Содержание

Введение. 3

Глава 1. История развития органов управления культурой после 1917 года. 5

1.1. Политика большевиков в области культуры.. 5

1.2. Изменения в области народного просвещения и образования. 7

1.3. О законодательном регулировании культурно-воспитательной деятельности советского государства. 10

Глава 2. Органы управления культурой в Российской Федерации. 20

2.1. Обязанности государства в области культуры.. 20

2.2. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации  23

2.3. Проект федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)"  26

Заключение. 31

Список источников и литературы.. 33

Введение

Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов республик в составе Российской Федерации о культуре.

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, прямо или косвенно касающиеся вопросов культуры, должны соответствовать данным Основам. В случае возникновения разногласий действуют нормы настоящих Основ.

Подзаконные акты Российской Федерации в области культуры издаются в случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре.

Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Таким образом, видно, что в РФ культурная деятельность имеет очень широкие границы. Поэтому она и относится к теме нашего исследования.

Целью работы является рассмотрение органов управления культурой после 1917 года.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

- охарактеризовать историю развития органов управления культурой после 1917 года;

- проанализировать органы управления культурой в Российской Федерации.

Глава 1. История развития органов управления культурой после 1917 года

1.1. Политика большевиков в области культуры

Сразу же после Октябрьского переворота 1917г. партия большевиков и Советское правительство приняли меры по централизации управления культурой и искусством.

В конце 1917-начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, национализации всех учебно-воспитательных учреждений и передаче их в ведение Наркомпросса. Общее руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 9 ноября было возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с А.В. Луначарским. Ее функции были окончательно определены в Положении об организации народного образования в Российской Социалистической Советской Республике, принятом Совнаркомом 18 июня 1918 года.

Позднее, 30 сентября 1918 г., ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР, которое предусматривало обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней.

Ситуация в стране была необычайно сложной. Но в ожесточенной вооруженной борьбе - гражданской войне, в которой на стороне противника большевиков выступали страны Антанты, большевики сумели удержать власть в своих руках.

В итоге пяти лет войны общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы с учетом погибших от голода и эпидемий достигли 13 млн. человек.

В такой ситуации была объективно необходима максимальная концентрация всех сил и ресурсов страны, а так же единый центр руководства ими.

Такой центр смогла создать партия большевиков, установив свою диктатуру. Так, в силу объективной ситуации вместо провозглашенной после Октябрьской революции диктатуры пролетариата утвердилась диктатура одной партии.

И, несмотря на то, что среди руководителей страны были люди недостаточно образованные, если не сказать - вообще необразованные, большевики прекрасно понимали силу идеологического воздействия искусства на массы.

Именно поэтому при Государственной комиссии по просвещению в ноябре 1917 года был образован отдел искусств, решавший вопросы оказания помощи художникам, поэтам и другим деятелям культуры. В 1918-1920 гг., по неполным данным, состоялось, не считая персональных, 140 выставок. С декабря 1918 года по декабрь 1920 года пять агитпоездов и агитпараходов совершили 20 рейсов по стране. В ходе рейсов было прочитано свыше 1 тыс. лекций, распространено 3 млн. экземпляров газет и листовок. Столь массовое пропагандистски-психологическое воздействие не могло не дать своих результатов!

Жесткая политика проводилась по отношению к церкви. Единственное, что было разрешено, - это совершать богослужения в храме. Все остальное- обучение детей, помощь бедным и больным, церковные школы, миссионерская работа, всякое участие церкви в жизни страны - было запрещено. 

Для русской православной церкви наступило тяжелое время. Епископов, священников, монахов и монахинь арестовывали, ссылали на тяжелые работы, в лагеря, тюрьмы. Храмы разрушались, закрывались, превращались в склады, в кинематографы или музеи атеизма. Религиозные книги и журналы были запрещены.

1.2. Изменения в области народного просвещения и образования

Первые шаги государственного планирования в области образования были сделаны под непосредственным руководством В.И. Ленина. Проводимые реформы получили название «культурная революция», одной из задач которой была ликвидация неграмотности. В процессе решения этой давно назревшей для России проблемы в 1918-1919 гг. была полностью перестроена система народного образования: школы стали общенародными и бесплатными, запрещалось существование частных школ, лицеев, гимназий, органы просвещения отделялись от церкви. Реформы в массовом образовании положили начало идеологизации культуры. Это придало ей государственный статус, но и фактически подчинило аппарату чиновников, как партийных, так и правоохранительных. С другой стороны, новая политика давала возможность финансирования крупных проектов в образовании, науке, культуре на протяжении всех лет существования советской власти.

Одним из важных декретов правительства в области образования стал декрет 1919 года об обязательном обучении чтению и письму на родном языке всего населения в возрасте от 8 до 50 лет. На время обучения рабочий день неграмотным трудящимся сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Везде создавались школы и кружки. Сотни тысяч учителей, служащих, студентов проводили занятия с неграмотными в ликбезах.

В 1923 году организовалось общество «Долой неграмотность!». Его председателем был М.И. Калинин. Ряды общества росли с каждым годом. Деятельность общества по обучению грамоте приняла огромный размах. Комсомол организовал в годы первой пятилетки всесоюзный культпоход в деревню с целью ликвидации неграмотности. Развернулось всенародное движение за грамотность.

Если в процессе переписи населения в 1920 году было выявлено 54 млн. неграмотных, то по переписи населения 1926 года грамотность населения уже составила 51,5%, в том числе по РСФСР –55%. Грамотность городского населения уже составила 76,3%, сельского 45,2%. Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления в массах коммунистической идеологии.

Трудящиеся по собственной инициативе строили школьные здания (особенно в деревне), приобретали для них оборудование. Колхозники засевали сверх плана земельные участки (культ гектары), урожай с которых шел в фонд всеобщего обучения.

Вокруг перспектив развития школьного образования велись дискуссии между сторонниками политехнической и монотехнической (с обязательной ранней специализацией) школы. К середине 20-х годов школьное образование представляло следующую систему: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), на базе начальной школы, школы II ступени (5 - 9-е классы) с профессионализированными 8-9 –ми классами в ряде школ.

Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1920 и 1925 гг. стали школы ФЗУ. Не менее 3/4 учащихся этих школ были детьми рабочих. Кадры низшего и среднего технического и административного персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, профессиональных специальных школах, краткосрочных курсах. Основным типом профессионального учебного заведения были индустриально- технические, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические, юридические, художественные техникумы с трехлетним сроком обучения. Несмотря на значительные масштабы деятельности, система профтехобразования отставала от потребностей страны.

В 1918 г. была отменена плата за обучение в вузах, установлены денежные стипендии для нуждающихся студентов.

С тем, чтобы помочь высшей школе выйти из сложной финансовой ситуации, в ноябре 1918 г. Наркомпрос однозначно решил: всеми студенческими делами ведают сами студенты. Студенческую кассу пополняли доходы от кооперативов. Они были почти во всех городах, где находились вузы. Один только студенческий кооператив при Московском университете имел свои мастерские по пошиву одежды, обуви, столовые, магазины, обслуживал около четырех тысяч клиентов, причем цены тут были на четверть ниже государственных

 В 1919 г. при институтах и университетах были созданы рабочие факультеты, на которых малообразованные рабочие и крестьяне за три года подготавливались к поступлению в вузы. Количество вузов быстро росло. В 1914 г. их насчитывалось 91, в 1922 г. — 244, а в 1939 г. — уже 760. Были созданы университеты и институты в Белоруссии, Армении, Киргизии, Узбекистане, в других республиках, где до революции не было ни одного вуза.

Миллионы рабочих и крестьян и их дети теперь учились в техникумах, институтах, университетах, становились техниками, инженерами, агрономами, педагогами, врачами, учеными.

 Так появилось первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к советской власти и партии. В области высшего образования правительство проводило классовую политику, создавало благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян. Также принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах и университетах, удалению из университетов нелояльных к власти профессоров и преподавателей. Это вызывало серьезные конфликты, забастовки, протесты в студенческой и преподавательской среде. В начале 20-х годов в качестве обязательных предметов были введены исторический материализм, история пролетарской революции, история Советского государства и права, экономическая политика диктатуры пролетариата. Но положение с профессурой было довольно тяжелым, преподавателей катастрофически не хватало. Тем более что за рубежом оказалось от двух до трех миллионов человек. А это была в основном гуманитарная интеллигенция. В силу этого в высших учебных заведениях философия не преподавалась. Даже в Московском университете многие курсы читать было просто некому.

Поэтому по решению ЦК на преподавание в Московский университет были направлены известные партийные деятели: А. В. Луначарский, П. Н. Лепешинский, В. В. Адоратский, Д. И. Курский, И. И. Скворцов-Степанов и др. В 1921 г. в Москве был создан Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских кадров высшей школы.

Важную роль в повышении грамотности населения, в расширении его образовательного кругозора играли, конечно же, библиотеки. Руководство библиотеками в 1918 г. было возложено на библиотечную группу (с февраля 1918 г. — отдел Наркомата просвещения. 21 июня 1918 г. Совнарком издал декрет «Об охране библиотек и книгохранилищ», в соответствии с которым в собственность государства поступали все библиотеки частных лиц и ликвидированных учреждений. По декрету СНК «О порядке реквизиции библиотек, книжных складов и книг вообще», принятому в ноябре 1918 г., к началу 1920 г. в основном была завершена работа по реквизиции и национализации библиотек. Все изъятые книги передавались в государственные научные и массовые библиотеки.

В стране была создана широкая сеть клубов и библиотек. Почти в каждой деревне возникла изба-читальня. В 1939 в СССР насчитывалось уже 111 тыс. клубов (в 500 раз больше чем в дореволюционной России), издавалось 9 тыс. газет (в10 раз больше, чем в 1914 г.).

1.3. О законодательном регулировании культурно-воспитательной деятельности советского государства

Построение коммунизма немыслимо без всестороннего развертывания культурно-воспитательной деятельности, ибо «от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организация производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта».[1] Оказывая огромное влияние на ход общественного развития, культурно-воспитательная деятельность нуждается в научно обоснованном правовом регулировании, в законодательном закреплении основных форм ее осуществления.

В целях совершенствования правового регулирования культурно-воспитательной деятельности Советского государства необходимо, на наш взгляд, осуществить ряд мер, среди которых важнейшими являются: а) закрепление в Конституции СССР права Союза в лице высших органов государственной власти устанавливать Основные начала культурного строительства; б) разработка и принятие Основных начал культурного строительства Союза ССР и союзных республик; в) более полное определение в конституциях союзных и автономных республик компетенции Советов депутатов трудящихся различных звеньев по руководству культурно-воспитательной деятельностью.

Необходимость разработки и принятия специального законодательного акта в виде Основных начал культурного строительства Союза ССР и союзных республик обусловлена рядом обстоятельств и прежде всего особой значимостью культурно-воспитательной деятельности, которая в настоящее время не отражена в основном законе нашего государства—Конституции. Как известно, ст. 14 Конституции СССР отнесла к ведению Союза ССР лишь установление основных начал в области просвещения и здравоохранения.[2]

Полномочия Союза ССР в области культурного строительства согласно Конституции выражаются: 1) в установлении и присвоении Президиумом Верховного Совета почетных званий СССР; 2) в руководстве и управлении культурно-просветительными учреждениями союзного подчинения и 3) в праве Совета Министров образовывать в случае необходимости специальные комитеты и главные управления по отдельным отраслям культуры. Выражением этого права явилась, например, проведенная в последние годы реорганизация управления в области культуры. Из ведения Министерства культуры СССР были выделены управление радиовещанием и телевидением, печатью, кинематографией и образованы соответствующие государственные комитеты при Совете Министров СССР. Это, по мнению О. В. Щемелевой, преследовало цели, во-первых, ликвидации местничества, дублирования и параллелизма в данных областях управления, во-вторых, повышения роли специализированного централизованного руководства.[3] Однако указанная перестройка, по нашему мнению, прежде всего была вызвана развитием культурно-воспитательной функции.

Будучи частичной мерой, указанная перестройка далеко не полностью разрешила многообразные проблемы культурного строительства в стране, одной из которых является проблема руководства и управления культурно-просветительной работой.

Как известно, культурно-просветительная работа — область деятельности Советов депутатов трудящихся, профсоюзов, кооперации и других общественных организаций. Руководство ею осуществляется многими органами: системой органов Министерства культуры СССР, профсоюзами, ВЛКСМ, обществом «Знание», политорганами Советской Армии и Военно-Морского Флота, министерствами и ведомствами, центральными и местными органами общественных организаций. Не говоря уже о дублировании и параллелизме, это обстоятельство приводит подчас к узковедомственному подходу в организации культурно-просветительной работы в одном и том же городе, районе, селе. Выражается это в следующем: а) в неправильном, без учета интересов населения, размещении сети учреждений культуры; б) в постройке небольших, не отвечающих современным требованиям «ведомственных» клубов, библиотек и других учреждений культуры; в) в отсутствии единой системы планирования и подготовки кадров для культурно-просветительной работы; г) в различиях штатов и оплаты труда работников однотипных учреждений культуры, но находящихся в подчинении различных ведомств.

Принятие Основных начал культурного строительства не только устранило бы большинство из перечисленных недостатков, но и создало бы действительные предпосылки для реализации высказанного в советской юридической литературе предложения об упразднении Министерства культуры СССР и преобразовании его из союзно-республиканского в республиканское.[4] Компетенция Министерства культуры СССР уже в результате проведенной реорганизации резко сократилась. Однако в настоящее время, при отсутствии единого для всей страны закона, регулирующего общественные отношения в области культурного строительства, и в условиях, когда Министерство культуры СССР совместно с ВЦСПС играет роль координирующего центра, упразднение Министерства культуры СССР и преобразование его из союзно-республиканского в республиканское было бы преждевременным.

Определение Конституцией правомочий Союза в области культурного строительства только как права Президиума Верховного Совета СССР присваивать почетные звания в области культуры и устанавливать право Совета Министров СССР создавать отдельные органы управления культурой при союзном правительстве является недостаточным. Общий процесс совершенствования советского законодательства и небывалый размах культурного строительства вызывают необходимость закрепления в Конституции права Союза ССР в лице высших органов государственной власти устанавливать Основные начала культурного строительства Союза ССР и союзных республик. Исходя из этого, мы предлагаем пункт «т» ст. 14 Конституции СССР сформулировать следующим образом: «установление основных начал в области просвещения, культуры и здравоохранения».

Необходимость закрепления в Конституции СССР права Союза определять основные пути развития культуры и управления культурным строительством вызывается и другими причинами.

Во-первых, партия ставит задачу развития социалистического содержания культур народов СССР, содействия их дальнейшему взаимообогащению и сближению, укреплению их интернациональной основы и тем самым формированию в будущем коммунистическом обществе единой общечеловеческой культуры.[5] Основные начала культурного строительства Союза ССР и союзных республик в немалой степени способствовали бы, по нашему мнению, реализации этой программной задачи партии. Деятельность Советского государства по осуществлению культурно-воспитательной функции приобрела бы еще большую стройность и целенаправленность.

Во-вторых, Программа КПСС выдвигает в качестве основного условия повышения уровня образования и культуры народа сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели, массовое строительство учреждений культуры, детских и бытовых учреждений и т. п. Вся система культурно-просветительных учреждений страны призвана удовлетворить не только духовные запросы советских людей, но и стать важным средством организации содержательного отдыха. Такая задача также могла бы найти отражение в предлагаемом законе.

В-третьих, наблюдается бурный процесс развития общественных начал в культурном строительстве. Наряду с государственными учреждениями культуры возникают и успешно действуют народные театры и филармонии, общественные библиотеки и музеи, народные клубы, университеты культуры, все шире развивается художественная самодеятельность, десятки тысяч советских людей участвуют в работе учреждений культуры на общественных началах. Принятие названного закона придаст этому процессу необходимую стройность и организованность, будет важным практическим шагом по реализации записанного в Программе КПСС положения о передаче в ведение общественных организаций руководства зрелищными предприятиями, клубами, библиотеками и другими культурно-просветительными учреждениями, находящимися в ведении государства.

Таковы причины, которые обусловливают необходимость разработки и принятия Основных начал культурного строительства Союза ССР и союзных республик.

По нашему мнению, структура этого акта должна быть следующей.

Раздел I. Общие положения: 1) задачи советского законодательства о культурном строительстве; 2) пределы действия законодательства; 3) компетенция Союза ССР; 4) компетенция союзных республик; 5) права и обязанности граждан; 6) принципы культурного строительства.

Раздел II. Отрасли культурного строительства: 1) литература и искусство; 2) культурно-просветительная деятельность; 3) кинематография; 3) радио и телевидение; 5) печать; 6) физическая культура и спорт; 7) народное творчество; 8) художественная самодеятельность.

Раздел III. Управление культурным строительством: 1) органы управления Союза ССР; 2) органы управления культурным строительством союзных республик; 3) местные органы управления.

Раздел IV. Общественные организации: 1) цели и задачи общественных организаций; 2) система общественных организаций; 3) добровольные общества; 4) творческие союзы.

Раздел V. Учреждения культуры: 1) цели и задачи; 2) основы правового положения (порядок создания, руководства, ликвидации); 3) государственные учреждения культуры — союзного, республиканского и местного подчинения; 4) общественные учреждения культуры.

Раздел VI. Международные связи Союза ССР и союзных республик в области культуры и спорта.

Основные начала культурного строительства Союза ССР и союзных республик должны базироваться на следующих принципах.

Принцип партийности. В условиях ожесточенной идеологической борьбы двух противостоящих друг другу мировых систем — социализма и капитализма — этот принцип имеет огромное значение. В. И. Ленин неоднократно говорил о том, что нет просвещения, нет искусства, нет агитации, просветительной работы вне связи с идеологией, вне связи с политикой. «В Советской рабоче-крестьянской республике вся постановка дела просвещения, как в политико-просветительной области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата..., что только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата».[6]

Принцип равноправия и учета особенностей всех советских культур, национальных по форме, социалистических по содержанию. Это не должно, разумеется, вести к признанию национальной исключительности культуры какого-либо народа за счет умаления достоинства других национальных культур. Расцвет и сближение национальных культур - единый диалектически взаимосвязанный процесс: расцвет культур всех наций достигается через их сближение, а сближение происходит только в результате расцвета культуры каждого народа.[7]

Принцип единого государственного руководства и планирования. Культурное строительство так же, как и хозяйственное, нуждается в едином руководстве и строгом научном планировании, учитывающем развитие страны в период построения коммунизма и постоянно возрастающие потребности советских людей в удовлетворении культурных запросов. Необходимость единого государственного руководства культурным строительством и планирования его еще более возрастает в связи с решениями мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС, директивами XXIII съезда партии по пятилетнему плану развития народного хозяйства, открывающими новые возможности для ускоренного развертывания строительства культурных учреждений как в городе, так и на селе.

Принцип общедоступности удовлетворения духовных запросов советских людей. В нашей стране пользование всеми достижениями мировой культуры, так же как и всестороннее развитие духовных потребностей, доступно каждому. С укреплением материально-технической базы удовлетворение всех культурных потребностей советских граждан станет бесплатным, будет происходить целиком за счет общественных фондов.

Принцип участия масс в культурном строительстве и в управлении им. Этот принцип — залог успешного осуществления задачи формирования всесторонне развитого человека, человека коммунистического общества.

Основные начала культурного строительства должны определять роль местных Советов в культурно-воспитательной деятельности и регулировать взаимоотношения местных Советов с другими государственными и общественными организациями по осуществлению функции культурно-политического воспитания народа. Это было бы лишь первым шагом в деле совершенствования законодательства о Советах, их задачах и полномочиях в данной области.

Важно также более подробно определить задачи и полномочия местных Советов в области культурного строительства и коммунистического воспитания трудящихся в конституциях союзных и автономных республик. В ст. 97 Конституции СССР задачи местных Советов депутатов трудящихся излагаются в самой общей форме, без учета специфики их осуществления разными звеньями местных органов государственной власти.[8] Положения этой статьи почти полностью воспроизводятся в ст. 79 Конституции РСФСР и в соответствующих статьях конституций других союзных республик.

Существуют различные толкования ст. 97 Конституции СССР и соответствующих статей конституций союзных республик. По мнению одних авторов, в этих статьях в общей форме определена компетенция Советов.[9] Другие, например Л. А. Григорян, полагают, что в них лишь перечисляется круг вопросов деятельности местных Советов.[10] При этом Л. А. Григорян совершенно правильно утверждает, что при определении компетенции органа государства нельзя ограничиваться только установлением круга вопросов его деятельности или отдельно взятой совокупности его полномочий, что «компетенция органа государства представляет собой круг вопросов его ведения и совокупность его полномочий, взятых вместе».[11]

Именно в органическом соединении юридических обязанностей каждого звена местных Советов с соответствующими им правомочиями должна быть определена их компетенция в области культурного строительства и коммунистического воспитания трудящихся. Таким образом, Советы получат новый мощный стимул для активизации и совершенствования всей своей идеологической работы.

Поскольку к ведению Союза мы предлагаем отнести установление Основных начал культурного строительства Союза ССР и союзных республик, определять в Конституции СССР компетенцию местных Советов нецелесообразно. Тем самым будет, во-первых, расширена компетенция союзных республик, во-вторых, каждая из них, исходя из Основных начал, сумеет лучше отразить в своей Конституции, а затем и в Положениях о местных Советах национальные черты и различия, которые особенно проявляются в области культурного строительства.

Глава 2. Органы управления культурой в Российской Федерации

2.1. Обязанности государства в области культуры

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ. Программы утверждаются Верховным Советом Российской Федерации и публикуются. Верховный Совет Российской Федерации ежегодно рассматривает отчет Правительства Российской Федерации о ходе выполнения программ[12].

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества);

стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы;

осуществлять бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости принимать долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры;

способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений.

Органы государственной власти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами сохранения и развития культуры.

Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.

В целях создания благоприятных условий для их развития органы государственной власти и управления могут вводить квоты и таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства, лицензирование и в соответствии с налоговым законодательством дифференцированные ставки налогообложения при их распространении.

Государство ответственно за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, брать особо значимые их них на государственный учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, законодательно регулирует права и обязанности владельцев.

Органы государственной власти и управления ведают всей официальной статистикой культуры в Российской Федерации, обязаны обеспечить ее достоверность, своевременность и открытость.

2.2. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314[13] образовано Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, с передачей ему функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства культуры Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, преобразуемой Федеральной архивной службы России, а также по вопросам межнациональных отношений.

Как следует из постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 157[14], Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.

Положение "О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 289.[15]

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения; положение о национальном фильме; положение о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию; единые правила и условия учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации; порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда Российской Федерации, а также деятельности музеев в Российской Федерации; порядок выдачи разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий; правила и условия деятельности государственных, муниципальных и других архивов Российской Федерации; правила информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов архивов Российской Федерации; перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел; нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Структурными подразделениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации являются департаменты (до пяти) по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

2.3. Проект федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)"

Федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 годы)" разработана Министерством культуры Российской Федерации и Федеральной архивной службой Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2000 года № 764-р.

Государственным заказчиком-координатором Программы определено Министерство культуры Российской Федерации, государственным заказчиком подпрограмм "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" и "Кинематография России" - Министерство культуры Российской Федерации, государственным заказчиком подпрограммы "Архивы России" - Федеральная архивная служба Российской Федерации.

Федеральная целевая программа включает в себя три подпрограммы[16]:

I. "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России", состоящая из 9 разделов: "Искусство России", "Цирковое искусство России", "Культурное наследие России", "Библиотеки России", "Профессиональное образование и выявление и поддержка молодых дарований", "Культурные основы федерализма, региональной и национальной политики", "Модернизация материальной базы, технического и технологического оснащения организаций культуры", "Комплексные целевые проекты", "Правовое, научное и информационное обеспечение мероприятий подпрограммы";

II. "Кинематография России";

III. "Архивы России".

Федеральная целевая программа разработана как продолжение реализовывавшихся в 1993-1999 годах федеральных целевых программ в сфере культуры.

Предпринятые в 1993-1999 годах усилия в рамках федеральных целевых программ "Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации (1993-1995 годы)", пролонгированной на 1996 год и "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)" позволили в целом замедлить нарастание кризисных явлений в российской культуре. За эти годы сохранена система учреждений и организаций культуры и искусства, поддерживалось развитие художественного процесса и культурного обмена внутри страны.

Удалось сохранить многие памятники истории и культуры, остановить процесс закрытия и перепрофилирования государственных учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений в сфере культуры, оказать поддержку в создании и становлении национально-культурных центров, в реализации региональных программ сохранения и развития культуры и искусства. Формирование и поддержка системы традиционных общероссийских акций (Дни славянской письменности и культуры, Международный чеховский театральный фестиваль, конкурс имени П.И.Чайковского, Московский международный кинофестиваль, конкурс артистов балета, фестивали национальных культур, подготовка и проведение празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина) позволили, до некоторой степени, преодолеть тенденции к культурной изоляции отдельных регионов, сохранить общероссийское культурное пространство.

Однако, так и не удалось решить ряд задач, предусмотренных программами, прежде всего в связи с недостаточным финансированием из средств федерального бюджета в предыдущие годы, что снижало их эффективность и целостность, уменьшало значимость программного метода государственного регулирования культурных процессов, обедняло культурную жизнь страны.

В условиях становления рыночных отношений и демократизации общества накопленный культурный потенциал требует радикальной модернизации, на осуществление которой и направлена настоящая Программа.

В Программе обозначены стратегические цели государственной политики в сфере культуры[17]:

1. сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни и культурных инноваций;

2. обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

3. формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешные преобразования российского общества.

Программа, будучи важнейшим механизмом реализации политики Российской Федерации в области культуры, призвана обеспечить социально-психологические и личностные предпосылки для установления нового общественного договора.

Отсюда вытекают основные задачи, на решение которых направлена Программа:

- гарантированная поддержка государством развития профессионального творчества, участия граждан в культурной жизни страны, профессионального художественного образования;

- сохранение культурного наследия России и его эффективное использование;

- усиление роли деятелей культуры и ее институтов в решении важнейших социально-политических задач: укрепление институтов гражданского общества, формирование социально активной личности, защита социально уязвимых категорий и групп граждан;

- формирование и укрепление материальной и информационной инфраструктуры единого культурного пространства страны.

Данные задачи в рамках осуществления государственной политики в области культуры решаются программно-целевыми средствами и посредством устойчивого текущего финансирования из федерального бюджета расходов на осуществление деятельности базовых учреждений культуры и архивных учреждений (музеи, библиотеки, театры, консерватории и другие учебные заведения в сфере культуры и т.д.). Предполагаемое Программой последовательное расширение сферы применения программно-целевых и контрактных методов финансирования для отдельных категорий учреждений культуры будет сочетаться со сметными формами. В первую очередь это относится к музеям, архивам и библиотекам, хранящим неисчерпаемые богатства национального культурного наследия.

Программа сформирована таким образом, что основные усилия по расширению сферы применения программно-целевых и контрактных форм государственной поддержки культуры сосредоточены именно на тех направлениях, где этот метод позволяет достичь наибольшего эффекта в сохранении и развитии отечественной культуры.

Заключение

Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения Российской Федерации в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями.

Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.

Органы государственной власти и управления Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Федерации и согласованию с Верховным Советом Российской Федерации. Культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правомочия по владению, пользованию, распоряжению особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации изменяются исключительно решениями Верховного Совета Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, согласованному с субъектами Федерации и иными собственниками.

Решение принимается на основании заключений независимых экспертных комиссий с учетом: интересов целостности исторически сложившихся коллекций и других собраний, условий их хранения, наибольшей доступности для граждан Российской Федерации, происхождения объекта.

Целостность общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов, порядок их сохранения, функционирования и развития обеспечиваются государством.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 2002.

2.     Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изм. и доп. от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г.)

3.     Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. N 837 "Об утверждении подпрограммы "Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002-2005 годы)" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)"

4.     Приказ Минкультуры РФ от 22 января 2002 г. N 92 "О вопросах реализации мероприятий подпрограммы "Кинематография России" Федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)" в 2002 году"

5.     Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2000 г. N 764-р О проекте федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".

6.     Концепция развития культуры и искусства РФ. М.: Министерство культуры РФ, 1996 – 16 с.

7.     Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945

8.     Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 157 "Вопросы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации" (с изменениями от 17 июня 2004 г., 26 января, 13 августа 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 15. Ст. 1449

9.     Положение о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (с изменениями от 26 января 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 25. Ст. 2571

10.      О государственной политике в области культуры и туризма. Доклад Министерства культуры и туризма Правительства РФ. М.: Министерство культуры РФ, 1992. – 85 с.

11.      О национально-культурной автономии. - Федеральный закон. М.: Совет Федерации, 1996. – 20 с.

12.      О федеральной целевой программе “Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.). “Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 1996 г. No715. M. 1996. - 115 с.

13.      Культурная политика в современном обществе (Сб. научных трудов). М.: Российский институт искусствознания, 1992. – 271 с.

14.      Лихачев Д.С. Декларация в защиту прав культуры. //Российский обозреватель. 1996 /4. – с. 13-14

15.      Теоретические основания культурной политики (Сб. научных трудов РИК). М. 1993.

16.      XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет, т. III. M., Госполитиздат, 1962.

17.      Щемелева О.В. Перестройка управления в области культуры. В сб.: «Органы советского государственного управления в современный период». Под ред. Ю. М. Козлова. М., Изд. «Юридическая литература», 1964.

18.   Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 41, стр. 336, 337.

19.  Рaшидов Ш. Интернациональное воспитание советских людей. «Ком­мунист»,1965, № 18, стр. 23.

20.      Денисов А.И. Конституционные вопросы дальнейшего раз­вития Советов. В сб.: «Советы депутатов трудящихся в период развернутого строительства коммунизма». Под ред. Ф. И. Калинычева. М., Изд. ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1961.

21.      Григорян Л.А. Советы — органы власти и народного самоуправления. М., Изд. «Юридическая литература», 1965.


[1] XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет, т. III. M., Госполитиздат, 1962, стр. 325.

[2] 24 декабря 1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (см.: «Ведомости Верховного Совета СССР», 1959, № 1, ст. 5), который, несмотря на обнаружившиеся некоторые недостатки, сыграл положительную роль. Но это только первый шаг.

[3] См.:О.В. Щемелева. Перестройка управления в области культуры. В сб.: «Органы советского государственного управления в современный период». Под ред. Ю. М. Козлова. М., Изд. «Юридическая литература», 1964, стр. 160, 161.

[4] См.: О. В. Щемелева, ук. статья, стр. 168, 169.

[5] См.: XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет, т. III, стр. 314.

[6] В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 41, стр. 336, 337.

[7] См.: Ш. Рaшидов. Интернациональное воспитание советских людей. «Ком­мунист»,1965, № 18, стр. 23.

[8] См. подробнее: А. И. Денисов. Конституционные вопросы дальнейшего раз­вития Советов. В сб.: «Советы депутатов трудящихся в период развернутого строительства коммунизма». Под ред. Ф. И. Калинычева. М., Изд. ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1961, стр. 134.

[9] Там же, стр. 134.

[10] Л.А. Григорян. Советы — органы власти и народного самоуправления. М., Изд. «Юридическая литература», 1965, стр. 85, 86.

[11] Там же, стр. 87.

[12] Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)

[13] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945

[14] Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 157 "Вопросы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации" (с изменениями от 17 июня 2004 г., 26 января, 13 августа 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 15. Ст. 1449

[15] Положение о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (с изменениями от 26 января 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 25. Ст. 2571

[16] Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2000 г. N 764-р О проекте федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".

[17] Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2000 г. N 764-р О проекте федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".