Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1.Сущность и структура рынка труда________________________ 5

1.1. Сущность рынка труда_____________________________________________________ 5

1.2. Структура рынка труда___________________________________________________ 16

Глава 2. Развитие рынка труда в 2003-2005 г.г.____________________ 27

Заключение___________________________________________________ 30

Список литературы____________________________________________ 32

Введение

Становление рынка труда актуальная задача трансформации социально-экономических отношений. Здесь происходят наиболее глубинные изменения в ходе преобразования централизованного планового хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику, затрагивающие интересы всех субъектов этих отношений. Поэтому эти изменения носят болезненный характер.

Важной задачей является раскрытие современного содержания понятий «труд», «рабочая сила». Труд— вечное условие жизни. Однако на протяжении исторического развития общества он претерпевает постоянные количественные и качественные изменения. Накапливаясь, они ведут к более глубоким преобразованиям, знаменующим рождение новых типов социально-трудовых отношений. Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений должна привести к становлению новой системы этих отношений, где товарный обмен способностей к труду на основе социального партнерства должен стать одной из главных ее доминант.

Опираясь на достижения мировой экономической мысли и практики, отечественной экономической науке, предстоит разработка новых теоретических концепций рынка труда. Трудность здесь заключается в том, что одни и те же категории, понятия отражали (и отражают сейчас) в значительной степени разную социально-экономическую сущность охватываемых ими явлений, а также в неприятии значительной частью населения рыночных отношений в их стихийной форме. Становление рыночных отношений в России сопровождается большой дифференциацией доходов населения, не связанной с трудовым вкладом, нарушением основополагающих прав человека, в том числе права на труд, зафиксированных Конституцией РФ, в Конвенциях Международной организации труда (МОТ), международных соглашениях и конференциях по социальным вопросам.

Задачи данной работы— дать представление о рынке труда как динамичной системе, первоосновой которой выступают отношения спроса и предложения, найма (распределения) рабочей силы и обмена ее на жизненные средства (реальную зарплату); раскрыть механизм ее действия и факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы, ее мобильность и развитие.[1]

Объект изучения: рынок труда

Предмет изучения: рынок труда и механизм его функционирования

Для раскрытия поставленной цели рассмотрим ряд следующих задач:

­         Рассмотреть сущность рынка труда,

­         Привести структуру рынка труда,

­         Проанализировать оценку и перспективы развития рынка труда в России.

Глава 1.Сущность и структура рынка труда

1.1. Сущность рынка труда

 

Теория рыночной экономики рассматривает рынок труда в системе рынков экономических ресурсов (факторов). Вместе с тем важно учитывать, что труд обладает существенным отличиями от других экономических ресурсов. Это обусловлено психологическими, социальными и политическими аспектами трудовой деятельности, которые предопределяют особую роль рынка труда в системе социальных отношений и особое внимание, которое уделяется ему со стороны государства.

Важнейший компонент рынка труда — механизм его функционирования, иногда принимаемый за сам рынок труда. Но это далеко не так, ибо он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.

Механизм рынка труда — это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Его структура включает: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.[2]

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы - с другой.  Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключайся в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Рынку труда свойственны следующие характеристики. Рынок труда — это: во-первых, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; во-вторых, — место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; в-третьих, с позиций предприятий, — поле взаимоотношений отдельного предприятия и его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:

1)Информационная, т. е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

2)Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могут обмениваться результатами своего труда.

3) Стимулирование эффективного хозяйствования рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.

С помощью механизма равновесных цен:

а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.

4)Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.

5)Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

6)Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.[3]

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение (П), охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос (С) как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда (рис. 1).

На представленном рисунке та часть, которая образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд (УС). Непересекающиеся части соответствуют текущему рынку:

ТР=СР-УС,

где СР — совокупный рынок труда;

ТР — текущий рынок труда.

Конъюнктура рынка — это соотношение спроса и предложения во всех составляющих структуры рынка труда.

Конъюнктура рынка труда зависит от: состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства, уровня развития технической базы; благосостояния (уровень доходов населения, в том числе душевого); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных); Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экологические и другие факторы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры рынка труда:

1)  трудодефицитная, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

2) трудоизбыточная, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;

3) равновесная, при которой спрос на труд соответствует его предложению.

Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает перелив работников между предприятиями и секторами экономики.

Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция — неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Например, чисто конкурентный рынок располагает большим количеством покупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда. Здесь свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.

Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура.

Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателя и наемных работников на рынке труда.[4][5]

Роль государства в регулировании процессов, происходящих на рынке труда

Государство с момента возникновения этого политического института выполняло, выполняет и несомненно будет выполнять до тех пор, пока сохранится сам этот институт, определенные хозяйственные функции. Важнейшая из них— разработка и задание определенных «рамочных правил игры» и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда (рынок рабочей силы).

Отказавшись в процессе перехода к новым формам хозяйствования от тотального огосударствления, от планово-распределительной системы, государство, особенно если провозглашает себя социальным, не может и не должно уходить с рынка. Ни в одной стране с развитой рыночной экономикой государство никогда своих регулирующих функций не ослабляло. Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»:

*               государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;

*               государственная политика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества. В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:

*               разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

*               правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

*               разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;

*               создание государственной службы занятости населения.

Конкретные меры, формирующие содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Среди этих мер существенное место принадлежит: созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержке трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; содействию развития способностей к производительному, творческому труду.

В соответствии с принятыми правовыми основами регулирования государством положения на рынке труда оно призвано:

*               обеспечивать социальную защиту в области занятости населения;

*               проведение специальных мероприятий, способствующих созданию условий для занятости граждан особо нуждающихся в специальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. К числу таких лиц относятся: инвалиды; граждане, имеющие родственников, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор; молодые люди, не имеющие профессии и впервые ищущие работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста имеют право выхода на пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; дети инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий (катастроф); лица, освобожденные из мест лишения свободы.

На государственные органы по труду и занятости возложено также предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Как видно из сказанного, регулирование процессов на рынке труда со стороны государства в соответствии с действующим законодательством направлено преимущественно на содействие занятости населения и предотвращение или сокращение безработицы. И это вполне правомерно и справедливо. Однако нельзя не признать, что меры государственного воздействия предпринимаются, когда, ситуация экстремальна (в случае массового высвобождения, в случае трудностей, испытываемых гражданами при трудоустройстве). Между тем обеспечение эффективного использования человеческих ресурсов и кадрового потенциала общества в меньшей степени сфер влияния государственных федеральных и региональных структур.

Проблемы эффективной занятости, в первую очередь, компетенция работодателей; за государством должны оставаться функции регулирования общих правил и контроль за соблюдением трудового законодательства со стороны работодателей. Однако в условиях переходного периода к рыночным формам хозяйствования, когда далеко не все законы разработаны или приведены в соответствие с новыми условиями, работодатели могут игнорировать некоторые положения законов и нормативных документов. Поэтому государство должно:

*               контролировать соблюдение государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда;

*               поддерживать необходимые уровни оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводства рабочей силы и положениями конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Российской Федерацией;

*               обеспечивать условия для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и нормального осуществления колдоговорных процессов согласования и регулирования социально-трудовых отношений.

Государство правомочно воздействовать на работодателей, если ими допускается нарушение трудовых контрактов, ущемление экономических и социальных интересов работников, ведущих к социальной напряженности и конфликтам, предупреждение и разрешение которых— прямая обязанность государства и его исполнительных органов.

Актуальной является задача защиты российского внутреннего рынка и восстановление весьма ослабленных в последние годы хозяйственных связей со странами Содружества независимых государств (СНГ), формирование единого экономического пространства на территории стран СНГ. Здесь роль государственных законодательных и исполнительных органов представляется несомненной. На этих органах лежит и необходимость разработки законодательных и нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в новых рыночных условиях, обеспечивающих справедливое вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, результативностью и одновременно повышающих ответственность наемных работников и работодателей всех форм собственности за выполнение договорных обязательств.[6]

В решении проблем предотвращения возникновения и сокращения масштабов безработицы немало роль наряду с государственными органами призваны играть негосударственные структуры.

В целях развития негосударственных служб занятости в конце 1995 г. созданы Координационный Совет «Программы развития негосударственных служб занятости России» и рабочая группа из представителей Минтруда, Федеральной службы занятости России (в то время еще самостоятельной государственной структуры), Федеральной миграционной службы. Комитета Российской Федерации по делам молодежи и др. государственных и общественных организаций.

За прошедшие годы Координационным Советом и рабочей группой сформирована информационная база данных по негосударственным службам занятости, работающим в регионах Российской Федерации, организованы стажировки в ведущих рекрутинговых фирмах Москвы и других городов России; изучался и пропагандировался опыт работы новых негосударственных служб занятости; развивались горизонтальные связи между негосударственными службами занятости и осуществлялись взаимовыгодные коммерческие и социальные проекты. Проведенные меры содействовали созданию объединений негосударственных служб занятости. Это Клубы профессионалов. Российская ассоциация рекрутинговых фирм. В настоящее время налажено взаимное информирование негосударственных служб занятости о состоянии рынков труда в регионах на основе единых методических подходов, ежемесячно Координационному Совету представляются сведения о положении дел на региональных рынках труда. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на территориальных уровнях (как правило, в административных центрах субъектов Российской Федерации) в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профсоюзов, объединений работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве и социальной защите. Негосударственные структуры содействия занятости населения нередко ведут свою работу специализированно с ориентацией на определенные контингенты лиц, ищущих работу. Так, общество занятости «Триза» (г. Москва) направляет свою деятельность на подбор по заявкам заинтересованных компаний и последующее трудоустройство высококвалифицированных специалистов немассовых профессий:

*               финансовых и банковских работников с высшим образованием и широким спектром сопутствующих знаний, свободно владеющих иностранными языками, знающих валютные операции;

*               опытных менеджеров и юристов;

*               секретарей-референтов со знанием русско-латинской машинописи, с хорошим знанием иностранного языка;

*               специалистов страхового дела.

Пресс-релиз, подготовленный «Тризой», содержит следующую характеристику ее устремлений и действий: «Объединяя усилия ведомств и организаций, фирм и агентов, заинтересованных в развитии услуг по трудоустройству граждан, в содействии максимальной реализации профессионального и творческого потенциала личности на производстве и в духовной жизни, создавая условия для обмена опытом работы в кадровом и управленческом консалтинге, в поиске, подборе и оценке, сертификации и тестировании персонала, составлении резюме, оказывая помощь студентам и выпускникам высших учебных заведений в адаптации к современному рынку кадров, объединяя профессионалов и специалистов-соискателей по клубному принципу для полнокровного отдыха и общения, выявляя и поощряя наиболее способных специалистов-соискателей, менеджеров по персоналу— организаторы «Клуба профессионалов» надеются быть полезными людям». Общество «Триза» реализует проект, одобренный Минтрудом России, Комитетом по делам молодежи и правительством Москвы, по организации «Клуба профессионалов» на изложенных в пресс-релизе началах. Его цель— создание новых условий для творческого общения специалистов и согласования их интересов с предпринимателями и работодателями. Подобные объединения, клубы по интересам функционируют и в других регионах России. В качестве форм привлечения на имеющиеся в регионах свободные рабочие места достаточно широко используются ярмарки вакансий, биржи труда и др. меры. Биржи труда, клубы ищущих работу, осуществляющие свою деятельность нередко как товарищества с ограниченной ответственностью и работающие при поддержке региональных органов по труду и занятости, играют наиболее существенную роль в трудоустройстве молодежи. Их цель — добиваться сдерживания темпов роста безработицы, способствовать достижению экономической самостоятельности молодежи и реализации ее права на труд. Организационные формы и направления деятельности негосударственных структур содействия занятости населения достаточно многообразны. Так, АО Финансовая межрегиональная корпорация «Исида» (Московская область), учредителями которой выступили Российский Союз помощи беженцам «Соотечественники», Научно-производственная корпорация «Ифро-Сервис» и физические лица, поставила целью своей деятельности участие в реализации «Программы по обустройству территории, созданию новых рабочих мест, закреплению беженцев, переселенцев и уволенных в запас военнослужащих по Московской области». По существу, это — неправительственная организация, решающая проблемы объединения финансовых, трудовых, земельных, производственных ресурсов различных организаций и ведомств на территории области для обустройства беженцев, переселенцев, создания новых рабочих мест, экономического возрождения Подмосковья, подъема жизненного уровня его населения. За несколько лет работы создана эффективная административно-производственная инфраструктура, позволяющая осуществлять намеченные планы с минимальными накладными расходами.

В адаптации российских женщин к рыночным условиям участвует созданная в 1994 г. Конфедерация деловых женщин России, в рамках которой осуществляются программы, ориентированные на подготовку женщин к активной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства. Одна из таких программ реализуется при участии Европейского Союза (проект ТАСИС). В соответствии с ней создано шесть обучающих и информационных центров для женщин в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Самаре и Томске. Центры стали базой для оказания помощи женщинам близлежащих территорий. Почти при всех региональных представительствах конфедерации работают юридические консультации, где бесплатно разъясняют, как подготовить проекты и грамотно начать самостоятельный бизнес.[7]

1.2. Структура рынка труда

В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяется разными признаками. В данной главе рынок труда рассматривается исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики указанных компонентов рассмотрим ниже:

Субъекты рынка труда— это наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники — это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства -- менеджеру профессиональной подготовке, что может стать предметом самостоятельного анализа.

Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся — профсоюзы. В большинстве стран они создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

Второй компонент — юридические нормы и экономические программы Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д.

Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Безработица и социальные выплати, связанные с ней, — четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.

Рыночная инфраструктура (пятый компонент) — это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основной элемент инфраструктуры рынка труда -государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.[8]

Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.[9]

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.

Спрос на труд определяется прежде всего предельным продуктом, создаваемым трудом, уровнем технической оснащенности производства, а также соотношением стоимости труда и машин. В последнем случае либо низкая заработная плата не стимулирует применение машин, либо замещающие труд машины не отличаются высоким техническим уровнем и достаточной экономической эффективностью. Спрос на рабочую силу, как и предложение, претерпевает изменения. В одних случаях это вызвано изменениями в структуре потребления товаров и услуг, а значит, и в структуре рабочих мест, в других — появлением новых видов производств с соответствующими профессиями, в третьих — угасанием и отмиранием целых отраслей и видов производств.

В результате ситуация на рынке труда характеризуется наличием избыточного, готового к потреблению товара — рабочей силы, равно как и наличием значительного количества свободных рабочих мест, которые не могут быть заняты в силу неоднородности предлагаемой и потребной структуры рабочей силы. Это препятствие нельзя преодолеть ни с помощью заработной платы, ни путем наращивания совокупного спроса. Оттого, что оказались не у дел шахтеры или ткачи ввиду свертывания производства в соответствующих отраслях, невозможным представляется удовлетворение спроса, например, на операторов вычислительной техники. Решения данной проблемы, вернее, ее смягчения можно добиться с помощью проведения политики, стимулирующей гибкость рынка труда, которая достигается благодаря осуществлению целой системы мероприятий: переподготовке, переквалификации кадров, материальной поддержке, выдаче пособий и подъемных, четкой работе бирж труда, совершенной системе информации.

Предложение труда зависит от численности населения, его половозрастной структуры, среднего количества рабочих часов в неделю, уровня квалификации и качества рабочей силы, культуры, религии, национальных традиций. Предложение рабочей силы постоянно изменяется. На рынок труда впервые вступает молодежь, в него втягивается все большее число женщин. Одни находят работу, другие пребывают в ее поиске, третьи теряют надежду и оказываются вне состава рабочей силы.

От уровня заработной платы зависит предложение труда. Однако данная зависимость не столь прямолинейная и однозначная, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в одном случае повышение ставок заработной платы может вызвать наращивание предложения труда, в другом — сокращение. Это зависит от материального благополучия работника рис.4.

Рис.4. Спрос и предложение на рынке труда

 

Предложение труда увеличивается под воздействием эффекта замещения свободного времени рабочим временем. Согласно эффекту замещения, каждый час свободного времени работником оценивается как упущенная возможность получения дополнительного заработка. Это возникает при недостаточной насыщенности потребностей работника. Поэтому при повышении заработной платы работник стремится к выполнению большего объема работ, что находит отражение в нижней от точки К части кривой предложения рабочей силы, представленной на рис. 5.

Рис. 5 Проявление эффекта замещения и эффекта дохода на рынке труда

В то же время предложение труда может сокращаться, несмотря на рост ставок заработной платы. Такая ситуация возникает, когда на смену эффекту замещения приходит эффект дохода. Эффект дохода начинает действовать в условиях, когда достигается высокая степень насыщения потребностей работника и ценность свободного времени ставится выше дополнительного дохода. С достижением определенного уровня достатка связано изменение отношения к свободному времени. Если раньше оно рассматривалось как потеря потенциальной возможности получения дополнительного дохода, то теперь оно приобретает повышенную ценность в качестве досуга, когда человек думает не о материальном достатке (это уже достигнуто), а об удовлетворении своих потребностей, связанных с запросами и элементами самореализации личности вне сферы основной трудовой деятельности.

Данное поведение работника отражено на рис. 4. в верхней части от точки К кривой предложения рабочей силы.

Однако уровень заработной платы определяется не только экономическим интересом, но и этикой, менталитетом нации. В частности, сама переломная точка К между эффектом замещения и эффектом дохода во многом определяется тем, ориентируется ли человек на ценности потребительского общества, навязывающего в качестве наивысшей ценности деньги, богатство, материальный достаток, или общества, в котором превалируют духовные ценности, пребывание в гармонии с природой и отдается предпочтение принципу необходимой достаточности материального благосостояния.[10]

Динамика заработной платы оказывает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Зависимость последних от цены труда может быть выражена уже знакомым нам графиком, только объектом спроса и предложения теперь выступает количество труда, которое зависит от его цены, заработной платы (рис. 6).

При прочих равных условиях, чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число согласятся нанять работодатели (закон спроса). И с другой стороны, чем выше предлагаемая работодателями за выполнение определенного вида работ плата, тем большее число людей готовы заниматься такого вида работами (закон предложения). На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы – та заработная плата, при которой число людей, готовых заниматься определенной работой, и число имеющихся рабочих мест совпадают. Следует отметить, что наряду с заработной платой на выбор места работы оказывают влияние и такие факторы, как безопасность труда, его творческий характер, доброжелательная атмосфера, профессиональный рост, карьера.

В то же время дифференциация в оплате труда в зависимости от профессии играет немаловажную роль в ориентации лиц наемного труда на те рынки, где он хорошо оплачивается, где требуются специалисты с более высокой квалификацией. Для наглядности можно взять два специализированных рынка труда: шахтеров и операторов вычислительной техники.

Предположим, что на этих рынках установилось равновесие, которому соответствуют равновесные цены труда. Допустим также, что многие отрасли оснащены вычислительной техникой, тогда как часть шахт закрывается из-за неконкурентности угля по сравнению с другими энергоносителями. В первом случае предъявляется дополнительный и нарастающий спрос на операторов ЭВМ, во втором случае спрос на шахтеров сокращается. В результате изменившегося спроса на обоих специализированных рынках движение заработной платы происходит в противоположных направлениях: на рынке труда операторов она растет до уровня . , на рынке труда шахтеров она снижается до уровня  Это вынуждает рабочую силу уходить с шахтерского рынка труда на рынок операторов ЭВМ.

 рис а рис б

Рис. 6.Соотношение двух специализированных рынков в условиях свободного формирования заработной платы а – рынок труда операторов, б – рынок труда шахтеров

Однако это в теории все наглядно и просто, в действительности же возникает масса проблем с переквалификацией, изменением устоявшегося уклада жизни, возможным переездом. Поэтому для восстановления сбалансированности на этих двух специализированных рынках необходимо время, и немалое. И как бы велик ни был разрыв в оплате труда, в одночасье шахтер не станет оператором, если он вообще способен им стать. Следовательно, равновесие будет достигнуто только в течение длительного периода времени. Представление о большой дифференциации в уровнях заработной платы как о регуляторе рынка труда весьма упрощенное и не находит достаточных подтверждений в хозяйственной практике, хотя ею не следует полностью пренебрегать.

Знание рынка труда требует внимательного и тщательного изучения структурных сдвигов в трудовой деятельности, обусловленных тенденциями развития НТП и изменениями в общественном разделении труда Данные процессы находят свое проявление в быстрой смене видов трудовой деятельности. В настоящее время в индустриально развитых странах мира примерно 70% видов трудовой деятельности относятся к тем из них, которых вообще не было в начале века. Другими факторами, оказывающими существенное воздействие на рынок труда, является, с одной стороны, удлинение периода трудовой деятельности человека примерно в два раза, с другой – более позднее вступление в трудовую деятельность (с 16, 18 лет и даже 21 года), обусловленное увеличившимися сроками обучения и профессиональной подготовки. При этом, если раньше человеку приобретенной специальности хватало на всю оставшуюся жизнь, то в настоящее время он вынужден будет менять род занятий не менее как 2-3 раза за свою трудовую деятельность.

Наконец, необходимо заметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительскими и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходят как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.

Другим фактором, оказывающим влияние на эффективность дифференцирования рынка труда, является капитал. Дело в том, что далеко не всегда возможно и необходимо осуществлять миграционные потоки рабочей силы в отдаленные малонаселенные районы, тогда как можно попытаться приблизить рабочие места к безработным. Для этого в местах с избыточной рабочей силой необходимо создание благоприятного экономического климата для приложения капитала. С этой целью может быть использована целая система льгот и разных целевых субсидий. Поэтому проблема эффективного функционирования рынка труда выходит далеко за рамки института труда и становится общенациональной проблемой социально-экономического развития.

Следующий фактор, влияющий на гибкость рынка труда, – налоговая система. Подоходный налог и социальные взносы создают разницу между заработной платой после вычета налога, с одной стороны, и общими издержками работодателей на заработную плату – с другой. Увеличение или уменьшение этой разницы сказывается соответственно на возрастании или сокращении затрат предпринимателей, которые сопряжены с побуждением к миграции рабочей силы или смене профиля деятельности. По всей вероятности, высокие ставки подоходного налога и взносов предпринимателей снижают мобильность рабочей силы на рынке труда.

При анализе фактора труда, равно как и других факторов производства, с целью выявления условий успешного развития национальной экономики возникает проблема резерва рабочей силы. Точно так же, как требуются резервы производственных мощностей в качестве условия расширения объемов производства, в рыночной экономике необходимы в определенных масштабах свободные, незадействованные трудовые ресурсы, способные включиться в производственный процесс при увеличении спроса на тех или иных рынках товаров и услуг. Поэтому данный объективно обусловленный резерв рабочей силы отвечает реальным, естественным условиям рынка труда. Естественная норма безработицы – это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен.

 Глава 2. Развитие рынка труда в 2003-2005 г.г.

На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что на развитие рынка труда в 2003 - 2005 годах окажут воздействие следующие факторы:

1) увеличение в 2003 - 2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 млн. человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы. В 2003 году будет отмечаться максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста - на 674 тыс. человек, после чего он будет постоянно снижаться: в 2004 году составит 542 тыс. человек, в 2005 году - 258 тыс. человек, а после 2006 года начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста;

2) сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом. Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

3) профессиональный уровень значительной части работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;

4) недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;

5) сохранение высокого уровня неэффективной занятости;

6) недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса;

7) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы, недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;

8) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях;

9) наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока;

10) сохранение негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами;

11) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей.

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2003 - 2005 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.).

В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003 - 2005 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.[11]

Заключение

В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций: активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.

На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет ); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается): естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

Падение уровня жизни в России приводит к снижению потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:

1. Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения .

2. Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей.

3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).

Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги общедоступны.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны  стать борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

Список литературы

1.     Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации.Самара,2001.-80с.

2.     Боровик В., Похвощев В. Метаморфозы российского рынка труда //Федерализм. 2001. №3. С.99-124

3.     Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8.С.20-26.

4.     Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун 21 века. Основные тенденции // Труд за рубежом.2001.№2.С.3-27.

5.     Грачев М.: Современные тенденции формирования рынка труда в странах с развитой экономикой.//Вопросы экономики.1991 - №9

6.     Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002.-567с.

7.     Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.-861с.

8.     Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)

9.     Коровкин А.Г. Динамика и структура занятого населения России по полу // Проблемы прогнозирования.2003.№3.-С.6-22.

10.       Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1989.-120с.

11.       Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2001.-236с.

12.       Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н. - 450с.

13.       Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.1994 - 520с.Т. 2

14.       Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2002.№5.С.39-84.

15.       План действий правительства РФ по реализации в 2003 году программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004) // Internet: www.economy.gov.ru.

16.       Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике //Человек и труд.1999.№2.С.28-33, №3.С.48-52.

17.       Пчелинцев О.С. Двенадцать лет преобразований экономики России: правильно ли был поставлен диагноз? // Проблемы прогнозирования.2003.№3.С.6-22.

18.       Романовский Р. Рынок труда в России и его перспективы //Российский экономический журнал. -1995 - №9

19.       Рынок труда. Под общей ред. д.э.н.проф. Булакова В.С. и д.э.н.проф. Волгина Н.А. - Москва 1998.-445с.

20.       Рынок труда. Учебник. Под ред. Проф. В.С.Буланова и проф. Н.А.Волгина. - М.: «Экзамен»,2003.-448с.

21.       Сажина М. Рынки ресурсов // Российский экономический журнал. 1996,№4

22.       Семенов А. Механизмы управления процессом создания рабочих мест //Проблемы теории и практики управления. 2001. №5. С.76-81.

23.       Семенов А.С., Кузнецов С.Г. Взаимосвязь динамики занятости и важнейших макроэкономических показателей // Вопросы статистики.1999.№9.С.28-33.

24.       Синдяшкина П.О. Свободные руки // Экономика и жизнь.2003.№44.

25.       Сосновская Л.Н. Занятость населения в сфере услуг: перспективы равития и методы прогнозирования расчетов.Воронеж,1990.104с.

26.       Тенденции на рынке труда в 2001 году //Вопросы статистики. 2002. №9. С.3-16

27.       Фишер С. И др. Экономика М.-1998. - 310с.

28.       Экономика и социология. Серия «Учебники, учебные пособия». Под ред. Б.Ю.Сербиновского и В.А.Чуланова. Ростов-на-Дону, «Феникс»,1999. 320с.


[1] Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. Б.Д.Бреев; Н.А.Волгина. - М.: «Экзамен», 2003.

[2] Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс М.-1994.-520с. Т. 1. С.315.

[3] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.-861с.(С.298.)

[4] В.В.Адамчук, Ю.П.Кокин,  Р.А.Яковлев «Экономика труда» (Москва ЗАО «Финстатинформ» 1999.-492с.) С.66-71.

[5] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.-861с. (С. 302-304.)

[6] Булаков В.С.,Волгин Н.А. Рынок труда. Москва: 1998.-445с.(С.290-294.)

[7] Булаков В.С.,Волгин Н.А. Рынок труда. Москва: 1998.-445с. (С. 304-309.)

[8]А.С.Булатов Экономика 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство БЕК, 1999.-620с.(С.35-39.)

[9]А.С.Булатов Экономика 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство БЕК, 1999.-620с. (С. 40-44.)

[10] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.-861с. (С. 302-304.)

[11] Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)