроизводственные расходы распределяются на следующие производственные циклы:
o Варка целлюлозы;
o Отбелка целлюлозы;
o Производство небеленой целлюлозы (целлюлоза, поступающая на вторую бумагоделательную машину).
Базой для распределения по статье содержание и эксплуатация оборудования служит количество потребляемых энергоресурсов (пар, электроэнергия, вода). Данные по потребленным энергоресурсам представляются в бухгалтерию планово-экономическим отделом.
Распределение общепроизводственных расходов по статье содержание и эксплуатация зданий и сооружений производится пропорционально сумме основной заработной платы основных производственных рабочих и распределенных общепроизводственных расходов по статье «содержание и эксплуатация оборудования».
Счет 20 "Основное производство"
По дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счета 23 "Вспомогательные производства". Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, списываются на счет 20 "Основное производство" со счета 25 "Общепроизводственные расходы". Потери от брака списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счета 28 "Брак в производстве".
Основными цехами на предприятии являются: целлюлозный цех, бумажный цех.
Распределение затрат производится в разрезе бумагоделательной машины №1 (производство беленой бумаги) и бумагоделательной машины №2 (производство небеленой бумаги).
Прямые расходы (материалы, энергоресурсы) напрямую относятся на затраты бумагоделательной машины №1 и бумагоделательной машины №2. Заработная плата распределяется на основании нарядов. Косвенные расходы распределяются в разрезе бумагоделательных машин.
Распределение затрат в разрезе номенклатуры по каждой бумагоделательной машине производится:
v Материалы, энергоресурсы пропорционально выпущенного объема каждого вида номенклатуры в натуральном выражении.
v Включение в себестоимость бумаги (в разрезе номенклатуры) себестоимости целлюлозы (Дт 20 Кт21) производится пропорционально утвержденного норматива (на каждый вид выпускаемой бумаги).
v Распределение заработной платы в разрезе номенклатуры производится пропорционально коэффициентов, утвержденных планово-экономическим отделом.
По кредиту счета 20 "Основное производство" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Эти суммы списываются со счета 20 "Основное производство" в дебет счета 90/2 «Себестоимость продаж услуг» и Дт счета №43 «Готовая продукция».
Остаток по счету 20 "Основное производство" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Стоимость незавершенного производства оценивается по плановой себестоимости.
Счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства"
Счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства.
Аналитический учет по счету 21 "Полуфабрикаты собственного производства" ведется по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям: производство щепы и производство целлюлозы.
Счет 28 "Брак в производстве"
Счет 28 "Брак в производстве" предназначен для обобщения информации о потерях от брака в производстве.
По дебету счета 28 "Брак в производстве" собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость неисправимого, т.е. окончательного брака, расходы по исправлению и т.п.).
По кредиту счета 28 "Брак в производстве" отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака (стоимость забракованной продукции по цене возможного использования, суммы, подлежащие удержанию с виновников брака, суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак и т.п.), а также суммы, списываемые на затраты по производству как потери от брака.
Аналитический учет по счету 28 "Брак в производстве" ведется по отдельным цехам предприятия, видам продукции, статьям расходов.
Затраты предприятия на производство складываются из следующих элементов:
· материальные затраты
· затраты на оплату труда
· отчисления на социальные нужды
· амортизация основных средств
· прочие затраты
По элементу «материальные затраты» отражается:
- стоимость покупных сырья, материалов, используемых для производства работ (услуг); работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями или вспомогательными цехами предприятия;
- покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды;
- топливо всех видов, приобретаемого со стороны и расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполненные транспортом организации.
Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты» формируется исходя из цен их приобретения (без учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями. Сумма материальных затрат за 2005 год составила 260 606,00 тыс.руб.
По элементу «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты. Сумма затрат на оплату труда за 2005 год составила 63 577,00 тыс.руб.
По элементу «Отчисления на социальные нужды» отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, пенсионного фонда и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма отчислений на социальные нужды за 2005год составила 18 757,00 тыс. руб.
По элементу «Амортизация основных фондов» отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление по собственным и арендованным основным фондам. Сумма амортизационных отчислений за 2004 год составила 48,00 тыс. руб.
- Сумма «Прочих затрат» за 2004 год составила 90 771,00 тыс. руб.
Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерской отчетности как расходы будущих периодов. В составе расходов будущих периодов на 31.12.2005г. числятся:
o лицензии – 11,05тыс. руб.;
o программные продукты –15 ,69 тыс. руб.;
o расходы на проектные работы -123,77 тыс. руб.
o расходы на подписные издания – 24,62 тыс. руб.;
o расходы по обслуживанию кредитных договоров – 30,40 тыс. руб.
Списания расходов, отраженных по счету 97 "Расходы будущих периодов", производятся равномерно в соответствии с расчетами в течение документально обоснованного срока. Сроки эксплуатации, если они не отражены поставщиками (исполнителями) в договоре, определяются утвержденной на предприятии комиссией по определению сроков полезного использования.
Расходы, признаваемые в бухгалтерском учете расходами будущих периодов, для целей обложения налогом на прибыль являются косвенными. Согласно п.1 ст.318 НК РФ сумма косвенных расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового периода) с учетом требований НК РФ.
В том случае, если в бухгалтерском учете срок списания расходов будущих периодов на затраты текущего периода установлен в договоре с контрагентом или в другом правоустанавливающем документе (лицензии), то при исчислении налога на прибыль эти расходы учитываются в течение установленного срока (абз.2 п.1 ст.272 НК РФ). В том случае, если срок установлен внутренними документами организации (приказом, распоряжением руководителя), то расходы признаются в полном объеме в период их осуществления.
Информация о расчетах с покупателями и заказчиками по продаже продукции, выполнению работ и оказанию услуг, отражается на счете 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.
На счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” отражаются расчеты по хозяйственным операциям с дебиторами и кредиторами, не относящимся к расчетам по счетам 60-75.
В составе краткосрочной дебиторской задолженности на 31.12.2005г. числятся:
- задолженность покупателей за отгруженную продукцию (товары, услуги) – 10 580,00 тыс. руб.;
- авансы выданные – 15 828,71 тыс. руб.;
- прочие дебиторы – 6 641,71 тыс. руб., в том числе:
§ налог на добавленную стоимость с суммы авансов полученных – 4 528,09 тыс. руб.;
§ Задолженность фонда социального страхования – 115,97 тыс. руб.;
§ Прочее – 52,80 тыс. руб.
В бухгалтерском учете информация о финансовых вложения формируется в соответствии с правилами, установленными положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.2002г. №126н).
· Сумма долгосрочных финансовых вложений на 31.12.2005г. составляет 2 тыс. руб., в том числе:
v взнос в уставный капитал – 2,0 тыс. руб.
· Сумма краткосрочных финансовых вложений на 31.12.2005г. составляет 10 836,00 тыс. руб. в том числе:
v векселя третьих лиц – 2 706,54 тыс. руб.;
v займы выданные – 8 129,43 тыс. руб.;
При выбытии актива (векселя), принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.
За 2005год передано векселей в оплату стоимости товаров (работ, услуг) другим юридическим лицам на общую сумму 19 981,96 тыс. руб.
Предприятие в течение 2005 года с целью пополнения оборотных средств привлекало заемные средства по долгосрочным и краткосрочным договорам в том числе:
· по долгосрочным кредитным договорам привлечено 20 000,00 тыс. руб.
· по краткосрочным договорам привлечено:
o по кредитным договорам – 35 717,38 тыс. руб.
o по договорам займа – 107 390,27 тыс. руб.
За 2005год погашено обязательств по заемным средствам – 123 777,40 тыс. руб., в том числе:
· по кредитным договорам – 10 250,34 тыс. руб.;
· по договорам займа – 113 527, 06 тыс. руб.
Обязательства по погашению краткосрочных кредитов и займов в 2005 году выполнены в полном объеме.
Сумма обязательств по кредитам и займам на 31.12.2005г. составляет – 42 002,00 тыс. руб., в том числе:
(тыс. руб.)
№ п/п |
Кредитор |
Договор № |
Сумма задолженности 31.12.2005г. |
Дата погашения |
Процентная ставка |
2 |
ОАО «Собинбанк» |
№4931юл-р/07/05 |
3 500,00 |
28.03.2006г. |
8% |
3 |
ОАО «Экопромбанк» |
№ 5088 |
15 000,00 |
25.07.2006г. |
18% |
4 |
АКБ Сбербанк РФ |
№482- НКЛ |
20 000,00 |
25.05. 2007г. |
18% |
5 |
ООО «Кама-Кристалл» |
№ 11-05 |
3 500,00 |
11.01.2006г. |
5% |
Дополнительные затраты, связанные с получением кредитов отражаются в составе расходов будущих периодов и списываются на затраты в течение срока действия кредитного договора.
Проценты по полученным кредитам и займам признаются расходами того периода, в котором они начислены и отражаются в составе прочих операционных затрат. Сумма начисленных процентов за 2005год составила 1 379,00 тыс. руб.
При составлении бухгалтерской отчетности допущено следующее отступления от правил, установленных ПБУ15/01:
В тех случаях, когда средства полученных займов и кредитов использовались для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов, то расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов отражаются в бухгалтерском учете в составе операционных расходов организации. Данный способ по отражению таких расходов вызван следующими причинами:
При отнесении начисленных процентов по кредитам, займам (до момента оприходования товароматериальных запасов) на увеличение дебиторской задолженности (требование п.15 ПБУ 15/01) у заемщика – покупателя не возникает права требования от поставщиков поставки материально- производственных запасов по стоимости, включающей начисленные проценты. Следовательно, сформированная таким образом дебиторская задолженность не отражает действительное право требования – фактическую дебиторскую задолженность.
Особый порядок учета процентов за пользование привлеченными средствами при определенных обстоятельствах, установленный пунктом 15 ПБУ 15/01, противоречит положению пунктов 12 и 13 самого же ПБУ 15/01, в которых прописано, что затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.
Особый порядок учета процентов за пользование привлеченными средствами при определенных обстоятельствах противоречит порядку принятия к расходам процентов по долговым обязательствам для целей налогообложения прибыли, установленному частью второй подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ, при котором расходами признаются проценты по долговым обязательствам любого вида независимо от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного), с соблюдением норм, установленных статьей 269 НК РФ.
Допущения и требования к обеспечению учетной политикой предприятия, изложенные в пункте 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 №60Н в части:
а) большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
б) рационального ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
В налоговом учете предельная величина процентов, начисленная по долговому обязательству любого вида, оформленного в рублях, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза.
Информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и потребленные услуги отражается на счете №60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналитический учет по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется в разрезе контрагентов по каждому предъявленному счету. Если последовательность закрытия авансовых платежей не установлена договором или иным документом, то авансовые платежи засчитываются в счет оплаты поставки материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) в порядке очередности перечисления, начиная с самого раннего.
Сумма краткосрочной кредиторской задолженности на 31.12.2005г. составляет – 115 649,00 тыс. руб., в том числе:
· перед поставщиками и подрядчиками – 73 904,44 тыс. руб.;
· перед персоналом организации – 6 632,00 тыс. руб.
· перед государственными внебюджетными фондами по отчислениям с заработной платы - 4 152,00 тыс. руб.
За 2005год было уплачено взносов во внебюджетные фонды – 21 126,81 тыс. руб., в том числе:
o Взносы в фонд социального страхования – 3 825 тыс. руб.;
o Взносы в пенсионный фонд – 15 194,37 тыс. руб.,
o Взносы в фонд обязательного медицинского страхования – 2 107,44 тыс. руб.
За 2004год в бюджет было уплачено налогов и сборов 19 177,76 тыс. руб.; в том числе:
o Налог на имущество - 4,53 тыс. руб.;
o Налог на доходы с физических лиц – 4 911,89 тыс. руб.;
o Налог на добавленную стоимость – 10 274,00 тыс. руб.;
o Плата за загрязнение окружающей среды – 673,15 тыс. руб.
o Плата за воду – 3 180,85 тыс. руб.;
o Налог на прибыль – 133,34 тыс. руб.
· прочая кредиторская задолженность – 6 307,00 тыс. руб., в том числе:
o сумма авансов, полученных от покупателей, под которые не произведена отгрузка – 6 286,80 тыс. руб.
Сумма непокрытого убытка на 31.12.2005г. – 52 886,00 тыс. руб. Данная сумма сложилась из:
· нераспределенная прибыль за 2004г. – 186,00 тыс. руб.;
· непокрытый убыток за 2005г. – 53 072,00 тыс. руб.;
Отражение в бухгалтерском учете активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, ведется в соответствии с ПБУ 3/200 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 10.01.2000г. №2н).
Сумма курсовых разниц, отнесенная на счет «Внереализационные доходы» за 2005год составила – 212,86 тыс. руб.
Сумма курсовых разниц отнесенная на счет «Внереализационные расходы» за 2005год составила - 286,23 тыс.руб.
На иные счета бухгалтерского учета курсовые разницы в 2005 году не относились.
Курс Центрального банка Российской Федерации, действовавший на 31.12.2004года:
1 Евро - 34,1850руб.; 1 Доллар США - 28,7825руб.
Существенные события, произошедшие после отчетной даты, без знания о которых невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации, отсутствуют. В связи с этим положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 (утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.1998г. №56н) при составлении бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.12.2005г. не применялось.
Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ8/01 (утверждено приказом Минфина РФ от28.11.2001г. №96н) при составлении бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.12.2005г. не применялось в связи с отсутствием условных фактов хозяйственной деятельности, в отношении последствий которых и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность.
В связи с отсутствием информации, требующей раскрытия в бухгалтерской отчетности за 2005год не применялись следующие положения по бухгалтерскому учету:
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ14/2000 (утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №91н);
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ16/002 (утверждено приказом Минфина РФ от 02.07.2002г. №66н);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ13/2000 (утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н);
Требования, установленные положением по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000 (утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000г.№5н) при составлении бухгалтерской отчетности не применялись, так как деятельность предприятия не попадает под действие указанного ПБУ.
При исчислении налога на прибыль доходы и расходы признаются в налоговом учете в том отчетном периоде, когда они имели место (в момент перехода права собственности) независимо от момента оплаты, то есть по методу начисления.
Для организации налогового учета расходы, связанные с производством и реализацией продукции подразделяются на две группы:
Прямые расходы, в состав которых включаются:
- расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и покупных полуфабрикатов, используемых в производстве продукции и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве продукции за вычетом возвратных отходов;
- заработная плата производственного персонала;
- ЕСН, относящийся к заработной плате производственного персонала;
- транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением основных и вспомогательных материалов;
- полуфабрикаты собственного производства в оценке по прямым расходам.
В случае выполнения работ и оказания услуг в состав прямых расходов включаются:
- расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в выполнении работ, оказании услуг и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при выполнении работ, оказании услуг;
- заработная плата производственного персонала;
- ЕСН, относящийся к заработной плате производственного персонала;
Косвенные расходы – все остальные расходы, не относящиеся к прямым расходам.
Сумма фактически осуществленных в отчетном квартале косвенных расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг) списывается на уменьшение доходов от производства и реализации отчетного квартала в полном объеме.
Сумма прямых расходов уменьшает доходы от реализации продукции (работ, услуг) за исключением сумм прямых расходов, распределяемых:
· на остатки незавершенного производства;
· остатки готовой продукции на складе;
· на остатки отгруженной, но не реализованной продукции.
Сумма отложенных налоговых активов на 31.12.2005г. составляет 12 176 тыс. руб. Под отложенными налоговыми активами понимается часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. В состав отложного налогового актива включается сумма налога на прибыль, исчисленного с величины убытка прошлого и отчетного года. Сумма отложенного налогового актива сформировалась по убытку налогового периода – 2005год.
- Сумма отложенных налоговых обязательств на 31.12.2005г. отсутствует. Под отложенными налоговыми обязательствами понимается часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Сумма условного дохода за 2005год составила 15 559 тыс. руб. Под условным доходом понимается сумма налога на прибыль, определяемая исходя из финансовых результатов по данным бухгалтерского учета.
Сумма постоянных налоговых обязательств за 2005год составила – 3384,64 тыс.руб. Под постоянными налоговыми обязательствами понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПО ИТОГАМ 2005 года
Анализ финансовой отчётности ООО «Вишерская бумажная компания» осуществлялся с целью характеристики финансового состояния организации, сложившегося на конец отчётного периода, и выявления основных направлений изменения показателей в течение отчётного периода. Информацией для анализа служили документы бухгалтерской отчётности за 2005год: бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках.
Анализ осуществлялся методом сравнения. Для характеристики финансового состояния, сложившегося на конец отчётного периода, сравнивались показатели, рассчитанные по документам финансовой отчётности, со значениями этих показателей, рассчитанных как нормативные ограничения. Изменение финансового состояния оценивалось путём сравнения показателей, рассчитанных по данным баланса на конец и начало отчётного периода.
Средства организации вложены во внеоборотные и оборотные активы (таб.1). Полученные данные показывают, что структура активов несколько изменилась: увеличилась доля основного капитала на 14,4%, а оборотного соответственно уменьшилась.
За анализируемый период сумма внеоборотных активов увеличилась на 15 386,0 тыс. руб., (2 661,9%), причиной послужил рост инвестиционной деятельности предприятия (рост незавершенного строительства составил 503,9%) и появление в составе прочих внеоборотных активов отложенных налоговых активов (доля отложенных налоговых активов в структуре внеоборотных активов на конец отчетного периода 11,6%). В состав отложенных налоговых активов включена сумма налога на прибыль, исчисленного с величины убытка за 2005год.
Стоимость оборотных активов также возросла. Рост составил 16 610,00 тыс. руб. Рост стоимости оборотных активов обусловлен ростом стоимости сырья и материалов. В структуре оборотных активов уменьшилась доля краткосрочной дебиторской задолженности (на 10,5%), в том числе доля задолженности по покупателям и заказчикам в структуре оборотных активов уменьшилась на 8,4%. На конец отчетного периода в составе оборотных активов появились краткосрочные финансовые вложения доля в структуре активов 10,3 % .
Рост долгосрочных обязательств обусловлен получением организацией долгосрочного кредита.
Увеличение краткосрочных обязательств обусловлено ростом кредиторской задолженности. Значительное увеличение произошло по статье задолженность перед поставщиками и подрядчиками – 38 144, 00 тыс. руб. а также задолженности по налогам и сборам в бюджет – 20 700,00 тыс. руб.
Анализ баланса ООО «Вишерская бумажная компания»»
Таблица № 1
Наименование показателей |
Код стр. |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклоне ние (%) |
Структура средств, % |
||
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
Отклонения |
||||||
Актив баланса |
300 |
73 223,00 |
105 219,00 |
31 996,00 |
43,7% |
100,0% |
100,0% |
|
I. Внеоборотные активы, в том числе: |
190 |
578,00 |
15 964,00 |
15 386,00 |
2661,9% |
0,8% |
15,2% |
14,4% |
Нематериальные активы |
110 |
|
|
|
|
|
|
|
Основные средства |
120 |
43,00 |
557,00 |
514,00 |
1195,3% |
0,1% |
0,5% |
0,5% |
Незавершенное строительство |
130 |
535,00 |
3 231,00 |
2 696,00 |
503,9% |
0,7% |
3,1% |
2,3% |
Долгосрочные фин.вложения |
140 |
|
2,00 |
2,00 |
|
0,0% |
|
|
Прочие внеоборотные активы |
150 |
- |
12 176,00 |
12 176,00 |
|
0,0% |
11,6% |
11,6% |
II. Оборотные активы, в том числе: |
290 |
72 645,00 |
89 255,00 |
16 610,00 |
22,9% |
99,2% |
84,8% |
-14,4% |
Запасы, в т.ч. |
210 |
38 734,00 |
32 043,00 |
- 6 691,00 |
-17,3% |
52,9% |
30,5% |
-22,4% |
сырье, материалы |
211 |
11 702,00 |
19 889,00 |
8 187,00 |
70,0% |
16,0% |
18,9% |
2,9% |
животные на выращивании и откорме |
212 |
|
|
|
|
0,0% |
|
|
затраты в незавершенном производстве |
213 |
753,00 |
753,00 |
- |
0,0% |
1,0% |
0,7% |
-0,3% |
готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
26 269,00 |
11 195,00 |
- 15 074,00 |
-57,4% |
35,9% |
10,6% |
-25,2% |
товары отгруженные |
215 |
|
|
- |
|
0,0% |
|
|
расходы будущих периодов |
216 |
10,00 |
206,00 |
196,00 |
1960,0% |
0,0% |
0,2% |
0,2% |
прочие запасы и затраты |
217 |
|
|
- |
|
0,0% |
|
|
НДС по приобретенным ценностям |
220 |
2 604,00 |
13 261,00 |
10 657,00 |
409,3% |
3,6% |
12,6% |
9,0% |
Долгосрочная дебиторская задолженность |
230 |
|
|
- |
|
|
|
|
в т.ч. покупатели и заказчики |
231 |
|
|
- |
|
|
|
|
Краткосрочная дебиторская задолженность |
240 |
30 665,00 |
33 050,00 |
2 385,00 |
7,8% |
41,9% |
31,4% |
-10,5% |
в т.ч. покупатели и заказчики |
241 |
13 478,00 |
10 580,00 |
- 2 898,00 |
-21,5% |
18,4% |
10,1% |
-8,4% |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
|
10 836,00 |
10 836,00 |
|
0,0% |
10,3% |
10,3% |
Денежные средства |
260 |
642,00 |
63,00 |
- 579,00 |
-90,2% |
0,9% |
0,1% |
-0,8% |
Прочие оборотные активы |
270 |
|
|
|
|
|
|
|
Пассив баланса |
700 |
73 223,00 |
105 219,00 |
31 996,00 |
43,7% |
100,0% |
100,0% |
|
III. Капитал и резервы, в том числе: |
490 |
196,00 |
- 52 876,00 |
- 53 072,00 |
-27078% |
0,3% |
-50,3% |
-50,5% |
Уставный капитал |
410 |
10,00 |
10,00 |
- |
0% |
0,01% |
-0,01% |
0,0% |
Добавочный капитал |
420 |
|
|
- |
|
|
|
|
Резервный капитал |
430 |
|
|
- |
|
|
|
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
470 |
186,00 |
- 52 886,00 |
- 53 072,00 |
-28533% |
0,3% |
-50,3% |
-50,5% |
IY. Долгосрочные обязательства, в том числе: |
590 |
|
20 000,00 |
20 000,00 |
|
0,0% |
19,0% |
19,0% |
Займы и кредиты |
510 |
|
20 000,00 |
20 000,00 |
|
|
|
|
Y. Краткосрочные обязательства, в числе: |
690 |
73 027,00 |
138 095,00 |
65 068,00 |
89,1% |
99,7% |
131,2% |
31,5% |
Займы и кредиты |
610 |
24 701,00 |
22 002,00 |
- 2 699,00 |
-10,9% |
33,7% |
20,9% |
-12,8% |
Кредиторская задолженность, |
620 |
48 326,00 |
115 649,00 |
67 323,00 |
139,3% |
66,0% |
109,9% |
43,9% |
в том числе: поставщики, подрядчики |
621 |
35 760,00 |
73 904,00 |
38 144,00 |
106,7% |
48,8% |
70,2% |
21,4% |
задолженность перед персоналом организации |
622 |
4 342,00 |
6 632,00 |
2 290,00 |
52,7% |
5,9% |
6,3% |
0,4% |
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
623 |
2 935,00 |
4 152,00 |
1 217,00 |
41,5% |
4,0% |
3,9% |
-0,1% |
Задолженность по налогам и сборам |
624 |
4 584,00 |
24 654,00 |
20 070,00 |
437,8% |
6,3% |
23,4% |
17,2% |
прочие кредиторы |
625 |
705,00 |
6 307,00 |
5 602,00 |
794,6% |
1,0% |
6,0% |
5,0% |
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов |
630 |
|
|
- |
|
|
|
|
Доходы будущих периодов |
640 |
|
|
- |
|
|
|
|
Резервы предстоящих расходов |
650 |
|
444,00 |
444,00 |
|
|
0,4% |
0,4% |
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
|
|
- |
|
0,0% |
0,0% |
0,0% |
В ходе проведения анализа были рассчитаны показатели оборачиваемости отдельных видов активов (таб.2). Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в значительно превышает коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Следовательно, организация, при прочих равных условиях кредитует своих потребителей на более жёстких условиях, чем кредитуется сама в процессе своей деятельности.
Таблица №2 |
||||||
N |
Наименование |
Ед. |
Методика |
Показатели |
Изменение |
|
п/п |
показателей |
изм. |
расчета |
2004 года |
2005 года |
показателя |
1. |
Оборачиваемость |
|
стр.010 Ф2*2 |
|
|
|
|
оборотных средств |
дней |
стр.290(2)+290(1) |
58,7 |
71,5 |
12,8 |
2. |
Оборачиваемость |
|
стр.010 Ф2*2 |
|
|
|
|
материальных запасов |
" |
стр.210(2)+210(1) |
31,3 |
31,2 |
-0,1 |
3. |
Оборачиваемость |
|
стр.010 Ф2*2 |
|
|
|
|
дебиторской задолженности |
" |
стр.240(2)+240(1) |
24,8 |
28,1 |
3,3 |
3. |
Оборачиваемость краткосрочных обязательств |
дней |
стр.010 Ф2*2 стр.690(2)+690(1) |
57,7 |
93,21 |
35,51 |
Оборачиваемость определяется как отношение объема реализации к средней стоимости оборотных активов, материальных запасов, дебиторской задолженности и.т.д., за отчетный период.
Важным показателем, характеризующим финансовое состояние, является платёжеспособность в текущем периоде (таб.3). Сравнение значений коэффициентов ликвидности, рассчитанным по данным баланса на конец отчётного периода, с нормальными ограничениями этих показателей, свидетельствует о достаточно низкой степени платёжеспособности.
Таблица № 3 |
|||||
N |
Наименование |
Ед. |
Методика |
На начало |
На конец |
п/п |
показателей |
изм. |
расчета |
года |
года |
1 |
Коэффициент абсолютной |
|
стр.250+260 |
|
|
|
ликвидности |
к-т |
стр.690 Ф1 |
0,01 |
0,08 |
2 |
Коэффициент быстрой (срочной) |
|
стр.240+250+260 |
|
|
|
ликвидности |
к-т |
стр.690 Ф1 |
0,4 |
0,3 |
3 |
Коэффициент текущей |
|
стр.211+213+214+ 217 |
|
|
|
ликвидности (к-т покрытия долгов) |
к-т |
стр.690-640-650 |
1,0 |
0,6 |
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности.
Коэффициент текущей ликвидности отражает покрытие текущих обязательств оборотными активами.
Анализ финансовой устойчивости предприятия показал, что у организации нет собственного оборотного капитала, а запасы финансируются, в том числе и за счёт задолженности. В течение отчётного периода существенно увеличилась зависимость организации от внешних источников финансирования.
Таблица № 4 |
||||||
N |
Наименование |
Норма- |
Методика |
На начало |
На конец |
|
п/п |
показателей |
тив |
расчета |
года |
года |
|
1. |
Коэффициент финансовой |
|
стр.490 Ф1 |
|
|
|
|
автономии (независимости) |
0,7 |
стр.700 Ф1 |
0,003 |
-0,503 |
|
2. |
Коэффициент финансовой |
|
стр.590+690 |
|
|
|
|
зависимости |
<0,7 |
стр.700 Ф1 |
1,0 |
1,5 |
|
3. |
Коэффициент текущей |
|
стр.690 |
|
|
|
|
задолженности |
|
стр.700 Ф1 |
1,0 |
1,3 |
|
4. |
Собственный оборотный |
|
|
|
|
|
|
капитал (средства), тыс.руб. |
|
стр.490-190 Ф1 |
-382,0 |
-68840,0 |
|
5. |
Коэффициент обеспеченности |
|
|
|
|
|
|
оборотных средств собственными |
|
стр.490-190 |
|
|
|
|
источниками |
>0,1 |
стр.290 Ф1 |
-0,01 |
-0,77 |
Коэффициент финансовой автономии характеризует финансовую независимость, рассчитывается как отношение собственного капитала к источникам формирования имущества. Величина показателя на конец года отрицательная, так как сумма непокрытого убытка составляет 52,886 млн. руб., а величина уставного капитала – 10 тыс. руб.
Коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными источниками определяется как отношение собственных оборотных средств (собственного капитала за минусом суммы внеоборотных активов) ко всей величине оборотных активов.
Коэффициент финансовой зависимости - доля заемного капитала в общей валюте баланса. Показатель значительно выше норматива, т.к. величина собственного капитала отрицательна.
Итогом деятельности предприятия в 2005 году явились убытки в сумме 52,87 млн. рублей при объеме выручки от продажи товаров и услуг 413,4 млн. рублей.
Такой результат явился, во многом, следствием опережающего роста цен на материалы и, в особенности, на топливо в сравнении с ростом цен на готовую продукцию.
Конкурентоспособность продукции предприятия недостаточно высока, за второе полугодие цены реализации на готовую продукцию удалось поднять только на 6%, что оказалось крайне недостаточным при беспрецедентном скачке цены на мазут в третьем квартале 2005 года.
На затраты в энергоемком производстве бумаги большое влияние оказывает структура используемого в производстве топлива (соотношение используемого в производстве мазута и газа). В 2005 году в структуре используемого топлива большую часть занимает мазут, а поставки газа значительно сократились, что отрицательно сказалось на финансовом положении предприятия, так как стоимость мазута в 6 раз больше стоимости газа.
Мазут - значительная составляющая топливного баланса предприятия (доля мазута -57%). Средняя цена поступления мазута за 5 месяцев 2005 года - 2800 руб. за 1 тонну (с транспортировкой) включая НДС. За летний период цена мазута выросла до 6500 руб., в денежном выражении доля мазута в составе топлива выросла на 14 % (с 71% до 85%). Доля затрат на мазут в составе себестоимости бумаги выросла с 12 до 23 %, топливная составляющая в затратах на бумагу составила 27 % . С дальнейшим ростом цены мазута до 7200 руб. за 1 тонну доля затрат на топливо в общих затратах на бумагу увеличилась до 30%.
Результат по исполнению удельных норм расхода сырья и химикатов на себестоимость повлиял незначительно, удорожание имеется только за счет перерасхода гипохлорита на 2,5 млн. руб., по другим позициям – экономия.
За год перерасходовано 526 тонн волокна (2,3 %) на сумму 5,1 млн. руб., причины этого – пониженная зольность и влажность, повышенный промой волокна.
Не соблюдаются нормы расхода тепла и электроэнергии как при производстве бумаги (8,5 % -перерасход тепла, 2,3 % -электроэнергии), так и в целлюлозном производстве (6,1 % -перерасход тепла, 11,3 % - электроэнергии). Одна из главных причин – нестабильность работы: аварийные остановы, повышенные холостые хода.
План по производству товарной продукции выполнен в 2005 году на 85,1 %, выработано продукции на 381,5 млн. рублей.
В связи с высокой степенью изношенности варочных котлов в 2005 году проводился капитальный ремонт котлов (замена бетонного слоя и переобмуровка), в среднем каждый из котлов находился в капремонте по 39 дней, общие простои в ремонте составили 2,8 тыс. котлочасов, кроме того, котлы стояли по другим причинам: недостатка пара-502 к.часа, избытка массы (в связи с простоями БДМ) -1735 к.часов, недостатка щепы – 155 к.часов и прочим причинам.
Простои из-за недостатка целлюлозы на БДМ № 1 составили более 19 суток (из общего времени простоев 95 суток).
Кроме того, БДМ стояла по механической части - в общей сложности 8 суток, по технологическим причинам – 4 суток, из-за ограничений теплоэнергии по причине недостатка топлива потеряно 8,5 дней, из-за смоляных затруднений – 17 дней, из-за низкой прозрачности воды - 14 дней.
ТЭС произведено за год более 27 млн. кВт.Ч. электроэнергии (в прошлом году - 32 млн.), отпущено 232 тыс. Гкал теплоэнергии (223 - в 2004), в том числе на отопление города – 37 тыс. Гкал. Снижение объемов выработки электроэнергии объясняется неэффективностью ее производства в отдельные периоды, обусловленную резким удорожанием топлива.
В плане организационно технических мероприятий в 2006 году предусмотрена установка дополнительного нового дровяного котла, оснащенного топкой с низкотемпературным кипящим слоем и реконструкция действующего дровяного котла, что позволит снизить долю мазута в структуре топлива на 18% - и, соответственно, на 70 млн. рублей сократить затраты на топливо.
В 2006 году планом производства предусматривается увеличение объемов бумаги на 40 % за счет стабильного обеспечения сырьем и материалами, лучшей организации труда и производства, инвестиций на техническое перевооружение.
Планируется произвести 32,8 тыс. тонн бумаги (факт 2005 года – 23,5 тысяч тонн).
Генеральный Директор
ООО «Вишерская бумажная компания» В.И.Белкин
Главный бухгалтер А.Е.Калинина
|
|