СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Структура национального хозяйства. 5

2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП.. 13

3. Особенности структурной политики России на современном этапе. 18

Практикум. 24

Заключение. 26

Литература. 28

Введение

Экономика Российской Федерации представляет сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе соци­ально-экономического развития, межрайонного территориаль­ного разделения труда и интеграционных процессов.

Экономические позиции России в мировом сообществе су­щественно ослабли в результате кризисных процессов, наметив­шихся к середине 1980-х годов и переросших в открытый соци­ально-экономический кризис в начале 1990-х годов, а также в связи с распадом СССР, способствовавшим разрыву хозяйствен­ных и технологических связей с постсоветскими республиками и изменениями геополитического положения.

Интегральным показателем оценки экономического развития государства является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах.

Современный этап экономического и социального развития Российской Федерации связан с коренными изменениями, вы­званными переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной экономики предполагает создание социально ориен­тированной экономики, означающей переориентацию всего производства на запросы потребителя.

Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть  накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил. Суть обновления в том, чтобы она была адекватна реальным потребностям общества, базировалась на современных прогрессивных технологиях, могла эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Цель данной работы – раскрыть особенности структурной политики.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-         охарактеризовать структуру национального хозяйства;

-         раскрыть основные направления развития структуры национального хозяйства;

-         выявить особенности структурной политики России на современном этапе.

1. Структура национального хозяйства

Структура национального хозяйства – это сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий, производств, комплексов с соответствующим уровнем хозяйственных связей между всеми элементами экономики страны. Экономика должна изучать домашнее, семейное хозяйство, фирмы, а также комплексные единицы: отрасли, группы отраслей – комплексы, сектора, сферы (например, сфера услуг или банковская).

Единый хозяйственный комплекс страны представлен отрас­левой, межотраслевой и территориальной структурами.

Отраслевая структура – это совокупность отраслей народно­хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого народнохозяйственного комплекса представлена двумя сферами: материального производства и нематериального производства.

Производственная сфера включает:

1.      Отрасли, создающие материальные блага – промышлен­ность, сельское хозяйство, строительство.

2.      Отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, транспорт и связь.

3.      Отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, – торговля, общественное питание, матери­ально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

Непроизводственная сфера состоит из следующих отраслей:

1.       Отрасли услуг, к которым относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, свя­занные с обслуживанием населения.

2.       Отрасли социального обслуживания – здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение.

3.       Образование, культура, искусство.

4.       Наука и научное обслуживание.

5.       Кредитование, финансы и страхование.

6.       Аппарат органов управления.

7.       Прочие отрасли.

Для современной структуры народного хозяйства России ха­рактерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступе­ней производства. Межотраслевые производства (комплексов) возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Сложились такие межотраслевые ком­плексы, как топливно-энергетический, металлургический, ма­шиностроительный, химико-лесной, строительный, агропро­мышленный, транспортный. Более сложной структурой отлича­ются агропромышленный и строительный комплексы, вклю­чающие разные отрасли народного хозяйства.

В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура — это совокупность материальных средств, обеспечи­вающих производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производст­венную и социальную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура продолжает процесс про­изводства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, мате­риально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети газо- и нефтепро­воды, ирригационные системы и т.п.

Социальная инфраструктура включает пассажирский транс­порт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.

Инфраструктура играет огромную роль не только в эффектив­ном обеспечении процесса производства, но и развитии социаль­но-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.

Становление рыночной экономики в Российской Федерации сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Получа­ют развитие товарно-сырьевые биржи в Москве, Саратове, Ом­ске, Новосибирске; заработали фондовые биржи; в различных регионах России открылся ряд коммерческих банков.

Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям – зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.[1]

Становление рыночной экономики в России требует реше­ния важнейшей задачи – совершенствование ее отраслевой структуры, характеризующейся высоким удельным весом топливно-сырьевых отраслей при сравнительно низком удельном весе сектора высокотехнологичных, наукоемких производств, что явно не соответствует структуре экономики высокоразвитых госу­дарств мира. В связи с этим необходим переход от утяжеленной базовыми отраслями экономики к хозяйственной структуре, ори­ентированной на удовлетворение потребностей населения.

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отрасле­вую структуру промышленности.

Анализ хозяйственного функционирования национальной рыночной экономики сегодня основывается на технике Системы Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.

По СНС экономика состоит из следующих основных секторов:

1.     нефинансовые корпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке (или реальный сектор);

2.     финансовые учреждения и корпорации;

3.     государственные предприятия и учреждения;

4.     частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

5.     домашние хозяйства;

6.     остальной мир, в том числе внешнеэкономические связи.

СНС включает в валовой продукт, национальный доход не только объем товаров, производимых в сфере материального производства, но и услуги.[2]

Оптимальная структура национального хозяйства страны создается в результате эффективной многолетней экономической политики, учитывающей как государственные условия развития экономики, так и особенности развития мирового хозяйства. Для российской государственной политики данное направление трансформации федерального хозяйства оказалось одним из самых сложных и мало результативным. В начале 90-х гг., когда произошла смена целей и задач функционирования экономики России, ее структура имела гипертрофированное развитие ОПК и сопряженных с ним отраслей промышленности, непропорционально низкий уровень производства товаров народного потребления и в сфере услуг. Сырьевые отрасли во многом компенсировали слабость этих отраслей, частично это достигалось за счет низких запросов населения, частично – за счет минимальной дифференциации общества, не характерных для развитого хозяйства. Провозглашенные в 1992 г. меры по улучшению структуры народного хозяйства – развитие передовых отраслей промышленности, увеличение производства потребительских товаров и услуг, уменьшение доли ОПК, сырьевых отраслей в общем объеме ВВП – практически реализовать не удалось. Создание элементов рыночной инфраструктуры – одно из немногих позитивных изменений (табл. 1).

Таблица 1

Счет производства по отраслям (валовой выпуск в текущих ценах к итогу,%)[3]

Отрасли

1989 г.

1994 г.

1997 г.

2001 г.

Производство товаров, в том числе по отраслям:

100,0

100,0

100,0

100,0

промышленность

68,3

66,8

68,0

71,2

сельское хозяйство и лесное хозяйство

17,5

14,6

14,7

13,5

строительство

13,3

17,8

16,0

14,4

прочие виды материального производства

0,9

0,8

1,3

0,9

Производство услуг, в том числе:

100,0

100,0

100,0

100,0

рыночные услуги в отраслях, из них:

51,1

66,1

72,0

68,5

транспорт

20,6

14,8

17,8

16,2

связь

1,5

1,8

2,8

3,1

торговля и общественное питание

10,1

26,4

26,6

29,6

жилищно-коммунальное хозяйство

9,9

4,7

12,3

12,2

финансы, кредит, страховое и пенсионное обеспечение

1,4

10,1

2,4

1,8

нерыночные услуги в отраслях, из них:

48,9

33,9

28,0

31,5

наука и научное обслуживание

9,8

1,3

1,0

2,2

здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение

7,4

5,0

6,0

7,3

образование, культура и искусство

12,0

7,1

6,2

7,5

оборона и управление

17,6

11,1

9,9

12,7

За годы реформирования произошли изменения в основных макроэкономических пропорциях страны.

Обеспечение общественных потребностей в переходный период не имеет адекватного механизма. Противоречия между различными секторами и имеющимися у правительства ресурсами для решения общественных потребностей являются одними из самых сложных. Научно-технический потенциал страны, высокий образовательный ценз населения, необходимость срочного решения экологических нарушений сейчас не соотносятся с оставшимися у государства ресурсами.

Быстрое падение материального производства в РФ происходило в соответствии с законами рынка и при минимальном регулировании этого процесса правительством. Радикальная экономическая реформа вызвала в России, прежде всего, огромный рост цен и дефицит государственного бюджета. После принятия "разрешительных" решений – почти полного отказа от контроля над ценами и разгосударствления собственности – правительство стало пытаться ограничивать рост расходов, увеличить доходы, т.е. сбалансировать существование своих бюджетных отраслей и унитарных предприятий с негосударственным сектором.

Одна из главных пропорций в реальной сфере – это соотношение между промышленностью и сельским хозяйством. Диспаритет цен катастрофически влияет на аграрный сектор. Если в 1970 г. сельское хозяйство производило 30,1% от объема производства промышленности, в 1990 г. – 48,3, то в 1994 г. – 19,2%. После 1998 г. доля аграрного сектора стала расти, и в 1999 г. она составила 21,2%. Однако у многих хозяйствующих на земле субъектов, в т.ч. и у фермеров, единоличников-крестьян, по-прежнему преобладают негативные оценки перспектив развития сельского хозяйства в стране.

Необходимо отметить, что в 1999-2001 гг. тенденция развития в промышленности стала меняться, и те отрасли, которые сокращали производство несколько лет, за последние годы стали его наращивать. Выросло значение сырьевых отраслей. Существенно снизился выпуск станков, оборудования, средств передвижения, оборонной техники, а наибольшее падение объемов производства зафиксировано в легкой промышленности.

В 90-е годы шло формирование отраслевой структуры экономики, характерное для полуколониальной, развивающейся страны. Разбухшая за годы реформ сфера посреднических и торговых услуг – это одно из немногих "достижений" в трансформации хозяйства. Сфера услуг существует и расширяется за счет суженной сферы материального производства, т.е. благодаря тому, что посредники и их фирмы паразитируют на промышленности и сельском хозяйстве.

В соответствии с правительственной программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) основная цель структурной политики заключается в ликвидации ограничений для развития секторов национального хозяйства, конкурентоспособных на внутреннем и на внешнем рынках. Важнейшими задачами структурной политики должны стать:

-         повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичного сектора экономики;

-         стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, их интеграции и образование крупных компаний, а также развитие малого и среднего бизнеса;

-         реструктуризация естественных монополий, а также обеспечение тарифного регулирования их услуг;

-         реализация целевых программ развития транспорта, связи и телекоммуникаций;

-         формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.

Новый этап структурной перестройки должен будет расширить спрос на инвестиции и расширить участие отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов.

Во многом структурная перестройка будет опираться на собственные финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста. Во многом это должно осуществиться за счет развития российского машиностроения на внутреннем рынке и выхода на мировые рынки с продукцией современных технологических укладов.

Стратегической целью в развитии "новой экономики" России должно стать создание современных отраслей, основанных на использовании информационных технологий, сохранение научного потенциала и повышение конкурентоспособности российской экономики.[4]

Современная структура национального хозяйства России по сравнению с концом 80-х гг. еще больше не соответствует структурам развитых государств, и задача ее реформирования, по всей видимости, выходит на первое место череды целей государственного регулирования.

2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП

Экономическая реформа, проводимая в России с января 1992 г., изменила политическую и экономическую ситуа­цию. Процесс становления рыночной экономики протекает бо­лезненно. Несмотря на значительные экономические трудности, вхождение России в рынок приобретает необратимый характер. Платежеспособный спрос все больше становится регулятором производства. Устанавливаются качественно новые взаимосвязи между товаропроизводителями. Идет формирование многоук­ладной экономики, охватывающей значительное количество ча­стных, смешанных и иных форм предприятий. В настоящее время доля акционированных предприятий преобладает над го­сударственными не только по их количеству, но и численности занятых и по выпуску производимой промышленной продукции. На негосударственный сектор экономики приходится около 70% производимого валового внутреннего продукта.

Экономическое положение России осложняется продолже­нием кризисных процессов и дальнейшим спадом производства. Причинами этого являются слабое развитие нарождающихся рыночных регуляторов и административно-регулирующего ме­ханизма, нарушение хозяйственных связей, необеспеченность предприятий материальными ресурсами, финансовые трудности, вызванные платежеспособным кризисом, значительным износом основных фондов. Продолжается дальнейшее снижение объемов производства отраслей, выпускающих продукцию конечного на­значения. Так, удельный вес машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства за 1992 — 1997 гг. в ценах 1992 г. сократился с 20,5 до 16,1%, легкой — с 7,1 до 2,7%. В то же время значительно возрастает удельный вес топливно-энергетических и других материалоемких отраслей хозяйства.

Доля топливной промышленности за этот период увеличи­лась с 18,5 до 23,8%, электроэнергетики — с 6,4 до 8,9%, черной металлургии — с 8,2 до 10,5%, цветной металлургии — с 8,6 до 11,2%.

Для экономики России до настоящего времени характерен ресурсоемкий тип развития с низкой долей необходимого и прибавочного продукта.

Промышленность — важная составная часть единого хозяй­ственного комплекса Российской Федерации. На ее долю при­водится 1/4 валового внутреннего продукта. Ведущая роль про­мышленности в экономике России определяется прежде всего тем, что, снабжая все отрасли народного хозяйства орудиями труда и новыми материалами, она служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного вос­производства в целом. Среди других отраслей хозяйства про­мышленность выделяется комплексирующими и районообразующими функциями.

Темпы роста, уровень развития и структура промышленности — важнейшие показатели не только количественной, но и качест­венной характеристики народного хозяйства и жизненного уровня населения. От степени развития индустрии зависят тех­нический уровень производства, структура хозяйства, террито­риальная организация. За годы Советской власти опережающее развитие отраслей тяжелой индустрии определило уровень эко­номического и военного потенциала страны. Тяжелая индустрия была ориентирована на развитие военно-промышленного ком­плекса, а не на подъем экономики отраслей, производящих предметы потребления. Это привело к коренным изменениям в структуре промышленного производства. Удельный вес отраслей тяжелой индустрии достиг в 1997 году 2/3 объема промышлен­ного производства. За прошедшие годы реформ существенных изменений в отраслевой структуре промышленного комплекса не отмечается. Следовательно, промышленный спад в России носит структурный характер и ведет к дальнейшему утяжелению промышленного комплекса.

Промышленность России имеет сложную диверсифициро­ванную и многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии производительных сил, совершенствовании территори­ального разделения общественного труда, связанную с научно-техническим прогрессом.

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отрасле­вую структуру промышленности.

Отраслевая структура промышленности определяется многими общественными и экономическими факторами, основными из которых являются: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы. Наиболее существенным фактором, определяющим изменения отраслевой структуры про­мышленности, выступают научно-технический прогресс и его ос­новные направления — автоматизация и механизация производст­ва, совершенствование технологий, специализация и коопериро­вание производства. Изменение и совершенствование отраслевой структуры промышленности под воздействием научно-технического прогресса происходит непрерывно.

Промышленность в своем развитии прошла огромный путь. В настоящее время она насчитывает свыше 134 подотраслей. В действующей классификации промышленности выделены 11 комплексных отраслей.

Научно-технический прогресс оказал особенно большое влияние на отраслевую структуру машиностроения, где получи­ли развитие такие отрасли, как электроэнергетическая, приборо­строительная с подотраслями: производство средств вычисли­тельной техники, компьютеров, приборов контроля и регулиро­вания сложных технологических процессов, роботов и т.д. Соз­даны новые подотрасли в металлургической, химической и других отраслях промышленности. Возникли новые отрасли промышленности — микробиологическая, космическая и т.д.

Промышленность подразделяется на добывающую и обраба­тывающую. К добывающей промышленности относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сы­рья, а также с добычей морского зверя, уловом рыбы и других продуктов моря.

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, по­луфабрикатов и переработке продукции сельского хозяйства.

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют осно­ву тяжелой индустрии. За период экономических реформ происходят существенные изменения в структуре добывающих и обра­батывающих отраслей. Ориентация на развитие добывающих от­раслей промышленности привела к росту доли добывающих от­раслей с 17% в 1992 г. до 21,6% в 1997 г. и снижению доли отрас­лей, связанных с получением готового продукта до 78,4%.[5]

По прогнозам многих аналитических групп и международ­ных организаций, экономика страны находится в ожидании начала экономического роста. Однако этот процесс будет про­текать не во всех регионах и не на всех предприятиях одно­временно. Начало оживлению будет положено в регионах, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для инве­стиций, и на предприятиях, в наибольшей степени готовых к их приему и использованию. Признаки оживления проявляют­ся как по показателям роста объемов производства, объемов вложений в основной капитал, так и в изменениях структуры и объемов доходов населения, в росте объемов поставок и в оживлении товарооборота, а также в ряде тенденций развития финансовой сферы.

В 1997 г. впервые с 1989 г. отмечена положительная динамика объемов промышленного производства, возросших на 1,9% по сравнению с 1996 г. Подъем отмечается в отраслях с высокой добавленной стоимостью — машиностроении и металлообработ­ке, медицинской, полиграфической, химической, микробиоло­гической промышленности, а также в цветной металлургии. От­носительная стабилизация промышленного производства обу­словлена расширением выпуска продукции на малых и совмест­ных предприятиях. Вместе с тем, отмечается дальнейший спад производства на крупных и средних предприятиях, тринадцать регионов Российской Федерации за 1996 г. имели рост объемов промышленного производства на 10 — 29%, опережавший среднереспубликанский. К ним относят Тюменскую, Свердловскую, Самарскую области, Москву, Санкт-Петербург, республики Башкортостан и Татарстан и др. В то же время значительное па­дение объемов промышленного производства отмечалось в Мос­ковской, Нижегородской, Липецкой, Ярославской, Брянской, Тульской и других субъектах Федерации.

Банковский кризис, начавшийся в августе 1998 г., значительно углубил общий кризис экономики. Произошли обесценение всех видов потенциальных инвестиционных ресурсов, потеря предпри­ятиями большей части оборотных средств, сокращение спроса на продукцию, использующую импортное сырье и комплектующие в связи с обесценением рубля, ограничение доступа к иностранным кредитам, сокращение государственного спроса, усиление оттока капитала, сокращение бюджетных возможностей государства.

Разработанная Правительством РФ программа антикризисных мер, которая предусматривает изменение режима налогообложе­ния, государственные субсидии, процедуру банкротства, помощь банковской системе, социальные гарантии для населения, должна способствовать смягчению  негативных тенденций дальнейшего спада экономики России.

3. Особенности структурной политики России на современном этапе

 

Принятая Правительством Российской Федерации програм­ма социально-экономического развития должна способствовать изменению структурных соотношений в реальном секторе экономики, что предусматривает:

-         совершенствование организационной и управленческой структур;

-         улучшение технологической структуры материального производства путем обновления устаревших технологий и основных фондов;

-         изменение структуры промышленного производства за счет увеличения доли продукции с высокой степенью об­работки;

-         развитие инфраструктуры, в том числе таких важнейших отраслей промышленности, как транспорт и связь.

Главной целью промышленной политики является повыше­ние эффективности и конкурентоспособности промышленности России на внешнем и внутреннем рынках, которое неразрывно связано с подъемом экономики.

В соответствии с этой целью формируются стратегия и при­оритеты промышленной политики, построенные на следующих принципах:

-         Включение России в систему международного разделения труда за счет развития отраслей и предприятий, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.

-         Создание необходимых условий для развития отраслей и предприятий, ориентирующихся на выпуск новых товаров и ус­луг для существующих и новых рынков как внутренних, так и внешних.

-         Дальнейшее сокращение и конверсия предприятий воен­но-промышленного комплекса, а также сокращение производств и ликвидация предприятий в неперспективных отраслях на ос­нове общегосударственных, отраслевых и региональных про­грамм.

-         Унификация государственных стандартов РФ с междуна­родными стандартами и, в первую очередь, стандартами Евро­пейского союза.

Подход к развитию отраслей хозяйства будет существенно отличаться по их значимости. Так, в отношении отраслей добы­вающей промышленности — нефтяной, газовой, лесной, про­дукция которых пользуется большим спросом на мировом рын­ке, проводится, политика на их самостоятельное развитие на основе самофинансирования и на привлечение как отечествен­ных, так и иностранных инвесторов.

В отношении отраслей, располагающих большим научно-техническим потенциалом и способных производить конкурен­тоспособную продукцию для мирового и внутреннего рынка, но нуждающихся в государственной поддержке (к ним относят космическую промышленность, атомную промышленность, са­молетостроение, квантовую электронику, лазерную технику), государственное финансирование будет ограничиваться.

Методы промышленной политики для отраслей, характери­зующихся значительным техническим отставанием, но имеющих важное значение для внутреннего рынка (автомобилестроение, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая, пищевая промышленность, радиоэлектроника по отдельным направлениям) предусматривают установление защитных импортных тарифов, сертификацию импортируемой продукции, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.

По депрессивным отраслям промышленности (угольной, текстильной, автотракторной, оборонной) предусматривается реализация общегосударственных программ структурной перестройки.

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.

Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.[6]

Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.

Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.

Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;

2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;

3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

Создание в 2005—2007 гг. новой модели экономики и вы­ход на траекторию динамичного роста потребуют существен­ных изменений основных макроструктурных пропорций, а именно:

-         усиления ориентации производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта в его структуре. В бли­жайшие годы основным источником роста со стороны конеч­ного спроса станет увеличение доли отечественных товаров, а в дальнейшем производственные инвестиции;

-         разблокирования источников роста внутреннего спро­са, прежде всего — увеличения доходов и накоплений ре­ального сектора, "замороженных" в неплатежах и других неденежных формах хозяйственного оборота;

-         изменения структуры товарного производства в пользу обрабатывающей промышленности. При этом на разных эта­пах источниками роста станут, во-первых, отрасли потре­бительского комплекса, обеспечивающие предложение оте­чественных товаров; во-вторых, отрасли машиностроения, производящие инвестиционное оборудование; в-третьих, отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяю­щие обновлять оборудование на современном качественном уровне;

-         сбалансированного по отношению к динамике про­изводства и инфляции роста денежной массы с одновремен­ным изменением ее структуры в пользу средств на счетах предприятий. Основными факторами денежного обращения станут снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и денежных суррогатов, ужесточение требований к плате­жеспособности предприятий.

Качественно новый подход к развитию экономики тре­бует учета органической взаимосвязи роста потребления и инвестиций, достижения устойчивого баланса между фи­нансовой, производственной и ресурсной сферами при актив­ной роли государства.[7]

Ключевыми элементами экономической политики при этом выступают повышение эффективности управления собствен­никами, в первую очередь со стороны государства, создание финансово-кредитной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечение технической модернизации.

Необходимо обеспечить такие социально-экономичес­кие, организационные, нормативно-законодательные и пси­хологические условия на рынке, при которых ключевые субъекты хозяйствования связывали свои перспективы и стра­тегические интересы с расширенным воспроизводством и мо­дернизацией, с увеличением национального богатства и про­изводительного капитала, а не их перераспределением, как это происходит в последние годы.

Экономика страны как сложный народнохозяйственный комплекс может успешно развиваться, когда ее части и под­разделения (отрасли, виды производств, территории и т. д.) подчинены потребностям общества и органично функцио­нируют во взаимодействии друг с другом.

Согласованность разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается измене­ние темпов роста отдельных структурных подразделений с помощью перераспределения финансовых ресурсов, благо­даря которому создаются необходимые финансовые пред­посылки для осуществления структурных сдвигов в соот­ветствии с изменяющимися потребностями общества.

Практикум

Сравните отраслевую структуру промышленности советской экономики в 1989 году и российской экономики в 2003 году, приведенную в таблице.

Отрасли

Удельный вес отраслей в промышленности в 1989 году (%)

Удельный вес отраслей в промышленности в 2003 году (%)

Электроэнергетика и топливная промышленность

10,5

31,3

Черная и цветная промышленность

9,2

16,7

Химическая и лесная промышленность

11,2

10,4

Машиностроение

29,3

20,2

Промышленность стройматериалов

3,8

3,1

Легкая промышленность

13,9

1,4

Пищевая промышленность

14,7

13,6

Другие отрасли

7,4

3,3

Вся промышленность

100

100

Рассчитайте долю тяжелой и легкой, а также долю обрабатывающей и добывающей промышленности в общем промышленном производстве в эти годы. Чем вы объясните произошедшие за эти годы изменения? Отраслевая структура 1989 или 2003 года наиболее соответствует современным структурным сдвигам?

Решение

Отрасли

Удельный вес отраслей в промышленности в 1989 году (%)

Удельный вес отраслей в промышленности в 2003 году (%)

Тяжелая промышленность

64,0

81,7

Легкая промышленность

36,0

18,3

Обрабатывающая промышленность

80,3

52,0

Добывающая промышленность

19,7

48,0

Доля тяжелой промышленности увеличилась, что говорит об утяжелении промышленного комплекса.

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии. За период экономических реформ происходят существенные изменения в структуре добывающих и обрабатывающих отраслей. Возрастает удельный вес топливно-энергетических и других материалоемких отраслей хозяйства.

Для экономики России до настоящего времени характерен ресурсоемкий тип развития.

Заключение

Важнейшими мерами, которые следовало бы сейчас осуществить в рамках новой инвестиционно-структурной политики, нацеленной на возобновление экономического роста, представляются следующие. Во-первых, опираясь на зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направленные в реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере, особенно в промышленности. Лиц, имеющих доходы выше определенного установленного уровня, обязывали вкладывать «излишние» деньги в акции или государственные ценные бумаги.

Во-вторых, государство должно осуществить специальный комплекс мер, направленных на побуждение приватизированных предприятий реального сектора к инвестициям. Уклонение от последних значительной части этих предприятий, а значит  и развития ими собственного производства, является, по моему убеждению, одной из главных причин нынешнего инвестиционного и общеэкономического кризиса. В числе указанных мер центральными могли бы стать общегосударственные программы «Реструктурирование предприятий» и «Эффективный проект». Функция первой из них в том, чтобы побудить основную массу российских предприятий к разработке и реализации планов перспективного развития, предусматривающих коренную организационную и техническую перестройку (реструктурирование) предприятий. По своему охвату последняя может быть полной, заключающейся в системном преобразовании основных звеньев деятельности предприятия (организации управлении, материально-технической базы, выпускаемой, продукции), либо частичной, состоящей в качественном преобразовании хотя бы одного из таких звеньев. Приватизированные и акционированные предприятия участвуют в этой программе добровольно. Вместе с тем государство может понуждать отдельные, наиболее важные для страны предприятия в участию в ней через механизм банкротства, одной из главных процедур которого является реорганизация, осуществляемая с помощью внешнего управления и санации.

Государство должно оказывать участникам программы определенную организационную и финансовую поддержку, в частности путем создания необходимых структур, формирования специальных фондов реструктуризации, привлечения к программе ресурсов финансового сектора, инвестиций, предоставляемых России кредитов, и т.п. Задача другой программы — «Эффективный проект» — состоит в том, чтобы инициировать инвестиционный процесс с помощью множества проектов  капиталовложений с быстрой окупаемостью.

 

 

 

 

 

Литература

1.      Березинская О., Миронов В. Отечественный нефтегазовый комплекс: динамика конкурентоспособности и перспективы финансирования // Вопросы экономики. -2006г. -№6.

2.      Большой экономический  словарь. - М.: Правовая  культура, 1998 г.

3.      Глазьев С.  Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики, №1, 1997 г.

4.      Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т.1: Пер. с 13-го англ. Изд.- М.: ИНФРА-М., 2000.

5.      Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. –М.: ЮНИТИ, 2000.

6.      Общая экономическая теория. // Под ред. Баликоева В.З.- М.,1999.

7.      Свириденко В. В ожидании иностранных капиталовложений // Экономика и жизнь 1998.- № 13.

8.      Смирнов В. К задействованию внебюджетных источников финансирования // Российский экономический журнал.- 1997.- №5-6.

9.      Студенцов В. Общецивилизаионный и формационный подходы: скептический взгляд. // МэиМО, 1991, №6.

10. Узяков М.Н. О перспективах экономического роста в России // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4.

11.  Экономика: Учебник. / Под ред. А.С.Булатова. –М.: Экономист, 2005.

12. Яременко Ю.В. Экономический рост. Структурная политика // Проблемы прогнозирования. 2001. № 1.

13. Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики. –М., Ирбис, 2004.


[1] Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. –М.: ЮНИТИ, 2000. –С.112.

[2] Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики. –М., Ирбис, 2004. –С.167.

[3]  www.gks - официальный сайт федеральной службы государственной статистики.

[4] Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики. –М., Ирбис, 2004. –С.172.

[5] Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. –М.: ЮНИТИ, 2000. –С.126.

[6] Экономика: Учебник. / Под ред. А.С.Булатова. –М.: Экономистъ, 2005. –С.651.

[7] Узяков М.Н. О перспективах экономического роста в России // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4.