Налогообложение малого бизнеса
Буев В.В., Варнавский А.В., Шестоперов О.М. (Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства /НИСИПП/, АНО “Информационно-консультационный центр “Бизнес-Тезаурус”)
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА (анализ ситуации, предложения по ее изменению)
Опросы предпринимателей свидетельствуют о первостепенной значимости для малого предпринимательства проблемы налогообложения.
Согласно обследованию 568 малых предприятий, проведенному “ИКЦ “Бизнес-Тезаурус” в 2001 году в 6 регионах России (Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Курск, Новосибирск, Екатеринбург) по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, наиболее важным для развития своего собственного бизнеса предприниматели считали предоставление налоговых льгот (на это указало 72,7% опрошенных). При ответе на прямой вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, 78,2% опрошенных представителей малых предприятий ответили “Льготное налогообложение” - эта позиция заняла первое место среди желаемых мер государственной поддержки. Значимым был и такой вид государственной поддержки, как упрощение и стабильность системы налогообложения (49,8% опрошенных).
При опросе 999 предприятий в пяти регионах РФ (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Великий Новгород, Томск), проведенном ИКЦ “Бизнес-Тезаурус” в 2001 году по заказу фонда “Евразия”, среди основных трех проблем, отмеченных малыми предприятиями в отношении их собственного бизнеса на этапе возникновения, первой также была названа проблема “высоких налогов” (49,1% опрошенных).
В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима – 1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; 2) система налогообложения вмененного дохода. Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием “единого налога” на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. На сегодняшний день региональные законы приняты в подавляющем большинстве субъектов РФ.
Большинство субъектов малого предпринимательства облагаются налогами по общепринятой системе, то есть уплачивают все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимися от региона к региону). По последним оценкам, численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляла порядка 500 тыс., численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица – около 2,5 млн. человек.
Отсутствие адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков – малых, средних и крупных, не позволяет оценить эффективность общепринятой системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Аргумент же в пользу применения единого налога на вмененный доход, базирующийся на видимом увеличении поступлений данного налога не может считаться состоятельным, так как рост этого параметра обусловлен преимущественно двумя факторами – введением единого налога на вмененный доход во все большем количестве регионов и соответствующим расширением количества плательщиков этого налога; постоянным увеличением рассчитываемых налоговой администрацией показателей базовой доходности. При отсутствии данных о налоговых поступлениях от субъектов малого предпринимательства, облагающихся по общепринятой системе, нет и возможности достоверно сравнить эффективность различных систем налогообложения.
Несмотря на то, что правом на добровольный переход на упрощенную систему налогообложения до 1998 года, то есть до принятия Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” и введения данного налога на территориях субъектов РФ, обладала довольно многочисленная группа субъектов малого предпринимательства (мелкий бизнес с занятостью менее 15 человек и оборотом до 100 тыс. ММРОТ, за исключением некоторых специальных категорий предприятий), предприниматели не спешили ее использовать. В результате, по последним данным, по упрощенной системе работает только 50 тыс. малых предприятий (или около 6% от числа всех зарегистрированных МП), и 110 тыс. индивидуальных предпринимателей (или всего 3% их общего числа).
При всех положительных чертах система упрощенного налогообложения, учета и отчетности обладает и существенными ограничениями по применению. Основными причинами слабого распространения системы являются:
Во-первых, для субъектов малого предпринимательства, переходящих на “упрощенку”, отменен налог на добавленную стоимость, что значительно осложняет их деятельность с поставщиками и потребителями, применяющими общепринятую систему налогообложения (не был разработан механизм зачета НДС при работе с контрагентами).
Во-вторых, переход на упрощенную систему, по которой приходится уплачивать 10% с выручки (а именно ее в качестве объекта налогообложения выбрало подавляющее большинство регионов), не всегда предоставляет видимые экономические преимущества для малого предпринимательства. Так, выбор объектом налогообложения валовой выручки не учитывает различия в структуре затрат субъектов хозяйствования даже в рамках одной сферы деятельности, что нарушает принцип справедливости налогообложения.
В-третьих, значимым минусом для предприятия, в том случае, если объектом налогообложения устанавливался совокупный доход, является отсутствие возможности отнесения на затраты капитальных вложений (включая износ основного капитала) и нематериальных активов. Это существенно ограничивает инвестиционные возможности предприятия (это верно и для случая, когда объектом налогообложения является валовая выручка).
В-четвертых, при переходе на упрощенную систему в тех регионах, где льготы по данному налогу не предоставлялись, исключалась возможность использования субъектам малого предпринимательства льгот общепринятой системы (например, пониженных ставок по налогу на прибыль в региональной части, налогу на имущество и другим налогам; механизмов ускоренной амортизации и др.).
Наконец, введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для широкого круга субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день единый налог на вмененный доход действует в более чем 80 субъектах РФ.
Применяемый в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход является обязательным: самостоятельный переход налогоплательщика, осуществляющего определенный вид деятельности на другую систему не допускается.
Наряду с этим размер единого налога является неоспоримым: налогоплательщик, не согласный с размерами вменяемого дохода и единого налога, не имеет возможности отказаться от его уплаты, доказав, что фактические размеры его дохода и налогов, подсчитанные по общепринятой системе, меньше, чем рассчитанные по вмененному методу. Одновременно с этим единый налог на вмененный доход является и исключительным - налоговые обязательства применяются только на основе вменения, даже если обычные правила расчета налоговых обязательств могут привести к более высокому результату.
Система налогообложения вмененного дохода в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Реальным упрощением можно назвать только замену расчета нескольких налогов одним. Вместе с тем цель упрощения налогообложения, учета и отчетности не достигается в тех случаях, когда налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, одни из которых облагаются единым налогом на вмененный доход, другие – по общепринятой системе.
Применение в обязательном порядке единого налога на вмененный доход для плательщиков, значительно различающихся по своим размерам (размерам своей деятельности) легко приводит к нарушению принципов справедливости налогообложения. Вменяемый доход, рассчитанный по простым формулам на основе каких-либо выбранных натуральных показателей, может сильно отличаться от дохода, реально получаемого хозяйствующими субъектами различных размеров. Так, относительно большие предприятия, реализующие экономию от масштабов производства, в такой ситуации имеют низкие эффективные ставки обложения, а действительно малые предприятия испытывают непомерный налоговый гнет.
Единый “вмененный” налог, как и единый “упрощенный”, в случае, если объектом обложения налогом установлена валовая выручка, не учитывает структуры затрат различных субъектов хозяйствования и различий в реальной доходности бизнеса в рамках одного вида деятельности. Здесь также можно говорить о нарушении принципа справедливости налогообложения, равно как и о его дестимулирующей роли в отношении инвестиционной активности. Применение “вмененки” ведет к дискриминации как начинающих предпринимателей, так и уже сформировавшегося, приносящего доходы бизнеса
Стимулирующая роль налога часто обосновывается тем, что он представляет собой фиксированные (по крайней мере в течении года) платежи, не зависящие от объема произведенной продукции. Однако, поскольку основная часть натуральных показателей (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), используемых регионами для расчета вмененного дохода, относится к факторам производства, стимулирующая роль вмененного налога возможна только в краткосрочной перспективе и при условии, что такой налог не является чрезмерно высоким (по крайней мере не выше того размера налога, который уплачивался по общепринятой системе). В долгосрочной перспективе, напротив, налог на факторы производства, особенно завышенный, дестимулирует развитие бизнеса, ведет к свертыванию инвестиционной активности субъектов предпринимательства.
Только отдельные регионы (например, Новгородская область) предоставляют субъектам предпринимательства, переведенным на систему вменения, льготы инвестиционного характера.
Наконец, о “новшествах”, введенных с 1 января 2002 года. Речь идет об исключении из единого налога на вмененный доход единого социального налога при одновременном уменьшении ставки единого налога до 15%. Эти изменения привели к очередной волне ухода субъектов предпринимательства в тень вследствие увеличения налогового бремени на предприятия, в отношении которых применяется система вменения (региональные власти увеличивают размеры базовой доходности, чтобы довести поступления от единого налога до уровня, характерного периоду до 1 января 2002 года).
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что действующая система налогообложения малого бизнеса не создает благоприятных условий для его развития, а декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства не реализуются. Вместе с тем, введенные специальные системы создают предпосылки для использования их преимуществ хозяйствующими субъектами, по своей сути не являющихся малыми.
Совершенствование действующих систем налогообложения малого бизнеса
Основными направлениями государственной политики, направленной на стимулирование развития малого бизнеса, в части налогообложения субъектов малого предпринимательства должны стать: снижение налоговой нагрузки, упрощение порядка налогообложения, ведения учета и отчетности.
В ближайшей перспективе необходимо:
- С целью создания конкурентности различных систем, ввести добровольность перехода малых предприятий с одной налоговой системы на другую (что сразу выявит наиболее “обременительный режим”). Это решение уже перезрело;
- Не торопиться с принятием ГосДумой РФ в полном объеме “Дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” (дополнения и изменения устанавливают особый режим налогообложения субъектов малого предпринимательства) по крайней мере до осени 2002 года, чтобы иметь возможность спокойно их изучить и обсудить. Четыре-пять дополнительных месяцев ничего не решат. Вспомним, какие колоссальные проблемы испытывало в регионах малое предпринимательство в течение 2-3 лет после начала практического введения в практику “вмененного налога” (это “введение” реализовывалось методом проб и ошибок, пока наконец, ни были найдены “точки компромисса”, появился положительный опыт). Об этом свидетельствует недавний опыт Московской области по внедрению вмененного налога на рынках (забастовки, пикеты, демонстрации). Два раза введение областного закона в действие приостанавливалось, решение уточнялось.
В качестве иллюстации. Весной этого года “ИКЦ “Бизнес-Тезаурус” реализовал проект, связанный с изучением влияния различных систем налогообложения на хозяйственную деятельность малых предприятий, применяющих три различные системы налогообложения. На первом этапе предстояло на основе опроса 100 московских экспертов, являющихся специалистами в сфере налогообложения и/или малого предпринимательства, выявить регионы с наиболее удачным и наиболее неудачным опытом применения различных налоговых систем (режимов). Парадокс: основная часть экспертов из федеральных органов власти, научно-исследовательских институтов, общественных организаций предпринимателей и т.д. (среди которых, возможно, были и те, кто готовил данный законопроект) затруднились с ответом на данный вопрос, что свидетельствует об отсутствии знаний о реальной хозяйственной и налоговой практике малого бизнеса в регионах. На втором этапе в 10 регионах предусматривался опрос 1000 малых предприятий. Финальные результаты этого проекта еще не получены, но они могут стать “полевой” базой для обоснования введения той или иной нормы или отказа от нее.
Предварительно в целях совершенствования действующих систем налогообложения субъектов малого предпринимательства можно предложить следующее:
- внести в Налоговый Кодекса Российской Федерации целый ряд изменений и дополнений, а именно:
- отменить для субъектов малого предпринимательства авансовые платежи по всем видам налогов;
- предусмотреть возможность применения особого порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства налогом на добавленную стоимость;
- предоставить право субъектам малого предпринимательства использовать в целях налогообложения коэффициент ускоренной амортизации основных средств, но не выше 3;
- дополнить часть вторую отдельной главой “Единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства”, в которой предусмотреть:
- добровольное право перехода на уплату единого налога и порядок такого перехода;
- замену обязанности субъектов малого предпринимательства по уплате большинства налогов (налога на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог с продаж) обязанностью по уплате единого налога, в том числе включение в единый налог отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (единого социального налога, включая его “пенсионную” часть);
- ограничить сферу применения единого налога только субъектами малого предпринимательства, ввести соответствующие критерии для субъекта, имеющего право перехода на данную систему налогообложения;
- предусмотреть возможность установления в качестве налоговой базы для исчисления единого налога величину вмененного дохода, рассчитываемую как произведение базовой доходности налогоплательщика и значений корректирующих коэффициентов. Причем, субъекты малого предпринимательства должны иметь право выбора наиболее приемлемой для них методики расчета базовой доходности;
- отменить необходимость применения контрольно-кассовых машин при переходе субъектов малого предпринимательства на уплату единого налога.
- предоставить субъектам малого предпринимательства, перешедшим на уплату единого налога, право применять упрощенный порядок учета и отчетности, аналогичный порядку, действующему в настоящее время для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения.