Содержание
Задание № 1. 3
Задание № 2. 5
Задание № 3. 7
Список источников и литературы.. 9
Задание № 1
Каково соотношение понятий "Контроль" и "Надзор", в чем их отличие?
Ответ:
Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.
Как способ обеспечения законности и дисциплины административный надзор представляет собой деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляемую в отношении организационно не подчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, а также граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, требований, стандартов с целью предупреждения и пресечения правонарушений и привлечения виновных к административной ответственности.
В отличие от рассмотренного выше контроля в системе исполнительной власти, для административного надзора характерны следующие признаки:
отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
наличие специального объекта надзорной деятельности — норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;
наличие у субъекта надзора юрисдикционных полномочий — возможности самостоятельного рассмотрения определенных дел и применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам.
Основным методом административного надзора является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе уполномоченного органа.
Задание № 2
Заполните карту сравнительного анализа видов опеки.
Виды опеки/признаки |
Административная опека |
Гражданско – правовая опека |
Субъективный состав( в отношении кого устанавливается) |
Административная опека — система материальной и иной помощи, которая оказывается непосредственно государством через его органы, служащих и регламентируется административным правом. |
Опека устанавливается над двумя категориями граждан: во-первых, над малолетними, во-вторых, признанными судом недееспособными. |
Основания установления опеки |
Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т.д. |
Гражданско-правовая опека связана с вменяемостью, в основном состоит в юридической поддержке, заботе о воспитании, содержании. |
Кто осуществляет опеку |
Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат исполнительной власти. |
Она осуществляется физическим лицом-опекуном. |
Характер опеки |
Содержание государственной помощи (административной опеки) состоит из следующих элементов: • регулярная или единовременная выплата денежных сумм; • оказание иной материальной помощи (временное обеспечение жилой площадью, транспортные и иные услуги); • социальное обслуживание (медицинская и санитарная помощь, льготы при поступлении в учебные заведения); • организационная помощь в трудоустройстве, выборе места жительства, получении необходимых документов, приобретении гражданства Российской Федерации. |
С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. |
Задание № 3
В работе М.С. Студенкиной "Что такое административная ответственность?" /М., 1993 г./ описана следующая ситуация: " Молодая мать, чтобы чем то занять плачущего ребенка, дала ему в руки свой паспорт, а сама стала оформлять бланк почтового перевода. Двухлетняя девочка разрисовала фломастером несколько страниц, а две из них вообще вырвала.
Обратившись в милицию за получением нового паспорта «М» была очень удивлена, что ее действия подлежат ответственности (небрежное хранение паспорта) и ей придется уплатить штраф".
Обоснованным ли является данный пример?
Подлежит ли административной ответственности "молодая мать"?
Обоснуйте ответ ссылками на соответствующие нормативные акты.
Ответ:
На основании ст. 19.16. КоАП РФ умышленные уничтожение или порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной второй до трех минимальных размеров оплаты труда.
Статья 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации предусматривает, что гражданин обязан бережно хранить паспорт.
Объективную сторону характеризуют два противоправных деяния: действие - умышленное уничтожение или умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта), т.е. приведение документа в состояние, непригодное для использования; либо небрежное хранение, повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта) - бездействие лица, не принявшего меры к сохранности документа, что повлекло его утрату.
Субъектами данного правонарушения признаются граждане РФ, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В связи с тем, что по действующему законодательству паспорта должны иметь граждане, достигшие четырнадцати лет, может возникнуть вопрос об ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за указанное правонарушение.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью, о чем прямо указано в диспозиции статьи. Ответственность предусмотрена только за умышленные уничтожение или порчу удостоверения личности (паспорта) или неосторожное (небрежное) хранение названных документов, повлекшее их утрату.
Следовательно, в данном случае молодая мать подлежит административной ответственности.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1999 г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
3. Комментарии к Конституции Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1999 г.
4. Юсупова В.А. Административное право. М.,2003.