СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение……………………………………………………… |
2 |
2. Основные цели и задачи аудита…………………………… |
3 |
3. Этические нормы аудиторской деятельности…………… |
4 |
4. Стандарты аудиторской деятельности…………………… |
10 |
5. Внешние аудиторские стандарты………………………….. |
13 |
6. Внутренние аудиторские стандарты………………………. |
15 |
7. Заключение…………………………………………………… |
19 |
8. Литература……………………………………………………. |
21 |
9. Практическая работа………………………………………... |
22 |
10. Приложение…………………………………………………. |
24 |
Роль и цели стандартизации в аудиторской деятельности
Введение
Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
И в теории, и на практике крайне важно рассматривать аудит как:
а) процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых не составляет бухгалтерскую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации;
б) процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для других пользователей такой отчетности, публикуемой различными экономическими субъектами (хотя полное устранение информационного риска при помощи аудита невозможно и такая цель (задача), если она будет однозначно поставлена перед аудиторами законодателем, просто нереальна.
Различают внутренний и внешний аудит.
Внутренний аудит – неотъемлемый и важный элемент контроля в процессе непосредственного менеджмента. Потребность в нем возникает в крупных организациях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности низших управленческих структур. Внутренний аудит необходим для предотвращения потери ресурсов, локализации недостатков, своевременного предупреждения финансовых трудностей. Иными словами — это текущий контроль за осуществлением экономической политики и качеством управления предприятия.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемой организации. Выполнение такой независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности одновременно предполагает и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии организации, повышению эффективности ее хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.
Внешний аудит призван:
· проверить полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации;
· проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;
· выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.
2. Основные цели и задачи аудита
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами анализа правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения организации, оптимизации затрат и результатов деятельности – доходов и расходов.
В ходе аудита проверяется правильность составления баланса, отчета о прибыли и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:
1. все ли активы и пассивы отражены в отчете;
2. все ли документы использованы в отчете;
3. насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики организации.
Отчет о прибыли и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.
Аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд других задач:
· помогают в организации бухгалтерского учета;
· оказывают помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· участвуют в налоговом планировании и расчете налогов;
· консультируют по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности и др.
Аудит является одним из видов финансового контроля и поэтому основные принципы у них общие:
· независимость;
· гласность;
· превентивность (предупредительный характер);
· действенность;
· регулярность;
· объективность;
· всеохватывающий характер.
3. Этические нормы аудиторской деятельности
Существуют так же этические нормы аудиторской деятельности, которые можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность; объективность.
На практике профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.
Соблюдение этических норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.
Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб.
Сообщество аудиторов в целом и каждый аудитор в отдельности осуждают неэтичное поведение отдельных аудиторов и требуют их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности.
Приведем кратко основные этические нормы для аудиторов:
1. Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов
Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести. Руководствоваться в своих поступках общечеловеческим правилом: "Старайся не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе"; соблюдать правила и нормы общей морали, правдивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримиримость к несправедливости, нарушениям морально-нравственных и правовых норм во всех их проявлениях.
2. Соблюдение общественных интересов
Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он обязан отказаться от их защиты.
3. Объективность аудитора
Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации.
Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений.
Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме.
4. Внимательность аудитора
При выполнении профессиональных услуг следует проявлять максимальное внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
5. Независимость аудитора
Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
В заключении или в другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента.
6. Профессиональная компетентность аудитора
Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, необходимых клиенту.
Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков с тем, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том числе новейших, нормативных актов.
7. Конфиденциальная информация клиентов
Аудитор обязан сохранить в тайне конфиденциальную информацию в делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.
Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении профессиональных услуг, для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.
8. Налоговые отношения
Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах: они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц.
При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.
Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме. При этом он стремится не обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредить клиента, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.
9. Плата за профессиональные услуги
Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.
Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме этих.
Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.
Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны.
Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги.
Аудитор не обязан заранее объявлять о расценках за оказываемые услуги.
Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.
10. Отношения между аудиторами
Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
11. Отношения сотрудников с аудиторской фирмой
Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всей своей деятельностью способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов.
Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания.
12. Публичная информация и реклама
Публичная информация об аудиторах и реклама аудиторских услуг могут быть представлены в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских фирм.
Отсутствуют какие-либо ограничения в отношении места и частоты обнародования рекламы, размера и оформления рекламного объявления.
Реклама аудиторских профессиональных услуг должна быть информативной, прямой и честной, выдержанной в хорошем вкусе, исключающей всякую возможность обмана и заблуждения потенциальных клиентов либо возбуждения у них недоверия к другим аудиторам.
13. Действия аудитора, несовместимые с профессиональной деятельностью.
Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов либо на репутацию профессии в целом и потому несовместима с оказанием профессиональных аудиторских услуг.
Занятия какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
Выполнение аудитором двух или более профессиональных услуг и заданий одновременно может рассматриваться как несовместимые действия.
14. Аудиторские услуги в других государствах
Независимо от того, где аудитор оказывает профессиональные услуги, в своем государстве или другом, этические нормы его поведения остаются неизменными.
4. Стандарты аудиторской деятельности
Для успешного выполнения аудиторских проверок и качественного оказания других аудиторских услуг необходимо применение в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.
Аудиторские стандарты - это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.
Основная цель аудиторских стандартов – обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде и качества проведения аудита и определения меры ответственности аудита при недобросовестном выполнение аудиторской проверки.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии. Аудитор допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть готов обосновать причину этого.
Значение стандартов состоит в следующем:
- способствовать обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
- устанавливать единые требования при осуществлении обязательного аудита;
- содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений;
- помогать пользователям финансовой информации понять сущность и методы аудиторской проверки;
- обеспечить сравнимость качества работы отдельных аудиторов;
- создавать общественный престиж профессии;
- устранять контроль со стороны государства;
- помогать аудитору вести переговоры с клиентом.
С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в этой области практически одинаковы во всем мире. Поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих стандарты.
По принадлежности стандарты подразделяются на внешние и внутренние. Внешние стандарты определяют организацию аудиторской деятельности, являются основным элементом системы ее нормативного регулирования. Внутренние стандарты разрабатываются в аудиторских фирмах и используются для различных целей.
Внешние аудиторские стандарты могут быть как международными, так и национальными.
Российские правила (стандарты) включают одиннадцать групп, в том числе десять из них соответствуют международным, а одиннадцатая группа имеет название «Образование и подготовка кадров» и включает стандарты «Образование аудитора» и «Программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы».
Использование международных аудиторских стандартов в различных странах оказывает благотворное влияние на развитие и совершенствование аудиторской деятельности, повышения качества проведения аудиторских проверок, интеграции лучших достижений по аудиту в национальные аудиторские системы.. В некоторых странах международные стандарты используются в качестве базы разработки собственных национальных аудиторских стандартов. К таким странам относятся Австралия, Бразилия, индия, Нидерланды, Россия.
В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты, - к ним относится Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка, - международные стандарты принимаются полностью и используются в качестве национальных.
В наиболее развитых странах, имеющих свои национальные стандарты аудита, например, в Канаде, Великобритании, Ирландии, США, международные стандарты принимаются профессиональными организациями к сведению.
Аудиторские стандарты составляют основу всех учебных программ для подготовки аудиторов и программ квалификационных экзаменов по разделу «Аудит» на право заниматься аудиторской деятельностью.
Отчет аудитора должен содержать заключение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта или указание причин, по которым заключение не может быть составлено.
Примерная структура стандарта включает следующие разделы: общие положения, основные понятия, сущность стандарта, практические приложения.
Национальные стандарты аудита определяют лишь общий подход к его проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако стандарты не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки. Они могут быть различными, и их рациональность определяется самими аудиторами (аудиторской фирмой).
5. Внешние аудиторские стандарты
Внешние стандарты в основном имеют единую структуру построения и содержат примерно следующие разделы:
1) общие принципы правила (стандарта);
2) основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте;
3) сущность стандарта;
4) практические приложения.
В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются:
· цель и необходимость разработки данного стандарта;
· объект стандартизации;
· сфера применения стандарта;
· взаимосвязь с другими стандартами.
В разделе «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» содержатся новые термины и их краткая характеристика.
В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.
В раздел «Практические приложения» включаются различные приложения: схемы, таблицы, образцы документов и др.
Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.
Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).
Рассмотрим характеристики приведенных далее одиннадцати групп внешних стандартов применительно к российским правилам (стандартам).
Первая группа «вводные замечания» включает шесть стандартов и содержит положения по аудиторской деятельности, структуру стандартов, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и содержание сопутствующих услуг.
Вторая группа «Ответственность» включает девять стандартов, посвященных ответственности аудиторов и аудиторских фирм. В этих стандартах рассмотрены вопросы внутреннего и внешнего контроля аудиторской деятельности, проверки соблюдения нормативных актов при проведении аудита, права и обязанности лиц, осуществляющих аудит, письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.
Третья группа «Планирование» включает три стандарта, относящихся к планированию аудиторской проверки.
Четвертая группа «Внутренний контроль» содержит три стандарта, которые имеют отношение к процедурам внутреннего контроля, в том числе в условиях компьютерной обработки данных у клиента.
Пятая группа «Аудиторские доказательства» включает десять стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учете и др.
Шестая группа «Использование работы третьих лиц» включает три стандарта, в которых рассматриваются вопросы использования для проведения аудита экспертов, работы внутреннего аудитора и другой аудиторской фирмы.
Седьмая группа «Выводы и отчеты в аудите» - четыре стандарта, посвященных вопросам составления отчетов и выводов, разработки заключения, порядка оформления письменной информации аудитора руководству экономического субъекта.
Восьмая группа «Специализированные области» включает пять стандартов. В этой группе содержатся материалы, посвященные проведению аудита по специальным аудиторским заданиям, изучению прогнозной финансовой информации и специфическим стандартам по аудиту страховых организаций, инвестиционных институтов и банков.
Девятая группа «Задания» включает три стандарта, посвященных выполнению заданий по проверке бухгалтерской отчетности; по выполнению согласованных процедур, связанных с бухгалтерской информацией; по компиляции финансовой информации.
Десятая группа «Положения по международной практике аудита» включает десять стандартов. Рассмотрены вопросы аудита международных банков, использования компьютеров, общения с налоговыми органами.
Одиннадцатая группа «Образование и подготовка кадров» включает два стандарта по вопросам образования аудиторов и программам для сдачи экзаменов.
Разработанные отечественные стандарты позволяют значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.
6. Внутренние аудиторские стандарты
Внутренние стандарты аудиторской деятельности – это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Как правило, эти документы должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
При разработке внутренних стандартов аудиторских организаций целесообразно руководствоваться положениями российского правила (стандарта) аудиторской деятельности «Требования к внутренним стандартам аудиторских организаций» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20.10.99, протокол №6).
Применение внутренних стандартов в аудиторских фирмах способствует:
· соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);
· уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
· привлечению к проведению аудита аудиторов-ассистентов;
· увеличению объема и количества выполняемых аудиторских услуг.
Внутренние стандарты позволяют сформировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации по проведению аудита независимо от условий, в которых они находятся.
Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать по всем видам услуг. Можно выделить следующие блоки стандартов:
1) по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;
2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов);
3) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;
4) по организации сопутствующих аудиту услуг.
В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, заключение договоров по видам работ и др.
Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения российских правил ( стандартов), они могут быть классифицированы по таким группам:
· ответственность аудиторов;
· планирование аудита;
· изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;
· получение аудиторских доказательств;
· привлечение к работе третьих лиц;
· порядок формирования выводов и заключений в аудите;
· специализированные внутренние стандарты.
К специализированным относятся следующие внутренние стандарты: по подготовке заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям; по специфическим аспектам проведения аудита кредитных учреждений; специфическим вопросам проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; специфическим аспектам проведения аудита бирж; внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; по специфическим особенностям проведения аудита других экономических субъектов.
Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны методики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогают им застраховаться от грубых ошибок и в 80% случаев принять нормальное (правильное) решение.
Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.
Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:
· целесообразности – при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
· преемственности и непротиворечивости – стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
· полноты и детализации – внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
· единства терминологической базы – обеспечивать единство трактовки терминов во всех стандартах и документах.
Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов – трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу.
Внутренние стандарты составляют часть организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.
Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты представляют интеллектуальную собственность аудиторской организации, ее «ноу-хау». Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности данной организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.
Для обеспечения высокого качества оказываемых аудиторских услуг аудиторы и аудиторские фирмы должны на основе национальных разрабатывать свои внутренние стандарты, учитывающие специфику работы аудиторской фирмы и раскрывающие содержание конкретных процедур проведения проверки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней отчетности фирмы, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и всех сотрудников аудиторской фирмы. При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необходимых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск ошибок при формулировании заключения. Появляется возможность увеличить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной.
7. Заключение
Ведущей формой внешнего контроля в условиях рыночных отношений является независимое аудиторство. Объективная необходимость развития аудита в современной России обусловлено потребностью внешних пользователей информацией качественных данных о деятельности предприятия.
В соответствии с действующим законодательством аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг.
Развитие аудиторской деятельности в России, ее стандартизация, использование зарубежного опыта позволить обобщить информацию о сущности и значении аудиторской деятельности, ее регулировании в нашей стране, функционировании служб внутреннего аудита на предприятии, основных этапах и методах аудиторской проверки.
Стандарты не должны быть излишне детализированными, сковывать инициативу аудитора, так как это может превратить аудит в механический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными суждениями. Подготовка внутрифирменных аудиторских стандартов – процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как положений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторской фирмы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамс Р. «Основы аудита», - М.: - 1998
2. Андреев В.Д. «Практический аудит. Справочное пособие», - М.: - 1998.
3. Бычкова С.М. «Аудиторская деятельность», - СПб.: Лань – 2000
4. Данилевский Ю.А. и др. «Аудит», - СПб.: - 1999.
5. Дефлиз Ф.Л., Дженик Г.Р., О’Рейлли В.М. «Аудит Монтгомери» перевод с англ.; под ред. Соколова Я.В. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
6. Камышанов П.И. «Практическое пособие по аудиту», М.: Инфра-М, 1998.
7. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. «Аудит», М.: 1999.
8. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А.; Под ред. В.И.Подольского – 2-е изд., перераб. И доп. «Аудит: Учебник для вузов», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. – М.:ИД ФБК-Пресс, 2000.
10. Терехов А.А. «Аудит», М.: 1999.
11. Указ Президента РФ от 22.12.1993г., № 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
2. Содержание вопроса и вариант ответа:
1. Внешний аудитор должен действовать в интересах:
1) всех пользователей финансовой отчетности.
2. Аудиторская организация приняла решение о совмещении аудиторской деятельности с деятельностью брокера на фондовой бирже. Возможно ли такое совмещение видов деятельности:
2) невозможно
4. Заинтересованным лицам экономический субъект обязан предоставлять:
1) заключение аудитора по результатам проверки.
5. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора:
1) информацию о требованиях законодательства, касающуюся проведения аудиторской проверки.
6. Аудиторские стандарты –это:
1) единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторские организации в процессе своей профессиональной деятельности.
7. При обязательной аудиторской проверке аудиторская организация должна застраховать:
1) свой профессиональный риск.
8. В ходе аудиторской проверки профессиональные сотрудники аудиторской организации общаются с руководством проверяемого экономического субъекта:
3) как в устной форме во время посещения экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.
9. Аудиторская организация по результатам обязательной аудиторской проверки предоставляет руководству проверяемой организации:
2) письменную информацию (отчет) по результатам проведения аудита и аудиторское заключение.
10. Укажите срок подписания аудиторского заключения:
2) не ранее подготовки бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
11. Аудиторская организация, закончив аудиторскую проверку, передав аудиторское заключение клиенту, не включила в текст аналитической части заключения ссылки на нормативные акты, на которых основывались выводы о достоверности бухгалтерской отчетности. Имеет ли право организация – клиент на такую информацию:
2) да.
Приложение 1
ДОГОВОР № 15-В/30
на оказание аудиторских услуг
г. Новороссийск «23» января 2007г.
Общество с ограниченной ответственностью «….» по оказанию аудиторских и консультационных услуг, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице директора Солнцева Александра Николаевича, действующей на основании Устава, с одной стороны и ООО «….», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице директора …., действующего на основании Устава, с другой стороны, договорились о нижеследующем:
СТАТЬЯ 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Исполнитель окажет Заказчику следующие услуги:
1.1.1. Проведет проверку финансово – хозяйственной деятельности …… за 200..г. с целью подтверждения (неподтверждения) достоверности бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ООО «Восход» по состоянию на …….г.
1.1.2. Подготовит заключение о достоверности (недостоверности) данных бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица за этот период, а также о соответствии совершенных им финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ.
1.2. Аудиторская проверка проводится в соответствии с Федеральным Законом от 07.08.2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
1.3. Исполнитель организует деятельность, предусмотренную настоящим Договором, на основании своего Устава и Лицензии МФ РФ № Е 003333 от 04.01.2002г. на осуществление аудиторской деятельности.
СТАТЬЯ 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Заказчик обязуется:
2.1.2. Оплатить конфиденциальность результатов работы в части информации, составляющей коммерческую тайну Исполнителя.
2.1.3. Предоставить Исполнителю любую запрошенную им информацию, относящуюся к деятельности аудируемого лица и необходимую для оказания услуг по Договору, в сроки, установленные Исполнителем.
Непредставление необходимой информации в установленные сроки влечет за собой продление сроков исполнения оказания услуг по Договору, либо его одностороннее расторжение Исполнителем.
2.1.4. Своевременно сообщать Исполнителю обо всех изменениях, касающихся информации, необходимой для проведения проверки, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме.
2.1.5. Предоставить в распоряжение аудитора (аудиторов) телефонизированное и изолированное помещение, а также создать надлежащие условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки:
а) обеспечить участвующих в аудиторской проверке специалистов Исполнителя пропусками;
б) ограничить доступ любых третьих лиц в выделенное помещение, за исключением тех лиц, которые в соответствии с п.2.1.4. Договора могут давать дополнительные разъяснения и объяснения по материалам проверки.
2.1.6. Предпринимать все меры по поддержанию и оказанию помощи Исполнителю для наиболее успешного выполнения им своих обязательств.
2.1.7. Подписать Акт об оказании услуг, являющийся неотъемлемой частью настоящего Договора, после представления Исполнителем заключения (отчета), и вернуть один экземпляр Исполнителю. В случае невозвращения подписанного акта в течение 5 дней акт считается подписанным.
2.1.8. Оперативно устранять все выявленные аудиторской проверкой нарушения и самостоятельно устранять ошибки в периодах, не попавших в объект выборочной проверки, в т.ч. по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности. Заказчик самостоятельно принимает решение о целесообразности использования предложений и рекомендаций Исполнителя.
2.1.9. Заказчик имеет право увеличить время работы, обращаться за консультациями в счёт времени, утвержденного Программой, или по дополнительным соглашениям.
2.2. Исполнитель обязуется:
2.2.1. Провести выборочную аудиторскую проверку в соответствии с действующим законодательством и представить Заказчику в срок до …... аудиторское заключение о достоверности (недостоверности) годового бухгалтерского отчета (баланса) и отчета о прибылях и убытках ООО «Восход» по состоянию на конец отчетного года.
2.2.2. Выполнять работы, указанные в статье 1 настоящего Договора на основании первичных документов и строго по времени, согласованному с Заказчиком.
2.2.3. Обеспечить конфиденциальность результатов работы в части информации, составляющей коммерческую тайну Заказчика.
2.2.4. Приступить к работе в соответствии с утвержденной Программой при поступлении предоплаты согласно п.п. 5.1. Договора.
СТАТЬЯ 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
3.1. Исполнитель не несет ответственности за достоверность предоставленных ему Заказчиком первичных документов или другой информации и за ограниченность круга вопросов и документов.
3.2. Ни одна из сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему Договору третьим лицам без письменного согласия другой стороны.
3.3. В случае непредставления Заказчиком информации, необходимой для выполнения работ по Договору, а также непринятия работ, выполненных Исполнителем в соответствии с условиями настоящего Договора, Заказчик возмещает Исполнителю связанные с таким выполнением Договора убытки.
3.4. В случае исполнения Заказчиком рекомендаций Исполнителя, повлекших за собой штрафные санкции, Исполнитель за свой счёт отстаивает интересы Заказчика либо возмещает Заказчику понесенные им убытки в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
3.5. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязанностей по Договору, если таковое явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (военные действия, пожары, землетрясения, наводнения, забастовки, действия правительства по запрещению). Сторона, для которой эти обстоятельства наступили, должна немедленно уведомить сторону-контрагента, предоставив соответствующий сертификат.
СТАТЬЯ 4. СТОИМОСТЬ УСЛУГ ПО ДОГОВОРУ
4.1. Стоимость услуг по Договору определяется в сумме …... без НДС. Исполнитель не является плательщиком НДС.
4.2. В случае, если Исполнитель будет являться плательщиком НДС, и при введении законодательством иных налогов, увеличивающих стоимость услуг, стоимость Договора соответственно увеличится.
СТАТЬЯ 5. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
5.1. Заказчик в 5-дневный срок после подписания Договора предварительно оплачивает Исполнителю аванс в размере 50% от стоимости услуг по Договору. Остальную сумму по мере оказания услуг, но не позднее …...
5.2. В случае, если Заказчик не оплатил в срок выполненную Исполнителем работу, и не оговорены другие сроки оплаты, то Заказчик оплачивает пени в размере …..% за каждый день просрочки от суммы задолженности.
СТАТЬЯ 6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
6.1. Документы и материалы, связанные с предметом Договора, как оригиналы, так и дубликаты, признаются Сторонами строго конфиденциальными, а сведения, содержащиеся в них, рассматриваются, как коммерческая тайна Сторон. Режим сохранения коммерческой тайны включает в себя обязательство Сторон об обеспечении ознакомления с коммерческой тайной в смысле настоящего Договора только тех сотрудников, которые должны быть допущены к ней в силу служебных обязанностей.
6.2. Стороны обязуются принимать все необходимые меры для предотвращения разглашения конфиденциальной информации путем исключения любой формы передачи, в том числе путем устных высказываний, совершения конкретных действий, молчания и иных действий (бездействий), при совершении которых можно сделать однозначный вывод о передаче информации.
6.3. В случае необходимости при получении письменного согласия Стороны, другая Сторона вправе открыть доступ к конфиденциальной информации (ее части) заинтересованным лицам в оговоренном объеме, оправданном таким разглашением.
6.4. В случае несоблюдения настоящего условия виновная Сторона выплачивает в пользу другой Стороны неустойку в размере стоимости услуг по Договору.
6.5. В случае несоблюдения настоящего условия в период действия Договора Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке с уплатой виновной Стороной неустойки в размере, указанном в пункте 6.4. настоящей Статьи.
СТАТЬЯ 7. УСТУПКА (ЦЕССИЯ) ДОГОВОРА
7.1. Стороны согласны с тем, что передача как отдельных прав и обязанностей, так и Договора в целом, может осуществляться третьим лицам только с предварительного письменного согласия другой Стороны.
7.2. Правопреемник Стороны в Договоре непосредственно принимает права и обязанности, вытекающие из данного договора, в том числе права и обязанности в связи с решением возможных споров по Статье 9 настоящего Договора.
СТАТЬЯ 8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА
8.1. Помимо случаев прекращения настоящего Договора, предусмотренных другими его пунктами, каждая из Сторон может расторгнуть Договор и по причинам, упомянутым в данной Статье.
8.2. Если, по мнению одной из Сторон Договора, исполнение Договора невозможно из-за несоблюдения обязательств другой стороной или в связи с наступлением обстоятельств другой Стороной или в связи в с наступлением обстоятельств, затрудняющих или препятствующих исполнению Договора, то Сторона, для которой наступили эти обстоятельства, обязана направить другой Стороне письменное извещение с указанием причин, обусловливающих расторжение Договора.
8.3. Сторона, получившая извещение с предложением о прекращении Договора, обязана в течение 5 (пяти) дней письменно изложить свою точку зрения и дать предложения в связи с возникшими трудностями. Если Стороны Договора придут к соглашению, что несоблюдение, задержки и другие трудности по исполнению Договора будут устранены, или, если исполнение Договора не может быть продолжено в течение последующих 10 (десяти) дней, то обе Стороны имеют право расторгнуть Договор в письменном виде в течение 5 (пяти) дней со дня получения письменного извещения по пункту 8.2. настоящего Договора.
8.4. В случае расторжения Договора по смыслу данной Статьи Стороны в Договоре должны выполнить свои обязательства, возникшие до дня расторжения.
8.5. В случае расторжения Договора в одностороннем порядке без объективных причин виновная Сторона уплачивает неустойку в размере стоимости услуг по Договору.
СТАТЬЯ 9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
9.1. В случае возникновения споров между Исполнителем и Заказчиком по вопросам, вытекающим из настоящего Договора, Стороны примут все меры по разрешению их путем переговоров между собой. Споры или разногласия, по которым не достигнута договоренность, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде.
9.2. Все дополнения и изменения к настоящему Договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами.
9.3. Настоящий Договор составлен в 2 (двух) экземплярах по одному для каждой стороны.
СТАТЬЯ 10. СРОК ДЕЙСТВИЯ
10.1. Договор вступает в силу со дня его подписания и действует до момента производства окончательных расчетов по настоящему Договору.
ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН:
Исполнитель Заказчик