Содержание

Введение. 3

Глава 1. Практический аудит, основные понятия, особенности аудита  формирования расходов  на продажу  на предприятии. 5

1.1. Теоретический характер, информативное и оперативное значение практического аудита и аудита расходов на продажу. 5

1.2. Нормативное обеспечение аудита расходов на продажу. 15

Глава 2. Этапы направления аудиторской проверки расходов на продажу на ООО «Корнер-ТС». 20

2.1. Оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на ООО «Корнер-ТС». Контрольные процедуры. 20

2.2. Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете. Процедуры проверки оборотов и сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» на ООО «Корнер-ТС. 21

2.3. Проверка правильности формирования отчетных показателей. Процедуры проверки. 25

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 29

Приложение. 31

 

Введение

Аудиторские проверки необходимое условие эффективного развития рыночных отношений, способствующих стабилизации и росту отечественной экономики.  На предприятиях, не прошедших аудиторскую проверку, увеличивается риск нарушений бухгалтерского и налогового законодательства, влекущих за собой уменьшение поступлений налоговых платежей в бюджет. В ряде субъектов Российской федерации имеют место случаи банкротства предприятий, невыполнения ими своих обязательств перед акционерами, вкладчиками крупных хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке, но не осуществивших ее в отчетном году. В результате акционеры не могут получить информацию об истинных причинах спада производства и не имеют достоверной информации о банкротстве предприятий. Отсутствие аудиторского заключения у предприятий и организаций, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке, затрудняет выход этих экономических субъектов международный рынок, сдерживает приток инвестиций в российскую экономику.

Аудит приобретает в России системно-ориентированный подход, основанный на повышении эффективности системы управления предприятием, системы внутреннего контроля. Итоговая информация о результатах деятельности предприятия за определенный период в форме отчета о прибылях и убытках служит, с одной стороны, внутренним пользователям, которые управляют фирмой, а с другой, интересам заинтересованных внешних пользователей за пределами фирмы, нуждающимися в информации о фирме [12; с.6].

Организация и методика аудиторской проверки в аспекте рыночной экономики, адаптированной к российским условиям, нуждается в дальнейшем исследовании. Назрела необходимость тщательной научной практической разработки многих актуальных вопросов, связанных с организацией и планированием аудиторской проверки, с формированием аудиторских процедур по разделам аудита, в частности, исследования аудита финансовых результатов деятельности предприятия, имеющего важное значение для удовлетворения научных, экономических и социальных потребностей общества.

В России по проблемам формирования отчетности о финансовых результатах деятельности предприятия, организации аудиторской проверки и методики проведения аудита финансовых результатов в комплексе посвящено мало научных работ. Только отдельные аспекты данной проблемы исследованы отечественной наукой.

Много литературы по аудиту выходит за рубежом. В качестве научных предшественников среди зарубежных авторов можно назвать Э.А. Аренса [11], Рой Доджа, Дж.К. Лоббека [16]. Российские ученые в области аудита Ю.А. Данилевский [15], В.Ф. Палий, А.Д. Шеремет [20], В.И. Видяпин, П.В. Черноморд, П.И. Камышанов [17] в своих научных трудах достаточного глубоко осветили темы развития аудита в России, его актуальность в условиях рыночной экономики и формы аудиторской проверки.

Практические задачи аудита – улучшение финансового положение клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиентов. Задача ревизии – сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

Целью работы является изучение и системное представление о методике проведения аудиторской проверки расходов на продажу бухгалтерской отчетности коммерческой организации.

Задачи курсовой работы: рассмотреть систему организации аудита расходов на продажу, изучить технологию аудиторской проверки. Исследовать  аудит расходов на продажу на ООО «Корнер-ТС».

Глава 1. Практический аудит, основные понятия, особенности аудита  формирования расходов  на продажу  на предприятии.

1.1. Теоретический характер, информативное и оперативное значение практического аудита и аудита расходов на продажу.

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета (документов Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит существует уже давно, этот термин практикуется весьма многообразно. Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.

Характер аудита – предпринимательская деятельность. Характер ревизии – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений. Основа взаимоотношений аудита – добровольность, осуществление на основе договоров. Основа взаимоотношений при ревизии – принудительность, осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов. [15; c.145].

Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:

·        постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

·        составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

·        анализ финансово-хозяйственной деятельности;

·        оценка активов и пассивов экономического субъекта;

·        консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;

·        обучение;

Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

По результатам аудиторской проверки составляется отчетный документ, который может иметь разные документальные формы – аудиторская справка, аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки.

Результаты проверки независимо от названия документа подписываются руководителем структурного подразделения и бухгалтером, обслуживающим подразделение. К документу дополнительно прилагаются промежуточные аудиторские справки специалистов, принимавших участие в комплексной документальной проверке.

         В соответствии с аудиторским стандартом аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.

Вводная часть аудиторского заключения содержит: название документа в целом, дату и место составления, основание проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей), проведение проверки, фамилии, имена и отчества лиц, принимавших участие в проверке, фамилии, имена и отчества должностных лиц, ответственных за деятельность подразделения, период проверки, какие вопросы были подвергнуты документальной и фактической проверке.

Аналитическая часть адресуется должностному лицу, назначившему проверку и должна включать:  наименование подразделения, объекты аудита, изложение результатов проверки, общую оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском и оперативном учете, существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов, арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных нарушений; фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных последствий нарушений.

Итоговая часть аудиторского документа содержит оценку аудитора производственно-финансовой деятельности подразделения и ведения бухгалтерского учета, а также предложения по устранению выявленных нарушений, рекомендации подразделению по устранению недостатков до принятия решения  по проверке должностным лицом, назначившим проверку.

При изложении своего мнения аудитор должен соблюдать строгую объективность, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок деятельности отдельных лиц или проверяемого подразделения и записывать обвинительные формулировки. Замечания о недостатках и нарушениях, полученных из устных или письменных заявлений отдельных лиц, в отчет включать нельзя. Каждый отраженный в нем факт должен быть всесторонне проверен аудитором. Если руководитель подразделения или другое должностное лицо подразделения имеет возражения или замечания по материалам проведенной проверки, он должен подписать документ о проверки и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. К заключительному документу о проверке прилагаются также объяснения других должностных лиц проверяемого подразделения, непосредственно осуществляющие хозяйствующие операции, по мнению аудитора, выполненных с нарушением действующих нормативно-правовых актов.

В тех случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению выявленных нарушений, составляются промежуточные аудиторские отчетные документы, направляемые руководителю, назначившему проверку, с последующим включением этих сведений в общий документ о проверке.

Промежуточные отчетные документы аудитора составляются непосредственно в ходе аудиторской проверки на тех участках работы предприятия, где вскрыты наиболее значимые нарушения, требующие немедленного принятия мер, и подписываются проверяющими и должностными лицами подразделения.

Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначен­ный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и со­держащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствия порядка ведения его бухгал­терского учета законодательству Российской Федерации.

Заключение аудиторской организации по результатам проверки годо­вой отчетности является неотъемлемым элементом годовой бухгалтер­ской отчетности для предприятий, подлежащих в соответствии с дейст­вующим законодательством обязательному аудиту.

Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчет­ности», [12, с. 266 – 281].

По результатам проведенного аудита бухгалтер­ской отчетности предприятия выражается мнение аудитора о достоверности этой отчетности в одной из следующих форм.

Аудит расходов на продажу.

В процессе сбыта продукции, т.е. при ее отгрузке и передаче покупателям, возникают расходы на продажу. Они относятся к расходам по обычным видам деятельности и возмещаются покупателями. Расходы на продажу в сумме с производственной себестоимостью образуют полную фактическую себестоимость продукции. Полная себестоимость продукции рассчитывается при составлении отчетных калькуляций.

В бухгалтерском учете к расходам на продажу относятся все фактические затраты по отгрузке и сбыту продукции, в том числе расходы, связанные с погрузкой в транспортные средства, упаковкой, хранением, транспортировкой продукции до пункта, обусловленного договором (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию); оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций; рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату; другие расходы, связанные с продажей продукции.

Расходы по содержанию складских помещений готовой продукции, по начислению оплаты труда работникам складов и связанных с этим начислений по единому социальному налогу к расходам на продажу не относятся, а включаются в состав общехозяйственных расходов.

Группировка расходов на продажу по статьям калькуляции. Расходы на продажу продукции в бухгалтерском учете группируются по статьям аналитического учета. На крупных предприятиях обычно применяется следующая номенклатура статей:

"Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции";

"Расходы на транспортировку продукции";

"Комиссионные сборы";

"Прочие расходы по сбыту".

По статье "Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции" отражается стоимость услуг вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковке продукции, стоимость покупной тары, услуг сторонних организаций по затариванию и упаковке изделий на складе. При затаривании изделий в производственных цехах стоимость тары не включается в расходы на продажу. В этом случае она отражается в производственной себестоимости продукции по соответствующим калькуляционным статьям (сырье и материалы, основная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование и др.). Если тара изготовляется заранее, то на нее составляется калькуляция, и в производственную себестоимость продукции она включается комплексной статьей.

На статью "Расходы на транспортировку продукции" относят расходы по доставке на станцию или пристань (порт) отправления продукции, обусловленные договором, по погрузке ее в вагоны, суда, автомобили или другие транспортные средства, а также расходы по разгрузке продукции в месте назначения в соответствии с договором поставки.

По статье "Комиссионные сборы" показывается оплата услуг специализированных транспортно - экспедиционных контор, банков по осуществлению торгово - комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций.

К статье "Прочие расходы по сбыту" относятся: расходы на специальные анализы (например, на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях), производимые при отпуске продукции; расходы на рекламу; стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с договором покупателям бесплатно; другие расходы по сбыту, не вошедшие в предыдущие статьи.

На некоторых предприятиях применяется иная группировка расходов по сбыту продукции. Например, в издательствах отсутствует статья "Комиссионные сборы", а расходы на рекламу выделены в самостоятельную статью; в состав прочих расходов по сбыту включается стоимость обязательных бесплатных экземпляров периодических печатных изданий, направляемых учредителю, в Минпечати России, Российскую книжную палату и др., что предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (с изменениями и дополнениями).

Все перечисленные выше расходы по сбыту продукции учитываются на счете 44 "Расходы на продажу", по дебету которого отражаются расходы, сгруппированные в аналитическом учете по статьям, по кредиту - их списание на проданную продукцию. В зависимости от принятой на предприятии учетной политики расходы на продажу могут списываться на проданную продукцию в полной сумме или распределяться между проданной и непроданной продукцией.

Учет расходов на продажу осуществляется в ведомости по аналитическим статьям. Ведомость заполняется на основе первичных документов (лимитно - заборных карт, требований - накладных, актов приемки выполненных работ, нарядов на сдельную работу и др.) и ведомостей распределения издержек обращенияпо их направлениям. В условиях компьютерного учета составляется ведомость учета расходов на продажу по особой форме см. Приложение (табл. 1).

Немало проблем у бухгалтеров торговых предприятий вызывает правильность распределения и классификации затрат: на себестоимость товаров либо к расходам на продажу. Учитывая распространение в последнее время крупных торговых сетей, которые выдвигают особые требования к поставщикам товаров (в части возложения на них ряда расходов), часто встают вопросы о правомерности признания в налоговом учете торговых организаций таких расходов, как «взносы за право поставки товаров», или «взнос на открытие магазина», или «плата за введение в ассортимент новых позиций товаров», а также вопросы учета скидок, бонусов, вознаграждений за покупки товаров и т.п. Принимая во внимание недостаточно четкие формулировки налогового законодательства в части перечня расходов, а также противоположные мнения официальных органов по этим вопросам, высказываемым в письмах и ответах на частные запросы, бухгалтеру зачастую сложно определиться с тем, как учитывать и расценивать подобные затраты.

Нередко возникают проблемы с надлежащим оформлением тех или иных расходов на продажу товаров, например, расходов на хранение товаров, доработку или упаковку товаров, если эти услуги оказываются сторонними организациями.

Задача аудита на данном этапе проверки - выявить все нарушения, проблемные и спорные места в учете расходов  и дать обоснованные рекомендацию по признанию издержек обращенияв бухгалтерском и налоговом учете [14; с.96].

Рассмотрим основные положения аудита расходов на продажу:

1. Аудит  расходов  на продажу  в разрезе статей затрат. Документальное оформление.

Прежде всего, объектами аудита являются оправдательные документы, которые согласно п. 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Также наличие правильно оформленных первичных документов важно и с точки зрения подтверждения квалификации издержек обращениякак налоговых, руководствуясь статьей 252 НК РФ.

Аудиторы проверяют:

- соответствие применяемых в организации форм первичной документации унифицированным формам, утвержденным на законодательном уровне; - наличие в документах, не являющихся унифицированными (типовыми), обязательных реквизитов;

- правильность заполнения обязательных реквизитов в документах; - наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

- правильность внесения исправлений в документы и наличие в них незаверенных подчисток и помарок;

- правильность отражения документов в учетных регистрах.

В ходе проведения аудита изучаются и исследуются документы, подтверждающие осуществление торговой организацией расходов, а также оценивается их экономическая обоснованность и целесообразность по следующим направлениям: - материальные расходы: учет расходов на организацию торговли и содержание складского хозяйства;

- расходы на оплату труда: наличие трудовых контрактов и (или) коллективного договора с работниками, правомерность и обоснованность начисления премий и других вознаграждений по результатам работы, компенсаций;

- оформление документов по расчету и выплате заработной платы; - прочие расходы: аренда производственных, офисных и складских помещений, расходы на услуги связи, расходы на обучение работников и т.п.

При изучении первичных документов также (что касается практики нашей компании) проводится юридическая экспертиза договоров на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров; изучаются регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность, регистры налогового учета в части учета расходов; анализируется порядок распределения и списания расходов и его соответствие методу, установленному учетной политикой.

2. Отраслевые особенности формирования затрат.

Ведение организацией торговой деятельности, безусловно, приводит и к определенной специфике расходов, свойственной этой отрасли. Так, в составе расходов большинства торговых компаний существенно место занимают: - транспортные расходы, осуществляемые в процессе приобретения и реализации товаров.

Аудиторы с особой тщательностью изучают и оценивают документы, подтверждающие такие расходы, а также проверяют правомерность «транспортной» составляющей в продажной цене товара в зависимости от базисных условий поставки в договорах с поставщиками или покупателями;

- расходы на предторговую подготовку товара;

- расходы на рекламу, маркетинговые исследования и продвижение товаров[18; c.85].

Прежде всего, изучаются документы, подтверждающие связь расходов с торговой деятельностью предприятия, текущий характер расходов, полноту документов (наличие актов на оказанные услуги, отчетов по маркетинговым исследованиям, образцов рекламной продукции).

Заметим, что в зависимости от целей, которые преследует организация, состав маркетинговых расходов может быть разным. К ним можно отнести: расходы на исследование конъюнктуры рынка; сбор информации, связанной с реализацией товаров; предоставление различных видов скидок и т.д. Все эти цели, а также проводимые для их достижения мероприятия организации целесообразно оформлять одним организационно-распорядительным документом – «Положением о маркетинговой политике организации», разработка которого позволяет документально оформить и экономически обосновать маркетинговые расходы.

Следует заметить, что многие организации не считают нужным принимать такой документ, что может сыграть отрицательную роль и привести к дополнительным объяснениям с налоговыми органами при проводимых ими проверках.

- расходы на хранение и складирование товаров (прежде всего, сторонними организациями).

В учете таких расходов выявляется наибольшее количество нарушений в части составления и оформления документов, подтверждающих расходы. Как правило, не оформляются акты приемки-передачи товаров на хранение и обратно по унифицированным формам, в актах не указывается место и период хранения товаров.

Задача аудитора состоит в том, чтобы оценить достаточность или недостаточность, а также правильность документального оформления таких расходов, их направленность на получение доходов, целесообразность несения расходов с учетом масштабов деятельности предприятия.

Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

 

1.2. Нормативное обеспечение аудита расходов на продажу.

Важнейшим условием нормального функционирования аудита является создание оптимальной законодательной базы деятельности. Российский аудит сегодня находится в стадии становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это касает­ся государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенст­вования системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы аудиторских организаций, международного сотрудничества.

Действующая в России система нормативного регулирования аудитор­ской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень - Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

Второй уровень - Постановления Правительства РФ, нормативные пра­вовые акты уполномоченного федерального органа государственного регу­лирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Третий уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разра­батываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпрети­руемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, фи­нансов и по специальным аудиторским заданиям.

Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, под­готавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) ауди­торской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских про­цедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обес­печивают единый подход к проведению проверок и контролю их результа­тов в данной аудиторской организации [12; с. 47].

Аудиторская проверка должна начаться с проверки всех первичных документов, подтверждающих факт выполнения рекламных работ либо услуг. 

Налоговым законодательством под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

В соответствии с бухгалтерским законодательством все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации (п. 12 и 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).  Форматы бланков, указанные в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

Если  форма документа не предусмотрена в этих альбомах, то форма документа утверждается организацией. Такой документ  должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п.2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете":

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Аудитор проверяет правильность включения издержек обращенияна продажу в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов. Группировка расходов на продажу может не совпадать на разных предприятиях. Особенно отличаются ведение расходов на предприятиях ведущих промышленную, производственную деятельность от предприятий сферы СМИ.

Например, в издательствах отсутствует статья "Комиссионные сборы", а расходы на рекламу выделены в самостоятельную статью; в состав прочих расходов по сбыту включается стоимость обязательных бесплатных экземпляров периодических печатных изданий, направляемых учредителю, в Минпечати России, Российскую книжную палату и др., что предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (с изменениями и дополнениями).

Бухгалтерское законодательство не содержит определения рекламы и рекламных услуг, а также их перечня. Поэтому в бухгалтерском учете при квалификации расходов в качестве рекламных следует руководствоваться определением рекламы, данным в Федеральном законе «О рекламе».

В состав расходов на рекламу в соответствии с действующим специальным и налоговым законодательством включаются:

-  вклад спонсора, расходы: по контррекламе; по рекламным услугам в справочном телефонном обслуживании; на получение разрешений федерального органа, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи, на распространение рекламы на почтовых отправлениях; на получение разрешения на распространение наружной рекламы (Федеральный закон «О рекламе»);

- расходы: на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, частично или полностью потерявших свои первоначальные качества при экспонировании, - закрытый ненормируемый в целях налогообложения перечень (п. 4 ст. 264 НК РФ);

- расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, и на прочие виды рекламы - открытый нормируемый перечень расходов (п. 4 ст. 264 НК РФ).

К прочим видам рекламы могут относиться расходы на:

- разработку и издание рекламных изделий (каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, рекламных писем и открыток и т.д.) для непосредственного вручения клиенту или отправке их по почте;

- разработку эскизов, издание и распространение (в частности, при реализации своей продукции) рекламных иллюстрированных прейскурантов цен, фирменных этикеток;

- хранение и экспедирование рекламных материалов.

Определение представительских расходов в бухгалтерском учете также отсутствует, но оно содержится в налоговом законодательстве (п. 2 ст. 264 НКРФ). В данной статье приведен и перечень представительских расходов, который является для целей налогообложения по налогу на прибыль закрытым. К представительским расходам в налоговом учете относятся расходы на:

- проведение приема (завтрака, обеда или иного такого же мероприятия для указанных лиц, а также официальных лиц налогоплательщика, которые участвуют в переговорах);

-доставку лиц на транспорте к месту проведения представительского мероприятия и обратно;

-  буфетное обслуживание во время переговоров;

- оплату услуг переводчиков, которые не состоят в штате, по обеспечению перевода во время проведения этих мероприятий.

Для целей налогообложения не относятся к представительским расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

В бухгалтерском учете все суммы расходов, которые организация связывает с затратами на представительские нужду, должны быть отнесены на счет 44 «Расходы на продажу», так как нормы НК РФ применяются исключительно для целей налогообложения. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» представительские расходы формируют расходы по обычным видам деятельности [16; c.88].

Собранные в течение месяца расходы на продажу подлежат списанию в конце месяца. В соот­ветствии с действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99 «Расходы организации», Инструкция по применению Плана счетов) списание расходов на продажу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, может осуществляться по одному из двух вариантов:

1) по истечении отчетного периода расходы на продажу полностью списываются в дебет счета 90 «Продажи»;

2) по истечении отчетного периода расходы на продажу (в части расходов на упаковку и транспортировку) подлежат частичному списанию в дебет счета 90 «Продажи». Все остальные расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг), ежемесячно относятся в полной сумме на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Глава 2. Этапы направления аудиторской проверки расходов на продажу на ООО «Корнер-ТС».

2.1. Оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на ООО «Корнер-ТС». Контроль­ные процедуры.

Цель аудита учета расходов на продажу — установление обоснован­ности формирования и правильности учета издержек обращения. Задачами проверки учета расходов на продажу являются:

—  оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, вариан­та сводного учета затрат,

—  подтверждение достоверности оформления и отражения в учете расходов на продажу;

—  подтверждение правильности включения в себестоимость отдельных видов расходов, в том числе нормируемых;

—  арифметический контроль показателей себестоимости по данным ,    сводного учета.

Источниками информации для проведения аудита учета расходов на продажу продукции являются учетные регистры аналитического и синтети­ческого учета: карточки (ведомости) по заказам; разработочные таблицы (по распределению заработной платы, отчислений на социальные нуж­ды, амортизации основных средств,); листки-расшифровки, справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) по инвентаризации неза­вершенного производства; ведомость сводного учета расходов на продажу; журналы-ордера, машинограммы по счету 44., Главная книга и др.

Аудиторская проверка производственных издержек обращения является довольно тру­доемким процессом, требующим от аудитора знания помимо множества нормативных и инструктивных материалов также и особенностей исчис­ления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах хозяйствен­ной деятельности. Поэтому до начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. Ему следует также проанализировать силь­ные и слабые стороны внутреннего контроля процесса производства и затрат. Для этого целесообразно использовать специальный вопросник (табл.1).

Таблица 1

Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и

бухгалтерского учета расходов на продажу

ii/ii

Содержание вопроса

или объект

исследования

Содержание ответа

(результат проверки)

Ответ

Выводы и

решения аудитора

 

1

2

3

4

5

 

А. Внутренний контроль

 

1

Проверяются ли требования на материалы и табели учета рабочего времени после их подготовки специалистами

подразделений?

Осуществляется еже-

месячный  выборочный   контроль   но

подразделениям

У.

Контроль удовлетворительный

 

2

Производится    ли

предварительная нумерация  накладных,

лимитно-заборных

карт, нарядов и др. и

используется ли она

для выявления отсутствующих или фиктивных документов?

Документы  предварительно не нумеруются, их регистрация

производится в момент выписки

у2

Существует вероятность пропуска номеров   и   наличия

фиктивных документов. Необходимо

провести

выборочную проверку

документов

 

3

Проверяется ли соответствие данных первичных

 документов

на отпуск материалов

учету труда и отчетов?

Выборочно, один раз

в квартал

у2

Имеется вероятность

ошибок и расхождений. Следует провести    выборочную

проверку

 

4

Установлены ли

нормативные издержки обращения и как регулярно осуществляется их

пересмотр?

Нормы издержек

Обращения установлены,  пересматриваются один раз в

полугодие

Уз

Контроль удовлетворительный

 

5

Соблюдается ли график

документооборота по учету издержек обращения на

производство?

Первичные документы  по учету затрат

сдаются  в бухгалтерию часто с опозданием 1 месяц

У2

Имеется    вероятность искажения периодической отчетности из-за отсутствия данных

 

Б. Система учета

 

8

Правильно ли классифицируются затраты по элементам и по

статьям калькуляции?

Применяемая  классификация издержек

Обращения соответствует особенностям торговли

.У.

Удовлетворительная

база для

 организации учета затрат

 

9

Соответствует ли вы-

бранный метод учета

издержек обращения особенностям

торгового процесса и  как

соблюдается  он  на

практике?

В учетной политике нет выбранного ответа

у2

Высока вероятность

ошибок при исчислении себестоимости отдельных заказов

 

10

Обеспечивает     ли

применяемая  методика учета нормируемых   расходов   их

правильное  налогообложение?

Нормируемые расходы   отражаются   на

счетах общей суммой

У,

Велика вероятность

ошибок при налогообложении. Следует

проверить налоговые расчеты

12

Установлены ли  и

как соблюдаются методы списания обще-

производственных и

общехозяйственных

расходов?

Способы выбраны и

соблюдаются

Уз

Вероятность ошибок при распределении указанных рас-

ходов невысока

15

Отвечает ли учет за-

трат принципу «временной  определенности фактов»?

Данный  принцип  в

учете издержек обращения соблюдается

У;

Вероятность ошибок невелика

16

С какой периодичностью сверяются данные аналитического и синтетического учета

издержек обращения? (и т. д.)

Ежеквартально

у2

Велика вероятность

искажения помесячных данных

По результатам тестирования формируется программа проверки расходов на продажу (табл. 2).

Таблица 2

 Программа аудиторской проверки расходов на продажу

Перечень процедур

Источники информации

 

1

2

3

 

1

Проверка данных регистров учета расходов на продажу и сверка их со счетами Главной книги

Журналы-ордера,   машинограммы, Главная книга

 

2

Анализ состава и обоснованности отнесения отдельных видов расходов на себестоимость продукции

Карточки  по заказам, требования, табели учета рабочего времени, ма­шинограммы

3

Оценка соблюдения выбранного метода учета расходов на продажу

Учетная политика, машинограммы, расчеты

4

Проверка правильности разграниче­ния издержек обращения по от­четным периодам

Карточки по заказам, требования, табели учета рабочего времени, ма­шинограммы

5

Изучение данных инвентаризации незавершенного производства и сравнение ее результатов с данны­ми аналитического учета. Проведе­ние инвентаризации (при необхо­димости)

Инвентаризационные описи, жур­налы-ордера, машинограммы

6

Подсчет и сверка данных аналити­ческого учета расходов на продажу с данными учетных регистров

Карточки  по заказам,  ведомости распределения расходов, журналы-ордера, машинограммы

7

Проверка правильности исчисления себестоимости продукции

Карточки по заказам, разработочные таблицы, ведомость сводного учета расходов на продажу,  машино­граммы

На основе изучения учетной политики и особенностей на предприятии аудитор выясняет обоснованность применяемого на практи­ке метода учета издержек обращения. При этом он должен помнить, В процессе проверки следует убедится в провельности расчетов и бухгалтерских записей. Практика показывает, что распределение издержек обращения на реализованные товары и на их остаток производится только по транспортным расходам, игнорируя затраты по процентов за кредит. Тем самым завышая себестоимость проданных товаров и занижая прибыль. Кроме того, выявляются факторы неправильного отражения в отчетности издержек на остаток товаров.

В конце года затраты, приходящиеся на реа­лизованные товары ( сальдо ) за вычетом расходов по завозу, и некоторых других расходов, относящихся к остатку товаров, которые остаются как остаток на счете 44) списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». При составлении месячных и квартальных отчетов сальдо по счету 44 (также за исключением расходов по завозу, и других затрат относящихся к остатку товаров) использу­ется для определения расчетным порядком (без составления бухгалтерских проводок) суммы чистой прибыли.

Расходы относятся в дебет счета 44, как прави­ло, в том месяце, в котором они фактически произведены. Если оплата была произведена предварительно за следующие меся­цы, то для выявления реального финансового результата за от­четный период уплаченные суммы относят на счет 97 «Расходы будущих периодов». С этого счета такие суммы списывают ежемесячно на счет 44 исходя из сроков погашения этих затрат. Такой порядок применяется, например, при учете уплачиваемой авансом арендной платы, оплаты за пользование телефоном и т. д.

1. ООО «Корнер-ТС», осуществляет строительство. На ООО «Корнер-ТС» имеется рабочий план счетов, разработанный организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению и содержащим синтетические и аналити­ческие счета.

Система бухгалтерского учета на предприятия построена на основании общепринятых принципов

Осуществляет бухгалтерский учет специализированное структурное подразделение – бухгалтерия. Бухгалтерия включает в себя три группы:

1.                          Расчетная группа

2.                          Материальная группа

3.                          Группа планирования и нормирования

Во главе каждой группы находится старший бухгалтер, который в свою очередь подчиняется главному бухгалтеру.

Система ведения бухгалтерского учета на предприятии основана на ведении автоматизированного учета информации при помощи программного продукта «1С- бухгалтерия».

Система внутреннего контроля (внутренний аудит) – это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу) в установлении законности проводимых работниками хозяйственных операций и их экономической целесообразности для предприятия, в соблюдении установленного порядка ведения бухгалтерского учета

Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации. Он помогает организации, достичь, поставленные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроля и системы корпоративного управления.

Стоит заметить, что организация, цели, роль и функции  внутреннего аудита, определяются руководством и (или) собственником экономического субъекта в зависимости от организационно-правовой формы и сложившейся системы управления, содержания и специфики деятельности, объемов финансово-экономической деятельности и состояния внутреннего контроля.

Целями организации системы внутреннего контроля на . ООО «Корнер-ТС»» являются:

- осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия включая рентабельность и защищенность от убытков;

-  обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;

-  обеспечение сохранности имущества.

Для достижения вышеперечисленных целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение следующих задач:

- периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью головной организации и её филиалов;

- анализ хозяйственной и финансовой деятельности и оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля головной организации и её филиалов. Решение этой задачи позволяет повысить эффективность деятельности отдельных обособленных подразделений и всей организации в целом, что даст возможность в полной мере выполнить основную цель, поставленную перед службой внутреннего аудита;

- проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персонала головной организации и её филиалов;

- следить за тем, чтобы компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфалсифицированы;

- средства предприятия не должны быть незаконно присвоены или не эффективно использованы;

- внутренняя отчетность должна оперативно передаваться лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для её оптимального использования.

- научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву, и информационное обслуживание головной организации и её филиалов;

-                     консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий.

-                     взаимодействие с внешними аудиторами, представителями налоговых органов и других контролирующих органов.

Обобщая можно отметить, что системы внутреннего аудита не эффективна и её использование при проведении внешней аудиторской проверки не корректна.

2.2. Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете. Процедуры проверки оборотов и сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» на ООО «Корнер-ТС

1. Включение издержек обращенияв состав расходов на продажу производится в соответствии с действующими нормативными документами.

К расходам на продажу на ООО «Корнер-ТС» относятся, расходы:

•   на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции - это фактическая стоимость упаковочных материалов (бумаги, пакетов, клея, проволоки, опилок и пр.), тары (ящики, бочки и др.), используемых для упаковки товара, и стоимость услуг сторонних организаций по упаковке.

•  по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

• комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

•    по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;

•   на рекламу;

•     представительские;

•  другие аналогичные по назначению расходы.

Списание упаковочного материала соответствует правилам:

Процесс упаковки осуществляется после сдачи продукции на склад

 - в Д-т счета 44,

В I квартале 2002 года ООО «Корнер-ТС» провела рекламную кампанию.

На основании имеющихся первичных документов делаем вывод, что расходы организации составили:

- на телевизионную рекламу - 52000 руб. (в том числе НДС - 52000 -8500руб.);

- на установку рекламного щита - 7200 руб. (в том числе НДС - 1200  руб.);

- на распространение каталогов, брошюр и альбомов (прочие виды рекламы) - 176 000 руб. (в том числе НДС – 35 200 руб.).

Выручка организации за I квартал составила 5200 000 руб. (в том числе НДС - 867000руб  руб.).

Себестоимость строительных работ - 2 000 000 руб.

Данные расходы включены в расходы на рекламу в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», п. 4.ст.264 НК РФ.

В налоговом законодательстве (п. 2 ст. 264 НКРФ) приведен  перечень представительских расходов, который является для целей налогообложения по налогу на прибыль закрытым.

В 1 квартале 2002 г был проведен прием, который был отнесен к представительским расходам, что соответствует  налоговому законодательству.

Кроме того, в представительские расходы вошли:

•   доставка лиц на транспорте к месту проведения представительского мероприятия и обратно;

•   буфетное обслуживание во время переговоров;

Все суммы расходов, которые организация связывает с затратами на представительские нужду, были отнесены на счет 44 «Расходы на продажу», (нормы НК РФ применяются исключительно для целей налогообложения). Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» представительские расходы формируют расходы по обычным видам деятельности.

Делаем заключение, что все расходы на продажу, соответствуют Инструкции по применению Плана счетов, в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность

2.  Проверим правильность распределения расходов на продажу.

Собранные в течение месяца расходы на продажу на ООО «Корнер ТС» списываются в конце месяца. Списание расходов на продажу осуществляется по истечении отчетного периода в дебет счета 90 «Продажи», что соответствует  действующим нормативным документам по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99 «Расходы организации», Инструкция по применению Плана счетов).

3.  Проверим правильность составления бухгалтерских проводок по учету расходов на продажу (табл. 2).

Таблица 1.

Схема отражения на счетах бухгалтерского учета коммерческих расходов (расходов на продажу) на «ООО Корнер-ТС»

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма

Д-т

К-т

1. Списаны материалы, израсходованные на упаковку продукции на складе по фактической себестоимости

 44

10

20000

2. Начислена заработная плата за работы, связанные с продажей продукции (например, за упаковку продукции на складе)

44

70

90 000

3. Начислены суммы единого социального налога (взноса), а также страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

44

69,68

34000

4. Отражена стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету работ и услуг, связанных с продажей продукции: - на стоимость без НДС - на сумму НДС

44

19

60

153 000

28 400

5. Начислен налог на рекламу

91

68

10 975

6. Списаны в конце месяца расходы на продажу

90-2

44

332740

Вывод: бухгалтерские проводки по учету расходов на продажу составлены правильно.

4. Проверим правильность расчета и своевременность перечисления налога на рекламу, а также его отражение в бухгалтерском учете.

В регионе, где работает ООО «Корнер-ТС» взимается налог на рекламу по ставке 5 процентов. Для целей налогообложения организация учитывает выручку методом начисления.

Расходы на телерекламу и установку щитов учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме, затраты на прочие виды рекламы - только в сумме 43 500 руб.

((5200 000 руб. - 867000руб.) *1%).

Сумма сверхнормативных рекламных расходов составит:

176 000 руб. - 35200 руб. – 43 500 руб. = 97300 руб.

Эта сумма не уменьшает налогооблагаемую прибыль ООО «Корнер-ТС» за I квартал.

Проверим, что бухгалтером «Корнер-ТС» сделаны следующие записи:

Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу в пределах норм" Кредит 60

- 43 500 руб. (52000 -8500) - отражены расходы на телевизионную рекламу;

Дебет 19 Кредит 60

- 7 250 руб. - учтен НДС по расходам на телевизионную рекламу;

Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу в пределах норм" Кредит 60-

6 000 руб. (7200 -1200) - отражены расходы по установке рекламного щита;

Дебет 19 Кредит 60

- 1200  руб. - учтен НДС по расходам на установку рекламного щита;

Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу в пределах норм" Кредит 60

- 43 500  руб. - отражены расходы по прочим видам рекламы (в пределах норм);

Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу сверх норм" Кредит 60

- 97300  руб. - отражены расходы по прочим видам рекламы (сверх норм);

Дебет 19 Кредит 60

- 16220  руб. - учтен НДС по расходам на прочие виды рекламы;

Дебет 60 Кредит 51

- 235200 руб. (52000 + 7200 + 176 000) - оплачены рекламные расходы;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 9700 руб. (8 500 +1200) - принят к вычету НДС по телевизионной рекламе и расходам на установку щита;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 8700 руб. (43500 руб. х 20%) - принят к вычету НДС по расходам на прочие виды рекламы (в пределах норм);

Дебет 91-2 Кредит 19

- 19 460 руб. (97300 руб. х 20%) - списан НДС по расходам на прочие виды рекламы (сверх норм);

Дебет 62 Кредит 90-1

- 4 200 000 руб. - отражена выручка от реализации;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 867 000 руб. (5200 000 руб. х 16,67%) - начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 20

- 2 000 000 руб. - списана себестоимость строительных работ;

Дебет 90-2 Кредит 44 субсчет "Расходы на рекламу в пределах норм"

- 93000 руб. (43500 + 6000 + 43500) - списаны расходы на рекламу (в пределах норм);

Дебет 90-2 Кредит 44 субсчет "Расходы на рекламу сверх норм"

-97300 руб. - списаны расходы на рекламу (сверх норм);

Дебет 99 Кредит 90-9

- 2142700 руб. (5200 000 руб. - 867000руб - 2 000 000 - 93000 -97300 ) - определен финансовый результат.

Налог на рекламу должен быть начислен 31 марта 2002 года (Налог на рекламу начисляется по итогам прошедшего квартала).

Для этого бухгалтер сделал запись:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"

- 7340 руб. ((43500 руб. + 6000 руб. + 97300 руб.) * 5%) - начислен налог на рекламу.

2.3. Проверка правильности формирования отчетных показателей. Процедуры проверки

Данные синтетического учета соответствуют показателям бухгалтерской отчетности (формы №2)

В процессе проверки аудитор убедился в правильности расчетов и бухгалтерских записей. Практика показывает, что распределение издержек обращения на реализованные товары и на их остаток производится только по транспортным расходам, игнорируя затраты по процентов за кредит. Тем самым завышая себестоимость проданных товаров и занижая прибыль. Кроме того, выявляются факторы неправильного отражения в отчетности издержек на остаток товаров.

В конце года затраты, приходящиеся на реа­лизованные товары ( сальдо ) за вычетом расходов по завозу, и некоторых других расходов, относящихся к остатку товаров, которые остаются как остаток на счете 44) списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». При составлении месячных и квартальных отчетов сальдо по счету 44 (также за исключением расходов по завозу, и других затрат относящихся к остатку товаров) использу­ется для определения расчетным порядком (без составления бухгалтерских проводок) суммы чистой прибыли.

Расходы относятся в дебет счета 44, как прави­ло, в том месяце, в котором они фактически произведены. Если оплата была произведена предварительно за следующие меся­цы, то для выявления реального финансового результата за от­четный период уплаченные суммы относят на счет 97 «Расходы будущих периодов». С этого счета такие суммы списывают ежемесячно на счет 44 исходя из сроков погашения этих затрат. Такой порядок применяется при учете уплачиваемой авансом арендной платы, оплаты за пользование телефоном и т. д.

Заключение

Курсовая работа была посвящена изучению аудита,  как предмета, и проведению аудиторской проверки фактической отчетности ООО «Корнер-ТС» по  вопросу  расходов на продажу,  как практическому  применению  теоретических знаний.

В России независимая аудиторская деятельность нашла применение совсем недавно,  поэтому проведение аудита -  дело  новое,   но имеющее базой ревизию и контроль.

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ публичной  фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то лицами (аудиторами) или фирмой с целью определения  ее  достовер­ности,  полноты и реальности,  соответствия действующему  законода­тельству и требованиям,  предъявленным  к  ведению  бухгалтерского учета и состояния финансовой отчетности.

Различают аудит внешний и внутренний.  Внешний  проводится  по договору с аудитором.  Внутренний представляет собой  внутрихозяй­ственный контроль.  В соответствии с поставленными в курсовой  ра­боте задачами была осуществлена аудиторская проверка  расходов предприятия на продажу. Были осуществлены подтверждение и пересчет  отчетнос­тей и регистров учета,  в  которых  отражены расходы на продажу,  а также ее  анализ.   Результатом  проведенного аудита явились акт аудиторской проверки и аудиторское заключение,  в котором дана оценка достоверности,  полноты  и  реальности  расходов предприятия на продажу,  а также системе бухгалтерского  учета, принятой на предприятии.

    После проведения аудита в обязательном порядке должно быть составлено аудиторское заключение, в котором отражается результат проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также ошибки, выявленные в ходе аудита.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы служат материалом для составления аудиторского отчета и основанием для формирования мнения о достоверности отчетности, и поэтому должны быть отражены в рабочих документах аудитора, являющихся основой для составления аудиторского заключения. Сделанные в ходе проверки этих разделов замечания целесообразно использовать при подготовке аудиторского отчета экономическому субъекту.

На предприятии ООО «Корнер-ТС» была проведена аудиторская проверка расходов на продажу, которая показала, что бухгалтерский учет на предприятии в целом соответствует законодательным нормам, то есть выполняются принципы ведения бухгалтерской отчетности.

В ходе проверки были сверены данные, отраженные в отчетной форме №2 Отчет о прибылях и убытках по статье «Коммерческие расходы» (стр.030), с данными по главной книге (оборотного баланса).

Затраты, связанные с реализацией продукции совпали сданными, отраженными в журнале-ордере №11.

 Коммерческие расходы включают в себя расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции, по доставке продукции на станцию отправления, погрузки в вагоны, суда и другие транспортные средства, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям, рекламные расходы.

Расходы на продажу списываются правильно. Так в соответствии с планом счетов расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав коммерческих расходов, включаются в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем. Все остальные расходы на продажу не относятся на себестоимость работ, не реализованных на сторону.

Внутренний аудиторский контроль обеспечивает защиту и сохранность активов и учетных данных, точность, правильность, полноту и санкционированность отражения в учете хозяйственных операций, а также своевременную подготовку достоверной финансовой отчетности.

         Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося совершения какой-либо важной сделки. Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, на выбор альтернатив, на информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные или узкогрупповые цели. В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой может быть одной из, функций такого специалиста.

         Успех в организации и работе службы внутреннего аудита во многом будет зависеть от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю, то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией, а позиция самой службы в организационной структуре фирмы будет определяться по мере организационного развития управления, накопления финансового и кадрового потенциала.

Список использованной литературы

1.                Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2.                Гражданский кодекс Российской Федерации. (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г

3.                Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I, II (с изменениями и дополнениями). Официальный текст.— М.: ИКФ «Омега-Л», 2002. — 440 с.

4.                Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

5.                Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».

6.                Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. №43н).

7.                Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г.№32н).

8.                Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г.№33н).

9.                Указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности (утверждены Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н).

10.           План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его приминению (утверждены Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94

11.           Аренс Э.А., Лоббек Дж.К.Аудит. – М.:Финансы и статистика. 2003.

12.           Аудит Предприятия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия: Учебное пособие/Г.Б. Полисюк, Ю.Д. Кузьмина, Г.И. Суханова; М. «Экзамен», 2001 г. – 352 с.

13.           Аудиторская проверка. Практичесое пособие для бухгалтеров и аудиторов. /Ю.Б.Агеева, А.Б.Агеева, - М.: «Бератор-Пресс», 2003 – 159 с.

14.           «Аудиторская выборка» и практика работы аудиторов» / Савватеев В.В. Аудиторские ведомости № 4, 1998 г. С. 21-25

15.           Данилевский Ю.А. Аудит: организация и методика проведения. – М., 2002.

16.           Додж Рой. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита. – М.: Финансы и статистика, ЮНИТИ.2002.

17.           Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит. – М., 1999.

18.           Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета / А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский и др. / Под ред. А.С. Бакаева. — М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002. — 435 с.

19.           Постановление Правительства РФ «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий» от 29 января 2000 г. № 81.

20.           Шеремет А.Д., Суйц В.П.Аудит. –М.: Финансы и статистика. 1999.

21.           Яцюк А.В. Практический аудит: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2005. – 116 с.

Приложение

Таблица 2

Программа аудиторской проверки:

Код

(шифр)

Перечень направлений проверки и аудиторских процедур по разделам аудита

Источник информации

Связь аудиторских процедур с предпосылками

подготовки отчетности[*]

Раздел «Аудит расходов на продажу»

С

В

О

П

Ц

Т

Р

Область проверки «Расходы на продажу»

1.

Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете.

+

+

+

+

+

+

1.1.

Проверить правильность включения издержек обращенияв состав расходов на продажу в соответствии с действующими нормативными документами.

Инструкция по применению плана счетов.

Закон «О рекламе».

ПБУ 10/99

+

+

+

+

1.2.

Проверить правильность распределения расходов на продажу.

ПБУ 10/99, расходы организаии, инструкция по применению плана счетов

+

+

+

+

1.3.

Проверить правильность составления бухгалтерских проводок по учету расходов на продажу.

Главная книга, регистры бухгалтерского учета по счету 44, 90 и др.

+

+

+

+

2.

Проверка правильности формирования отчетных показателей.

регистры бухгалтерского учета по счету 44, 90 и др., формы отчетности (ф. №2)

+

+

+

Таблица 3

Ведомость по счету 44 "Расходы на продажу" за июнь 200__ г. руб.

Номер строки

Статья    расходов  

Кредитуемые счета                         

Итого

10    "Материалы"

23       "Вспомогательные производства"

43  "Готовая продукция"

60     "Расчеты с поставщиками и      подрядчиками"

70    "Расчеты с персоналом по оплате труда" 

и др.

Расходы на тару и упаковку    

Расходы на     транспортировку продукции     

  

Комиссионные   сборы         

Расходы на     рекламу       

 

Прочие расходы

  

Итого         

  


[*] С - существенность; В - возникновение; О - права и обязанности; П - полнота; Ц - оценка; Т-измерение; Р - раскрытие.