Содержание
Введение. 3
Глава 1. Модернизация налоговых органов России. 4
1.2. Федеральная налоговая служба. 4
1.2. Территориальные органы Федеральной налоговой службы.. 10
2.3. Обязанности налоговых органов. 13
Глава 2. Новый статус и полномочия Федеральной налоговой службы.. 17
Заключение. 27
Список источников и литературы.. 28
Введение
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314[1] Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) преобразовано в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России), с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов модернизации налоговой службы в Российской Федерации.
Глава 1. Модернизация налоговых органов России
1.2. Федеральная налоговая служба
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314[2] Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) преобразовано в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России), с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Положение о ФНС России утверждено Указом Президента РФ от 30 сентября 2004 г. N 506.[3]
ФНС России находится в ведении Минфина России.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1) осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
- представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;
- фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
- полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
2) выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:
- производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;
- производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
- производство табачных изделий;
- учреждение акцизных складов;
- осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
- проведение всероссийских лотерей;
3) осуществляет:
- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;
4) регистрирует в установленном порядке:
- договоры коммерческой концессии;
- контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) ведет в установленном порядке:
- учет всех налогоплательщиков;
- государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;
- сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
- реестр лицензий на производство табачных изделий;
- реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений;
- Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;
- реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
- единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;
6) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;[4]
7) осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
8) принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
9) устанавливает (утверждает):
- форму налогового уведомления;
- форму требования об уплате налога;
- форму заявления о постановке на учет в налоговом органе;
- форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;
- форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
- форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
- форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;
- форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;
- форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;
- форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;
- форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;
- форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;
- форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;
- перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;
- форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;
- форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
- форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
- форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;
- форму заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес;
10) разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации;
11) представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
12) рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;[5]
13) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.
ФНС России осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
1.2. Территориальные органы Федеральной налоговой службы
Руководство Минфина разграничило полномочия различных структур налоговой службы: территориальных налоговых инспекций, управлений по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций по федеральным округам.
Еще в прошлом году от главного налогового ведомства к Минфину перешли основные функции по контролю над налогоплательщиками. За это время финансисты старались наладить организацию работы налоговых инспекторов c фирмами и предпринимателями. Однако до конца все вопросы еще не решены.
Очередным приказом финансисты утвердили положения о территориальных налоговых инспекциях. Документ разграничил полномочия разных структурных подразделений Федеральной налоговой службы.[6]
В новом документе работники Минфина сохранили структуру, предложенную ФНС. И определили полномочия следующих налоговых подразделений:
- инспекции по району, району в городе, городе без районного деления и межрайонного уровня;
- межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;
- межрегиональной инспекции по централизованной обработке данных;
- межрегиональной инспекции по федеральному округу;
- управления по субъекту России.
В приказе финансисты начали с самого низшего уровня структуры - территориальной инспекции (ИФНС по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции межрайонного уровня).[7] Их полномочия довольно обширны.
Во-первых, они контролируют, насколько правильно, полно и своевременно фирмы и предприниматели платят налоги.
Во-вторых, инспекторы следят за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и табачной продукции.
В-третьих, в задачи ИФНС входит контроль за соблюдением валютного законодательства.
В-четвертых, их компетенция распространяется и на контрольно-кассовую технику. Что интересно, Минфин оставил право контролировать ККТ только за территориальными налоговыми. А вот в приказе ФНС это право было закреплено не только за нижестоящими ИФНС, но и за всеми другими, перечисленными выше инспекциями.
В-пятых, инспекторы дают разрешение на проведение лотерей (которые и контролируют), а также следят за целевым использованием выручки.
Кроме того, Минфин возложил на ИФНС функции по регистрации организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. В делах о банкротстве и в процедурах банкротства ИФНС представляет требования об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам.
Территориальная налоговая служба подконтрольна управлению по субъекту России. Именно туда, как в вышестоящее учреждение, налогоплательщик может писать жалобы на решения, действия (или бездействие) инспекторов. Компетенция УФНС аналогична правам и обязанностям территориальной инспекции. Однако к его функциям добавлено еще несколько контрольных. Например, оно вправе возвращать и засчитывать излишне уплаченные суммы налогов. Также именно Управление выдает лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Еще выше в иерархии налоговых учреждений стоит межрегиональная инспекция по федеральному округу. Она напрямую подчиняется ФНС и должна взаимодействовать с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе. К ее задачам министерство отнесло проверку эффективности работы управлений налоговых инспекций.
В структуре налогового ведомства особняком стоят две межрегиональные инспекции: по крупнейшим налогоплательщикам и по централизованной обработке данных (МИ ФНС ЦОД). Они обе подчиняются непосредственно Федеральной налоговой службе.
Первая инспекция контролирует и ведет учет только крупнейших налогоплательщиков. Причем обязательно отдельно по каждому из них в зависимости от вида их деятельности. В качестве нововведения в компетенцию межрегиональной инспекции сотрудники Министерства финансов добавили обязанность выдавать фирмам свидетельства о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами.[8]
Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных - аналитическое учреждение. Она осуществляет функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Кроме того, МИ ФНС ЦОД обеспечивает прием и входной контроль данных налоговой и бухгалтерской отчетности, а также другой информации, поступающей от налоговых инспекций и плательщиков; вводит указанные данные. Помимо этого она ведет федеральные информационные ресурсы и архив Федеральной налоговой службы.
К компетенции инспекции Минфин также отнес и обязанность вести реестры юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков, лицензий, разрешений, свидетельств.
2.3. Обязанности налоговых органов
На основании п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы в рамках осуществления налогового контроля возложены следующие обязанности:
1) обязанность по соблюдению законодательства о налогах и сборах (подпункт 1 п.1 ст.32 НК РФ).
Вышеуказанная обязанность налоговых органов нашла также отражение в ст.3 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и предполагает обязанность налоговых органов руководствоваться в своей деятельности НК РФ, Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Одновременно налоговые органы в своей деятельности по осуществлению налогового контроля должны выполнять требования Конституции Российской Федерации, являющейся на основании ст.15 Конституции Российской Федерации актом прямого действия, положения которого не требуют дополнительного закрепления в законодательных актах;
2) обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подпункт 2 п.1 ст.32 НК РФ);[9]
3) обязанность по ведению в установленном порядке учета налогоплательщиков (подпункт 3 п.1 ст.32 НК РФ);
4) обязанность по проведению разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлению форм установленной отчетности и разъяснению порядка их заполнения, разъяснению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов (подпункт 4 п.1 ст.32 НК РФ);
5) обязанность по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (подпункт 5 п.1 ст.32 настоящего Кодекса);
6) обязанность по соблюдению налоговой тайны (подпункт 6 п.1 ст.32 НК РФ);
7) обязанность по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора (подпункт 7 п.1 ст.32 настоящего Кодекса).
Данная обязанность налоговых органов определена также п.4 ст.100, п.4 и 5 ст.101 НК РФ.
Несоблюдение налоговыми органами данной обязанности по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и (или) решения налогового органа является основанием для отмены должностным лицом вышестоящего налогового органа либо судом принятого налоговым органом решения; несоблюдение налоговым органом обязанности по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту налогового уведомления или требования об уплате налога и сбора в силу различных положений действующего законодательства фактически приводит к невозможности взыскания налоговым органом данных сумм налога, сбора, пени с организации, индивидуального предпринимателя.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (п.2 ст.32 НК РФ).
В соответствии со ст.31 НК РФ налоговые органы при осуществлении мероприятий налогового контроля имеют следующие права:
1) право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (подпункт 1 п.1 ст.31 НК РФ).
Право налоговых органов при проведении налоговых проверок истребовать у налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, предусмотрено частью четвертой ст.88, ст.93 НК РФ.
2) право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (подпункт 2 п.1 ст.31 настоящего Кодекса);
3) право производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случае, если имеются достаточно веские основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подпункт 3 п.1 ст.31, ст.89, 94 НК РФ).
4) право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подпункт 4 п.1 ст.31 НК РФ);
5) право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ (подпункт 5 п.1 ст.31, ст.76, 77 настоящего Кодекса).
Глава 2. Новый статус и полномочия Федеральной налоговой службы
14 октября 2004 г. вступило в силу Положение о налоговой службе[10], в тот же день в ЕГРЮЛ появилась запись о новой организации - Федеральная налоговая служба получила свидетельство о государственной регистрации за номером 1047707700006.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России, о чем прямо указано в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506.
Напомним, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"[11] существовавшие ранее система и структура этих органов упразднены. Сокращено количество видов таких органов и установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят только федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Положения Указа в отношении Министерства РФ по налогам и сборам вступили в силу 3 августа 2004 г., после вступления в силу соответствующих федеральных законов.
29 июня 2004 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", согласно которому Министерство по налогам и сборам РФ преобразовано в Федеральную налоговую службу и передано в ведение Минфина России. Основные задачи новой налоговой службы - контроль и надзор за исполнением налогового законодательства. Функции МНС перераспределены между Минфином и ФНС России.
Федеральный закон N 58-ФЗ явился логическим продолжением Указа Президента РФ N 314. Изменения вступили в силу 3 августа 2004 г., после истечения месячного срока со дня официального опубликования Закона N 58-ФЗ.
Закон N 58-ФЗ специально оговаривает, что все акты, принятые органами исполнительной власти (а к ним относится и МНС России) на день вступления в силу этого Закона, продолжают действовать вплоть до их официальной отмены. Это означает, что все приказы, инструкции, методики и т.п., изданные МНС, будут действовать и после 3 августа.
Точно так же будут иметь законную силу и все решения (о проведении проверки, представлении документов, привлечении к ответственности и т.п.), принятые МНС России до реорганизации. Поэтому налогоплательщики обязаны их исполнять.
Ответчиками в судах также будут выступать конкретные инспекции. Если ответчиком выступает непосредственно МНС России, то судами в порядке процессуального правопреемства (ст. 48 АПК РФ, ст. 44 ГПК РФ) будет произведена замена. Например, по вопросам издания инструкций и методических рекомендаций ответчиком будет признан Минфин, по спорам о взыскании налогов, пеней и штрафов - ФНС России.
Федеральным законом от 29 июня 2004 г. внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ.
По тексту Налогового кодекса Федеральная налоговая служба будет именоваться "налоговые органы". Законодатель прямо по тексту НК РФ ни разу не упомянул новый орган - ФНС. Речь везде идет о "федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области налогов и сборов". Такой подход исключает необходимость вносить в НК РФ изменения каждый раз при смене официального названия налогового ведомства. Но поскольку сегодня таким уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба, под налоговыми органами надо понимать именно ее. Такой подход законодатель применил и по отношению к другим государственным органам, внося соответствующие изменения в другие федеральные законы.
Так, п. 1 ст. 30 "Налоговые органы в Российской Федерации" изложен в новой редакции:
"1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы".
Когда в Кодексе речь идет о полномочиях финансовых органов, то в тексте прямо говорится о Минфине России и его территориальных подразделениях. Так что определить, о каком именно органе идет речь в той или иной статье, достаточно просто.
Основной функцией реорганизованного МНС будет, как и прежде, контроль за полнотой, своевременностью и правильностью уплаты налогов.
Как и прежде, налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки, затребовать необходимые документы, проводить осмотры и инвентаризации. У ФНС России сохранится право принимать решения по результатам проверок. Причем формы всех документов, необходимых для законного проведения проверки, ФНС будет утверждать сама.
У налоговых органов осталось также право требовать от налогоплательщиков уплату недоимки и пеней, а также право взыскивать с них эти суммы.
Самые значительные изменения произошли в части полномочий по разъяснению налогового законодательства. Согласно Указу Президента РФ N 314 эти функции должны быть распределены между налоговыми органами и Минфином России.
Согласно новой редакции ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получить от специалистов Минфина "разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". А от сотрудников Федеральной налоговой службы можно получить в том числе и письменную информацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, т.е. фактически можно получить информацию от обоих ведомств.
В отношении налоговых органов следует сказать, что Налоговый кодекс дополнен ст. 34.2 "Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов" следующего содержания:
"1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах".
За налоговыми органами сохраняется право вести разъяснительную работу, связанную с исчислением и уплатой налогов.
Подпункты 1 и 2 ст. 21 "Права налогоплательщиков" изложены в новой редакции:
"Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;".
В новой редакции изложен подп. 4 п. 1 ст. 32 "Обязанности налоговых органов":
"4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения".
Следующий блок вопросов, в котором произошли существенные изменения, касается порядка издания различного рода документов. Налоговое ведомство (МНС России) в последнее время не случайно отменяло свои Методические указания. Новая редакция НК РФ больше не упоминает про возможность издания таких документов.
Все полномочия по изданию нормативных (т.е. общеобязательных) актов Закон N 58 отдает Министерству финансов. Причем, как и раньше, эти акты не могут заменять и дополнять законодательство о налогах и сборах.
Так, ст. 4 НК РФ изложена в новой редакции:
"Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
1. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов".
Согласно новой редакции ст. 80 НК РФ полномочия по утверждению форм налоговых деклараций и инструкции по их заполнению также переданы Министерству финансов. Причем теперь в Кодексе речь идет не об инструкциях по заполнению деклараций, а об утверждении порядка их заполнения.
В Положении о Федеральной налоговой службе содержится четкий перечень документов, которые может издавать ведомство, обязательных для налогоплательщика (п. 5.9 Положения). Все эти документы носят технический характер, в частности, устанавливается, что ФНС вправе разработать и утвердить форму требования об уплате налога, форму заявления о постановке на учет в налогом органе, форму справки о доходах, полученных физическими лицами, форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, форму и требование к составлению акта налоговой проверки и др. (всего 20 документов).
В некоторых случаях полномочия налоговых органов расширены. Например, новая редакция НК РФ дает налоговым органам право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате налогов. Раньше таким правом был наделен Минфин России.
Так, ст. 63 "Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов" НК РФ изложена в следующей редакции:
"1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:
1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подп. 3-5 настоящего пункта и п. 2 настоящей статьи);
2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного п. 3 настоящей статьи);
3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, или уполномоченные ею иные таможенные органы;
4) по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной пошлине принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;
5) по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.
2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:
бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;
местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.".
5. Остается за налоговыми органами и регистрационная функция. Как и прежде, они будут осуществлять постановку на учет и вести реестр налогоплательщиков. Для этого им дано право утверждать формы заявлений и уведомлений о постановке на налоговый учет.
Начиная с 1 января 1999 г. налоговые органы России ведут учет юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, иностранных организаций и физических лиц в соответствии с НК РФ.
В связи с множеством оснований постановок на учет для организаций введен Код причины постановки на учет (КПП), который позволяет однозначно определить, по какому основанию и в каком налоговом органе организация состоит на учете.
С 1 января 2004 г. действует новый порядок постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговых органах.
Федеральная налоговая служба осуществляет установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов.
Налоговые органы будут осуществлять контроль за соблюдением валютного законодательства: осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями; проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
ФНС России будет выдавать лицензии (разрешения) на: производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; производство табачных изделий, учреждение акцизных складов; осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией; проведение всероссийских лотерей.
Федеральная налоговая служба ведет в установленном порядке государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции; сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; реестр лицензий на производство табачных изделий; реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений.
Служба регистрирует в установленном порядке договоры коммерческой концессии, ведет реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией; единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей.
В связи с ликвидацией Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам переданы Министерству РФ по налогам и сборам (далее - уполномоченный орган) впредь до преобразования в Федеральную налоговую службу. Таким образом, теперь ФНС в делах о банкротстве будет представлять интересы Российской Федерации, т.е. предъявлять требования по уплате долга в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, налоговые органы будут самостоятельно инициировать процедуру в отношении должника и направлять заявление в суд.
Заключение
Как и прежде, налоговые органы будут состоять из управлений по субъектам Федерации и налоговых инспекций. Сохранятся и межрегиональные, и межрайонные инспекции.
Структура центрального аппарата ведомства утверждена приказом ФНС России от 14 октября 2004 г. N САЭ-3-151/1. Налоговая служба будет состоять из 26 управлений, в то время как в структуре Министерства было 18 департаментов и 11 управлений. Управления ФНС России будут заниматься фактически тем же, чем их предшественники, что явствует и из их названий: в приказе перечислены управления налогообложения прибыли, косвенных налогов, малого бизнеса и т.д. Но есть и изменения. Например, не существует больше отдела методологии и налогового контроля за применением ККТ - его функции перешли к управлению налогообложения малого бизнеса. Отраслевые управления ФНС России смогут участвовать в разработке нормативных актов о налогообложении по поручениям Минфина России.
Как видим, количество сфер, на которые распространяются контрольные полномочия налоговиков, не только не сократилось, но, напротив, увеличилось. Ведь к налоговикам перешло право представлять интересы бюджета при банкротстве налогоплательщиков. Но сохранение за налоговиками всех прежних функций не означает, что работа этого ведомства останется прежней. Дело в том, что Положение о ФНС вслед за указом президента N 314 существенно ограничивает права налоговых органов. Так, Федеральная налоговая служба напрочь лишена всех нормотворческих полномочий. Она больше не сможет по своему усмотрению издавать документы, обязательные для исполнения всеми налогоплательщиками. Даже формы деклараций и инструкции по их заполнению утверждать будет не налоговое ведомство, а Минфин.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. Часть первая. // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
3. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. N 50. 2004.
4. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 1 октября, 23 ноября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
5. Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 38
6. Калинина И.В. О некоторых международных принципах налогового администрирования // Налоговед. 2005. N 9.
7. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая: Разделы I-VII: Главы 1-20. М.: Издательство "Экзамен", 2005.
8. Налоговое право России/ Под редакцией Ю.А.Крохина. – М.: НОРМА, 2003.- 656с.
9. Крохина Ю. Налоговое право. Учебник. М., 2005
[1] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945
[2] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. N 50. 2004.
[3] Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 1 октября, 23 ноября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
[4] Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 1 октября, 23 ноября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
[5] Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 1 октября, 23 ноября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
[6] Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 38
[7] Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 38
[8] Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 38
[9] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая: Разделы I-VII: Главы 1-20. М.: Издательство "Экзамен", 2005.
[10] Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 1 октября, 23 ноября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
[11] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. N 50. 2004.