6. Маржинальный (предельный) анализ – как метод обоснования управленческих решений

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно – следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Большую роль в обосновании управленче­ских решений в бизнесе играет маржиналь­ный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группа­ми важнейших экономических показателей: «издержки — объем производства (реализа­ции) продукции — прибыль» — и прогнози­ровании критической и оптимальной величи­ны каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленче­ских расчетов называют еще анализом безубы­точности или содействия доходу.

В основу этой методики положено деле­ние операционных затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и посто­янные (непропорциональные) и использова­нии предельных величин.

Предельные (добавочные, дополнительные, маржинальные) величины показывают харак­тер и скорость изменения средних удельных величин. Их рассчитывают как разность пре­дыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с производством доба­вочной единицы продукции. В итоге маржи­нальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу.

В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на предельных и критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оп­тимизации.

Использование данной методики позволяет на основе изучения соотношения «затраты — объем продаж — прибыль»:

- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффектив­но управлять процессом формирования и прогнозирования финансо­вых результатов;

- определить критический уровень объема продаж, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

- установить зону безопасности (зону безубыточности) предпри­ятия;

- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассор­тимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда ус­ловий:

- необходимость деления издержек на две части — переменные и по­стоянные по отношению к динамике объема производства продукции;

- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

- постоянные издержки не изменяются в пределах значимого объема производства (реализации) продукции, т.е. в диа­пазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции су­щественно не изменяются;

- использования категории маржинальной прибыли (маржи покрытия).

Маржинальная прибыль (маржа покрытия, сумма покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоян­ные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероят­ность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от произ­водственной деятельности.

Сравнительный анализ познавательных свойств раз­личных методик факторного анализа прибыли убеждает нас в преиму­ществе методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредо­ванные связи и зависимости. Использование этого метода в финансо­вом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффек­тивно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Действующая методика анализа рентабельности также не учитывает взаимосвязь «затраты — объем — прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение при­были и суммы затрат.

В действительности, и прибыль и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть рас­ходов является постоянной. Поэтому объем продаж оказывает влияние на уровень рентабельности, что можно установить с помощью маржи­нального анализа.

Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.