Содержание

Введение_____________________________________________________ 2

1. Национальная экономика: цели развития______________________ 5

2. Национальная экономика: результаты функционирования_______ 9

3. Основной кругооборот продуктов и доходов национальной экономики      11

3.1. Национальный продукт и национальный доход_________________ 12

3.2. Валовой национальный продукт______________________________ 15

3.3. Валовой внутренний продукт________________________________ 16

4. Регулирование (перераспределение) доходов___________________ 17

Заключение_________________________________________________ 21

Литература__________________________________________________ 24

Введение

Выбор темы для данной работы обусловлен желанием понять механизм и принципы существования рыночной экономики, а также современной ситуацией в нашей российской экономике, где до сих пор действуют методы перераспределения доходов граждан и почти отсутствуют необходимые так методы привлечения иностранного капитала. Возможно это связано с большой нестабильностью экономической обстановки в нашей стране

 Начнем с базовых понятий, выведенных в название работы.

ПОТРЕБЛЕНИЕ — использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей. Различают производственное потребление — расходование, использование ресурсов в процессе производства и непроизводственное, конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей. Потребление представляет конечную стадию воспроизводственного цикла.[1]

СБЕРЕЖЕНИЯ, накопления — часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами.[2] (Райзберг Б.А. и др Современный экономический словарь, М, Инфра-М, 1997г.)

ИНВЕСТИЦИИ — долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения. Различают следующие виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников; иностранные — вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями; частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. Выделяют производственные инвестиции, направляемые на новое строительство, реконструкцию, расширенной техническое перевооружение действующих предприятий, и интеллектуальные, вкладываемые в создание интеллектуального, духовного продукта.

В процессе хозяйственной деятельности ее участники осуществляют капитальные вложения (капиталовложения, инвестиции). В России в капиталовложения включаются затраты на новое строительство, на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, затраты на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство.

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.

В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

 

1. Национальная экономика: цели развития

Как известно, экономика обладает внутренним механизмом, выводящим ее автоматически на устойчивое общее равновесие, а потому макроэкономику можно сравнить со здоровым человеческим организмом, который обладает способностью противостоять агрессивным влияниям внешней среды. болезнь в этом случае будет означать автоматическую реакцию организма в стремлении вернуться в прежнее устойчивое состояние. Точно так же и экономический организм испытывает постоянное воздействие внешних и, в некоторой степени, внутренних сил, которые не позволяют достичь абсолютно эффективной саморегуляции в краткосрочный период. Факторы, воздействующие на макроэкономический механизм саморегулирования, можно объединить в три группы.

Внешние факторы - природные или социальные катаклизмы, такие как засухи, землетрясения, наводнения, войны, неожиданный ввоз товара или валюты из-за границы или их вывоз.

Политические факторы - весь арсенал правительственного воздействия на экономику.

Побудительные факторы - те цели, к которым стремится общество в экономической области.

Для упрощения понимания сути вопроса В.Д.Камаев предлагает следующую аналогию: "Если представить макроэкономику в виде корабля, имеющего мощный двигатель с автоматическим регулированием давления в камерах сгорания и поступления топлива, то внешними факторами будут течения, волны, ветры; политическими факторами - рубка управления, из которой капитан управляет судном, а побудительными факторами - цели, к которым движется корабль."

Таким образом, мы можем уже в общем виде дать определение макроэкономическим целям.

Макроэкономические цели - задачи, стоящие перед обществом в экономической области и направленные на быстрейшее восстановление общего конкурентного равновесия с наименьшими потерями как в финансовом, так и в социальном отношении для своих граждан.

Благосостояние и процветание общества зависит от ряда факторов. В первую очередь это зависит от того, как много общество производит необходимых ее гражданам товаров и услуг и по каким ценам, все ли работают, кто желает работать; сколько товаров вывозится из страны и сколько ввозится; как обменивается национальная валюта на иностранную. В связи с этим мы можем выделить четыре основные макроэкономические задачи или цели и несколько целей второго порядка малости.

1. Стабильный рост национального объема производства, который предполагает, что выпуск ежегодно увеличивается на высокий процент, без резких замедлений, изменений, вызываемых стихийными катаклизмами и цикличностью производства.

2. Стабильный уровень цен. Предполагается, что цены устанавливаются на основе свободной рыночной конкуренции и не поднимаются слишком быстрыми темпами.

3. Высокий уровень занятости. Всякий, кто желает иметь специальность и работу по выбранной специальности, находит ее, получая в соответствии с тем продуктом, который создает, что исключает, естественно, обязательное закрепление работника за каким-либо предприятием.

4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Предполагается относительное равновесие между импортом и экспортом, складывающееся на основе свободной продажи на внутреннем рынке иностранных товаров и свободной продажи внутренних товаров на рынках других стран, стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран.

Кроме того: экономическая эффективность, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность нетрудоспособных.

Рассмотрев каждую из этих целей более подробно, мы видим что лишь некоторые цели поддаются достаточно точному количественному измерению, для большинства же других целей это либо крайне затруднительно, либо просто невозможно.

Так, например, стабильный рост национального объема производства, который является основным критерием результативности экономики, рассчитывается по вполне конкретным методикам (методике) и выводятся вполне конкретные числовые величины; уровень занятости также выражается конкретной цифрой (%-е отношение), тогда как такие цели как, например, экономическая свобода, в цифрах не выразишь.

Важной чертой макроэкономических целей является их взаимозависимость. Невозможно ставить перед обществом одновременно такие две цели, как снижение уровня безработицы ниже естественного и снижение уровня инфляции или сокращение объема производства и роста занятости. Известно, что безработица и инфляция тесно связаны друг с другом: чем выше безработица, тем меньше инфляция. В то же время между безработицей и объемом производства также существует четкая взаимосвязь - каждые два процента сокращения реального национального продукта ниже его естественного уровня приводят к увеличению безработицы на 1% выше ее естественного уровня. Эти взаимозависимости еще раз доказывают нам, что экономика стремится к состоянию равновесия. Поэтому цели, которые ставит перед собой общество в макроэкономике, должны быть увязаны между собой, а выбор общего курса требует тщательности и профессионализма.

 

2. Национальная экономика: результаты функционирования

 Для того чтобы охарактеризовать деятельность компании в текущем году, необходимо измерить доходы и расходы фирмы. Только обладая такой информацией, руководитель может оценить экономическое здоровье компании. Если дела компании идут хорошо, бухгалтерская информация может быть использована для того, что бы объяснить (проанализировать) причины успеха, если дела идут плохо, то бухгалтерские показатели могут быть использованы для установления непосредственных причин "болезни".

 Система национальных счетов делает то же самое для экономики в целом: она позволяет держать руку на экономическом пульсе страны. Различные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют нам измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Далее, сравнивая уровни национального дохода за определенный отрезок времени, мы можем построить кривую, характеризующую функционирование экономики в долгосрочной перспективе: ее подъем или спад отразится на показателем национального дохода. Наконец, информация, которую нам дают счета национального дохода, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики. Таким образом, статистика национального дохода является мощным средством экономического мышления и анализа.

 Обсуждение проблемы статистических методов учета национального дохода и национального продукта начинается с номинальных показателей, т.е. с показателей, рассчитанных в ценах, по которым товары и услуги фактически были проданы, т.к. информация поступает в номинальном выражении, и только после того, как произведен статистический учет этих данных, можно приступать к процессу их корректировки с учетом изменения цен.

Наиболее содержательной номинальной оценкой величины суммарного объема производства является валовой национальный продукт. Ключевую роль в определении валового национального продукта (далее - ВНП) играет понятие конечных товаров и услуг. С помощью показателя ВНП предпринимается попытка оценить общие результаты экономической деятельности каждой фирмы и отрасли и избежать при этом потерь и повторного счета. Для достижения поставленной цели необходимо обратить внимание на то, чтобы учитывались только товары и услуги, проданные конечным потребителям, т.е. группам лиц, которые будут использовать их либо для внутреннего потребления, либо для инвестиций, либо для осуществления государственных закупок, либо для экспорта. Промежуточные товары, которые приобретаются с целью их последующего использования в виде производственных ресурсов, не включаются в ВНП.

 Таким образом, ВНП представляет собой весьма точный и очень полезный показатель функционирования национальной экономики. Однако следует помнить, что он не является (и никогда таким не мыслился) показателем благосостояния общества. ВНП просто является измерителем годового объема ориентированной на рынок деятельности.

3. Основной кругооборот продуктов и доходов национальной экономики

Объектом изучения национальной экономики являются сводные обобщающие показатели по всему хозяйству, такие как, национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении.

Национальное богатство это совокупность природных ресурсов, созданных средств производства, материальных благ, ценностей, которыми располагает страна.

Основной кругооборот продуктов и доходов можно представить в виде схемы изображенной на рис.1.

Рисунок 1

В этой простой экономической системе семейные хозяйства тратят все получаемые ими доходы на приобрете­ние потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты семейным хозяйствам сразу же по окончании про­цесса их производства. Товары и ресурсы на диаграмме движутся по часовой стрелке, а соответствующие платежи движутся в противоположном направлении.

Процессы, показанные стрелками на рис. 1, мы называем потоками, поскольку эти процессы непрерывны и продолжительны. Потоки измеряются в единицах за период времени; например, в долларах в год, галлонах в ми­нуту, и т.д. Параметры потока — это параметры скорости, с которой происходит процесс.

3.1. Национальный продукт и национальный доход

Из всех потоков, показанных на рис. 1, два наиболее важных еще не раз будут привлекать наше внимание. Первый из них — это национальный продукт, оценка суммарной стоимости всех готовых товаров и ус­луг, произведенных в экономической системе.

Готовые товары и услуги — товары и услуги, которые либо уже проданы или готовы для продажи тем группам лиц, которые, в свою очередь, используют их либо для потребления, либо для инвестиций, либо для осуществления государственных закупок или для экспорта.  

Промежуточные товары, такие, например, как мука, закуп­ленная коммерческими пекарнями для изготовления хлеба, или сталь, приобретенная автомобильными заводами для производ­ства автомашин, не включаются в национальный продукт. Если включить эти товары в расчет национального продукта, то мы столкнемся с так называемым «двойным счетом». (Поскольку стоимость муки, использованной в коммерческой пекарне для выпечки хлеба, включается в цену хлеба, по которой осуществ­ляется его розничная продажа, то, следовательно учитывать стоимость муки, проданной пекарням на оптовом рынке, прибав­ляя ее затем к стоимости хлеба, проданного в розничной торгов­ле — значит, посчитать стоимость этой муки дважды).

Другой важнейший поток на рисунке 1. — это национальный доход, представляющий собой суммарный доход, полученный семейными хозяйствами, включая всю заработную плату, ренту, процентные выплаты и прибыль.

Национальный доход - исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года сово­купного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производ­ства (землей, трудом, капиталом, предпри­нимательством), Национальный доход страны равен валовому национальному продукту за вычетом амортизационных отчислений (износ основных средств) и косвенных налогов, С другой стороны, национальный доход можно определять как сумму всех доходов за год в виде за­работной платы, промышленной и тор­говой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты. Националь­ный доход представляет собой один из важнейших обобщающих показателей экономического развития страны.

В модели кругооборота национальный доход и национальный продукт равны. Для того, чтобы понять, почему это именно так, достаточно проследить кругооборот средств, перемещающихся «че­рез» рынки продуктов к фирмам, а затем, «через» рынки ресурсов к семейным хозяйствам. Когда фирмы получают платежи за товары и услуги, составляющие национальный продукт, они используют часть этих платежей, выдавая своим рабочим заработную плату и выплачивая ренту и процент владельцам ресурсов, использованных в произ­водстве. Эти выплаты, представляющие собой затраты на производство национального продукта, вмещают в себя весь объем национального дохода. То же, что остается у фирм после осуществления всех затрат, является при­былью, которая также считается частью национального дохода, потому что она заработана семейными хозяйства­ми, одновременно являющимися и собственниками фирм. Таким образом, как заработная плата, так и другие виды выплат за ресурсы, а также прибыль учитываются как суммы, полученные от продажи национального продукта, эти суммы целиком переходят к семейным хозяйствам.

Составляющие части кругооборота (как национальный до­ход, так и национальный продукт) могут быть измерены как ре­ально, так и номинально.

В экономической науке термин «номи­нальный» используется для обозначения любого количества, вы­раженного в ценах, которые не учитывают инфляцию, то есть, в ценах, по которым товары и услуги были фактически проданы.

Реальными же называются те оценки, в которых учитываются инфляционные эффекты и осуществлена соответствующая кор­ректировка.

Предположим, например, что в 1980 году фирмы получили 1 триллион долларов от продажи готовых товаров и услуг, а в 1990 году они получили уже 2 триллиона долларов. Однако, в то же время, за период с 1980 г., по1990.г„ цены всех то­варов и услуг удвоились и физическое количество проданных товаров осталось неизменным. В этом случае мы ска­жем, что номинальный национальный продукт, выраженный в «текущих» (current) долларах, вырос с 1 триллиона в 1980 году до 2 триллионов долларов в 1990 году. В то же время мы говорим, что реальный национальный продукт, выраженный в «постоянных» (constant) долларах, остается неизменным.

3.2. Валовой национальный продукт

Валовой национальный продукт (ВНП) — один из широко распространен­ных обобщающих макроэкономических показателей, представляющий исчислен­ную в рыночных ценах стоимость произ­веденного страной в течение года конеч­ного (готового) продукта. В ВНП вклю­чается стоимость продукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с ис­пользованием факторов производства, принадлежащих данной стране. ВНП мо­жет быть рассчитан методом суммирова­ния добавленных стоимостей, методами потока затрат и потока доходов. Если весь произведенный в стране продукт реали­зован, то есть продан и оплачен, то ВНП равен валовому национальному доходу. ВНП равен сумме чистого национально­го дохода (вновь созданной стоимости) и амортизационных отчислений на реновацию изношенных основных средств.

3.3. Валовой внутренний продукт

Валовой внутренний продукт— один из важнейших показате­лей, выражающий исчисленную в рыноч­ных ценах совокупную стоимость конеч­ного продукта (продукции, товаров и ус­луг), созданного в течение года внутри страны с использованием факторов про­изводства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

Сравнение стран по производству совокупного ВВП.

 За почти пять послевоенных десятилетий масштабы и географическая структура мировой экономики существенно изменились. В целом мировой ВВП за 46 лет возрос почти в 5.9 раза. Структура мировой экономики с точки зрения преобладания различных типов социально-экономических систем на первый взгляд практически не изменилась

Сравнение по производству ВВП на душу населения.

 На различия в изменениях структуры мирового ВВП влияют различия в динамике производства ВВП на душу населения в тех или иных странах, группах стран и регионах мира. Наряду с численностью населения величина ВВП на душу населения выступает важнейшим фактором, влияющим на динамику абсолютных размеров ВВП. При этом именно величина душевого производства ВВП используется в качестве показателя уровня экономического развития, а его изменение - в качестве наиболее точного показателя темпов экономического роста в долгосрочной перспективе.

 За последние 46 лет производство мирового ВВП на душу населения возросло в 2.5 раза.

4. Регулирование (перераспределение) доходов

Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп. работников.

Кроме того общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в "общественном" секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния.

Перераспределение доходов (переход от "функциональных" к "вертикальным") правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

- "трансфертные платежи", то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;

- "регулирование цен" на социально-важную продукцию;

- "индексацию" фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;

"обязательный минимум зарплаты" как базы оплаты груда на всех предприятиях;

"прогрессивное налогообложение" при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Изменения в системе налогообложения и процентной ставке - таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство. Налоги определяют размер реального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет размер "потребляемой" части дохода и, тем самым, величину действительного ("эффективного") спроса.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали "цена   зарплата". Эта мера образует основной элемент "политики сдерживания" означая на практике "замораживание" зарплаты и цен (в противоположность "политике экспансии" когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения.

Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества правительство стремится, однако избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

Справедливо ли рыночное формирование доходов? Что предпочесть - рыночное распределение доходов, корректируемое государственным регулированием, или государственное распределение, корректируемое рынком? Это - не праздные вопросы.

Стремление к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, ибо незачем эффективно работать ни "бедному" (все равно общество поддержит) ни "богатому" (все равно общество отнимет).

Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества.

Таким образом выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между "социальной справедливостью" и "экономической эффективностью"

Конечно, "рыночное" распределение доходов несправедливо но оно хотя бы в состоянии компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства обеспечивающей совокупный продукт в размерах. достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ "это и есть "социально-ориентированное рыночное хозяйство").

"Справедливое" же распределение доходов означает (и это уже доказано практикой) подрыв стимулов к эффективной работе и завершается обычно тем, что справедливо распределять становится просто нечего.

С этих позиций приходится признать, что "несправедливая экономическая эффективность" сегодня имеет объективное преимущество перед "неэффективной социальной справедливостью" И хотя их сближение составляет содержание: социально-экономического прогресса в обозримый исторический период названная альтернатива сохраняет свою жесткую однозначность.

Заключение

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и... даже ее экологической беспечности.

 Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

 Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений..

Литература

 "Большой экономический словарь". М., "Правовая культура", 1994 г.

 Долан Э.Деньги, банки и денежно-кредитная политика.СПб.1998.

 Долан Э.Макроэкономика.СПб.1999.

 Курс экономической теории.Под.ред.Чепурина М.Н.Киров.2002.

 Макконнелл С.Р. Брю С..Экономикс.2тт.Баку.1998.

 Пичугин. "Иностранные частные инвестиции в России", М., Ж. "Экономист", N 11, N 12, 2004 год.

 Райзберг Б.А. и др Современный экономический словарь, М, Инфра-М, 2001г.

 Сакс. "Рыночная экономика и Россия". М., "Экономика", 1995 г.

 Самуэльсон. "Экономика", 1 т., М., 1992 г.

 Урисон. "Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций", М., Ж. "Вопросы экономики", N 8, 2004 год.

 Федченко. "Концепция государственной экономической политики на 1995 год". М., Ж. "Экономист", N 10, 2004 год.

 Фельзенбаум. "Иностранные инвестиции в России", М., Ж. "Вопросы экономики", N 8, 2004 год.

 Фишер С. и др.Экономика.М.2004.

 Худиев. "Причины инвестиционного кризиса и пути его преодоления", М., Ж. "Экономист", N 8, 2005год.

 Шапошников. "Общеэкономическая оценка инвестиционных программ и проектов" М., Ж. "Экономист", N 5, 2005год.

 Шахназаров. "Инвестиции: ситуация и перспективы". М., Ж. "Экономист", N 1, 2003 год.

 Экономика и бизнес.Под ред. В.Д.Камаева.М.2004.

 И. Лушин «О финансовой стабилизации» / «Финансы», №10, 2003

 Величенков «Снова к сюжету «российская реформа по диктовку МВФ» / «РЭЖ», №4, 2002

 В. Емелин, «Институт резидентства в механизме валютного регулирования» / «Деньги и кредит», №9, 2003

 М. Баранова, Ю. П. Адаменко, И. Н. Люкевич «Некоторые вопросы валютного регулирования и валютного контроля при проведении расчетов по экспорту, импорту работ и услуг» / «Деньги и кредит», №10, 2005

 Интервью с председателем ЦБ РФ В. В. Геращенко / «Деньги и кредит», №9, 2004

 Симонов, А. Кухарев «Перспективы развития рынка внутреннего государственного долга России» / «Вопросы экономики, №11, 2003


[1] Райзберг Б.А. и др Современный экономический словарь, М, Инфра-М, 1997г.

[2] то же