Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Промышленная революция в России_____________________ 5

1.1. Промышленные центры России 19 века_______________________ 5

1.2. Возникновение монополий в промышленности России___________ 7

1.3. Изменение рынка труда____________________________________ 9

Глава 2. Развитие промышленности в России____________________ 11

2.1. Транспортная система____________________________________ 11

2.2. Торговля_______________________________________________ 13

2.3. Кредитная система России 19 века__________________________ 16

2.4. Возникновение монополий в промышленности России__________ 18

2.5. Развитие капиталистической экономики России в пореформенный период (60-90-е годы 19 в.)_____________________________________________ 20

Заключение_________________________________________________ 21

Список литературы__________________________________________ 23

Введение

В 80-е годы 19 века в основном завершился промышленный переворот и переход от мануфактурного к фабричному производству. В ведущих отраслях народного хозяйства стали преобладать паровые машины и разнообразная техника — механические станки, оборудование, механизмы, прежде всего, в обрабатывающей промышленности. Так, с 1875 по 1892 годы количество паровых двигателей в России увеличилось вдвое, а их мощность — в три раза. За последние десятилетия 19 века появились и начали быстро развиваться новые отрасли: угольная, нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение, химическое производство и др.

Промышленный переворот, система экономических и социально-политических изменений, в которых нашёл выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии. Начало П. п. — изобретение и применение рабочих машин, а завершение — производство машин машинами, т. е. развитие машинного производства, основанного на широком использовании машинной техники. В результате происходит окончательная победа капиталистического способа производства над феодальным. П. п. даёт мощный толчок капиталистическому обобществлению производства; в условиях фабричной системы кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства труда. Многие раздробленные процессы производства сливаются в один общественный производительный процесс. Вместе с тем утверждение крупной машинной индустрии служит важнейшей предпосылкой реального подчинения труда капиталу и резкого обострения антагонистических противоречий капиталистического способа производства. Характеризуя переход к фабричной системе, К. Маркс отмечал[1], что машина сама по себе сокращает рабочее время, между тем как её капиталистическое применение удлиняет рабочий день; сама по себе она облегчает труд, капиталистическое же её применение повышает его интенсивность; сама по себе она знаменует победу человека над силами природы, капиталистическое же её применение порабощает человека силами природы; сама по себе она увеличивает богатство производителя, а при капиталистическом применении превращает его в паупера.

Исторические предпосылки развития крупной машинной индустрии были созданы мануфактурной формой капиталистического производства. Первоначальное накопление капитала обеспечивало дальнейшее развитие капиталистических отношений — с одной стороны, создание армии лишённых средств к существованию людей, которые могут предложить в качестве товара лишь свою рабочую силу, и, с другой стороны, накопление крупных денежных богатств, используемых формирующимся классом капиталистов для приобретения средств производства и рабочей силы. Рост капиталистического производства неизбежно влёк за собой быстрое расширение как внутреннего, так и внешнего рынков; однако стремление буржуазии к ускоренному накоплению капитала наталкивалось на ограниченные возможности основанного на ремесленной технике мануфактурного производства.

Целью данной работы является рассмотрение промышленного переворота в России.

Глава 1. Промышленная революция в России

1.1. Промышленные центры России 19 века

К традиционным промышленным районам в Центре, на Урале и в Прибалтике прибавились новые: угольно-металлургический в Донбассе и Криворожье. Выросли крупные промышленные центры: Юзовка, Горловка, Нарва, Орехово-Зуево, Ижевск и др. За 1860— 1895 годы выплавка чугуна выросла в 4, 5 раза, добыча угля — в 30 раз. Производство чугуна передвинулось с Урала на юг России, В Донбассе сосредоточилось 70% всей добычи угля страны. Появились крупные машиностроительные заводы по производству паровозов (Коломна), пароходов (Сормово), сельскохозяйственной техники (Харьков, Одесса, Бердянск).

В 1890-е годы количество выпущенных паровозов увеличилось в два раза по сравнению с 1870-ми годами, что позволило полностью отказаться от их ввоза из-за границы. За 30 послереформенных лет были построены такие крупные машиностроительные предприятия, как механический завод Нобеля, Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, механический в Перми и т. д.

На юге страны были построены передовые по техническому оснащению металлургические заводы. Так, в 1872 году вступила в строй первая доменная печь в Юзовке (на заводе английского промышленника Дж. Юза), через два года — на Сулинском металлургическом заводе. Несколько лет спустя Юзовский и Сулинский заводы перешли на богатую руду из Кривого Рога, что привело к быстрому подъему черной металлургии в этом регионе.

Вскоре к ним присоединился металлургический район с центром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия, выросшая на вольной, а не на крепостной рабочей силе, превратилась в основную индустриальную базу страны. К началу 1890-х годов здесь производилось более 20% всего российского чугуна, а к концу века — 62%. Свыше 65% общероссийского объема угля добывалось в Донбассе. Каменный уголь стал важнейшим энергоносителем для всей промышленности и транспорта".

Среди новых отраслей наиболее быстро развивалась нефтедобыча и нефтепереработка, прежде всего, в районе Баку Первоначально там существовала система откупов нефтяных колодцев на определенный срок. С 1872 года нефтяные районы стали сдаваться в долгосрочную аренду с торгов. В это же время стала внедряться новая техника — бурение скважин и выкачивание нефти при помощи паровых двигателей. Все это позволило увеличить добычу нефти за 1870— 1890-е годы с 1, 7 до 243 млн. пуд., то есть в 140 раз. К концу 19 века нефтедобыча возросла до 33 млн. пуд., что позволило России выйти на первое место в мире по этому показателю. Из нефтепродуктов большим спросом стал пользоваться керосин для бытового потребления. Мазут и бензин в промышленности и на транспорте использовался пока в незначительном количестве.

Особенностью этого периода было бурное развитие рассеяной мануфактуры, когда часть обрабатывающей промышленности «переселялась» в деревню, где имелись дешевые рабочие руки. Крестьяне, еще прикрепленные к общинным наделам, широко участвовали в различных промыслах, из которых позже создавались крупные промышленные предприятия. Таким образом, в центральной России возникли многочисленные фабрично-заводские поселки — Орехово-Зуево, Павловский Посад, Гусь Хрустальный и др., в которых в конце 19 века проживало до 50% промышленных рабочих. Наряду с крупными промышленными центрами в глубине России развивались новые виды мелкой промышленности, которые были связаны с большими фабриками разделением труда.

В промышленном подъеме 90-х годов чрезвычайно важную роль сыграло железнодорожное строительство. Железнодорожная сеть (к началу 90-х годов составляла около 30 тыс. верст) была совершенно не достаточной для такой страны, как Россия. Потребность в большом количестве рельсов, строительных материалов, паровозов, вагонов, топлива вызвала невиданные ранее для России темпы роста тяжелой промышленности. За последнее десятилетие 19 в. количество промышленных предприятий выросло на 1/5, число рабочих — на 2/3, а объем производства — в 2 раза, руды — почти в 3,5, нефти — в 2,6, выплывка чугуна — в 3,2, стали — в 2,8 раза. Подъем тяжелой индустрии обусловил скачок легкой и пищевой промышленности. С 1890 по 1900 г. объем переработки хлопка и производства сахара почти удвоился.

1.2. Возникновение монополий в промышленности России

В 1880-х годах появились первые русские монополии в промышленности и первое картельное объединение двух петербургских акционерных банков — Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако первое монополистическое объединение в России возникло не в промышленности, а в страховом деле: в 1875 году восемь страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия.

Первая промышленная монополия была основана в 1882 году, когда пять заводов по производству стальных рельсов образовали Союз рельсовых фабрикантов сроком на пять лет. Этот союз имел признаки простейшего синдиката и контролировал почти все заказы на изготовление рельсов для железных дорог. За ним последовало объединение заводов по изготовлению креплений к железнодорожным рельсам (1884), по строительству железнодорожных мостов (1887), по производству различного железнодорожного оборудования (1889). Из этого перечня объединений видно, что железнодорожное строительство было одной из самых мощных и передовых отраслей народного хозяйства. Тем более, что в этом секторе экономики почти все заводы были новыми, их было немного, что облегчало сговор предпринимателей о количестве производимой продукции, о разделе рынка, о ценах, об условиях реализации.

При создании первых монополий в России важную роль сыграл иностранный капитал. Так, в основе картеля железопрокатных, проволочных и гвоздильных заводов (1886) лежал германский капитал.

Из разнообразных форм монополистических объединений в России конца 19 век:) наибольшее распространение получили картели, а в начале XX века — синдикаты.

В 1888 году было заключено картельное соглашение о ценах и разделе рынка между железопрокатным, проволочным и Путиловским металлическим заводами. В нефтяной промышленности был образован синдикат с участием предприятий братьев Нобель и компании Ротшильда, а позже, в 1897 году; обе эти фирмы стали участниками международного нефтяного соглашения.

Специфика возникновения первой монополии в сахарной промышленности (1887) выражалась в том, что большинство объединившихся владельцев сахарных заводов состояло из крупных помещиков. Через десять лет было создано Общество сахарозаводчиков, которое контролировало практически все производство сахара в стране и пользовалось открытой поддержкой правительства. В него входило 206 из 226 существующих заводов.

В 1895 году был принят закон, по которому министерство финансов совместно с сахарозаводчиками определяли заранее на год вперед норму потребления сахара в стране: по 10,5 фунтов в год, а в Англии в это время душевое потребление составляло 92 фунта в гол. Сахар, произведенный сверх этой нормы, следовало вывозить за границу и продавать там по демпинговым ценам, то есть ниже цен всероссийского рынка. Так, если внутри страны цена на сахар-рафинад равнялась 6 руб. 15 коп. за пуд, то в Лондоне он продавался по цене 2 руб. 38 коп, за пуд. В результате сахарная промышленность была одной из самых прибыльных отраслей. За 1890—1900-е годы вывоз сахара из России увеличился в четыре раза: с 3,3 до 12,5 млн. пуд.

1.3. Изменение рынка труда

Заметные изменения происходили и на рынке труда. Если в дореформенной России работники промышленных предприятий чаще всего были оброчными крепостными крестьянами или крепостными работниками посессионных и вотчинных мануфактур, то в 1860—1870-е годы они становились свободными людьми, не связанными с общиной, навсегда переехавшими в города вместе с семьей.

Они заметно отличались от прежних рабочих более высоким уровнем грамотности, поскольку работа на промышленных предприятиях требовала от них умения обслуживать различные машины и технику. Квалифицированные кадры особенно были нужны на крупных заводах и на железнодорожном транспорте. Их численность за 1865—1890 годы выросла с 706 тыс. до 1432 тыс. человек. Всего же в конце 19 века в России насчитывалось около 10 млн. лиц наемного труда, из них 3,5 млн. наемных сельскохозяйственных работников, 1 млн. — занятых в строительстве, 2 млн. — так называемых «чернорабочих», 2 млн. — занятых надомной работой.

В последние три десятилетия происходил бурный рост городского населения. Так, по материалам первой переписи городов 1863 года оно составляло 6 млн. человек, а в 1897 году, когда проходила первая всероссийская перепись населения, 17 млн. человек, то есть увеличилось в 2,8 раза, тогда как все население страны увеличилось в 1,5 раза. Удельный вес городского населения к концу века составил 13,5%. Правда. здесь надо отметить такой момент: более 300 крупных фабрично-заводских поселков с населением свыше 20 тыс. жителей каждый (Юзовка, Ижевск) официально городами не числились, поэтому их жители не считались горожанами.

Особенно быстрыми темпами росло городское население за счет крестьян в 1890-х годах, когда в основном завершились отработки временнообязанных крестьян, и они могли свободно уйти в города на заработки. Так, если в начале 1860-х годов по паспортам уходило примерно 1,3 млн. человек в год, т в 1890-х годах — свыше 7 млн. человек.

По официальной статистике конца века городское население состояло из следующих групп: крупная буржуазия, помещики и высшие чиновники 11%, мелкие ремесленники и лавочники — 24%, «люд рабочий» — 52%.

Наиболее высокими темпами возрастало население самых крупных городов — Киева, Риги, Одессы, Варшавы — центров торговли и промышленности, поскольку там можно было найти работу, открыть свое «дело». В 1897 году в Петербурге насчитывалось 1, 2 млн. жителей, в Москве — более 1 млн. Заметно менялся внешний облик городов, в которых появлялись многоэтажные дома, трамваи, улицы стали освещаться электрическими фонарями.

Глава 2. Развитие промышленности в России

2.1. Транспортная система

Большую роль в пореформенной экономике начинал играть железнодорожный транспорт, который становился важным элементом всей инфраструктуры. Железные дороги связывали центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствовали формированию рыночной экономики, усиливали подвижность населения. В течение второй половины 19 века Россия строила железные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За 1861—1891 годы их протяженность возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. В 1865—1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. К 1899 году железные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст.

Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупными зерновыми районами. Этому служили такие линии, как Москва — Курск, Москва — Воронеж, Москва — Нижний-Новгород. Новые линии прокладывались в морские порты на Балтийском и Черном море — в Одессу, Ригу, Либаву (Лиепаю), откуда зерно и другая сельскохозяйственная продукция вывозились заграницу. С конца 1870-х годов началась постройка дорог промышленного значения. Магистрали прокладывались в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал. Закавказская дорога Баку — Тифлис — Батуми обеспечивала перевозку нефти в черноморский порт. Закаспийская дорога, доведенная до Самарканда, стимулировала активное развитие среднеазиатской хлопководческой сырьевой базы.

Промышленный подъем 1890-х годов ознаменовался бурным ростом железных дорог. 3а десять лет было построено более тыс. верст железнодорожных путей, или треть всех дорог России. В 1890-х годах была проложена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, строительство которой началось в 1886 году. По протяженности железных дорог Россия вышла на второе место в мире после США. Постепенно железные дороги соединялись между собой в крупных узлах, создавая единую железнодорожную систему в Европейской части страны. Однако железнодорожная сеть в пересчете на 1 тыс. кв. км территории была очень незначительной по сравнению с передовыми странами. Так, в России в 1895 году этот показатель был ниже, чем в Германии почти в 53 раза, а в Англии —в 66 раз".

Первоначально железные дороги строились в основном на частные средства с широким привлечением иностранного капитала. Постепенно сюда вкладывалось все больше государственных средств, тем самым частные капиталы соединялись с государственным. Казенные заказы на сооружение железных дорог нередко превращались в безвозмездные субсидии. Бурное развитие железных дорог находилось под защитой государства, что влекло за собой сильное государственное вмешательство в экономику в целом. В середине 1880-х годов государство стало вообще выкупать дороги у частных компаний, а новые строить за счет казны.

Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес, нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслей промышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорог требовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо и путевого хозяйства.

Вообще в России было весьма значительное по своим размерам государственное хозяйство. В конце 19 века государству принадлежало свыше 60% всего лесного фонда, огромные земельные угодья в Сибири и Средней Азии, предприятия горнодобывающей промышленности на Урале, Алтае, в Сибири. К началу XX века крупнейшими собственниками являлись члены царской семьи, которые имели большое количество предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Они входили и число акционеров различных банков, пароходного треста «Гонит», судостроительной компании «Руссуд» и др.

К концу 19 века более 70% общего объема грузов перевозилось железными дорогами.

Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водный транспорт. Если в 1860 году в России было около 400 речных пароходов, то в 1890-х годах — свыше 1, 5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине 19 века своего морского флота и использовавшая для перевозок зарубежные корабли, за последние десятилетия века увеличила из количество с 50 до 520.

2.2. Торговля

Перестройка хозяйства России вызвала возрастание объема внутренней и внешней торговли. С 1873 по 1890 г. сумма внутренних торговых оборотов возросла с 2400 млн. до 7755 млн. руб. В 1900 г. она уже составляла 11-12 млрд. руб. Ярмарки и базары уступают место стационарной торговле.

Железнодорожное строительство 90-х годов укрепило единый национальный рынок, открыло для капитализма отдаленные и замкнутые районы — Среднюю Азию, Сибирь, Кавказ. По протяженности сети дорог Россия к началу XX в. еще сильно отставала от стран Западной Европы. В 1895 г. на 1 тыс. кв. км территории в России приходилось всего 1, 5 км железных дорог, в Англии — 100, в Германии — 80 км.

В 1860 г. был учрежден Государственный банк, получивший право выдавать краткосрочные ссуды. Затем появились частные акционерные банки, городские коммерческие банки, общества взаимного кредита и ссудосберегательные общества. Первый в России частный коммерческий банк был учрежден в 1864 г. К 1874 г. было создано 33 банка. За 15 лет — с 1864 до 1879 г. — размер выданных ссуд увеличился в 27 раз.

Россия вступила в эпоху капитализма в условиях хронической инфляции. Курс ассигнаций в 1861 г. упал на 24%, золото и серебренные монеты исчезли из обращения.

Неустойчивость бумажной валюты, обогащая помещиков, тормозила рост капитализма в России и ослабляла ее связи, с мировым рынком.

Но золотой запас, необходимый для осуществления свободного обмена кредитных билетов на золото, был недостаточен. Нужно было активизировать торговый и платежный баланс. Правительство увеличивало экспорт хлеба, сахара, хлопчатобумажных тканей.

Непрерывно повышались таможенные пошлины, активно использовались иностранные займы.

Денежную реформу 1895-1897 гг. подготовил С. Ю. Витте, министр финансов России в 1892-1903 гг. В 1895 г. были разрешены сделки на золотую монету. В 1896 г. был установлен курс золотой монеты в кредитных деньгах (5 рублей —7 р. 50 к., 10 рублей — 15 руб.)

В 1897 г. был издан закон о порядке чеканки золотой монеты и законы об основах эмиссии кредитных билетов и порядке их размена на золото. Реформа имела прогрессивное значение, способствуя развитию капитализма.

Заметно изменился внутренний рынок. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота: с 2,4 млрд. руб. в 1873 году до 11 - 12 млрд. руб. в 1900 году. По мере общего развития крупной промышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых регионах. В крупных городах создавались торговые фирмы с разветвленной сетью стационарных магазинов, складов. Сформировались товарные биржи с огромным торговым оборотом. Как правило, биржи функционировали по специализированному признаку: продажа леса, хлеба, строительных материалов и пр.

Еще в 1820-е годы зародилась практика проведения промышленных выставок. В 1829 году в Санкт-Петербурге была открыта 1 Всероссийская мануфактурная выставка, в работе которой участвовали сотни российских предпринимателей с самой разнообразной продукцией. И вплоть до революции подобные выставки проходили раз в четыре года попеременно в разных городах страны. Во второй половине 19 века Россия являлась непременным участником Всемирных выставок, где текстиль, парча, продукция машиностроения, продовольственные товары, ювелирные изделия, продукция фарфоровых и стекольных заводов, изделия художественных промыслов неизменно получали высокие награды.

Усиление товарного характера сельского хозяйства привело к быстрому росту хлебного рынка, который увеличился за 30 пореформенных лет более чем в два раза. Из общего количества продаваемого хлеба примерно 60% потреблялось внутри страны, а 40% — вывозилось за границу. Еще быстрее развивался рынок промышленных товаров как производительного, так и личного потребления. В стране сформировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяйственного труда, продукты нефтепереработки, и, прежде всего, керосин, ткани, обувь промышленного изготовления. Крупным потребителем становилось не только городское, но и сельское население.

Во вторую половину 19 века значительно возросли объемы внешнеторгового оборота, страна быстро втягивалась в мировой рынок. Совокупный объем экспортно-импортных операций за 1861-1900 годы увеличился в три раза—с 430 до 1300 млн. руб., причем стоимость вывозимых товаров на 20% превышала стоимость ввозимых. В структуре экспорта конца века 47% занимал хлеб. В то время как за эти пореформенные годы общий объем экспорта увеличился почти в три раза, вывоз хлеба увеличился за эти же годы в 5,5 раз. В конце века на внешний рынок ежегодно поступало до 500 млн. пудов зерновых. Среди других экспортируемых товаров были лен, лес, пушнина, сахар. В эти же годы значительно вырос экспорт сырой нефти и керосина.

Основными статьями импорта были машины, оборудование для промышленности и сельского хозяйства. Немалую долю импорта составляли металлы, хотя собственная российская металлургия постоянно развивалась. К концу века снизились закупки хлопка-сырца в связи с развитием хлопкосеющих районов в Средней Азии. В числе импортируемых были чай, кофе, какао-бобы, пряности. По-прежнему подавляющая часть внешнеторгового оборота — 75-80% — приходилась на европейские страны — Англию, Германию, а остальные 20-25% — на азиатские страны и США.

2.3. Кредитная система России 19 века

Определенным тормозом для развития рыночных отношений была неразвитость кредитной системы, отсутствие коммерческих банков. Государственный банк, созданный в 1860 году; выдавал в основном ипотечные ссуды крупным землевладельцам под залог земли, то есть кредиты почти не были связаны с производственной сферой. В конце 1860 — начале 1870-х годов в банковском деле разгорелась настоящая учредительская горячка. Бурное развитие промышленности и железнодорожного строительства требовало крупных капиталов, превышающих возможности отдельных предпринимателей, поэтому в эти же годы достаточно быстро развивалось акционерное дело. До реформы в стране насчитывалось всего 78 акционерных компаний с общим капиталом в 72 млн. руб. За годы так называемой учредительской горячки было создано 357 акционерных компаний с капиталом в 1116 млн. руб.

Из этих 357 компаний 73 представляли акционерные банки с капиталом 226,9 млн. руб., 53 — железнодорожные общества (698, 5 млн. руб.), 15 — пароходные общества (7,3 млн. руб.), 14 — торговые предприятия (6 млн. руб.), и на их долю приходилось примерно 83% всех совокупных капиталов этих компаний. Правда, многие из этих компаний, возникших на волне биржевого ажиотажа, оказались «дутыми» и лопнули.

В эти же годы подобный процесс происходил почти во всех развитых странах Европы, в США и Японии и имел название «грюндерство», то сеть массовое учредительство акционерных обществ, банков, страховых компаний, сопровождаемых выпуском ценных бумаг, биржевыми спекуляциями и пр.

Процесс накопления и концентрации крупных российских капиталов, как и в других странах, начался преимущественно в сфере железнодорожного строительства. Из всего совокупного капитала в промышленность было вложено лишь 14%. тогда как в железнодорожный транспорт — более 60%, что сыграло существенную роль в бурном росте данной отрасли. В условиях промышленного подъема 1890-х годов происходила вторая волна учредительской лихорадки. Так, в 1893—1900 годах количество акционерных обществ возросло с 648 до 1369. Но в отличие от первого этапа, акционерный капитал стал направляться в основном в промышленное производство. Если в 1870—1880-е годы акционерные общества возникали прежде всего в легкой промышленности, то в 1890-е годы — в тяжелой, причем их капиталы направлялись на строительство новых предприятий в недавно освоенных регионах (юг Украины, район Баку). Не менее важной сферой мобилизации частных капиталов являлось банковское дело. В 1864—1873 годах было учреждено около 40 акционерных банков, среди них: Частный коммерческий банк (1864) В Петербурге. Московский купеческий банк (1866). Причем с самого начала они занимали большой удельный вес в совокупных ресурсах страны: пять крупнейших банков уже в 1875—1881 годы охватывали около половины, а 12 банков—до 75% всех банковских ресурсов России. В те же годы самым крупным из них был Волжско-камский банк. Своеобразием кредитной системы этого периода было наличие. банков земельного кредита, в том числе государственного Дворянского земельного банка (1885), которые по-прежнему отвлекали денежные ссуды от их производительного использования в аграрном секторе". Формирование рыночной экономики России имело свои специфические особенности. Россия, как и Германия, позже других европейских стран вступила на этот путь, то есть была и поли догоняющей страны, что позволило ей со многом использовать их капиталы, их положительный опыт в науке, технике, в организации производства.

2.4. Возникновение монополий в промышленности России

В 1880-х годах появились первые русские монополии в промышленности и первое картельное объединение двух петербургских акционерных банков — Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако первое монополистическое объединение в России возникло не в промышленности, а в страховом деле: в 1875 году восемь страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия.

Первая промышленная монополия была основана в 1882 году, когда пять заводов по производству стальных рельсов образовали Союз рельсовых фабрикантов сроком на пять лет. Этот союз имел признаки простейшего синдиката и контролировал почти все заказы на изготовление рельсов для железных дорог. За ним последовало объединение заводов по изготовлению креплений к железнодорожным рельсам (1884), по строительству железнодорожных мостов (1887), по производству различного железнодорожного оборудования (1889). Из этого перечня объединений видно, что железнодорожное строительство было одной из самых мощных и передовых отраслей народного хозяйства. Тем более, что в этом секторе экономики почти все заводы были новыми, их было немного, что облегчало сговор предпринимателей о количестве производимой продукции, о разделе рынка, о ценах, об условиях реализации.

При создании первых монополий в России важную роль сыграл иностранный капитал. Так, в основе картеля железопрокатных, проволочных и гвоздильных заводов (1886) лежал германский капитал. Из разнообразных форм монополистических объединений в России конца 19 век:) наибольшее распространение получили картели, а в начале XX века — синдикаты.

В 1888 году было заключено картельное соглашение о ценах и разделе рынка между железопрокатным, проволочным и Путиловским металлическим заводами. В нефтяной промышленности был образован синдикат с участием предприятий братьев Нобель и компании Ротшильда, а позже, в 1897 году; обе эти фирмы стали участниками международного нефтяного соглашения.

Специфика возникновения первой монополии в сахарной промышленности (1887) выражалась в том, что большинство объединившихся владельцев сахарных заводов состояло из крупных помещиков. Через десять лет было создано Общество сахарозаводчиков, которое контролировало практически все производство сахара в стране и пользовалось открытой поддержкой правительства. В него входило 206 из 226 существующих заводов.

В 1895 году был принят закон, по которому министерство финансов совместно с сахарозаводчиками определяли заранее на год вперед норму потребления сахара в стране: по 10,5 фунтов в год, а в Англии в это время душевое потребление составляло 92 фунта в гол. Сахар, произведенный сверх этой нормы, следовало вывозить за границу и продавать там по демпинговым ценам, то есть ниже цен всероссийского рынка. Так, если внутри страны цена на сахар-рафинад равнялась 6 руб. 15 коп. за пуд, то в Лондоне он продавался по цене 2 руб. 38 коп, за пуд. В результате сахарная промышленность была одной из самых прибыльных отраслей. За 1890—1900-е годы вывоз сахара из России увеличился в четыре раза: с 3,3 до 12,5 млн. пуд.

2.5. Развитие капиталистической экономики России в пореформенный период (60-90-е годы 19 в.)

В промышленном подъеме 90-х годов чрезвычайно важную роль сыграло железнодорожное строительство. Железнодорожная сеть (к началу 90-х годов составляла около 30 тыс. верст) была совершенно не достаточной для такой страны, как Россия. Потребность в большом количестве рельсов, строительных материалов, паровозов, вагонов, топлива вызвала невиданные ранее для России темпы роста тяжелой промышленности. За последнее десятилетие 19 в. количество промышленных предприятий выросло на 1/5, число рабочих — на 2/3, а объем производства — в 2 раза, руды — почти в 3,5, нефти — в 2,6, выплывка чугуна — в 3,2, стали — в 2,8 раза. Подъем тяжелой индустрии обусловил скачок легкой и пищевой промышленности. С 1890 по 1900 г. объем переработки хлопка и производства сахара почти удвоился.

Заключение

После отмены крепостного права капитализм в России стал развиваться высокими темпами.

60-70-е годы явились периодом перестройки всего народного хозяйства на капиталистической основе.

Мануфактуры и кустарные промыслы вытесняются капиталистической фабрикой. За 9 лет (1864-1872) количество фабрик и заводов в стране увеличилось в 2, 4 раза, стоимость произведенной продукции — в 2, 75 раза и число рабочих — в 2, 5 раза.

К 80-м годам 19 в. промышленный переворот завершается в важнейших отраслях русской промышленности — металлургической, горно-рудной, угольной (в шерстяной, хлопчатобумажной, свеклосахарной отраслях это произошло еще до реформы 1861 г.). С 1875 по 1892 г. количество паровых двигателей в России увеличилось вдвое, их мощность — втрое.

Хлопчатобумажная промышленность увеличила выпуск продукции с 1860 по 1890 г. более, чем в 4,5 раза. Добыча угля за этот период выросла в 20 раз.

В России возникли новые промышленные районы: на Украине, в Прибалтике и Закавказье. На Украине, главным образом, в Донбассе, выросла самая мощная в стране угольно-металлургическая база. В 1900 г. Украина давала почти в 2 раза больше чугуна, чем Урал, и более 52% всей общероссийской выплавки стали.

Промышленность Юга была организована вполне по капиталистически: создавались крупные предприятия, оснащенные передовой иностранной техникой и обслуживаемые исключительно наемными рабочими.

В Прибалтике в 80-90-х годах заметно выросли текстильная, химическая промышленность, машиностроение, судостроение.

В Закавказье развивается горная промышленность, добыча и переработка нефти, сооружаются железные дороги, возникают промышленные центры. За 90-е годы добыча нефти в Бакинском районе увеличилась с 226 до 601 млн. пудов (95,1% общероссийской добычи).

Список литературы

1.     Лапина С., Лелюхина Н. Государственное предпринимательство в России (начало XX века) // Вопросы экономики. 1994. №8.

2.     Ленин В.И. «Развитие капитализма в России» //СС т.3, гл. 7, 8.

3.     Соловьева А.М. Промышленная революция в России в 19 в., М., 1990.

4.     Сорокин А.К. Государство и предпринимательство в России (Исторический опыт предоктябрьской модернизации) //Политические исследования. 1995. №3.

5.     Ходонов Е.Е. Развитие капиталистической промышленности в России за период с 1886 по 1908 гг. //Вестник московского университета, серия 6, Экономика. 1993 №6.

6.     Хромов П.А. Экономическая история СССР: Период промышленного и монополистического капитализма в России. М., 1982. Гл. 1, 5.


[1] См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 451—452