Федеральное агентство по образованию Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Региональная кафедра бухгалтерского учета, аудита и статистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Статистика»

На тему

«Статистические методы анализа финансовых результатов деятельности предприятий»

Вариант № 21

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Специальность: Финансы и кредит

Группа: 4 (вечер)

№ зачетной книжки:

Руководитель: Резяпова А.А.

Уфа

2005

Оглавление

1.                 

Введение

3

2.                 

Теоретическая часть

*                     

Показатели финансовых результатов предприятия

4

*                     

Прибыль – важнейший показатель финансового состояния предприятия

4

*                     

Рентабельность

9

*                     

Факторный анализ прибыли предприятия

11

*                     

Факторный анализ рентабельности

12

3.                 

Расчетная часть

14

4.                 

Аналитическая часть

26

5.                 

Заключение

35

6.                 

Список использованной литературы

36

Введение

Статистика финансов предприятия изучает количественные характеристики денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий. С помощью статистики финансовых результатов деятельности предприятий изучается тенденция развития, исследуется влияние различных факторов на финансовые результаты, обосновываются планы и управленческие решения, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается стратегия его развития.

Получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности.

В современных условиях развития экономики важное место занимают статистические методы анализа финансовых результатов деятельности предприятий, так как статистические методы раскрывают ряд вопросов, связанных с прибыльностью и рентабельностью деятельности предприятия, а также наличием и оборачиваемостью основных и оборотных средств. Рассматривается факторный анализ, влияние различных факторов на показатели финансовых результатов деятельности предприятия.

В расчетной части курсовой работы рассматриваются задачи, связанные с затратами на производство и прибылью от продажи продукции. Задачи помогают более глубоко рассмотреть взаимосвязь между такими признаками, как затраты на производство и прибыль.

Аналитическая часть работы раскрывает финансовые результаты, показатели прибыли и рентабельности на примере деятельности отдельной фирмы в динамике за четыре квартала 2004 года.

Для автоматизированного статистического анализа данных в работе использовалась прикладная программа MS Excel.

Теоретическая часть

1.     Показатели финансовых результатов предприятий

Основными статистическими показателями, позволяющими оценить финансовое положение отраслей экономики и образующих их коммерческих организаций, т.е. организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются: выручка от реализации, прибыль, рентабельность, наличие и оборачиваемость оборотных активов.

Финансовая деятельность предприятий всех видов, в том числе и малых, характеризуется рядом важных показателей.

Финансовые ресурсы - это денежные средства предприятия (собственные и привлеченные), находящиеся в его распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат для производства.

Выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг представляет собой важный индикатор финансовой деятельности предприятий, который является  одним из основных при принятии финансовых решений. Значение показателя определяется тем, что он показывает стоимость реализации продукции (оказанных услуг) – объем основного источника финансовых ресурсов в действующих организациях.

При проведении экономико-статистического анализа следует иметь в виду, что финансовым ресурсом организации является выручка от реализации, уменьшенная на величину Налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов.

2.     Прибыль – важнейший показатель финансового состояния предприятия

Ключевым показателем финансового состояния предприятия, характеризующим конечные результаты торгово-производственного процесса, является прибыль в форме денежных накоплений, представляющих собой разность между доходами от деятельности предприятия и расходами на её осуществление. Прибыль – один из основных источников доходов федерального и местного бюджетов, основная цель предпринимательской деятельности. При стабильных ценах динамика прибыли отражает изменение эффективности производства. От размера полученной прибыли зависит финансовое положение предприятия, возможность формирования фондов развития производства и социальной защиты, материального поощрения работников.

Прибылью характеризуется абсолютный эффект, или конечный результат хозяйственной деятельности предприятий всех видов. При этом используется система показателей прибыли (убытка), существенно различающихся по величине, экономическому содержанию, функциональному назначению. Базой для всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Для целей налогообложения определяется расчетный показатель валовая прибыль, а на её основе – прибыль, облагаемая налогом, т.е. облагаемая прибыль. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью предприятия.

Балансовая прибыль (убыток) – конечный результат деятельности предприятия, отражаемая в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учета; в валюту баланса она не входит. Она рассчитывается суммированием прибыли от реализации продуктов (товаров, работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов (расходов) от внереализационных операций:

Пб = Пр + Ппр + П внер  , где

Пб  - балансовая прибыль (убыток),

Пр – прибыль от реализации продукции (работ и услуг),

Ппр – прибыль от прочей реализации, включающей реализацию основных фондов и другого имущества, нематериальных активов, ценных бумаг и т.п.

Пвнер – прибыль (доход) от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, долевое участие в деятельности других предприятий и др.). Здесь вполне возможен как положительный результат (+), так и отрицательный (—) даже при благоприятных итогах работы.

Основная, преобладающая часть балансовой прибыли, - это прибыль от реализации готовой продукции, сдачи заказчиком выполненных работ и услуг.

На основе балансовой прибыли определяется валовая прибыль. Валовая прибыль в отличие от балансовой не отражается в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учета. Это расчетный показатель, специально определяемый для целей налогообложения.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разность между выручкой от реализации и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время в хозяйственной практике используются показатель чистой прибыли предприятия.

Доходы от внереализационных операций включают доходы от долевого участия  в деятельности других организаций, дивиденды и доходы по акциям, доходы от сдачи имущества в аренду, полученные пени, штрафы, неустойки, средства, полученные безвозмездно от других предприятий и т.д.

Расходы, вызванные внереализационными операциями, включают судебные и арбитражные издержки, уплаченные пени, штрафы, неустойки, убытки от хищений, виновники которых не обнаружены и не установлены, и т.д.  Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций при положительном его значении прибавляется к сумме результатов от реализации продукции, работ и услуг, а также иного имущества, а при отрицательном – вычитается.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции:

Пр =∑(p – z)q, где

p – цена единицы продукции;

z – Затраты на производство единицы продукции;

q – Объем продукции.

Валовая прибыль может совпадать с балансовой, но иногда отличается от нее. Расхождения возникают при реализации основных фондов и много имущества; реализации продукции по цене не выше её себестоимости; учете финансовых результатов деятельности подсобного сельского хозяйства. При определении валовой прибыли убытки, полученные от производства и реализации сельскохозяйственной продукции подсобного сельского хозяйства предприятия, в расчет не включается. Это значит, что валовая прибыль увеличивается на сумму убытков сельского хозяйства: при определении балансовой прибыли эти убытки были учтены (т. е. их вычли, балансовая прибыль стала меньше), но так как при налогообложении эти убытки не учитываются, то их следует прибавить. Во всех рассмотренных случаях должны применяться рыночные цены, действовавшие на момент выполнения сделки.

В условия рыночной экономики каждое предприятие (фирма) в своей стратегии ориентируется на получение максимальной прибыли. Общий принцип выбора следующий: фирма должна использовать такой производственный процесс, при котором экономические издержки производства будут наименьшими.

Облагаемая налогом прибыль – это прибыль, определяемая для целей налогообложения. Для ее исчисления валовая прибыль уменьшается на сумму налоговых льгот, предоставляемых плательщикам, а также увеличивается (уменьшается) на суммы доходов (затрат), установленных законодательством.

При распределении ее производятся отчисления в бюджет в виде различных налогов и сборов. Основными налогами, взимаемыми с организации в бюджет, являются: налог на имущество, налог на прибыль, плата за право пользования недрами, земельный налог, специальный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, транспортный налог, экспортные таможенные пошлины, импортные таможенные пошлины, подоходный налог с физических лиц и прочие налоги.

Чистая прибыль – это прибыль, определенная как разница между балансовой прибылью и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

Нераспределенная прибыль – та часть балансовой прибыли, которая после использования последней в отчетном году на уплату налогов и другие платежи в бюджет остается в распоряжении организации и используется в следующем за отчетным году для стимулирования работников и финансирования затрат по созданию нового имущества, приобретения основных фондов, накопления оборотных средств, выплаты дивидендов акционерам, приобретения акций, облигаций и иных ценных бумаг других организаций, на благотворительные нужды и т.п. За счет нераспределенной прибыли осуществляются также платежи по основному долгу банка и уплата банковских процентов сверх ставок, установленных законодательством, оплата банковских процентов по ссудам, полученным на приобретение основных средств и нематериальных активов, а также по просроченным и отсроченным ссудам.

Рост прибыли достигается, прежде всего, за счет увеличения объема произведенной и соответственно реализованной продукции и снижения ее себестоимости.

3.     Рентабельность

Наряду с абсолютным показателем – объем прибыли – статистика широко применяет относительный показатель – рентабельность, который позволяет в общем виде охарактеризовать прибыльность работы организаций. Этот показатель представляет собой результат действия различных экономических процессов – изменения объема производства, производительности труда, снижения себестоимости продукции и является важнейшим индикатором оценки финансово-экономической эффективности работы и уровня окупаемости производимых затрат.

В качестве показателя рентабельности чаще всего рассчитывается общая рентабельность или, как ее еще называют, рентабельность организации, а также рентабельность реализованной продукции и рентабельность капитала.

Показатель общей рентабельности рассчитывается путем деления величины балансовой прибыли на среднегодовую стоимость производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств, выражается в процентах и вычисляется по формуле

Rоб = Пбал / Ф * 100%, где

Rоб – уровень общей рентабельности

Пбал – величина балансовой прибыли за период

Ф – средняя годовая стоимость основных производственных фондов, нематериальных активов за тот же период

По экономическому содержанию показатель общей рентабельности характеризует величину прибыли, получаемой на 1 руб. средне годовой стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как оно характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг).

Если исчисленное значение Rоб больше 100%, предприятие считается рентабельным, если меньше – убыточным, если равно 100% - безубыточным.

Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь, повышения производительности труда.

При стабильных ценах, по которым реализуется продукция, рост рентабельности продукции означает повышение эффективности производства, улучшение использования материальных и трудовых ресурсов, снижение потерь.

Рентабельность реализованной продукции определяется делением величины прибыли от реализации продукции, выражается в процентах и рассчитывается по формуле

RРП = ПРП / Z * 100%

ПРП – прибыль от реализации продукции (работ, услуг)

Z – затраты на производство продукции (полная ее себестоимость)

Рентабельность продукции рассчитывают как по отдельным видам, так и по всей реализованной продукции в целом.

Рентабельность капитала характеризует деловую активность предприятия в финансовом отношении и измеряется посредством показателя общей оборачиваемости капитала:

Ок = В / К

В – выручка от реализации продукции

К – капитал предприятия

Общая оборачиваемость капитала характеризует число кругооборотов имущества предприятия за определенный период или показывает объем выручки от реализации продукции, приходящийся на 1 руб. капитала предприятия. Увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на 1 руб.  имущества предприятия, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньше капитала.

Общая оборачиваемость капитала может увеличиться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции.

4.     Факторный анализ прибыли предприятия

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и полной себестоимостью

Пр = ∑ qp — ∑ qz

∑ qp – стоимость реализованной продукции, работ и услуг

∑ qz – полные утраты на производство продукции

Ведущее место в изучении прибыли от реализации продукции, работ и услуг отводится факторному анализу.

Факторами, влияющими на изменение прибыли от реализации продукции, являются цены, себестоимость, объем и структура реализованной продукции.

Роль каждого фактора можно определить с помощью индексного метода.

Абсолютный размер прибыли определяется как разность между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство. Абсолютный прирост прибыли определяется:

Δпр = (∑p1q1 – ∑z1q1) – (∑p0q0 – ∑z0q0), где

р1, р0 – цена за единицу продукции в отчетном и базисном периодах.

z1, z0 – себестоимость единицы продукции в отчетном и базисном периодах.

q1, q0 – количество продукции в отчетном и базисном периодах.

Абсолютный прирост прибыли определяется за счет четырех факторов:

1)        цен

2)        себестоимости

3)        объема

4)        структуры реализованной продукции

Прирост прибыли за счет изменения цен определяется как разность между выручкой от реализации продукции отчетного периода и объема реализованной в отчетном периоде продукции, рассчитанной по ценам базисного периода:

Δпр (р) = ∑ p1q1 – ∑ p0q1

Прирост прибыли за счет изменения себестоимости определяется как разность между объемом реализованной в отчетном периоде продукции, пересчитанной по себестоимости базисного периода, и фактической себестоимостью этой продукции:

Δпр (s) = ∑z0q1 – ∑p1z1

Влияние изменения объема реализованной продукции на прибыль определяется сравнением прибыли базисного периода от фактической реализованной продукции, пересчитанной по ценам и себестоимости базисного периода:

(∑p0q1 – ∑z0q1) – (∑p0q0 – ∑z0q0)

Прирост прибыли в результате изменения объема реализации содержит и ту её часть, которая образуется за счет структурных сдвигов в ассортименте продукции. Рассчитывают её следующим образом:

(∑П0q1 / ∑p0q1 -∑П0q0 / ∑p0q0) * ∑ p0q1,                   

где П = p – z.

Таким образом, отклонение суммы прибыли от реализации продукции можно рассматривать как результат изменения четырех вышеназванных факторов.

5.     Факторный анализ рентабельности

Относительные изменения среднего уровня рентабельности продукции определяется системой индексов: переменного и постоянного состава и структурных сдвигов.

          r1            ∑r1S1           ∑r0S0              ∑r1d1

Yr =        =              :                =                 , где

                r0               ∑S1             ∑S0                 ∑r0d0

r1 и r0 – рентабельность отдельных видов продукции в отчетном и базисном периодах.

S1 и S0 – затраты на производство и реализацию продукции в отчетном и базисном периодах

d1 и d0 – удельный вес затрат на производство отдельных видов продукции в общем объеме в отчетном и базисном периодах.

Индекс переменного состава равен индексу постоянного состава умноженного на индекс структурных сдвигов

Yr = Yy * Yd

Индекс постоянного состава:

          ∑r1S1   ∑r0S1         ∑r1d1

Yy =           :           =             

                ∑S1           ∑S1           ∑r0d1

Индекс структурных сдвигов:

          ∑r0S1   ∑r0S0         ∑r0d1

Yd =            :          =             

                ∑S1           ∑S0           ∑r0d0

Абсолютное изменение среднего уровня рентабельности продукции

Δr = ∑ r1d1 – ∑r0d0

Изменение средней рентабельности за счет факторов

а) рентабельности отдельных видов продукции

Δr (r) = ∑ r1d1 – ∑r0d1

б) структуры затрат на производство и реализацию продукции

Δr (d) = ∑ r0d1 – ∑r0d0

За счет двух факторов

Δr = Δr (r) + Δr (d).

Расчетная часть

Для анализа финансовых результатов деятельности предприятий одной из отраслей экономики произведена  10%-ная механическая выборка, в результате которой получены следующие данные млн. руб.

№ предприятия

Затраты на производство и реализация продукции

Прибыль от продаж

1

25,2

4,4

2

46,3

3,7

3

15,4

5,7

4

18,5

5,9

5

27,1

4,9

6

27,5

5,6

7

32,0

6,1

8

29,0

5,2

9

61,4

3,7

10

53,8

3,5

11

50,5

4,6

12

49,9

3,5

13

28,5

5,3

14

41,4

5,1

15

32,7

6,2

16

38,1

4,5

17

48,3

4,2

18

38,3

4,7

19

29,8

5,5

20

34,3

3,8

21

21,3

6,9

22

40,0

6,1

23

35,2

4,0

24

33,4

6,3

25

24,2

7,7

26

31,6

6,0

27

42,1

6,0

28

33,8

5,0

29

32,6

6,1

30

18,6

5,8

Задание 1. Признак – затраты на производство и реализацию продукции. Число групп – пять

Построим ранжированный ряд

№ предприятия

Затраты на производство и реализация продукции

Прибыль от продаж

№ группы

3

15,4

5,7

1

4

18,5

5,9

1

30

18,6

5,8

1

21

21,3

6,9

1

25

24,2

7,7

1

1

25,2

4,4

2

5

27,1

4,9

2

6

27,5

5,6

2

13

28,5

5,3

2

8

29,0

5,2

2

19

29,8

5,5

2

26

31,6

6,0

2

7

32,0

6,1

2

29

32,6

6,1

2

15

32,7

6,2

2

24

33,4

6,3

2

28

33,8

5,0

3

20

34,3

3,8

3

23

35,2

4,0

3

16

38,1

4,5

3

18

38,3

4,7

3

22

40,0

6,1

3

14

41,4

5,1

3

27

42,1

6,0

3

2

46,3

3,7

4

17

48,3

4,2

4

12

49,9

3,5

4

11

50,5

4,6

4

10

53,8

3,5

5

9

61,4

3,7

5

Итого

1040,8

156,0

_

х = ∑х / n

_

х = 1040,8 / 30 = 34,69

Образуем пять групп

Интервал:

iy = (ymax – ymin)/n

iy = (61,4 – 15,4)/5 = 9,2

1 группа: 15,4 – 24,6

2 группа: 24,6 – 33,8

3 группа: 33,8 – 43,0

4 группа: 43,0 – 52,2

5 группа: 52,2 – 61,4

Аналитическая группировка

№ группы

Группы пердприятий по затратам на производство и реализацию продукции

№ предприятия

Затраты на производство и реализацию продукции

прибыль

1

15,4 - 24,6

3

15,4

5,7

4

18,5

5,9

30

18,6

5,8

21

21,3

6,9

25

24,2

7,7

Итого по группе

 

5

98,0

32,0

2

24,6 - 33,8

1

25,2

4,4

5

27,1

4,9

6

27,5

5,6

13

28,5

5,3

8

29,0

5,2

19

29,8

5,5

26

31,6

6,0

7

32,0

6,1

29

32,6

6,1

15

32,7

6,2

24

33,4

6,3

Итого по группе

 

11

329,4

61,6

3

33,8 - 43,0

28

33,8

5,0

20

34,3

3,8

23

35,2

4,0

16

38,1

4,5

18

38,3

4,7

22

40,0

6,1

14

41,4

5,1

27

42,1

6,0

Итого по группе

 

8

303,2

39,2

4

43,0 - 52,2

2

46,3

3,7

17

48,3

4,2

12

49,9

3,5

11

50,5

4,6

Итого по группе

 

4

195,0

16,0

5

52,2 - 61,4

10

53,8

3,5

9

61,4

3,7

Итого по группе

 

2

115,2

7,2

Итого

 

30

1040,8

156,0

Интервальный ряд распределения

№ группы

Группы предприятий

Число предприятий

 

Накопленная частота

В абсолютном выражении

В относительных единицах

1

15,4 - 24,6

5

16,67

5

2

24,6 - 33,8

11

36,67

16

3

33,8 - 43,0

8

26,67

24

4

43,0 - 52,2

4

13,33

28

5

52,2 - 61,4

2

6,67

30

Итого

 

30

100,00

 

Построим графики полученного ряда распределения

Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения

Xi (Группы предприятий)

f (Число предприятий)

Середина интервала

Xi * f

Xi - X

(Xi - X)2

(Xi - X)2 * f

1

5

20,0

100,0

-14,41

207,74

1038,72

2

11

29,2

321,2

-5,21

27,18

298,97

3

8

38,4

307,2

3,99

15,89

127,15

4

4

47,6

190,4

13,19

173,89

695,55

5

2

56,8

113,6

22,39

501,16

1002,33

 Итого

30

192,0

1032,4

19,93

925,87

3162,71

Средняя арифметическая

_

х = ∑х*f / ∑f

_

х = 1032,4 / 30 = 34,41

Дисперсия

σ2 = ∑(хi - х)2 * f / ∑f

σ2 = 3162,71 / 30 = 105,42

Среднее квадратическое отклонение

 

σ = √ ∑(хi - х)2 * f / ∑f

 

σ = √ 105,42 = 10,27

Коэффициент вариации

            _

V = σ / х *100%

V = 10,27 / 34,41 * 100% = 29,8%

Средняя арифметическая, вычисленная по не сгруппированным данным по формуле средней арифметической простой отличается от этого же показателя, но по сгруппированным данным, так как во втором вычислении использовались не исходные данные, а серединные интервалы.

Предприятия достаточно однородны по признаку затраты на производство и реализацию продукции, так как коэффициент вариации равен 29,8%

Задание 2. Связь между признаками – затраты на производство и реализацию продукции и прибыль от продажи.

Корреляционная таблица

Затраты на производство и реализация продукции (х)

Прибыль от продаж (у)

х2

у2

ху

у(х)

15,4

5,7

237,16

32,49

87,78

6,39

18,5

5,9

342,25

34,81

109,15

6,20

18,6

5,8

345,96

33,64

107,88

6,19

21,3

6,9

453,69

47,61

146,97

6,02

24,2

7,7

585,64

59,29

186,34

5,85

25,2

4,4

635,04

19,36

110,88

5,78

27,1

4,9

734,41

24,01

132,79

5,67

27,5

5,6

756,25

31,36

154,00

5,64

28,5

5,3

812,25

28,09

151,05

5,58

29,0

5,2

841,00

27,04

150,80

5,55

29,8

5,5

888,04

30,25

163,90

5,50

31,6

6,0

998,56

36,00

189,60

5,39

32,0

6,1

1024,00

37,21

195,20

5,37

32,6

6,1

1062,76

37,21

198,86

5,33

32,7

6,2

1069,29

38,44

202,74

5,32

33,4

6,3

1115,56

39,69

210,42

5,28

33,8

5,0

1142,44

25,00

169,00

5,26

34,3

3,8

1176,49

14,44

130,34

5,22

35,2

4,0

1239,04

16,00

140,80

5,17

38,1

4,5

1451,61

20,25

171,45

4,99

38,3

4,7

1466,89

22,09

180,01

4,98

40,0

6,1

1600,00

37,21

244,00

4,87

41,4

5,1

1713,96

26,01

211,14

4,79

42,1

6,0

1772,41

36,00

252,60

4,74

46,3

3,7

2143,69

13,69

171,31

4,49

48,3

4,2

2332,89

17,64

202,86

4,36

49,9

3,5

2490,01

12,25

174,65

4,26

50,5

4,6

2550,25

21,16

232,30

4,23

53,8

3,5

2894,44

12,25

188,30

4,02

61,4

3,7

3769,96

13,69

227,18

3,56

1040,8

156,0

39645,94

844,18

5194,30

156,0

(х-х)

(х-х)2

-19,01

361,51

-15,91

253,23

-15,81

250,06

-13,11

171,96

-10,21

104,31

-9,21

84,89

-7,31

53,48

-6,91

47,79

-5,91

34,97

-5,41

29,30

-4,61

21,28

-2,81

7,91

-2,41

5,82

-1,81

3,29

-1,71

2,94

-1,01

1,03

-0,61

0,38

-0,11

0,01

0,79

0,62

3,69

13,59

3,89

15,11

5,59

31,21

6,99

48,81

7,69

59,08

11,89

141,29

13,89

192,84

15,49

239,84

16,09

258,78

19,39

375,84

26,99

728,28

8,40

3539,47

y(x) = a0 + a1x

a0 = (∑ y ∑ x2 – ∑ xy ∑ x) / (n ∑x2 – (∑x)2)

a0 = (156,00 * 39645,94 – 5194,3 * 1040,80)/(30 * 39645,94 – 1040,802) = 7,3368

a1 = (n ∑ xy – ∑ y ∑ x) / (n ∑x2 – (∑х)2)

a1 = (30 * 5194,30 – 156,00 * 1040,80) / (30 * 39645,94 – 1040,802) = - 0,0616

y(x) = 7,3368 + (-0,0616) x

Корреляционное поле

Линейный коэффициент корреляции

r = (∑ xy – ∑ x ∑ y / n) / √ ((∑ x2 – (∑ x)2 / n) * (∑ y2 – (∑ y)2 n))

r = (5194,30–1040,80*156,00/30)/√(39645,94–1040,802/30)*(844,18–1562/30) r = - 0,6379

Коэффициент корреляции равен – 0,6379, что свидетельствует о наличии слабой обратной корреляционной связи

Прибыль от продаж не значительно зависит от затрат на производство и реализацию продукции.

Коэффициент детерминации

η2 = δ2 / σ2

δ2 = ∑(хi - х)2 * f / ∑f

δ2 = 3162,71 / 30 = 105,42

σ2 = ∑ (хi - х)2 / n

σ2 = 3539,47 / 30 = 117,98

η2 = 105,42 / 117,98 = 0,0449 или 4,49%

Показывает, что прибыль от деятельности фирмы на 4,49% зависит от затрат на производство, а на 95,51% от других факторов.

Эмпирическое корреляционное отношение.

η = √η2    = 0,2119

Что свидетельствует о незначительном влиянии затрат на производство и реализацию продукции на величину прибыли.

Задание 3. С вероятностью 0,954 определить:

*            Ошибку выборки средней суммы затрат на производство и реализацию продукции и границы, в которых она будет находиться в генеральной совокупности.

*            Ошибку выборки доли предприятий с затратами на производство и реализацию продукции 43 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

1) Ошибка выборки средней суммы затрат на производство и реализацию продукции

Δх = t * √σ2 / n * (1 – n / N)   ;   n / N = 0,1, так как выборка 10%-ая

Δх = 2 * √105,42 / 30 * (1 – 0,1) = 3,557

2) Границы, в которых будет находиться средняя сумма затрат на производство и реализацию продукции в генеральной совокупности

_            _    _

x – Δх ≤ x ≤ x + Δх

                            _

34,41 – 3,557 ≤ x ≤ 34,41 + 3,557

               _

30,857 ≤ x ≤ 37,970

3) Ошибку выборки доли предприятий с затратами на производство и реализацию продукции 43 млн. руб. и более

предприятий с затратами на производство и реализацию продукции 43 млн. руб. и более –  6

ω = 6/30 = 0,2

 

Δω = t √(ω * (1 – ω) / n * (1 – n/N))

 

Δω = 2 √0,2 * 0,8 * 0,9 / 30  = 0,1386 или 13,86%

4) границы, в которых будет находиться генеральная доля.

ω – Δω ≤ р ≤ ω + Δω

20 – 13,86 ≤ р ≤ 20 + 13,86

6,14 ≤ 20 ≤ 33,86

С вероятностью 0,954 ошибка выборки средней суммы затрат на производство и реализацию продукции составит 3,3661 млн. руб. Средние затраты на производство и реализацию продукции в генеральной совокупности находятся в интервале от 30,7439 млн. руб. до 37,4761 млн. руб.

Ошибка доли выборки предприятий с затратами на производство 43 млн. и более составит 13,86%, доля предприятий с затратами на производство 43 млн. руб. и более будет находиться в пределах  от  6,14 до 33,86

Задание 4. Имеются следующие данные  о финансовых результатах деятельности  малых предприятий области:

Отрасль экономики

Численность работников, чел.

Прибыль отчетного периода, млн. руб.

Изменение прибыли в расчете на одного работника в отчетном периоде по сравнению с базисным, %

Базисный период

Отчетный период

Строительство

13676

13213

792,8

90

Транспорт

1052

866

56,4

105

Розничная торговля

6312

5781

166,8

110

Определить:

1.     Уровень производства прибыли на одного работника в отраслях экономики в базисном и отчетном периодах.

2.     Отраслевую структуру численности работников малого бизнеса в каждом периоде.

3.     Общие индексы динамики прибыли в расчете на одного работника по трем отраслям в целом:

*    Переменного состава

*    Фиксированного состава

*    Структурных сдвигов

4.     Абсолютное изменение суммы прибыли в расчете на одного работника вследствие изменения этого фактора по каждой отрасли и структурных изменений в численности работников.

Сделайте выводы.

1.

Прибыль на одного работника:

В отчетном периоде

Пр1 = П/Т * 1000, где

П – прибыль отчетного периода, млн. руб.

Т – численность работников, чел.

В базисном периоде

Пр0 = Пр1 * 100% / ΔПр, где

ΔПр – Изменение прибыли в расчете на одного работника в отчетном периоде по сравнению с базисным, %

Отрасль экономики

Численность работников, чел.

Прибыль отчетного периода, млн. руб.

Изменение прибыли в расчете на одного работника в отчетном периоде по сравнению с базисным, %

Прибыль на одного работника в отчетном периоде тыс. руб.

Прибыль на одного работни-ка в базисном периоде тыс. руб.

Базис-ный период

Отчетный период

Строитель-ство

13676

13213

792,8

90%

60,002

66,668

Транспорт

1052

866

56,4

105%

65,127

62,026

Розничная торговля

6312

5781

166,8

110%

28,853

26,230

2.

Отраслевая структура численности работников

d = T / ∑ T, где

d – доля работников в каждой отрасли

Отрасль экономики

Численность работников, чел.

Доля работников в каждой отрасли

Базисный период

Отчетный период

Базисный период

Отчетный период

Строительство

13676

13213

0,65

0,67

Транспорт

1052

866

0,05

0,04

Розничная торговля

6312

5781

0,30

0,29

21040

19860

1,00

1,00

3.

*    Переменного состава

Iпс = ∑ Пр1 d1 / ∑ Пр0 d0 = (60,002 * 0,67 + 65,127 * 0,04 + 28,853 * 0,29) / (66,668 * 0,65 + 62,026 * 0,05 + 26,230 * 0,3) = 0,942 или 94,2%

*    Фиксированного состава

Iфс = ∑ Пр1 d1 / ∑ Пр0 d1 = (60,002 * 0,67 + 65,127 * 0,04 + 28,853 * 0,29) / (66,668 * 0,67 + 62,026 * 0,04 + 26,230 * 0,29) = 0,935 или 93,5%

*    Структурных сдвигов

Iстр = ∑ Пр0 d1 / ∑ Пр0 d0 = (66,668 * 0,67 + 62,026 * 0,04 + 26,230 * 0,29) / (66,668 * 0,65 + 62,026 * 0,05 + 26,230 * 0,3) = 1,007 или 100,7%

Iпс = Iфс * Iстр = 0,935 * 1,007 = 0,942

Прибыль в отчетном периоде снизилась на 5,8%. Уменьшение прибыли произошло в основном из-за снижения показателя прибыли на одного работника в отрасли Строительство. Изменение отраслевой структуры повлияло незначительно.

4.

ΔПd Пd = ∑ Пр1 d1 –  ∑ Пр0 d0

ΔПd Пd = (60,002 * 0,67 + 65,127 * 0,04 + 28,853 * 0,29) – (66,668 * 0,65 + 62,026 * 0,05 + 26,230 * 0,3) = - 3,147 (тыс. руб.)

ΔП Пd = ∑ Пр1 d1 –  ∑ Пр0 d1 ΔП Пd = (60,002 * 0,67 + 65,127 * 0,04 + 28,853 * 0,29) – (66,668 * 0,67 + 62,026 * 0,04 + 26,230 * 0,29) = -3,537 (тыс. руб.)

Δd Пd = ∑ Пр0 d1 –  ∑ Пр0 d0

Δd Пd = (66,668 * 0,67 + 62,026 * 0,04 + 26,230 * 0,29) – (66,668 * 0,65 + 62,026 * 0,05 + 26,230 * 0,3) = 0,390

Δ Пd = ΔП Пd + Δd Пd

Δ Пd = -3,537 + 0,390 = - 3,147

В отчетном периоде прибыль на одного работника уменьшилась по сравнению с базисным на 3147 руб. Снижение произошло за счет уменьшения прибыли на одного работника в самой крупной отрасли – строительстве. За счет снижения прибыли на одного работника показатель уменьшился 3537 руб. Положительно сказалось изменение в отраслевой структуре. Увеличение прибыли за счет изменения отраслевой структуры составило 390 руб.

Аналитическая часть

Рассмотрим финансовые результаты деятельности предприятия, обеспечивающего продуктами питания детские сады и школы города.

Известны следующие показатели деятельности за 2004 год.

Показатели (тыс.руб.)

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Выручка от обычных видов деятельности

3328

3963

3944

7791

Себестоимость проданных товаров

2581

3053

3159

6163

Коммерческие расходы

566

704

606

1363

Внереализационные доходы

125

131

113

141

Внереализационные расходы

121

124

109

135

Средняя стоимость основных фондов

180

180

180

180

Уставный капитал

10

10

10

10

Для анализа деятельности фирмы рассчитаем следующие показатели:

Валовая прибыль

Пв = В – С

В – выручка от обычных видов деятельности

С – себестоимость проданных товаров

Прибыль (убыток) от реализации

Пр = Пв – К

К – Коммерческие расходы

Результат от внереализационных видов деятельности

Пвнер = Двнер – Рвнер

Двнер – Внереализационные доходы

Рвнер – Внереализационные расходы

Балансовая прибыль

Пб = Пр + Пвнер

Чистая прибыль

Пч = Пб – Н

Н – налог на прибыль (Составляет 24%)

Rоб = Пб / Ф * 100%, где

Rоб – уровень общей рентабельности

Пб – величина балансовой прибыли за период

Ф – средняя годовая стоимость основных производственных фондов, нематериальных активов за тот же период

RРП = ПР / Z * 100%

Z – затраты на производство продукции (полная ее себестоимость)

Z = С + К

Рентабельность капитала

Ок = В / Р

В – выручка от реализации продукции

Р – капитал предприятия

Р = Пч + УК

УК – Уставный капитал

Показатели (тыс.руб.)

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Выручка от обычных видов деятельности

3328

3963

3944

7791

Себестоимость проданных товаров

2581

3053

3159

6163

Валовая прибыль

747

910

785

1628

Коммерческие расходы

566

704

606

1363

Полная себестоимость

3147

3757

3765

7526

Прибыль (убыток) от реализации

181

206

179

265

Внереализационные доходы

125

131

113

141

Внереализационные расходы

121

124

109

135

Результат от внереализационных видов

4

7

4

6

Прибыль до налогообложения

185

213

183

271

Текущий налог на прибыль

44

51

44

65

Чистая прибыль

141

162

139

206

Средняя стоимость основных фондов

180

180

180

180

Уставный капитал

10

10

10

10

Капитал предприятия

151

172

149

216

Общая рентабельность (%)

102,78

118,33

101,67

150,56

Рентабельность реализованной продукции

5,75

5,48

4,75

3,52

Рентабельность капитала

22,10

23,06

26,46

36,08

Валовая прибыль, прибыль от реализации, чистая прибыль, а также общая рентабельность во втором квартале по сравнению с первым увеличиваются. В третьем квартале все эти показатели снижаются, В четвертом – значения показателей достигают максимального значения.

Такая динамика показателей объяснятся тем, что в первом квартале продолжительные школьные каникулы, следовательно, объемы продаж снижаются. Во втором квартале объем продаж увеличивается. В третьем квартале объем  продаж уменьшается, так как начинаются летние школьные каникулы. В четвертом квартале появились дополнительные точки сбыта продукции, с этим связано резкое увеличение значений признаков.

Однако происходит снижение рентабельности продукции, это связано с тем, что цены фирма менять не имеет право, а себестоимость продукции увеличивается, повышаются также расходы на перевозку грузов и так далее.

Рентабельность капитала увеличивается. Следовательно, увеличивается объем выручки от реализации, приходящийся на один рубль капитала предприятия.

Факторный анализ прибыли и рентабельности рассмотрим на примере трех видов продукции в динамике за август и сентябрь 2005 года.

Продукция

Объем продаж (кг)

Стоимость (руб.)

Себестоимость (руб.)

август

сентябрь

август

сентябрь

август

сентябрь

Мясо

7000

11000

95,10

94,00

76,00

74,00

Сахар

16000

20000

18,40

18,10

15,60

15,50

Мука

11000

15000

11,30

10,40

8,40

8,20

Пр = ∑ qp — ∑ qz

∑ qp – стоимость реализованной продукции, работ и услуг

∑ qz – полные утраты на производство продукции

Продукция

Сумма продаж

Общая себестоимость

август

сентябрь

август

сентябрь

Мясо

665700

1034000

532000

814000

Сахар

294400

362000

249600

310000

Мука

124300

156000

92400

123000

Сумма

1084400

1552000

874000

1247000

Пр0 = ∑ q0p0 — ∑ q0z0

Пр0 = 1084400 – 874000 = 2104000

Пр1 = ∑ q1p1 — ∑ q1z1

Пр1 = 1552000 – 1247000 = 305000

Абсолютный прирост прибыли определяется:

Δпр = (∑p1q1 – ∑z1q1) – (∑p0q0 – ∑z0q0)

р1, р0 – цена за единицу продукции в отчетном и базисном периодах.

z1, z0 – себестоимость единицы продукции в отчетном и базисном периодах.

q1, q0 – количество продукции в отчетном и базисном периодах

Δпр = 305000 – 210400 = 94600 руб.

Прирост прибыли за счет изменения цен

Δпр (р) = ∑ p1q1 – ∑ p0q1

Δпр (р) = (94,11 * 11000 + 18,1 * 20000 + 10,4 * 15000) – (95,1 * 11000 + 18,4 * 20000 + 11,3 * 15000) = - 31600 руб.

Прирост прибыли за счет изменения себестоимости

Δпр (s) = ∑z0q1 – ∑p1z1

Δпр (s) = (76 * 11000 + 15,6 * 20000 + 8,4 * 15000) – (74 * 11000 + 15,5 * 20000 + 8,2 * 15000) = 27000 руб.

Влияние изменения объема реализованной продукции на прибыль

(∑p0q1 – ∑z0q1) – (∑p0q0 – ∑z0q0) =

= (1583600 – 1274000) – (1084400 – 874000) = 99200 руб.

Δпр = - 31600 + 27000 + 99200 = 94600

структурные сдвиги в ассортименте продукции

(∑П0q1 / ∑p0q1 -∑П0q0 / ∑p0q0) * ∑ p0q1,                   

где П = p – z.

Продукция

Стоимость в августе

Себестоимость в августе

Прибыль на единицу продукции

Мясо

95,10

76,00

19,1

Сахар

18,40

15,60

2,8

Мука

11,30

8,40

2,9

((19,1*11000+2,8*20000+2,9*15000)/(95,1*11000+18,4*20000+11,3*15000)-—(19,1*7000+2,8*16000+2,9*11000)/(95,1*7000+18,4*16000+11,3*11000))* * (95,1*11000+18,4*20000+11,3*15000) = 2343,05 руб.

В сентябре прибыль от реализации продукции увеличилась на 94600 руб. Повышение уровня прибыли произошло за счет таких факторов, как снижение себестоимости (прибыль увеличилась на 27000 руб.), а также за чет увеличения объема продаж (прирост прибыли составил 94600 руб., в том числе за счет структурных сдвигов в ассортименте продукции – на 2343,05 руб.).Отрицательное влияние на рост прибыли сказался фактор изменения цен. За счет снижения цен на продукцию прибыль уменьшилась на  31600руб.

Рентабельность реализованной продукции

rp = ∑(p – z) * q / ∑zq

Продукция

Объем продаж (кг)

Стоимость (руб.)

Себестоимость (руб.)

Рентабельность продукции %

VIII

IX

VIII

IX

VIII

IX

VIII

IX

Мясо

7000

11000

95,10

94,00

76,00

74,00

25,13

27,03

Сахар

16000

20000

18,40

18,10

15,60

15,50

17,95

16,77

Мука

11000

15000

11,30

10,40

8,40

8,20

34,52

26,83

Продукция

Общая себестоимость

Удельный вес затрат на производство продукции

август

сентябрь

август

сентябрь

Мясо

532000

814000

0,6087

0,6528

Сахар

249600

310000

0,2856

0,2486

Мука

92400

123000

0,1057

0,0986

Сумма

874000

1247000

1

1

Индекс структурных сдвигов

          r1            ∑r1S1           ∑r0S0              ∑r1d1

Yr =        =              :                =                 , где

                r0               ∑S1             ∑S0                 ∑r0d0

r1 и r0 – рентабельность отдельных видов продукции в отчетном и базисном периодах.

S1 и S0 – затраты на производство и реализацию продукции в отчетном и базисном периодах

d1 и d0 – удельный вес затрат на производство отдельных видов продукции в общем объеме в отчетном и базисном периодах.

Yr = (27,03 * 0,6528 + 16,77 * 0,2486 + 26,83 * 0,098) / (25,13 * 0,6087 + + 17,95 * 0,2856 + 34,52 * 0,1057) = 1,016 или 101,6%

Индекс постоянного состава:

          ∑r1S1   ∑r0S1         ∑r1d1

Yy =           :           =             

                ∑S1           ∑S1           ∑r0d1

Yy = (27,03 * 0,6528 + 16,77 * 0,2486 + 26,83 * 0,098) / (25,13 * 0,6528 + + 17,95 * 0,2486 + 34,52 * 0,0986) = 1,008 или 100,8%

Индекс структурных сдвигов:

          ∑r0S1   ∑r0S0         ∑r0d1

Yd =            :          =             

                ∑S1           ∑S0           ∑r0d0

Yd = (25,13 * 0,6528 + 17,95 * 0,2486 + 34,52 * 0,098) / (25,13 * 0,6087 + + 17,95 * 0,2856 + 34,52 * 0,1057) = 1,008 или 100,8%

Yr = Yy * Yd = 1,008 * 1,008 = 1,016

Рентабельность продукции увеличилась на 1,16%. За счет изменения в структуре продукции рентабельность повысилась на 0,8%, а за счет повышения рентабельности отдельных видов продукции – также на 0,8%

Абсолютное изменение среднего уровня рентабельности

Δr = ∑ r1d1 – ∑r0d0

Δr = (27,03 * 0,6528 + 16,77 * 0,2486 + 26,83 * 0,098) – (25,13 * 0,6087 + + 17,95 * 0,2856 + 34,52 * 0,1057) = 0,385

Изменение за счет рентабельности отдельных видов продукции

Δr (r) = ∑ r1d1 – ∑r0d1

Δr (r) = (27,03 * 0,6528 + 16,77 * 0,2486 + 26,83 * 0,098) / (25,13 * 0,6528 + + 17,95 * 0,2486 + 34,52 * 0,0986) = 0,186

Изменение за счет структуры затрат на производство и реализацию продукции

Δr (d) = ∑ r0d1 – ∑r0d0

Δr (d) = (25,13 * 0,6528 + 17,95 * 0,2486 + 34,52 * 0,098) – (25,13 * 0,6087 + + 17,95 * 0,2856 + 34,52 * 0,1057) = 0,199

За счет двух факторов

Δr = Δr (r) + Δr (d)

Δr = 0,186 + 0,199 = 0,385

Рентабельность изменилась на 0,385%, в том числе за счет изменения факторов: рентабельности отдельных видов продукции – на 0,186%, структуры затрат на производство – на 0,199%

Заключение

В условиях рыночной экономики, когда развитие предприятий и организаций осуществляется в основном за счет собственных средств, важное значение имеет устойчивое финансовое состояние, которое характеризуется системой показателей. Основными из них являются прибыль и рентабельность.

Ключевым показателем финансового состояния предприятия, характеризующим конечные результаты торгово-производственного процесса, является прибыль в форме денежных накоплений, представляющих собой разность между доходами от деятельности предприятия и расходами на ее осуществление. Прибыль – один из основных источников доходов бюджета, основная цель предпринимательской деятельности.

Рентабельность позволяет в общем виде охарактеризовать прибыльность работы организаций. Этот показатель представляет собой результат действия различных экономических процессов.

Анализируя показатели прибыли и рентабельности, статистика дает не только общую оценку их размера, но и характеризует их изменение под влиянием отдельных факторов.

Факторный анализ позволяет учесть влияние различных факторов на финансовые результаты деятельности предприятий. Такая оценка деятельности фирмы дает возможность делать прогнозы на дальнейшую перспективу развития, а также влиять на те факторы, которые снижают показатели прибыли и рентабельности.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами статистических исследований. Исследование финансовых результатов необходим каждому, кто участвует в принятии решений или дает рекомендации по их принятию или испытывает на себе их последствия.

Список использованной литературы

1.     Гусаров В.М.: Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА 2001.– 463 с.

2.     Статистика финансов: Учебник / Под редакцией профессора В.Н. Салина. С78-М.: Финансы и статистика, 2000. – 816 с.: ил

3.     Экономическая статистика 2-е издание дополнительное. Учебник под редакцией Ю.Н. Иванова – М.: ИНФРА-М, 2000 – 480с.

4.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., переработанное и дополненное – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 688 с.

5.     Гусаров В.М. Теория статистики: Учебн. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 247 с.

6.     Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов / под ред. В.М. Симчеры / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ»,  1999. – 259 с.

7.     Бухгалтерская отчетность ООО «Трейд-Юниверс»