СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОРПОРАТИВНОЙ ОБЛИГАЦИИ.. 5

1.1.Сущность корпоративной облигации.................................................. 5

1.2.Преимущества корпоративной облигаций перед другими финансовыми инструментами привлечения  инвестиций ............................................ 11

ГЛАВА 2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В РОССИИ......................................................................... 13

2.1 Основные направления повышения эффективности рынка корпоративных облигаций..................................................................................................... 13

2.2 Основные тенденции развития рынка  корпоративных облигаций 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................. 25

Приложения................................................................................................. 27

ВВЕДЕНИЕ

До настоящего времени серьезнейшей проблемой российского фондового рынка является нехватка надежных финансовых инструментов. Наиболее актуальной эта проблема стала после проведения реструктуризации рынка гособлигаций. Ограничения, которые государство ввело на репатриацию средств иностранных инвесторов, породили вопрос: куда эти средства вкладывать? Кроме того, после известных потрясений рынок госбумаг и рынок акций утратили доверие российских инвесторов. Поэтому сейчас как никогда актуально использование такого финансового инструмента как корпоративная облигация.

Введение в обращение корпоративных облигаций способно оказать помощь реальному сектору экономики. Выпуск облигаций открывает для российских предприятий прямой источник привлечения инвестиций, в то же время не затрагивает отношения собственности.

Тем не менее на российском рынке ценных бумаг корпоративные облигации играют пока незначительную роль.

В связи с этим, целью  работы является рассмотрение корпоративной облигации как финансовой технологияи.

Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:

·        Изучить  экономическую сущность  корпоративной облигации

·        Изучить виды облигаций.

·        Проанализировать преимущества корпоративной облигаций перед другими финансовыми инструментами привлечения  инвестиций

·        Выявить и проанализировать основные направления повышения эффективности рынка корпоративных облигаций

·        Выработать основные тенденции развития рынка  корпоративных облигаций

Предметом исследования в данной работе стала проблемы, препятствующие использованию корпоративной облигации в качестве инструмента привлечения инвестиций, а объектом - рынок корпоративных облигаций..

В работе рассматриваются основные характеристики корпоративной облигации, преимущества ее использования перед другими финансовыми инструментами как для инвестора, так и для эмитента, представлен сравнительный анализ кредита банка и облигационного займа, дана  классификация корпоративной облигации.

В последней главе анализируется состояние рынка корпоративных облигаций в России на современном этапе.

При написании данной темы использовались монографии и нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг, а также  различные статьи из журналов.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОРПОРАТИВНОЙ ОБЛИГАЦИИ.

1.1.Сущность корпоративной облигации

Действующее российское законодательство  определяет облигацию как эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный условиями выпуска срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента (27,28,32)

Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

К основным характеристикам облигаций относят: стоимостную оценку, купон, период обращения.

Корпоративные облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации  обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока ее обращения. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода.

Процент по облигации устанавливается к номиналу, прирост (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена и ценой покупки облигации.

Как правило, облигации выпускаются с высокой номинальной стоимостью. Они ориентированы на богатых инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Этим они отличаются от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете на приобретение их  широкими слоями инвесторов. Следует при этом отметить, что  для акций номинальная стоимость — величина довольно условная, они и продаются, и покупаются преимущественно по цене, не привязанной к номиналу, то для облигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по изначально зафиксированной величине номинала облигации будут погашаться по окончании срока их обращения.

На рынке различные облигации предлагают и различные проценты по купону. В целом уровень купона будет зависеть от двух параметров: надежности эмитента и срока, на который выпущена облигация. Чем менее надежен эмитент, тем более высокий уровень купона он долен предоставить по облигации, чтобы компенсировать потенциально более высокий риск повышенным доходом. Чем на более длительный период выпускается облигация, тем более высокий купон она должна нести, поскольку для инвестора растет риск, связанный с владением такой бумагой.

Небольшая, стабильно работающая фирма выпустит облигации под еще больший процент и на более короткий срок. Поскольку риск приобретения бумаг такой компании довольно высок, вкладчики вряд ли согласятся приобретать ее бумаги на период более года. Конечно, данная компания могла бы привлечь средства вкладчиков, например, на 5 лет, однако в этом случае ей пришлось бы предложить купон порядка 40%, но подобное финансовое бремя оказалось бы для нее чрезмерным. Крупная компания в кризисном состоянии может рассчитывать на реализацию своего займа только под высокий процент и на непродолжительное время.

Приобретая корпоративные облигации, инвестор должен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам.

К факторам риска, которые должны приниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигаций эмитента можно отнести:

1.Экономические факторы.

-         Изменение законодательства (таможенного, налогового, рынка ценных бумаг и др.)

-         Изменение финансово-хозяйственной деятельности эмитента

-         Нестабильность экономической ситуации в народном хозяйстве, уровень инфляции

-         Размер конкуренции в целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг и перспективы развития эмитента

-         Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.

2. Политические факторы

-         изменение законодательства РФ

 Оценка инвестиционных качеств облигаций производится по следующим направлениям.:

Во-первых, определяется надежность компании по осуществлению процентных выплат. С этой целью производится сопоставление дохода, получаемого компанией в течение года, с суммой процентных платежей по всем видам займов. Величина дохода в 2—3 раза должна превышать размер процентных выплат, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии корпорации. Анализ целесообразно производить в динамике за ряд лет. Если тренд возрастающий, то фирма наращивает свои возможности для покрытия процентных платежей. Если же тренд понижающийся, то это свидетельствует о нестабильности деятельности компании и с течением времени она не сможет в полном объеме обеспечить процентные выплаты.

Во-вторых, оценивается способность компании погасить имеющуюся задолженность по всем основаниям. Инвестор должен учитывать, что, кроме облигационного долга, у фирмы могут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализа производится сопоставление потока поступлений денежных средств в компанию с общей суммой задолженности. Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода по отношению к величине долга составляет не менее 30%.

В-третьих, оценивается финансовая независимость компании. С этой целью общая сумма долга сопоставляется с собственным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабельности функционирования и других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвестору провести качественный анализ облигаций практически невозможно. Крупные инвестиционные компании имеют в своем штате службы анализа, рекомендации которых обеспечивают принятие обоснованных решений.

В западных странах действуют специальные аналитические агентства, которые производят оценку долговых обязательств компаний и присваивают им определенные категории надежности. В США такими агентствами являются «Мооdу's investor Sегviсе» (Мооdу's) и «Standart & Роог's Согроration» (S&Р), в Канаде — «Dоminion Bond Rating Sегviсе» и «Canadian Bond Rating Sегviсе». Ведущими агентствами являются «Мооdу's» и «S & Р», рейтингом которых пользуются крупнейшие операторы фондового рынка во всем мире. Компания, которая предполагает осуществить публичное размещение облигаций, обращается в агентство, с тем чтобы оно оценило финансовое состояние фирмы и включило облигации в свой рейтинг. Как правило, в течение всего периода обращения облигаций производится оценка их инвестиционных качеств и обновляется рейтинг.     Обычно рейтинг — это информация для инвесторов; однако российский фондовый рынок выдвигает новые задачи перед эмитентом — добиться такого рейтинга, который обеспечивал бы эффективность размещения его облигационного займа. Следует учитывать, что рейтинг - это не формула, а качественная интерпретация количественных показателей. Рейтинг — это мнение, суждение эксперта об объективных показателях рынка; суждение относительно вероятности оплаты основной суммы долга и процента. Рейтинг — это точка зрения эксперта на качество той или иной фондовой ценности. Создание рейтинговых оценок — один из способов охарактеризовать рынок. Высокий рейтинг, установленный для ценных бумаг данного эмитента, помогает повысить ликвидность ценной бумаги и снизить цену займа. Действительно, на развитом рынке, где практически все долговые обязательства имеют рейтинговую оценку, трудно продать какую-либо облигацию, если отсутствует ее рейтинг. Цивилизованный рынок ценных бумаг вынуждает эмитента обратиться с заказом в известные рейтинговые агентства, уплатив определенную сумму денег, для того, чтобы специалисты-аналитики проверили качество ценной бумаги и присвоили ей рейтинговую категорию. Таким образом, на эффективном фондовом рынке только долговые обязательства, которые прошли процедуру рейтинга могут обеспечить доступ к получению заемных средств. При этом цена займа для эмитента определяется категорией, которую присваивает рейтинговое агентство. Градация рейтингов двух наиболее известных агентств приведена в таблице1. По данным таблицы видно как рейтинг обеспечивает дифференциацию эмитентов, выявляя наиболее слабых из них, гарантирующих погашение задолженности, создавая объективную основу для оценки кредитного риска, стандарты открытости и прозрачности на фондовом рынке. В данной таблице отражено ранжирование облигаций в зависимости от степени кредитоспособности их эмитентов. «ААА» (Американская арбитражная ассоциация) — означает очень высокую степень кредитоспособности. «Р» — отказ от погашения облигаций. Например, облигации, относящиеся к классу «ВВ» и ниже, носят название Junk Bonds (мусорные, бросовые облигации).

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что рейтинг обеспечивает эмитенту доступ к фондовому рынку, а его повышение — лучшие ценовые условия. Вместе с тем, снижение рейтинга приводит к удорожанию облигационного займа. При этом эмитент очень рискует, так как любое снижение качества его ценных бумаг означает дополнительные издержки.

Итак, мы видим, что рейтинг для эмитента определяет цену займа, делает рынок выпускаемой им ценной бумаги ликвидным и в конечном итоге определяет ее место (нишу) на рынке. В связи с этим для эмитента, желающего получить приемлемую цену привлеченных с помощью выпуска облигационного займа ресурсов, важно иметь высокий рейтинг.

В отечественной практике при построении рейтинга инвестиционной привлекательности, как правило, осуществляется сравнение предприятий по конкретному набору количественных показателей.

Таблица 1. Градация рейтингов агентств «Мооdу's investor Sегviсе» и «Standart & Роог's Согроration»[1]

«Standart & Роог's Согроration»

«Мооdу's investor Sегviсе»

Характеристика инвестиционного качества ценной бумаги, соответствующая категории рейтинга

ААА

АА

А

ВВВ

Ааа

Аа

А

Ввв

СПОСОБНЫЕ К УПЛАТЕ

Наивысший рейтинг — способность погасить займ и процентные ставки;

Основная категория надежности — высшая категория. Очень высокая вероятность погашения основного долга и процентных ставок.

Высокое качество – сильная способность к платежам, но чувствительные к неблагоприятным экономическим условиям.

Среднее качество — высшая категория

Наличие необходимого капитала для покрытия долга, испытывают воздействие неблагоприятных экономических условий; среднее качество — низшая категория

ВВ

В

ССС

СС

С

Р

Вв

В

Ссс

Сс

С

Р

СПЕКУЛЯТИВНЫЕ

Неопределенные и подверженные риску, платежеспособность которых может быть прервана во времени; возможность в данный момент погасить долги, временная неплатежеспособность

Изначально уязвимые, но в данный момент могут погасить проценты, долг, т. е. принципиально погашаемые

Обеспечивающие некоторую защиту инвесторов, но имеющие большой риск — ненадежные

Высокоспекулятивные, по своей надежности следующие за рейтингом ССС

Имеющие задолженность, менее обеспеченную, чем СС и Сс

Имеющие непогашаемую задолженность

Следует отметить, что не имея достаточно высокого рейтинга, эмитенты не смогут повысить эффективность выпуска облигации путем выхода на внешние рынки.

1.2.Преимущества корпоративной облигаций перед другими финансовыми инструментами привлечения  инвестиций .

При прочих равных условиях облигации являются более гибким способом мобилизации капитала для эмитента и вложения средств для инвестора. Нет ограничений на валюту облигаций, на характер их обращений (свободно обращающиеся и с ограничениями) и владения ими (именные и предъявительские). Они могут выпускаться как в купонной (процентной форме), так и без купона.

Доход от инвестиций в акции основывается на получении дивидендов и разницы между ценой продажи и ценой покупки указанной ценной бумаги на рынке. И тот, и другой вид дохода являются прогнозными, оценочными величинами, размер которых эмитент гарантировать не может и, более того, не имеет права. В отличие от акций, по облигациям эмитент не только может, но и обязан определить размер выплачиваемого дохода по ценной бумаге и обеспечить его выплату в установленный срок. При этом, беря на себя одинаковый риск, владельцы облигаций имеют преимущество перед акционерами.

Иными словами,  владельцы облигаций имеют первоочередное право на получение дохода по сравнению с акционерами. Например,  если предприятие заработало прибыль, размер которой достаточен только для погашения обязательств по облигациям, акционеры не получат никаких дивидендов. Эмитент обязан гасить купоны и номинал облигации в установленные сроки, иначе он может быть объявлен неплатежеспособным, что повлечет за собой его ликвидацию. При ликвидации предприятия его имущество в первую очередь идет на погашение обязательств перед владельцами облигаций; и только оставшаяся часть распределяется между акционерами. Выпуск облигаций обеспечен  гарантиями крупных компаний банков.

Безусловно, что для вкладчика ставящего на первое место надежность своих инвестиций  облигации, как ценная бумага с фиксированным и гарантированным доходом, выглядит наиболее привлекательной. 

 Что касается преимущества облигационного займа перед кредитом банка, то эмитента облигаций, как правило, привлекает денежные средства по относительно более дешевой цене. В «торговых» терминах выпуск облигаций представляет для эмитента покупку денег на оптовом рынке, получение же банковского кредита - покупку на розничном рынке. Действительно, большинство банков предоставляют кредиты за счет средств вкладов своих клиентов.

Привлекая средства в банк по одной цене, для того, чтобы оставаться кредитоспособными и прибыльными банки вынуждены размещать их по более высокой цене. Облигация же представляет собой альтернативное банковскому вкладу вложение капитала, поэтому процент (доходность) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту, а с процентом по банковскому вкладу.

Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Следовательно, выпуск облигаций открывает для предприятий прямой источник привлечения инвестиций, в то же время не затрагивает отношения собственности.

ГЛАВА 2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В РОССИИ

2.1 Основные направления повышения эффективности рынка корпоративных облигаций

Существуют все основания предполагать, что в перспективе ближайших 2—3 лет рынок корпоративных облигаций будет развиваться достаточно быстрыми темпами. Среди предпосылок для такого развития выделим следующие. В ближайшие годы российской промышленности потребуются значительные средства для модернизации Собственных средств предприятий будет недостаточно для подобных инвестиций. Банковская система также не будет иметь возможность полностью закрыть потребности реального сектора в инвестициях, прежде всего потому, что банки не располагают долгосрочными ресурсами. Соответственно со стороны предприятий сохранится интерес к размещению облигаций. Законодательная среда будет эволюционировать скорее в сторону благоприятную эмитентам облигаций. Благоприятными будут и остальные факторы: идет развитие небанковских финансовых институтов, повышается уровень корпоративного менеджмента и т. д. При этом маловероятно, что произойдут резкие изменения, которые могли бы негативно повлиять на развитие рынка корпоративных облигаций: уровень процентных ставок останется достаточно стабильным и невысоким. Доступ на внешние рынки еще какое-то время будет для подавляющего большинства российских эмитентов закрыт, в силу чего основные облигационные займы будут осуществлять на внутреннем рынке.

Для того чтобы способствовать развитию рынка корпоративных облигаций,  со стороны регулирующих органов и других заинтересованных сторон должны быть предприняты следующие шаги:

Внесение изменений в налоговое законодательство в плане налога на операции с ценными бумагами. Величина налога в 0,8% от номинальной стоимости займа ставит облигации в неблагоприятные условия по сравнению с банковскими кредитами и делает экономически неоправданным выпуск краткосрочных облигаций. Представляется целесообразным внести следующие изменения в законодательство: снизить общую величину налога и, возможно, перейти к взиманию фиксированной по размеру пошлины; перейти к расчету налога в зависимости от срока обращения облигаций; взимать налог не в авансовом порядке, а по результатам проведенной эмиссии в зависимости от количества реально размещенных ценных бумаг.

Упрощение процедуры регистрации выпуска облигаций. В настоящее время регистрация  выпуска  облигаций является достаточно сложной, трудоемкой и длительной по времени (до 2—4 мес.) процедурой. В силу длительности организационной подготовки к выпуску облигаций для многих эмитентов привлекательность использования данного финансового инструмента снижается, поскольку за время регистрации конъюнктура рынка может измениться. Соответственно представляется целесообразным упростить процедуру регистрации эмиссии и сократить сроки фактической регистрации. В частности, имеет смысл заимствовать опыт регистрации субфедеральных и муниципальных облигаций, когда эмитент в Министерстве финансов регистрирует общие условия эмиссии, а параметры конкретного выпуска определяются эмитентом самостоятельно на основе условии эмиссии и дополнительной регистрации не подлежат, т. е. фактически регистрируется не отдельный выпуск, а программа облигационных займов.

Введение особой упрощенной процедуры регистрации для краткосрочных облигаций со сроком до 1 года. В настоящее время в России наибольшей популярностью могут пользоваться краткосрочные облигации, со сроком обращения менее 1 года, которые затем станут базой для развития рынка более долгосрочных заимствований. При этом, однако, российское законодательство не предусматривает (в отличие, например, от законодательства США) упрощенного порядка выпуска краткосрочных облигаций (коммерческих бумаг) В результате при привлечении краткосрочных ресурсов предприятия в большой степени прибегают к рынку векселей, которые являются гораздо менее информационно-прозрачной бумагой.

Создание условий, благоприятствующих инвестициям в корпоративные облигации со стороны институциональных инвесторов, прежде всего небанковских финансовых институтов. Как мы уже отмечали, именно институциональные инвесторы являются одной из наиболее значительных групп инвесторов на рынке корпоративных облигаций. Роль государства может состоять в создании условий, делающих инвестиции в корпоративные облигации привлекательными для этих групп инвесторов. Как одна из этих мер может быть рассмотрено создание национального рейтингового агентства, оценки которого признавались бы как российскими, так и зарубежными инвесторами. В случае создания признанного рейтингового агентства облигации с высоким рейтингом могут быть признаны высококачественным инструментом, и это может быть отражено в требованиях по вложению резервов для страховых компаний и пенсионных фондов.

Развитие накопительной пенсионной системы, в результате чего появятся долгосрочные инвестиционные ресурсы, которые смогут быть использованы для инвестирования в корпоративные облигации.

Более активное использование рынка корпоративных облигаций предприятиями со значительной долей госсобственности. Пока что предприятия со значительной долей госсобственности практически не используют рынок корпоративных облигаций, между тем их выход на этот рынок мог бы стать стимулом для использования облигаций и другими предприятиями.

На мой взгляд, есть несколько возможных сценариев развития рынка корпоративных облигаций в среднесрочной перспективе.

Наиболее вероятный сценарий. Предполагая, что будут продолжать развиваться тенденции, начавшиеся в 1999—2001 гг., и при отсутствии резких изменений в регулировании рынка, можно ожидать следующего темпа развития. К концу 2003 года  количество эмитентов может достигнуть 200 с объемом рынка до 150 млрд. Будет происходить удлинение сроков заимствований, и в 2003 г. реальным видится появление облигаций сроком до 2—3 лет. Расширится круг отраслей, предприятия которых будут прибегать к выпуску облигаций, кроме нефтегазовых компаний хорошие перспективы есть у металлургии, энергетики, телекоммуникационного сектора, пищевой промышленности, ряда предприятий машиностроения. После появления облигаций крупнейших, наиболее кредитоспособных эмитентов, задающих ориентиры рынка по уровню доходности и другим показателям, будут созданы условия для выпуска облигаций другими эмитентами. Это могут быть крупные региональные эмитенты, имеющие хорошую репутацию у инвесторов. В 2003 г. произойдет формирование ликвидного вторичного рынка, ориентиров по уровням доходности. Фактически этот процесс уже начался. Однако пока еще рынок недостаточно ликвидный, значительное количество сделок носит искусственный характер и проводится между маркет-мейкерами с целью создания ликвидности. Поэтому пока что процентные ставки по корпоративным облигациям не являются ориентирами по уровням доходности. Большая часть облигаций, на наш взгляд, будет выпускаться по уже сформировавшейся схеме: с переменным купоном и офертой по досрочному выкупу, при этом срок оферты по большинству выпусков удлинится до 6—12 мес. Отдельные предприятия могут выпускать облигации с привязкой к валютному курсу, не исключено и появление корпоративных инфляционно-индексируемых облигаций.

На рынке могут появиться новые виды облигаций, в том числе, возможно, есть определенные перспективы развития рынка конвертируемых облигаций. В настоящее время большинство российских предприятий не заинтересованы в осуществлении публичных эмиссий своих акций, поскольку котировки акций очень низки и не отражают реальную стоимость предприятий. Причина столь низких котировок — низкая защищенность акционеров, многочисленные примеры нарушения их прав. Тем не менее долгосрочные прогнозы по российскому фондовому рынку предсказывают рост котировок акций. В этих условиях выпуск конвертируемых облигаций может стать выгодной альтернативой как для эмитентов, так и для инвесторов. Возможность развития рынка конвертируемых облигаций отчасти объясняется практическим отсутствием рынка производных ценных бумаг. При этом низкий уровень развития рынка производных ценных бумаг обуславливается не только объективными факторами, но и существующим порядком налогообложения и регулирования. В этих условиях выпуск конвертируемых облигаций даст инвесторам инструмент, позволяющий рассчитывать на большой рост в случае роста цен акций, с другой стороны, ограничивающий уровень возможных потерь. На начальном этапе на такие инструменты со стороны определенных групп инвесторов может быть повышенный спрос, что создает предпосылки для более активного применения конвертируемых облигаций предприятиями.

Оптимистичный сценарий развития. При определенных условиях, к которым, на мой взгляд, можно отнести отмену (или очень существенное снижение) налога на операции с ценными бумагами, упрощение регистрации, форсированное создание накопительной пенсионной системы, и при благоприятной макроэкономической ситуации развитие рынка корпоративных облигаций может пойти значительно более быстрыми темпами. В этом случае к концу 2003 года объем рынка корпоративных облигаций может достигнуть 250—300 млрд. руб. Произойдут значительное расширение круга эмитентов и существенная активизация оборотов вторичного рынка.

Пессимистичный сценарий развития. Нельзя исключать, что при определенных условиях развитие российского рынка корпоративных облигации может пойти достаточно медленным темпом, хотя в любом случае оно будет продолжаться. Возможные неблагоприятные факторы следующие: неблагоприятная макроэкономическая ситуация, связанная прежде всего с существенным ростом процентных ставок (например, в результате резкого роста заимствований на рынке ГКО-ОФЗ), нестабильность на валютном рынке и увеличение степени долларизации сбережений; неблагоприятные изменения законодательной среды, очередной кризис банковской системы и др. В этом случае развитие рынка корпоративных облигаций может идти крайне медленно, и использовать его будут только крупнейшие корпорации В этом случае к концу 2003 года объем рынка корпоративных облигаций не превысит 100 млрд. руб.

2.2 Основные тенденции развития рынка  корпоративных облигаций

Объем рынка корпоративных облигаций в России неуклонно растет. По состоянию на конец февраля 2003 года, объем рынка корпоративных облигаций в России достиг 112.6 млрд. руб. Из этой величины 78.2 млрд. приходится на т.н. «рыночные выпуски». Из рыночных выпусков 62.5 приходится на нефинансовые корпорации, оставшиеся 15.6 – на банки и финансовые компании.

Динамика роста рынка корпоративных облигаций отражена на рис.1:

Рис.1. Динамика объемов рынка корпоративных облигаций.

Рост рынка будет продолжаться, так как и в масштабах экономики, и в сравнении с рынками других стран, рынок корпоративных облигаций в России остается недостаточно развитым.

Сравнивая объем рынка корпоративных облигаций с ВВП, имеем, что объем рынка корпоративных облигаций составляет порядка 1.03% ВВП. Величина достаточно низкая, свидетельствующая о большом потенциале для роста. В большинстве стран с развитыми финансовыми рынками объем рынка корпоративных облигаций составляет не менее 10% ВВП, и может достигать 70-80% ВВП (Дания, США, Исландия). Эти сравнения однозначно свидетельствуют о значительной неразвитости рынка корпоративных облигаций в России. Даже по сравнению со многими другими странами т.н. «переходной экономики» рынок корпоративных облигаций в России остается недостаточно развитым. Данные о размерах данных рынков в ряде стран Восточной Европы приведены в Таблице 1.

Таблица 1: Объемы рынков корпоративных облигаций в ряде стран Восточной Европы (в % от ВВП)

Величину рынка облигаций нефинансовых корпораций можно сопоставить и с объемом банковских кредитов предприятиям. Объем рыночных займов нефинансовых корпораций составляет порядка 4% от общего объема банковских кредитов предприятиям, что также представляет из себя довольно малую величину, и свидетельствует о значительном потенциале для роста рынка.

Вторичный рынок облигаций также переживает быстрый рост, что отражено на рис. 2:

Рис. 2 Динамика роста на вторичном рынке корпоративных облигаций.

Важно то, темп его роста превышает темп роста первичного рынка, т.е. ликвидность бумаг на вторичном рынке возрастает. Это можно измерить т.н. показателем оборачиваемости, т.е. отношением оборотов на вторичном рынке за некоторый период (напр., месяц) к общему объему рынка. Данные по оборачиваемости показаны на рис. 3.

Рис. 3. Оборачиваемость корпоративных облигаций на вторичном рынке.

За период с начала 2002 года доходности корпоративных облигаций наиболее кредитоспособных эмитентов снизились с 18-20% до 12-14%. Доходности облигаций «второго эшелона» - с 20-23% до 14-16%. В 2001 и значительной степени 2002 году спрэд между доходностями большинства эмитентов был минимальным. В основном он составлял не более 3-4 процентных пунктов.

В настоящее время спрэд заметно вырос, и составляет до 8-10 пп. В соответствии с этим, появилась возможность дифференцировать эмитентов по их уровню кредитного риска.

Снижение ставок открыло путь на рынок более широкому кругу эмитентов, для которых ранее заимствования на рынке корпоративных облигаций были неприемлемо дорогими.

В 2001 году в основном размещались облигации, предусматривающие возможность инвестора реализовать бумаги по оферте через 3-6 месяцев.

В 2002 году срок до оферты вырос в среднем до 1 года, однако более длинных бумаг не размещалось.

В 2003 году начались размещения более длинных бумаг:

·              МГТС – срок обращения 2 года

·              Внешторгбанк – срок обращения 3 года

·              ОМЗ – 1.5 года

Связано это со следующими факторами:

·              снижение процентных ставок

·              расширение инвестиционного горизонта инвесторов

·              рост ликвидности на вторичном рынке.

 Это дает инвестором возможность продать большой объем облигаций, не дожидаясь срока оферты.

Судя по объявляемым планам эмитентов, уже в ближайшее время от механизма оферт будут отказываться, и срок обращения облигаций вырастет до 2-5 лет.

Проявляется тенденция к тому, что займы в среднем становятся крупнее. Растет доля займов с объемами от 500 млн. руб. до 1 млрд. рублей, и свыше 1 млрд. рублей. Снижается доля займов с объемами до 100 млн. рублей.

В таблицы показаны данные по эмиссиям, обращающимся на биржах:

Таблица 2: Объемы эмиссий обращающиеся на биржах.

Рост объема рынка корпоративных облигаций связан, прежде всего, с тем, что на рынок постоянно выходят новые эмитенты. По состоянию на конец февраля «рыночные» облигации выпустили 82 эмитента, из них 60 – нефинансовые, 22 – банки и финансовые компании.

Рис. 4. Количество «рыночных» эмитентов.

Если рассмотреть только корпоративных эмитентов, облигации которых торгуются на организованном рынке (исключая банки и финансовые компании), то количество эмитентов, осуществивших "рыночные" выпуски, выросло с 26 на конец 2001 года до 60 на февраль 2003 года.

Все большее количество крупнейших российских предприятий выходит на рынок облигаций (РАО ЕЭС, Русский Алюминий, Салаватнефтеоргсинтез, Северсталь).

Но параллельно с этим проявляется и другая тенденция - на рынок быстрыми темпами выходят и предприятия т.н. "второго эшелона". Причем, как можно показать, в числе эмитентов падает доля крупнейших корпораций и растет доля т.н. "второго эшелона". Для, того чтобы это проиллюстрировать, разделим предприятия на две группы - те, которые входят в 200 крупнейших предприятий России (в соответствии с рейтингом "Эксперт-200"), и те, которые в это число не входят. Результат описывается в табл.3.

Таблица 3: Соотношение количества эмитентов.

дек.01

фев.03

Количество крупнейших эмитентов

17

32

Количество эмитентов "второго эшелона"

9

28

Итого

26

60

Как видно из таблицы 3, если по состоянию на конец 2001 года предприятия "второго эшелона" составляли около 1/3 всех эмитентов, то к февралю 2003 года их доля приблизилась к 1/2. Наблюдается тенденция увеличения количества эмитентов, не относящихся к числу крупнейших корпораций. Это не означает напрямую, что падает и надежность эмитентов. Тем не менее, определенная корелляция есть – у крупнейших корпораций ниже репутационные риски, да и характер их деятельности обычно подразумевает более высокую рентабельность и финансовую устойчивость.

Вполне возможно, что эта тенденция роста доли предприятий «второго эшелона». В пользу этого свидетельствует ряд факторов.

·  Снижение процентных ставок по облигациям, делающих даже для низконадежных эмитентов эти ставки приемлемыми.

·  "Технология размещения", поставленная на поток, снижающая стоимость услуг посредников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современную финансовую систему государства невозможно представить без развитого рынка ценных бумаг, а в частности без рынка корпоративных облигаций, которому посвящена данная дипломная работа.

Рынок корпоративных облигаций в РФ сравнительно молодой. Фактически толчком к развитию данного рынка послужил «августовский» кризис 1998 года, когда в результате кризиса банковской системы предприятия лишились возможности для получения кредитов.

Во всех развитых странах, с цивилизованным рынком корпоративных облигаций основное количество заемных средств для финансирования инвестиций, предприятия получают путем выпуска и размещения корпоративных облигаций. Это обусловлено тем, что банковская система не в состоянии предоставить значительные объемы денежных средств на длительный срок, а так же величиной процентных ставок. В Российской Федерации заимствования на рынке корпоративных облигаций пока не получило широкого распространения по ряду причин, в частности из-за несовершенства законодательства.

В заключении хочу добавить, что нельзя недооценивать значение рынка корпоративных облигаций для государства в целом, т.к. средства привлекаемые предприятиями направляются на модернизацию производства, а отлично функционирующие предприятие это огромные финансовые потоки в виде налоговых платежей в бюджет государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Гражданский кодекс РФ.

2.     Закон РФ «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22.04

3.     Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг "О внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 года N 19"  N 47 от 11.11.1998 г.

4.     Алехин Б.И. «Ценные бумаги». Учебное пособие для студентов. Часть I.- М.: изд. Академия бюджета и казначейства, 1999 г.

5.     Абрамов А. Корпоративные облигации - инструмент финансирования реальной экономики.//Рынок ценных бумаг 2000. №12 (171). стр.18-22.

6.     Баранов А.  Проблемы становления российского рынка корпоративных облигаций.// Рынок ценных бумаг 2000. №22(181).  стр.22-30.

7.     Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело / Учеб. пособие / Серия "Высшее образование" ИНФРА-М 2000г.

8.     Васильев М. Еврооблигации: критерии выбора схемы эмиссии // Рынок ценных бумаг 2000. №11 (161). стр131-137.

9.     Выпуск и размещение корпоративных облигаций на примере  компании "ЛУКОЙЛ" //Рынок ценных бумаг 2000 №8. стр.47-56.

10.                                                                                                                                  Гаврилова Л. Что необходимо знать о налогах при подготовке выпуска корпоративных облигаций? //Рынок ценных бумаг 2000. №6. стр.13-15. 

11.                                                                                                                                  Демидов Н. Европейский рынок корпоративных облигаций: уроки для российского финансового рынка.// Рынок ценных бумаг 2000 №22(181)  стр31-33.

12.                                                                                                                                  Каплунова.А. Налогообложение операций с корпоративными облигациями. // Рынок ценных бумаг 2000. №1  стр.131-136.

13.           Колтынюк Б. А. Рынок ценных бумаг / Учеб. для студентов вузов / Михайлов Владимир Анатольевич 2001г.

14.           Лялин С.В. «Корпоративные облигации: мировой опыт и российские перспективы». – М.:ООО «ДЭКС-ПРЕСС», 2002 г.

15.                                                                                                                                  Миркин Я. Налоговое стимулирование инвестиций в ценные бумаги.// Рынок ценных бумаг 2000. №12 (171). стр.41-44.

Приложения

Рейтинг андеррайтеров корпоративных облигаций

Компания

Объем размещенных выпусков

Количество эмитентов

Количество выпусков

Размещенные выпуски

1

Доверительный и Инвестиционный Банк

7 100 000 000

9

10

ОАО "Аэрофлот-РА", Северная Нефть, Русский Алюминий, Башкирэнерго, ТД Продимекс, ГТ ТЭЦ Энерго (Энергомашкорпорация), РАО ЕЭС, АЛРОСА(2), РТК-Лизинг

2

МДМ-Банк

6 107 000 000

19

19

Славнефть, Золото Северного Урала, Банк Авангард, Северо-Западный телеком, Волжский Трубный Завод, Невинномысский Азот, Нижнекамскнефтехим, Северский Трубный Завод, Центртелеком, Уралсвязьинформ, Башинформсвязь, Росуглесбыт, ИАПО, Газпром, СМАРТС, ЕвразХолдинг (НТМК), Новомосковский Азот, ИМПЭКСБАНК, Каустик

3

ИК Тройка Диалог

4 082 000 000

9

9

ОАО Концерн "Калина", Славнефть, Нижнекамскнефтехим, Северский Трубный Завод, Центртелеком, РАО ЕЭС, КБ "Московское Ипотечное Агентство", ЕвразХолдинг (НТМК), Амтел

4

Росбанк

3 000 000 000

11

11

Славнефть, Северная Нефть, ЛОМО, Нижнекамскнефтехим, Всероссийский Банк Развития Регионов, Выксунский металлургический завод, Русский Алюминий, ТД Продимекс, РТК-Лизинг, Газпром, ИМПЭКСБАНК

5

Райффайзенбанк

2 490 000 000

9

9

ОАО "Аэрофлот-РА", Моснарбанк, Нижнекамскнефтехим, РАБО-Инвест, Центртелеком, Выксунский металлургический завод, Русский Алюминий, КМБ-Банк, Система-Финанс

6

Банк "Кредит Свисс Ферст Бостон"

2 450 000 000

3

3

ООО "Кредит Свисс Ферст Бостон Капитал", Альфа-Финанс, Газпром

7

Альфа-Банк

2 353 500 000

12

12

АЛРОСА, ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Аэрофлот-РА", Золото Северного Урала, ИАПО, Северский Трубный Завод, Альфа-Финанс, АльфаЭкоМ, КМБ-Банк, Система-Финанс, Росинтер Ресторантс, Амтел

8

Вэб-инвест Банк

2 268 000 000

5

5

Альфа-Финанс, Банк "Северо-Восточный Альянс", Уралсвязьинформ, АЛРОСА, КБ "Московское Ипотечное Агентство"

9

Ренессанс Капитал

2 150 000 000

3

3

Русский Стандарт - Финанс, Уралсвязьинформ, Газпром

10

Промсвязьбанк

1 869 900 000

8

9

Волжский Трубный Завод, МБРР, Товарищество "Тверская Мануфактура", Промиф, Промсвязьбанк(2), СМАРТС, Ижмаш, Амтел

11-12

Промстройбанк СПб

1 850 000 000

5

5

ГТ ТЭЦ Энерго (Энергомашкорпорация), КМБ-Банк, Система-Финанс, Северный Город, Газпром

11-12

НОМОС-БАНК

1 850 000 000

6

7

НОМОС-Банк, Золото Северного Урала, Альфа-Финанс, Волжское Пароходство, ИАПО(2), СМАРТС

13

ИБГ НИКойл

1 628 500 000

7

9

АЛРОСА, Интерпромбанк, Башкирэнерго, ГТ ТЭЦ Энерго (Энергомашкорпорация), ОАО "Первая Ипотечная Компания"(3), Система-Финанс, Росинтер Ресторантс

14

Банк Москвы

1 516 000 000

3

3

ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", Славнефть, КБ "Московское Ипотечное Агентство"

15

Банк Зенит

1 480 000 000

11

11

Славнефть, Татнефть, Невинномысский Азот, Нижнекамскнефтехим, Парижская Коммуна, Альфа-Финанс, Выксунский металлургический завод, Волжское Пароходство, Система-Финанс, Металлургический Завод "Свободный Сокол", ИМПЭКСБАНК

16

Внешторгбанк

1 300 000 000

3

3

Русский Алюминий, "Седьмой континент", ИАПО

17

Гута-Банк

1 200 000 000

7

7

ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", Банк Авангард, Невинномысский Азот, Всероссийский Банк Развития Регионов, Выксунский металлургический завод, ЛОКО-Банк, Каустик

18

Международный Московский Банк

1 100 000 000

6

6

ОАО "Аэрофлот-РА", Славнефть, Нижнекамскнефтехим, Уралсвязьинформ, Башкирэнерго, Газпром

19

Русские Фонды

1 000 000 000

3

3

Вилюйская ГЭС, Банк "Северо-Восточный Альянс", РАБО-Инвест

20

Банк Ингосстрах-Союз

930 000 000

6

6

Уралсвязьинформ, Русский Алюминий, ТД Продимекс, Волжское Пароходство, КМБ-Банк, Система-Финанс

21

МЕНАТЕП СПБ

750 000 000

5

5

Северо-Западный телеком, ГТ ТЭЦ Энерго (Энергомашкорпорация), Газпром, Металлургический Завод "Свободный Сокол", Каустик

22

Всероссийский Банк Развития Регионов

630 000 000

8

8

Моснарбанк, Всероссийский Банк Развития Регионов, Русский Стандарт - Финанс, Стройметресурс, МБРР, КМБ-Банк, Система-Финанс, ИМПЭКСБАНК

23

АБН АМРО Банк

600 000 000

2

2

РАБО-Инвест, Газпром

24

Московский Банк Реконструкции и Развития

550 000 000

5

5

ОАО "Аэрофлот-РА", Нижнекамскнефтехим, Выксунский металлургический завод, МБРР, Система-Финанс

25

ИК Регион

500 000 000

4

4

ИАПО, ТД Продимекс, АльфаЭкоМ, Каустик

26-27

Банк Петрокоммерц

350 000 000

2

2

РАБО-Инвест, Всероссийский Банк Развития Регионов

26-27

ОПТ-Банк

350 000 000

1

3

ОАО "Первая Ипотечная Компания"(3)

28-30

Ситибанк

333 333 333

1

1

Внешторгбанк

28-30

ИНГ Банк

333 333 333

1

1

Внешторгбанк

28-30

Дж. П. Морган Банк Интернешнл

333 333 333

1

1

Внешторгбанк

31-33

Русские Инвесторы

300 000 000

1

1

ОАО "Русский продукт"

31-33

ИК Расчетно-Фондовый Центр

300 000 000

1

1

ММК

31-33

Межрегиональный Инвестиционный Банк

300 000 000

1

1

Межрегиональный Инвестиционный Банк

34

Ханты-Мансийский банк

200 000 000

1

1

Альфа-Финанс

35

Внешэкономбанк

150 000 000

1

1

ИАПО

36

Росс. Банк Развития

140 000 000

2

2

Моснарбанк, МБРР

37

Ланта-банк

120 000 000

1

1

Всероссийский Банк Развития Регионов

38-46

ИК "АВК"

100 000 000

1

1

Газпром

38-46

ИК Горизонт

100 000 000

1

1

Газпром

38-46

Русский Национальный Инвестиционный Банк

100 000 000

1

1

Стройметресурс

38-46

Металлинвестбанк

100 000 000

1

1

Выксунский металлургический завод

38-46

Банк Павелецкий

100 000 000

1

1

Парижская Коммуна

38-46

АКБ Гранит

100 000 000

1

1

Стройметресурс

38-46

ИФК Солид

100 000 000

2

2

Татнефть, Меллянефть

38-46

Гаранти Банк (Москва)

100 000 000

1

1

Система-Финанс

38-46

Банк Уралсиб

100 000 000

1

1

Металлургический Завод "Свободный Сокол"

47

ИМПЭКСБАНК

75 000 000

1

1

ИМПЭКСБАНК

48-50

Северо-Западный Телекомбанк

50 000 000

1

1

Северо-Западный телеком

48-50

Транскредитбанк

50 000 000

1

1

ТД Продимекс

48-50

БАЛТОНЭКСИМ Банк

50 000 000

1

1

Металлургический Завод "Свободный Сокол"

51

Моснарбанк

40 000 000

1

1

КМБ-Банк

52-55

Международный банк Санкт-Петербурга

30 000 000

1

1

КМБ-Банк

52-55

АКБ БИН

30 000 000

1

1

ИМПЭКСБАНК

52-55

Россельхозбанк

30 000 000

1

1

ИМПЭКСБАНК

52-55

Инбанкпродукт

30 000 000

1

1

Инбанкпродукт

56

ИК "Связь"

5 000 000

1

1

"Связь" Республики Коми

57

Восточно-Сибирская фондовая компания

4 000 000

1

1

Фармгарант

Рейтинг организаторов корпоративных облигаций

Компания

Объем выпусков

Количество эмитентов

Количество выпусков

Размещенные выпуски

1

Доверительный и Инвестиционный Банк

8 600 000 000

8

8

Северная Нефть, Русский Алюминий, Башкирэнерго, ТД Продимекс, ГТ ТЭЦ Энерго (Энергомашкорпорация), РАО ЕЭС, АЛРОСА, РТК-Лизинг

2

МДМ-Банк

5 575 000 000

11

11

Банк Авангард, Северо-Западный телеком, Волжский Трубный Завод, Невинномысский Азот, Северский Трубный Завод, Центртелеком, Башинформсвязь, Росуглесбыт, СМАРТС, ЕвразХолдинг (НТМК), Новомосковский Азот

3

ИК Тройка Диалог

3 850 000 000

4

4

ОАО Концерн "Калина", Славнефть, Центртелеком, КБ "Московское Ипотечное Агентство"

4

Райффайзенбанк

3 680 000 000

5

5

ОАО "Аэрофлот-РА", Центртелеком, Выксунский металлургический завод, КМБ-Банк, Система-Финанс

5

Ренессанс Капитал

3 500 000 000

3

3

Русский Стандарт - Финанс, Уралсвязьинформ, Газпром

6

Альфа-Банк

3 200 000 000

5

5

АЛРОСА, Альфа-Финанс, АльфаЭкоМ, Росинтер Ресторантс, Амтел

7

Промстройбанк СПб

2 550 000 000

2

2

Северный Город, Газпром

8

Росбанк

2 450 000 000

3

3

ЛОМО, Русский Алюминий, РТК-Лизинг

9

Русские Фонды

2 100 000 000

3

3

Вилюйская ГЭС, Банк "Северо-Восточный Альянс", РАБО-Инвест

10-12

Вэб-инвест Банк

2 000 000 000

2

2

Уралсвязьинформ, АЛРОСА

10-12

Банк "Кредит Свисс Ферст Бостон"

2 000 000 000

1

1

ООО "Кредит Свисс Ферст Бостон Капитал"

10-12

Банк Москвы

2 000 000 000

2

2

ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", КБ "Московское Ипотечное Агентство"

13

ИБГ НИКойл

1 900 000 000

5

7

АЛРОСА, Интерпромбанк, Башкирэнерго, ГТ ТЭЦ Энерго (Энергомашкорпорация), ОАО "Первая Ипотечная Компания"(3)

14

Банк Зенит

1 650 000 000

3

3

Татнефть, Нижнекамскнефтехим, Парижская Коммуна

15

НОМОС-БАНК

1 450 000 000

3

3

НОМОС-Банк, Золото Северного Урала, Волжское Пароходство

16

Промсвязьбанк

1 419 900 000

4

5

Товарищество "Тверская Мануфактура", Промиф, Промсвязьбанк(2), Ижмаш

17

Ситибанк

1 000 000 000

1

1

Внешторгбанк

18

ИК Регион

900 000 000

2

2

ИАПО, Каустик

19

Всероссийский Банк Развития Регионов

575 000 000

1

1

Всероссийский Банк Развития Регионов

20

МЕНАТЕП СПБ

350 000 000

1

1

Металлургический Завод "Свободный Сокол"

21-26

Московский Банк Реконструкции и Развития

300 000 000

1

1

МБРР

21-26

Внешторгбанк

300 000 000

1

1

"Седьмой континент"

21-26

Русские Инвесторы

300 000 000

1

1

ОАО "Русский продукт"

21-26

ИК Расчетно-Фондовый Центр

300 000 000

1

1

ММК

21-26

Межрегиональный Инвестиционный Банк

300 000 000

1

1

Межрегиональный Инвестиционный Банк

21-26

ИМПЭКСБАНК

300 000 000

1

1

ИМПЭКСБАНК

27

Моснарбанк

270 000 000

1

1

Моснарбанк

28

Гута-Банк

250 000 000

1

1

ЛОКО-Банк

29

Северо-Западный Телекомбанк

150 000 000

1

1

Северо-Западный телеком

30-31

Банк Павелецкий

100 000 000

1

1

Парижская Коммуна

30-31

ИФК Солид

100 000 000

2

2

Татнефть, Меллянефть

32

Инбанкпродукт

30 000 000

1

1

Инбанкпродукт

33

ИК "Связь"

5 000 000

1

1

"Связь" Республики Коми

34

Восточно-Сибирская фондовая компания

4 000 000

1

1

Фармгарант


[1] : Операции с  ценными бумагами / под ред. Семенковой.Е.В.М:-с.328