Основные проблемы налогового регулирования в Челябинской области

Одним из основных недостатков современной российской фискальной системы является, на наш взгляд, чрезмерно высокие налоговые ставки, действующие в производственном секторе, которые, по образному выражению одного из авторов, являются «налоговым подавлением».

Одной из важных проблем, несмотря на принятие Налогового кодекса, остается устранение разночтений, а также противоречий, которые имеются в законодательстве и позволяют неоднозначно толковать нормы и произвольно применять их — с одной стороны, и уклоняться от налоговых платежей — с другой.

Большой в долгосрочном плане недостаток существующей налоговой системы заключается в том, что в ней не в полной мере учитываются национальная специфика и стратегические силы регионов, обусловленные природно-географическими и национально-культурными факторами России. Этот недостаток кроется в сокращении прав регионов вводить собственные и изменять федеральные налоги.

Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости как государственных так и местных налогов.

Финансовый баланс отражает движение финансовых потоков, полученных от результатов хозяйственной деятельности организаций, расположенных на территории Челябинска. Их расчеты проводились в рамках действующего законодательства, учитывались также изменения, обусловленные дальнейшим реформированием налоговой системы и уже определенные законодательными документами.

Основными источниками доходных поступлений будут:

- прибыль прибыльных предприятий - 10775 млн. руб. в 2004 году и 11644 млн. руб. - в 2005 году. На протяжении последних лет наблюдается тенденция ее стабильного роста, который в 2005 году составит 8,3% по отношению к 2004 году. В то же время продолжается рост уровня затрат на производство и сбыт продукции. Проведение Правительством России в прогнозируемом периоде сбалансированной тарифной политики, обеспечивающей достижение целевых параметров инфляции и снижение негативного влияния цен на продукцию (услуги) естественных монополий, может обеспечить сдерживание издержек производства и, следовательно, влияния этого фактора на величину прибыли;

- амортизационные отчисления составят 4259 млн. руб. в 2004 году и 4760 млн. руб. в 2005 году, в последние годы наблюдается превышение темпов роста коэффициента обновления над коэффициентом выбытия. В то же время динамика показателя свидетельствует, что удельный вес амортизации в структуре себестоимости практически остается на одном и том же уровне и обновление основных фондов идет еще очень медленно;

- налоговые доходы (без налога на прибыль) в 2004 году оцениваются на уровне 13909 млн. руб., в 2005 году - 16087 млн. рублей.

- средства единого социального налога составят соответственно в 2004 и 2005 годах 11240 млн. руб. и 10868 млн. руб., снижение вызвано уменьшением ставки, согласно ст.24 Налогового кодекса, с 35,6% до 26%. Однако в дальнейшем прогнозируется рост поступлений по этому налогу в результате увеличения фонда оплаты труда

Бюджет города Челябинска по налоговым и неналоговым доходам за 11 месяцев 2004 года исполнен в размере 4785,7 млн. руб., что составляет 96,1% от годового плана.

К уровню соответствующего периода прошлого года поступление доходов увеличилось в 1,3 раза.

Основными источниками доходных поступлений в местный бюджет являются налог на доходы физических лиц (44,7%); налог на имущество (16,1%); налог на совокупный доход (13,6%); земельный налог (12,4%).

Более 40% от общего объема поступлений за отчетный период обеспечили такие крупные предприятия как ОАО «Челябинский Металлургический комбинат», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Челябинский Электрометаллургический комбинат», ОАО Э и Э «Челябэнерго», Южно Уральская железная дорога ОАО «РЖД», ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ОАО «Челябинский цинковый завод».

За год в бюджетную систему поступило 53,8 млрд. руб. налогов и сборов, что на 27,4 процента выше показателей 2003 года. Платежи в федеральный бюджет увеличились на 2,2 млрд. руб., или 17,9 процента. В бюджеты городов и районов поступило 14 млрд. руб., что на 29,6 процента больше, чем в 2003 году

Установленное на 2004 год задание по поступлению в областной бюджет выполнено на 102,2 процента, четвертый квартал – 111,7 процента. За год в бюджет поступило 23,7 млрд. руб. налогов и сборов, что на 35,9 процента больше, чем в 2003 году. В бюджеты городов и районов поступило на 7,6 процента, или на 1 млрд. руб. больше.

В результате проведенных организационных мероприятий налоговыми органами области по состоянию на 1 октября 2004 года получено 135,5 тысяч деклараций о доходах граждан за 2003 год.

В целом по области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, этот показатель увеличился на 16%.

От физических лиц поступило 73,4 тысячи деклараций, по которым исчислен возврат налога на доходы из бюджета на общую сумму 388,2 млн. рублей.

Количество деклараций, полученных от индивидуальных предпринимателей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 47,2 тыс. деклараций.

После окончания установленного срока представления деклараций налоговыми органами дополнительно привлечено к декларированию 10,8 тысяч человек.

По результатам декларирования исчислено к доплате налога на доходы физических лиц 99,4 млн. руб., что в 1,6 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

По результатам декларирования доходов физических лиц и вручения им налоговых уведомлений инспекциями области предъявлены к уплате платежи на общую сумму 120,2 млн. руб. В ходе декларационной кампании 2004 года в налоговые органы области физическими лицами представлено 290 деклараций, в которых указан облагаемый доход от 1 до 10 млн. рублей, а также 29 деклараций, в которых гражданами указан налогооблагаемый доход свыше 10 млн. рублей.

Необходимо отметить, что декларационная кампания 2005 года будет в определенной степени напряженной. Отчасти это связано с тем, что наряду с предоставлением имущественного налогового вычета по доходам 2004 года на основании подаваемой физическим лицом декларации налоговые органы обязаны будут выдать уведомление о подтверждении имущественного налогового вычета по доходам 2005 года у налогового агента, либо отказать в получении такого уведомления.