Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 8

Задание 3. 14

Задание 4. 19

Задание 5. 26

Список литературы.. 28

Задание 1

Ознакомьтесь с текстом законов Хаммурапи, царя Вавилона, правившего в 1792—1750 гг. до н. э. Обратите внимание на положения процессуального характера (ст. 1—5); рассмотрите регулирование имущественных отношений (ст. 6—126); решение семейных и наследственных проблемы (ст. 127—195); выделите статьи о защите личности (ст. 196—214); обратите внимание на статьи, регламентирующие ус­ловия найма (ст. 215—282).

1. Дайте краткую письменную характеристику Судебника Хаммурапи.

Законы Хаммурапи  представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

2.  Покажите как в Судебнике отразилась социально-классовая структура и социальное неравенство Вавилона. Отразите юридическое положение рабов.

Свободное население Вавилона было неоднородным. Рабовладельцев можно разделить на две группы: авилум и мушкену.

Авилум означает "муж" или "человек".

Мушкену по оккадски означает "мелкий люд".

Последняя категория рабовладельцев занимала более низкое положение по сравнению с авилум. Предположительно мушкену были выходцы из южных частей страны, "подданные" царя. Ряд ученых считает, что мушкену условно владел участком царской земли за службу или повинности.

а) Обладатель имущества илку обязан был лично выполнять военную службу в пользу Государства. В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст.26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3 поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.

б) Общинная собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности - "соседями" во временное пользование по жребию.

в) Частная собственность на землю. Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.

Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.

Рабы-вердум - составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности - это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет.

В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину.

Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.

3. Покажите систему преступлений и наказаний по Судебнику Хаммурапи. Перечислите важнейшие преступления (укажите статьи); составьте список наказаний (укажите статьи)

В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений:

а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24);

б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230);

в) изгнание преступника из данной местности или "из дома";

г) сохранение в ряде случаев принципа талиона "Равным за равное" (ст. ст. 196, 197).

За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:

смертная казнь (более чем в 30 случаях);

членовредительские наказания;

телесные наказания (удары плетью);

наложение знака бесчестил;

изгнание из родной местности или дома;

денежные взыскания;

увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.

Система преступлений содержит:

должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем);

ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);

преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол);

ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона;

похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14);

преступления против собственности:

а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью);

б) кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты - смертная казнь);

в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены);

г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь).

преступления против семьи и половые преступления:

а) нарушение супружеской верности;

б) половая связь с близкими родственниками (связь матери и сына наказать, отца с дочерью - изгнанием отца);

в) сын, ударивший отца, лишался руки.

Задание 2

Прочтите по Хрестоматии «Книгу законов Ману» и письменно ответьте на следующие вопросы:

Каково место и роль царя в индийском обществе?

Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного царя" (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей — охрана подданных (Законы Ману, VII, 2—3). "Защищая" народ, царь мог заставить его платить налог — бали (VII, 80 и др.). Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины, "приношения плодов" и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов (VII, 128, 129 и др.).

Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов (VIII, 1, 10). Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов (VIII, 27, 28), должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских земель (Артхашастра, II, 1, 2), строительство ирригационных сооружений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего, Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том числе и государство Маурьёв, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым богам". В Законах Ману (VII, 8) обожествляется скорее царская власть, а не -царь-человек, который может быть "глупым, жадным, необразованным" (VII, 30), "приверженным к порокам" (VII, 46). Лишь свободная воля индийских царей давала им, согласно дхармашастрам, возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый им народ. "От отсутствия смирения погибали многие цари вместе с достоянием, — предостерегали Законы Ману (7, 10), — благодаря смирению даже отшельники наследовали царство". Царю-человеку предписывается почитать брахманов, знающих веды (VII, 37), поступать по их совету.

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью (VII, 54—63, 81). Все царские чиновники, согласно Артхашастре, делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя — высшие сановники (мантрины, махаматры). Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган — мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Членство в мантрипари-шаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него иногда приглашались представители городов. Этот орган сохранял некоторую независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать самостоятельные решения.

Каково правовое положение отдельных варн по законам Ману?

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama  - кастовая система. Все население  делилось на четыре основные  группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Грубейшей  ошибкой  является   смешение  понятий “варна”  и “каста”. Этимологически  слово  “варна”  -  это  обозначение  цвета кожи. Существовало 3  варны.  Представители  всех трех  варн  назывались “дваждырожденными” - т.е.  к ним  применялся  обряд  “второго  рождения” - инициации.  Члены  этих  варн, очевидно,  являлись  потомками  индоевропейцев,  ранее  поработивших  Индостан  вместе  с  туземным  населением. Со  временем  деление  по цвету  кожи  утратило  свое  значение  в  связи  со  смешением  чистых  арийцев  и  местных  жителей.

  Примерно  со 2-го  века до Р.Х. и позже  распространилось кастовое  деление. “Jaty”  (в  переводе - “качество”)  - деление  общества  на  узкие  профессии. Количество  каст  не  подлежит  твердому  исчислению, т.к. слово “каста” по  большому  счету  просто  означало  профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии  изучали веды с 11 лет, совершеннолетие -  с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие -  с 24 лет.

  У женщин  совершеннолетие  наступало  с  момента  окончательного  полового  созревания - с  приобретением  способности  к  деторождению. Законы  Ману  устанавливали также и  верхнюю  границу  дееспособности (70 лет).

  Вторым критерием  принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

  Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни  можно было посвятить самому себе.

  Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

1. молиться

2. изучать веды

3. получать подарки.

  Кроме варн было  другое, более точное деление, учитывавшее  положение  человека в зависимости от  родителей, т.к. со временем  появилось много детей  от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

  Также необходимо заметить , что  юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые  не  были  отдельной  варной,  они  вообще  находились  вне  варновой   системы. Неприкасаемым  было  запрещено  селиться  в местах  обитания  “дваждырожденных”,  проходить  через  поселок  арийцев  они  могли  только  ночью. Хранить  пищу  разрешалось  только  в разбитой посуде, одеваться - только в  лохмотья. По  своему  юридическому  статусу  они были приравнены  к собакам.

Каково правовое положение женщины?

В семейных отношениях (гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Покажите систему преступлений и наказаний по законам Ману.

В Законах Ману смешиваются частные правонарушения и преступления, так, существовало 18 преступлений, являющихся поводом для судебного разбирательства; среди них: клевета, оскорбление словом и действием, кража, приравненные к краже игра в кости и битье об заклад, насилие, прелюбодеяние.

К числу преступлений против личности, обозначенным понятием "насилие", относятся убийство и нанесение телесных повреждений. Наказание за такие преступление назначалось в зависимости от тяжести самого преступления и от социального положения преступника и потерпевшего, их варновой принадлежности. Самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана. Но следует отметить, что дхармашастра освобождает преступника от греха и ответственности, если он, говоря современным языком, не превысил "необходимую оборону" - убил, защищая себя, женщину, брахмана, святыни и жертвенные дары. При этом не принимался во внимание социальный статус потерпевшего, он мог быть как угодно высок.

Следующим тяжким преступлением считалось оскорбление словом или действием. Тяжесть преступления здесь также расценивалась в зависимости от варновой принадлежности потерпевшего. Если оскорблению подвергался равный по положению или представитель низших варн, то наказанием, как правило, был штраф. Оскорбление же брахмана влекло за собой телесные наказания, а для шудры - это было наказание "внушающее трепет" - отрезание языка, руки, ноги, и т.д.

Рассматривались и преступления против собственности, при этом различались грабеж (присвоение чужой собственности в присутствии собственника с применением насилия) и кража (присвоение чужой собственности в отсутствии собственника). Наказание назначалось в зависимости от того, что именно и в каком количестве было похищено. Кража "плодов с деревьев, кореньев, дров для огня и пр." вообще не каралась наказанием. Сословно-варновая принадлежность преступника также играла свою роль. Но здесь наказание для низших варн было более мягким, а выше по сословной лестнице суровость наказания удваивалась, учетверялась и т.д. Соучастниками преступлений против собственности считались те, кто укрывал вора, оказывал ему материальную поддержку, а также брахман, получающий взятки от вора за исполнение жертвоприношения.

В ряду тяжких и наиболее "грязных" преступлений Законы Ману рассматривают клевету и прелюбодеяние.

Специального перечня наказаний за определенные преступления Законы Ману не содержат. Наказания варьировались в зависимость от вида преступления и сословно-варнового положения преступника от штрафа и позорящих наказаний (наложение клейма) до смертной казни (были распространены сожжение, повешение, сажание на кол), членовредительских наказаний, изгнания из общины, касты. К брахманам не рекомендовалось применение смертной казни, а избежать изгнания из касты можно было только пройдя специальный обряд очищения. Широко применялось и религиозное наказание эпитимия за совершение преступных действий. Эпитимию накладывал судья-брахман и она варьировалась от самой легкой (жертвоприношение) до самой тяжелой, влекущей смерть наказуемого (стать мишенью для тренировки в стрельбе воина). Часто эпитимия сопровождалась конфискацией имущества преступника в пользу "знатока Веды", что становилось источником злоупотребления брахманов.

Иногда предписываемые наказания носили характер предостережения и, скорее всего, не применялись на практике. Это так называемые наказания по принципу символического талиона (поднявшему руку на человека следует отрубить руку и т.д.).

В Законах Ману практически отсутствует рассмотрение государственных преступлений, преступлений против царя и существующего режима. Это связано с тем, что за такие преступления с очевидностью предусматривалось самое суровое наказание - смертная казнь. Имеются лишь предписания немедленно изгнать из страны лиц, ломающих городские стены или ворота, закапывающих рвы. Кроме того, подлежит конфискации все имущество купца, вывозящего из страны товары, являющиеся монополией царя.

Задание 3

Прочтите по хрестоматии извлечения из Законов XII таблиц.

Дайте общую характеристику Законов ХП таблиц как важнейшего источника права древнейшего периода.

Законы XII таблиц – это древнейший памятник римского цивильного права.

Создав реальную защиту против произвола  патрицианских  судей,  они  явились олицетворением важного этапа в борьбе между патрициями и плебеями в  Древнем Риме.  К  сожалению,  подлинник  их  не   сохранился,   и   материалом   для реконструкции этого древнейшего кодекса,  предпринятой  в  XIX  веке,  стали фрагменты, приведенные в сочинениях  древних  римских  и  греческих  авторов буквально или в пересказе.

Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н. э. (451 – 450 гг.). Свое  название  они  получили  оттого,  что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для  всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.  Упущение  это принималось за «перст божий».

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных  отношений, содержали   нормы,   относящиеся   к   займовым   операциям,   к   уголовным преступлениям, но  вовсе  не  касались  государственного  права.  Начиная  с IV—III вв. до н. э. законы Таблиц стали  корректироваться  новым  источником права — преторскими эдиктами,  отражавшими  новые  экономические  отношения, порожденные переходом от древних архаических  форм  купли-продажи,  ссуды  и займа  к  более  сложным   правоотношениям,   вызванным   ростом   товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр.

Дайте характеристику имущественных отношений, основываясь на Законах ХП таблиц.

Важной чертой римского  права  собственности  было  под  подразделение вещей  на два типа –  res  mancipi  и  res  nec  mancipi.   К  первому  типу относилась земля (поначалу около Рима,  а затем вся земля в Италии  вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно  общинной собственности.  Ко  второму  типу  относились  все  прочие  вещи,  обладание которыми могло быть индивидуализировано.

Для отчуждения вещей первой категории-продажи,  мены, дарения и пр.  - требовалось соблюдение формальностей,  носивших название  манципации.  Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление  о переходе собственности при наложении руки на  приобретенную  вещь.   Наложив руку,  следовало еще сказать:  "я утверждаю, что эта  вещь  принадлежит  мне по праву квиритов..." (то есть  потомков   обожествленного  Ромула-Квирина).

Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности  на  вещь.

Уплаты  денег  без  манципации  было  еще  недостаточно,  как   видим,   для возникновения права собственности.

Следует еще сказать, что передача  манципируемой  вещи  происходила  в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с  весами  и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до   появления  чеканной  монеты-асса,   но  медь  в  определенном  сторонами   весе   уже фигурировала  в  качестве  общего  эквивалента.   Формальности   же  служили запоминанию  сделки,  если  когда-нибудь,  в  будущем   времени,   возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и  драгоценные,  переходили  с  помощью  простой традиции,  то  есть  без  формальной  передачи  на  условиях,  установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Уже  в  древнейший  период  складывается  порядок,  в  соответствии  с которым,  право  собственности   на   вещь   могло   возникнуть   вследствие длительного владения вещью. (VI.3: Давность владения в отношении  земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении  всех  других  вещей  –  в один год).

Особым видом вещного  права,  зафиксированным  в  Законах  XII  таблиц являются сервитуты,  нормы  права,  ограничивающие  права  собственников  на принадлежащее им имущество,  а  также  наделяющее  субъекта  рядом  прав  на имущество ему не принадлежащее.

В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:

Оставлять незастроенное место вокруг здания (VII.1.);

Отступать от границ участка на определенное расстояние (VII.2.);

Обрезать деревья на  высоте  15  футов,  дабы  не  причинять  вред соседнему участку (VII. 9а).

Помимо этого предоставлялось  право  прохода  по  чужой  земле  «Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они  не  мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном,  где  пожелает».  Собственники участков  имели  право   при   определенных   обстоятельствах   пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью: «VII.9б.  Законом   XII  таблиц разрешалось собирать желуди,  падающие  с  соседнего  участка»,  а  также обращаться с иском к  владельцу  собственности,  наносящей  ущерб   «VII.10.

Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на  твой  участок,  ты  на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его».

Покажите брачно-семейные отношения по Законам XII таблиц.

О семейном  праве  древнего Рима может быть сказано  ранее  всего  то, что  римская  семья,   как   ее   рисуют   Таблицы,   была   семьей   строго патриархальной,    то   есть   находящейся   под   неограниченной    властью домовладыки,  каким  мог  быть  дед  или  отец.  Такое  родство   называлось агнатическим,  отчего  все  "подвластные"  домовладыке   были   друг   другу агнатами.

Когнатическое родство  возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из  семьи.   Так,   дочь  домовладыки,  вышедшая  замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась  когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын  (с  разрешения отца).

Напротив, усыновленный и тем самым принятый  в  семью,  становился  по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами,  в   том  числе  и на законную часть наследства.

Агнатическое родство  имело несомненное  превосходство  над  родством кровнородственным,  когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт,  пережиток родовых отношений.

Издревле в   Риме  существовали  три  формы  заключения  браков:   две древнейших  и  одна   сравнительно   новая.    Древнейшие   совершались    в торжественной  обстановке  и отдавали женщину-невесту под  власть  мужа.   В первом  случае  (confarreatio)  брак  совершался  в  религиозной  форме,   в присутствии  жрецов,  сопровождался   поеданием   специально   изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены  следовать  повсюду  за  мужем.  Вторая форма (coemptio) брака состояла в форме покупки  невесты  (в  манципационной форме).

Но уже Законы XII таблиц знают  бесформальную  форму   брака  -  "sine manu" - то  есть  "без власти мужа".  Можно  предположить,   что  этот  брак диктовался нуждой обедневших  патрицианских  семей  в   союзе   с   богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было,  но  именно  в этой форме брака - sine manu - женщина  нашла  себе  значительную   свободу, включая свободу развода (которой она  не  имела  в  "правильном  браке").  С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в  общий  дом в качестве приданого, как равно  и  благоприобретенное  после  вступления  в брак.

С течением времени именно браку sine manu было обеспеченно  наибольшее распространение,  тогда как "правильные" формы  брака  все  более  исчезали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях.

Специфической особенностью  брака  sine  manu   было   то,   что   его следовало  возобновлять ежегодно, иначе на основании Законов супруг  получал все права как в браке conventio in manum  в  силу  давности  владения.   Для сохранения брака в форме sine  manu  жена  в  положенный  день  на  три  дня уходила из  мужнего  дома  (к  родителям,  друзьям)  и  тем  прерывала  срок давности (VI.4.).

Издержки на содержание семьи лежали,  естественно, на муже,  ибо  брак был патриархальным,   по  мужу,   конечно,   не  воспрещалось  распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

По преданию, первый развод в Риме имел место в 231 г. до н.э., однако, очевидно, что семьи в Риме распадались и раньше. Так в  Законах  XII  таблиц уже встречается статья, регулирующая эту сферу семейно-брачного права.

Развод был доступен мужу при всех формах  брака,  для  жены  только  в браке sine manu. Для формального развода  мужу  достаточно  было  произнести жене «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ (IV.3.).

Также  Законам  XII  таблиц  известен  и   институт   опеки,   которая устанавливалась   над   женщинами   («V.I:   …   вследствие   присущего   им легкомыслия…»,  несовершеннолетними,  безумными  и  расточителями   (V.7. а.б.).

Задание 4

Познакомьтесь с текстом памятника права раннефеодального общества «Салической правдой» по хрестоматии и ответьте на вопрос:

Каково положение рабов в раннефеодальном обществе?

Покажите развитие имущественных отношений по «Салической правде».

Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, - это уже новое. "Огороженное место" неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь и скоту, будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживается здесь на основе временного компромисса.

Но, однако, не верно то, что огороженная земля была частной собственностью. Против этого говорит правило: если в семье не остается наследника, пахотный участок возвращается общине (и та передает его тому, кто в нем нуждается). Не случайно, что Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли. Зато с особым рвением стремится законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны так тщательно, что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания.

Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем. Allod, французское al - полный и od - владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования.

Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только к сыну. Во всем этом не было намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет - брат или сестра умершего, но не "соседи", как это было раньше.

В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет ещё однозначного понятия собственности.

К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин "свой" в отличие от термина "чужой". Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчёл, свиней и пр.

Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являясь неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчётов. Два, три солида стоила у франков корова "здоровая, зрячая и рогатая".

Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придаётся особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд. Наказуема была высоким штрафом (45 - 63 сол.) не только кража в пределах дома или двора, но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца.

О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются ещё в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказание за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.

Дайте характеристику брачно-семейных отношений в раннефеодальном обществе.

Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жёны, которых было много, так как они часто сменяли друг друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях - и с вооружённой свитой.

Но власть отца по Салической правде не была столь широка, как, например, в Риме. Она напоминала скорей строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижению им 12 лет.

Браку, как и семье, в Салической правде посвящено незначительное число статей. Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. После его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые муж приносил жене в качестве так

называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в cемье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства (капитулярием 744 г.).

Перечислите виды преступлений и наказаний по «Салической правде».

Большая часть статей в Салической правде посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом - преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или имуществу другого, и нарушение "королевского мира". Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

Главная цель композиции, штрафа, у германцев - предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между кланами, дворами, родами и пр., возникающей вследствие "нарушения чести".

В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова, уже упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например, за должностные преступления графа, если он "осмелился взять что-нибудь сверх законного" при взыскании долга или отказался восстановить "справедливость и правосудие". Характерно и наказание за эти преступления - смертная казнь, если он не смог "выкупить себя за столько, сколько следует". Содержатся в салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом "дезертир" (XXX, 6) влекло за собой штраф.

Говоря о наказаниях в Салической правде, следует отметить чётко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф должен был предотвратить самосуд, затяжные распри. Некоторые статьи Салической правды прямо пресекали самосуд, например, наказывалась попытка самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю (IX, 5), отобрать своё животное у владельца без суда при "преследовании по следу" вора (XXVII, 1) и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона (V, 2). Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему.

Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам. Она прямо предписывалась в редких случаях за преступления, совершённые свободными, например при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин (XVI, 1 приб. 1), При вышеуказанных преступлениях графа и др. Коллективная ответственность рода сохранялась наряду с коллективной ответственностью общины.

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещение убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3 сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.

В салической правде существовало понимание форм вины: умысла и неосторожности, покушение на преступление, соучастия, обстоятельств, отягчающих или смягчающих преступление. Так, при "небрежном" причинении свободным вреда животному другого человека по Салической правде следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обстоятельством же, смягчающим вину, было здесь признание лица причинившего вред. Злой умысел, вред, причинённый "по вражде или коварству", влекли за собой более высокий штраф.

В то же время Салическая правда знала ответственность без вины, когда, например, наказывались "скопом" все присутствующие на месте насилия над женщиной, если они были на месте и не знали о насилии (XIII, 10, приб. 5). Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекающий к краже или убийству с помощью подкупа наказывался строже, чем исполнитель преступления (XXVIII, 1-3).

Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести - нападение на спящего, женщину, ребёнка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 сол., в то время как открытое нападение на свободного франка с целью ограбления - в 63 сол.

За убийство свободного франка по Салической правде полагался значительный вергельд, равный 200 сол. Меньшим был вергельд за галло-римлянина, если он не был приближённым короля. Вергельд за убийство франка, находящегося на королевской службе, утраивался. Так, за убийство графа, королевского должностного лица полагался вергельд, равный 600 сол. Вергельд понижался до 300 сол., если граф был из полусвободных литов или рабов короля.

Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов, а также за убийство представителя духовенства. За убийство священника уплачивался вергельд в 600 сол., за убийство епископа - 900 сол.

В Салической правде подробно перечисляются и различные виды телесных повреждений, побоев, оскорблений словом, или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 сол., 200 сол. следовало за кастрацию человека; 100 сол. полагалось за ряд увечий, нанесённых одновременно, и за повреждение языка, лишившее человека способности говорить.

По Салической правде простое оскорбление свободного франка словом - уродом, зайцем, волком, лжецом и другими обидными прозвищами наказывалось штрафом в 3 сол., действием - в 15 сол.

В преступлениях против собственности содержится, прежде всего, длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства в поле, в саду. При этом по Салической правде различались кражи, совершённые свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет.

Вместе с тем в Салической правде устанавливались наказания и в общей форме, в зависимости от стоимости похищенного имущества или от того, была кража простая или квалифицированная. Соответственно различались три вида краж: на сумму от 2 до 40 динариев, на сумму свыше 40 динариев и кража со взломом или подделкой ключей. Для свободных во всех случаях устанавливался штраф соответственно 15, 35 и 45 сол., рабы же присуждались в первом случае к возмещению ущерба и 120 ударам плетью, во втором - к кастрации или штрафу, в третьем - к смертной казни.

Салической правде были известны и такие преступления, как кража свободных людей (XX, 9), кража рабов (XX, 10), которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.

Особую группу составляли преступления против нравственности. Сюда относились по Салической правде такие преступления, как "насилие над свободной девушкой", караемое штрафом в 63 сол., сожительство с ней "по её доброй воле", караемое штрафом в 45 сол. Для сравнения можно указать, что оскорбление женщины словами "пособница ведьмы" наказывалось почти в три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, "причинивший насилие чужой рабыне", после которой наступила её смерть, кастрировался или уплачивал 6 сол.

Задание 5

Ознакомьтесь с текстом «Каролины» уголовно-судебного уложения «Священной Римской импе­рии Германской нации». Ответьте на следующие вопросы:

Какие виды преступлений и наказаний предусмотрены в Каролине?

В ст. CL Каролины были изложены "общие указания о прочих случаях лишения жизни, которые могут влечь оправдание ...", к коим причислены: "а) убийство кого-либо для спасения жизни, тела или имущества другого лица, а также когда убивают люди, лишенные разума...; b) если будет убит по причине сопротивления кто-либо, кого поручено задержать по долгу службы, и кто окажет непозволительное опасное и коварное сопротивление; c) ненаказуем тот, кто убьет кого-либо, обнаружив его в ночную пору и при опасных обстоятельствах в своем жилище".

Как осуществлялся уголовный процесс? Покажите, как велось предварительное следствие, об­щее расследование и специальное расследование.

Интересен тот факт, что в настоящее время в Германии право граждан на задержание преступника регламентируется не Уголовным, а Уголовно-процессуальным кодексом, принятым еще 1 февраля 1877 г. и действующим ныне (с последующими изменениями и дополнениями в редакции Закона от 7 апреля 1987 г.). Согласно ч. 1 параграфа 127 ("Задержание") "если кто-либо застигнут на месте совершения преступления или преследуется, или подозревается в побеге, или не может немедленно удостоверить свою личность, то любой гражданин вправе его задержать без предписания судьи ...". Вместе с тем, правомерность причинения вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании рассматривается немецкими юристами по правилам необходимой обороны.

Так, в юридической литературе в качестве типичного примера правомерной необходимой обороны рассматривается причинение вреда убегающему вору. По мнению Г. Блая, "необходимая оборона допустима, хотя кража к тому времени уже закончена". Если же при этом вору был причинен несоразмерный краже вред здоровью, то действия задерживающего должны оцениваться как превышение пределов необходимой обороны.

Во Франции в течение более 180 лет основным источником уголовного права был уголовный кодекс Наполеона 1810 г.

Как велось судебное разбирательство? (рассмотрение актов предварительного следствия, до­прос обвиняемого, вынесение приговора).

В странах романо-германской правовой семьи (Германия, Франция, Испания и т. п.), характеризующихся высоким уровнем нормативных обобщений, достигнутых при помощи кодифицированных нормативных актов, имеется специфика в регламентации применения рассматриваемого уголовно-правового института. Одно из первых упоминаний об исследуемом обстоятельстве содержится в Уголовно-судебном уложении "Священной Римской империи германской нации", именуемом "Каролина" в честь императора Карла V и опубликованном в 1533 г. В этом законодательном источнике было достаточно четко сформулировано положение о необходимой обороне как извиняющем обстоятельстве: "Если на кого-либо нападут или набросятся со смертельным оружием или нанесут ему удар и подвергшийся насилию не может путем бегства уклониться от ... опасности для своей жизни, тела, чести и доброй славы, то он может безнаказанно защищать свое тело и жизнь путем правомерной обороны. И если он при этом лишит жизни нападавшего, он в том неповинен и не обязан также выжидать со своей обороной, доколе ему ни будет нанесен удар, невзирая на писаное право и обычаи, сему противоречащие".

Список литературы

1.     Большая российская юридическая энциклопедия. М.: ВК Кодекс, 1998

2.     Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. Ленинград, Изд-во Ленинградского университета, 1974.-

3.     Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., Юридическая литература, 1972.-

4.     Римское право и общее право Европы. Г. Дж.Берман, Ч.Дж.Рейд (Государство и право N 12, 1994 год)

5.     Римское частное право. - М.: Юрист, 1994