Оглавление

Введение____________________________________________________ 3

Глава 1. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции_ 5

1.1.  Сущность и функции  конкуренции____________________________ 5

1.2 Определение рынка совершенной конкуренции___________________ 7

1.3 Достоинства совершенной конкуренции________________________ 13

Глава 2. Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции 16

2.1 Чистая монополия__________________________________________ 17

2.2 Ценовая дискриминация_____________________________________ 19

2.3.Потери от несовершенной конкуренции________________________ 20

2.4 Естественная монополия_____________________________________ 22

2.5 Олигополия_______________________________________________ 24

2.6 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта____ 27

2.7 Монопсония_______________________________________________ 29

Глава 3. Способы ведения конкурентной борьбы____________________ 32

Заключение__________________________________________________ 35

Список используемой литературы________________________________ 36

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

В рыночной экономике  в  связи с множеством конкурентов особенно важна способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка и запросам потребителей. Поэтому проблема конкурентоспособности актуальна на сегодняшний день.

Конкуренция, с одной стороны, влияет на развитие прогресса производства, повышение качества продукции, появление новых товаров, но, с другой стороны, на это затрачиваются большие средства, в связи с чем, идет разорение мелких производственников. Поэтому в капиталистическом производстве вырабатывают способы регулирования конкуренции.

Предприятия, переходя на работу в условиях рынка, должны превосходить своих конкурентов и уметь работать в новых условиях. Таким образом, исходя из вышеизложенного, представляется исследование представленной темы достаточно актуальным.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - два крайних случая рыночной экономики. И то и другое бывает чрезвычайно редко. Промежуточной является монополистическая конкуренция. В этом случае фирмы ,хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры также характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные товары.

Цель работы заключается в рассмотрении совершенной и несовершенной конкуренции.

Для достижения поставленной цели опишем ряд следующих задач:

-         Рассмореть равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде;

-         Описать излишек производителя, излишек потребителя и взаимовыгодность обмена;

-         Выявить  сущность чистой монополии;

-         Охарактеризовать ценовую дискриминацию несовершенной конкуренции  и ее потери;

-         Раскрыть сущность естественной монополии, олигополии, монополистической конкуренции с дифференциацией продукта и монопсонии;

-         Проанализировать способы ведения конкурентной борьбы.

Глава 1. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции

1.1.  Сущность и функции  конкуренции

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

 По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

 Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) .

Конкуренция  между производителями - это тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например , качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Функции конкуренции:

 Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель ( суверенитет потребителя ) . Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая потребность.

 Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

 -предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами , получают вознаграждение в виде прибыли ( позитивные санкции ). Это стимулирует технический прогресс;

 -предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке , получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ) .

 Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности , но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

 Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция , тем справедливее цена.

 Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

 - технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется ( инновация под давлением конкуренции) ;

 - предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей )( адаптация под давлением конкуренции ).

 Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

1.2 Определение рынка совершенной конкуренции

Спрос и предложение – два фактора, дающих жизнь рынку как месту своей встречи, формируют в экономике уровень цен на товары и услуги. Определяя кривые издержек и доходов, они создают внешнюю среду существования фирмы. Поведение же самой фирмы, выбор ею объемов производства, а значит, размеров спроса на ресурсы и величины предложения собственных товаров зависят от типа рынка, на котором она действует.

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.[1] Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Как уже отмечалось, конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом.

Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их прекращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Развитие конкурентных отношений тесно связано с распределением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело со множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.

Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр. Это свойство вытекает из предыдущих двух. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало уменьшение ее прибылей.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции , напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

 В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

 - качество конкуренции;

 - само существование конкуренции;

 - цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

 - предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

 - защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

 - ограниченная по времени патентная защита (20 лет ) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

Большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов[2].

В условиях совершенной конкуренции, производство ведется до той точки, где цена, по которой потребитель готов купить последнюю произведенную единицу продукции, в точности равна альтернативным издержкам ее производства. Все возможные выгоды, получаемые от торговли, полностью реализуются в форме излишков потребителей и производителей.

 Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, т. к на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:

 Акцептант цены Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке

 Если же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в состоянии удовлетворить весь спрос, который будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке, при этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит.

 Если покупатели и продавцы поступают одинаковым образом, то они оказывают влияние на цену.

 Регулятор количества Если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене.

 Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:

- большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара

- каждый продавец производит однородный продукт, который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов

- барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствует

- никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны

- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.

 Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

 Для участников рынка в условиях совершенной конкуренции цена - это заданная величина. Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества.

Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они – мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).

В наше время схожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что – увы! – можно наблюдать на многих рынках крупных городов России. Все продавцы соблюдают известные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разрешения», приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель – заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устранение барьеров входа на рынок

Колебания цены могут быть довольно интенсивными – сравните цену яблок в конце лета и весной, – но разница в цене это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое не только в XX в., но и в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

1.3 Достоинства совершенной конкуренции

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство МК = МС = АС = Р (рис.1).

Рис. 1. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудование, третьи — более квалифицированных работников, четвертые — наилучших менеджеров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?

В экономической теории существует следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие — большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и т.д.

Таким образом, вся экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.[3]

Глава 2. Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции

Модель рынка совершенной конкуренции исходит из многих предпосылок, которые далеко не всегда реализуются на практике. Более адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции[4].

Итак, несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур.

Модели рынка несовершенной конкуренции

Количество фирм в отрасли

Характер продукции

Входные барьеры

Контроль над ценой

Чистая монополия

Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой)

Однородная продукция, не имеющая субститутов

Высокие

Полный

Дуополия

Две фирмы

Однородная

Высокие

Частичный

Олигополия

Малое количество фирм

Однородная или с незначительной дифференциацией

Высокие

Частичный

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Множество фирм

Разнородная продукция

Низкие

Слабый

2.1 Чистая монополия

Чистая монополия - положение на рынке товаров и услуг, характеризуемое наличием одного продавца данного вида товара или услуги[5].

Рис.7. Абсолютно неэластичный спрос и монопольная власть над ценой

На рис.7. линия D показывает, что спрос абсолютно неэластичен: при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Q1.

В условиях чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов (т. е. товаров - заменителей).

Рис.8. Кривая спроса

Кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.

Кривая валового дохода фирмы при несовершенной конкуренции имеет «холмообразный» вид. На этом же графике изображена и кривая валовых издержек (ТС). Максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, когда разница между TR и TC максимальна. Это видно из графика на рис.9: максимальное расстояние между TR и TC будет соответствовать расстоянию между точками А и В, т. е. когда произведено 9 ед. продукции.

Рис.9. Валовой доход и валовые издержки монополиста

Рис.10. Спрос и предельный доход монополиста

Предельный доход - это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара. Он определяется как разница между TRn и TRn-1, т.е. MR=TRn-TRn-1.

Из графика на рис.10 видно, что MR снижается быстрее, чем спрос D. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены (MR<P). Ведь для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент снижает цену.

На рис.11 видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой Е (точкой пересечения МС и MR), от которой проводим вертикаль до кривой спроса D. Таким образом, мы узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установится на уровне E1. Затененный прямоугольник показывает величину прибыли монополии.

Рис.11. Равновесие монополии в краткосрочном периоде.

2.2 Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация - поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковый товар. Условием ценовой дискриминации является наличие у продавца возможности разграничения покупателей по эластичности их спроса на конкретный товар, что позволяет запрашивать у покупателей с высокой эластичностью большую цену[6].

Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени это ему удается, ценовая дискриминация подразделяется на три вида: дискриминация первой, второй и третьей степени. Рассмотрим подробно каждый из этих видов.

Рис.12. Совершенная ценовая дискриминация

При ценовой дискриминации первой степени, или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т. е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара.

Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию (см. рис.12.).

Ценовая дискриминация второй степени - это ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. При покупке большего количества товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара.

Рис.13. Ценовая дискриминация 3ей степени

Ценовая дискриминация третьей степени - это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегментация рынка, т. е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности.

На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» - высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам (см. рис.13.).

Самое главное заключается в том, что дискриминирующий монополист должен уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей.

2.3.Потери от несовершенной конкуренции

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией (степень ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни[7].

Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать и графически (рис.14).

Рис.14. Потери от несовершенной конкуренции

Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересечения кривой МС и кривой спроса D), т. е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС=Р, то потребительский излишек был бы равен площади треугольника P1P0E1.

В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2 (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е - пересечением МС и MR). При такой же цене - на уровне Р2 - объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q2 < Q1. Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника Р2Е2Р0, монопольная прибыль соответствует площади затененного прямоугольника Р1СЕ2Р2 Но самое важное - отчетливо видны графически чистые потери, или «мертвый убыток», для общества: это треугольник ЕЕ1Е2 Таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек производителя: часть достается (затененный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя в виде площади СЕ1Е2 вообще теряется обществом, не достается никому. Так же не достается никому часть излишка производителя (треугольник ЕСЕ1), это недополученное, а точнее, разрушенное богатство общества.

2.4 Естественная монополия

Естественная монополия - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения[8].

Эта эффективность обусловлена особой значимостью для таких отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя (long run average cost, LAC) достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемах производства. В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют не параболическую (U-образную), а Z-образную кривую (рис. 15).

Рис.15. Ценообразование в условиях естественной монополии

На рис.16 показаны параметры издержек естественной монополии, Приведены кривые спроса и издержек производства для типичной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке Е2 когда средние издержки все еще понижаются.

Если отрасль - естественная монополия, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q1 и Р1 соответственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (long run marginal cost, LMC) и предельный доход (MR), т. е. в условиях максимизации прибыли монополистом.

Так как в этом положении цена (Р1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника Р1Е1МРМ, а цена значительно превышает предельные издержки. Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки Е3 в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т. е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Q3 неэффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q3 то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3. является оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка Е3 не может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже величины LAC, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли.

Минимизация LAС на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товар с D до D1.

Экономия на масштабе производства защищает естественные монополии от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах.

Прекращение деятельности естественной монополии может произойти естественным путем в результате изменения технологии производства.

2.5 Олигополия

Олигополия - господство небольшого количества фирм и компаний в производстве определённых товаров и на рынке этих товаров[9].

Каким может быть число участников олигополистического рынка? Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией.

Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля (Herfindall index). Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

Н= S12+S22+...+Sn2 , где Н - индекс Герфиндаля; S1, S2, ..., Sn - доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте - самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка.

В экономической теории выделяются такие модели поведения олигополистов, как ломаная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, принцип ценообразования «издержки плюс». Рассмотрим их более подробно.

Ломаная кривая спроса. В данной модели анализируется реакция олигополистов на изменение поведения их конкурента. Существует две основных линии поведения участников рынка в ответ на изменение цен фирмой-олигополистом (назовем ее фирмой «Апполон»). В первом случае при повышении или снижении цен данной фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний объем выпуска. Тогда кривая спроса «Апполона» высокоэластична по цене и имеет пологий наклон. Эта линия поведения позволит «Апполону» при снижении цены на его продукцию существенно расширить объем продаж, а при ее повышении - столкнуться с резким сокращением этого объема (рис. 16.а, кривая D2).

Рис.16. Построение ломаной кривой спроса

Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону. Тогда изменение цены существенно не отразится на объеме спроса на продукцию «Апполона»: при повышении цены рынок фирмы лишь немного сократится, а при понижении - может слегка увеличиться, так как сокращение или, соответственно, увеличение объемов продаж равномерно распределятся на всех участников олигополи-стического рынка. В этом случае кривая спроса «Апполона» будет иметь низкую эластичность по цене, что отражено на графике (рис. 7. 10б, кривая D). На рис. 16 б представлена кривая спроса олигополиста, обусловленная жёсткостью цен

Тайный сговор (картель). Фирмы-олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение. Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепление долей поставок продукции на рынок.

Лидерство в ценах. В данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Такая модель поведения олигополистов в странах с развитой рыночной экономикой особо распространена в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены[10].

Ценообразование по принципу «издержки плюс». Данная модель связана с планированием выпуска и прибыли. Цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль в процентах от уровня средних издержек

У олигополистической структуры рынка есть свои плюсы и минусы. Находясь в условиях взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их весьма редко и осторожно. Олигополитическая власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно, олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства (вспомним «мертвый убыток») по сравнению с монополией. Однако технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль все же высоки. Создавая условия для технологически статичного развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, к удешевлению продукции, серьезно ограничивают конкуренцию со стороны новых фирм.

2.6 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта — это тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии, этот вид рынка характеризуется множественностью конкурентов. Но все же их несколько меньше, чем в модели совершенной конкуренции. Поэтому в шкале степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположена между совершенной конкуренцией и олигополией.

Рис.17. Краткосрочное равновесие монополистического конкурента (затемнённым прямоугольником показана величина сверхприбыли монополистического конкурента, обладающего некоторой властью над ценой).

Благодаря наличию некоторой власти над ценой (либо невысокой эластичности спроса по цене) кривая спроса монополистического конкурента имеет отрицательный наклон, как и у монополии. Соответственно отрицательный наклон имеет и линия предельного дохода (MR). Если кривая спроса пересекается с осью абсцисс в точке Q, то линия предельного дохода пересекает ось абсцисс в точке 1/2 Q. Средние и предельные издержки (АС и МС) монополистического конкурента изменяются в зависимости от объема выпуска по тем же правилам, что и в условиях обычной монополии (рис.17).

Из рисунка видно, что графическое изображение монополистического конкурента аналогично положению фирмы-монополиста. Ведь, внедряясь на рынок с новой разновидностью продукта, производитель занимает на нем определенную нишу. В пределах дифференциации (т. е. отличий, самобытности) своего продукта он монополист, но в рамках всей отрасли -конкурент. Именно высокая конкурентность рынка данной модели и довольно узкие возможности монополистического поведения ограничивают получение фирмой сверхприбыли краткосрочным периодом. Поэтому для монополистического конкурента с дифференциацией продукта более характерным является отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде[11] (рис.15).

Из рисунка видно, что в долгосрочном периоде монополистический конкурент получает только нормальную прибыль, компенсируя из продажной цены только свои средние издержки.

Рис.18. Долгосрочное равновесие монополистического конкурента.

Почему же получение сверхприбыли не характерно для монополистического конкурента? Дело в том, что власть над ценой монополистических конкурентов весьма ограничена. Прежде всего, тем, что они производят, в сущности, один и тот же товар: наличие дифференциации, т. е. отличительных особенностей, не меняет основного содержания продукта. Например, прохладительные напитки так и останутся прохладительными напитками, независимо от вкуса и цвета, или от того, кто за прилавком: интеллигентная красавица или самодовольный «дутыш».

2.7 Монопсония

Монопсония - монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин «монопсония» относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг[12].

Монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Следовательно, его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли (рис. 19).

Рис.19. Кривая предложения для монопсониста

Кривая предложения для монопсониста - это кривая средних издержек отрасли (АС)[13]. Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q.

Рассмотрим наиболее типичную ситуацию, когда кривая спроса D монопсониста пересекает кривую предложения отрасли АС при повышающейся цене предложения (рис.20).

Рис.20. Равновесие монопсонии

Монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, столкнется и с растущими предельными издержками приобретения товара; кривая МС окажется выше восходящей ветви кривой предложения АС. На рис. 21 известные нам кривые трактуются следующим образом: АС - это кривая средних издержек в отрасли (с точки зрения монопсониста - это кривая предложения продукции); МС - это кривая предельных издержек отрасли (с точки зрения монопсониста - кривая его предельных издержек приобретения товара); D - кривая спроса (с точки зрения монопсониста - кривая предельной полезности, или предельного дохода MU, или MR). Найдем точку равновесия покупателя-монопсониста на пересечении кривых его МС и MR.

Точка Е - место пересечения кривой МС и кривой D (кривой предельного дохода покупателя-монопсониста). Таким образом, на кривой АС находим точку Е1, которая и определит уровень цены приобретения монопсониста Р1. Она оказывается ниже цены Р0, которая была бы в условиях совершенной конкуренции покупателей. На этом графике монопсонист приобретает продукцию в количестве Q1, что меньше количества Q0 в условиях совершенной конкуренции. Важно понять, что уровень объема закупок монопсонист определяет, сравнивая свои МС и MR и находя точку их пересечения.

Глава 3. Способы ведения конкурентной борьбы

 Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

 Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

 Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

 - повышение качества продукции

 - снижение цен ("война цен")

 - реклама

 - развитие до- и послепродажного обслуживания

 - создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

 

 Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

 В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

 Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

 Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.

 Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Заключение

Итак, в данной работе было рассмотрено, что такое конкуренция, ее функции, что есть совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Совершенная конкуренция - это идеал, а идеалов, как правило не существует, поэтому, как мне кажется, механизм функционирования рынка при несовершенной конкуренции заслуживает немного более пристального внимания, чем при совершенной. С этим связано множество проблем, которые в России ещё на стадии разработки: это, к примеру, грамотное антимонопольное законодательство с учётом специфики формирующейся экономики нашей страны, с учётом политики и т.д. Таким образом, проблем в этой сфере очень много и только грамотные экономисты с огромным профессиональным опытом смогут их разрешить.

Список используемой литературы

                    Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий.  М.: Международные отношения. 1986, с.124.

                    Гуськова, П.Ф. Стерликов, Ф.Ф, Стерликов. Экономика. 100 вопросов-100 ответов. - М.: Владос, 1999. - 280 с.

                    Курс экономической теории. Учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н. - Киров: «АСА», 1999. - 752 с.

                    Кэмпбелл Р. Макконнелл. Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т.2. - Таллинн, 1993. с.115.

                    Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997. С.315.

                    Современная экономика. Р н/Д.: Феникс, 1996. - 608 с.

                    Современная экономика. Р н/Д.: Феникс, 1996. - с. 254.

                    Эдвин Дж. Долан. Дейвид Е. Линдсей. Рынок. Микроэкономическая модель. - М., 1996. - с. 165.

                    Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М., 1994. - 422 с.


[1] Курс экономической теории. Учебное пособие /под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, 1994. – 325с

[2] Долан. Э. Дж., Линсдей Д. Рынок: Микроэкономическая модель. - М., 1996. с.93.

[3] Маконнелл. К., Брю. С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1999. Т. 1 С.145.

[4] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997. С.207.

[5] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997. С.385.

[6] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997. С.378.

[7] Современная экономика. Р н/Д.: Феникс, 1996. - с. 254.

[8] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997. С.96.

[9] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997. С.223.

[10] Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М., 1994. - с. 172.

[11] Кэмпбелл Р. Макконнелл. Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т.2. - Таллинн, 1993. с.115.

[12] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997. С. 194.

[13] Симметрично этому кривая спроса на продукцию монопсониста - это кривая среднего дохода монопсониста, т.е. кривая D.