Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Общая характеристика договора энергоснабжения_____________ 5
1.1. Понятие и предмет договора, его особенности___________________ 5
1.2. Содержание договора энергоснабжения________________________ 9
Глава 2. Особенности заключения и расторжения договора энергоснабжения 14
2.1. Порядок заключения договора_______________________________ 14
2.2. Разрешение разногласий при заключении договора энергоснабжения 15
2.3. Ответственность по договору энергоснабжения_________________ 21
Глава 3. Некоторые проблемы и вопросы, возникающие при рассмотрении споров, связанных с договорами энергоснабжения___________________________ 25
Заключение____________________________________________________ 31
Список источников и литературы__________________________________ 33
Введение
На рубеже XIX—XX вв, энергоснабжение стало необходимым элементом жизни общества, обязательным условием развития экономики. В снабжении энергией в той или иной форме нуждается большинство используемых современной цивилизацией предметов: электрические машины, производственное оборудование, жилища, электронные устройства и др. Правовой формой, опосредующей процессы потребления энергии, и выступает договор энергоснабжения.
Возможность передачи и потребления энергии только через присоединенную сеть является одной из главных особенностей договора энергоснабжения. Она позволяет отличать его от сходных обязательств, например поставки. Так, договор, по которому осуществляется продажа природного газа в баллонах, будет оформляться как поставка или купля-продажа. Если же газ передается потребителю через присоединенную сеть, то налицо договор энергоснабжения.
В ходе реформирования в нашей стране электроэнергетики трансформируется существовавшая система хозяйственных отношений в этой отрасли: созданы новые инфраструктурные субъекты, коренным образом пересмотрены договорные связи на электроэнергетическом рынке.
Одновременно с принятием Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"[1] (далее - Федеральный закон), установившего правовые основы указанных преобразований, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"[2] нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре снабжения электрической энергии был придан субсидиарный по отношению к специальному законодательству характер. В результате этого существенные изменения претерпела иерархия правовых актов, регулирующих договорные отношения по снабжению электрической энергией. Наивысшей юридической силой стали обладать нормы Федерального закона и иных законов, принимаемых в рассматриваемой сфере. Затем следуют положения подзаконных правовых актов, и, наконец, нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения применяются к отношениям по снабжению электрической энергией, "если законом или иными правовыми актами не установлено иное" (п. 4 ст. 539 ГК РФ).
В связи с этим возникла практическая необходимость обоснования места договора энергоснабжения в структуре предусмотренных Федеральным законом договорных моделей, опосредующих оборот электрической энергии, и рассмотрения возможности применения к отношениям по передаче электрической энергии норм ГК РФ о договоре энергоснабжения.
Целью данной работы является рассмотрение договора энергоснабжения.
Глава 1. Общая характеристика договора энергоснабжения
1.1. Понятие и предмет договора, его особенности
Договором энергоснабжения называется договор, по которому одна сторона (энергоснабжающая организация) обязуется подавать энергию (или энергоносители) через присоединенную сеть другой стороне (абоненту), которая обязуется оплачивать ее, а также обеспечивать установленный режим и безопасность потребления энергии (или энергоносителей) (п.1 ст. 539 ГК).
Этот договор является разновидностью договора купли-продажи и регулируется нормами § 6 главы 30 ГК. В части, не противоречащей Кодексу, действуют специальные нормативные акты об энергоснабжении - Оставшиеся неурегулированными вопросы могут решаться на основе общих положений ГК о купле-продаже (но не норм о поставке).
Договор энергоснабжения является консенсуалъным, возмездным, взаимным. В силу прямого указания п. 1 ст. 426 ГК это — договор публичный однако требовать его заключения абонент вправе лишь при наличии у него необходимого энергопринимающего оборудования, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 539 ГК).
В зависимости от предмета и состава участников договора энергоснабжения выделяются такие его разновидности, как: договор снабжения электрической энергией, договор о реверсивных перетоках электроэнергии, договор о взаимном резервировании электроснабжения3, договор снабжения газом, договоры снабжения тепловой энергией, водой, нефтью и нефтепродуктами и другие. Выделение особых видов энергоснабжения, обусловленных только личностью потребителей (производственных, сельскохозяйственных предприятий, государственных учреждений, других некоммерческих организаций и т. п.), нецелесообразно, поскольку эти особенности влияют в основном лишь на цену договора. Однако специфика энергоснабжения
Сторонами этого договора являются две энергоснабжающие организации (электростанции), которые обязуются восполнять друг у друга дефицит энергии или мощности в период пиковых нагрузок или спадов энергопотребления. В результате происходит последовательный переток энергии во встречных направлениях — реверс.[3]
Его сторонами являются два промышленных абонента (потребителя энергии), взаимно гарантирующих бесперебойное снабжение друг друга энергией. Если один из абонентов не сможет получать энергию через свою присоединенную сеть, его будет снабжать другой абонент.
Условия этого договора существенно различаются в зависимости от того, кто является потребителем: посредническая сбытовая организация или конечный потребитель.[4] абонентов-граждан проявляется и в особом характере прав и обязанностей сторон по договору, что позволяет выделить его в особый вид договора энергоснабжения.
Сторонами договора энергоснабжения могут выступать граждане и юридические лица. Продавцом по договору обычно является предприниматель — энергоснабжающая организация (электростанция, производитель или перепродавец газа). В целях развития конкуренции на отдельных товарных рынках (например, электроэнергии) государство устанавливает специальные требования к субъектному составу договоров энергоснабжения. Так, продажа и покупка электрической энергии на федеральном оптовом рынке электрической энергии осуществляются на основании договоров с Российским акционерным обществом «ЕЭС России» или уполномоченными им организациями. Соответственно, «ЕЭС России» выступает либо как покупатель, либо в качестве продавца электроэнергии. В отдельных случаях продавцом по договору энергоснабжения может выступать первичный потребитель, передающий принятую им энергию другому лицу (субабоненту) с согласия энергоснабжающей организации.
Покупателем (абонентом) по договору может быть как юридическое лицо (в том числе перепродавец), так и гражданин.
Предметом договора энергоснабжения, который является его единственным существенным условием, обычно выступают энергия (в различных формах) л энергоносители, т. е. вещества, выделяющие энергию в процессе их использования (пар, газ). В силу прямого указания п.2 ст. 548 ГК предметом этого договора могут быть также и другие товары: нефть, нефтепродукты, вода, причем этот перечень является открытым. Как же определить круг товаров, которые могут продаваться на основе договора энергоснабжения? Если передача и использование продуктов получателем возможны только с помощью специальной присоединенной сети, их оборот будет осуществляться в форме договора энергоснабжения.
Цена договора в большинстве случаев определяется не самими сторонами, а утвержденными государством тарифами. Они различаются в зависимости от субъектного состава договора и периодически индексируются с учетом темпов инфляции.
Договор энергоснабжения, по общему правилу, считается заключенным на неопределенный срок (п. 2 ст. 540 ГК). Однако договоры с участием юридических лиц обычно содержат условие о сроке, продолжительность которого определяется самими сторонами. Пункты 2 и 3 ст. 540 ГК устанавливают специальные правила о сроках, направленные на обеспечение бесперебойного снабжения потребителей энергией. Так, договор, заключенный на срок, считается продленным на тот же срок, если до его окончания ни одна из сторон не заявит об обратном. Если же стороной внесено предложение о заключении нового договора, то прежнее соглашение продолжает действовать вплоть до замены его новым.
Форма и порядок заключения договора различаются в зависимости от личности абонента и целей использования товара. Так, договор на энергоснабжение юридических лиц или граждан-предпринимателей всегда заключается в письменной форме. Если же абонентом выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети в установленном порядке (п. 1 ст. 540 ПС). Это правило имеет двоякое значение. Во-первых, договор энергоснабжения гражданина может заключаться путем совершения конклюдентных действий — подключения к сети (без облечения в письменную форму). Во-вторых, такой договор, совершенный в письменной форме, вступит в силу лишь с момента фактического подключения к сети. Из содержания ст. 539 ГК РФ усматривается, что договору энергоснабжения присущ ряд характерных черт, отсутствующих у значительного числа гражданско-правовых договоров. К таковым относятся необходимость иметь присоединенную к энергоснабжающей организации сеть, обязанность абонента соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей, исправность токоприемников и приборов учета. Договор энергоснабжения является разновидностью купли-продажи и регулируется нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ. В части, не противоречащей Кодексу, действуют специальные нормативные акты об энергоснабжении. Оставшиеся неурегулированными вопросы могут решаться на основе общих положений ГК РФ о купле-продаже (но не норм о поставке).
Иерархия норм, регулирующих другие виды договоров о снабжении продукцией (тепловой энергией, газом, нефтепродуктами, водой) через присоединенную сеть, иная: они регулируются специальными нормативными актами и лишь в части, не противоречащей им, - ГК РФ.
Сложившаяся судебная практика по разрешению экономических споров в сфере энергоснабжения показывает, что суды сталкиваются с трудностями при толковании и применении норм права в сфере энергоснабжения, поэтому представляется полезным провести анализ рассматриваемой проблемы на примерах осуществления правосудия по конкретным делам названной категории.
Энерго- и теплоснабжающие организации по характеру деятельности обязаны подавать электрическую и тепловую энергию каждому, кто к ним обратится (при наличии у обратившегося лица энерго-, теплопринимающего устройства, которое может быть присоединено к соответствующим сетям). В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения признается публичным.[5]
Кроме того, будучи субъектами естественных монополий, энерго- и теплоснабжающие организации, связанные с потребителями передающими сетями и трубопроводами, в случаях, предусмотренных в ст. 8 Федерального закона "О естественных монополиях", обязаны заключать договор независимо от того, является он публичным или нет.
1.2. Содержание договора энергоснабжения
Главной обязанностью продавца является подача абоненту энергии (энергоносителей): а) в определенном количестве; б) с соблюдением согласованного режима подачи; в) установленного качества.
А. Количество подаваемой энергии, как следует из толкования пп.1 и 2 ст. 541 ГК, относится к существенным условиям договора лишь тогда, когда абонентом является юридическое лицо или гражданин, использующий энергию для предпринимательских целей. Одна из особенностей условия о количестве в договоре энергоснабжения состоит в том, что оно определяет предельное количество энергии, которое вправе получить абонент. Фактическое количество потребленной энергии, как правило, меньше установленного договором максимума и определяется в соответствии с данными учета (например, показаниями электросчетчика). В большинстве случаев договор энергоснабжения дает абоненту право изменить количество принимаемой энергии в одностороннем порядке (условие «около»), возместив при этом дополнительные расходы продавца.
Гражданин, использующий энергию для бытовых нужд, вправе получать ее в любом необходимом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК). Следовательно, в таком договоре энергоснабжения условие о количестве не относится к существенным.
Особенность энергии в физическом смысле — в тесной взаимосвязи ее количественных и качественных характеристик. Поэтому любое нарушение условия о количестве неизбежно влечет изменение качества (при прочих равных условиях). Таким образом, подача энергоснабжающей организацией меньшего, нежели согласованное сторонами, количества энергии означает либо перерыв в подаче (т. е. нарушение режима), либо ухудшение качества энергии. Соответствующим образом определяются и последствия такого нарушения.
Б. Режим подачи энергии, т. е. количество и качество энергии, передаваемой в разное время, определяется соглашением сторон. По общему правилу, снабжение энергией должно производиться путем ее непрерывной подачи абоненту. Однако договор может предусматривать и условия о перерывах (прекращениях) и ограничениях подачи (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 546 ГК). Также снабжение энергией может прерываться (прекращаться) или ограничиваться энергоснабжающей организацией в одностороннем порядке для предотвращения или ликвидации аварий (п. 3 ст. 546 ГК).
В отличие от условий об ассортименте купли-продажи и периодичности поставок, режим (график) подачи энергии является существенным условием договора (если абонент — юридическое лицо или гражданин-предприниматель). Гражданин, использующий энергию для бытовых нужд, вправе потреблять ее в любом режиме.
Нарушение согласованного режима подачи энергии влечет применение к энергоснабжающей организации мер гражданско-правовой ответственно-
Единицами измерения количества являются: киловатт-час или киловольт-ампер электроэнергии, гигакалория тепловой энергии, кубический метр газа или воды и т. д.
Энепгоснабжающая организация может подать меньшее количество энергии, не прерывая подачи, например: понизив давление газа в трубопроводе или его теплотворную способность (изменив химический состав); снизив мощность, которую может использовать потребитель электроэнергии (в результате чего падает напряжение); уменьшив температуру и (или) давление горячей воды в отопительных сетях. В этих случаях нарушение условия о количестве одновременно является и нарушением условия о качестве энергии, и наоборот.. Однако основания ответственности зависят от причины нарушения. Так, ответственность энергоснабжающей организации за перерыв в подаче энергии наступает только при наличии ее вины, если перерыв произошел по причинам, допускаемым законодательством (например, вследствие аварии в присоединенной сети). В остальных случаях энергоснабжающая организация несет ответственность на началах риска.
В. Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям государственных стандартов и другим обязательным правилам. Отдельные качественные показатели устанавливаются соглашением сторон договора (например, напряжение электроэнергии, температура горячей воды, давление газа). Способы определения качества энергии, учитывая их техническую сложность, обычно регулируются в императивном порядке специальными нормативными актами (как правило, ГОСТами), реже — соглашением сторон.
Нарушение энергоснабжающей организацией условия о качестве дает абоненту право отказаться от оплаты такой энергии, а также взыскать убытки в форме реального ущерба. Но, если он все же использовал недоброкачественную энергию, энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что он неосновательно сберег вследствие использования этой энергии по правилам о неосновательном обогащении (п. 2 ст. 1105ГК).
Дополнительные обязанности энергоснабжающей организации предусмотрены для договоров с абонентами-гражданами, использующими энергию для бытового потребления. В этих случаях энергоснабжающая организация должна обеспечивать безопасность (надлежащее техническое состояние) энергетических сетей и приборов учета потребления энергии (п. 2 ст. 543 ГК), а также несет другие обязанности.
Обязанности абонента по договору энергоснабжения значительно отличаются от обязанностей покупателя при купле-продаже и включают:
а) обеспечение безопасности потребления энергии; б) соблюдение установленного режима потребления; в) оплату принятой энергии; г) информирование энергоснабжающей организации о нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Отдельными разновидностями договора энергоснабжения могут устанавливаться дополнительные обязанности абонента. Так, при снабжении абонента тепловой энергией он обязан возвращать энергоснабжающей организации обратную сетевую воду (при получении горячей воды) или конденсат (при получении пара).
А. Потребитель обязан обеспечивать безопасность использования энергии, для чего необходимо поддерживать в надлежащем техническом состоянии составные части присоединенной сети, находящиеся в его ведении (п. 1 ст 543 ГК). Эта обязанность не распространяется на граждан, использующих энергию для бытовых нужд (п. 2 ст. 534 ГК). Однако граждане-потребители должны соблюдать правила техники безопасности при пользовании
энергией (п. 4.2.4 Правил предоставления коммунальных услуг), в том числе поддерживать в исправном состоянии соответствующие устройства и приборы (краны, газовые и электрические плиты, внутриквартирную электропроводку и т. п.).
Б. Соблюдение абонентом режима потребления энергии, установленного законодательством и договором, необходимо для обеспечения интересов других абонентов. Так, перерасход энергии одними абонентами (особенно в период пиковых нагрузок энергосистемы) может сказаться на подаче ее другим в необходимом количестве.
Кроме того, вследствие несоблюдения режима потребления может пострадать и качество энергии. Применительно к электроснабжению законодательство специально регулирует обязанность промышленного потребителя поддерживать качество электроэнергии на соответствующем уровне.
Нарушение установленного режима потребления дает энергоснабжающей организации право на взыскание с абонента реального ущерба, а в некоторых случаях — неустойки.
В. Абонент должен оплачивать принятую им энергию. Поскольку обязанности принятия энергии по договору энергоснабжения не существует, абонент оплачивает только фактически принятое им количество энергии в coon. с и с данными учета (п. 1 ст. 544 ГК).
Порядок и сроки расчетов за энергию определяются законодательством или coглашением сторон. Так, оплата электрической и тепловой энергии, а также газо- и водоснабжения гражданами-потребителями производится ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за оплачиваемым (п. 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг). Сроки расчетов по договорам между юридическими лицами определяются соглашением сторон.
Просрочка оплаты энергии абонентом свыше определенного срока дает энергоснабжающей организации право прекратить подачу энергии. Кроме того, возможно взыскание с абонента неустойки, размер которой определяется либо соглашением сторон (в договорах с участием юридических лиц), либо нормативным актом (в договорах энергоснабжения граждан).
Г. Абонент обязан немедленно сообщать энергоснабжающей организации обо всех авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п.1 ст. 543 ГК), независимо от того, по чьей вине они произошли. Это — своеобразный аналог условия, предусмотренного ст. 483 ГК. Закон не устанавливает специальных последствий нарушений этой обязанности. Следовательно, они влекут применение общих мер гражданской ответственности в форме возмещения реального ущерба.
В дополнение к общим правам покупателя, предусмотренным § 1 главы 30 ГК, по договору энергоснабжения абонент имеет право: во-первых, принять нужное ему количество энергии в пределах, предусмотренных договором, что означает и возможность одностороннего отказа абонента от принятия энергии; во-вторых, с согласия энергоснабжающей организации передать принятую им энергию субабоненту (ст. 545 ГК).
Глава 2. Особенности заключения и расторжения договора энергоснабжения
2.1. Порядок заключения договора
Порядок заключения договора энергоснабжения различается в зависимости от того, заключается ли договор с гражданином или юридическим лицом. Процедура заключения и прекращения договора с гражданами на потребление энергии на бытовые нужды упрощена. Согласно ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Такой договор считается заключенным на неопределенный срок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
С учетом многочисленности потребителей энергии, длительности договорных связей и в целях обеспечения стабильности договорных отношений п. 2 названной статьи ГК РФ предусмотрено, что договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо заключении нового договора. Это правило относится как к юридическим, так и к физическим лицам, с которыми заключен договор. Оно устраняет возможную неопределенность во взаимоотношениях абонента и энергоснабжающей организации на период перезаключения договора, длящийся иногда месяцами.
В соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Для реализации данных условий абонент должен обратиться с заявлением в энергоснабжающую организацию о подключении к ее сети. Энергоснабжающая организация выдает технические условия, выполнение которых необходимо для заключения договора энергоснабжения. После выполнения технических условий энергоснабжающая организация выдает справку об их выполнении и акт допуска приборов учета к расчетам. Данную справку абонент представляет в соответствующий орган Госэнергонадзора, который проверяет на соответствие энергоустановки абонента Правилам установки энергоустановок (ПУЭ) и выдает акт допуска электроустановок в эксплуатацию. По выполнению данных условий абонент имеет право заключить договор энергоснабжения. Энергоснабжающая организация предлагает свой проект договора.
Порядок согласования условий публичного договора регулируется ст. 445 ГК РФ. В пункте 2 данной статьи установлено, что если оферта (проект договора) исходит от стороны, для которой заключение договора обязательно, и на ее предложение имеется ответ другой стороны в виде протокола разногласий к условиям договора, направленный в течение 30 дней, энергоснабжающая организация должна рассмотреть возникшие разногласия в 30-дневный срок. По результатам такого рассмотрения энергоснабжающая организация может принять договор в редакции, зафиксированной в протоколе разногласий другой стороны. В этом случае договор будет считаться заключенным с момента получения этой стороной извещения о принятии соответствующих условий договора в ее редакции. В ином случае энергоснабжающая организация может сообщить стороне, заявившей о разногласиях к условиям договора, об отклонении (полностью или частично) протокола разногласий.
Получение извещения об отклонении протокола разногласий либо отсутствие ответа о результатах его рассмотрения по истечении 30-дневного срока дает право стороне, заявившей о разногласиях к предложенным условиям договора, обратиться в суд с требованием о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора. В случае непередачи в арбитражный суд в 30-дневный срок протокола разногласий по условиям договора, относящимся к существенным, договор считается не заключенным.
2.2. Разрешение разногласий при заключении договора энергоснабжения
Рассмотрим порядок разрешения разногласий сторон, возникающих при заключении договора энергоснабжения (так называемые преддоговорные споры), к которым относятся разногласия сторон по существенным условиям договора:
о количестве подаваемой энергии и режиме ее потребления;
о качестве подаваемой энергии;
о цене (тарифах) на подаваемую энергию и порядке ее оплаты;
об ответственности сторон за нарушение условий договора;
о размере и порядке взыскания договорных неустоек;
о границе разделения ответственности;
о порядке временного ограничения или прекращения подачи электроэнергии;
о порядке одностороннего расторжения договора.
Для исключения ошибок при обращении в суд за разрешением преддоговорного спора по договору энергоснабжения необходимо учитывать нормы закона, которые регулируют порядок заключения договора этого вида.
При необоснованном отклонении энергоснабжающей организации от заключения договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, т.е. договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Кроме того, абонент вправе потребовать взыскание убытков, вызванных уклонением от заключения договора.
В соответствии с постановлением Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8[6] в случае предъявления иска о понуждении заключить договор энергоснабжения бремя доказывания отсутствия возможности подать потребителю соответствующий вид энергии возложено на энергоснабжающую организацию. В то же время с иском о понуждении заключить договор энергоснабжения вправе обратиться в суд только контрагент энергоснабжающей организации.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор энергоснабжения должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Таким образом, соответствие договора энергоснабжения нормам Гражданского кодекса, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, а также правилам, принятым в соответствии со ст. 539 ГК РФ, является обязательным, и все споры, возникающие при заключении договора энергоснабжения, чаще всего сводятся к приведению условий договора, содержащихся в оферте энергоснабжающей организации, в соответствие с законом.
Порядок изменения и расторжения договора энергоснабжения регламентируется ст. 546 ГК РФ. Абзац 1 п. 1 указанной статьи рассматривает случай, когда абонентом договора энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления. Он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Энергоснабжающая организация вправе приостановить действие договора энергоснабжения в случае неоплаты абонентом (физическим лицом) потребленной электроэнергии более трех расчетных периодов (Правила предоставления коммунальных услуг[7]) путем прекращения подачи электроэнергии. Это право энергоснабжающей организации подтверждено решением ВС РФ от 24 июля 2003 г. N ГКПИ 03-613[8]. При этом суд считает, что реализация права энергоснабжающей организации прекратить подачу энергии не является расторжением договора энергоснабжения в одностороннем порядке.
Абзац 2 п. 1 ст. 546 ГК РФ предусматривает право энергоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Статья 523 ГК РФ устанавливает право одностороннего отказа от исполнения договора поставки в случае его существенного нарушения. Применяя положение ст. 523 ГК РФ к энергоснабжению, можно выделить лишь одно основание, относящееся к существенному нарушению договора энергоснабжения, - неоднократное нарушение сроков оплаты.
Однако в законе или иных правовых актах могут быть предусмотрены случаи, когда не допускается отказ от энергоснабжения юридического лица, несмотря на неоплату энергии. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2002 г. N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства"[9] были установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, обязательные для включения в договоры энергоснабжения, заключаемые с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы).
К особым условиям данным постановлением отнесена обязанность поставщика и энергоснабжающей организации не производить ограничение подачи газа, электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счет. Обязанность потребителя заключается в предоставлении подтверждения наличия установленного ему лимита в рамках бюджетных обязательств; оплате потребленной энергии ежемесячно в полном объеме в пределах доведенных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств; информировании главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета о необходимости исполнения поставленных в установленном порядке на учет в органе федерального казначейства обязательств по оплате газа, электрической и тепловой энергии при несвоевременном поступлении средств на его лицевой счет, открытый в органе федерального казначейства.
Постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованными ими) топливно-энергетических ресурсов"[10] предусмотрен льготный порядок ограничения или прекращения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен. В данном Порядке предусмотрена последовательность действий энергоснабжающей организации сначала по предупреждению потребителя о необходимости уплаты задолженности за топливно-энергетические ресурсы в установленный срок, затем по ограничению подачи энергии при невыполнении этих требований и полному прекращению подачи энергии до погашения задолженности.
Особое внимание необходимо уделить вопросам перерыва, прекращения и ограничения подачи энергии, которым посвящены п. 2 и 3 ст. 546 ГК РФ.
Пункт 2 данной статьи устанавливает, что перерыв, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением, когда удостоверенное органом Государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. В таком случае энергоснабжающая организация обязана предупредить абонента о соответствующем перерыве, ограничении или прекращении подачи энергии. Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче электроэнергии без предупреждения абонента, обязана возместить потребителю ущерб, причиненный указанными действиями (ст. 547 ГК РФ). В качестве примера можно привести случай из арбитражной практики.
Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к энергоснабжающей организации о взыскании ущерба, причиненного истцу в результате перерыва в подаче электроэнергии без соответствующего предупреждения.
Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал, сославшись на то, что перерыв в подаче электроэнергии был связан с невыполнением потребителем предписания Государственного энергетического надзора об устранении недостатков в электроустановках.
Кассационная инстанция решение суда первой инстанции отменила, исковые требования удовлетворила на основании п. 2 ст. 46 Гражданского кодекса РФ.
Без предупреждения потребителя перерыв в подаче энергии допускается только при необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации (п. 3 ст. 546 Кодекса).
Поскольку перерыв в подаче энергии не был связан с принятием мер по предотвращению или ликвидации аварии, энергоснабжающая организация не вправе была прерывать подачу энергии без предупреждения абонента.
В таких случаях действия энергоснабжающей организации рассматриваются как ненадлежащее исполнение ею обязательств по договору энергоснабжения и влекут за собой ответственность, установленную ст. 547 Гражданского кодекса РФ.
Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ[11] в п. 2 ст. 546 ГК РФ внесено дополнение абзацем следующего содержания:
"Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии".
В данном случае также необходимо руководствоваться Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии, газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) энергетических ресурсов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1.[12]
Однако ни Порядок, ни смысл нового абзаца ст. 546 ГК РФ не говорят о расторжении или изменении договора. В данном случае ограничение или прекращение подачи энергии подразумевает защиту прав энергоснабжающей организации как временную меру воздействия на должника.
Утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 644[13] Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем энергоснабжения определяет порядок действий энергоснабжающей организации по ограничению или прекращению подачи электроэнергии потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения и является обязательным для всех электростанций, энергоснабжающих организаций и потребителей электроэнергии независимо от формы собственности, за исключением потребителей, включенных в перечень, утвержденный в качестве приложения к указанному Положению. В Положении прекращение подачи энергии рассматривается в качестве перерыва в подаче энергии и не может квалифицироваться как расторжение договора.
2.3. Ответственность по договору энергоснабжения
Основания применения мер гражданско-правовой ответственности различаются в зависимости от субъекта ответственности. Так, граждане, использующие энергию для бытовых нужд, отвечают за нарушение условий договора лишь при наличии своей вины. Лица, нарушившие договор при осуществлении ими предпринимательской деятельности (индивидуальные и коллективные предприниматели), несут ответственность на началах риска.
Однако из этого правила сделано одно исключение для энергоснабжающих организаций. Если перерыв в подаче энергии абоненту произошел по основаниям, допускаемым законодательством, энергоснабжающая организация несет ответственность за причиненные убытки лишь при наличии своей вины (п. 2 ст. 547 ГК). Такими основаниями являются, в частности, перерыв или прекращение подачи энергии, которые были необходимы для принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе энергоснабжающей организации. В остальных случаях энергоснабжающая организация отвечает за убытки, причиненные абоненту, независимо от вины.
Нарушение энергоснабжения, как правило, влечет тяжелые последствия. Так, короткий перерыв в подаче электроэнергии на предприятие, выпускающее алюминий или ведущее плавку в электропечах, означает выход из строя оборудования и полную остановку производства. С другой стороны, многие нарушения абонентами условий энергоснабжения немедленно негативно сказываются на тысячах других потребителей.
Например, Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Татэнерго", на решение от 02.06.2003 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-3509/2003-СГ1-18, по иску открытого акционерного общества "Татэнерго", г.Казань, к Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление пос.Дербышки Советского района г.Казани", г.Казань о взыскании 2147153,38 рублей основного долга, установила:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2003 г. по делу N А65-3509/2003-СГ1-18 заявителю в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Истец, не согласившись с решением суда, просит в своей кассационной жалобе его отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалуемого судебного акта, нашла его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, сторонами был заключен 01.08.2002 г. договор N 1309 энергоснабжения, в соответствии с которым истец подавал, а ответчик принимал по присоединенным сетям электрическую энергию.
В связи с частичной неоплатой полученной ответчиком электроэнергии и отказа от акцепта платежных требований истца, последний обратился в арбитражный суд с иском к ответчику о принудительном взыскании суммы долга.
Арбитражный суд Республики Татарстан, признав договор энергоснабжения незаключенным, а задолженность ответчика несуществующей, в иске отказал.
Кассационная инстанция считает, что вывод первой инстанции не в полной мере основан на обстоятельствах дела и противоречит представленным в деле доказательствам.
Так, основанием признания договора незаключенным послужило отсутствие согласования, по мнению первой инстанции, существенного условия договора, каковым является, в силу ст.541 Гражданского кодекса Российской Федерации, количество подаваемой электроэнергии. Однако, п.2.1 договора предусматривает согласованное количество годового потребления электроэнергии ответчиком - 23249,16 тыс.кВт.ч.
В качестве другого основания к отказу в иске суд указал на отсутствие долга в соответствии с данными ответчика учета полученной электроэнергии. Однако, согласно доводам истца, оплата произведена лишь на основании показаний квартирных счетчиков, в то время, когда согласно п.4.12 договора, оплате подлежит электроэнергия, потребленная и на освещение мест общего пользования, работу лифтов, насосов, потребление электрической энергии арендаторами по договорам с ответчиком, не имеющими прямых договоров с истцом.
Данное обстоятельство судом, вопреки требованиям ст.168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежаще не исследовано и должная оценка ему не дана.
Ссылку на справку по начислениям, оплате и задолженности ответчика перед истцом, как на доказательство отсутствия долга ответчика перед истцом, нельзя признать состоятельной, поскольку судом не проверены полномочия лица, подписавшего названную справку.
Поэтому суд, до установления соответствующих полномочий указанного лица, не вправе был принимать справку, как допустимое доказательство, в силу ст.68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При данных обстоятельствах нарушение судом норм процессуального права могло привести к принятию неправильного решения, в связи с чем решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Поволжского округа постановила:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2003 г. по делу N А65-3509/2003-СГ1-18 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление кассационной инстанции вступает в законную силу с момента принятия.[14]
В этих условиях возложение на каждого из нарушителей договора всей полноты ответственности быстро привело бы к их банкротству и в масштабах страны сильно ударило по экономике. По этой причине законодатель ограничивает ответственность сторон договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий обязанностью возместить лишь реальный ущерб, причиненный нарушением (п. 1 ст. 547 ПС), т. е. понесенные расходы, а также стоимость утраченного или поврежденного имущества.
Наряду с взысканием убытков в виде реального ущерба ответственность за нарушение условий договора энергоснабжения может выражаться и в уплате неустойки (как правило, законной), основные случаи взыскания которой рассмотрены применительно к отдельным обязанностям сторон.
Глава 3. Некоторые проблемы и вопросы, возникающие при рассмотрении споров, связанных с договорами энергоснабжения
Все возрастающее количество дел данной категории в практике федеральных арбитражных судов подтверждает, что трудностей у потребителя и энергоснабжающей организации при заключении договора энергоснабжения, а также его изменении и расторжении меньше не становится.
Чаще всего в арбитражно-судебной практике встречаются ситуации, когда энергоснабжающая организация не отказывает в заключении договора, однако стороны не согласовали ряд его условий. В этом случае в соответствии со ст. 446 ГК РФ как потребитель, так и энергоснабжающая организация вправе передать на рассмотрение суда разногласия, возникшие при заключении договора. Если же в этом случае абонент обращается с требованием о понуждении к заключению договора, то такой иск удовлетворению не подлежит.
Так, рассматривая дело по иску индивидуального предпринимателя о понуждении энергоснабжающей организации заключить договор энергоснабжения, суд установил, что ответчик не отказывал истцу в заключении договора. В отличие от общего порядка заключения договора, когда акцепт на иных условиях рассматривается в качестве новой оферты, получение извещения об акцепте на иных условиях от стороны, обязанной заключить договор энергоснабжения, дает право лицу, направившему оферту, передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения извещения об акцепте на иных условиях. В связи с изложенным суд сделал правильный вывод об отсутствии предусмотренных п. 4 ст. 445 ГК РФ оснований для обращения истца с требованием о понуждении к заключению договора, тогда как предметом иска является требование истца о заключении договора. При таких обстоятельствах иск о понуждении к заключению договора не подлежит удовлетворению.[15]
Как показывает практика, чаще всего на рассмотрение суда передаются условия о порядке оплаты электроэнергии, о которых речь шла выше.
В то же время следует учитывать, что нельзя считать заключенным договор энергоснабжения, если одна из сторон передала разногласия на рассмотрение суда.
Однако в судебной практике высказаны две позиции применительно к ситуации, когда лицо, для которого заключение договора не является обязательным, не передало возникшие при заключении договора энергоснабжения разногласия на рассмотрение суда:
если указанное лицо, не оспорив условия, предложенные энергоснабжающей организацией, пользовалось в спорный период услугами, оказываемыми ею, и производило их частичную оплату (совершение конклюдентных действий), признается, что договор энергоснабжения заключен на условиях, предложенных энергоснабжающей организацией.
Так, оставляя без изменения решение суда первой инстанции о взыскании с абонента задолженности по договору энергоснабжения в соответствии с расчетом энергоснабжающей организации, суд кассационной инстанции указал, что поскольку ответчик не передал возникшие при заключении публичного договора теплоснабжения разногласия на рассмотрение суда, не оспорив таким образом указанный в договоре размер годового количества потребляемой ответчиком электроэнергии, однако пользовался в спорный период услугами, оказываемыми истцом, и производил их частичную оплату, следует признать, что суд правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования о взыскании задолженности по оплате этих услуг, основанной на расчетах последнего.[16]
Другая позиция заключается в том, что в данном случае договор не может считаться заключенным.
Так, отменяя решение суда первой инстанции о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию по договору, суд кассационной инстанции указал, что, поскольку указанный договор подписан абонентом с протоколом разногласий по условиям, относящимся к существенным условиям договора, указанные разногласия по договору не были урегулированы сторонами и не передавались на рассмотрение суда, договор в силу ст. 432 ГК РФ считается незаключенным.[17]
Статьей 546 ГК РФ не предоставлено право энергоснабжающей организации изменять условия договора в одностороннем порядке.
Так, отменяя судебные акты нижестоящих судов, Президиум ВАС РФ указал, что, поскольку ст. 546 ГК РФ не предоставлено право энергоснабжающей организации изменять условия договора в одностороннем порядке, у суда не имелось оснований для взыскания с потребителя стоимости отпущенной электроэнергии с применением 10-кратного тарифа только при наличии уведомления энергоснабжающей организации, направленного своему контрагенту, об уменьшении установленной договором величины отпуска электроэнергии.[18]
Пунктом 24 ранее действовавших Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 N 226, предусматривалось право потребителя самостоятельно выбрать для проведения расчетов за электрическую энергию один из вариантов тарифа, предварительно уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию.
Однако данный пункт не регулировал порядок изменения договора, заключенного потребителем с энергоснабжающей организацией.
Суд отказал истцу в иске об обязании энергоснабжающей организации принимать оплату по одноставочному тарифу за поставленную энергию по договору, указав, что Постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 утверждены Основы ценообразования, однако им не установлено право потребителя при выборе варианта тарифа на одностороннее изменение условий заключенного договора на основании направленного уведомления.[19]
Аналогичная позиция высказана и в Постановлении ФАС ВСО от 31.08.2004 по делу N А10-843/04-Ф02-3478/04-С2.
Таким образом, по общему правилу изменение договора энергоснабжения осуществляется по соглашению сторон либо в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда при существенном нарушении договора иной стороной либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договорами, в частности при наличии условий, предусмотренных п. 2 ст. 451 ГК РФ.
Так, отменяя решение суда первой инстанции об изменении договора энергоснабжения в части исключения из него положений об авансовой форме платежа и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суд первой инстанции не установил, в чем существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при подписании договора.[20]
Изменение тарифа не относится к тем обстоятельствам, при наступлении которых сторона договора энергоснабжения вправе требовать внесения изменений в договор.
Суд отказал в иске потребителя к энергоснабжающей организации о внесении изменений в договор энергоснабжения в связи с изменением РЭК тарифов, указав, что изменение РЭК тарифов и несоответствие в связи с этим условий договора требованиям ст. 424 ГК РФ не может считаться тем существенным изменением обстоятельств, которые предусмотрены п. 2 ст. 451 ГК РФ и которые не могли быть известны истцу при заключении договора. Оставляя в силе указанное решение, суд кассационной инстанции указал, что при оплате за потребленную в спорный период электроэнергию стороны должны руководствоваться тарифами, установленными РЭК, независимо от того, содержит ли договор такое условие.[21]
В то же время следует отметить, что согласно п. 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии в секторе свободной торговли, выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию один из вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию, не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон) производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествовавший расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменения варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Таким образом, представляется, что Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 предусмотрена возможность одностороннего изменения условий договора путем направления соответствующего уведомления в сроки, предусмотренные Основами.
Расторжение договора по общему правилу возможно:
по соглашению сторон;
по требованию одной из сторон по решению суда по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 450, п. 2 ст. 451 ГК РФ;
в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения договора, если такая возможность предусмотрена законом или договором.
Возможность энергоснабжающей организации в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора предусмотрена по основаниям, указанным ст. 523 ГК РФ, и фактически сводится только к случаю неоднократного нарушения абонентом сроков оплаты поставленной энергии.
В то же время закон или иные правовые акты могут ограничивать право энергоснабжающей организации на отказ от исполнения договора. В первую очередь это касается объектов, обеспечивающих безопасность государства. В частности, Указом Президента РФ от 23.11.95 N 1173 указано на недопустимость ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Указом Президента РФ от 15.03.99 N 350 такие же ограничения введены в отношении Службы специальных объектов при Президенте РФ.
Если по общему правилу с истечением срока договора договор прекращает свое действие, то в отношении договора энергоснабжения данное положение имеет свои особенности.
Так, удовлетворяя требования энергоснабжающей организации о взыскании с абонента пеней за просрочку оплаты поставленной после направления ответчиком уведомления об изменении некоторых условий договора электроэнергии, суд согласился с расчетом истца, произведенного в соответствии с условиями ранее заключенного договора, указав, что в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ в указанный период до заключения нового договора отношения сторон регулировались ранее заключенным договором.[22]
Поскольку после 01.01.2005 энергоснабжающая организация не вправе совмещать функции сетевой компании, то о расторжении договора следует уведомлять сетевую организацию (видимо, в отношении договора, заключенного с гарантирующим поставщиком, данная обязанность лежит на поставщике).
Анализ действующего в области энергоснабжения законодательства, а также практики его применения со всей очевидностью свидетельствует о его несовершенстве. Обращают на себя внимание традиционная множественность и низкое качество нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения. Большинство норм данных актов в силу их несовершенства и двусмысленности настолько запутаны, что порой разобраться в них невозможно даже правоприменителю.
Имеет место неопределенность во многих существенных аспектах энергоснабжения, среди которых особо нужно выделить вопросы квалификации договорных отношений в электроэнергетике, в частности, отношений между абонентом и субабонентом.
Заключение
Договор энергоснабжения предусмотрен в ГК РФ как отдельный вид договора купли-продажи, в соответствии с которым энергоснабжающая организация подает (передает) абоненту энергию, а абонент принимает и оплачивает ее. Выделение договора энергоснабжения в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи обусловлено особым объектом данного договора - энергией и способом ее передачи - через присоединенную сеть.
К недостаткам нормативного регулирования энергоснабжения можно отнести также следующие обстоятельства.
В пунктах 2 и 3 ст. 546 ГК РФ установлена обязанность энергоснабжающей организации по предупреждению абонента о предстоящем перерыве, прекращении или ограничении подачи энергии. Между тем законодателем не определены конкретные сроки данного уведомления. В данной связи энергоснабжающая организация вправе проинформировать абонента о предстоящем перерыве, прекращении или ограничении подачи энергии в любой удобный для себя срок, и маловероятно, что при этом энергоснабжающей организацией будут учтены интересы и технологические особенности деятельности абонента. Очевидно, что подобные "правомерные" действия энергоснабжающих организаций могут повлечь нанесение абоненту непоправимых убытков, выход из строя дорогостоящего оборудования и даже смерть людей.
И без того не простую, на мой взгляд, ситуацию в энергоснабжении усложнило принятие Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", дополнившего ст. 539 ГК РФ п. 4, в соответствии с которым к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила ГК РФ о данном договоре применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Другими словами, положениям ГК РФ о договоре энергоснабжения придан субсидиарный по отношению к специальному законодательству характер, а роль данных положений ГК РФ, по сути, сведена к восполнению пробелов в законодательном регулировании электроснабжения. Учитывая фундаментальный характер ГК РФ, а также не самый высокий уровень проработанности подзаконных актов в данной сфере, сложившееся положение дел, по меньшей мере, неоправданно.
Вместе с тем, нельзя не отметить и положительные тенденции в законодательном регулировании энергоснабжения, в частности, в решении вопроса, связанного с расчетами за потребленную энергию.
Так, согласно ранее действующей редакции Указа Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса" расчеты с потребителями, кроме бюджетных организаций и населения, за отпускаемую энергоснабжающими организациями энергию производились на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков. С данной нормой не согласовывалось положение Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294, согласно которому начиная с 1 апреля 2000 г., если иное не установлено договором энергоснабжения, оплата потребителями (юридическими лицами, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий) электрической энергии должна осуществляться с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией.
Указом Президента РФ от 8 июля 2004 г. N 857 "О внесении изменения в Указ Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса" данное несоответствие нормативных предписаний было устранено: слова "без акцепта плательщиков" из текста Указа исключены. Таким образом, стороны договора энергоснабжения вправе теперь использовать любую удобную для себя форму расчетов.
Отмечая недочеты в законодательном регулировании энергоснабжения и сопряженные с этим серьезные отрицательные последствия для всей страны, следует обратить внимание на необходимость комплексного решения данной проблемы посредством изменения (дополнения) действующих норм ГК РФ о договоре энергоснабжения, унификации соответствующей нормативной базы, а также минимизации регулирования энергоснабжения подзаконными актами.
Список источников и литературы
1. Конституция РФ 1993 года. Принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме. М., 1993.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 2. // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5, ст. 410.
3. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями от 22 августа, 30 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 13. Ст. 1177.
4. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 13. Ст. 1179
5. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2002 г. N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2171
6. Постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" (с изменениями от 17 июля 1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 262
7. Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1) (с изменениями от 17 июля 1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 262
8. Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 664) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 27. Ст. 3365
9. Правила предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099) (с изменениями от 24 февраля 1995 г., 13 октября 1997 г., 1 февраля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 26. Ст. 2795
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 9
11. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 сентября 2003 г. N А65-3509/2003-СГ1-18 (извлечение)
12. Постановление ФАС СЗО от 10.11.2003 по делу N А05-331/03-11/24 // Справочная правовая система «Гарант»
13. Постановление ФАС СЗО от 23.10.2000 по делу N А13-2090/00-13 // Справочная правовая система «Гарант»
14. Постановление ФАС МО от 18.09.2001 по делу N КГ-А40/5059-01 // Справочная правовая система «Гарант»
15. Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.99 N 2986/99 // Справочная правовая система «Гарант»
16. Постановление ФАС ЗСО от 12.02.2004 по делу N Ф04/633-2673/А27-2003 // Справочная правовая система «Гарант».
17. Постановление ФАС МО от 18.08.2004 по делу N КГ-А41/7103-04 // Справочная правовая система «Гарант».
18. Постановление ФАС СЗО от 25.12.2003 по делу N А42-9132/01-14-1380/02 // Справочная правовая система «Гарант»
19. Постановление ФАС ВСО от 07.05.98 по делу N А19-1743/96-6-Ф02-414/98-С2 // Справочная правовая система «Гарант»).
20. Гражданское право. Том II. Полутом 1. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004.
21. Жанэ А.Д. Договор энергоснабжения в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика. 2005. N 8.
22. Захаров Ю.Ю. Правовые формы оборота электроэнергии в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика. 2005. N 7.
23. Изотова С., Дегтярев И. Энергия в обороте // эж-ЮРИСТ. 2005. N 38.
24. Отдельная Л.И., Ионычева С.В. Плата за энергию // эж-ЮРИСТ. 2004. N 48.
25. Садиков О. Н. Правовые вопросы газоснабжения. М., 1961.
26. Сейнароев Б. М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата, 1975.
[1] Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями от 22 августа, 30 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 13. Ст. 1177.
[2] Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 13. Ст. 1179
[3] См.: Сейнароев Б. М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата, 1975. С. 8—23
[4] См : Садиков О. Н. Правовые вопросы газоснабжения. М., 1961. С. 39.
[5] Отдельная Л.И., Ионычева С.В. Плата за энергию // эж-ЮРИСТ. 2004. N 48.
[6] Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 9
[7] Правила предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099) (с изменениями от 24 февраля 1995 г., 13 октября 1997 г., 1 февраля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 26. Ст. 2795
[8] Решение Верховного Суда РФ от 24 июня 2003 г. N ГКПИ 03-613 // Справочная правовая система «Гарант»
[9] Постановление Правительства РФ от 29 мая 2002 г. N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2171
[10] Постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" (с изменениями от 17 июля 1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 262
[11] Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 13. Cт. 1179
[12] Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1) (с изменениями от 17 июля 1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 262
[13] Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 664) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 27. Ст. 3365
[14] Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 сентября 2003 г. N А65-3509/2003-СГ1-18 (извлечение)
[15] Постановление ФАС СЗО от 10.11.2003 по делу N А05-331/03-11/24 // Справочная правовая система «Гарант»
[16] Постановление ФАС СЗО от 23.10.2000 по делу N А13-2090/00-13 // Справочная правовая система «Гарант»
[17] Постановление ФАС МО от 18.09.2001 по делу N КГ-А40/5059-01 // Справочная правовая система «Гарант»
[18] Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.99 N 2986/99 // Справочная правовая система «Гарант»
[19] Постановление ФАС ЗСО от 12.02.2004 по делу N Ф04/633-2673/А27-2003 // Справочная правовая система «Гарант».
[20] Постановление ФАС МО от 18.08.2004 по делу N КГ-А41/7103-04 // Справочная правовая система «Гарант».
[21] Постановление ФАС СЗО от 25.12.2003 по делу N А42-9132/01-14-1380/02 // Справочная правовая система «Гарант»
[22] Постановление ФАС ВСО от 07.05.98 по делу N А19-1743/96-6-Ф02-414/98-С2 // Справочная правовая система «Гарант»).