Содержание

8. Кооперативное движение в развивающихся странах. 3

18. Экономическая и социальная роль потребительской кооперации в современной России. 6

28. Законодательство Российской Федерации о правах и обязанностях членов потребительского общества. 11

Список литературы.. 13

8. Кооперативное движение в развивающихся странах

В 1990 г. развивающиеся страны Азии, включая Японию, производили 21% мирового дохода. По оценкам экспертов, к 2025 году эта доля увеличится до 39% и к 2050 году достигнет 60%.

Но это всего лишь расчеты и они не означают, что доход на душу населения в этих странах будет выше, чем в наиболее влиятельных странах современного мира: неравенство будет возрастать.

Потребительские кооперативы в регионе классифицируются по четырем типам:

В Японии, Сингапуре и Южной Корее развитые потребительские кооперативы характеризуются эффективностью, мастерством в управлении и рыночной ориентации, взаимозависимостью кооперативов и пайщиков: кооперативы могут продавать только своим членам.

В Японии 670 потребительских кооперативов , насчитывающих около 14 млн. пайщиков и имеющих годовой оборот около 33 млрд. долларов США.

В Сингапуре всего 5 потребительских кооперативов, но все они экономически прочные.

В Южной Корее потребительские общества имеют достаточную уверенность для того, чтобы выдержать давление как со стороны рынка, так и со стороны политики.

Потребительские кооперативы всех стран рассматриваемого региона ориентированы на открытый рынок, продавая продукцию как своим членам, так и посторонним.

Потребительские кооперативы Австралии, Таиланда, Малайзии и частично Индии настроены на открытый рынок, нацелены на поиск преимуществ в конкурентной борьбе, сохраняя в то же время членскую благонадежность.

Потребительский кооперативный сектор Австралии - самый большой, но как и в Западной Европе, столкнулся с конкуренцией предпринимателей.

Своеобразны выходы из кризиса. Для производителей найдены торгово-экономические ниши: винные кооперативы, кооперативы производителей. Интересен тот факт, что именно студенческие кооперативы поддержали традиции национального кооперативного движения. С 1958 г. студенты-кооператоры, начиная с открытия кооперативного книжного магазина, распространили свое влияние на 30 университетских городков, а число членов этого движения достигло 695 тыс. человек.

После войны потребительское кооперативное движение слилось в единую федерацию.

Кооперативы ориентированы на распределение, т.е. продают товары в розницу. Большинство национальных кооперативных движений относится именно к этой категории.

Правительства оказывают экономическое влияние на развитие потребительской кооперации в своих странах.

В общем виде, вклад потребительских кооперативов в азиатскую экономику достаточно ограничен и наблюдается тенденция к снижению их поддержки государствами.

В то же время в Индии существуют государственные программы поддержки потребительской кооперации, которые направлены на подготовку управленческого состава, организацию семинаров, обеспечение консультационными услугами и созданию образцовых кооперативных магазинов для качественного улучшения кооперативного сектора.

Особое место в мировой кооперативной структуре занимает китайская потребительская кооперация.

Китайские потребительские кооперативы образуются на средства государства и паевые взносы пайщиков. Формально они независимы и исключены из системы директивного планирования.

Иерархия кооперативов и их фактическая подчиненность: городские, районные власти, на верхнем эшелоне союзы кооперативов управляются государством, текущей деятельностью управляет согласованное с государственными органами правление кооператива.[1]

Большое число "лжекооперативов" (до 40%),

Налоговые льготы:

·        выплата с момента получения прибыли;

·        освобождение от налогов до 5 лет, далее льготные ставки.

Величина выплачиваемого на пай дивиденда (тантьема) для руководства не может превышать 15% в год и общий заработок не выше 4 - 6 средних заработных плат.

Фактическое кредитование государством не превышает 10%.

Подводя итоги обзору деятельности потребительской кооперации в странах Азии и Тихого океана, можно отметить разнообразие ее форм деятельности и национальных уровней развития.

Но есть общие черты: в Австралии, Гонконге, Японии, Индии или другой стране кооперативы создаются населением и действуют для населения. Государство оказывает поддержку кооперативному движению в зависимости от его вклада в развитие общества: настоящие кооперации получают поддержку, кооперации предпринимательского типа от этой поддержки устраняются.[2]

18. Экономическая и социальная роль потребительской кооперации в современной России

За время реформ потребительская кооперация потеряла значительную часть своих основных фондов.

Приватизационные потери основных фондов торговли в потребительской кооперации и сведение до минимума объемов капитального строительства, а также возникновение и развитие предприятий новых форм собственности принципиально изменили роль потребительской кооперации в экономике страны.

Так, к концу 20 века сложилось следующее распределение предприятий по видам собственности: удельный вес торговых предприятий потребительской кооперации снизился до 5 %, а государственных предприятий - до 51%, в то время как удельный вес торговых предприятий других форм собственности вырос до 46%.

Если в 1990 г. удельный вес товарооборота потребительской кооперации в обороте торгующих организаций России составлял 22,2%, то концу 20 века - всего 5%, в то время как частные предприятия (основные конкуренты торговых предприятий потребительской кооперации) с 1992 г. увеличили свой торговый оборот в 8,5 раз. [3]

Сопоставляя показатели того периода удельного веса торговых предприятий потребительской кооперации и их удельного веса в товарообороте страны можно сделать вывод, снижение ее удельного веса в товарообороте с 22,2% до 5% объясняется в первую очередь изменением отношений собственности в Российской Федерации в целом.

Реакцией потребительской кооперации на ухудшение экономической ситуации явилось улучшение ее работы. Особую роль в этом сыграл новый Закон о потребительской кооперации, который внес кардинальные изменения в построение системы потребительской кооперации и повысил роль пайщиков в управлении кооперативным хозяйством.

На протяжении года структура розничного товарооборота в целом по потребительской кооперации оставалась неизменной: 81-82% приходится на продовольственные товары и 18-19% - на непродовольственные, причем продажа отдельных товаров первой необходимости возросла на 15-16%. После длительного спада наметился некоторый рост продажи товаров культурно-бытового назначения.

Товарные запасы в системе сократились на 400 млрд. руб. и составили 37 дней против 45 дней на начало года (до 65-80 дней на начало перестройки), оборачиваемость товаров ускорилась на 5 дней.

С большим напряжением проходит торговля в потребсоюзах Крайнего Севера: товарные запасы в этих регионах составляют 63 дня торговли, а в некоторых - 48 и менее дней. Это ставит под угрозу жизнеобеспечение этих территорий.

Все отрасли деятельности потребительской кооперации, кроме промышленности, убыточны, при этом 80% убытков дает торговля.

Но 35 потребсоюзов рентабельны, что и дало возможность в целом по Центросоюзу получить 21 млрд. руб. прибыли.

Уже к концу 20 века шестнадцать потребсоюзов получили прибыль.

Но в то же время практически не уменьшается число убыточных предприятий. При снижении общего числа хозрасчетных организаций и предприятий число убыточных составляет 63% от общего числа, или 5967 предприятий.

Высок уровень издержек обращения и производства. В 2005 г. в оптовой торговле он составил 22,8%, в розничной торговле - 24,8%, в общественном питании - 39%, в заготовках - 19,4%. В составе издержек обращения наибольший удельный вес занимают транспортные расходы, расходы по оплате труда, тепло-электроэнергии, амортизационные расходы.

На снижение доходности организаций и предприятий помимо высокого уровня издержек обращения в немалой степени повлияло уменьшение льгот, предоставленных потребительской кооперации местными органами исполнительной власти. Так, в 2005 г. потребсоюзами были заключены соглашения о сотрудничестве и предоставлении налоговых льгот с администрациями только 25 регионов против 75 в 2004 г.

Наличие собственных оборотных средств один из показателей финансовой устойчивости. Однако организации потребительской кооперации испытывают все больший их недостаток. Если к началу 2004 г. недостаток собственных оборотных средств составлял 1683 млрд. рублей, то к концу 2005 г. уже 2976 млрд. рублей.

И все-таки такое положение не везде: 18 потребсоюзов сохранили собственные оборотные средства, величина которых достигает от 17 до 53 процентов в общей сумме оборотных средств.

Привлечение заемных средств как один из путей покрытия дефицита оборотных средств также проводится слабо. В 2005 г. привлечено и направлено в оборотные средства только 330 млрд. рублей.

Важнейший фактор, отрицательно влияющий на финансовое положение организаций и предприятий - их неплатежеспособность. Дебиторская задолженность к концу 2005 г. возросла на 19,5% по сравнению с 2004 г., а кредиторская на 14,2%, в том числе задолженность по бюджету возросла на 5%. Особую озабоченность вызывает нарастание задолженности бюджету.

Тем не менее, в организациях и предприятиях потребительской кооперации имеются внутренние резервы для преодоления кризисной ситуации и дальнейшего развития, о чем свидетельствуют примеры эффективной деятельности, имеющиеся в каждой кооперативной организации.

Подводя итог анализу деятельности потребительской кооперации Российской Федерации, можно сделать вывод, что жизнеспособность потребительской кооперации, как формы объединения людей для удовлетворения своих потребностей, подтвердило то, что в отличие от государственных структур она не распалась, а сохранилась как система, хотя и понесла невосполнимые потери: снижение объемных показателей в торговле, заготовках, кооперативной промышленности, массовом питании, резкое сокращение числа пайщиков, которые являются социальной базой потребительской кооперации.

При переходе экономики России от централизованной коллективистской к капиталистической экономической системе снижается экономическая роль потребительской кооперации в российском обществе и в то же время резко возрастает ее социальная роль.

Преимущества кооперативов определяются их целями:

·        удовлетворение экономических потребностей пайщиков;

·        совпадение социальных целей государства и кооперативов;

·        снижение социальной напряженности в обществе, вызываемой деятельностью предпринимательских хозяйств.

В России эти преимущества реализуются частично из-за отсутствия полноценной социальной базы потребительской кооперации.

Отношения государство - кооператив:

а) В подавляющем большинстве стран государство регулирует деятельность кооперативов исключительно правовыми и экономическими методами.

Так как кооперативы в своем большинстве имеют цели, сходные с целями государства, то в большинстве стран государство заинтересовано в развитии кооперативов и оказывает им финансовую и иную поддержку.

б) В образовании и распределении капитала кооперативов государство предпринимает следующие действия:

·        частично финансирует кооперативы, образованные на базе разорившихся частных фирм;

·        устанавливает льготное налогообложение, особенно для "чистых" кооперативов;

·        осуществляет кредитование кооперативов, создает государственные фонды финансирования кооперации;

·        реализует систему государственных заказов, прибыль от выполнения которых не облагается налогом.

Государство оказывает кооперативам помощь в подготовке управляющего персонала кооперативов и повышении квалификации его работников.

Логичным продолжением развития кооперативного движения в России стало появление Потребительского Общества "Народный Союз", которое сочетает в себе все наиболее успешно реализованные моменты "Общества справедливых рочдельских пионеров" и принципы взаимного участия Офицерских экономических обществ. В рамках потребительского движения ПО "Народный Союз" обобщает накопленный веками Зарубежный и Российский опыт, и становится одной из самых современных форм Потребительского объединения в мире, многократно увеличивая, благодаря отечественному налогообложению и законодательству, благосостояние своих пайщиков. Никогда еще в истории потребительской кооперации не удавалось снизить себестоимость выпускаемой потребительским обществом продукции до 40 %.. С поддержкой государства в области законотворчества мы можем с уверенностью говорить о том, что создание объектов социальной инфраструктуры достигло нового витка в своем развитии, когда каждый житель страны, вступив в ПО "Народный Союз", может участвовать в создании новой России.[4]

28. Законодательство Российской Федерации о правах и обязанностях членов потребительского общества

Согласно статье 11 Права пайщиков потребительского общества заключаются в следующем:

1. Пайщики потребительского общества имеют право:

·        вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;

·        участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;

·        получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;

·        приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;

·        пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительского общества;

·        сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;

·        быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с их образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в работниках;

·        получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

·        пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;

·        получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;

·        обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;

·        обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы.

2. Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Согласно статье 12 обязанности пайщиков потребительского общества заключаются в следующем:

Пайщики потребительского общества обязаны:

·        соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества;

·        выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.[5]

Список литературы

1.     Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ)

2.     Ашихмина О.А. Социально-экономическая миссия потребительской кооперации // Достижения науки и техники АПК. 2004. № 4. -113с.

3.     Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономики: Проблемы членских отношений. - Новосибирск: ВО “Наука”, 1993. - 466 с.

4.     Буфетова Л.П. История экономики. Учебное пособие. Часть 1. - Барнаул: Академия экономики и права. Алтайское отделение. 2002.- 533 с.

5.     Ефремова Г.М. Принципы международного кооперативного движения. // Проблемы развития рынка потребительских товаров: Материалы к научн.- практ. конф. Ч. 1. - Новосибирск, 2005. – 133с.


[1] Ефремова Г.М. Принципы международного кооперативного движения. // Проблемы развития рынка потребительских товаров: Материалы к научн.- практ. конф. Ч. 1. - Новосибирск, 2005. –76с.

[2] Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономики: Проблемы членских отношений. - Новосибирск: ВО “Наука”, 1993. -147с.

[3] Буфетова Л.П. История экономики. Учебное пособие. Часть 1. - Барнаул: Академия экономики и права. Алтайское отделение. 2002.-344с.

[4] Ашихмина О.А. Социально-экономическая миссия потребительской кооперации // Достижения науки и техники АПК. 2004. № 4. -39с.

[5] Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ)