Содержание

Введение. 3

Глава 1. Внутрихозяйственные расчеты: понятие, классификация, нормативное регулирование. 5

1.1. Понятие внутрихозяйственных расчетов и их нормативное регулирование. 5

1.2. Роль и значение внутрихозяйственных расчетов в общей системе расчетов организации. 15

Глава 2. Учет внутрихозяйственных расчетов. 29

2.1. Документальное оформление внутрихозяйственных расчетов. 29

2.2. Аналитический и синтетический учет внутрихозяйственных расчетов. 31

2.3. Порядок отражения внутрихозяйственных расчетов в отчетности организации. 35

Заключение. 39

Список литературы.. 42

Введение

Для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, предназначен счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

К счету 79 могут быть открыты следующие субсчета: "Расчеты по выделенному имуществу", "Расчеты по текущим операциям", "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" и др.

Учет по счету 79 следует вести раздельно по каждому обособленному подразделению.

Согласно ст. 55 ГК РФ наделение имуществом обособленного подразделения является для организации одной из обязательных функций.

Имущество, выделенное обособленным подразделениям, отражается организацией на счетах учета объектов имущества (01, 04, 10 и др.) в корреспонденции с дебетом счета 79, субсчет "Расчеты по выделенному имуществу", и принимается к учету данными подразделениями учетной записью с кредита счета 79 в дебет соответствующих счетов учета имущества.

При этом собственник имущества, переданного обособленному подразделению, не меняется - им остается то же самое юридическое лицо.

Поэтому операции по передаче имущества обособленным подразделениям организации не могут рассматриваться как продажи.

На балансе обособленного подразделения могут отражаться:

затраты по производству и продаже продукции (работ, услуг);

выручка от продажи продукции (работ, услуг) и возникновение налоговых обязательств;

формирование финансового результата от хозяйственной деятельности.

Обособленные подразделения отражают указанные хозяйственные операции в своем бухгалтерском учете в общеустановленном порядке.

При составлении бухгалтерской отчетности организация должна включить в нее не только показатели своей деятельности, но и данные по всем структурным подразделениям организации.

При этом в бухгалтерском балансе организации данные по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" не отражаются, так как при суммировании отчетных данных структурных подразделений остатков по этому счету не будет.

По договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется управлять этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

В соответствии со ст. 1016 ГК РФ существенными условиями договора доверительного управления являются следующие: состав имущества, передаваемого в доверительное управление; наименование учредителя управления или выгодоприобретателя; размер и форма вознаграждения управляющему; срок действия договора.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете расчетов между организациями и обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, а также по имуществу, переданному по договору доверительного управления согласно старому и новому Планам счетов.

Методологической основой проводимого исследования является нормативно-правовая документация, регламентирующая бухгалтерский учет в Российской Федерации.

Глава 1. Внутрихозяйственные расчеты: понятие, классификация, нормативное регулирование

1.1. Понятие внутрихозяйственных расчетов и их нормативное регулирование.

В последние несколько лет вновь, как и в пятидесятые, и в семидесятые годы, обострилась полемика вокруг управленческого учета. Одни трактуют его как сложную систему внутреннего управления экономикой предприятия; другие - как "квазинауку", цели, задачи и методы которой непонятны; третьи - как нечто искусственное и надуманное, неоправданно подменяющее ранее устоявшиеся понятия производственного учета затрат и калькулирования себестоимости.

Высказываются и другие точки зрения на управленческий учет и управленческий анализ, но все они исходят из того, что управленческий учет - это часть, выделившаяся из бухгалтерского и оперативного учета, и не выходит за рамки собственно учета. Такое буквальное понимание управленческого учета только как учетной системы, с нашей точки зрения, неверно.

Существует также мнение, что управленческого учета нет, это ошибка некомпетентных переводчиков, на самом деле - это "учет для управления". Ошибка, повторяемая и сегодня, сделана в пятидесятых годах, когда на русский язык был переведен отчет английских бухгалтеров об организации управленческого учета в США. Дескать, неправильно переводим: нужно "учет в управлении", а не "управленческий учет". Но ведь любой вид учета - это система наблюдения (мониторинга) и контроля, формирующая информацию обратной связи в управлении экономическими (хозяйственными) организациями, их объединениями и более общими (народнохозяйственными) системами. Только на основе информации обратной связи невозможно решить задачи внутреннего управления хозяйственными процессами.

Это быстро поняли на крупных советских предприятиях, стали на основе американского опыта строить не "учет для управления", а системы внутреннего хозрасчета, которые назывались "внутризаводской хозрасчет", "внутрипроизводственный хозрасчет", "внутрихозяйственный расчет" и т.п., и позволяли комплексно использовать планирование, нормирование, учет и анализ во внутреннем управлении производственными затратами, а также обоснованно стимулировать их экономию.

Главную роль во внутрихозяйственном расчете играл учет, прежде всего - бухгалтерский, поскольку планирование и нормирование - дискретные разовые процессы, а внутрихозяйственный учет, как элемент обратной связи в этой системе, - непрерывный и постоянный. Появилась литература по внутрихозяйственному расчету, диссертационные исследования. Их многочисленность - свидетельство того, что во внутрихозяйственном расчете много индивидуальных особенностей, присущих отрасли, подотрасли или даже отдельному предприятию. Интересно отметить, что большинство диссертаций защищалось по специальности "Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности", и это не случайно. Система внутрихозяйственного управления мертва без бухгалтерского и оперативного учета и анализа. При самом лучшем планировании и нормировании без постоянного, хорошо налаженного учета внутренний хозрасчет не может существовать. Любая система внутрихозяйственного управления без учета не действует. Видимо, этот факт явился не последним аргументом при выборе термина "управленческий учет". Учет - решающее звено в системе внутреннего управления любой компанией.

О приемлемости названия "управленческий учет" можно спорить. Оно общеизвестно, уже устоялось и подразумевает вполне конкретное содержание. С таким же успехом можно говорить о несуразности привычного названия "бухгалтерский учет", так как в дословном переводе оно звучит "книгодержательский учет". Но все знают, что данное название означает, и не задумываются о филологических тонкостях терминологии.

Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий нельзя понимать формально. Следует рассмотреть их сущностные характеристики. Действительно, система двойной записи на счетах, описанная Л.Пачоли, получившая впоследствии в России название "бухгалтерский учет", предназначалась для наблюдения за сохранением и приумножением индивидуального капитала, отражения расчетных операций и имущества индивидуального предпринимателя или нескольких предпринимателей, объединенных в простое товарищество. Бухгалтерский учет вели для внутреннего потребления, а оперативное управление осуществлялось путем личного надсмотра и наблюдения. Даже надобность в калькулировании не возникала.

С появлением и развитием мануфактурного производства, в особенности текстильного и кораблестроительного, получили развитие калькуляционные методы формирования информации. Британская энциклопедия сообщает, что время зарождения калькуляции неизвестно, а методы калькулирования в кораблестроении породили позаказную, а в текстильном производстве - попроцессную калькуляцию, которые являются прямыми предшественниками всех современных методов калькулирования. Таковы истоки того, что мы теперь называем производственным учетом затрат и калькулированием. Производственный учет стал составной частью общего бухгалтерского учета.

Распространение акционерных обществ и фондовых рынков (бирж) в середине XIX в. явилось началом не только финансового капитала. Сам акционерный капитал отделился от его производственного применения. Собственники капитала стали инвесторами и поручили специалистам-менеджерам управлять применением этого капитала. Возникли отношения, требовавшие отчетности управляющих перед собственниками с целью подтвердить эффективность управления. Но собственники стали акционерами, их акции свободно продавались и покупались. Сама собственность на капитал не только отделилась в виде акций от ее применения, но и изменила правила игры из-за перехода акций от одного владельца к другому. Необходимостью стала публичная бухгалтерская отчетность, достоверность которой подтверждается независимым специалистом-аудитором. Инвестор-акционер на основе анализа такой отчетности принимает решения о том покупать, продавать или держать акции определенной компании.

Финансовый учет для составления финансовой (бухгалтерской) отчетности стал отдельным самостоятельным направлением бухгалтерского учета. Управляющие компанией через финансовую отчетность должны показать своим акционерам и потенциальным инвесторам, что вложение капитала в компанию надежно и выгодно, а их работа на данном посту заслуживает доверия.

Для того, чтобы финансовая отчетность была понятна всем пользователям, она должна составляться по единым и всем известным правилам. Очевидность этого была окончательно осознана после биржевого краха 1929 г. и последовавшего за ним мирового экономического кризиса. Появились общепризнанные правила финансового учета, так называемые ГААП, предшествовавшие современным международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В основе финансового учета лежит известный балансовый метод, применяемый путем регистрации хозяйственных фактов и событий при помощи двойной записи на счетах. По большому счету финансовый учет воплотил в себе традиционный бухгалтерский учет, освобожденный от формирования не свойственной ему информации для внутрихозяйственного управления (под которым принято подразумевать внутрихозяйственный расчет).

Было бы неправильным утверждать, что финансовый учет не используется для внутрихозяйственного управления, но только в пределах той информации, которая формируется в нем в рамках требований МСФО или национальных стандартов учета и отчетности. Утверждения о том, что финансовый учет не служит целям управления финансовой деятельностью компании только потому, что есть еще управленческий учет, формирующий информацию для внутреннего управления, неверны. Учет всегда и во всех формах поставляет информацию для управления, формирует в системе управления наряду с анализом контур обратной связи. Но финансовый учет ограничивается управлением только теми процессами, для учета которых он предназначен.

Кто хоть однажды составлял финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО, тот знает, насколько это информационно насыщенный процесс. Стандарты требуют дополнительного раскрытия информации по всем показателям, содержащимся в финансовой отчетности, описания операций и событий, имеющих существенное значение для оценки и анализа финансового состояния и финансовых результатов. Для этого в финансовом учете необходимо вести детальный аналитический учет, обеспечивающий прозрачность публикуемой отчетности. Обременение системы финансового учета обобщенной и аналитической информацией, которая по определению формируется для решения внутренних задач в управленческом учете, приведет к нагромождению в финансовом учете излишней информации, не нужной для представляемой финансовой отчетности, но ведущей к утрате необходимой ей прозрачности, содержательности и надежности.

Управленческий учет возник в ответ на потребности крупного индустриального производства. Его истоки восходят к системе Тейлора, учету затрат по методу "стандарт-кост", бюджетированию и системе гибких смет, методу "директ-кост". Управленческий учет развивался по мере усложнения производственных процессов, исходя из жизненно важных потребностей внутреннего управления и сложился в современную систему к концу сороковых годов двадцатого века. Конечно, управленческий учет выходит за рамки собственно учета. Это комплексный метод внутрихозяйственного управления, очень похожий на хорошо известный в прошлом отечественный внутрихозяйственный расчет. Мы считаем, что это новое прочтение методов внутрихозяйственного расчета, продвинутое и приспособленное к условиям рыночной экономики.

Управленческий учет исторически развивался исходя из объективных потребностей производства и управления. Его нельзя считать названием некоего "квазиметода", оторванного от жизни и выдуманного для того, чтобы подорвать всю систему бухгалтерского учета, как утверждают некоторые специалисты.

Если обобщить высказывания современных авторов о содержании, целях и задачах управленческого учета, то их можно свести к следующим пяти тезисам:

1. Прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости; прогнозирование, планирование и учет периодических расходов отчетного периода; планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность.

2. Контроль и анализ расходов по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонений от норм и смет расходов, динамики показателей и т. п.

3. Планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, подразделениям, сегментам, центрам ответственности и т.п.

4. Формирование внутренней количественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала.

5. Система управленческого учета создается для управления конкретной компанией и не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами. Хорошо организованный управленческий учет, адекватно соответствующий условиям деятельности компании, обеспечивает не только контроль текущей работы, но и улучшение ее результатов в будущем.

Основой комбинированной системы внутреннего управления, безусловно, является учет, определяющий характеристику управленческого учета. Ясно, что это не только и не столько бухгалтерский учет, так как многие управленческие параметры отражаются в оперативном учете, получаются методами статистического наблюдения.

Зарубежный опыт организации управленческого учета свидетельствует о том, что он является внебалансовым учетом, его показатели не сводятся в единую балансовую систему. С этой точки зрения финансовый учет, используя балансовый метод обобщения данных, скорее является бухгалтерским учетом в его традиционном понимании. На практике в управленческом учете применяют простую и двойную системы учета в зависимости от организационных условий и традиций учета. Мы не видим в этом серьезных затруднений и непреодолимых противоречий. Например, советский метод нормативного учета входил в систему бухгалтерского учета, но учет отклонений проводился оперативным путем вне системы бухгалтерского учета.

В этой связи вспомним не такие уж давние споры вокруг полуфабрикатного и бесполуфабрикатного методов учета заделов незавершенного производства.

Одни доказывали, что только бухгалтерский учет полуфабрикатов на счетах и в аналитическом учете может обеспечить достоверные данные и необходимый контроль за сохранностью полуфабрикатов. Другие резонно утверждали, что оперативно-производственный учет полуфабрикатов обеспечивает не менее достоверную информацию. К тому же затраты на получение информации во втором случае намного меньше, чем при аналитическом бухгалтерском учете полуфабрикатов. Поскольку не было строгих нормативных предписаний на сей счет, на одних предприятиях применяли полуфабрикатный, на других - бесполуфабрикатный вариант учета заделов незавершенного производства, без особых последствий и затруднений для внутрипроизводственного управления хозяйственными процессами. Жизнь доказала, что и тот, и другой метод учета имеют право на существование. Выбор за конкретными лицами - организаторами учета.

В зарубежной практике в рамках финансового учета ведут аналитический учет объектов и процессов, в основном, относящихся к финансовой деятельности. Количественно-сортовой учет производственных запасов, аналитический учет других объектов, представляющих интерес для внутрипроизводственного управления, ведут в управленческом учете. Естественно, в управленческом учете детальный аналитический учет может быть организован как бухгалтерскими, так и оперативными методами. В связи с этим отдельные авторы указывают на имеющее место нарушение связи между синтетическим и аналитическим бухгалтерским учетом. Отсутствие сверки показателей между ними ведет к утрате контроля правильности записей в аналитическом учете. Так ли это?

Количественно-сортовой учет производственных запасов, осуществляемый в управленческом учете бухгалтерскими методами, даже при униграфической (простой) записи на счетах позволяет сверять сальдо и обороты по синтетическому счету с суммой соответствующих показателей по всему массиву аналитических счетов. Нарушения принципа увязки показателей аналитического и синтетического учета не возникает, если только сам бухгалтер не игнорирует проведение сверки аналитического и синтетического учета. Другая ситуация возникает, когда управленческий учет производственных запасов осуществляется методами оперативного учета. Прямой связи между данными оперативного и синтетического учета нет, но поскольку они отражаются по одним и тем же операциям, оформленным одними и теми же первичными документами, общая сверка итоговых показателей вполне возможна. Современные программы компьютерной обработки данных позволяют получить в оперативном учете максимально детализированные и достаточно точные данные об объектах учета.

Выбор того или иного подхода к учету зависит от его организаторов, которые обычно исходят из того, что выгода от учетной информации должна превышать затраты на содержание системы учета. Известно, например, что многие японские фирмы не ведут бухгалтерского учета материалов. Это дорого и невыгодно, поскольку сохранность материалов обеспечивается честным отношением персонала к собственности фирмы. Ведут только оперативный учет для управления запасами. Российский полуфабрикатный вариант это тоже оперативный учет деталей и полуфабрикатов. К примеру, на автомобильных заводах в производстве обращаются тысячи запасных частей и агрегатов, представляющих большую ценность. Здесь потери от хищений намного меньше, чем затраты на организацию и ведение бухгалтерского аналитического учета полуфабрикатов.

Не нужно насильно, в обязательном порядке, вводить управленческий учет во всех российских организациях. Но нельзя и запрещать его ведение. Кто считает управленческий учет полезным для внутрихозяйственного управления, пусть организует его и обеспечивает эффективное управление своей организацией. На некоторых, в особенности небольших предприятиях, где он будет невыгодным, откажутся от его применения.

Нельзя предавать управленческий учет остракизму, наоборот, нужно создавать условия и возможности для его применения. Следует учить специалистов управленческому учету на специальных кафедрах в вузах, способных в комплексе преподавать всю совокупность методов управленческого учета.

Финансовый учет - сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет самостоятельное бухгалтерское подразделение любой организации. Но он не может объять необъятное. Мы согласны с профессором Г.Г.Шильниковой, что активным субъектом управленческого учета выступает бухгалтер-менеджер, бухгалтер-управленец. От него требуются несколько иные профессиональные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет. Институт профессиональных бухгалтеров России выдвинул своевременное предложение о проведении обучения и аттестации бухгалтеров управленческого профиля.

Управленческий учет - новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и оперативный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом мы видим его большое преимущество, так как именно на стыках наук, при использовании разных научных методов происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.

С учетной точки зрения, а именно она интересует нас прежде всего, и управленческий, и финансовый учет основаны на одном том же массиве первичных данных, но представляют их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации, как показано на схеме.

—————————————————————————————

|Наблюдение, измерение, регис-|

——————|трация  хозяйственных  фактов|—————

|      |и событий                    |     |

|       —————————————————————————————      |

———————————————                             ——————————————

|Финансовый учет|——————————                 |Управленческий|

———————————————           |       —————————|     учет     |

|                  |      |          ——————————————

———————————————          ——————————         ———————————————

|Финансовая пуб-|        |Налоговая |       |Внутренняя  уп-|

|личная   отчет-|        |отчетность|       |равленческая   |

|ность          |         ——————————        |отчетность     |

———————————————                             ———————————————

Детализация данных в аналитическом управленческом учете строится на ином методическом подходе, чем в аналитическом финансовом учете. Она не сводится к испытанным методам производственного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. Издержки производства детализируются в управленческом учете по хозяйственным и географическим сегментам, подразделениям организации, центрам ответственности, сметам накладных, коммерческих и управленческих расходов, затрат на капитальное строительство и инвестиционные операции. В том же порядке учитываются доходы от продажи, а также операционные и внереализационные доходы и расходы.

На разных уровнях ответственности издержки отражаются только в той части, за которую могут реально отвечать соответствующие ответственные лица. На низшем уровне управления затраты ограничиваются только прямыми и косвенными материальными затратами. На следующем уровне к ним добавляются прямые расходы на оплату труда. На более высоких уровнях ответственности номенклатура учитываемых расходов увеличивается. Важно, чтобы все расходы и доходы учитывались и контролировались в соответствующих центрах ответственности. Аналитическая часть управленческого учета выполняется индивидуально для каждого уровня управления.

Управленческий учет необходимо строить на основе индивидуального плана счетов управленческого учета. Вопрос о создании такого плана счетов необходимо решить централизованно только в общих чертах. Детали нужно отрабатывать в каждой организации индивидуально. Ясно, что общероссийский план счетов бухгалтерского учета (даже после модернизации), ориентированный на привычный учет затрат и калькулирование себестоимости, не позволяет в полной мере обеспечить управленческий учет необходимыми данными. Его следует дополнить новыми счетами, что, по нашему мнению, сделать нетрудно. Нужно обсудить, какие дополнительные счета необходимы.

1.2. Роль и значение внутрихозяйственных расчетов в общей системе расчетов организации

Информация о всех видах расчетов головной компании с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы в соответствии с новым Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, как и раньше, отражается на счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты". На нем ведутся, в частности, расчеты по выделенному имуществу; по взаимному отпуску материальных ценностей; по продаже продукции; по передаче расходов по общеуправленческой деятельности; по оплате труда работникам подразделений и так далее.

К счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" могут быть открыты субсчета:

- 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу";

- 79-2 "Расчеты по текущим операциям";

- 79-3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" и другие.

На субсчете 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу" учитывается состояние расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, по переданным им внеоборотным и оборотным активам.

Имущество, выделенное указанным подразделениям, списывается организацией со счета 01 "Основные средства" и других счетов в дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Имущество, выделенное организацией указанным подразделениям, принимается на учет этими подразделениями с кредита счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" в дебет счета 01 "Основные средства" и других счетов.

На субсчете 79-2 "Расчеты по текущим операциям" учитывается состояние всех прочих расчетов организации с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы.

На субсчете 79-3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" учитывается состояние расчетов, связанных с исполнением договоров доверительного управления имуществом. Порядок имущественных отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по договору доверительного управления имуществом, определен статьями 1012 - 1026 ГК РФ. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством собственником имущества, переданного в доверительное управление, остается учредитель доверительного управления.

Имущество, переданное в доверительное управление, должно быть обособлено от другого имущества учредителя управления и от имущества доверительного управляющего. При этом отдельный баланс, а также учет имущества и связанных с ним активов ведет доверительный управляющий.

Согласно ст.1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий доверительного управляющего, исполняются за счет этого имущества.

Аналитический учет по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, а также имуществу, выделенному на отдельный баланс. Рассмотрим на конкретных примерах использование счета 79.

Пример

Филиал 1 занимается строительством и ремонтом электростанций. Филиал 2 занимается оказанием транспортно-экспедиционных услуг. Головная компания приобретает для филиала 1 строительные материалы на сумму 1200 руб. (в том числе НДС - 200 руб.) и выделяет ему башенный кран, балансовая стоимость которого 3000 руб., филиал 2 перевозит данные материалы со склада поставщика на склад филиала 1, стоимость транспортных услуг составляет 100 руб. Филиал 1 использует приобретенные материалы для ремонта электростанции.

В бухгалтерском учете данные операции по старому Плану счетов будут отражены следующим образом.

У головной организации: Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1000 руб. - оприходованы строительные материалы, приобретенные для филиала 1;

Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 200 руб. - отражен НДС по приобретенным материалам;

Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 1200 руб. - погашена задолженность поставщику за материалы;

Дебет счета 79-2 (субсчет "Расчеты по текущим операциям") Кредит счета 10 "Материалы" - 1000 руб. - переданы материалы филиалу 1;

Дебет счета 79-2 (субсчет "Расчеты по текущим операциям") Кредит счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - 200 руб. - отражен НДС по материалам, переданным филиалу 1;

Дебет счета 79-1 (субсчет "Расчеты по выделенному имуществу") Кредит счета 01 "Основные средства" - 3000 руб. - передано имущество (башенный кран) филиалу 1.

У филиала 2: Дебет счета 79-2 (субсчет "Расчеты по текущим операциям") Кредит счета 20 "Основное производство" - 100 руб. - оказаны транспортные услуги филиалу 1.

У филиала 1: Дебет счета 10 "Материалы" - Кредит счета 79-2 субсчет "Расчеты по текущим операциям" - 1000 руб. - оприходованы строительные материалы, полученные от головной организации;

Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 79-2 (субсчет "Расчеты по текущим операциям") - 200 руб. - отражен НДС по материалам, переданным головной организацией;

Дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" Кредит счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - 200 руб. - списан НДС по материалам, переданным головной организацией;

Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 79-2 (субсчет "Расчеты по текущим операциям") - 100 руб. - транспортные услуги отнесены на стоимость материалов;

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы" - 1100 руб. - списана на затраты стоимость материалов, использованных для ремонта;

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - 2400 руб. - отражена выручка от реализации по выполненным работам;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - 400 руб. - начислен НДС по выполненным работам;

Дебет счета 51 "Расчетный счет" Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - 2400 руб. - поступила оплата за выполненные работы на расчетный счет;

Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" - 20 руб. [(2400 - 400) х 1%] - начислен налог на пользователей автодорог;

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы" - 20 руб. - списаны общехозяйственные расходы на себестоимость выполненных работ;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 20 "Основное производство" - 1120 руб. - списаны расходы по проведению ремонта;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - 880 руб. - отражен финансовый результат от данной операции;

Дебет счета 01 "Основные средства" Кредит счета 79-1 (субсчет "Расчеты по выделенному имуществу") - 3000 руб. - получено имущество (башенный кран) от головной компании.

Данные операции, связанные с внутрихозяйственными расчетами, по новому Плану счетов следует записать следующим образом.

У головной организации: Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1000 руб. - оприходованы строительные материалы, приобретенные для филиала 1;

Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 200 руб. - отражен НДС по приобретенным материалам;

Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 1200 руб. - погашена задолженность поставщику за материалы;

Дебет счета 79-2 (субсчет "Расчеты по текущим операциям") Кредит счета 10 "Материалы" - 1000 руб. - переданы материалы филиалу 1;

Дебет счета 79-2 (субсчет "Расчеты по текущим операциям") Кредит счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - 200 руб. - отражен НДС по материалам, переданным филиалу 1;

Дебет счета 79-1 (субсчет "Расчеты по выделенному имуществу") Кредит счета 01 "Основные средства" - 3000 руб. - передано имущество (башенный кран) филиалу 1.

У филиала 2: Дебет счета 79-2 (субсчет "Расчеты по текущим операциям") Кредит счета 20 "Основное производство" - 100 руб. - оказаны транспортные услуги филиалу 1.

У филиала 1: Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 79-2 (субсчет "Расчеты по текущим операциям") - 1000 руб. - оприходованы строительные материалы, полученные от головной организации;

Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 79-2 (субсчет "Расчеты по текущим операциям") - 200 руб. - отражен НДС по материалам, переданным головной организацией;

Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - 200 руб. - списан НДС по материалам, переданным головной организацией;

Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 79-2 (субсчет "Расчеты по текущим операциям") - 100 руб. - транспортные услуги отнесены на стоимость материалов;

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы" - 1100 руб. - списана на затраты стоимость материалов, использованных для ремонта;

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90-1 (субсчет "Выручка") - 2400 руб. - отражены доходы от реализации по выполненным работам;

Дебет счета 90-3 (субсчет "Налог на добавленную стоимость") Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 400 руб. - начислен НДС по выполненным работам;

Дебет счета 51 "Расчетный счет" Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - 2400 руб. - поступила оплата за выполненные работы на расчетный счет;

Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 20 руб. [(2400 - 400) х 1%] - начислен налог на пользователей автодорог;

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы" - 20 руб. - списаны общехозяйственные расходы на себестоимость выполненных работ;

Дебет счета 90-2 (субсчет "Себестоимость продаж") Кредит счета 20 "Основное производство" - 1120 руб. - списаны расходы по проведению ремонта;

Дебет счета 90-9 (субсчет "Прибыль/убыток от продаж") Кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - 880 руб. - отражен финансовый результат от данной операции;

Дебет счета 01 "Основные средства" Кредит счета 79-1 (субсчет "Расчеты по выделенному имуществу") - 3000 руб. - получено имущество (башенный кран) от головной компании.

Далее рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете расчетов, связанных с исполнением доверительного имущества.

Пример

Компания "Альтаир "передала своему доверительному управляющему по договору доверительного управления здание, первоначальная стоимость которого 1 000 000 руб. Износ здания на момент передачи составил 200 000 руб. Доверительный управляющий, приняв имущество в управление, сдал часть помещений в аренду. Доходы от аренды ежемесячно составляют 60 000 руб. (в том числе НДС - 10 000 руб.). Выплачено вознаграждение доверительному управляющему в сумме 1200 руб. (в том числе НДС - 200 руб.).

По старому Плану счетов в соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными приказом Минфина России от 24.12.98 N 68н (далее - Указания), расчеты по договорам доверительного управления имуществом организации учитывают на счете 74 "Расчеты по выделенному на отдельный баланс имуществу" субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом".

У учредителя управления: Дебет счета 74 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") Кредит счета 01 "Основные средства" - 1 000 000 руб. - списана первоначальная стоимость здания, переданного в доверительное управление;

Дебет счета 02 "Износ основных средств" Кредит счета 74 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") - 200 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации здания, переданного в доверительное управление;

Дебет счета 51 "Расчетный счет" Кредит счета 74 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") - 48 500 руб. - получен доход от операций по договору доверительного управления.

У выгодоприобретателя: В случае если доверительное управление имуществом осуществляется в интересах выгодоприобретателя, то причитающаяся прибыль (доход) учитывается выгодоприобретателем по дебету счета 74 "Расчеты по выделенному на отдельный баланс имуществу" (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления") в корреспонденции с кредитом счета 80 "Прибыли и убытки" как внереализационные доходы. По мере фактического перечисления денежных средств выгодоприобретателю сумм прибыли (дохода) дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 74 "Расчеты по выделенному на отдельный баланс имуществу" (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления").

Отдельный баланс учета операций по договору доверительного управления организации- доверительного управляющего: Дебет счета 01 "Основные средства" Кредит счета 74 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") - 1 000 000 руб. - оприходовано здание, полученное от учредителя управления;

Дебет счета 74 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") Кредит счета 02 "Износ основных средств" - 200 000 руб. - отражена сумма начисленной амортизации здания, полученного в доверительное управление;

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - 60 000 руб. - отражена выручка от сдачи имущества в аренду;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - 10 000 руб. - начислен НДС от сдачи имущества в аренду;

Дебет счета 55 "Специальные счета в банках" Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - 60 000 руб. - поступила оплата за аренду на отдельный банковский счет для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением имущества;

Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" - 500 руб. - [(60 000 - 10 000) х 1% : 100%] - начислен налог на пользователей автодорог;

Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 1000 руб. - начислено вознаграждение по договору доверительного управления;

Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 200 руб. - отражен НДС по начисленному вознаграждению;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы" - 1500 руб. - общехозяйственные расходы списаны на реализацию;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - 48 500 руб. - отражен финансовый результат (прибыль) от операций с имуществом;

Дебет счета 74 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") Кредит счета 55 "Специальные счета в банках" - 48 500 руб. - перечислен учредителю доход от операций по договору доверительного управления.

Собственный баланс организации - доверительного управляющего: Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - 1200 руб. - отражена сумма вознаграждения, причитающегося управляющему;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - 200 руб. - начислен НДС с вознаграждения;

Дебет счета 51 "Расчетный счет" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 1200 руб. - получена сумма вознаграждения по договору доверительного управления;

Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" - 10 руб. (1000 х 1% : 100%) - начислен налог на пользователей автомобильных дорог;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы" - 10 руб. - общехозяйственные расходы списаны на реализацию услуг по договору доверительного управления;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - 990 руб. - отражен финансовый результат от реализации услуг по договору доверительного управления.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п.8 Указаний при составлении бухгалтерской отчетности учредитель управления включает показатели отчетности, представленной доверительным управляющим, путем построчного суммирования аналогичных показателей. В баланс учредителя управления данные по счету 74 "Расчеты по выделенному на отдельный баланс имуществу" (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления") не включаются.

Организации, перешедшие на новый План счетов, отражают в бухгалтерском учете операции, приведенные в нашем примере, следующими проводками.

У учредителя управления: Дебет счета 79-3 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") Кредит счета 01 "Основные средства" - 1 000 000 руб. - списана первоначальная стоимость здания, переданного в доверительное управление;

Дебет счета 02 "Амортизация основных средств" Кредит счета 79-3 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") - 200 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации здания, переданного в доверительное управление;

Дебет счета 51 "Расчетные счета" Кредит счета 79-3 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") - 48 500 руб. - получен доход от операций по договору доверительного управления.

У выгодоприобретателя: Дебет счета 79-3 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") Кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - 48 500 руб. - начислен доход по договору доверительного управления имуществом;

Дебет счета 51 "Расчетные счета" Кредит счета 79-3 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") - 48 500 руб. - получен доход по договору доверительного управления имуществом.

Отдельный баланс учета операций по договору доверительного управления организации - доверительного управляющего: Дебет счета 01 "Основные средства" Кредит счета 79-3 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") - 1 000 000 руб. - оприходовано здание, полученное от учредителя управления;

Дебет счета 79-3 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") Кредит счета 02 "Амортизация основных средств" - 200 000 руб. - отражена сумма начисленной амортизации имущества (здания), полученного в доверительное управление;

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90-1 (субсчет "Выручка") - 60 000 руб. - отражена выручка от сдачи имущества в аренду;

Дебет счета 90-3 (субсчет "Налог на добавленную стоимость") Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 10 000 руб. - начислен НДС от сдачи имущества в аренду;

Дебет счета 55 "Специальные счета в банках" Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - 60 000 руб. - поступила оплата за аренду на отдельный банковский счет для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением имуществом;

Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 500 руб. [(60 000 - 10 000) х 1% : 100%] - начислен налог на пользователей автодорог;

Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 1000 руб. - начислено вознаграждение по договору доверительного управления;

Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 200 руб. - отражен НДС по начисленному вознаграждению;

Дебет счета 90-2 "Себестоимость продаж" Кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы" - 1500 руб. - общехозяйственные расходы списаны на себестоимость услуг;

Дебет счета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" Кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - 48 500 руб. - отражен финансовый результат (прибыль) от операций с имуществом;

Дебет счета 79-3 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом") Кредит счета 55 "Специальные счета в банках" - 48 500 руб. - перечислен учредителю доход от операций по договору доверительного управления.

Собственный баланс организации - доверительного управляющего: Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит счета 90-1 (субсчет "Выручка") - 1200 руб. - отражена сумма вознаграждения, причитающегося управляющему;

Дебет счета 90-2 "Налог на добавленную стоимость" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 200 руб. - начислен НДС с вознаграждения;

Дебет счета 51 "Расчетные счета" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 1200 руб. - получена сумма вознаграждения по договору доверительного управления;

Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 10 руб. (1000 х 1% : 100%) - начислен налог на пользователей автомобильных дорог;

Дебет счета 90-2 "Себестоимость продаж" Кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы" - 10 руб. - общехозяйственные расходы списаны на себестоимость услуг по договору доверительного управления;

Дебет счета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" Кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - 990 руб. - отражен финансовый результат от реализации услуг по договору доверительного управления.

Глава 2. Учет внутрихозяйственных расчетов.

2.1. Документальное оформление внутрихозяйственных расчетов.

Для документального оформления внутрихозяйственных операций применяется внутренний первичный документ «авизо», в котором указывается содержание хозяйственной операции, произведенной в пользу головной организации или в пользу территориального подразделения. Оформленное «авизо» пересылается в подразделение (головное предприятие) для зеркального отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете.

Для примера можно представить следующую ситуацию: территориальное подразделение оплатило, получило от поставщика и передает на баланс вышестоящей организации офисное оборудование. Данная хозяйственная операция отражается следующими проводками:

центр.бухг.

подразделение

содержание операции

документ

дебет

кредит

дебет

кредит

-

-

60

51

Перечислено с р/сч.поставщику

платежное поручение

60 без НДС

79-П

79-ЦБ

60 без НДС

Отражены внутр.хоз.расчеты

авизо

08

60

-

-

Получено оборудование

авизо

01

08

-

-

Принято оборудование в состав основных средств

Акт приема-сдачи

-

-

19 68

60 19

НДС по оплаченному,оприходованному оборудованию

Сч.фактура Расчет налога

-

-

60

50,51

Оплачены расходы по установке оборудования

Счет

60

79-П

79-ЦБ

60

Отражены внутрихозяйств. расчеты по установке оборудования

Авизо на головной офис

08 01

60 08

- -

- -

Расходы по установке оборудования отнесены на увеличение стоимости основных средств

Акт на выполнение работ

79-П

02

20

79-ЦБ

Начислен износ на основное средство

Авизо на подразде-ление

При передаче месячных затрат на производство посредством «авизо» в головное предприятие необходимо расписать состав хозяйственных операций и в подтверждение приложить первичные документы (копии), подтверждающие правомерность отражения данных операций на соответствующих статьях бухгалтерского учета. Учитывая степень финансовой обособленности филиала, первичные документы могут храниться как в филиале, так и в головной организации: при наличии у подразделения отдельного баланса и расчетного счета документы хранятся по месту отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете, т.е. в филиале, копии - в головной организации. В случае отсутствия у филиала самостоятельного баланса и расчетного счета оригиналы первичных документов передаются в головное предприятие, а в филиале хранятся копии документов. Балансовый счет 79 «Внутрихозяйственные расходы» при составлении сводного баланса должен закрываться. Так, например, дебетовые обороты головного офиса перекрываются кредитовыми оборотами структурных подразделений и взаимно исключаются.

Предусмотреть все хозяйственные ситуации, возникающие в процессе деятельности предприятия, в состав которого входят территориальные подразделения, невозможно. Можно лишь попытаться изложить типовые бухгалтерские проводки:

Центр.бухг.

Подразделение

Содержание операции

документ

дебет

кредит

дебет

кредит

51

79-П

79-ЦБ

51

Перечислены ден. средства на содер-жание в/стоящ.орг.

Смета,авизо на в/стоящ.орг.

-

-

60,76 20,26

51 60,76

Отнесены на затраты текущие расходы подраздел.

Счета,накладные Акты

60

79-П

79-ЦБ

50,51

Расходы общехоз. назначения,оказан. подразделением в/стоящ.предп-тию

Авизо на в/стоящ.предпр.

79-П

60

26

79-ЦБ

Затраты в/стоящ. предприятия отнесены на общехоз. расходы

Авизо на в/стоящ.предпр.

79-П

50,51

-

-

Оплачены расходы по смете в/стоящей организацией

Счет,пл.поруч., договор. Авизо передано на подразделение

-

-

26

79-ЦБ

Отражены расходы головн.предпр.

Авизо получено от головн.предпр

Совместным Постановлением Госкомстата РФ и Минфина РФ от 29 мая 1998 года № 57а разработаны и утверждены унифицированные формы первичной учетной документации. В соответствии с Постановлением на предприятии должны быть разработаны формы первичной документации, правила документооборота и технология обработки документальной информации. Для предприятий, имеющих в своей структуре территориально отдаленные подразделения, вопрос правильной организации документооборота является основополагающим. Правильная постановка документооборота первичной документации является основой для своевременного и грамотного отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

2.2. Аналитический и синтетический учет внутрихозяйственных расчетов.

Счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты), в частности, расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п.

К счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" могут быть открыты субсчета:

79-1 "Расчеты по выделенному имуществу";

79-2 "Расчеты по текущим операциям";

79-3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" и др.

На субсчете 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу" учитывается состояние расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, по переданным им внеоборотным и оборотным активам.

Имущество, выделенное указанным подразделениям, списывается организацией со счета 01 "Основные средства" и др. в дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Имущество, выделенное организацией указанным подразделениям, принимается на учет этими подразделениями с кредита счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" в дебет счета 01 "Основные средства" и др.

На субсчете 79-2 "Расчеты по текущим операциям" учитывается состояние всех прочих расчетов организации с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы.

На субсчете 79-3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" учитывается состояние расчетов, связанных с исполнением договоров доверительного управления имуществом. Этот субсчет используется для учета расчетов у учредителя управления, доверительного управляющего, а также расчетов по имуществу, переданному в доверительное управление, учитываемому на отдельном балансе.

Имущество, переданное в доверительное управление, списывается учредителем управления со счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 58 "Финансовые вложения" и др.

в дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" (одновременно на суммы начисленной амортизации производится запись по дебету счетов 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов" и кредиту счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты"). Принятое доверительным управляющим на отдельный баланс имущество отражается по дебету счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 58 "Финансовые вложения" и др. и кредиту счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" (одновременно на суммы начисленной амортизации производится запись по кредиту счетов 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов" и кредиту счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты").

При прекращении договора доверительного управления имуществом и возврате имущества учредителю управления делаются обратные записи. Если договором доверительного управления имуществом предусмотрены иные операции с имуществом, переданным в доверительное управление, то учет этих операций ведется в общем порядке.

Перечисление денежных средств в счет причитающейся учредителю управления прибыли (дохода) в отдельном балансе отражается по кредиту счетов учета денежных средств и дебету счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Денежные средства, полученные учредителем управления в счет этой прибыли (дохода), приходуются по дебету счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Учредителем управления причитающиеся от доверительного управляющего суммы возмещения убытков, причиненных утратой или повреждением имущества, переданного в доверительное управление, а также упущенной выгоды отражаются по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы". При получении учредителем управления этих средств дебетуются счета учета денежных средств и кредитуется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Аналитический учет по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а расчетов по договорам доверительного управления имуществом - по каждому договору.

Счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" корреспондирует со счетами:

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|       По дебету                   |           По кредиту              |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|01 Основные средства               |01 Основные средства               |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|02 Амортизация основных средств    |02 Амортизация основных средств    |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|04 Нематериальные активы           |04 Нематериальные активы           |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|05 Амортизация нематериальных акти-|05 Амортизация нематериальных акти-|

|   вов                             |   вов                             |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|07 Оборудование к установке        |07 Оборудование к установке        |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|08 Вложения во внеоборотные активы |08 Вложения во внеоборотные активы |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|10 Материалы                       |10 Материалы                       |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|11 Животные на выращивании и откор-|11 Животные на выращивании и откор-|

|   ме                              |   ме                              |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|15 Заготовление и приобретение  ма-|15 Заготовление и приобретение  ма-|

|   териальных ценностей            |   териальных ценностей            |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|16 Отклонение  в стоимости  матери-|16 Отклонение  в стоимости  матери-|

|   альных ценностей                |   альных ценностей                |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|20 Основное производство           |20 Основное производство           |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|21 Полуфабрикаты собственного  про-|21 Полуфабрикаты собственного  про-|

|   изводства                       |   изводства                       |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|23 Вспомогательные производства    |23 Вспомогательные производства    |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|25 Общепроизводственные расходы    |25 Общепроизводственные расходы    |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|26 Общехозяйственные расходы       |26 Общехозяйственные расходы       |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|29 Обслуживающие производства и хо-|29 Обслуживающие производства и хо-|

|   зяйства                         |   зяйства                         |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|40 Выпуск продукции (работ, услуг) |40 Выпуск продукции (работ, услуг) |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|41 Товары                          |41 Товары                          |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|43 Готовая продукция               |43 Готовая продукция               |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|44 Расходы на продажу              |44 Расходы на продажу              |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|45 Товары отгруженные              |45 Товары отгруженные              |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|50 Касса                           |50 Касса                           |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|51 Расчетные счета                 |51 Расчетные счета                 |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|52 Валютные счета                  |52 Валютные счета                  |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|55 Специальные счета в банках      |55 Специальные счета в банках      |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|60 Расчеты с поставщиками и подряд-|57 Переводы в пути                 |

|   чиками                          |                                   |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|62 Расчеты с покупателями и  заказ-|60 Расчеты с поставщиками и подряд-|

|   чиками                          |   чиками                          |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|70 Расчеты с персоналом  по  оплате|62 Расчеты с покупателями и  заказ-|

|   труда                           |   чиками                          |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|71 Расчеты с подотчетными лицами   |70 Расчеты  с  персоналом по оплате|

|                                   |   труда                           |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|76 Расчеты с разными  дебиторами  и|71 Расчеты с подотчетными лицами   |

|   кредиторами                     |                                   |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|84 Нераспределенная прибыль  (непо-|73 Расчеты  с  персоналом по прочим|

|   крытый убыток)                  |   операциям                       |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|90 Продажи                         |76 Расчеты с разными  дебиторами  и|

|                                   |   кредиторами                     |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|91 Прочие доходы и расходы         |84 Нераспределенная прибыль  (непо-|

|                                   |   крытый убыток)                  |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|97 Расходы будущих периодов        |90 Продажи                         |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|99 Прибыли и убытки                |91 Прочие доходы и расходы         |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|                                   |97 Расходы будущих  периодов       |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|                                   |99 Прибыли и убытки                |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

2.3. Порядок отражения внутрихозяйственных расчетов в отчетности организации.

Организации, имеющие дочерние и зависимые общества, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, должны составлять сводную бухгалтерскую отчетность. Однако либо это требование не выполнялось, либо осуществлялось простое суммирование показателей отдельных отчетов, которое не давало реальной картины имущественного и финансового положения группы организаций.

Работа по подготовке сводной бухгалтерской отчетности должна быть проведена головной организацией. Для этого представляется целесообразной следующая последовательность действий. Головная организация устанавливает порядок представления годовых бухгалтерских отчетов дочерних обществ. К этому сроку должен быть готов отчет головной организации как юридического лица. Отчеты дочерних обществ должны сопровождаться расшифровками и аналитическими материалами, которые позволят осуществить необходимые корректировки. Полученные от дочерних обществ отчеты анализируются с точки зрения единства учетной политики, использованной для их составления и методической сопоставимости отчетных данных. Если дочерними обществами применялась разная учетная политика, то показатели отчетов должны быть пересчитаны соответствующим образом.

На основании отчета головной организации и отчетов дочерних обществ составляется промежуточный свод. Затем проводятся соответствующие корректировки по исключению инвестиций головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и исключение остатков по взаимным расчетам между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами, исключение объемов реализации внутри группы и затрат, приходящихся на эти объемы (в том числе исключение прибыли, возникшей в результате такой реализации и включенной в балансовую стоимость имущества), исключение дивидендов, выплаченных внутри группы, а также прочих взаимных доходов и расходов. Особенностью консолидационных записей является отсутствие двойной записи, присущее бухгалтерским проводкам.

Рассмотрим типичные случаи формирования финансовых результатов на примере передачи товарно-материальных ценностей.

1. Полученные от дочернего предприятия ТМЦ не были использованы и полностью остались в остатке запасов на конец года.

Пример

Головная организация А реализовала дочернему обществу Б готовую продукцию (кол-во 1000 ед.) на сумму 120 000 руб. Себестоимость продукции составила 100 000 руб. На конец года у дочернего общества осталось 1000 ед. продукции.

В процессе консолидации в сводную (суммированную) отчетность вносятся следующие изменения:

в бухгалтерском балансе группы (ф. N 1) на сумму прибыли от реализации (20 000 руб.) уменьшаются статьи "Запасы" (стр. 210) и "Нераспределенная прибыль отчетного года" (стр. 480). Кроме того, взаимно исключаются задолженности по реализованной продукции: "Задолженность дочерних и зависимых обществ" (стр. 243) и "Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами" (стр. 623).

В отчете о финансовых результатах группы (ф. N 2) выручка от реализации продукции (стр. 010) уменьшается на стоимость проданных внутри группы товаров, а статья "Себестоимость реализованной продукции" (стр. 020) - на себестоимость проданных внутри группы товаров.

2. Ценности использованы материнской компанией для реализации на сторону.

Пример

Головная организация А реализовала дочернему обществу Б готовую продукцию (кол-во 1000 ед.) на сумму 120 000 руб. Себестоимость продукции составила 100 000 руб. Все 1000 шт. продукции дочернее общество реализовало третьей организации по цене 160 руб. за единицу.

В этом случае на разность между себестоимостью полученных ТМЦ и их отпускной ценой следует уменьшить выручку группы и себестоимость реализации группы.

Поскольку продукция в полном объеме реализована за рамки группы, то и консолидированный бухгалтерский баланс, отражающий состояние остатков, подвержен минимальной корректировке. В бухгалтерском балансе группы (ф. N 1) взаимно исключаются задолженности по реализованной продукции: "Задолженность дочерних и зависимых обществ" (стр. 243) и "Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами" (стр. 623).

В отчете о финансовых результатах группы (ф. N 2) выручка от реализации продукции (стр. 010) и себестоимость реализованной продукции (стр. 020) уменьшаются на стоимость реализованных дочернему обществу материальных ценностей, поскольку валовая прибыль группы соответствует разнице между отпускной ценой, устанавливаемой дочерним обществом, и себестоимостью, определяемой головной организацией. Тем самым из консолидированной отчетности исключены обороты по внутренней реализации между зависимыми обществами, а фактическая консолидированная прибыль не изменилась.

3. Часть товарно-материальных ценностей на конец года не была использована, а часть - была реализована на сторону.

Пример

Головная организация А реализовала дочернему обществу Б готовую продукцию (кол-во 1000 ед.) на сумму 120 000 руб. Себестоимость продукции составила 100 000 руб. На конец года у дочернего общества осталось продукции 300 шт. Оставшуюся часть она реализовала третьей организации по цене 160 руб. за шт.

В данном случае консолидационные записи делаются и по первому варианту и по второму в зависимости от объемов ТМЦ, отгруженных третьим лицам, и объемов продукции, оставшейся на остатке.

Заключение

Внутрихозяйственные расчеты — расчеты со структурными подразделениями, выделенными на самостоятельный баланс или отдельные балансы.

Информация о всех видах расчетов головной компании с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы в соответствии с новым Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, как и раньше, отражается на счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты". На нем ведутся, в частности, расчеты по выделенному имуществу; по взаимному отпуску материальных ценностей; по продаже продукции; по передаче расходов по общеуправленческой деятельности; по оплате труда работникам подразделений и так далее.

К счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" могут быть открыты субсчета:

- 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу";

- 79-2 "Расчеты по текущим операциям";

- 79-3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" и другие.

На субсчете 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу" учитывается состояние расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, по переданным им внеоборотным и оборотным активам.

Имущество, выделенное указанным подразделениям, списывается организацией со счета 01 "Основные средства" и других счетов в дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Имущество, выделенное организацией указанным подразделениям, принимается на учет этими подразделениями с кредита счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" в дебет счета 01 "Основные средства" и других счетов.

На субсчете 79-2 "Расчеты по текущим операциям" учитывается состояние всех прочих расчетов организации с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы.

На субсчете 79-3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" учитывается состояние расчетов, связанных с исполнением договоров доверительного управления имуществом. Порядок имущественных отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по договору доверительного управления имуществом, определен статьями 1012 - 1026 ГК РФ. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством собственником имущества, переданного в доверительное управление, остается учредитель доверительного управления.

Имущество, переданное в доверительное управление, должно быть обособлено от другого имущества учредителя управления и от имущества доверительного управляющего. При этом отдельный баланс, а также учет имущества и связанных с ним активов ведет доверительный управляющий.

Согласно ст.1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий доверительного управляющего, исполняются за счет этого имущества.

Аналитический учет по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, а также имуществу, выделенному на отдельный баланс.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.  Части первая и вторая. М.: Проспект, 2000.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129- ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.)

4. План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н) с изменениями и дополнениями.

5. Основные документы бухгалтерского учета. – М.:ПРИОР, 2003.

6. Анохова Е.В. Внутрихозяйственные расчеты // Российский налоговый курьер, 2001, № 4.

7. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.

8. Безруких К.Н., Середа Т.П. Бухгалтерские проводки. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

9. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Безруких П.С. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2004.

10. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. - Москва, издательство "Магис" 1999.

11. Джаарбеков С.М., Старостин С.Н. и др. Комментарий к новому плану счетов. М.: Книжный мир, 2001.

12. Канцепольский В.Б. Бухгалтерский учет для начинающих - М.; 1999;

13. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета - М.; 2002 г.

14. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета. / Под ред. Бакаева А.С. – М.:ИПБ-БИНФА, 2001.

15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра – М, 2002.

16. Ломакин Д.В. Самостоятельность дочерних и зависимых обществ // Законодательство, 2002, № 5.

17. Международный бухгалтерский учет. GAAP и IAS. Справочник бухгалтера от А до Я / Под ред. Матвеева В.М. – М.: «Дело и Сервис», 1998.

18. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53 000 слов. - М.: Сов. энциклопедия, 1968.

19. Основные средства: бухгалтерский учет и аудит. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

20. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000.

21. Трубников А.А. Передача имущества между головным и дочерним предприятиями: налоговые последствия различных вариантов // Налоговый вестник, 2003, № 11.

22. Уткин Э. А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Финансы и статистика, 2002.