Всероссийский заочный финансово-экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ОСНОВЫ АУДИТА»
на тему:
«Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита»
Исполнитель:
Факультет:
Специальность:
Руководитель:
2005г.
СОДЕРЖАНИЕ
Всероссийский заочный финансово-экономический институт 2
Введение 4
I. Международные и российские правила (стандарты), регулирующие использование персональных компьютеров (ПК) в аудиторской деятельности. 5
II. Автоматизированная информационная система аудиторской деятельности 7
III. Применение информационных технологий при проведении аудиторской проверки 8
IV. Применение информационных технологий при выполнении услуг, сопутствующих аудиту 15
Заключение 17
Список использованной литературы 17
Введение
Сразу после выборов в 2004 году президент России обещал, что революций в стране больше не будет. Тем не менее, революция уже несколько лет идёт информационно-технологическая революция, пусть она не политическая, но главное — мирная. От темпов и путей проведения данной революции зависит не только национальная безопасность России в ближайшем будущем, не только её судьба как государства, но и статус современной индустриальной державы с высокоэффективными технологиями, которая может отстоять свои интересы, защитить себя и своих граждан. Результатом происходящих изменений должен стать переход страны от общества промышленного к обществу информационному.
Хотелось отметить ряд проблем, которые стоят на пути данной перестройки. Сами по себе информационные технологии не могут быть панацеей от экономических, финансовых, социальных трудностей и прочих неурядиц, сопровождающих, к сожалению, развитие нашей страны. Пока не наведён порядок в экономике, в государстве в целом, современные компьютерные технологии вряд ли смогут в полной мере выполнить возложенные на них задачи.
Когда начнёт нормально работать экономика, тогда и новые технологии, в том числе и информационные, быстро проникнут во все сферы деятельности, так как они будут востребованы.
Конечно покупка дорогостоящего оборудования, необходимого программного обеспечения и обучения кадров требуют громадных материальных затрат, а экономический эффект принесённый введёнными в действие информационными системами невозможно точно заранее просчитать. Однако если предприятия хотят выжить в условиях конкуренции - им придётся пойти на данные расходы.
I. Международные и российские правила (стандарты), регулирующие использование персональных компьютеров (ПК) в аудиторской деятельности.
Использование персональных компьютеров и современных информационных технологий в аудиторской деятельности регулируется стандартами аудита.
В составе международных стандартов аудита (МСА) шесть стандартов посвящены компьютерной тематике. В версии российских правил (стандартов) эти проблемы нашли отражение в трех стандартах, являющихся аналогами МСА. Перечень таких стандартов приведен в табл. 1
Таблица 1
Стандарты по компьютеризации аудиторской деятельности
Международные стандарты аудита |
Российские правила (стандарты) |
|||
№ п/п |
Числовое обозначение |
Наименование |
Наименование |
Год издания |
1.
|
401 |
Аудит в среде компьютерных информационных систем |
Аудит в условиях компьютерной обработки данных |
1998 |
2.
|
1009 |
Методы аудита с помощью компьютеров |
Проведение аудита с помощью компьютеров |
2000 |
3.
|
1008 |
Оценка рисков и система внутреннего контроля - характеристики КИС и связанные с ними вопросы |
Оценки риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем |
2000 |
4.
|
1001 |
Среда ИТ - автономные персональные компьютеры |
Не разработан |
- |
5.
|
1002 |
Среда ИТ - онлайновые компьютерные системы |
Не разработан |
- |
6.
|
1003 |
Среда ИТ - системы баз данных |
Не разработан |
- |
Из приведенной таблицы видно, что для российских аудиторов разработаны наиболее существенные из стандартов, имеющих отношение к компьютеризации аудита.
Созданные российские правила (стандарты) отличаются от стандартов МСА. Во-первых, они ориентированы на более прогрессивные подходы компьютеризации, поскольку созданы значительно позже международных стандартов; во-вторых, они учитывают специфику российского бухгалтерского учета и аудита, правового обеспечения и налогообложения; в-третьих, стандарты содержат необходимые ссылки на ранее созданные правила (стандарты), что указывает на преемственность основных принципов и методов аудита, а также на то, что эти стандарты ориентированы на более эффективное достижение цели аудита и описание особенностей реализации основных принципов и методов аудита в современных условиях. Так, все российские правила (стандарты) по компьютеризации взаимосвязаны с федеральными стандартами «Планирование аудита», «Аудиторские доказательства». Первые два стандарта - с российскими правилами (стандартами) «Использование работы эксперта», а третий стандарт дополняет федеральное правило (стандарт) «Существенность в аудите» и российское правило (стандарт) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита».
На современном этапе использование компьютеров и современных информационных технологий характерно как для аудируемых лиц, так и для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Общие положения о компонентах компьютерного аудита, основных понятиях и подходах к его организации на аудиторских фирмах и у индивидуальных аудиторов можно получить на основании первых двух правил (стандартов), приведенных в табл. 1. Эти два стандарта тесно взаимосвязаны, хотя первый имеет большее отношение к экономическому субъекту, а второй - непосредственно к аудиторам и аудиторским организациям.
В практических условиях могут возникнуть следующие варианты проведения компьютерного аудита (табл. 2).
Таблица 2
Использование компьютеров при проведении аудита
№ п/п |
Варианты |
Экономический субъект |
Аудиторская организация |
1.
|
Наличие компьютеров |
+ |
- |
2.
|
- |
+ |
|
3.
|
+ |
+ |
Наиболее благоприятным и предпочтительным является 3-й вариант из приведенных в табл. 2. В этом случае компьютеры использует и экономический субъект для автоматизации управленческих работ, и аудитор - в процессе аудита.
Однако само по себе наличие персональных компьютеров не является достаточным компонентом компьютерного аудита. Важно, чтобы у экономического субъекта были автоматизированы работы по внутреннему контролю, бухгалтерскому учету и другим процессам управления. В первом стандарте для этого введено понятие «Компьютерная обработка данных (КОД)».
Что касается аудиторской организации, то здесь компьютеры могут использоваться не только для автоматизации управленческих работ аудиторской организации, но и для проведения аудита у экономических субъектов. При этом понятие «использование компьютеров для проведения аудита» весьма общее и может включать следующие направления использования (табл. 3).
Таблица 3
Варианты использования ПК в аудиторской деятельности
Варианты |
Виды выполняемых работ с использованием компьютера |
I.
|
Выполнение несложных расчетов, печать типовых форм аудиторских документов, опросных листов, анкет и др. |
II.
|
Использование нормативно-правовой справочной базы в электронном виде (системы типа «Гарант», «Кодекс», «Консультант плюс») |
III.
|
Проверка отдельных участков учета: расчетов по основным средствам, производственным запасам и др. |
IV.
|
Комплексная проверка всех разделов и счетов бухгалтерского учета, работы персонала, проведение экономического анализа |
Использование компьютеров для всех вариантов, приведенных в табл. 3, позволяет создать комплексную систему автоматизации аудиторской деятельности (СААД).
II. Автоматизированная информационная система аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность включает основные три компоненты информационной системы:
ü информацию как предмет и продукт труда;
ü средства, методы и способы переработки информации;
ü персонал, который реализует информационный процесс.
Для создания системы автоматизации аудиторской деятельности (СААД) или отдельных процедур аудита необходимы следующие предпосылки:
ü высокий уровень развития средств вычислительной техники, средств коммуникации и информационных технологий.
ü автоматизация бухгалтерского учета. В процессе работы автоматизированной системы бухгалтерского учета (АСБ1) формируется
ü математические методы экономического анализа. Существующий математический аппарат анализа финансово-хозяйственного
ü высокоразвитые информационно-справочные системы.
ü удобные системы для работы с различными редактируемыми текстами.
Соответствующие задачи аудиторской деятельности отражаются в функциональной структуре СААД, а ее работа, выполнение предусмотренных задач связана с наличием информационного, технического, математического, программного, технологического, организационного, правового, эргономического обеспечения.
III. Применение информационных технологий при проведении аудиторской проверки
Рассмотрим содержание основных этапов проведения аудиторской проверки и возможности применения компьютера в процессе проверки.
I этап - ознакомление с особенностями экономического субъекта, проводимое в соответствии с российским правилом (стандартом) «Понимание деятельности экономического субъекта», может быть выполнено только путем просмотра документов, описывающих основные виды деятельности, организационную и производственную структуру, регистрационных и лицензионных документов. Если такая информация содержится в базе данных автоматизированной системы бухгалтерского учета (АСБУ) в доступной аудитору электронной форме, то последний может переносить в формируемый отчет фрагменты документации в режиме редактирования.
II этап - анализ особенностей бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с российским правилом (стандартом) «Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Объектами анализа являются: утвержденная учетная политика, рабочий план счетов, состав учитываемых хозяйственных операций и их отражение в виде проводок, состав бухгалтерских регистров, отражающих количественно-суммовой, аналитический и синтетический учет.
Анализ учетной политики (УП) можно провести, сопоставляя ее разделы с некоторой нормативной формой учетной политики (НУП), охватывающей все аспекты бухгалтерского учета ~ с описанием всех допустимых альтернативных вариантов учета и содержащей ссылки на соответствующие нормативные документы. Каждый пункт НУП аудитор оценивает с точки зрения наличия в УП (отражен/не отражен), а каждый пункт УП - с точки зрения допустимости выбранного варианта учета (допустимый вариант/недопустимый вариант). Таким образом формируется фрагмент аудиторского отчета.
Для реализации данной технологии анализа УП в базу данных СААД должен входить справочник «Нормативная учетная политика» (НУП) (например, в форме таблицы), содержащий разделы: участок учета, объект учета, допустимые альтернативы учета, нормативные документы.
Технически анализ упрощается, если УП экономического субъекта предоставляется аудитору в электронном виде.
В этом случае работа сводится к сравнению данных двух таблиц, представленных в двух окнах - УП и НУП.
Анализ рабочего плана счетов и системы аналитического учета сводится к просмотру на экране или распечатанного рабочего плана счетов (РПС).
Организацию аналитического учета по каждому синтетическому счету, реализованную в АСБУ, можно выяснить, познакомившись с содержанием бухгалтерских регистров по счетам.
Для анализа правомерности применения синтетического или аналитического счета для учета хозяйственных операций в базе СААД необходим файл, содержащий нормативный план счетов (НПС) со следующей структурой: синтетический счет, субсчет, аналитические счета, объект учета.
Сравнивая содержание двух таблиц РПС и НПС, аудитор выявляет счета, не предусмотренные НПС, или использование счетов «не по назначению».
Анализ состава учитываемых хозяйственных операций и анализ их отражения в журнале бухгалтерских проводок (ЖБП) существенно упрощаются, если аудитор имеет ЖБП в виде файла-списка, каждая запись которого отражает следующие данные о проводке: счет (субсчет) дебетуемый, счет (субсчет) кредитуемый, сумма, дата, комментарий, документ-основание, хозяйственная операция.
Опыт показывает, что такой файл обязательно присутствует в АСБУ любой конфигурации и согласно положениям правила (стандарта) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» может быть использован аудитором в своей работе.
На этапе знакомства с особенностями системы бухгалтерского учета экономического субъекта, имея ЖБП (его электронную копию), аудитор может получить состав применяемых бухгалтерских проводок с количественной и суммовой оценкой каждой используемой корреспонденции.
Анализ регистров бухгалтерского учета аудитор начинает с просмотра состава предлагаемых АСБУ бухгалтерских регистров. Регистры аналитического и синтетического учета имеют форму, общую для всех используемых счетов. Регистры количественно-суммового учета каждого отдельного участка имеют свою специфику и, как правило, содержат исчерпывающую информацию о каждом отдельном объекте учета.
Для последующих этапов, в частности, планирования аудита и определения уровня существенности, очень важна информация, содержащаяся в обобщающем регистре, - оборотно-сальдовом балансе (ОСБ) за проверяемый период. Имея файл ОСБ, аудитор может получить рабочую аналитическую таблицу с оценкой удельного веса сальдо и оборотов по счетам (субсчетам) бухгалтерского учета.
III этап - анализ системы внутреннего контроля (СВК) проводится аудитором в соответствии с российскими правилами (стандартами) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Оценка риска и внутренний контроль», «Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем» для определения допустимого аудиторского риска. Допустимый аудиторский риск зависит от результатов оценки внутрихозяйственного риска системы бухгалтерского учета и риска СВК экономического субъекта.
Аудитор оценивает СВК по следующим направлениям: деятельность персонала по обработке первичной документации и формированию журнала бухгалтерских проводок; формирование регистров бухгалтерского учета; использование и приведение в соответствие данных участков учета в сводном учете; формирование финансовых результатов и расчет налогов; формирование бухгалтерской отчетности.
Оценка контроля за деятельностью персонала по обработке первичной документации и формированию журнала бухгалтерских проводок является наиболее ответственной и трудоемкой частью знакомства с системой бухгалтерского учета. ЖБП содержит информацию обо всех хозяйственных операциях, включая формирование финансовых результатов, начисление и перечисление сумм налогов. Только после того, как аудитор получит достаточные основания считать достоверной информацию ЖБП в части отражения всех хозяйственных операций, т.е. даст высокую оценку СВК.
Журнал бухгалтерских проводок является результатом работы бухгалтеров различных участков учета. В зависимости от конфигураций АСБУ эти участки могут представлять собой отдельные автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтеров анализ деятельности персонала по обработке первичных документов и формированию ЖБП удобно проводить по отдельным участкам учета. Каждый участок учета характеризуют следующие элементы: 1 - состав обрабатываемых первичных документов; 2 - структура рабочей базы данных, отражающая специфику объектов учета; 3 - состав учитываемых хозяйственных операций; 4 - состав синтетических и аналитических бухгалтерских счетов; 5 - преобразование хозяйственных операций в бухгалтерские проводки; 6 - формы регистров, отражающих количественносуммовой учет; 7 - регистры, отражающие аналитический и синтетический учет.
Состав обрабатываемых первичных документов может быть проанализирован, если в ЖБП есть раздел «документ-основание» или инструкция бухгалтеру содержит перечень и описание таких документов.
Если база данных АСБУ и инструкции не содержат информации об обрабатываемых первичных документах, аудитор вынужден использовать подшивки первичных документов, проводить опрос исполнителей о технологии работы с ними.
Для оценки полноты и форм обрабатываемых первичных документов-оснований аудитор использует имеющийся в базе СААД файл типовых бухгалтерских проводок, уже примененный аудитором и при проверке их корректности.
Чем подробнее элементы 1, 2, 3, 4 и методика преобразования 5 изложены в инструкции бухгалтеру, работающему на данном участке учета, тем выше оценка СВК и ниже ее риск. Чем выше квалификация бухгалтера, тем выше оценка качества системы бухгалтерского учета, тем ниже ее внутрихозяйственный риск.
В современных АСБУ преобразование 5 выполняется во многих случаях в автоматическом режиме при вводе данных с документа-основания, подтверждающего проведение хозяйственной операции. При этом оно может сопровождаться следующими типами ошибок: неправильное оформление документа, неверная корреспонденция счетов, искажение фактических данных (суммы, даты, наименования и т.д.).
Оценка СВК за формированием регистров бухгалтерского учета по ЖБП не трудоемка, так как все они автоматически формируются в режиме работы АСБУ. Проверка сводится к простому тестированию или дублированию обработки данных ЖБП собственными программными средствами.
Оценка СВК за формированием финансовых результатов, расчетом налогов и заполнением бухгалтерской отчетности требует от аудитора подробного изучения методик, используемых в бухгалтерии экономического субъекта при выполнении операций завершения отчетного периода или алгоритмов преобразования информации, если эти операции выполняются автоматически. В том случае, если существуют подробные инструкции выполнения завершающих операций и расчетов сумм налогов и персонал компетентен в вопросах их выполнения, оценка надежности СВК достаточно высока. Увеличивает надежность СВК на этапе завершения отчетного периода наличие системы настройки алгоритмов в соответствии с изменениями нормативных требований к формированию финансовых результатов, расчету налогов и заполнению бухгалтерской отчетности.
IV этап - планирование и разработка программы аудита проводится в соответствии с федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита»
Особенности планирования и разработки программы аудита в условиях компьютерной обработки данных и с использованием компьютеров отражены в российских правилах (стандартах) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» и «Проведение аудита с помощью компьютеров». На предыдущих этапах аудитор определяет объект подробной проверки, уровень существенности, принципы формирования аудиторских выборок по определенным участкам учета.
На этом этапе аудитор, используя возможности СААД, распечатывает или просматривает на экране по каждому участку учета: список объектов, образующих выборку, необходимые анкеты и вопросники, помогающие уточнить применяемую методику учета, описания содержания процедур проверки, включающих состав нормативной документации, используемые первичные документы, состав используемых синтетических и аналитических счетов, хозяйственных операций и бухгалтерских проводок, регистры количественно-суммового и бухгалтерского учета.
V этап - выполнение аудиторских процедур на каждом участке учета имеет свою специфику и выполняется в соответствии с комплексом правил (стандартов), объединенных в рубрике «Аудиторские доказательства».
К непосредственному выполнению процедур проверки аудитор приступает, имея обширную информацию об участке учета, полученную на предыдущих этапах. Предполагается, что уже выполнена качественная оценка данных ЖБП, дана оценка СВК, проведен анализ учетной политики экономического субъекта, напечатаны анкеты и вопросники, сформулированы принципы формирования аудиторских выборок для аудиторского контроля (расчетов, результатов инвентаризации, ведения первичных документов, отражения хозяйственных операций в форме бухгалтерских проводок, показателей, получаемых оценочным путем), напечатаны описания аудиторских процедур.
Разработка аудиторских процедур, ориентированных на среду КОД, использующих возможности компьютеров, - наиболее сложный и творческий процесс при разработке СААД.
VI этап - формирование аудиторского заключения представляет собой обобщение результатов, полученных на всех предыдущих этапах.
В соответствии с федеральным правилом (стандартом) «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторское заключение составляется по определенной форме и в нем дается оценка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Помимо заключения составляется аналитическая часть - собственно отчет аудитора о выполненной проверке и ее результатах, носящих конфиденциальный характер. В этом документе обобщаются результаты аудиторской проверки по всем участкам бухгалтерского учета.
Существенно упрощают работу аудитора программы, позволяющие использовать возможности компьютера работать одновременно с различными текстами и пользоваться результатами работы разных программных модулей. Неоценимы возможности работы с информационными системами, которые позволяют быстро находить необходимые выдержки в нормативной документации и переносить их для обоснования тех или иных утверждений в текст аналитической части.
IV. Применение информационных технологий при выполнении услуг, сопутствующих аудиту
Помимо проведения аудиторских проверок, аудиторская деятельность включает выполнение услуг, сопутствующих аудиту, состав которых представлен в российском правиле (стандарте) «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». Это услуги в области ведения и восстановления бухгалтерского учета, консультационные услуги по вопросам налогообложения, гражданского права, управления коммерческой деятельностью; услуги в области образования; услуги, связанные с деятельностью по использованию компьютеров; консультационные услуги по информационному обеспечению и обработке данных и многие другие.
Наиболее распространены в практике аудиторской деятельности: ведение и восстановление бухгалтерского учета, анализ финансового состояния экономического субъекта, анализ деятельности администрации с точки зрения оптимальности принимаемых решений, консультационные услуги в области законодательства, организация бухгалтерского и налогового учета, автоматизация системы управления и т.д.
При выполнении такого рода услуг аудитор может и должен использовать средства вычислительной техники и информационные технологии.
Восстановление и ведение бухгалтерского учета аудитор выполняет на основании передаваемой ему экономическим субъектом первичной документации и (или) частично сформированных регистров бухгалтерского учета. Он формирует все оговоренные договором регистры бухгалтерского учета и формы отчетности. При необходимости оформляются и недостающие первичные документы.
Выполняя подобного рода услуги, аудитор может использовать различные программы для ведения бухгалтерского учета: «1С:Бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер» , «Парус», «Янус» и др.
Анализ финансового состояния экономического субъекта весьма важен как для акционеров и администрации предприятия, так и для его партнеров - поставщиков, кредиторов и т.д. Вопросам финансового анализа экономическая наука всегда уделяла должное внимание и поэтому проведение анализа финансового состояния экономического субъекта, динамики и перспектив его развития имеет достаточное методическое и математическое обеспечение и подробно отражено в экономической литературе. В настоящее время многие фирмы (ИНЭК, РОСЭКСПЕРТИЗА, ГАЛАКТИКА и др.) разрабатывают программы, ориентированные на расчет различных комплексов экономических показателей, характеризующих различные аспекты финансового состояния определенных групп предприятий: промышленных, сельскохозяйственных, торговых, банков, различных фондов и т.д.
Практически каждая программа финансового анализа позволяет рассчитывать общепризнанные экономические показатели, характеризующие структуру имущества, источники собственных средств, платежеспособность, ликвидность активов, вероятность банкротства, кредитоспособность и т.д. Рассчитываемые показатели могут быть представлены в форме: таблиц, диаграмм, графиков. Кроме того, расчёт сопровождается резюме о состоянии и перспективах развития экономического субъекта.
Консультационные услуги в составе услуг, оказываемых аудиторами, играют заметную роль на рынке аудиторских услуг. К ним относятся: подготовка письменных консультаций по различным вопросам, проведение обучения, семинаров, «круглых столов», информационное обслуживание, издание методических рекомендаций и т.д.
Выполнение такого рода услуг связано, во-первых, с изучением большого объема информации, а во-вторых, с созданием значительного количества документов.
Первую проблему аудитор может решить на основе использования информационно-справочных систем Интернета, а также проблемно ориентированных систем, таких как КОНСУЛЬТАНТ+, ГАРАНТ и др. Вторую - используя различные редакторы, из которых наиболее распространен «Microsoft Word».
Заключение
Сейчас можно убедиться что, внедрение информационных технологий в полной мере затрагивает разные стороны жизни общества. Применение ИТ даёт любому предприятию и фирме новые аналитические возможности, способствует снижению трудозатрат, автоматизирует значительную часть рутинных операций, т.е. позволяет выйти на новый уровень.
Наряду с тем в нашей стране стоят всё те проблемы на пути их воплощения в реальность, о которых, уже, и не хочется лишний раз повторяться.
Список использованной литературы
1. Аудит: Учебник для вузов /В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004.
2. Игорь Якобсон, «Искусство показателей» \ Бухгалтер и компьютер декабрь 2003 №12
3. Николай Дерябин, «Виртуальная революция миф или реальность?» \ Бухгалтер и компьютер май 2004 №4
15 октября